Научная статья на тему 'Система социальной защиты участников ВОВ в СССР'

Система социальной защиты участников ВОВ в СССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3108
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЕТЕРАНЫ / ИНВАЛИДЫ ВОЙНЫ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / СОВЕТСКИЙ СОЮЗ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ЛЬГОТЫ / VETERANS / DISABLED SOLDIERS / THE GREAT PATRIOTIC WAR / SOVIET UNION / SOCIAL PROTECTION / PRIVILEGES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Суркова Ирина Юрьевна

Экспертиза законодательства в системе социальной защиты позволила выделить три периода, характеризующие уровень заботы советского государства о ветеранах: военное время и поствоенное восстановление страны, брежневское правление и «перестройка». Интегрирование бывших фронтовиков в мирный социум происходило дифференцировано и зависело от конкретного исторического периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of the social protection of participants VOV in the USSR

Examination of legislation in the social protection system has allowed to identify three periods, describing the care standard for veterans in the Soviet state: wartime and post-war reconstruction of the country, Brezhnev governing and perestroika. The integration of former front-line soldiers in the peace social space differentiated and depended on the particular historical period.

Текст научной работы на тему «Система социальной защиты участников ВОВ в СССР»

Система социальной защиты участников ВОВ в СССР

Суркова И.Ю.

Экспертиза законодательства в системе социальной защиты позволила выделить три периода, характеризующие уровень заботы советского государства о ветеранах: военное время и поствоенное восстановление страны, брежневское правление и «перестройка». Интегрирование бывших фронтовиков в мирный социум происходило дифференцировано и зависело от конкретного исторического периода. Ключевые слова: ветераны, инвалиды войны, Великая Отечественная война, Советский Союз, социальная защита, льготы

Surkova I.U.

System of the social protection of participants VOV in the USSR

Examination of legislation in the social protection system has allowed to identify three periods, describing the care standard for veterans in the Soviet state: wartime and postwar reconstruction of the country, Brezhnev governing and "perestroika". The integration of former front-line soldiers in the peace social space differentiated and depended on the particular historical period.

Keywords: veterans, disabled soldiers, the Great Patriotic War, Soviet Union, social protection, privileges

Век минувший унес с собой время революций и борьбы тоталитарных режимов, мировых войн и крушения советского строя. Подобные события становятся доминантами исторической памяти, благодаря которой происходит осознание принадлежности к той или иной стране, самоидентификация со своим народом, формирование гражданственности и патриотизма, консолидирующих общество.

Самым эпохальным событием, по-прежнему, остается победа в Великой Отечественной войне (ВОВ), именно это вызывает гордость у 93% россиян [1]. Война являлась «величайшей трагедией, неизмеримого людского страдания, нечеловеческой жертвенности, но она была и вершиной невиданного взлета человеческого духа, поразившего весь мир» [2, с. 21]. 9 мая в общественном сознании - символ, который кодифицировался в показатель народной гордости. Это не день памяти о страданиях и жертвах, а «именно день победы торжества советской армии над Гитлеровской Германией» [3, с. 52]. Длительное время

4

ключевой фразой в публичном дискурсе являлась «победа советской армии и советского народа», ведь именно с этого момента начинается экспансия социалистического строя на мировой арене, захватывавшая все новые и новые государства. Героика победы не подразумевала обращения к воспоминаниям о социальных, психологических и материальных затратах, о боли каждого человека, соприкоснувшегося с этой войной.

Фактически же в структуре общества появилась достаточно большая группа людей - участников и инвалидов войны, требующая заботы со стороны государства за те мучения и страдания, которые были принесены ради победы. Игнорирование их проблем чревато волнениями среди фронтовиков. Кроме того, налаженный механизм социальной поддержки населения - еще один аргумент в пользу социалистического строя. По идее, статус участника ВОВ должен был стать, с одной стороны, привилегированным, а с другой - идеологизированным, что важно для демонстрации эффективной социальной политики в СССР. Насколько реалистичным оказывается это предположение? Проведя экспертизу законодательства в системе социальной защиты, нами было выделено три периода, характеризующие уровень заботы советского государства об участниках ВОВ.

Первый период (1941-1963 гг.) включает непосредственное участие СССР в Великой Отечественной войне и послевоенное восстановление страны; характеризуется минимизацией материальных ресурсов, направленных на реализацию социальной политики, а также дифференциацией пенсионного и льготного обеспечения в зависимости от наличия у военнослужащих инвалидности, приобре-

тенной в результате несения службы во время ВОВ.

