Научная статья на тему 'Особенности предоставления социальных льгот на транспорте'

Особенности предоставления социальных льгот на транспорте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
725
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ТРАНСПОРТ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КАТЕГОРИИ И ЛЬГОТНИКОВ / СИСТЕМА ТРАНСПОРТНЫХ ЛЬГОТ / ПЕНСИОНЕРЫ / ИНВАЛИДЫ / ВЕТЕРАНЫ / SOCIAL BENEFITS / SOCIAL PROTECTION / TRANSPORT / LEGAL REGULATION / CATEGORIES OF BENEFIT HOLDERS / SYSTEM OF TRANSPORT BENEFITS / PENSIONERS / DISABLED / VETERANS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тимонина Ирина Владимировна

Currently, Russia has formed a large number of forms and types of social assistance to disadvantaged groups. It is worth noting the fact that the legal status of social benefits has increased significantly. The introduction of transport and other benefits is necessary to even out social differences between categories of citizens. The main functions of social benefits reflect the objectives of their legislative consolidation and advantages, legal nature and social significance. Practice shows that the benefits provided for using transport, as well as other types of benefits are regulated by both federal and regional legislation; an important distinctive feature of the regulatory framework of social benefits under the social security system is their division according to categories of citizens and not according to their content. It should be noted that the conditions and methods of providing social transport benefits for different categories of citizens may have significant differences. It is necessary to pay attention to the fact that federal benefit holders, as well as labor veterans, disabled people and non-working pensioners of the Russian Federation have more privileges and benefits, than working people of retirement age. Undoubtedly, the role of the state, aimed at social protection of veterans, youth, disabled and other categories of citizens, is important.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тимонина Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICULARITIES OF PROVIDING SOCIAL BENEFITS IN TRANSPORT

Currently, Russia has formed a large number of forms and types of social assistance to disadvantaged groups. It is worth noting the fact that the legal status of social benefits has increased significantly. The introduction of transport and other benefits is necessary to even out social differences between categories of citizens. The main functions of social benefits reflect the objectives of their legislative consolidation and advantages, legal nature and social significance. Practice shows that the benefits provided for using transport, as well as other types of benefits are regulated by both federal and regional legislation; an important distinctive feature of the regulatory framework of social benefits under the social security system is their division according to categories of citizens and not according to their content. It should be noted that the conditions and methods of providing social transport benefits for different categories of citizens may have significant differences. It is necessary to pay attention to the fact that federal benefit holders, as well as labor veterans, disabled people and non-working pensioners of the Russian Federation have more privileges and benefits, than working people of retirement age. Undoubtedly, the role of the state, aimed at social protection of veterans, youth, disabled and other categories of citizens, is important.

Текст научной работы на тему «Особенности предоставления социальных льгот на транспорте»

УДК 347+347.61/64

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЛЬГОТ НА ТРАНСПОРТЕ

ТИМОНИНА Ирина Владимировна

кандидат юридических наук, доцент кафедры теория права, история права и международное права Российского университета транспорта (МИИТ), Москва, Россия. E-maiLtimonma61@yandex.ru

В настоящее время в России сформировалось большое количество форм и видов предоставления социальной помощи незащищенным слоям населения. Стоит отметить и тот факт, что правовой статус социальных льгот значительно вырос. Введение транспортных и иных льгот необходимо для социального выравнивания границ между различными категориями граждан. Основные функции социальных льгот отражают цели законодательного их закрепления и преимущества, правовую природу и социальную значимость. Практика показывает, что льготы, предоставляемые на пользование транспортом, как и иные виды льгот, регулируются как федеральным, так и региональным законодательством, а важной отличительной чертой нормативно-правовой базы социальных льгот по системе социального обеспечения является подразделение их по категориям граждан, а не по их содержанию. Следует отметить, что условия и способы предоставления социальных транспортных льгот для разных категорий граждан могут иметь существенные различия. Необходимо обратить внимание на тот факт, что федеральные льготники, а также ветераны труда, инвалиды и неработающие пенсионеры Российской Федерации имеют больше привилегий и льгот, в отличие от работающих граждан пенсионного возраста. Несомненно, важна роль государства, направленная на социальную защиту ветеранов, молодёжи, инвалидов и иных категорий граждан.

Ключевые слова: социальные льготы, социальная защита, транспорт, правовое регулирование, категории и льготников, система транспортных льгот, пенсионеры, инвалиды, ветераны.

