Научная статья на тему 'Система социальной защиты военнослужащих'

Система социальной защиты военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21848
1844
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Серебрякова Надежда Александровна

Социальная защита военнослужащих рассмотрена как составная часть системы социальной защиты населения, показаны ее характерные особенности в этой системе, определяемые спецификой труда военнослужащих, конечной целью которого выступает услуга особого рода обеспечение безопасности. Даны характеристика основных направлений реформирования системы материального обеспечения военнослужащих и оценка эффективности реализуемого Правительством Российской Федерации курса в области материального и жилищного обеспечения военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система социальной защиты военнослужащих»

УДК 316.346.3

Н.А. Серебрякова

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Социальная защита военнослужащих рассмотрена как составная часть системы социальной защиты населения, показаны ее характерные особенности в этой системе, определяемые спецификой труда военнослужащих, конечной целью которого выступает услуга особого рода - обеспечение безопасности. Даны характеристика основных направлений реформирования системы материального обеспечения военнослужащих и оценка эффективности реализуемого Правительством Российской Федерации курса в области материального и жилищного обеспечения военнослужащих.

N.A. Serebryakova SOCIAL PROTECTION OF MILITARY PERSONNEL

Social protection of military personnel as a component of social security system is considered in this article. Its main features are shown. They are defined by specificity of work of military personnel with the main goal - to provide a special service - to provide safety. The characteristic of the main directions of material maintenance system of military personnel and estimation of efficiency of a plan of the government of the Russian Federation in the field of material and housing maintenance of militia is given here.

Актуальность проблемы обеспечения социальной защиты военнослужащих определяется тем, что современный этап развития Вооруженных сил Российской Федерации требует качественно нового отношения к проблеме реализации установленных законодательством гарантий военнослужащих, повышения их социального статуса, реализующегося в том числе и посредством социальной защиты военнослужащих. Обращение к проблеме социальной защиты военнослужащих обусловлено потребностью теоретического обобщения и систематизации накопленного в обществе опыта в области социальной защиты всего населения, и военнослужащих в частности.

Значение социальной защиты военнослужащих и членов их семей в современных условиях неуклонно возрастает, что обусловлено:

- осуществляемым в России комплексом социальных реформ, нацеленных на переход в социальной сфере от патерналистской политики к либеральной, ориентированной на снижение вмешательства государства в решение личных проблем граждан, предоставление им большей свободы, что в условиях законодательного запрета для военнослужащих заниматься какой-либо оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской и творческой, ставит благосостояние их самих и их семей в прямую зависимость от уровня их государственного обеспечения;

- обострением ранее существовавших и возникновением новых социальных проблем российского общества - безработицы, платности медицинских и

образовательных услуг, потери социально уязвимыми группами населения, в том числе военнослужащими и их семьями, ряда социальных гарантий;

- проведением комплексной военной реформы, важнейшей составной частью которой является создание соответствующей системы социальной защиты военнослужащих;

- активным участием российских военнослужащих в локальных войнах, вооруженных конфликтах, миротворческих и контртеррористических операциях, вследствие чего более актуальной становится проблема принятия дополнительных мер по социальной защите участников боевых действий, инвалидов, семей погибших военнослужащих.

Военнослужащие - это, в первую очередь, граждане своей страны, и поэтому на них распространяются меры общей системы социальной защиты. Социальная защита населения представляет собой систему социально-экономических отношений по обеспечению и поддержанию в случае воздействия социальных рисков установленных социальных стандартов жизни для каждого человека, которые соответствуют представлениям и критериям оценки социальной справедливости в данной стране. Особое значение система социальной защиты имеет тогда, когда человек оказывается в неблагополучном социальном положении вследствие воздействия социальных рисков. Социальная защита в соответствии с Концепцией МОТ о достойном труде является основным индикатором соответствия труда предъявляемым требованиям [1, с.14]. В отличие от общей, в специальной социальной защите нуждаются те категории граждан, материальное благосостояние и социальное положение которых всецело зависят от внешних факторов, и, в меньшей мере, от их собственной трудовой активности [2, с.16]. В силу определенных ограничений, зависящих от рода служебной деятельности, они не могут принимать равноправного участия в строительстве новых отношений собственности, а, следовательно, и перейти к использованию новых источников доходов. К числу таких категорий общества относятся военнослужащие, поскольку они не являются ограниченно трудоспособными, а ограничены в возможностях вести дополнительную трудовую деятельность для повышения своего благосостояния. Специфика социальной защиты военнослужащих как особой социально-профессиональной группы определяется, в первую очередь, спецификой их труда.

