Романов Д.Г.,
аспирант кафедры «Финансы» РГЭУ (РИНХ)
E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Тема статьи является актуальной, в связи с тем что главной задачей формирующейся социальной рыночной экономики является деятельность государства по защите всех слоев населения, особенно его финансово уязвимых граждан. Предметом исследования является сформированная отечественная система социальной защиты населения, состав ее элементов. В дискуссионном ключе раскрывается экономическое содержание и доказывается объективная необходимость создания жизнеспособной системы социальной защиты населения России, рассматриваются принципы ее построения.
Автором делается вывод о том, что жизнеспособность системы социальной защиты в значительной степени зависит от реализации принципа адресности в практике социальной поддержки населения. Определяется ключевая роль такой важнейшей составляющей системы социальной защиты, как социальное страхование трудящихся граждан, выявляются его недостатки в настоящее время, определяются направления совершенствования, что позволит определить институт социального страхования в качестве приоритетного направления оказания социальной поддержки.
Ключевые слова: социальное государство, риск, социальные риски, социальная защита, система социальной защиты населения, адресная социальная поддержка, социальное страхование, государственные внебюджетные фонды.
Romanov D.
SOCIAL PROTECTION OF THE POPULATION: THE ECONOMIC CONTENT AND THE OBJECTIVE NECESSITY
The subject of the article is relevant, due to the fact that the main task of the emerging social market economy is the activity of the state to protect all segments of the population, especially its financial vulnerable citizens. The study is formed national system of social protection of the population, the composition of its elements. The discussion key reveals the economic content and objective proved the necessity of establishing a viable system of social protection of the population of Russia, the principles of its construction.
The author concludes that the viability of the social protection system largely depends on the implementation of the principle of targeting in practice, social support of the population. The key role of this important component of the social protection system, social insurance workers ' citizens, identifies its shortcomings at present, identifies areas of improvement, the elimination of which will determine the social insurance institution as priority areas for social support.
Keywords: Social state, risk, social risk, social protection, social safety nets and targeted social assistance, social insurance, state non-budgetary funds.
Исследователи в экономической литературе категорию «социальная защита», как правило, связывают с понятием «социальное государство». Именно оно реализует социальную политику, в основе которой лежат принципы социальной защищенности и справедливости. Социальное государство обеспечивает социальную ориентацию рыночной экономики, формируя жизнеспособную систему социальной защиты населения в целом и каждого гражданина в отдельности.
Развитые рыночные страны, ориентирующиеся на социальные преобразования, направляют свои усилия на устране-
ния высоких различий в уровне доходов населения, ликвидируя их через созданную систему социальной защиты и разнообразные ее формы. В основе социально-экономической политики стран, являющихся по конституции социальными, заложены следующие принципы:
- поступательное развитие эффективной рыночной модели экономики;
- одновременное осознание регулирующей роли рынка и экономических методов его государственного регулирования;
- солидарность общества для выработки системы социальной защиты финансово уязвимых слоев общества.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации наша страна пошла именно по такому пути, представляя собой рыночное, социально ориентированное государство, основной целью которого является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь его граждан. Вместе с тем переход к рынку существенным образом повлиял на систему распределительных отношений в стране, а результатом сложившихся отношений в настоящее время между субъектами распределения совокупного общественного продукта и государственной собственности стала дифференциация расходов и социальная поляризация общества: до сегодняшнего дня значительна доля жителей с доходами ниже прожиточного уровня, незначительна доля среднего класса и узкий круг богатых граждан.
Таким образом, на пути реального создания социального государства требуется преодоление указанных недостатков и решение ряда других проблем, основной из которых является создание жизнеспособной системы социальной защиты населения.
Раскрывая экономическое содержание понятия «социальная защита», надо исходить из позиции, что она представляет собой совокупность общественных и экономических отношений, посредством которых обеспечивается выработка принципов, правил и методов реализации конституционных прав и гарантий человека на
достойный уровень жизни путем их законодательного закрепления.
При этом следует учитывать, что жизнеспособная система социальной защиты населения не предусматривает в орбиту распределительных отношений вовлекать всех без исключения граждан, а только финансово уязвимые слои населения, предполагая создание конкретных правовых, организационных и финансовых возможностей достижения экономической самостоятельности гражданина и материального благополучия его семьи.
Основным условием жизнеспособности национальной системы социальной защиты является соответствие ее уровню развития общественных отношений и способу производства, в данном случае рыночной, социально ориентированной модели экономики.
Появление самого понятия «социальная защита» было зафиксировано еще в прошлом столетии, когда в 1935 году в США в законодательном порядке был создан институт социального страхования, а затем это понятие часто использовалось в документах и рекомендациях Международной организации труда (МОТ) по организации помощи финансово уязвимым слоям населения.
