Научная статья на тему 'Анализ и пути решения проблемы убыточности пригородных пассажирских перевозок'

Анализ и пути решения проблемы убыточности пригородных пассажирских перевозок Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
811
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАССАЖИР / ЛЬГОТНЫЕ КАТЕГОРИИ / КОМПЕНСАЦИЯ УБЫТКОВ / МОНЕТИЗАЦИЯ / ТАРИФ / ТУРНИКЕТ / PASSENGER / PREFERENTIAL CATEGORY / COMPENSATION FOR LOSSES / MONETIZATION / RATE / TURNSTILE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Доценко Ю.В., Шеховцов А.И.

В статье выполнен анализ работы железных дорог при выполнении пригородных пассажирских перевозок. Выявлены основные факторы, которыми вызвана убыточность данной отрасли. Предложены возможные направления по повышению эффективности работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Доценко Ю.В., Шеховцов А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis and solutions to the problem of unprofitability suburban passenger transportation

Analysis of work of the railway in the suburban passenger traffic has been made in article. The mainfactors that caused the unprofitability of the industry have been identified. Possible directions to improve performance have been proposed.

Текст научной работы на тему «Анализ и пути решения проблемы убыточности пригородных пассажирских перевозок»

УДК 656.23

ДОЦЕНКО Ю.В., к.т.н., доцент (Донецкий институт железнодорожного транспорта) ШЕХОВЦОВ А.И., старший преподаватель (Донецкий институт железнодорожного

транспорта)

Анализ и пути решения проблемы убыточности пригородных пассажирских перевозок

Dotsenko Y.V., candidate of technical sciences, assistant professor (DIRT) Shekhovtsov A.I., senior lecturer (DIRT)

Analysis and solutions to the problem of unprofitability suburban passenger transportation

Постановка задачи

Осуществление пригородных

пассажирских перевозок являются одной из важных задач социальной ответственности железнодорожного транспорта. На сегодняшний день ГП «Донецкая железная дорога» выполняет пригородные перевозки в усеченном варианте. В связи с тяжелой ситуацией на 01.07.2016 г. по территории республики курсируют 25 пригородных поездов, причем основными пунктами начала и окончания маршрутов следования являются станции: Ясиноватая, Иловайск и Горловка. На многих линиях наблюдается разрушение верхнего, а местами и нижнего строения пути, в том числе станция Донецк отрезана от пассажирского движения.

Со стабилизацией ситуации в республике возрастет необходимость в массовых пригородных перевозках пассажиров. Поэтому уже сейчас, опираясь на предыдущий опыт функционирования пригородных перевозок, необходимо разрабатывать нормативные акты, которые в дальнейшем позволят в максимально сжатые сроки наладить качественное пригородное сообщение между

населенными пунктами республики.

Анализ последних исследований

В общем объеме перевозок пассажиров железнодорожным

транспортом пригородные перевозки составляют около 90% [1], учитывая этот факт, совершенствованию их организации уделяется значительное внимание.

В работе [2] рассмотрен вопрос взаимодействия пригородных

пассажирских компаний (дочерние зависимые общества ОАО «РЖД») с местными органами исполнительной власти. Основной проблемой пригородных пассажирских перевозок являются две взаимоисключающие тенденции:

социальная ориентация пригородных перевозок и стремление перевозчика к получению максимальной прибыли.

Предложен ряд мероприятий по усовершенствованию механизма

взаимодействия перевозчиков с

федеральными и региональными органами власти, мероприятия по ужесточению наказания пассажиров за безбилетный проезд, для выхода на безубыточный уровень пригородных перевозок.

В работах [3, 4] авторы предлагают сохранить принцип социально значимых пригородных перевозок, но льготы гражданам пенсионного возраста предоставлять в зависимости от совокупного годового дохода (пенсия плюс зарплата и другие доходы). Если пенсионер

получает совокупный доход ниже минимальной заработной платы, то он имеет право на льготу по бесплатному проезду, если выше средней зарплаты, то льгота ему не предоставляется, а в пределах между минимальной и средней заработной платой льгота постепенно снижается до нуля. Это позволит уравнять пенсионеров с работающими лицами, которые не имеют льготы на проезд в пригородном железнодорожном транспорте.

