Научная статья на тему 'СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОФСОЮЗНЫЙ ВЗГЛЯД НА ПУТИ РАЗВИТИЯ'

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОФСОЮЗНЫЙ ВЗГЛЯД НА ПУТИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
85
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Цыганенко Никита Дмитриевич

Статья посвящена социологическому анализу актуальной для социологии проблемы функционирования профсоюзных организаций в системе труда как элементов современного российского гражданского общества. Автор исследует проблему функционирования сторон социального партнeрства в обществе в целом. Деятельность профессиональных союзов автор рассматривает в условиях развития российского гражданского общества как специфический институт развития этого общества, имеющий определенные социальные функции, а также как компетентного партнeра сферы труда, способного формировать основы социального партнерства и отвечать запросам российского трудового общества. В исследовании приведены практически значимые пути совершенствования системы социального партнeрства со стороны профессиональных союзов, затронуты их основные функции, приведены практические примеры достижений и проблем взаимодействия профсоюзного движения на рынке труда. Обосновано, что совершенствование системы социального партнeрства достижимо только через взаимодействие всех сторон (участников) в формате «Профсоюз - Власть - Работодатель».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Цыганенко Никита Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF SOCIAL PARTNERSHIP OF THE RUSSIAN FEDERATION: A TRADE UNION VIEW ON THE WAY OF DEVELOPMENT

The article is devoted to a sociological analysis of the issue of the functioning of trade union organizations in the labor system as elements of modern Russian civil society, which is relevant for sociology. The author examines the problem of the functioning of the parties of social partnership in society as a whole. The author considers the activities of trade unions in the context of the development of Russian civil society as a specific institution for the development of this society, which has certain social functions, as well as a competent partner in the labor sphere, capable of forming the foundations of social partnership and meeting the needs of the Russian labor society. The study presents practical ways to improve the system of social partnership on the part of trade unions, touches upon their main functions, provides practical examples of the achievements and problems of the trade union movement in the labor market. It is substantiated that the improvement of the system of social partnership is achievable only through the interaction of all participants in the format "Trade Union - Power - Employer".

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОФСОЮЗНЫЙ ВЗГЛЯД НА ПУТИ РАЗВИТИЯ»

Vol. 15, No. 2, 2022 Proceedings from Higher Educational Institutions. Sociology. Economics. Politics УДК 316.35

DOI: 10.31660/1993-1824-2022-2-90-100

Система социального партнерства Российской Федерации: профсоюзный взгляд на пути развития

Никита Дмитриевич Цыганенко

Кафедра маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия

Аннотация. Статья посвящена социологическому анализу актуальной для социологии проблемы функционирования профсоюзных организаций в системе труда как элементов современного российского гражданского общества. Автор исследует проблему функционирования сторон социального партдарства в обществе в целом. Деятельность профессиональных союзов автор рассматривает в условиях развития российского гражданского общества как специфический институт развития этого общества, имеющий определенные социальные функции, а также как компетентного партдара сферы труда, способного формировать основы социального партнерства и отвечать запросам российского трудового общества. В исследовании приведены практически значимые пути совершенствования системы социального партжр-ства со стороны профессиональных союзов, затронуты их основные функции, приведены практические примеры достижений и проблем взаимодействия профсоюзного движения на рынке труда. Обосновано, что совершенствование системы социального партшрства достижимо только через взаимодействие всех сторон (участников) в формате «Профсоюз — Власть — Работодатель».

Ключевые слова: профессиональные союзы, социальное партнерство, гражданское общество, социальный институт, современные особенности деятельности профессиональных союзов

Для цитирования: Цыганенко, Н. Д. Система социального партшрства Российской Федерации: профсоюзный взгляд на пути развития / Н. Д. Цыганенко. - DOI 10.31660/1993-1824-2022-2-90-100 // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2022. - № 2. - С. 90-100.