Вооружённые силы, наряду с принадлежностью к важнейшим институтам государственной власти, одновременно являются и важным социальным институтом как исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности. Несмотря на то, что Вооружённые силы концентрируют в себе сравнительно небольшую часть населения, они располагают силой, несопоставимой ни с какой другой силой в обществе. Отличает армию от других социальных институтов следующее:

- непосредственное обладание мощным оружием;

- исключительно жёсткая организационная структура;

- обособленность военно-профессиональной деятельности от других сфер приложения человеческих сил и возможностей.

Вооружённые силы реализуют социальную потребность в военной защите государства. С этим связана необходимость воинского труда в качестве социальнополезного занятия определённой части взрослого населения. Воинский труд играет решающую роль в достижении определённого уровня совокупной производительности всех работающих членов общества. При этом его значение определяется конечным результатом (продуктом), который выступает в форме особой, специфической услуги -защите общества. Службу в Вооруженных силах необходимо рассматривать как воинский труд, как «неотъемлемую часть совокупного общественного труда, его специфическую подсистему, которая имеет общую с трудом физиологическую основу, относится к сфере производства услуг, характеризуется признаками целесообразности и общественной потребности» [3, с.93].

Защита общества как благо, производимое воинским трудом, не может быть выделена и оформлена как вещь, подлежащая расфасовке, упаковке, хранению и т.д. Она не поступает на рынок, производится монопольно, без всякого воздействия каких-либо аналогичных конкурирующих структур, поэтому общество воспринимает ценность (стоимость) этого продукта труда без проверки и сопоставления экономических затрат на его производство с другими вариантами выполнения вооруженной защиты. Соответственно, рынок не подсказывает обществу величину совокупных экономических затрат на производство услуги защиты общества и каждого рабочего места в структуре Вооруженных сил. В то же время, товар, производимый трудом военнослужащих, в полной мере относится к общественному благу: процессы производства и потребления военной услуги происходят одновременно, она не может быть накоплена, требует постоянного возобновления, воспроизводства, не может быть возвращена на доработку и исправление, потребляется всеми членами общества в одинаковом объёме и никто не может быть исключён из процесса потребления.

Труд военнослужащих, как особый вид труда, имеет свои характерные особенности, которые определяют необходимость предоставления военнослужащим гарантий, преимуществ, льгот. Перечислим эти особенности.

1. Выполнение чисто военных функций (что является определяющим).

2. Труд разной продолжительности, интенсивности и напряженности.

3. Повышенный риск для жизни военнослужащих.

4. Предъявление специфических требований к психике человека, состоянию здоровья, физическим данным, возрасту.

5. Законодательное ограничение прав и свобод военнослужащих.

6. Мобильность службы.

7. В определённой степени регламентированный служебный рост.

Труд военнослужащих имеет все основные социально-экономические характеристики, присущие труду: характер, содержание, средства, условия, субъекты, цели, рабочую силу, цену рабочей силы, стоимость рабочей силы, рынок труда.

Под характером воинского труда необходимо понимать связи и отношения между субъектами воинского труда и субъектами общества, возникающие в процессе воинской деятельности [4, с.46].

Под содержанием воинского труда понимается совокупность элементов, связей и функций целенаправленной деятельности военнослужащего по вооружённой защите интересов государства [4, с.48].

Средства труда военнослужащих охватывают всё многообразие боевой техники и оружия. В самом общем виде они могут быть разделены на две большие группы: наступательные и оборонительные, соотношение которых определяется военнополитическими приоритетами страны и ее Вооружённых сил.

Условия труда обеспечиваются коммуникациями, сооружениями (мосты, аэродромы и т. д.).

Субъекты труда военнослужащих представлены всеми категориями военнослужащих, составляющих чёткую структуру с иерархической системой управления и подчинения.

Цели труда военнослужащих носят двойственный характер. При реализации конкретного вида труда военнослужащих носителем его цели является конкретный воин, а носителем конечной цели труда военнослужащих всегда выступает государство. Конечная цель воинского труда, результат трудовой деятельности - оборона, которая является составной частью такого экономического понятия как «национальная безопасность».

Сложность труда профессиональных военнослужащих обусловливается наличием в Вооруженных силах РФ самой современной техники и созданием условий для ее функционирования.

Часть трудовых ресурсов общества, занятых профессиональной воинской деятельностью, определяется как «рабочая сила военнослужащих» [5, с.70]. Стоимость товара рабочая сила военнослужащих определяется так же, как и стоимость других видов рабочей силы - стоимостью жизненных средств, которых должно быть достаточно для воспроизводства способности к труду самого военнослужащего и содержания его семьи на достойном уровне. Способность определённой категории членов общества создавать полезную для общества услугу вооруженной защиты является потребительной стоимостью рабочей силы военнослужащих.