Авторами исследованы

проблемообразующие факторы,

приводящие к системным кризисным явлениям в функционировании

пригородного пассажирского

железнодорожного транспорта и сделан логический вывод о возможности улучшения экономического состояния этой отрасли только на основе комплексного подхода, который охватывает

организационно-экономические, социально-экономические и финансово-экономические аспекты ее адаптации к рыночным условиям. Также

обосновывается нецелесообразность

дальнейшего сохранения в существующих условиях за пригородными пассажирскими железнодорожными перевозками статуса социально значимых.

В работе [5] выполнен анализ состояния пригородных пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте Украины, представлены основные экономические показатели

функционирования пригородных

перевозок, выявлены основные причины убыточности пригородных перевозок. Среди наиболее весомых причин убыточности названы: заниженные тарифы на перевозку пассажиров, 26 категорий льготных пассажиров,

неработоспособность механизма

компенсации убытков перевозчика, значительные эксплуатационные затраты на содержание изношенного подвижного состава.

В работе [6] авторами, на основе анализа статистической отчетности, получены данные о количестве льготных и

безбилетных поездок пассажиров. Одним из факторов повышения прибыльности пригородных железнодорожных перевозок предложена установка турникетов на вокзалах крупных населенных пунктов. Установка турникетов делает невозможным безбилетный проезд, в том числе и для льготных категорий пассажиров, что при проработанном механизме возмещения убытков перевозчика на перевозку льготных категорий пассажиров позволит иметь достоверную и полную картину перевозочной работы в пригородном сообщении.

Основной материал

Все предыдущие научные разработки в области совершенствования организации пригородных пассажирских перевозок одной из ключевых проблем рассматривают большое число льготных категорий пассажиров, перевозимых в пригородных поездах, и отсутствие должной компенсации затрат перевозчика на их перевозку.

На сегодняшний день деятельность железнодорожного транспорта в республике регулируется Законом Донецкой Народной Республики «О железнодорожном транспорте» [7], согласно статье 8 которого тарифы на перевозку могут быть установлены ниже экономически обоснованного размера, но при этом должны быть определены источники для возмещения потерь при перевозке, в том числе и для льготных категорий пассажиров. Порядок определения и компенсации перевозчику разницы между экономически

обоснованными и фактически

установленными тарифами, определяется Советом Министров ДНР.

В республике не принят нормативный документ, регламентирующий

предоставление льгот при пассажирских перевозках на железнодорожном транспорте, поэтому продолжают действовать «Правила перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты

железнодорожным транспортом Украины» [8], согласно которым право на льготы при перевозке в пригородном сообщении имеют следующие категории граждан:

1) инвалиды Великой Отечественной войны I, II, III групп и лица, к ним приравненные;

2) сопровождающий инвалида Великой Отечественной войны I группы и лица, приравненной к инвалиду (не более одного);

3) участники Великой Отечественной войны, боевых операций по защите бывшего СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывшие партизаны, бывшие участники антифашистского Сопротивления;

4) инвалиды войны I, II, III групп и лица, приравненные по льготам к ним;

5) лицо, сопровождающее инвалида войны I группы (не более одного), сопровождающий инвалида войны II, III групп из числа участников боевых действий в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, которым исполнилось 85 лет и более (не более одного);

6) участники боевых действий;

7) родители военнослужащих, погибших или умерших или пропавших без вести во время прохождения военной службы;

8) инвалиды, дети-инвалиды и лица, сопровождающие инвалидов I группы или детей-инвалидов (не более одного лица, сопровождающего инвалида или ребенка-инвалида) (для лиц, сопровождающих инвалидов I группы или детей-инвалидов, 50% скидка стоимости проезда в период с 01 октября по 15 мая без ограничения количества поездок в пригородном сообщении);

9) пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы 1 категории, участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС - 2 категории;

10) несовершеннолетние дети, пострадавшие от аварии и которым

установлена инвалидность, связанная с Чернобыльской катастрофой;

11) дети в возрасте от 6 до 14 лет (25% скидка стоимости проезда);

12) дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, которые воспитываются или учатся в учебно-воспитательных, учебных заведениях или интернатах;

13) дети из многодетных семей;

14) пенсионеры по возрасту;

15) ветераны военной службы, ветераны органов внутренних дел, ветераны налоговой милиции, ветераны Государственной пожарной охраны, ветераны Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, ветераны службы гражданской защиты, ветераны Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины;

16) студенты высших учебных заведений I - IV уровней аккредитации и учащиеся профессионально-технических учебных заведений независимо от форм собственности (50% скидка стоимости проезда).