System of social partnership of the Russian Federation: a trade union view on the way of development

Nikita D. Tsyganenko

Department of Marketing and Government Administration, Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russia

Abstract. The article is devoted to a sociological analysis of the issue of the functioning of trade union organizations in the labor system as elements of modern Russian civil society, which is relevant for sociology. The author examines the problem of the functioning of the parties of social partnership in society as a whole. The author considers the activities of trade unions in the context of the development of Russian civil society as a specific institution for the development of this society, which has certain social functions, as well as a competent partner in the labor sphere, capable of forming the foundations of social partnership and meeting the needs of the Russian labor society. The study presents practical ways to improve the system of social partnership on the part of trade unions, touches upon their main functions, provides practical examples of the achievements and problems of the trade union movement in the labor market. It is substantiated that the improvement of the system of social partnership is achievable only through the interaction of all participants in the format "Trade Union - Power -Employer".

Keywords: trade unions, social partnership, civil society, social institution, modern features of trade union activities

For citation: Tsyganenko, N. D. (2022). System of social partnership of the Russian Federation: a trade union view on the way of development. Proceedings from Higher Educational Institutions. Sociology. Economics. Politics, (2), pp. 90-100. (In Russian). DOI: 10.31660/1993-1824-2022-2-90-100

Введение

Социальное партнeрство является ключевым видом взаимодействия задействованных сторон в сфере труда независимо от того, о какой отрасли идeт речь. В Трудовом кодексе Российской Федерации социальное партнeрство рассматривается с точки зрения процесса взаимодействия ключевых сторон — объединений или представителей работодателя, работника и органов власти или местного самоуправления [1]. На первый план выдвигаются также целеполагание и результаты деятельности, такие как улучшение условий труда или обеспечение занятости. Однако в научной литературе и с недавнего времени в Конституции Российской Федерации понятие социального партнeрства истолковывается в аспекте социального института. Контекст социальных наук предусматривает рассмотрение общества через призму процесса функционирования и взаимодействия социальных субъектов, который организуется прежде всего социальными институтами [2]. Социальное партнeрство претендует на статус общественного института. Обратившись к категориальному социологическому аппарату, можно сформулировать институционализацию социального парт^рс^а следующим образом: «Социальное парт^рс^о — искусственно созданная система регулирования социально-трудовых отношений, потенциально объединяющая значительную часть населения России и ставящая своей целью регламентирование трудовых отношений, основываясь на сбалансированности интересов сторон партнeрства». Человеческий индивид безотлагательно проходит социализацию в общественном пространстве. Учитывая важность развития и улучшения благосостояния гражданского общества, стоит отметить необходимость совершенствования системы социально-трудовых отношений. Представителями группы человеческих индивидов в вопросе развития системы социального парт^р-ства являются профессиональные союзы.

Практический и научный интерес к системе социального партнeрства как к общенациональному благу за последние 10 лет актуализируется всe больше. В более раннее время социальное партнeрство не поспевало за ускоренным переходом Российской Федерации к рыночной экономике [3]. Погоня за доходом и улучшение условий социально-трудовой сферы общества — эти две цели развивались с разной скоростью и различными сторонами трудовых отношений. Сегодня аспект развития системы социального партнeрства рассматривается на самом высоком уровне как задача федерального масштаба. Так, Президент РФ неоднократно высказывался о поддержке профсоюзных организаций на федеральном и отраслевом уровнях.

На сегодняшний день система социального парт^рс^а имеет чeтко выраженные пути развития, продиктованные самой многочисленной общественной организацией, представляющей права рабочего класса — Общероссийским союзом «Федерация

независимых профсоюзов России» (далее ФНПР). Однако на территориальном и локальном уровнях социального партнерства поставленные ФНПР задачи и пути их реализации зачастую не исполняются [4].

Для современной России отмечается высокая дифференциация развитости системы социального партнерства. Особенно различие прослеживается между отраслями производства, находящимися полностью или частично в частной собственности или бюджетном владении.

Данная работа выполнена в рамках социологического диссертационного исследования и позволяет выявить причины дисфункции системы социального партнерства и оценить функциональность инструментов для достижения устойчивого развития социально-трудовой сферы Российской Федерации.

Материалы и методы

В качестве материалов, на которых основывается автор при написании статьи, были использованы научные материалы отечественных ученых, имеющих ряд публикаций по теме исследования [5-8]. В качестве опорного материала также используются нормативные правовые материалы — выдержки из Федерального законодательства, Конституции, Трудового кодекса Российской Федерации. Методологическую основу исследования составляют традиционные общесоциологические теоретические методы исследования, такие как метод теоретического синтеза, метод сравнительного анализа, диалектический метод и др.