Рынок труда рабочей силы военнослужащих очень специфичен. Спрос на рынке труда военнослужащих формируется государством и зависит от ряда факторов: международной обстановки, внутренней обстановки в стране, географического расположения, величины территории, количества населения, существующей военной доктрины. Под спросом на воинский труд понимается такое количество воинского труда, которое необходимо обществу для удовлетворения потребности в вооружённой защите своих интересов [5, с.71]. Основным показателем спроса на воинский труд является необходимое количество субъектов воинского труда, такая их численность, которая способна удовлетворять потребности государства в вооружённой защите его интересов.

Под предложением воинского труда понимается такое его количество, которое потенциальные субъекты воинского труда хотят и могут предложить государству [5, с.72]. Показателем предложения воинского труда является укомплектованность Вооруженных сил.

Особенности труда военнослужащих требуют развитой системы мер специальной (профессиональной) социальной защиты, которая должна обусловливать выполнение одного из основных условий достойного труда: «труд с достойной оплатой при справедливом распределении плодов прогресса» [1, с.16]. По словам В.А. Костина, достойные условия труда и его достойное вознаграждение требуют дополнительных затрат, и несмотря на это достойный труд выгоден, ибо он более производителен и эффективен, повышает конкурентоспособность предприятий [1, с.20]. Применительно к военнослужащим, дополнительные затраты оправдываются повышением общей безопасности страны. Кроме того, достойный труд - это труд, при котором права трудящихся защищены и при котором они активно участвуют в деятельности организации и могут внести наибольший вклад в общее благополучие [1, с.16]. Следовательно, социальная защита военнослужащих является дополнительным условием обеспечения обороноспособности страны.

Система социальной защиты военнослужащих является системой социальноэкономических отношений по обеспечению материального благосостояния и достойного социального положения военнослужащих и членов их семей. Социальная защита военнослужащих имеет специфическое общественное предназначение. Она направлена на улучшение материального и морально-психологического состояния военнослужащих и создание условий для их социальной безопасности.

Принципиальное различие между военнослужащими и другими трудоспособными гражданами состоит в том, что занятый в различных гражданских структурах гражданин работает «на себя», в то время как военнослужащий, исполняя государственные функции, реализует, прежде всего, волю государства, а не свою собственную. При этом в отличие от других категорий граждан законодательно ограничивается ряд его конституционных прав и свобод.

Социальной защите военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в отличие от социальной защиты других категорий граждан присущ ряд характерных особенностей, основными из которых являются:

1. Социальная защита распространяется не только на личность военнослужащего, но и на социальное обустройство членов его семьи, как в период службы военнослужащего, так и после увольнения его в запас (отставку). Система материального обеспечения

военнослужащих остается, по сути, единственным источником дохода в бюджете семьи военнослужащего.

2. Социальная защита военнослужащих в значительной мере направлена на стимулирование добросовестной службы и на компенсацию законодательного ограничения ряда их общегражданских прав и свобод, в то время как социальная защита населения осуществляется исключительно в целях смягчения социальных рисков и возмещения утраченного заработка и иных доходов вследствие безработицы, инвалидности, старости и т.п. Соответственно, социальной защите военнослужащих присущи повышенные, по сравнению с другими категориями граждан, размеры пенсий, пособий, компенсационных выплат.

3. Нормы права системы социальной защиты содержатся, главным образом, в федеральном законодательстве - законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба. Правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иные локальные акты в общем массиве военно-социального законодательства имеют весьма незначительный удельный вес и играют вспомогательную роль.

4. Финансирование системы социальной защиты военнослужащих осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета. Средства внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и др.), играющие ключевую роль в системе социальной защиты населения России, в системе социальной защиты военнослужащих не используются.

5. Социальная защита военнослужащих включает в себя ряд специфических видов социальных гарантий, пособий, компенсационных выплат, присущих только указанным категориям граждан.

Существует прямая зависимость между выслугой лет (в т.ч. особенностями прохождения службы) и объемом предоставляемых военнослужащему гарантий и компенсаций. Государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, увеличение количества льгот, гарантий и размера компенсаций в соответствии с полученной квалификацией и со сроком военной службы, который рассчитывается с учетом общей продолжительности военной службы в календарном исчислении или общей продолжительности военной службы в льготном исчислении.