Условия военной жизни изменяют личностные приоритеты и ценности, которые являлись важными в мирное время. Материальные ресурсы и деньги в значительной мере утрачивают значение, особенно в условиях боевых действий, когда покупательские практики не востребованы. Приобретают распространение так называемые «денежные аттестаты», которые являлись основанием получения финансовых ресурсов членами семей военнослужащих через военкоматы. В определенной степени это способствовало созданию более выгодных условий жизни для жен и детей офицеров, они, по крайней мере, не голодали. Хотя все относительно. Как пишет Ю. Веремеев: «Моя мать вспоминала, что денег, присылаемых ежемесячно отцом (майор, командир стрелкового батальона) хватало, чтобы купить на рынке 3-4 литра молока или 1-2 буханки черного хлеба» [4]. С другой стороны, семьи рядового состава и те, у кого близкие пропали без вести или попали в плен, не могли позволить себе даже этого. Система «денежных аттестатов» играла существенную роль, поскольку в военные годы через перевод «денежных аттестатов» осуществлялась связь между фронтовиками и их родными. После окончания войны с их помощью пришлось разыскивать семьи, эвакуированные в связи с боевыми действиями. Объем по розыску был огромным и при помощи финансистов по письмам военнослужащих были установлены адреса 147 тысяч семей, были найдены более чем 50 тысяч семей погибших и пропавших без вести военнослужащих [5].

Система выплат коснулась и семей, погибших офицеров (при-

вилегированная категория военнослужащих), поскольку вдовам генералов выдавалось единовременное пособие от 50 до 100 тысяч рублей, семьям старшего начсостава - подполковников и майоров — от 10 до 20 тысяч, в зависимости от количества нетрудоспособных членов семьи (Постановление СНК СССР от 28 апреля 1943 г. №462). Только за вторую половину 1943 года пособие было выдано почти восьми тысячам семей. В ситуации такой глобальной войны любые выплаты связаны с огромными сложностями эффективного распределения ресурсов, но все-таки данные мероприятия можно назвать приоритетными в области социальной поддержки граждан страны Советов.

До второй половины 1950-х годов объектом заботы со стороны государства были, в основном, маргинальные, нуждающиеся в помощи группы: инвалиды, сироты, престарелые [6, с. 79]. Последствием боевых действий стало резкое увеличение категории инвалидов, которые возвращались в тыл и сталкивались с безразличием и невниманием. А жизнь после войны оказалась не такой, как представлялась на передовой. Инвалиды стали лишними, брошенными на «произвол судьбы», их называли «самоварами» - это люди с ампутированными конечностями. Их часто встречали на городских дорогах и деревенских улочках, их стеснялись, прятали, не показывали на официальных картинках мирной жизни [3, с. 49]. А ведь таких «ненужных людей» после окончания войны насчитывалось 2,7 миллиона (по самым минимальным подсчетам) [7, с. 291].

В годы сражений безразличие к судьбам инвалидов было вполне объяснимым, ведь фронт потреблял огромное количество ресур-

сов, людям элементарно не хватало предметов первой необходимости и даже еды. После заключения мира все средства уходили на восстановление страны, а инвалиды стали, с одной стороны, «балластом», с другой - напоминанием о кровавых и трагических последствиях войны. Так, в конце 1940-х гг. проводились «зачистки инвалидов», их отправляли на Соловки, дабы своим видом «не смущать» граждан [8]. Советские люди не услышали привычного грохота тележек и скрипа протезов, которые так портили благообразие светлого социалистического сегодня [9]. Одним из мест их ссылки служил остров Валаам. Позже тех, кто не имел семьи, старались поместить в интернаты, которые по своему виду и условиям проживания больше напоминали тюрьмы.

Несмотря на это еще во время военных действий стали выходить постановления, регламентирующие некоторые привилегии для инвалидов. В первую очередь они касались вопросов трудоустройства и обучения. (Постановление Совнаркома СССР от 6 мая 1942 г. №640; Постановление Совнаркома СССР от 20 января 1943 г. №73). На руководителей предприятий, учреждений и организаций была возложена обязанность по предоставлению соответствующей работы при обеспечении индивидуального подхода. Инвалиды, которые не способны работать по прежней специальности, могли пройти обучение новым профессиям. Подобный подход вызван не столько заботой о судьбах пострадавших в войне людей, сколько расширением возможностей использования трудовых ресурсов в интересах фронта. Каждый был обязан по мере сил приносить пользу в деле освобождения страны от вражеских захватчиков.

В первые послевоенные годы была оказана поддержка по организации на предприятиях производственного обучения демобилизованных, не имеющих специальности, как в порядке индивидуально-бригадного ученичества, так и путем краткосрочных курсов с назначением стипендий, но не свыше 1-2 месяцев и не более 300 рублей в месяц. Однако не стоит забывать о разнице между нормативно-правовыми актами и их воплощением в жизнь. В действительности учебные заведения собесов, предприятия и организации оказались не в состоянии обеспечить переквалификацию инвалидов. В конечном счете, больше половины инвалидов остались без переподготовки, 15% прошли весьма сомнительную переквалификацию, а многие должны были довольствоваться подсобной работой [7, с. 295]. Например, в 1945 г. в Саратовской области состояло на учете свыше 30000 инвалидов Отечественной войны, а обучением было охвачено всего немногим больше 1500 человек [10, с. 103].