PARTICULARITIES OF PROVIDING SOCIAL BENEFITS IN TRANSPORT

TIMONINA Irina Vladimirovna

Candidate of Sciences (Law), Assistant Professor of the Department of Theory of Law, History of Law and International Law of the Russian University of Transport (MIIT), Moscow, Russia. E-mail:timonina61@yandex.ru

Currently, Russia has formed a large number of forms and types of social assistance to disadvantaged groups. It is worth noting the fact that the legal status of social benefits has increased significantly. The introduction of transport and other benefits is necessary to even out social differences between categories of citizens. The main functions of social benefits reflect the objectives of their legislative consolidation and advantages, legal nature and social significance. Practice shows that the benefits provided for using transport, as well as other types of benefits are regulated by both federal and regional legislation; an important distinctive feature of the regulatory framework of social benefits under the social security system is their division according to categories of citizens and not according to their content. It should be noted that the conditions and methods of providing social transport benefits for different categories of citizens may have significant differences. It is necessary to pay attention to the fact that federal benefit holders, as well as labor veterans, disabled people and non-working pensioners of the Russian Federation have more privileges and benefits, than working people of retirement age. Undoubtedly, the role of the state, aimed at social protection of veterans, youth, disabled and other categories of citizens, is important.

Key words: social benefits, social protection, transport, legal regulation, categories of benefit holders, system of transport benefits, pensioners, disabled, veterans.

Статья 7 Конституции РФ даёт правовую регламентацию Российской Федерации, как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1]. В настоящее время, в России сформировалось большое количество форм и видов предоставления социальной помощи незащищенным слоям населения. Стоит отметить и тот факт, что в последнее время правовой статус социальных льгот значительно вырос. Их введение необходимо для социального выравнивания границ между различными категориями граждан.

Одной из форм социальной защиты граждан является обеспечение социальными льготами и пособиями особо нуждающихся категорий населения Российской Федерации. При предоставлении подобных льгот ведется индивидуальный учет ситуаций и конкретных обстоятельств [2]. Основные функции социальных льгот отражают цели законодательного их закрепления и преимущества, правовую природу и социальную значимость. Социальные транспортные льготы предполагают бесплатный или частично оплачиваемый гражданином проезд на конкретных видах общественного городского транспорта, а также на электропоездах пригородного сообщения, авиационном и водном транспорте. Льготы, предоставляемы на пользование транспортом, как и иные виды льгот, регулируются как федеральным, так и региональным законодательством, а важной отличительной чертой нормативно-правовой базы социальных льгот по системе социального обеспечения является подразделение их по категориям граждан, а не по их содержанию. То есть, в большинстве ситуаций социальные льготы по системе социального обеспечения регулируются и предоставляются Российским законодательством в зависимости от категории незащищенных граждан Российской Федерации, которым они полагаются [7]. Транспортные социальные льготы предоставляются по следующим категориям граждан: пенсионерам; ветеранам различных категорий; инвалидам; детям-сиротам; многодетным семьям и семьям, имеющие детей-инвалидов; жертвам политических репрессий и другим категориям. Льготы на транспорте могут предоставляться на наземном транспорте общего пользования, подземном транспорте, воздушном и водном видах транспортных средств, на пригородных электропоездах и поездах дальнего следования, а также на отдельных видах маршрутных транспортных средствах (например, служба такси) [3].

Несмотря на идентичность, условия и способы предоставления социальных льгот для разных категорий граждан могут иметь существенные различия. Стоит начать с рассмотрения условий предоставления социальных льгот на транспорте такой категории граждан, как пенсионеры, так как данная категория является самой многочисленной в Российской Федерации. Льготы на муниципальном транспорте общего пользования полагаются всем гражданам, достигшим пенсионного возраста. Но региональные льготы могут существенно отличаться в способах их предоставление на разных территориях их предоставления (например, в одном субъекте Российской Федерации в качестве льготы на общественный транспорт будет выдаваться социальная транспортная карта, а в ином субъекте Российской Федерации будет предоставляться 50% скидка). В пригородных поездах правом на бесплатный проезд пользуются инвалиды войны, ветераны Великой Отечественной Войны, ветераны боевых действий, члены экипажей кораблей транспортного флота, находившиеся во время начала ВОВ в портах зарубежных стран [4].

Необходимо отметить, что федеральные льготники, а также ветераны труда, инвалиды и неработающие пенсионеры Российской Федерации имеют больше привилегий и льгот, в отличие от работающих граждан пенсионного возраста. Федеральным льготникам и неработающим гражданам пенсионного возраста, например, предоставляются социальные льготы на проезд не только на городском транспорте общего пользования, поездах пригородного сообщения, но водном, и воздушном транспорте и так далее. Социальные льготы на транспорте предоставляются также такой многочисленной категории из наименее социально защищённых слоёв населения, как школьники и студенты образовательных учебных заведений Российской Федерации.