Так, например, диалектический метод лежит в основе рассмотрения проблемы причастности человека к социально-трудовому пространству. При рассмотрении частного случая человеческого индивида за исходное состояние берется отчужденное положение индивида по отношению к каким-либо социальным или трудовым системам. В ходе постоянного взаимодействия индивида с окружающим социальным, а затем и с трудовым пространством происходит стремление к детерминации положения индивида, определенное факторами среды — приобретением социальный ролей и статусов, осваиванием общественного опыта.

С помощью метода сравнительного анализа в данном материале были определены различные характеристики деятельности профессиональных союзов с целью развития социального партнерства: пути и инструменты развития социально-трудовых отношений на различных уровнях социального партнерства, маркеры успешной деятельности общественных организаций; также удалось определить значение и роль профсоюзных организаций для развития гражданского общества.

Метод анализа позволил определить, что социальное партнерство не оставляют без внимания современные отечественные ученые — об этом свидетельствует большое количество диссертационных исследований. Однако остается актуальным исследование роли профессиональных союзов в практическом влиянии на развитие социально-трудовой сферы и использование ими инструментов социального партнерства. Узко профсоюзную тематику раскрывают следующие диссертационные исследования: М. М. Сунарчина «Современные профсоюзы в системе социальной защиты работников

(на примере Республики Башкортостан)» (2016 год); А. А. Барабанов «Профсоюзы России в условиях современной политической системы» (2013 год); А. И. Крестьянинов «Роль профсоюзов в регулировании общественных отношений в условиях социальной напряженности) (2004 год); В. И. Башмаков «Профсоюзы как институт регуляции социально-трудовых отношений» (2001 год) и др.

Результаты и обсуждение

Вопрос социальной защищенности граждан является основополагающим для государства и накладывает на него обязательства проводить специальные мероприятия для улучшения благосостояния населения и развивать систему социально ориентированных направлений и программ. Учитывая отраслевую и региональную специфику сфер производства и прочную корреляцию социальных гарантий граждан и условий труда, сложилась необходимость на федеральном и отраслевом уровнях запустить механизмы регулирования социально-трудовой сферы. Регулированию вопросов социальной и трудовой сферы служит система социального партнерства в сфере труда. Отражая суть социального партнерства, можно заключить, что это система исторически сложившихся методов регулирования социально-трудовых отношений, целью которой является согласование интересов сторон, задействованных в сфере труда. Именно система социального партнерства служит инструментарием в вопросах урегулирования трудовых споров и в общем смысле является основой для улучшения уровня состояния рабочего класса.

Непрерывное развитие современного мира диктует обязанность параллельного развития гражданского общества. Переход от социалистического общества к капиталистическому представил перед государственным строем задачи перестраивать систему трудовых отношений на базисном уровне. Этому в том числе способствовали изменения биполярного мира на многополярный. Изменения коснулись многих сфер госрегулирования: политико-правовых, социальных, административных и экономических. Сфера собственнического производства подразумевает максимизацию прибыли и минимизацию затрат, а также широкие проявления социальной дифференциации во многих производственных сферах. Под категорию затрат попадают затраты на содержание исполнителя труда — обеспечение условий труда, оплата труда, исполнение обязанностей по охране труда. Известный чехословацкий экономист О. Шик писал: «Нельзя примирить интересы людей, когда одни из них владеют всеми материальными благами, всеми средствами производства и предметами потребления, а значит, и удовлетворяют все свои потребности за счет других» [9]. В сложившейся ситуации возникла острая необходимость регулирования системы социального равенства и защиты прав человека труда посредством системы социального партнерства.

Человеческий индивид находится в перманентном процессе социализации, приобретении опыта и взаимодействии с субъектами бытия, то есть обществом, процессами. В системообразующем плане социальное партнерство выступает одним из общественных институтов. Общественным или социальным институтом социальное партнерство можно определить благодаря обширному спектру влияния инструментов регу-

лирования. Достаточным обоснованием является также и то, что труд в широком смысле — это деятельность человеческого индивида. В свою очередь, толкование человеческой деятельности сводится к определению последней как способа взаимодействия человека с внешним миром, отличающегося творческо-преобразующим отношением к внешнему миру. Социальное партнерство распространяет действие своих инструментов на все сферы жизнедеятельности общества. Решение культурных, социальных, политических и трудовых потребностей общества производится прямыми и косвенными путями. Так, пути решения проблемы безработицы часто прямые и узконаправленные (например, контроль органов власти над неправомерными сокращениями работников в организации). Духовная сфера жизни общества задействована опосредованно, через воспитание культуры труда и человека труда, формирование индивида как части общего, приобретение и исполнение социальных ролей [10].

