Научная статья на тему 'Система статистических показателей, характеризующих эффективность функционирования сферы услуг'

Система статистических показателей, характеризующих эффективность функционирования сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2109
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коломиец Радмила Евгеньевна

Аннотация: В современных условиях экономического развития необходима разработка системы статистических показателей, характеризующих сферу услуг как сектор экономики. В данной работе сформулированы основные принципы построения системы статистических показателей, дана характеристика системы показателей сферы услуг и ее основных разделов. В работе выделены основные показатели результатов функционирования рынка. Ключевые слова: статистический показатель, сфера услуг, эффективность рынка, система показателей, валовая добавленная стоимость, промежуточное потребление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система статистических показателей, характеризующих эффективность функционирования сферы услуг»

Коломиец Р.Е.

СИСТЕМА СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СФЕРЫ УСЛУГ

Разработка системы статистических показателей, характеризующих сферу услуг как сектор экономики, в современных условиях экономического развития, является органической составляющей построения научно обоснованной системы показателей в соответствии с программой реформирования российской статистики, отвечающей условиям рыночной эконо-

мики и эффективного ее функционирования.

Новые требования к системе социально-экономических показателей связаны с необходимостью учета:

- оценок процесса и результатов реформирования экономики;

- формирования множественности форм собственности;

- развития рынков труда и капитала;

- согласованности и интеграции статистических данных всей совокупности видов экономической деятельности, разноуровневых экономических процессов, в том числе отдельных секторов экономики и регионов.

Сформулируем основные принципы построения системы статистических показателей:

•система показателей (в отличие от произвольного набора, перечня показателей) предполагает, что все показатели взаимосвязаны и ориентированы на достижение цели исследования;

•система показателей строится на единых методологических принципах, что является необходимой предпосылкой их сопоставимости;

•система показателей должна быть компактной, что не исключает дополнения обобщающих показателей показателями подсистемы.

При разработке показателей, характеризующих сферу услуг, следует принять во внимание, что эта сфера, масштабы и уровень ее развития занимают особое место в оценке экономического статуса страны. Это обусловлено существующей взаимосвязью развитости сферы услуг и уровня развития национальной экономики.

Система показателей сферы услуг должна включить оценку развития новых и новейших видов услуг в их сопоставимости с соответствующими оценками развитых стран мира. Система статистических показателей должна также обеспечить возможность как всесторонней характеристики ее деятельности в условиях сложившихся социально-экономических преобразований, так и выработки обоснованной экономической политики на этапе кардинальной структурной перестройки экономики страны в целом.

При рассмотрении методологических основ построения системы статистических показателей, характеризующих сферу услуг как сектора экономики, следует отметить, что выделение сферы услуг основывается на разделении общественного труда на два вида: труд по произ-

водству товаров и труд по производству услуг. Оба этих вида труда являются производительными. Одной из важнейших закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг в национальной экономике. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг. Развитие сферы услуг в ее влиянии на экономику в целом, во взаимодействии с другими секторами экономики, а также в ее воздействии на качество жизни населения страны, экономических районов и областей может быть охарактеризовано целостной системой показателей.

Система показателей сферы услуг — это комплекс взаимосвязанных показателей, всесторонне характеризующих состояние и развитие сферы услуг в целом, как сектора экономики, а также отдельных ее составляющих (сегментов — видов услуг).

Основные статистические показатели, отражающие состояние и развитие сферы услуг и сферы бытовых услуг как сектора экономики, должны базироваться прежде всего на построении обобщающих макроэкономических показателей развития отрасли на различных стадиях процесса воспроизводства во взаимной увязке с соответствующими показателями других секторов экономики, а также с главными макроэкономическими показателями. Группа таких обобщающих показателей является составляющей системы национальных счетов, дающих возможность отслеживания и оценок постадий-ного воспроизводства услуг, анализа соответствующих динамических и региональных показателей, а также проведения международных сопоставлений.

Объем оказанных услуг представлен группой показателей, характеризующих результаты производственной деятельности сферы услуг в целом и отдельных ее отраслей, различных типов предприятий и организаций, а также физических лиц. Обобщающие показатели объемов услуг выражаются в стоимостной оценке на ос-

нове данных, полученных путем статистического наблюдения по соответствующим формам, а также досчетов объемов услуг, представленных физическими лицами (на основе утвержденных Госкомстатом России методик).

Важное место в системе показателей занимает группа разноуровневых показателей по оценке затрат и эффективности деятельности предприятий различных видов сферы услуг, а также отражающих финансово-экономическую стабильность их функционирования.

Особый раздел показателей должен быть отведен оценкам уровня удовлетворения потребностей общества, различных социально-экономических групп населения в отдельных видах услуг, в том числе в региональном разрезе. В оценках показателей удовлетворения потребностей населения в услугах могут быть использованы соответствующие нормативы прожиточного минимума, а также рационального потребительского бюджета.

