СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОЦЕССЫ
УДК 364
DOI 10.26425/1816-4277-2020-3-149-153
Борисов Александр Федосеевич
д-р социол. наук, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация e-mail: [email protected]
Домашова Елена Викторовна
ст. преподаватель, ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет», г. Горно-Алтайск, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-1402-9272 e-mail: [email protected]
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Аннотация. Дано определение социального управления, выделено узкое и широкое понимание социального управления. Четко разграничены и определены структурные элементы социальной защиты, определяемые системным подходом. Отмечена важность и актуальность государственного управления системой социальной защиты населения, которая охватывает все больше населения, и приобретает все большую адресность. Рассмотрена система социальной защиты в рамках социального управления. Отмечено, что в последние годы в России обострились социальные проблемы, характеризующиеся снижением уровня, а также качества жизни широких слоев населения. Сложившаяся социальная ситуация требует проведения комплекса мер, направленных на совершенствование социальных отношений в обществе, повышение социального благополучия людей.
Ключевые слова: социальное управление, социальная защита, социальные проблемы, системный подход, благосостояние, государственное управление, объект социальной защиты, субъект социальной защиты.
Цитирование: Борисов А.Ф., Домашова Е.В. Система социальной защиты населения в контексте социального управления//Вестник университета. 2020. № 3. С. 149-153.
Borisov Aleksandr
Doctor of Sociological Sciences, Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russia e-mail: [email protected]
Domashova Elena
Senior Lecturer, Gorno-Altaisk State University, Gorno-Altaisk, Russia ORCID: 0000-0002-1402-9272 e-mail: [email protected]
SOCIAL PROTECTION SYSTEM OF THE POPULATION IN THE CONTEXT OF SOCIAL MANAGEMENT
Abstract. A definition of social management has been given, a narrow and broad understanding of social management have been highlighted. The structural elements of social protection defined by the system approach have been clearly delineated and defined. The importance and relevance of public administration of the social protection system of the population, which covers more and more of the population, has been noted and it becomes more targeted. The system of social protection within the framework of social management has been considered. It has been noticed that in recent years, social problems escalated in Russia, characterized by a decrease in the level and quality of life of the broad segments of the population. The current social situation requires implementation of a set of measures aimed at improving social relations in society, enhancing the social well-being of people. Keywords: social management, social protection, social problems, system approach, welfare, public administration, object of social protection, subject of social protection.
For citation: Borisov A.F., Domashova E.V. (2020) Social protection system of the population in the context of social management. Vestnik universiteta. I. 3, pp. 149-153. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-3-149-153
На сегодня сложились определенные подходы и позиции, исследующие различные аспекты социального управления. Неоднозначность трактовки дефиниции «управление» определяет невозможность однозначного выбора субъектами управления конкретного подхода при использовании технологий социального управления.
© Борисов А.Ф., Домашова Е.В., 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
The Author(s), 2020. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).
По мнению А. В. Тихонова, «социальное управление - область социологии, изучающая проблемы управляемости социальных объектов и процессов, историю своей проблематики, теоретико-методологические подходы, механизмы трансформации и функционирования управленческих структур в различных культурах и обществах. Управление рассматривается как сознательно конструируемый, встроенный в социальный процесс и направляемый социокультурный механизм, благоприятно сочетающий самоорганизацию и организацию, формальные правила и неформальные нормы» [11, с. 40].
Важными для развития теоретико-методологических основ социологического анализа управления системой социальной защиты являются труды А. И. Пригожина. В своих трудах ученый подчеркивает, что социальное управление является многоплановой, сложной деятельностью, также среди составляющих процесса управления он выделяет организационный порядок (продукты целевого управляющего воздействия и самоорганизации) и целевое управляющее воздействие (целеосуществление и целеполагание) [8; 9].
По мнению В. В. Глушенко, функции управления осуществляются через нахождение ресурсов, управление их использованием, обеспечение безопасности. Понятие «управление» В. В. Глушенко рассматривает как управление всей деятельностью, связанной с контролем распределения и движения ресурсов, что является важным для методологии социологического исследования [2].
Такие ученые, как В. Г. Белов, В. Н. Иванов, М. Марков, И. М. Слепенков, В. А. Трапезников, С. А. Яцкевич и другие, понимают под социальным управлением руководство всеми общественными отношениями [3; 6; 7; 10; 12].