В Российской Федерации льготы на проезд в пригородных поездах предоставляются для ряда категорий согласно Федеральному закону от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», среди них: инвалиды войны; бывшие несовершеннолетние узники фашизма; участники Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий; лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; лица, работавшие в период ВОВ на объектах обороны; члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в ВОВ лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц г. Ленинграда; инвалиды; дети-инвалиды; лица, подвергшиеся

воздействию радиации вследствие

катастрофы на Чернобыльской АЭС, Семипалатинском полигоне. Для прочих лиц льготы регулируются местными органами власти, из бюджетов которых и производится компенсация пригородным пассажирским компаниям, и изменяются в зависимости от региона. В целом же льготный (50% или 100%) проезд в Российской Федерации также

предоставляется: ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным лицам [9].

В Луганской Народной Республике был утвержден «Перечень категорий граждан, имеющих право льготного проезда на наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования» [10], согласно которому право льготного проезда предоставляется: инвалидам войны, в т.ч. приравненным к ним (воины интернационалисты, ЧАЭС 1 категории); участникам боевых действий, в т.ч. приравненным к ним (воины интернационалисты); участникам

ликвидации аварии на ЧАЭС 1, 2 категории; детям из многодетных семей; реабилитированным гражданам, ставшим инвалидами вследствие репрессий или являющимся пенсионерами; инвалидам 1 группы и одному лицу, сопровождающему в поездке инвалида 1 группы; детям-инвалидам и одному лицу, сопровождающему в поездке ребенка инвалида; инвалидам 2 группы; пенсионерам (50% льгота).

Согласно законодательству

Республики Беларусь [11], право льготного проезда в пригородных пассажирских поездах распространяется на следующие категории граждан: Герои Беларуси, Герои Советского Союза, Герои

Социалистического Труда, полные кавалеры орденов Отечества, Славы, Трудовой Славы; участники Великой Отечественной войны; инвалиды войны; лица, принимавшие участие в разминировании территорий и объектов после освобождения от немецкой оккупации в 1943-1945 годах; лица, награжденные орденами и (или) медалями

СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы ВОВ; лица, работавшие на объектах обороны; лица, работавшие на предприятиях, в учреждениях и организациях города Ленинграда в период блокады и награжденные медалью «За оборону Ленинграда», и знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; неработающие граждане из числа военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых

расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), кроме случаев, когда инвалидность наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического,

токсического опьянения,

членовредительства; инвалиды с детства вследствие ранения, контузии, увечья, связанных с боевыми действиями в период ВОВ либо с последствиями военных действий; граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на

Чернобыльской АЭС, а также инвалиды I и II группы; дети-инвалиды в возрасте до 18 лет; дети в возрасте до 7 лет; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; военнослужащие срочной военной службы, суворовцы и воспитанники воинских частей.

Результаты анализа нормативных актов соседних государств показывают, что количество категорий граждан,

пользующихся льготным проездом на пригородном железнодорожном транспорте очень велико, и для повышения эффективности его работы необходимо проведение ряда непопулярных мер. В частности, на данном этапе предлагается заменить льготу по бесплатному проезду для пенсионеров по возрасту и ветеранов внутренних органов 50% оплатой проезда.

В дальнейшем оставить 50% льготу на оплату проезда только для ветеранов труда.

Для студентов предлагается льготу (50% оплаты проезда) сохранить только при покупке годового абонементного проездного билета, разовые билеты на проезд в пригородных поездах продавать за полную стоимость. Данное требование обосновано тем, что студенты являются одной из наиболее транспортно подвижных категорий льготников, и кроме поездок «дом - учеба» и «учеба - дом», они могут совершать поездки и по другим маршрутам, а также предпринимают попытки проехать бесплатно или купить билет до ближайшей станции. Нужно исключить возможность льготных поездок студентов, не связанных с обучением, поскольку льгота предоставляется им именно для обучения.