В анализе рынка бытовых услуг необходима оценка спроса и предложения данного вида услуг, а также цен на них по России в целом, экономическим районам и субъектам Федерации. Наряду с показателями объемов реализации услуг, значительный интерес представляет оценка масштабов предложения услуг различных видов, в том числе и бытовых, или потенциальных возможностей их отдачи, исходя из соответствующих совокупных материальных и трудовых ресурсов. Принципиально важно определить насыщенность потребительского рынка предложением различного вида услуг по России в целом, экономическим районам и областям.

В блоке показателей, характеризующих потребление услуг, в специфических условиях переходного периода важно выделить размеры затрат на услуги различных социально-экономических групп населения, доли этих затрат в потребительских расходах соответствующих групп по стране в целом, а также в региональном разрезе. Большое значение для оценки и анализа развития сферы услуг и социально-экономического положе-

ния различных групп населения имеют показатели доли затрат на услуги в прожиточном минимуме и в рациональном потребительском бюджете.

Значительные сложности в построении системы показателей сферы услуг связаны с оценкой «теневой», а также неформальной их части (сектора домашних хозяйств, образуемого некорпоративными предприятиями). На долю неформального сектора сферы услуг приходится весомая часть общего объема реализации услуг и, соответственно, величины валового внутреннего продукта.

Завершающим разделом системы статистических показателей, характеризующих сферу услуг, являются оценки перспектив ее развития в многоаспектном разрезе. Этот раздел представляет собой группу прогнозных показателей, взаимосвязанных между собой, а также с соответствующими прогнозными показателями других сфер экономики и глобальными макроэкономическими показателями. И, наконец, система показателей содержит международные сопоставления. Они могут быть выделены в особый раздел либо быть представлены в ряде разделов в виде сопоставлений с показателями стран ближнего и дальнего зарубежья.

Исходя из вышеизложенного, система статистических показателей, характеризующих развитие этой сферы экономики, может быть представлена пятью разделами:

1. Обобщающие макроэкономические показатели развития отрасли;

2. Социально-экономический потенциал и инфраструктура рынка;

3. Финансовые результаты, эффективность деятельности и инвестиции;

4. Состояние рынка услуг. Удовлетворение потребностей населения и общества в услугах;

5. Международные сопоставления.

Важным направлением анализа

рынка потребительских услуг населению является характеристика его социально-экономического потенциала.

Социально-экономический потенциал рынка услуг — совокупная

способность трудовых, материально-технических, финансовых и других ресурсов сферы обращения обеспечивать достижение наивысших результатов и эффективности функционирования рынка. Поэтому актуальной задачей статистики является разработка системы показателей характеристики потенциальных возможностей развития рынка услуг.

Объем реализации услуг одновременно отражает объем удовлетворенного спроса (и в этом смысле этот показатель является социальным) и объем выручки, полученной от реализации платных услуг (в этом смысле этот показатель характеризует экономический результат функционирования рынка).

Объем реализации услуг населению — важный комплексный социально-экономический показатель удовлетворения потребностей в услугах разного назначения, а следовательно, показатель уровня жизни населения и одновременно результатов функционирования рынка услуг и развития сферы услуг. Этот показатель целесообразно использовать в качестве специфического показателя эффекта функционирования рынка. На его основе определяется вклад рынка услуг в результат функционирования рынка товаров в целом.

Специфика нематериальных услуг как товара, которая, как известно, состоит в том, что они не могут накапливаться и откладываться в запасы, а также в том, что момент производства услуг и момент их потребления не разделены процессами их распределения и обращения, определяет скорость их обращения и отсутствия показателя товарооборота, учитывающего звенность товародвижения.

Показатель уровня реализации услуг на одного жителя — важный индикатор развития регионального рынка и региональных сопоставлений.

Следующая подсистема показателей включает показатели статистики цен на услуги. Цена — главная категория рынка, инструмент его регулирования, балансировки спроса и предложения, инструмент конкуренции и конкурентоспособности.

В системе показателей цен целесообразно использовать категории устойчивости, колеблемости, сезонности, вариабельности цен, соотношений цен различных услуг, субрынков и секторов, а также показатели мобильности и эластичности цен.

Показатели уровня и динамики цен исследуются во взаимосвязи с показателями покупательной способности рубля, денежных доходов населения. Исследование цен и их динамики на рынке услуг увязывается с проблемами инфляции и стоимости жизни.

В подсистеме показателей результатов функционирования рынка услуг помимо показателя объема реализации услуг (выручки от реализации) большое значение имеет показатель прибыли, а также объема валовой добавленной стоимости, отражающей вклад рынка услуг в создание ВВП.