Базисом современного социального партнерства выступает система трипартиз-ма. В основе трипартизма лежит трехстороннее представительство сторон социального партнерства. Интересы человеческого индивида в системе социального партнерства представляют профессиональные союзы. Профессиональные союзы представляют собой объединение группы людей, для которых общим является сфера деятельности или производства, с целью соблюдения, совершенствования условий труда и представления интересов группы перед другими сторонами трудовых отношений. Следующей стороной таких отношений выступает работодатель или объединение работодателей (иногда в частном случае — лично собственник организации). Третьей стороной социального партнерства выступают органы власти и местного самоуправления.

Данные, полученные в результате анализа научной литературы по теме исследования, исчерпывающе показали несовершенство системы социального партнерства. В данной статье автор стремится акцентировать внимание на наиболее важных и эффективных способах взаимодействия внутри системы социально-трудовых отношений с точки зрения профессиональных союзов.

1. Недостаточное участие государства в системе контроля социально-трудовых отношений. По мнению автора, на федеральном уровне социального партнерства роль государства в секторе труда, как третьей стороны, имела тенденцию снижаться вплоть до последних лет.

Однако новейшие вызовы, затрагивающие все сферы жизни общества, послужили индикатором недостаточной защищенности человека труда. Так, основательным фактором послужил санитарно-эпидемиологический кризис, связанный с распространением вируса СОУШ-19. Активная позиция Российской Федерации в вопросе социальных гарантий во время пандемии усилила влияние органов власти в сфере труда. Стабилизации ситуации наиболее способствовали следующие шаги:

• упор на сохранение рабочих мест, поощрение собственников бизнеса, увольнявших сотрудников не выше установленного максимума;

• предоставление дополнительных нерабочих дней для восстановления/карантина сотрудников и недопущения распространения вируса на производстве;

• материальные выплаты в медицинской сфере;

• облегчение процесса получения социальных выплат и т. д.

Контролирующая роль органов власти и местного самоуправления является одним из путей улучшения в системе социального партнерства. Учитывая, что принципы социального партнерства основываются на равноправии, справедливости и согласовании интересов сторон, усиленный государственный надзор исполнения обязательств сторонами партнерства (работодателем и профессиональным союзом) позволит соблюсти договоренности в исходном виде, то есть такими, какими они описаны в соглашении.

2. Слабая правовая основа социального партнeрства. В условиях переходного периода в экономике роль государства в социальном и экономическом диалоге остается значительной. Развитие базисов социального партнерства происходит на федеральном уровне. В начале 1990-х годов были изданы указы Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» и «О создании Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений». На базе этих документов была создана Российская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений, куда вошли представители работодателей, профессиональных союзов и органов власти. Приняты и действуют Законы РФ «О коллективных договорах и соглашениях», «О профсоюзах, их правах и гарантиях», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», «Об общественных объединениях», «Об объединениях работодателей» и др., реализация которых влияет на результативность социального диалога. Органы социального партнерства и ответственность сторон закреплены в Трудовом кодексе РФ.

В ходе общероссийского голосования за внесение поправок в Конституцию РФ от 01.07.2020 принято решение внести в текст понятие «социальное партнерство» (статья 75.1 Конституции РФ): «В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность» [11].

В качестве нормативно-правовой основы для продвинутой системы социального партнерства могут служить следующие решения:

• создание конкретных и недвусмысленных толкований полномочий и обязанностей сторон партнерства на законодательном уровне;

• формирование ячейки в судебной системе государства с направленностью на социально-трудовые отношения (например, независимого арбитражного суда);

• расширение полномочий профессиональных союзов в направлении законотворческой деятельности.