Исходя из вышесказанного, можно выделить, прежде всего, узкое и широкое понимание социального управления. В узком смысле социальное управление обычно понимается как управление непосредственно социальной сферой общества или отдельных ее компонентов: систем образования, науки, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного хозяйства и т. д. Социальное управление в таком случае понимается как комплексное развитие этих систем. В широком смысле понятие социального управления употребляют для обозначения принципов, моделей, правил, норм, целей управления развитием конкретного общества в целом, то есть понимается как управление совокупным развитием различных сфер его жизнедеятельности на определенном временном промежутке. Главной целью в таком случае выступает развитие общества как достаточно целостной системы, а главным методом - системный подход.
В последние годы в нашей стране обострились социальные проблемы, характеризующиеся снижением уровня, а также качества жизни широких слоев населения. Сложившаяся социальная ситуация требует проведения комплекса мер, направленных на совершенствование социальных отношений в обществе, повышение социального благополучия людей. Действующая система управления социальной защиты населения оказалась не способной оперативно реагировать на изменения жизненной ситуации. На сегодняшний день такая форма предоставления социальной помощи не эффективна, так как не может охватить весь круг социальных проблем: правовых, экономических, психологических, медико-социальных, возникающих в нынешних социальных условиях перед отдельным человеком или семьей. В связи с этим, особенно актуально формирование гибкой системы управления в сфере социальной защиты населения.
В связи с чем, в первую очередь, необходимо определить, что же такое «социальная защита населения». Под словом «социальное» определяется «совокупность общественных отношений в определенном обществе между различными общностями людей, группами и институтами», а под словом «защита» определяется «то, что защищает или служит обороной». Если обобщить эти слова в словосочетание, то можно дать следующие определение: «социальная защита населения» - система мер, направленная на удовлетворение социальных потребностей общества и на реализацию прав и свобод человека в сфере социального обеспечения (достаточный уровень качества жизни) [4].
В Конституции Российской Федерации Российское государство провозглашается социальным (ст. 7), что говорит о важности данной сферы, это касается и государственного управления [1]. Выполнение поставленных задач Конституцией и законами Российской Федерации реализуется, с одной стороны, через формирование условий для улучшения собственных ресурсных способностей человека, направленных на самообеспечение, с другой - через воплощение конституционных прав и социальных гарантий в сфере жизнеобеспечения населения [1].
Помимо этого в рамках системного подхода отмечается дифференциация структурных элементов социальной защиты.
1. В зависимости от особенностей и уровня социально-экономического развития государства разделяются цели, задачи, принципы.
Существенные диспропорции и вызванные ими социальные противоречия между центром и регионами стали наглядными в процессе модернизации российского общества. Большинством специалистов главным источником конфликтной ситуации в регионах России признается обострение социально-экономических условий взаимоотношений народов в последние десятилетия. Рыночная система, вместо налаживания взаимодействия, привела к разобщенности регионов, к перекосу в экономической структуре. Поляризация экономической жизни и различия в размещении производительных сил, неравномерность социального развития, значительное расхождение в доходах населения, безработица, бедность и неравенство - является основной характеристикой регионов России [5].
2. Объекты социальной защиты. Люди, нуждающиеся в социальной защите (дети сироты, инвалиды, дети-инвалиды, дети из многодетных семей, безработные, пенсионеры и т. д.).
3. Субъекты социальной защиты. Сюда относятся: государство, региональные органы законодательной, исполнительной власти, местные службы социальной защиты, социальные работники.
Немаловажную роль в управлении системой социальной защиты играют общественные организации, поднимающие не только проблемы социального защиты, но и помогающие их решить. Общественные организации, как правило, представляют интересы конкретной социальной группы: вносят предложения по улучшению качества жизни, привлекают внимание органов местного самоуправления и органов государственной власти к решению многих социальных проблем.
Для обеспечения взаимодействия органов социальной защиты населения с общественными социально ориентированными организациями создаются советы, в которые входят представители общественных организаций, выступающие в качестве экспертов.
В настоящее время главной задачей в этой области является разработка концепции взаимодействия органов социальной защиты населения и общественных организаций. На муниципальном уровне принимаются и действуют положения о взаимодействии органов местного самоуправления с общественными организациями, которые содержат правовые принципы, порядок, формы, механизмы взаимодействия, ответственность сторон.