Одним из вариантов борьбы с большим числом льготников является монетизация льгот, т.е. замена натуральных льгот денежными компенсациями. Но как показывает практика [12 - 14], для нормального функционирования данного механизма должно быть четкое разграничение предоставления льгот между различными структурами и уровнями власти. Кроме того, местные органы власти, министерства и ведомства будут заинтересованы в монетизации только в том случае, когда их заставят в полном объеме компенсировать затраты перевозчика на перевозку льготников.

В работе [6], обоснованы предложения, по внедрению турникетов. Вокзал станции Донецк после реконструкции в 2012 г. был оборудован турникетами, но зачастую

недобросовестные пассажиры покупали билет от или до ближайшего остановочного пункта. Поэтому, несмотря на затратность, необходимо в будущем оборудовать турникетами (работающими как на посадку, так и на высадку) большее число станции, для того, чтобы сделать безбилетный проезд невозможным.

Вывод

Пригородные железнодорожные перевозки тяжелым бременем ложатся на бюджет железнодорожного транспорта. Перекрестное субсидирование убытков от них, за счет доходов от грузовых перевозок в современных условиях неэффективно. Поэтому, по результатам анализа предыдущей деятельности и опыта ближайших соседей, предложен ряд первоочередных мер по

усовершенствованию данного вида деятельности железнодорожного

транспорта:

1) самым важным является полная компенсация убытков от предоставляемых льгот, должен быть выработан четкий механизм. В случае нарушения условий каким-либо ведомством, льгота должна отменяться со следующего месяца, до момента полной компенсации затрат перевозчика;

2) разработка новой методики расчета тарифов. Тарифы в пригородном сообщении должны устанавливаться в зависимости от уровня затрата перевозчика, а не по договоренности с местными органами власти;

3) сокращение числа льготных категорий граждан, либо изменение условий для предоставления льгот (к примеру, только при покупке годового проездного абонементного билета);

установка турникетов на максимально большом числе станций.

Список литературы:

1. Державна служба статистики Украши: Статистичний щорiчник Украши за 2014 рк / За редакщею 1.М. Жук // К.: Державна служба статистики Украши, 2015. - 586 с.

2. Шнейдер М.А. Механизм взаимодействия субъектов рынка пригородных железнодорожных перевозок / М.А. Шнейдер // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О.

Макарова. - 2013. - № 2 (18). - С. 179 -185.

3. Семенцова О.В. EkohomÏ4hî аспекти адаптацп примюького пасажирського залiзничного транспорту до ринкових умов [Текст] : автореф. дис. ... канд. екон. наук / О.В. Семенцова. - Х.: Укр. держ. акад. залiзн. трансп., 2009. -20 с.

4. Балака G.I. Сощальна значущють примюьких залiзничних перевезень у рiзних сощальних умовах / G.I. Балака, О.В. Семенцова // Залiзн. трансп. Украши. - 2007. - № 4. - С. 85-88.

5. Коробьева Р.Г. Анализ состояния пригородных перевозок на железнодорожном транспорте Украины / Р.Г. Коробьева, Н.В. Руденко, Е.Ю. Киреева // Транспортные системы и технологии перевозок. - 2011. - № 2. -С. 63 - 68.

6. Мироненко В.К. Техшко-технолопчш заходи тдвищення ефективносп залiзничних примюьких перевезень / В.К. Мироненко, В.В. Габа, B.I. Мацюк, Т.М. Грушевська, В.П. Костюшко // Збiрник наукових праць ДЕТУТ. Серiя «Транспорты системи i технологи». - 2014. - Вип. 24. - С. 222 -231.

7. Закон Донецкой Народной Республики «О железнодорожном транспорте» (Принят Постановлением Народного Совета 13.11.2015). Опубликован 10.12.2015г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dnr-online.ru/zakony-2/.