Льготы, преимущества и компенсации по своей природе существовали всегда, в любом обществе, принимая в различные периоды времени разные формы. Их основное предназначение - отражение особенностей и характера трудового процесса той или иной категории работников в силу объективных различий между профессиями. Льготы военнослужащим и членам их семей не преследуют цель поставить их в какие-то привилегированные условия. Это - стимулы морального и материального порядка, главным назначением которых является повышение морально-боевого духа военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также компенсация издержек, обусловленных выполнением долга по защите Отечества и исполнением воинских обязанностей. В условиях экономического кризиса и крайне нестабильного положения в стране льготы несут и еще одну важнейшую функцию - защиту военнослужащих и членов их семей от влияния инфляции, т. е. часть услуг, преимуществ, предоставляемых в соответствии с законодательством, практически не зависит от роста цен (например, бесплатное медицинское обслуживание).

Н. С. Землянухина считает, что трудовые льготы являются одной из форм подтверждения социальной ценности труда [6, с.95]. Государство, наделяя военнослужащих определенными льготами и преимуществами в соответствии с их социальным статусом, должно тем самым создавать им такие жизненные условия, при которых бы они целиком отдавали служебное время своей непосредственной работе, не думая о бытовых сложностях. Объем и содержание льгот зависят от служебно-

должностной категории, к которой относится военнослужащий, его воинского звания, срока пребывания на военной службе и иных особенностей ее прохождения. Льготы обусловлены объективными особенностями воинского труда.

По признаку продолжительности действия система социальной защиты военнослужащих может быть:

1) временной - имеет место только в период прохождения военной службы (ограничивается временем исполнения военной службы);

2) постоянной - не ограничивается временем исполнения военной службы, т. е. сохраняется в последующем для отдельных категорий граждан после прекращения военной службы.

Система социальной защиты военнослужащих включает в себя следующие элементы:

- охрана жизни и здоровья, в т.ч. обязательное государственное страхование;

- пенсионное обеспечение;

- материальное обеспечение;

- обеспечение жильём.

Исследуя денежное довольствие военнослужащих как денежное выражение цены рабочей силы воинского труда, необходимо рассмотреть динамику доходов военнослужащих. Сделаем это на примере изменений денежного довольствия военнослужащих типичных воинских должностей с 2002 г. Мы считаем правомерным провести сравнение оплаты труда военнослужащих: 1) с заработной платой некоторых категорий субъектов гражданского труда; 2) с прожиточным минимумом по стране. При расчёте средней суммы, которую военнослужащий получает ежемесячно, для более объективного сравнения необходимо учитывать размер единовременного денежного вознаграждения по итогам календарного года, премии за образцовое выполнение воинского долга в расчёте на месяц. Хотя ежемесячно военнослужащий эти суммы не получает: единовременное денежное вознаграждение выплачивается в начале

календарного года, а премию за образцовое выполнение воинского долга военнослужащий получает ежеквартально, но тем не менее благосостояние военнослужащего данные премии повышают значительно. Кроме того, необходимо вычесть размер подоходного налога. Результаты расчётов приведены в табл. 1 (предполагается, что военнослужащий не был лишён премий).

На основе полученных данных и данных официального сайта Министерства здравоохранения и социального развития РФ проведём сравнительный анализ. Сравним доход военнослужащего и средний размер заработной платы в экономике в целом и в социально-культурной отрасли. Из рис. 11 видно, что доход военнослужащего выше, чем заработная плата в социальных отраслях экономики. В 2006 г. среднее денежное довольствие превышало заработную плату в социальных отраслях на 24%, в первом полугодии 2007 г. разрыв ещё увеличился и составил 31%. Средняя заработная плата по стране (включая заработную плату в промышленности) превышает размер денежного довольствия. Даже с учётом премий денежное довольствие составляло в 2006 г. лишь 87% от средней заработной платы по стране. В первом квартале 2007 г. соотношение средней заработной платы и денежного довольствия составило 97%, т.е. размер денежного довольствия постепенно догоняет среднюю заработную плату по стране. Для повышения привлекательности труда в Вооружённых силах денежное довольствие должно быть выше, чем средняя заработная плата по стране или хотя бы сравнимо с ней, а в настоящее время это условие не выполняется.

1 Составлен автором с использованием данных официального сайта Министерства здравоохранения и социального развития РФ (Аналитическая информация. Об основных показателях развития здравоохранения и социально-трудовой сферы в первом полугодии 2007 года: http://www.mzsrrf.ru/analit_inform/788.html).

Таблица 1

Средняя сумма, подлежащая выдаче военнослужащему (по категориям), с учётом единовременной денежной выплаты, квартальной премии, компенсации за паёк (в руб.)2

Год Сумма, подлежащая выдаче военнослужащему (по категориям) Средняя сумма, подлежащая выдаче военнослужащим

прапорщик младший офицер старший офицер

2002 4334 5825 7569 5909

2003 4894 6197 7903 6331

2004 4894 6197 7903 6331

2005 7014 8783 11115 8971

2006 7803 9971 12629 10134

1-й квартал 2007 8522 10880 13792 11065

4-й квартал 2007 10111 12784 16154 13016

2002 год 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год 1-й квартал 4-й квартал

2007 г. 2007 г.