Кроме того, возможностью поступать в учебные заведения без сдачи экзаменов и на курсы чаще всего пользовались только те фронтовики, у которых не было семьи, поскольку как кормильцы они были обязаны заботиться о средствах на жизнь. Например, в Донбассе получили образование или новую профессию только 2% участников войны [11].

Большой поток демобилизованных хлынул на рынок труда, однако особых условий для осуществления профессиональной деятельности создано не было. Естественно, трудовой потенциал инвалидов войны не мог быть реализован в полной мере. В результате некоторые директора предприятий и колхозов, пытаясь избавиться от

малопродуктивных инвалидов, доносили на них как на «тунеядцев», приговаривая их к депортации [7, с. 295-296]. В данном случае наглядно показана двоякая система социальной поддержки инвалидов ВОВ, выражающаяся, с одной стороны, в декларативной демонстрации заботы, а с другой - в создании барьеров, связанных с трудоустройством.

Одной из основных форм социальной защиты военнослужащих является назначение пенсий и льгот, что предполагает определенную компенсацию за счет отчуждаемых у человека ресурсов. Однако здесь происходит разделение участников войны на две части: 1) инвалидов I и II группы, 2) остальных военнослужащих. С 5 июня 1941 г. действовало Постановление Совнаркома СССР о назначении пенсий и пособий лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава, лицам младшего начальствующего состава сверхсрочной службы, специалистам рядового состава сверхсрочной службы и их семьям.

В 1944 г. вышло постановление о порядке назначения пенсий по инвалидности военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава (Постановление Совнаркома СССР от 31 января 1944 г. №101), а после окончания войны были расширены возможности получения пенсий и льгот для инвалидов ВОВ. Так как пенсии назначались в соответствии со сроком службы, то были установлены льготы военнослужащим в связи с лечением, т.е. каждый месяц пребывания в госпитале зас-читывался за три месяца службы, что хоть и не существенно, но увеличивало размер пенсии (Постановление Совнаркома СССР от 30 июня 1945 г. №1545). С 1946 г. на пенсии стали претендовать бывшие

военнослужащие и бывшие партизаны ВОВ, ставшие инвалидами после увольнения с военной службы или из партизанских отрядов в связи с ранениями, контузиями, увечьями, несчастными случаями, имевшими место в период прохождения службы, но не позднее пяти лет со дня увольнения. Если человек умер в течении пяти лет после окончания службы вследствие вышеназванных причин, то их семьям также назначалась пенсия (Постановление Совнаркома от 9 июля 1946 г. №1516).

Размер пенсий зависел, во-первых, от величины получавшегося до мобилизации заработка, во-вторых, от военного звания и, в-третьих, от группы инвалидности [7, с. 293]. Принципы социальной справедливости в данном случае не соблюдались. Ведь по официальной логике выходило, что офицерам-инвалидам требуется намного больше ресурсов, нежели солдатам, которые приобрели увечья на войне. Изначально также рабочие имели больше преимуществ, чем крестьяне или выпускники учебных заведений, поскольку присутствовала явная дифференциация уровня дохода. И все же размер пенсий был настолько мал, что инвалиды начинали нищенствовать, собирая милостыню на площадях и вокзалах. Как пишет в своих воспоминаниях В. Кондратьев, «вернувшиеся инвалидами, особенно те, кто не работал до войны, получили такие нищенские пенсии, которых не хватало даже на то, чтоб выкупить карточный паек...» [12, с.9].

Из-за дефицита ресурсов местные власти активизировали население страны на помощь инвалидам войны. В результате, средства собирались через взимание «недоимок», проведение «месячников» и пожертвования. Полученные ре-

сурсы были гораздо значительнее, чем то, что выделяло государство для социального обеспечения данной категории советских граждан [10, с. 103]. Естественно, самая большая и физическая, и психологическая нагрузка ложилась на близких родственников. Иногда индивидуально, иногда с помощью поддержки членов семьи некоторым инвалидам все же удавалось получить денежную и материальную помощь от разных учреждений одновременно. Однако это зависело от «пробивной способности», индивидуально-психологических качеств участников войны, которые очень хорошо научились использовать практики социальной поддержки населения в условиях крайней послевоенной неразберихи.

Еще одной формой заботы советского государства о нуждающихся было льготное обеспечение. Так, повышенное внимание стали уделять семьям погибших военнослужащих, приравняв их привилегии к льготной категории инвалидов I и II группы (Постановление Совнаркома от 21 сентября 1945 г. № 24360). Основные льготные направления заключались в том, что с инвалидов ВОВ и семей, потерявших на войне кормильца, снимались недоимки по сельскохозяйственным налогам и штрафам, обязательному окладному страхованию, а дети освобождались от платы за обучение.