3. Трудности заключения соглашений на всех уровнях социального партнeр-ства. В зависимости от сферы и уровня (значимости) регулирования социально-трудовых отношений соглашения могут быть заключены на следующих уровнях (территориально, от низшего к высшему):

• локальный (коллективный договор);

• территориальный (в пределах в муниципального образования);

• региональный (в пределах одного субъекта РФ);

• межрегиональный (в двух субъектах РФ или более);

• отраслевой (в пределах одной отрасли производства);

• федеральный (Генеральное соглашение).

Соглашения по праву считаются ядром современного социального партнерства, так как описывают договоренности, достигнутые двумя или тремя сторонами. Согласно Трудовому кодексу РФ, соглашение — это трудовой акт, направленный на регулирование социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый на всех уровнях социального партнерства.

Заключение Генерального соглашения служит важнейшим этапом социального диалога. Большинство положений, описанных в соглашении, направлены на очерчивание текущих проблем общества и предположение путей их решения для достижения социального мира в стране, описаны общие для сторон партнерства мотивы и стремления. Текущее Генеральное соглашение, подписанное между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на период 2021-2023 годы, на федеральном уровне закрепляет позицию сторон — основных участников рынка труда.

Отраслевые трехсторонние соглашения более конкретно устанавливают общие положения оплаты труда работника, льготы, гарантии и компенсации. Существует актуальная проблема заключения данного вида соглашения, к примеру, в настоящее время у Всероссийского Электропрофсоюза уже более года не существует отраслевого тарифного соглашения с объединением работодателей [12], что приводит к ущемлению трудовых прав работников отрасли, лишает их социальной поддержки и может негативно сказаться на общем благосостоянии общества труда.

Локальные трехсторонние или двухсторонние соглашения — самый конкретизированный вид регулирования системы социального партнерства на уровне одной организации. Существует актуальная проблема заключения данного вида соглашения, к примеру, уход работодателя от диалога и отказ вести переговоры в направлении заключения соглашения.

В ряде публикаций по теме исследования [2; 13-16] авторами освещается проблематика недостаточных компетенций соглашений федерального уровня и рекомендательный характер заключения соглашений на локальном уровне. Одним из путей решения может служить закрепление на законодательном уровне обязанности сторон создавать коллективные договоры и следовать их исполнению.

4. Развитие через задачи по обеспечению достойного труда. Социальное партнерство может рассматриваться как любая деятельность внутри социально-трудовых отношений, направленная на согласование интересов сторон. Если брать за основу утверждение о том, что удовлетворенность условиями труда улучшает качество и темпы производства, можно предположить, что отдельные действия сторон, направленные на совершенствование социально-трудовой сферы также реализуются в контексте социального партнерства. Профессиональные союзы компетентны вносить вклад в социально-трудовую сферу, а значит и опосредованно влиять на совершенствование системы социального партнерства через задачи по обеспечению достойного труда.

К ним относятся следующие:

• решение проблемы безработицы, расширение возможностей занятости;

• инициатива в системе социальной защиты населения (исполнение и развитие конституционных и иных мер социальной поддержки);

• содействие основополагающим правам в сфере труда и т. д.

Выводы

Вышеизложенный материал показывает важное значение социального партнерства для гражданского общества, что предопределяет актуальную сферу исследования и повышенное внимание исследователя к проблематике социального партнерства. Экономические изменение за последние 30 лет стали причиной интенсификации отношений сферы труда. Задействованные стороны социального партнерства имеют единую глобальную цель — выстраивание крепкой и продуктивной политики труда с согласованием интересов всех сторон. Однако пути и методы достижения различаются. В отраслях и на локальном уровне и в настоящее время возникают споры, решение которых может быть найдено лишь благодаря многостороннему сотрудничеству профессиональных союзов и собственников производств. В связи с этим активные действия профессиональных союзов расцениваются как стремление к диалогу, к возможности факта достижения консенсуса. В данном контексте особую ценность приобретет формирование и развитие комплексного подхода к формированию отношений в контексте «Профсоюз — Власть — Работодатель».

Перспектива совершенствования системы социального партнерства имеет устойчивый вектор развития, направленный, прежде всего, на улучшение благосостояния гражданского общества. Важность развития гражданского общества в социальном государстве не вызывает сомнений.