^^^Средняя сумма, подлежащая выдаче военнослужащим

.......Среднемесячная заработная плата в экономике

“ Среднемесячная заработная плата в социальных отраслях экономики

Рис. 1. Сравнение средней заработной платы со средней суммой, подлежащей выдаче военнослужащим

Как следствие, военнослужащие, проходящие в настоящее время военную службу по контракту, не заинтересованы в добросовестном исполнении (не говоря уже о так называемом сверхисполнении) обязанностей военной службы и, как следствие, осуществляют «имитацию» военной службы, а лица, имеющие потенциальную возможность заключить контракт о прохождении военной службы, не делают этого, отдавая предпочтение иным видам трудовой деятельности. Такая ситуация -свидетельство снижения социального престижа военной службы. Особенно остро встает проблема комплектования армии и флота квалифицированными кадрами.

2 Составлена автором на основании и в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. № 200 г. «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации» // Российская газета. № 4181. 27 сентября 2006 г. и с использованием программы БепОу_у.2.62_к http://nachfin.info.ru.

20000

0 -I--------1--------1---------1---------1---------1--------1---------1--------1

2002 год 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год 1-й 4-й 2008

квартал квартал 2007 г. 2007 г.

“ ^ деДенежное длвольствие прапорщика

деДенежное длвольствие млад шего офицера

-------Д<Денежнде довольствие старшего офицера

С,Сдедняя заработ нля плата в экономике

Рис. 2. Сравнение заработной платы по стране с денежным довольствием военнослужащих по категориям

Следует учитывать также, что денежное довольствие внутри самой социальной группы военнослужащих различается по размеру между старшими, младшими офицерами и прапорщиками. Сравнение денежного довольствия по категориям со средней заработной платой по стране (рис. 23) показывает, что денежное довольствие старших офицеров значительно выше, у младших сравнимо, а у прапорщиков значительно ниже средней заработной платы по стране.

Как отмечалось ранее, денежное довольствие является основным доходом семьи, поэтому сравним размер денежного довольствия и прожиточный минимум для семьи из трёх и четырёх человек, используя данные табл. 2 и рис. 3.

Как видно из рис. 3, среднее денежное довольствие с учётом премий в 2006 г. в 2,7 раза превышало размер прожиточного минимума трудоспособного населения. Но прожиточный минимум семьи из трёх человек в 2006 г. приблизился к размеру денежного довольствия, а вот наличие двоих детей в семье отодвигает семью военнослужащего за черту бедности. Более неутешительным выглядит ситуация в отношении младших офицеров и прапорщиков. В основном молодым офицерским семьям приходится жить только на средства мужа, так как до 55% жен младших офицеров не могут трудоустроиться [7]. По уровню среднедушевых доходов социально-экономическое положение молодых офицеров-холостяков примерно в 2,2-2,6 раза лучше, чем у их сверстников, имеющих семью. В течение последних лет в войсках Московского военного округа стабильно увеличивается число неженатых младших офицеров. Если в 1999 г. таких было 40%, то в 2003 г. - уже 45%, а в 2004 г. - и того больше - 50%. Сегодня из ста лейтенантов и старших лейтенантов - пятьдесят пять холостых. В гвардейской Кантемировской

3 Составлен автором с использованием данных официального сайта Министерства здравоохранения и социального развития РФ (Аналитическая информация. Об основных показателях развития здравоохранения и социально-трудовой сферы в первом полугодии 2007 года: http://www.mzsrrf.ru/analit_inform/788.html).

танковой дивизии из 193 лейтенантов, окончивших в прошлом году военные училища, только 80 были женаты, а в столичном Отдельном комендантском полку из 50 прибывших лейтенантов женатыми оказались лишь двое [8, с.6].