Фронтовики получали месяц отпуска, армейский паек и начинали обустраиваться в поствоенном социальном пространстве. Они возвращались домой, а в их квартирах могли жить другие люди, зачастую жилье было просто разрушено. Демобилизованные военнослужащие вынуждены ютиться у родственников, если они их находили, или снимать комнаты. В деревнях устроиться было намно-

го проще, чем в городах, но только если этот населенный пункт не был уничтожен. В ответ на решение данных проблем были установлены льготы на строительство и восстановление жилых домов, заключающиеся в выдаче ссуды в сумме от 5 до 10 тыс. рублей со сроком погашения от 5 до 10 лет. При этом 10% жилого фонда необходимо было заселять нуждающимися демобилизованными, семьями военнослужащих, инвалидами ВОВ и семьями погибших воинов. Исполкомы и Совнаркомы республик обязаны отводить лесосеки на заготовку строительного материала, обеспечивать топливом в первоочередном порядке. Расширению жизненного пространства инвалидов ВОВ способствовало предоставление им мотоколясок. (Постановление Совмин СССР от 3 июля 1948 г. №2442).

В условиях тотального дефицита во многих городах стали открываться отделения военторгов, обслуживающие семьи офицерского состава, погибших офицеров и инвалидов войны, Так, в начале 1946 г. заместитель командующего войсками Харьковского военного округа предлагал секретарю Сталинского обкома партии открыть специализированные магазины и столовые для офицеров-инвалидов, офицерские универмаги и мастерские бытового обслуживания [11].

Льготы и гарантии для инвалидов ВОВ, зафиксированные в постановлениях Совета народных комиссаров, а также в распоряжениях Совета Министров СССР, не всегда исполнялись и зачастую носили декларативный характер. Инвалиды пытались отстаивать свои права через представителей парторганизаций, руководителей предприятий, сотрудников собесов. Одним из самых популярных

способов было использование жалоб, направляемых в органы власти и редакции газет, с помощью которых можно было решить свои проблемы. Инвалиды ВОВ применяли различные стратегии составления жалоб. Во-первых, это указание на виновных в несоблюдении основополагающих принципов советского строя, что означает непременное вмешательство властей в разрешение «вопиющих фактов». Во-вторых, стратегия, заключающаяся в требовании положенных по закону льгот и гарантий. В-третьих, использование символического капитала с привлечением статусной значимости, когда участники войны надевали свои парадные мундиры с орденами и медалями и шли требовать справедливости. В-четвертых, демонстративная стратегия, связанная с описанием тех страданий, которые пришлось пережить инвалиду войны во время боевых действий и отсутствие компенсации за это. В-пятых, это описание всех этапов, которые преодолел человек с целью получения положенных благ. Перечисленные стратегии являлись легитимными практиками отстаивания собственных прав. Однако насколько реально было изменить ситуацию?

Одним из самых спорных вопросов было собственно установление инвалидности. Претендовать на получение даже незначительной пенсии мог только участник войны, официально имеющий статус инвалида. Врачебно-трудовые экспертные комиссии, подчинявшиеся Наркомсобесу, ведали назначением степени инвалидности. Увеличение количества инвалидов накладывало дополнительные расходы на бюджет страны. ВТЭК обвинили в завышении показателей инвалидности. Например, на Украине после проведения «воспита-

тельной работы» партийные органы отчитались, что в результате принятых Сталинским Обкомом партии мер по исправлению ошибок, которые были допущены ВТЭК, процент инвалидов второй группы в области снижен [11]. В результате запретили выдавать инвалидность тем лицам, кто мог работать по старой профессии -даже в случае потери одного глаза или конечностей. Кроме того, создавались дополнительные препятствия в получении освидетельствования. Так, для установления связи с пребыванием на фронте требовались медицинские документы: справки о ранениях, контузиях, перенесенных заболеваниях и т.п. В случае, когда подобных документов не находилось, инвалидность не назначалась [13, с. 217]. Схожая ситуация возникала, если человек переболел одной болезнью, а инвалидность получил по другой: нужно было доказать причинную связь с военными действиями.

Итак, политика трудовой мобилизации привела к тому, что с одной стороны, кардинальным образом сократилось количество людей, имеющих серьезные нарушения здоровья вследствие военных действий, теперь фактические, но официально не признанные инвалиды пополняли ряды работающих, а ВТЭК боролся с «симулянтством». С другой стороны, на предприятиях и в колхозах инвалиды воспринимались как «малопродуктивные», что провоцировало растущую дискриминацию этой категории граждан. Данный период характеризуется изменениями в нормативно-правовой базе, связанные с определением перечня лиц, приравненных к льготным категориям - это инвалиды ВОВ I и II групп, а также семьи военнослужащих, потеряв-

ших на войне кормильца; установлением льготного набора - списание недоимок по налогам, обеспечение жильем, снабжение необходимыми для жизни вещами и обучение на новые специальности. Вплоть до 1978 г. пенсионное обеспечение и предоставление льгот распространялось только на первую категорию участников ВОВ.