8. Правила перевезення пасажирiв, багажу, вантажобагажу та пошти залiзничним транспортом Украши (затверджено Наказ Мшютерства транспорту та зв'язку Украши 27.12.2006 № 1196, 1з змшами, внесеними зпдно з Наказами Мшютерства шфраструктури № 107 вщ 15.03.2016) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/z0310-07/page.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Перечень льготных категорий граждан в субъектах РФ [Электронный

ресурс]. - Режим доступа: http://www.central-ppk.ru/passengers/benefits/ lgoty_1.pdf.

10. Постановление Совета министров ЛНР «Об утверждении Перечня категорий граждан, имеющих право льготного проезда на наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования» от 09 февраля 2016 года № 64. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sovminlnr.su/akty-soveta-ministrov/postanovleniya/1351 -ob-utverzhdenii-perechnya-kategoriy-grazhdan-imeyuschih-pravo-lgotnogo-proezda-na-nazemnom-passazhirskom-marshrutnom-transporte-obschego-polzovaniya.html.

11. Закон Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» от 14 июня 2007 г. № 239-3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kodeksy-by.com/ zakon_rb_o_gosudarstvennyh_sotsialnyh_lgot ah_pravah_i_garantiyah. htm.

12. Овчарова Л.Н. Уроки монетизации льгот / Л.Н. Овчарова, А.И. Пишняк // Мир России: социология, этнология. - 2006. - № 3 (том 15). - С. 134 - 157.

13. Землянухина Н.С. Льготы отменить нельзя сохранить / Н.С. Землянухина // Вестник Астраханского государственного технического университета. - 2006. - № 3 (32). - С. 308 -317.

Кривошеева Т.О. Зарубiжний досвщ застосування пшьг на пасажирсью перевезення автомобшьним транспортом загального користування / Т.О. Кривошеева // Вюник Нащонального транспортного ушверситету. - 2013. - № 28. - С. 248 -256.

Аннотации:

В статье выполнен анализ работы железных дорог при выполнении пригородных пассажирских перевозок. Выявлены основные факторы, которыми вызвана убыточность данной отрасли. Предложены возможные направления по повышению эффективности работы.

Ключевые слова: пассажир, льготные категории, компенсация убытков, монетизация, тариф, турникет.

Analysis of work of the railway in the suburban passenger traffic has been made in article. The main

factors that caused the unprofitability of the industry have been identified. Possible directions to improve performance have been proposed.

Keywords: passenger, preferential category, compensation for losses, monetization, rate, turnstile.

УДК 656.13

ПЕТРУШИНА А.В., старший преподаватель (Донецкий институт железнодорожного

транспорта)

Переустройство узловой участковой станции с целью модернизации ее технического оснащения

Petryshina A.V, Senior Lecturer (DIRT)

Rebuilding a node of a polling station to upgrade its technical equipment

Введение

Основными элементами

железнодорожной транспортной сети являются железнодорожные узлы -сложный комплекс устройств, где сосредоточены практически все единицы железнодорожного транспорта, а так же элементы инфраструктуры, оборудованные современной техникой, устройствами механизации и автоматизации элементов перевозочного процесса. Технико-технологической вершиной

железнодорожного узла являются технические станции. Технические станции - сортировочные и участковые - являются стратегически важными структурными единицами железнодорожного транспорта. К участковым относят станции, основным назначением которых является

обслуживание транзитных поездов, смена локомотивов и локомотивных бригад. Так же на участковой станции выполняется расформирование и формирование составов участковых и сборных поездов (обязательным элементом участковой станции является горка малой мощности или профилированная маневровая вытяжка), операции по техническому

обслуживанию подвижного состава, а также пассажирские, грузовые и коммерческие операции. Участковые станции обслуживают подъездные пути промышленных предприятий и места общего пользования [1].

Актуальность темы обусловлена потребностью приведения технического оснащения узловой участковой станции Красноармейск в соответствие с изменившимися требованиями к технической оснащенности объектов железнодорожного транспорта в свете внедрения автоматизированных систем и рабочих мест, новейших IX-технологий. Существует необходимость модернизации технических устройств и технологических линий станции, поскольку сама станция была построена в середине прошлого века.

Анализ исследований и публикаций

Вопросов переустройства станций и их элементов в той или иной степени касается каждый ученый, занимающийся исследованиями аспектов и проблем железнодорожного транспорта. Из наиболее поздних следует принять во внимание исследование М.В. Четчуева [2],

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.