В России термин «социальная защита» достаточно новый и в экономической литературе начал использоваться одновременно с переходом от плановой экономики к рыночной модели экономики, с возникновением новых рыночных отношений и нарастанием отрицательного воздействия социальных рисков.
Международной организацией труда был принят нормативный документ, в котором были определены девять основных социальных рисков, наступление которых означало абсолютную потерю доходов. Наличие социальных рисков служит методологическим обоснованием и обусловливает объективную необходимость в социальной защите населения, организуемой государством и направленной на минимизацию социальных рисковых ситуаций, повышение уровня жизни (рис. 1).
СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ
Несоответствие уровня жизни установленным социальным стандартам
Снижение дохода в связи с рождением детей, содержанием иждивенцев, нетрудоспособность
Отсутствие средств к существованию
Внутренняя и постоянная (инвалидность) нетрудоспособность
Рисунок 1 - Перечень основных социальных рисков
Создание жизнеспособной системы социальной защиты населения требует научного осмысления экономического содержания этого важнейшего социального института, определения путей дальнейшего его развития, а обзор экономической литературы показывает, что в современных условиях в этом направлении сложилось много подходов, зачастую весьма противоречивых. Так, по определению, приведенному в документах МОТ, «социальная защита» - это набор общественных мер, направленных на устранение различного рода экономических и социальных бедствий. Одновременно нормативный акт детализирует такого рода бедствия.
Страны ЕС в своем базовом документе «Европейская социальная хартия» представляют понятие «социальная защита», используя при этом весьма широкий подход, а именно: социальная защита охватывает не только известные социальные риски, но и удовлетворение таких элементов жизнедеятельности, как: охрана здоровья, получение образования, пособие для аренды жилья. [11; с.17-67]
У исследователей в отечественной экономической литературе также наблю-
дается большой разброс позиций по содержанию понятия «социальная защита». Так, например, существует позиция, в силу которой социальная защита рассматривается как деятельность государства по обеспечению развития личности, поддержки малообеспеченных групп населения [15; с.9]. Есть авторы, которые по-прежнему придерживаются либо рамок социального страхования, либо социального обеспечения [12; с.6], а также точку зрения, в силу которой социальная защита реализуется в форме социальной защищенности наемного труда работников, определяя ее как производное видов общественного и «режимов управления» [10; с.4-17].
Многочисленность точек зрения исследователей в отечественной литературе на содержание понятия «социальная защита» объясняется сложностью построения социальной рыночной модели экономики и спецификой рыночных отношений, складывающихся в современных условиях, а также коротким историческим периодом, в течение которого выстраивалась ныне существующая система социальной защиты населения (рис.2).
Рисунок 2 - Система социальной защиты населения
Система социальной защиты населения - это существенный сегмент экономики рыночного, социально ориентированного государства, а также сфера жизненно важных интересов его граждан. Качественные и количественные характеристики составляющих системы социальной защиты свидетельствуют об уровне экономического и социального развития государства. Принципы, положенные в основу построения и функционирования системы социальной защиты, характеризуют степень реализации социальной справедливости, солидарной взаимопомощи, степень согласия в обществе (рис.3).
Вопросы конкретизации принципов социальной защиты населения являются
дискуссионными в экономической литературе. Кроме указанных на рисунке 3, исследователи к ним относят: комплексность, всеобщность, динамичность, оказание социальной помощи, социальное партнерство и солидарность, доступность и бесплатность информации, использование дифференцированного подхода при определении размеров и видов помощи, соответствие объемов государственных гарантий экономическим возможностям государства. На фоне такого множества перечисленных принципов представляется, что важнейшими принципами социальной защиты является все-таки социальная справедливость, адресность и многосубъект-ность.
Рисунок 3 - Принципы системы социальной защиты населения
Осознать и оценить важность и необходимость указанных принципов построения системы социальной защиты населения народ России сумел за довольно короткий срок пребывания в условиях рыночных отношений. Быть справедливым и гуманным, уметь оказать адресную социальную защиту - это способность реально оценить жизненные затруднения человека и его семьи выявить причины, определить пути выхода из рисковых ситуаций.
Ретроспективный анализ этапов становления и развития системы социальной защиты современной России свидетельствует, что вопросом выработки адресного подхода к оказанию социальной поддержки всегда уделялось значительное внимание. Это подтверждает многочисленные публикации, в которых ученые обосновывают первостепенную важность адресного подхода к оказанию социальной поддержки, а практики-экономисты принимают попытки отработки конкретных мер для реализации адресного принципа на практике.