Второй период (1964 - начало 1985 гг.) характеризуется временем правления Л.И. Брежнева (с одной стороны, это был «застой», с другой - «стабилизация») и постбрежневским курсом. Несмотря на то, что эффективно действовала система доступа к общественным благам, уровень жизни советских людей был невысок, ввиду низких зарплат и недостатка жилья [14, с. 20-22]. Социальная политика в тот период имела в своем арсенале достаточно развитые сервисы, обеспечивающие заботу о нуждающихся, однако многие нерешенные вопросы по-прежнему замалчивались.

Если в первый период еще сохранялись воспоминания о повседневности военной жизни, о жертвенности и потерях, о работе для фронта и голоде, то второй период ознаменован началом смены поколений, замещением социальных позиций людьми, которые не имели представления о реальностях войны. Кодификация массового сознания отмечается началом демонстративного почитания «ветеранов», появлением «лирической» тональности в описаниях войны (в первую очередь в воспоминаниях) и различных государственных ритуалов [3]. В 1965 г., в честь двадцатилетнего юбилея победы советских войск, день 9 мая был признан общенародным праздником. Ветеранов стали приглашать в школы, дарить подарки, устраивать праздничные меропри-

ятия, всячески чествовать. В магазинах появляется надпись «Ветераны ВОВ обслуживаются вне очереди», что явно свидетельствует о дифференциации населения, маркировании группы участников и инвалидов ВОВ, их преимущественном положении перед остальными согражданами.

Брежневская эпоха отличается повышенным вниманием к проблемам бывших фронтовиков, возможно, потому что сам Генеральный секретарь был участником ВОВ. Забота государства об участниках и инвалидах войны становится всеобъемлющей, она превращается в официальный код - правило взаимоотношений советского общества, выражающего логику социалистического патернализма [15, с. 80]. Однако и в это время система социального обеспечения и поддержки ветеранов была далека от необходимого уровня, а основные изменения в области социальной политики носили периодичный характер, приуроченный к юбилейным датам победы.

Так, в 1965 г. было принято постановление о расширении льгот инвалидам ВОВ и членам семей, погибших военнослужащих (Постановление от 6 марта 1965 г. №140). Благодаря ему существенно увеличились возможности для самореализации инвалидов, поскольку, с одной стороны, в каждой отрасли народного хозяйства стали устанавливаться квоты для приема на работу инвалидов ВОВ - до 2% от общей численности рабочих. С другой стороны, данную категорию граждан можно было принимать на работу с неполным рабочим днем, с оплатой труда по фактической выработке, либо по фактически отработанному времени. Это существенный прорыв в области социальной поддержки инвалидов войны по срав-

нению с предыдущим периодом, поскольку, наконец-то государством было признано их право на работу в подходящих условиях. Кроме того, большим достижением в области социальной защиты стала возможность для инвалидов III группы одновременно получать пенсию (с определенными ограничениями) и работать. В это время впервые обратили внимание на самую низкую степень инвалидности, поскольку до этого данная категория лиц была аутсайдером системы социальной защиты.

Другим направлением социального обеспечения явилось первоочередное предоставление путевок в санатории, профилактории, дома отдыха, на амбулаторно-ку-рортное лечение. Кроме того, инвалиды ВОВ могли приобретать лекарства по рецептам врачей с 20% скидкой. Третьим направлением было решение «квартирного вопроса». Инвалиды ВОВ получили первоочередное право на получение жилой площади, им выдавали беспроцентную ссуду на индивидуальное жилищное строительство в размере 1000 рублей -с погашением в течение 10 лет, начиная с третьего года выдачи ссуды. И, наконец, еще одним показателем заботы государства стало предоставление инвалидам ВОВ I и II групп, а также III группы, не имеющим конечности, право бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта, за исключением такси.

В связи с 30-летием победы был введен ряд дополнительных льгот (Постановление от 18 апреля 1975 г. №304). Впервые были назначены льготы по квартплате, в связи с чем вышеперечисленные категории граждан оплачивали 50% квартирной платы, исчисляемой по ставкам для рабочих и служа-

щих. Также предоставлялась 50% скидка за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией. Право бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского и автомобильного транспорта уже распространилось на все категории инвалидов ВОВ.