Важным фактором позитивного общественного развития России может и должен стать институт социальной работы. В современной России он превратился в особый и один из наиболее востребованных видов деятельности государства и общества. Сложилась система институтов и учреждений, выполняющая роль социальной защиты людей в их адаптации, абилитации и реабилитации. Социальная работа постепенно приобретает вид общенациональной доктрины. В обществе утверждается понимание того, что трудная жизненная ситуация может возникнуть в любой период жизни абсолютно любого человека, независимо от социального статуса, материального положения или состояния здоровья.
4. Сферы социальной защиты (сферы здравоохранения, образования, доходов, социального обеспечения и др.).
5. Институциональные элементы - социальные компенсации, социальное обеспечение и индексации, социальные гарантии, разделяющееся на социальное страхование и социальную поддержку.
6. Механизмы (методы, формы). В целях повышения эффективности мероприятий в данной области, формы и методы социальной защиты населения классифицируются.
7. Обеспечение (организационное, правовое, финансово-экономическое).
8. Инструментарий (программы, мероприятия) [4].
В современном российском обществе продолжают падать доходы населения, растет его расслоение, бедность; актуальной проблемой остается безработица. Преодоление последствий нарастания социального неравенства - важнейшая задача социального государства, которым законодательно является и позиционирует себя Россия. В рамках решения данной задачи функционируют органы социальной защиты, призванные, в частности, обеспечить социальные права и минимальные гарантии в сферах социального обслуживания, пенсионного обеспечения, материальной помощи социально уязвимым группам населения, в первую очередь - пенсионерам, лицам с ограниченными возможностями здоровья, отдельным категориям семей, детям и молодежи. Кроме того, система социальной защиты должна быть направлена на обеспечение прозрачности и доступности расходов бюджета всех уровней, посредством детализации расходов на решение проблем конкретного человека [5].
Таким образом, систему социальной защиты населения в контексте социального управления можно определить как систему управления непосредственно социальной сферой общества и отдельных ее компонентов:
социального обеспечения, социальной поддержки, социального страхования.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 15.02.2020).
2. Глушенко, В. В., Глушенко, И. И. Разработка управленческих решений. - Железнодорожный: ГОО НИЦ «Крылья», 1997. - 19 с.
3. Иванов, В. Н., Патрушев, В. И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономика, 2001. - 327 с.
4. Измалкова, В. В., Комов, В. Э. Социальная защита населения в Российской Федерации - основа правового государства // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. - 2016. - № 2 (9). - С. 29-32.
5. Кумыков, А. М., Хубиев, Б. Б., Атабиева, З. А. Оценка стратегии социально-экономических преобразований в постсоветской России: региональное измерение // Стратегии развития России и социальная работа: Всероссийская научно-теоретическая конференция с международным участием: Материалы докладов и сообщений, 5-6 дек. 2019 г. / Редкол.: А. В. Метелица, Е. В. Сердюкова, Л. С. Деточенко и др. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2019. - С. 172-178.
6. Марков, М. Технология и эффективность социального управления / Под ред. Т. В. Керимовой; предисл. Т. В. Керимовой; пер. Л. М. Хитрова. - М.: Прогресс, 1982. - 267 с.
7. Марков, М. Теория социального управления / Пер. О. И. Попов; под общ. ред. В. Г. Афанасьева; послесл. В. Г. Афанасьева. - М.: Прогресс, 1978. - 447 с.
8. Пригожин, А. И. Социальные аспекты управления. - М.: Знание, 1974. - 64 с.
9. Пригожин, А. И. Социологические проблемы управленческих решений. - М.: Знание, 1984. - 48 с.
10. Слепенков, И. М. Научный коммунизм и конкретные социологические исследования: методологические и методические вопросы. - М.: Издательство Московского университета, 1984. - 256 с.
11. Социология управления: фундаментальное и прикладное знание / Отв. ред. А. В. Тихонов. - М.: Канон+ РООИ «Реабилитация» 2014. - 560 с.
12. Шмыков, А. Ю., Павлова, И. В. Особенности и некоторые проблемы управления системой социальной защиты населения (на примере Московского региона) // Науковедение. - 2015. - Т. 7. - № 6 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// naukovedenie.ru/PDF/19EVN615.pdf. DOI: 10.15862/19EVN615 (дата обращения: 15.02.2020).