Таблица 2

Прожиточный минимум (в руб.)4

Год Прожиточный минимум на душу населения Прожиточный минимум для трудоспособно го населения Прожиточный минимум в расчёте на ребёнка до 14 лет Величина прожиточного минимума для семьи из 3 чел. (2 взрослых и 1 ребёнок) Величина прожиточного минимума для семьи из 4 чел. (2 взрослых и 2 ребёнка)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2000 1210 1320 1208 3848 5056

2001 1500 1629 1499 4757 6256

2002 1808 1968 1799 5735 7534

2003 2112 2304 2090 6698 8788

2004 2376 2602 2326 7530 9856

2005 3031 3266 2918 9450 12368

2006 3436 3707 3303 10717 14020

Величина среднестатистического прожиточного минимума домохозяйства военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в различных районах Российской Федерации, военных округах и на флотах, имеет выраженную региональную специфику. Поэтому, чем выше прожиточный минимум в регионе, тем сложнее условия для выживания семей военнослужащих. Эти значения максимальны особенно в удаленных районах - Дальневосточном, Восточно-Сибирском, Западно-Сибирском и Северном, а также в главных мегаполисах страны - Москве и Санкт-Петербурге. Величины прожиточных минимумов домохозяйств военнослужащих различных видов Вооруженных сил различаются между собой незначительно.

Обеспечение жильём военнослужащих на сегодняшний день продолжает оставаться одной из наиболее острых социальных проблем. В настоящее время действуют две программы обеспечения жильём военнослужащих.

1. Программа «Государственные жилищные сертификаты» рассчитана преимущественно на военнослужащих, увольняющихся в запас по достижении предельного возраста (по выслуге лет).

2. Накопительно-ипотечная система (НИС) охватывает преимущественно молодых офицеров - выпускников военных вузов, заключающих первый контракт.

4 Таблица составлена автором по данным сайта www.mzrrf.ru.

2002 год 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год 1-й 4-й

квартал квартал 2007 г. 2007 г.

Средняя сумма, подлежащая выдаче военнослужащим

......Прожиточный минимум для трудоспособного населения

Величина прожиточного минимума на семью из 3 чел (2 вз. и 1 реб.)

^^^^"Величина прожиточного минимума на семью из 4 чел (2 вз. и 2 реб.)

Рис. 3. Сравнение средней суммы денежного довольствия с величинами прожиточного минимума

По первой схеме, при увольнении в запас военнослужащий получает сертификат (количество м2 рассчитывается по количеству членов семьи) на приобретение жилой площади в одном из городов России. Расчет субсидии производится на дату выдачи

сертификата. Средняя рыночная стоимость 1 м2 общей площади жилья определяется

ежеквартально Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике на основании данных, представленных Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и публикуется в средствах массовой информации.

В соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 13 июня 2007 г. № 48 на второе полугодие 2007 г. утверждён норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации в размере 22430 руб., для Саратовской области - 14700 руб. [9]. В г. Саратове, по данным Саратовстата, средняя стоимость 1 кв. м на первичном рынке жилья во 2-м квартале 2006 г. составила 20395 рублей, типовые квартиры продавались по цене 18283 рубля за метр, квартиры улучшенной планировки -, элитные квартиры по цене 26140 рублей за 1 кв.м [10]. Таким образом, военнослужащий, изъявив желание после увольнения жить в г. Саратове и отметив это в рапорте, купить положенное ему и его семье по сертификату количество квадратных метров сможет только в Саратовской области, но не в областном центре (если не будут привлечены дополнительные средства). Следовательно, можно утверждать, что требуется дальнейшее совершенствование методики определения средней стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, используемой при расчете размера субсидии.

Порядок функционирования новой системы определен Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ. Участие военнослужащего в накопительно-ипотечной системе не связывается с признанием его нуждающимся в улучшении жилищных условий, т. е. новая форма жилищного обеспечения преследует сразу несколько целей:

- во-первых, реализация права военнослужащих на жилище как одна из форм социальных гарантий военнослужащих;

- во-вторых, фактор заинтересованности граждан в исполнении военной службы, т. е. один из путей повышения привлекательности военной службы.

Размер ежегодного взноса на личный накопительный счёт участника НИС предполагается ежегодно увеличивать с учетом планируемой инфляции. В 2005 г. данная сумма составила 37 тыс. руб., в 2006 г. - 40,6 тыс. руб. [11]. В 2007 г. размер