С 1978 г. в нормативно-правовой дискурс вводится категория «участник Великой Отечественной войны» (Постановление от 10 ноября 1978 г. №907). Формальное обретение статуса - наличие удостоверения участника войны -приводит к изменениям в системе социальной защиты населения, поскольку, если раньше льготное обеспечение распространялось только на инвалидов ВОВ, то теперь и остальные демобилизованные военнослужащие могли рассчитывать на подобную поддержку со стороны государства (Разъяснение от 14 декабря 1978 г. №8). С 1985 г. происходит расширение льготной категории участников ВОВ за счет граждан, работавших в период блокады г. Ленинграда на предприятиях, в учреждениях и организациях города, и награжденных медалью «За оборону Ленинграда». (Постановление от 14 мая 1985 г. №416). Признаются заслуги не только военнослужащих, но и людей, которые в экстремальных условиях работали на обеспечение и поддержку фронта. Распространяются льготы участников ВОВ на жен погибших военнослужащих, не вступивших в повторный брак, а также родителей военнослужащих, имеющих статус пенсионеров. Номинальным закреплением права пользования льготами служит наличие удостоверений различного типа: «Участника войны», «О праве на льготы» (для лиц, награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд

и безупречную воинскую службу в тылу в годы ВОВ), пенсионное удостоверение со штампом «Вдова (мать, отец) погибшего воина».

Так, участники ВОВ один раз в год могли пользоваться 50% скидкой со стоимости проезда на железнодорожном транспорте, а в районах, не имеющих подобного рода сообщений, другим видом транспорта. В отношении индивидуального жилищного строительства участники ВОВ были приравнены к инвалидам ВОВ и могли пользоваться беспроцентной ссудой. Кроме того, установка телефонов (в то время очень дефицитная услуга) предоставлялась по преимущественному праву (Постановление от 15 января 1985 г. №54). Еще одно направление социальной поддержки заключалось в предоставлении медицинского обслуживания. Участники ВОВ смогли пользоваться ведомственными поликлиниками после выхода на пенсию. Они получили право на получение путевок в санаторий, профилакторий, дом отдыха. В это же время вводится льгота на приобретение проездных билетов с 50% скидкой. К началу 1980-х г. большинство участников ВОВ подошли к пенсионному возрасту. В результате появилось Постановление (от 27 февраля 1981 г. №220), на основании которого участники ВОВ имели право получать пенсию на льготных условиях.

Повышенное внимание по-прежнему уделяется медицинскому обслуживанию, обеспечению инвалидов ВОВ протезно-ортопедическими изделиями. Приобретение лекарств осуществляется на бесплатной основе. Кроме того, инвалиды III группы могут получать пенсию в полном объеме, если вместе с заработком суммарный доход не превышает 300 рублей в месяц.

Более того, инвалидам ВОВ, имеющим право на бесплатное получение машины, разрешена выдача автомобилей «Запорожец», оборудованных ручным управлением. А тем инвалидам ВОВ, которым полагалось бесплатное получение мотоколясок, могли приобрести «Запорожец» по розничной цене с зачетом стоимости мотоколяски. Однако это новый всплеск конфликтных ситуаций. Правила получения автомобиля были весьма спорными. В соответствии с «Перечнем медицинских показаний» (от 1 июля 1969 г.) право на автомобиль или мотоколяску (11 августа 1970 г.) поставили в зависимость от размера культи, оставшейся после ампутации. «Если короткая, положен «Запорожец», длинная - мотоколяска. А мотоколяску не все брать хотели - ненадежная тарахтелка, а по сельскому бездорожью - вовсе бесполезная» [13, с.217]. Проблема оставалась актуальной на протяжении долгого времени, поскольку изданные более чем через 10 лет методические указания по применению перечней медицинских показаний, не изменяли существующего ранжирования заболеваний.

Единственной возможностью отстоять свои на протяжении всей советской истории служила подача обращений и заявлений в органы власти [15, с. 79]. Так, в одной из радиопередач, выступил рядовой солдат, инвалид войны, кавалер полного банта ордена Славы, московский сапожник Иван Румянцев, который, рыдая, сказал в микрофон: «Не думал, что доживу до такого дня. Ведь меня вся страна будет слушать. А все эти годы живем впятером в комнате 15 квадратных метров в подвале... Куда ни ткнусь, всюду гонят: «Ну, воевал! Ну, получил награды. Чего тебе еще надо?» [16]. Ре-

зультативность подобных действий теперь намного выше, чем в послевоенную эпоху, однако к представителям ВТЭК претензии, как правило, не принимались.

В добрежневский период в СССР были запрещены любые объединения инвалидов и участников войны, хотя предложения о создании ассоциации фронтовиков были выдвинуты еще в 1945 г. Видимо, государству сложнее осуществлять контроль, когда происходит групповая идентификация, ведь организованным людям легче отстаивать права перед властными структурами. В 1956 г. образован Советский комитет ветеранов войны. На учредительном съезде присутствовал весь цвет российских ветеранов - более 150 бывших воинов, среди них были герои Советского Союза, видные военачальники, а возглавлял его маршал A.M. Василевский [17]. Организация защищала права ветеранов, имела пропагандистское значение.