Выпуск рыночных услуг оценивается в основных ценах, то есть исключая налоги на продукты (в рассматриваемых отраслях это налог на добавленную стоимость), но включая субсидии на продукты, то есть государственную дотацию и другие субсидии, получаемые отраслью из государственного бюджета, кроме субсидий, связанных с использованием рабочей силы и других факторов производства, а также субсидий на капитальные затраты.

Валовая добавленная стоимость равна стоимости рыночных услуг отраслей (выпуск) за минусом их промежуточного потребления.

Промежуточное потребление — стоимость всех продуктов (кроме основных фондов) и рыночных услуг, потребленных в течение данного периода в процессе производства и реализации услуг. Промежуточное потребление не включает износ основных фондов, который является элементом валовой добавленной стоимости. Вместе с тем к промежуточному потреблению относятся затраты на улучшение условий труда работников сферы услуг, затраты на спецодежду и спецпитание; представитель-

ские расходы; оплата за обучение работников, если все это осуществляется в интересах производства.

В состав промежуточного потребления в коммерческих учреждениях включают материальные затраты, оплату нематериальных услуг, расходы на командировки (в части оплаты проезда и проживания в гостиницах).

Оценка отдельных элементов промежуточного потребления в сфере платных услуг аналогична оценке соответствующих компонентов валового выпуска: покупные блага и услуги собственного производства отражаются по фактической цепе приобретения, а промежуточные блага и услуги собственного производства — по фактическим издержкам производства.

Валовая прибыль получается путем вычитания из валовой добавленной стоимости общей величины оплаты труда наемных работников, а также налогов на производство за вычетом субсидий на производство.

Чистая прибыль получается путем вычитания из валовой прибыли величины потребления основных фондов, то есть годового фонда амортизации и недоамор-тизированной стоимости выбывших основных фондов.

В особой подсистеме отражаются показатели текущих затрат живого и овеществленного труда, связанных с функционированием рынка услуг, а также показатели инвестиций на его развитие.

Отдельная подсистема показателей призвана охарактеризовать инфраструктуру рынка услуг, которая недостаточно исследована и развита и от состояния которой зависит эффективность функционирования рынка услуг. Эта система показателей призвана отразить развитие подотраслей рынка услуг, обеспечивающих его нормальное функционирование и носящих вспомогательный по отношению к данному рынку характер. Этими подотраслями могут выступать и самостоятельные отрасли сферы услуг, развитие которых в свою очередь определяется их собственной инфраструктурой (транс-

порт, связь, информационные услуги и другие).

Эти показатели обеспечивают обслуживание процесса купли-продажи. К ним относятся показатели развития инфраструктуры (численность, размер, мощность, техническая оснащенность рекламных и информационных предприятий) и другие показатели, связанные с системой менеджмента.

Эффективность рынка услуг как социально-экономическая категория определяется достижением максимального результата (эффекта) на единицу затрат, связанных с его получением, или ресурсов его социально-экономического потенциала.

Эффект функционирования рынка товаров в широком смысле — совокупность экономических, социальных и финансовых результатов, характеризуемых системой показателей.

В составе текущих затрат учитываются прежде всего издержки, связанные с производством и реализацией услуг. Уровень издержек (затрат) — их объем на 1 тыс. руб. реализации услуг.

В системе показателей статистики эффективности услуг прежде всего выделяют обобщающие показатели эффективности затрат и эффективности ресурсов.

Это показатели эффективности использования совокупных ресурсов социально-экономического потенциала рынка услуг (Эр), а также эффективности затрат живого и овеществленного труда, рассчитываемые как отношение показателя результатов к сводному показателю объема текущих затрат.

Один из принципиальных методологических вопросов — какой показатель наиболее полно отражает результат (эффект) функционирования рынка услуг. С позиций экономики в целом эффектом функционирования рынка услуг является валовая добавленная стоимость, учитываемая в объеме валового внутреннего продукта страны и отражающая вклад рынка в создание ВВП.

С позиций удовлетворения потребностей населения в услугах основным

показателем эффекта является объем реализации услуг населению. С позиции каждого отдельного поставщика услуг на рынок, а также регионального и российского рынков важным показателем эффекта является полученная на рынке услуг прибыль — финансовый результат.

Эти три показателя эффекта образуют систему показателей результатов функционирования рынка. Выбор нужного показателя зависит от целей и задач анализа. Уровень эффективности определяется отношением того или другого показателя эффекта либо к затратам на функционирование рынка, либо к ресурсам его социально-экономического потенциала.