накопительного взноса на одного участника НИС был увеличен до 82,8 тыс. руб. [12], из расчета 26 тыс. руб. за один квадратный метр. Планируется, что в 2008 г. эта цифра составит 89,9 тыс. руб., в 2009 г. - 96,3 тыс. руб., в 2010 г. - 102,8 тыс. руб.[13]. Таким образом, на начало 2008 г. на личном счету участника НИС накапливается 160,4 тыс. руб. По данным Саратовстата, сейчас средняя стоимость кв.м жилья на первичном рынке Саратовской области составляет 19,5 тыс. руб. Типовые квартиры в 1-м квартале 2007 г. продавались по 18,1 тыс. руб. за кв.м, улучшенной планировки - 20,1 тыс., элитные - 27,5 тыс. На вторичном рынке жилья стоимость квадратного метра установилась в размере 18,4 тыс. руб. Квартиры низкого качества продавались по 15,2 тыс., типовые - 18,3 тыс., улучшенной планировки - 20,7 тыс., элитные - 27,7 тыс. руб. [14]. Так как банки предоставляют ипотечные кредиты с первоначальным взносом 10% от стоимости жилья, то кредит может быть предоставлен на 1 604 000 руб. Если семья военнослужащего состоит из трёх человек, по социальной норме ему положено 54 м , а типовая квартира такой площади стоила в 1-м квартале 2007 г. примерно 988 200 руб., улучшенной планировки - соответственно 1 117 800 руб. Как видно из расчётов, накопленных средств даже с учётом того, что цены на недвижимость постоянно растут, должно вполне хватить. Если военнослужащий имеет двоих детей и социальная норма жилплощади вырастает до 72 м2, то сумма оказывается вполне приемлемой (1317, 6 тыс. руб., 1490,4 тыс. руб.). Но такая картина стала возможной только после того, как банки снизили размер первоначального взноса с 30 до 10%. До этого момента ситуация выглядела не очень утешительно. Участник НИС при оплате первоначального взноса по погашению кредита (30% стоимости жилья) за двухкомнатную квартиру общей площадью 56 кв. м в г. Саратове (например, военнослужащий женат и имеет одного ребенка), должен будет доплачивать еще порядка 147 тыс. руб. из своих личных сбережений (1 кв.м - 18,3 руб., стоимость 56 кв.м - 1024800 руб., 30% - 307 440 руб.). Но, тем не менее, расходы на регистрацию жилья и различные виды страхования военнослужащий должен будет произвести сам.

Кроме того, по словам президента Гильдии риэлтеров при Торгово-промышленной палате Саратовской области Вячеслава Клокотова, цифры официальной статистики занижены. Они показывают нижний предел стоимости квадратного метра на окраине города [10]. Реальные цены на жилье выше на 10-15%. В 2006 г. рост цен составил не менее 15-20%. Среди регионов Приволжского федерального округа на рынке нового жилья Саратовская область находится на 7-м месте, по вторичному - на 11-м (во главе списка - регионы с наивысшей ценой). Дешевле всего купить квартиру в Ульяновской области. Там 1 кв.м жилья стоит 13 тыс. руб. и 12,9 тыс. руб., соответственно. Дороже всего квадратные метры оцениваются в Нижегородской области (в новостройках - 24,2 тыс. руб.) и Башкортостане (на вторичном рынке - 26,6 тыс. руб.) [10].

Стоимость жилья на конец 2005 г. в Москве на первичном рынке составляла 58912 руб. за м2. На вторичном рынке жилья: в панельных домах - 59080 руб., в кирпичных домах - 76944 руб. [15]. Разброс цен на жилье по стране очень большой. Рынок жилья в Калининграде, Сочи, Екатеринбурге, Перми и других промышленных городах с отставанием примерно в два года повторяет московский.

Таким образом, реально оценивая ситуацию, следует признать, что участник НИС со 160,4 тыс. руб. вряд ли будет привлекательным клиентом на рынке жилья в Москве или Санкт-Петербурге и еще многих крупных российских городах.

Уже в 2008 г. первые добровольные участники НИС из числа офицеров получат право, используя накопленные средства, взять ипотечный кредит и приобрести жилье, в 2011-2012 гг. Офицеры - первые обязательные участники НИС - также получат это право. На этом этапе НИС должна заработать на практике. На данный момент очевидны следующие требующие решения проблемы:

1. Размер накоплений не соответствует рыночным ценам на жилье, поэтому не может быть осуществлено установленное Законом право военнослужащего приобрести

жилье в том месте, где он захочет. В Законе нет дифференциации выплат в соответствии с ценой жилья в разных регионах и населенных пунктах. Поэтому существенно сокращаются возможности приобретения жилья в крупных административных центрах без привлечения собственных или заемных средств. Эти условия ставят офицера перед необходимостью приобретения жилья согласно социальным нормам, но в сельской местности, поселках или мелких провинциальных городках, или использования личных сбережений для решения целей и задач НИС. Ситуация на рынке ипотечного кредитования, условия НИС и доходы военнослужащих лишают офицеров возможности взять ипотечный кредит после трех лет накоплений.

2. Привлечение средств военнослужащих для оплаты ипотечного кредита является попыткой переложить ответственность государства на плечи самих военнослужащих, что приведет к еще большему ухудшению материального положения военнослужащих и их семей.