Таким образом, рассмотренный период отличается увеличением количества льгот инвалидам ВОВ, сфокусированных на медицинском обслуживании, решении жилищных проблем, а также расширении жизненного пространства за счет гарантированной брони на предприятиях, предоставлении гибких условий работы и возможности приобретения автомобиля как средства мобильности. Инвалиды и участники ВОВ уже становятся символами демонстрации социальной заботы государства, их идеологизированный статус позволяет пользоваться различного рода благами, почетом и уважением. Происходит групповая идентификация инвалидов ВОВ посредством создания собственной организации, с целью защиты своих прав, с одной стороны, и в качестве агента социальной идеологической

машины Советского Союза, с другой стороны. Однако сама система социальной защиты не всегда была эффективной и не всегда положенные льготы и гарантии находили своих адресатов.

Третий период (середина 1985 - 1991 гг.) характеризуется падением уровня жизни населения СССР, в том числе ветеранов в эпоху перестройки. В начале данного периода инвалиды и участники ВОВ стали активно использовать блага в виде предоставляемых продовольственных пайков, которые выдавались в магазинах по спискам с места прописки - эта практика берет начало еще с «брежневской эпохи». Со временем в больших городах начинают функционировать специализированные магазины «Ветеран», где можно было приобрести дефицитные вещи, такие как соковыжималки, стиральные машинки, утюги. Периодически к празднику День Победы ветеранам предоставлялись единовременные выплаты. подобные меры существенно облегчали жизнь не только самим ветеранам войны, но и членам их семей.

Однако с 1985 г. Советский Союз вступил в эпоху «революций сверху». Началась перестройка, последствиями которой стал распад СССР и изменение государственного строя: приватизирована общенародная собственность, национальное богатство передано практически в индивидуальную собственность, образ жизни всего населения подвергся коренной трансформации. В 1989 г. 64% ответивших через «Литературную газету» заявили, что «наша страна никому и ни в чем не может служить примером» [18]. Моральные чувства людей, защищавших Родину от насилия, от уничтожения целых народов, от фашизма, былы угнетены.

Свобода слова и гласность, непременные спутники перестройки, открыли поток информации о войне, который долгие годы подвергался сильнейшей сакрализации. Начинается переоценка войны и ее отдельных эпизодов. Как пишет Г.В. Осипов, «самым диким, людоедским «изобретением» определенной части исторической науки является утверждение о том, что Вторая мировая война явилась войной двух неадекватных в психическом плане диктаторов - Гитлера и Сталина, войной двух возглавляемых ими тоталитарных систем. Кое-кто утверждает, что это была «внутрифашистская разборка»» [19, с. 10]. Культ войны начинает утрачивать свою силу. Подростки могли сказать: «А я не просил страну защищать, лучше бы нас завоевали немцы, стали бы лучше жить». Такая девальвация ценностей больно ударила по ветеранам, которые оказались беззащитными перед надвигающимися глобальными переменами. Их почетный статус в собственной стране оказался никому не нужным. Отсутствие инвалидов войны в обновленной историографии имеет под собой две причины [7, с. 297]: первая связана с тем, что инвалиды войны - это скорее любимцы существовавшего режима, вторая показывает, что в советском обществе инвалидам всегда уделялось ограниченное внимание.

Эпоха «перестройки» ознаменовалась тем, что сначала были «отпущены» доходы и избирательно цены, затем объявлена малая приватизация и вскоре провозгласили свободу цен, финалом которой стала массовая приватизация [20, с. 25-26] и как результат спад производства, вывоз национального богатства за рубеж и массовое обнищание населения. Все это мар-гинализировало самые уязвимые

слои населения - пожилых и инвалидов. Все участники войны к началу 1990-х годов уже имели пенсионный возраст, поэтому кризисное состояние экономики, деградация системы социального обеспечения вывело их на периферию социального пространства. Как и в сталинские времена на улицах стали появляться люди, просящие милостыню. Для того чтобы выжить, ветераны продавали ордена и медали. Получается, что, с одной стороны, всемирно-историческое значение победы в войне все-таки признается, хоть и пересматривается, а, с другой стороны, участники ВОВ испытывают униженное положение двоякого рода: борьба за выживание (материальная депривация) и моральное унижение, откровенное очернение истории войны, ее результатов и поколений выигравших [2, с.20].