Представляется, что адресная социальная поддержка должна базироваться на научно выверенных методах расчета. Кроме абсолютных ее размеров, принимается во внимание: индивидуальный характер рисковой ситуации, в силу которой чело-
век попал в категорию «финансово-уязвимые граждане»; оценка дохода человека и членов его семьи; фактор активизации внутреннего потенциала человека и усиление стремления решать самостоятельно возникающие проблемы для предотвращения возникновения стремления к социальному иждивенчеству.
В текущий период, как правило, основной составляющей современных систем социальной защиты, в том числе и в России, является социальное страхование. Сущность социального страхования раскрывают понятия «социальные риски» и объективная необходимость в условиях рыночных отношений их обязательного и добровольного страхования.
В условиях рыночной экономики социальное страхование представляет собой универсальную финансовую базу, создаваемую за счет перераспределения части национального дохода для нейтрализации действия социальных рисков на отдельные группы трудящихся граждан и членов их семей. При этом, важно, что формирование финансовых ресурсов, их распределение и целевое использование происходят автономно от других распределительных и перераспределительных процессов.
Многие исследователи называют обязательное социальное страхование фак-
тором стабилизации общества и достижения в нем социального согласия. Так, в странах ЕС объем финансирования социального страхования достигает от 16% до 25% валового внутреннего продукта, что позволяет обеспечить высокие жизненные стандарты и уровни страховой защиты трудящихся. Так, размер пенсий составляет в развитых странах в среднем 65-75% от заработной платы для основной массы получателей страховых возмещений.
В Российской Федерации социальное страхование также играет в системе социальной защиты населения ключевую роль. В современных условиях довольно агрессивных рыночных отношений обязательное социальное страхование становится существенным компонентом государственной социальной политики, степень развития которого дает четкое представление о жизнеспособности системы социальной защиты работающих граждан и членов их семьи.
Действующая система социальной защиты в нашей стране в качестве элементов включает формы (обязательное и добровольное) и виды социального страхования. На рис. 4 отражена действующая система обязательного страхования в Российской Федерации.
Из схемы, приведенной на рис. 4, видно, что для социальной защиты работающих граждан и членов их семей система обязательного социального страхования включает в свою сферу следующие его виды: пенсионное страхование (наступление старости, инвалидности, утрата кормильца); медицинское страхование; социальное страхование (временная утрата трудоспособности, несчастные случаи на производстве, профессиональные заболевания). Страховщиком выступают государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации, федеральный и региональный фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации.
Виды обязательного социального страхования
Вид страхования Страховщик
+
—► Пенсионное страхование работающих от социальных рисков - старости, инвалидности и утраты кормильца —► Пенсионный фонд Российской Федерации
—► Страхование временной утраты трудоспособности —► Форд социального страхования Российской Федерации
Социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний —► Фонд социального страхования Российской Федерации
Федеральные и региональные фонды обязательного медицинского страхования
Медицинское страхование —►
Рисунок 4 - Действующая система обязательного социального страхования
Перечисленных три государственных внебюджетных фонда представляют собой финансово-кредитные институты с особым
правовым режимом функционирования и наделяются бюджетами: централизованными фондами финансовых ресурсов, ме-
ханизм формирования которых предусматривает получение доходов в виде страховых взносов от фонда оплаты труда и расходуются строго в соответствии с целевым
назначением, что определяется каждым в отдельности фондом. Специфические признаки государственных внебюджетных фондов отражены на рис. 5.
Внебюджетные государственные фонды
Рисунок 5 - Специфические признаки государственных внебюджетных фондов
Следует отметить, что в момент создания системы социального страхования, ставшей ядром системы социальной защиты населения, были решены важные задачи социальной политики, заключающиеся в компенсации конституционно значимым категориям трудящихся и их семьям полные или частичные потери доходов в связи с высоким уровнем социальных рисков.
Вместе с тем на страницах экономической печати отражена совершенно правильно позиция ученых и экспертов, считающих, что в своем современном виде система обязательного социального страхования далеко не совершенна и не отвечает той цели и задачам социальной политики, которые необходимо достигать и решать. Это несмотря на то что только за последнее десятилетие организационные основы и финансовый механизм системы обязательного социального страхования неоднократно подвергались модернизации и реформированию.
Вот некоторые недостатки ныне действующей системы обязательного соци-
ального страхования, о которых пишут исследователи:
- система является страховой, главным образом по своему названию;
- сложный и непрозрачный путь движения финансовых потоков обязательного социального страхования;
- неполное исполнение социальных платежей застрахованным лицам;
- снижение финансовой устойчивости внебюджетных государственных фондов;
- факты нецелевого использования финансовых ресурсов.