Обязательным условием для предоставления льготного проезда для граждан, учащихся в школах является наличие статуса школьника или студента, для получения которого необходимо быть зачисленным в образовательное учреждение, а также обязательное посещение того или иного образовательного учреждение и прохождение периодической аттестации обучающегося. Гражданам, обучающихся в школах, для получения социальных льгот на проезд необходимо предоставить ученический билет или ученическую справку по месту обучения, которая в обязательном порядке должна содержать фотографию ученика. Для получения ученического билета детям, обучающимся в общеобразовательных школах в возрасте от 10 до 14 лет необходимо представить справку ученика по месту учебы; школьникам от 14 лет, кроме справки, необходимо представить документы, подтверждающие право на получение льготного проезда. Кроме того, школьники имеют право оформить социальную карту, которая также предполагает льготный проезд на общественном транспорте. Данные карты оформляются в многофункциональных центрах, вне зависимости от места регистрации [5]. Немаловажно то, что школьники, достигшие 14-лет, имеют право самостоятельно оформить социальную карту в МФЦ; родителям, в подобной ситуации, необходимо предъявить паспорт. Обязательным условием для получения социальных льгот на транспорте студентам высших и средних учебных заведений, является их статус студента по приказу зачисления в высшее или среднее специальное учебное заведение и обучающихся на очной форме обучения. Но необходимо обратить внимание на то, что предоставление социальных льгот на транспорте студентам и учащимся общеобразовательных учреждений предоставляется только в учебный период с сентября по июнь месяц.

Правом на льготный проезд в общественном транспорте и электропоездах пригородного сообщения пользуется и такая категория граждан, как лица с ограниченными возможностями (инвалиды), вне зависимости от их категории. Для получения ими права на льготный проезд данная категория граждан должна предъявить документ, подтверждающий наличие инвалидности и документ, удостоверяющий личность. Кроме того, по Федеральному Закону № 181, правом на льготный проезд будет обладать не только гражданин, имеющий статус инвалида, но и гражданин его сопровождающий. [6] Граждане, имеющие инвалидность I и II категории по зрению, не имеющие двух конечностей или с параличом двух конечностей обеспечиваются бесплатным проездом на всех видах городского транспорта общего пользования (исключение составляет служба такси). Кроме права на бесплатный проезд на городском транспорте, инвалидам также предоставляется право на бесплатный проезд на электропоездах пригородного сообщения. Льготный проезд в общественном городском транспорте предоставляется по предъявлению социального проездного билета. Социальным проездным билетом является именной проездной документ, который дает право предъявителю на проезд на транспорте общего пользования (за исключением такси) городского и пригородного сообщения. Льготный проезд инвалидам на междугородних линиях железнодорожного, воздушного, водного транспорта в период с 1 октября по 15 мая и один раз (туда - обратно) в иное время года, выражается в 50-процентной скидке со стоимости проезда. Также вышерассмотренные льготы предоставляются на лицо, сопровождающее инвалида I группы [5].

Следующей льготной категорией являются ветераны боевых действий, которые также обладают правом на льготный проезд на транспорте общего пользования и поездах пригородного сообщения. К данной льготной категории граждан относятся все военнослужащие срочной службы, службы по контакту, военнослужащие офицерского состава, принимавшие участие в боевых действиях и служившие в горячих точках. Льготное право на проезд на все виды наземного транспорта общего пользования (кроме такси и маршрутного такси), а также метро имеют и военные пенсионеры, которые также имеют право один раз в год бесплатно осуществлять поездки по путёвкам на санаторно-курортное лечение туда и обратно. Ветераны боевых действий, которые относятся к офицерскому составу, регулярно пользующиеся

городским наземным транспортом и метро, имеют право на приобретение проездного билета вне очереди. Для получения льготного (бесплатного) билета в городском транспорте общего пользования и метро ветераны боевых действий при приобретении проездного документа обязаны предъявить Удостоверение ветерана боевых действий установленного образца. Проезд на поездах пригородного сообщения для данной категории лиц действует скидка 50% от стоимости проездного билета.

Правом на льготный проезд на транспорте общего пользования обладают ветераны Великой отечественной войны, Герои труда, лица, пострадавшие в результате техногенных аварий. Бесплатным и льготным проездом на городском транспорте и транспорте пригородного сообщения пользуются граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (ликвидаторы аварии, проживающие в зонах отселения отчуждения и другие категории граждан). Данная категория граждан обязана предъявлять для получения социальных льгот удостоверение чернобыльца.

Необходимо отметить, что дети, возрастом до 3 лет, не занимающие отдельные места в общественном транспорте или пригородных электропоездах, также имеют право на бесплатный льготный проезд всех видах общественного транспорта.

На пригородных электропоездах ОАО РЖД правом бесплатного проезда пользуются и следующие категории лиц: дети-инвалиды; сироты и несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей; ветераны труда; труженики тыла Великой отечественной войны; многодетные семьи с детьми до 16-летнего возраста; ветераны войны.