References
1. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ) [The Constitution of the Russian Federation" (adopted by popular vote dated on December 12, 1993) (as amended by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation dated on December 30, 2008 No. 6-FKZ, dated on December 30, 2008 No. 7-FKZ, dated on February 5, 2014 No. 2 -FKZ, dated on July 21, 2014 No. 11-FKZ)]. SPS "Konsul'tantPlyus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (accessed 15.02.2020).
2. Glushenko V. V, Glushenko I. I. Rаzrаbоtkа uprаvlеnchеskikh rеshеnii [Development of managerial decisions]. Zheleznodo-rozhnyi, GOO NITs "KryFya", 1997, 19 p.
3. Ivanov V N. Innovatsionnye sotsiaFnye tekhnologii gosudarstvennogo i munitsipaFnogo upravleniya [Innovative social technologies of state and municipal government], 2-е izd., pеrеrаb. i dоp. Мoscow, Ekonomika, 2001. 327 p.
4. Izmalkova V V. SotsiaFnaya zаshchitа nаsеlеniya v Rossiiskoi Federatsii - osnova рrаvоvоgо gоsudаrstvа [Social protection of the population in the Russian Federation is the basis of the state of law]. Rossiiskaya nauka i obrazovanie segodnya: problemy i perspektivy, 2016, no. 2 (9), pp. 29-32.
5. Kumykov A. M., Khubiev B. B., Atabieva Z. A. Otscnra strаtеgii sоtsiаlnо-eкоnоmichеskikh рrеоbrаsоvаnii v pоstsоvеtskoi RQssii: regionaFnoe izmerenie [Assessment of the strategy of socio-economic transformations in post-Soviet Russia: a regional
dimension]. Strategii razvitiya Rossii i sotsiaFnaya rabota: Vserossiiskaya nauchno-teoreticheskaya konferentsiya s mezhdu-narodnym uchastiem: Materialy dokladov i soobshchenii. 5-6 dek. 2019 g. [Russian development strategies and social work: all-Russian scientific and theoretical conference with international participation. Materials of reports and messages, December 5-6, 2019]. Redkol: A.V. Metelitsa, E.V. Serdyukova, L. S. Detochenko i dr., Rostov-na-Donu, Taganrog, IzdateFstvo Yu-zhnogo federaTnogo universiteta, 2019. 245 p.
6. Markov M. Tekhnologiya i effeKtivnost sotsiaFnogo upravleniya [Technology and the effectiveness of social management]. Pod red. T. V. Kerimovoi, predisl. T. V. Kerimovoi, per. L. M. Khitrova. Moscow, Progress, 1982. 267 p.
7. Markov M. Teoriya sotsiaTnogo upravleniyaa [Theory of social management]. Per. O. I. Popov, pod obshch. red. V G. Afanas'eva, poslesl. V G. Afanas'eva. Moscow, Progress, 1978. 447 p.
8. Prigozhin A. I. Sotsial>nye aspekty upravleniya [Social aspects of management]. Moscow, Znanie, 1974. 64 p.
9. Prigozhin A. I. Sotsiologicheskie problemy upravlencheskikh reshenii [Sociological problems of managerial decisions]. Moscow, Znanie, 1984. 48 p.
10. Slepenkov I. M. Nauchnyi kommunizm i konkretnye sotsiologicheskie issledovaniya: metodologicheskie i metodicheskie vo-
prosy [Scientific communism and concrete sociological studies: methodological and methodica. questions]. Moscow, IzdateF stvo Moskovskogo universiteta, 1984. 256 p.
11. Sotsiologiya upravleniya: fundamental'noe i prikladnoe znanie [Sociology of management: fundamental and applied knowledge]. Otv. red. A. V. Tikhonov. Moscow, Kanon + ROOI "Reabilitatsia" 2014. 560 p.
12. Shmykov A. Yu., Pavlova I. V. Osobennosti i nekotorye problemy upravleniya sistemoi sotsial>noi zashchity naseleniya (na primere Moskovskogo regiona) [Features and some problems of managing the social protection system of the population (for example, the Moscow region)]. Naukovedenie, 2015, vol. 7, no. 6. Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/19EVN615.pdf. DOI: 10.15862/19EVN615 (accessed 20.10.2020).