Все сказанное актуализирует дальнейшее исследование теоретико-методологических основ процесса формирования и функционирования жизнеспособной системы социальной защиты населения, принципов управления ее финансовыми ресурсами.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) [Электронный ре-
сурс]//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (с изм. И доп.). [Электронный ресурс] //Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
3. Областной закон от 22.10.04 № 174-ЗС «Об адресной социальной помощи в Ростовской области» [Электронный ресурс] //Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
4. Камилов, Д.А. Основы реализации социальной функции государства/ Д.А. Камилов//Экономические науки. - 2011. -№6(79).
5. Коваленко, Е.А. Модели организации адресной социальной помощи: метод. пособие/ Е.А. Коваленко, Е.Л. Строкова, О.А. Феоктистова. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2009. - 248 с.
6. Лукьянова, Т.Н. Совершенствование региональной системы социальной защиты социально-уязвимых слоев насе-ления//Диссертация на соискание степени кандидата экономических наук. Москва, 2009.-188 с.
7. Малеева, Т.М. Социальная поддержка: уроки кризисов и векторы модернизации/ Т.М. Малева, Л.Н. Овчарова, А.Я. Бркдяк, Н.В. Зубаревич, А.И. Пишняк, Д.О. Попова, О.В. Синявская/ под ред. Т.М. Малевой, Л.Н. Овчаровой -М.:Издательство «Дело» РАНХ, 2010. -336 с.
8. Мисихина С.Г. Социальная поддержка уязвимых групп населения / С.Г. Мисихина - М.: Издательство Института Гайдара, 2011. - 92 с.
9. Прокофьева, Л.М. Социальный контракт - новая форма оказания государственной адресной социальной помощи населению в субъектах Российской Федерации/ Л.М. Прокофьева//Аналитический вестник. - 2010. - №8 (394). - С.20.
10. Ракитский Б. Социальная защищенность и ее типы//Вопросы экономики, №7, 1993.
11. Социальная защита Европейского союза//М. 1996.
12. Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхова-ние//Москва, 1997 г.
13. Суховеева, А.А. Развитие социальной защиты населения в России [Текст]/А.А. Суховеева// Финансовые исследования - 2010 г. - №4 (29).
14. Суховеева, А.А. Социальная защита: проблемы теории и практики: научно-практическое пособие/ А.А. Суховеева, А.В. Суховеев, О.В. Баранцева// РГЭУ «РИНХ». - Волгодонск, 2006. - 216 с.
15. Юдин В.П. Социальная защита: понятие, сущность, границы//Казань, 1995.
BIBLIOGRAPHICAL LIST
1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993,) [Electronic resource]//legal-reference system "Consultant Plus".
2. Budget code of the Russian Federation dated 31.07.1998 No. 145-FZ (with amendments. And supplementary). [Electronic resource] //legal-reference system "Consultant Plus".
3. Regional law from 22.10.04 No. 174-ZS "On state targeted social assistance in the region [Electronic resource] //legal-reference system "Consultant Plus".
4. Kamilov, D. A. principles of the social functions of the state/ D. A. Kami-lov//Economic science. - 2011. - №6(79).
5. Kovalenko, E. A. Model of the organization of targeted social assistance: method. Manual/ E. A. Kovalenko, E. L. Summaries, O. A. Feoktistova. - M.: Fund "Institute for urban Economics, 2009. - 248 S.
6. Lukyanova, T. N. Improving the regional system of social protection of socially vulnerable layers of the population//Thesis for the degree of candidate of economic Sciences. Moscow, 2009.-188 C.
7. Maleeva, T. M. Social support: lessons from crises and vectors modernization/ T. M. Maleva, L. N. Ovcharova, A. J. Brkljac, N. In. Zubarevich, A. I. Pishnyak, D. O. Popova, O. C. Sinyavsky/ Ed. by T. M. mala-voy, L. N. The book - M.:Publishing house "Business" RANH, 2010. - 336 S.
8. Mishina S., Social support of vulnerable groups / S, Mishina - M.: Publishing house of the Gaidar Institute, 2011. - 92 S.
9. Prokofiev, L. M. Social contract - a new form of provision of the state address social help to the population in the regions of the Russian Federation/ L. M. Prokofi-ev//Analytical Bulletin. - 2010. - №8 (394). -C. 20.
10. Rakitskaya B. Social security and its types//Voprosy ekonomiki, No. 7, 1993.
11. Social protection in the European Union//M. 1996.
12. Suleymanova, Century Social security and social insurance//Moscow, 1997
13. Suhoveeva, A. A. Development of social protection of the population in Russia [Text]/A. A. Suhoveeva// Financial research -2010 - No. 4 (29).
14. Suhoveeva, A. A. Social protection: problems of theory and practice: Research-Handbook/ A. A. Suhoveeva, A. C. Droughts, O. C. Barantseva// rgeo "rinkh". - Volgo-donsk, 2006. - 216 C.
15. Yudin B. N. Social protection: a concept of the essence, border//Kazan, 1995.