Таким образом, интегрирование участников и инвалидов войны в мирный социум происходило дифференцировано и зависело от конкретного исторического периода. Гражданское общество уважительно относилось к демобилизованным военным, воспринимая их как победителей справедливой войны. Однако такое почитание и забота носили волнообразный характер, поскольку в послевоенные годы проблемы участников войны замалчивались. В брежневскую эпоху ветераны стали героями, затем переоценка событий вывела пожилых победителей на границы социума, девальвировав их значение и маргинализируя социальный статус. Данный период стал серьезным испытанием для всех граждан Советского Союза, поскольку перестройка сняла запреты со многих ранее табуированных тем, в том числе и с оценки Великой Отечественной войны, что, с од-

ной стороны, изменило статус ветеранов ВОВ, а, с другой стороны, серьезно повлияло на мировосприятие самих участников. Несмотря на это уровень социальной защиты участников и инвалидов ВОВ является маркером эффективной политики государства, основанием развития патриотических чувств и гражданственности. Однако это не должно быть завуалировано программами торжественных мероприятий к очередному празднованию Дня Победы, ведь живых свидетелей войны становиться с каждым днем все меньше и меньше, они ждут реальной помощи со стороны государства, а не стандартных обещаний.

Литература

1. Советское прошлое в памяти россиян. / / Пресс-выпуск Всероссийского центра изучения общественного мнения № 612. 18.01.2007 http://wciom.ru/arkhiv/ tematicheskii-arkhiv/item/single / 3864.html. Дата обращения к ресурсу 11.11.2009

2. Афанасьева, Л.И. Великая Отечественная война в исторической памяти россиян. / Л.И. Афанасьева, В.И. Меркушин // Со-цис, 2005, №5. С. 11-22

3. Гудков, Л. «Память» о войне и массовая идентичность россиян / Л. Гудков // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре, 2005, №2-3 (40-41). С. 46-58

4. Веремеев, Ю. Оплата воинского труда. Денежное содержание советских военнослужащих. / Ю. Веремеев // Анатомия армии. / / http: //army.armor.kiev.ua/hist / finansy.shtml. Дата обращения к ресурсу 10.11.2009

5. Саранов, В. Бухгалтерия победы. / В. Саратов // Газета «Вер-

15

6. Богданова, Е. Советская традиция правовой защиты, или В ожидании заботы / Е. Богданова / / Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре, 2005, №1 (39). С.76-83

7. Физелер, Б. «Нищие победители»: инвалиды Великой отечественной войны в Советском Союзе / Б. Физелер // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре, 2005, №2-3 (40-41). С. 290-297

8. Речинский, С. Был месяц май... Куда подевались миллионы инвалидов Великой Отечественной? / С. Речинский // http:// invak.info/content/view/7862/1 Дата обращения к ресурсу 06.11.2009

9. Никифоров, Н. Неперспективные люди с острова Валаам / Н. Никифоров / / Российская газета, 01.08.2001

10.Чуева, Е. «Мир после войны»: жалобы как инструмент регулирования отношений между государством и инвалидами Великой Отечественной войны. / Е. Чуева // Советская социальная политика: сцены и действующие лица, 1940-1985 / Под ред. Е. Яр-ской-Смирновой, П. Романова. М.: ООО «Вариант», 2008. С. 96-120

11.Шишк, Н.Ф. Фронтовики та швалщи вшни у сощальнш структур! сталшсько'! област в перш1 повоенш роки / Н.Ф. Шишк // http: / /www.nbuv.gov.ua/portal / soc_gum/nsid/200 9_17_18/ 09shipik.htm Дата обращения к ресурсу 10.11.2009

12. Кондратьев, В.Л. Парадокс фронтовой Ностальгии. / В.Л. Кондратьев / / Литературная газета, 1990, №19(5293). С.9

13. Гажев, Б. От ВТЭК до МСЭ, или «... Как всегда» / Б. Гажев // Нева, 2007, №4. С. 216-218

14. Ярская-Смирнова, Е.Р.Со-ветская социальная политика и повседневность, 1940-1985 / Е.Р. Ярская-Смирнова, П.В. Романов, Н.И. Ловцова // Советская социальная политика: сцены и действующие лица, 1940-1985 / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. М.: ООО «Вариант», 2008. С.7-32

15. Богданова, Е.А. Советский опыт регулирования правовых отношений, или «в ожидании заботы» / Е.А. Богданова / / Журнал социологии и социальной антропологии, Том IX, 2006, №1 (34). С.77-90

16. Как это было. Очерки истории инвалидного движения в России и создания ВОИ. // Журнал Индекс/Досье на цензуру, 2008, №28 / www.index.org.ru/journal/ 28Zkakbylo.html Дата обращения к ресурсу 1.10.2009

17.60 лет назад. Российский Комитет ветеранов войны и военной службы // http:// www.pobeda-60.ru Дата обращения к ресурсу 11.11.2009

18. Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием. / С.Г. Кара-Мурза // http://www.kara-murza.ru/ books/manipul/ manipul_content.htm. Дата обращения к ресурсу 6.11.2009

19. Осипов, Г.В. Значение подвига советского народа. / Г.В. Осипов // Социс, 2005, №5. С.9-10

20.Гольденберг, И.А. Хозяйственно-социальная иерархия в России до и после перестройки. / И.А. Гольденберг // Социс, 1995, №4. С. 14-27

16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.