3. Расчетные материалы, представленные в обоснование законопроекта, подготовлены на основе благоприятных прогнозов и совершенно не учитывают реальной ситуации и тенденций на рынке жилья. Так, даже при 6 %-м росте цен на жилье - а с 2000 г. их рост был гораздо более значительным - покупательная способность накоплений одного участника системы к 2024 г. достигнет лишь 29 кв. метров, а не 83,6, как указано в сопровождающих законопроект документах.

Из приведённых данных видно, что система социальной защиты военнослужащих далека от своего совершенства. Уже длительное время денежное довольствие военнослужащих отстаёт от среднего уровня по стране. Этот разрыв еще более ощутим для семей с детьми и младших офицеров, прапорщиков. Такое социально-экономическое положение объективно по оценкам специалистов определяется как бедность. Низкий уровень денежных доходов младших офицеров не позволяет им достойно содержать свои семьи. В этом главная причина быстрого разочарования в военной службе младшего офицерского состава. Большинство семей младших офицеров находятся за чертой бедности независимо от региона прохождения службы. Поэтому оплата воинского труда в ближайшие годы не будет определяющим фактором принятия положительного решения потенциальным субъектом воинского труда о поступлении на воинскую службу по контракту.

Вооружённые силы России являются инструментом государства в реализации национальных интересов, в обеспечении условий для мирного демократического развития государства, а система социальной защиты военнослужащих выступает как условие осуществления функций Вооруженных сил. Принципиально важно сохранение исторически сложившейся обязанности государства - компенсировать военнослужащим их материальные и иные лишения, связанные с выполнением ими обязанностей военной службы. Ограничение военнослужащих в ряде конституционных прав, которое обусловлено особым характером военной службы, а также ее высокая интенсивность, социальная значимость и ответственность, повышенный риск для жизни и здоровья граждан, исполняющих воинский долг - все это непременно должно быть адекватно компенсировано государством. Традиционным для России являлось такое положение в обществе, когда значительная часть ее среднего класса была представлена военнослужащими. Сегодня данное положение нарушено.

ЛИТЕРАТУРА

1. Достойный труд - высшая цель и жизненная необходимость: доклады и тезисы докладов Круглого стола «Достойный труд в XXI веке» / под ред. Р.П. Колосовой. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2005. 422 с.

2. Голобородько И.В. Финансовое и институциональное регулирование системы социальной защиты военнослужащих профессиональной армии: дис. ... канд. экон. наук / И.В. Голобородько. Ярославль, 2003. 201 с.

3. Смелик Р.Г. Некоторые подходы к экономическому анализу контрактной системы в армии России / Р.Г. Смелик // Вестник Омского госуниверситета. Сер. Экономика. 2003. № 1. С. 93-100.

4. Смелик Р.Г. Воинский труд в системе рыночных отношений / Р.Г. Смелик; под науч. ред. Е.И. Лаврова. Новосибирск: АНО «Редакция журнала «ЭКО»», 2004. 240 с.

5. Горгола Е.В. Совершенствование системы социально-экономического обеспечения военнослужащих на современном этапе военного строительства: дис. . доктора экон. наук / Е.В. Горгола. 2005. 412 с.

6. Землянухина Н. С. Социально-экономическая теория льгот: монография /

Н.С. Землянухина. Саратов: СГТУ, 2006. 288 с.

7. Ракурс: теория, практика, информация. Спец. вып. № 1. М.: 12 ЦТ МО РФ, 2002. 96 с.

8. Богданов С. В прорыв идти молодым / С. Богданов // Красная звезда. 2006. 20 июля. С. 6.

9. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 13 июня 2007 г. № 48 «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилья на второе полугодие 2007 года и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на третий квартал 2007 года: http://www.rg.ru/2007/07/06/metr-stoimoct-dok.html.

10. Квартирный вопрос Саратовского региона (http://www.t64.ru/?s=st1).

11. Официальный сайт МО РФ. Социальные аспекты реализации накопительноипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

(http://www.mil.ru/849/11876/16392/index.shtml).

12. Юров Д.А. Ипотека: первые «ласточки» / Д. А. Юров // Красная звезда. 2006. 26 декабря. (http://www.redstar.ru/2006/12/26_12/1_06.html).

13. РИА «Новости-Недвижимость»: http://www.irn.ru/news/19413.html.

14. Я^64 - сайт г. Саратова: http://reg64.info/new/echo/realty/889.

15. Вторичный рынок жилья Москвы (http://www.rentagent.ru/analyt-pm/2).

Серебрякова Надежда Александровна -

аспирант кафедры «Экономическая теория и учения»

Саратовского государственного технического университета

Статья поступила в редакцию 02.10.07, принята к опубликованию 20.11.07

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.