Законодательство Российской Федерации предусматривает транспортные льготы, не входящие в систему социального обеспечения и для таких категорий граждан как: военнослужащие, судьи, государственные служащие, сотрудники Министерства Внутренних Дел Российской Федерации, и иных категорий граждан. То есть Российское законодательство предусматривает социальные транспортные льготы широкому кругу граждан. Но вместе с этим сохраняется необходимость дальнейшего совершенствования законодательства и расширения категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке, (например, работающих пенсионеров, лиц предпенсионного возраста; лиц, из числа молодых специалистов).

Подводя итог, следует отметить, что в данном направлении не слишком активно работают власти в регионах. Местные органы власти, в большинстве своём, стараются получить поддержку из центра и недостаточно выделяют средств на социальную поддержку граждан. Все вышеперечисленное негативно отражается на решении имеющихся социальных проблем в России в целом, и особенно в регионах. Думается, что проблема социальной защиты отдельных категорий граждан в части предоставления транспортных льгот может быть решена только с помощью различных механизмов: с помощью подъёма экономики, дальнейшего совершенствования законодательства в социальной сфере, исследования имеющихся проблем в данной сфере.

Библиографические ссылки

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014. № 11-ФКЗ).

2. Антипьева Н.В. Классификация критериев дифференциации правового регулирования в праве социального обеспечения // Актуальные проблемы Российского права. 2016. № 10. С.111-123

3. Лушникова, А.М. Курс права социального обеспечения. М. : Юстицинформ, 2013.

4. Крылов К.Д. Вопросы реализации прав и свобод личности в сфере труда и социального обеспечения // Актуальные проблемы Российского права. 2017. № 1. С. 20-27.

5. Агешкина Н.А. Справочник по льготам, выплатам, пособиям и компенсации. М. : Феникс, 2015.

6. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ (редакция 29.07.2018): принят Государственной Думой 20 июля

1995 г.: одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 г. » (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019.) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».

References

1. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (The Constitution of the Russian Federation) (prinyata vsen-arodnym golosovaniyem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami RF o poprav-kakh k Konstitutsii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014. № 11-FKZ). Dostup iz sprav.-pravovoy sistemy «Konsul'tant plyus».

2. Antip'yeva N.V. Klassifikatsiya kriteriyev differentsiatsii pravovogo regulirovaniya v prave sotsial'nogo obespecheniya (Classification of criteria for differentiation of legal regulation in law of social security). Aktual'nyye problemy Rossiyskogo prava, 2016, No. 10, pp.111-123.

3. Lushnikova A.M. Kurs prava sotsial'nogo obespecheniya (The course of social security law). Moscow : Yustitsinform, 2013.

4. Krylov K.D. Voprosy realizatsii prav i svobod lichnosti v sfere truda i sotsial'nogo obespecheniya (Issues of the realization of the rights and freedoms of the individual in the sphere of labor and social security). Aktual'nyye problemy Rossiyskogo prava, 2017, No. 1, pp. 20-27.

5. Ageshkina N.A. Spravochnik po l'gotam, vyplatam, posobiyam i kompensatsii (Handbook of benefits, payments, assistance and compensation). Moscow, Feniks, 2015.

6. O sotsial'noy zashchite invalidov v Rossiyskoy Federatsii: feder. zakon Ros. Federatsii ot 24 noy-abrya 1995 № 181-FZ (On social protection of disabled persons in the Russian Federation: Federal law of the Russian Federation from 24 November, 1995 No. 181-FZ) (redaktsiya ot 29.07.2018) : prinyat Gosudarstvennoy Dumoy 20 iyulya 1995 g. : odobren Sovetom Federatsii 15 noyabrya 1995 g. ( s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2019.). Dostup iz sprav.-pravovoy sistemy «Konsul'tant plyus».

Дата поступления: 14.05.2019 Received: 14.05.2019

УДК 347.1

СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ ДОГОВОРОВ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ

ФЕДОТОВА Диана Сергеевна

аспирант кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Ульяновского государственного университета, г. Ульяновск, Россия. E-mail: fedotova_d_s@mail.ru

Существующие концепции построения системы гражданско-правовых договоров строятся с использованием в качестве системообразующих признаков такие, как признаки направленности результата, субъектного состава, возмездности и т.п. Вместе с тем, почти не уделяется внимание такому системообразующему фактору, как системная связь. Процесс системообразования связан с поиском факто-

BACKBONE FACTORS OF PASSENGER TRANSPORT CONTRACTS

FEDOTOVA Diana Sergeevna

Postgraduate Student of the Department of Civil Law and Procedure of the Faculty of Law of the Ulyanovsk State University, Ulyanovsk, Russia. E-mail: fedotova_d_s@mail.ru

The existing concepts of creating a system of civil contracts are formed with such backbone signs as signs of result orientation, subject structure, compensatory nature, etc. At the same time, little attention is paid to such a backbone factor as system linking. The process of forming a backbone system is connected with searching the factors uniting elements in an expedient unity. Now researchers' efforts

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.