Для обеспечения сопоставимости обобщающих показателей эффективности функционирования рынка услуг с показателями эффективности других видов деятельности целесообразно в качестве эффекта (результата) использовать показатель валовой добавленной стоимости (ВДС), созданной на рынке услуг за тот или иной период и отражающей его вклад в создание ВВП.

В составе текущих затрат учитывается сумма стоимости фонда оплаты труда (ФОТ), промежуточного потребления (ПП) и потребления основного капитала

(пок).

Тогда обобщающий показатель уровня эффективности затрат определим по формуле:

ВДС

Эз =

(1);

(ФОТ + ПП + ПОК) В составе ресурсов экономического потенциала рынка услуг учитываются: трудовые ресурсы, занятые обслуживанием рынка (Т), основные фонды (ОФ) и оборотные фонды (ОбФ). Расчет эффективности ресурсов осуществляется по формуле:

= -Ж-, (2);

* (Т + ОФ + ОбФ) Расчет сводного показателя эффективности ресурсов затруднен из-за отсутствия пока рыночной стоимости трудовых ресурсов, занятых на рынке труда. Однако

рассчитываются отдельные компоненты эффективности ресурсов социально-экономического потенциала, изменение которых в динамике позволяет определить изменение в динамике показателя уровня эффективности ресурсов в целом.

Отношение ВДС „я показа-

Т

телем производительности труда на рынке услуг (ПТ), сопоставимым по методике расчета с показателем общественной

(ВВП) Э

производительности труда (—т— )• Этот

показатель характеризует эффективность затрат живого труда на рынке услуг.

Показателями эффективности затрат прошлого труда являются фондоотдача (ФО), фондоемкость (ФЕ) и материалоемкость (МЕ).

Фондоотдача — объем результата функционирования рынка услуг на единицу среднегодовой стоимости его основных фондов:

ФО = ВДС, (3);

ОФ

фондоемкость — обратный показатель фондоотдачи:

ОФ

ФЕ = , (4);

ВДС

и материалоемкость исчисляется по формуле:

ОбФ

МЕ = , (5).

ВДС

Основным фактором роста производительности труда (ПТ) на рынке услуг является фондовооруженность труда (ФВ) — средняя стоимость основных фондов рынка услуг на одного занятого в этой сфере,

ОФ

фв = (6)

В число показателей финансовой эффективности функционирования рынка, т.е. рентабельности (Рент.), в зависимости от целей анализа включаются:

• отношение объема выручки от реализации услуг (Р) к текущим затратам (издержкам) на этот процесс (З):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Р

Рентабельность = 3, (7);

•отношение прибыли (П) к объему реализации

Рентабельность = П, (8);

•отношение прибыли к сумме основных (ОФ) и оборотных фондов (ОбФ):

Рентабельность =-П-, (9).

(ОФ + ОбФ)

Каждый из названных показателей имеет самостоятельное значение в экономическом анализе.

Условия эффективности — определенные соотношения (неравенства) темпов роста основных показателей функционирования рынка (результатов, ресурсов и затрат).

Используя показатели международной методологии, можно рассчитать коэффициент рентабельности как отношение прибыли к величине валовой добавленной стоимости (ВДС), созданной на рынке услуг (размер прибыли, приходящейся на единицу ВДС):

Коэффициент рентабельности = вДс (10)

Учитывая, что потребительские услуги создаются для конечного потребления, при анализе рынка целесообразно использовать коэффициент конечного потребления (Ккп), рассчитываемый как отношение объема конечного потребления (КП) к валовой добавленной стоимости:

Коэффициент конечного потребления = (11)

КП

ВДС

Этот коэффициент показывает, какая часть валовой добавленной стоимости была использована на удовлетворение потребностей населения.

Внедрение международных стандартов учета и статистики расширило понятие экономической деятельности, что имело своим следствием органическое включение сферы услуг в экономические процессы, происходящие в стране, позволило дать четкую характеристику экономического результата развития сферы услуг и ее участия в формировании ВВП на основе применения гармонизированной системы статистических показателей, характеризующих сферу услуг.

Библиографический список

1. Организация системы конъюнктурных обследований деловой активности в сфере услуг России / Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ, Госкомстат России. — М.: ИИЦ «Статистика России», 2003.

2. Панкратьева Н. Система статистических показателей сферы услуг как сектора экономики // Вопросы статистики. — 1998. — №4.

3. Соколин В. Л. О работе системы государственной статистики в 2004 году и основных направлениях деятельности на 2005 год // Вопросы статистики. — 2005. — №4.

4. Чобану К.Г. Рыночная инфрастук-тура региона в системе национального счетоводства // Вопросы статистики. — 2004. — №1.

5. Маслова Н.П., Полякова И. А., Капустин А.А., Щипанов Э.Ю. Социально-экономическая статистика: Учеб. пособие / РГЭУ «РИНХ», — Ростов н/Д, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.