Особо перспективными путями достижения более совершенной системы социального партнерства автор считает усиление роли государства, формирование усиленного правового обеспечения и активную политику сторон в направлении формирования соглашений на всех уровнях.

Известный в научном профсоюзном обществе доктор педагогических наук и профессор Академии труда и социальных отношений К. Г. Кязимов пишет: «Социальное государство должно регулировать происходящие в обществе процессы путем борьбы с бедностью, а не с богатством» [1].

Список источников

[1] Кязимов, К. Г. Социальное партнерство : практическое пособие по созданию корпоративного ресурса знаний юридического лица / К. Г. Кязимов. - Москва : ЭНАС, 2008. - 192 с. - (Безопасность предприятия). - Текст : непосредственный.

[2] Фомичев, И. Ю. Современные профсоюзы : новые качества старых функций / И. Ю. Фомичев, Н. Д. Цыганенко, И. В. Павлова. - DOI 10.31660/1993-1824-2021-4101-113. - Текст : непосредственный // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2021. - № 4. - С. 101-113.

[3] Авдеев, М. Ю. Актуальность проблемы управления производительностью труда на современном этапе / М. Ю. Авдеев. - Текст : электронный // Вестник Евразийской науки. - 2019. - Т. 11, № 3. - URL: https://esj.today/44ECVN319.html.

[4] Соболев, Э. Н. Социальное партнерство в России : эффективность и перспективы / Э. Н. Соболев. - Текст : непосредственный // Россия и современный мир. - 2014. -№ 1 (82). - С. 6-20.

[5] Барабанов, А. А. Профсоюзы России в условиях современной политической системы : специальность 23.00.02 «Политические институты, процессы и технологии» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Барабанов Антон Анатольевич. - Санкт-Петербург, 2013. - 24 с. - Место защиты : Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. - Текст : непосредственный.

[6] Крестьянинов, А. И. Роль профсоюзов в регулировании общественных отношений в условиях социальной напряженности : специальность 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы» : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук / Крестьянинов Алексей Николаевич ; Академия труда и социальных отношений. - Москва, 2004. - 50 с. -Текст : непосредственный.

[7] Башмаков, В. И. Профсоюзы как институт регуляции социально-трудовых отношений : специальность 22.00.08 «Социология управления» : диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук / Башмаков Виктор Иванович ; Государственный университет управления. - Москва, 2001. - 382 с. - Текст : непосредственный.

[8] Сунарчина, М. М. Современные профсоюзы в системе социальной защиты работников (на примере Республики Башкортостан) : специальность 22.00.03 «Экономическая социология и демография» : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук / Сунарчина Мунира Мунировна. - Санкт-Петербург, 2016. - Место защиты : Санкт-Петербургский государственный университет. - 42 с. - Текст : непосредственный.

[9] Шик, О. Экономика. Интересы. Политика / О. Шик ; перевод с чешского В. П. Гру-зинова, под редакцией Я. А. Кронрода. - Москва : Прогресс, 1964. - 508 с. - Перевод изд.: Ekonomika. Zâjmy. Politika / Ota Sik, 1962. - Текст : непосредственный.

[10] Петров, А. В. Социальное партнерство как фактор развития современной культуры труда : региональный аспект / А. В. Петров, М. М. Сунарчина. - Текст : непосредственный // Общество. Среда. Развитие. - 2015. - № 1 (34). - С. 72-76.

[11] Новый текст Конституции РФ с поправками 2020. - Текст : электронный // Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации : официальный сайт. - 2022. - URL : http://duma.gov.ru/news/48964 (дата обращения: 13.04.2022).

[12] Программа «Профсоюзы» радио Sputnik : почему Всероссийский Электропрофсоюз и объединение работодателей не смогли заключить отраслевое тарифное соглашение? - Текст : электронный // Общественная организация «Всероссийский Электропрофсоюз» : официальный сайт. - 2022. - URL : https://www.elprof.ru/about/ info/news/5222/ (дата обращения: 01.05.2022).

[13] Цыганенко, Н. Д. Значимость профсоюзов в формировании устойчивого положения гражданского общества в социальном пространстве / Н. Д. Цыганенко, И. Ю. Фоми-чев. - Текст : непосредственный // Социология. - 2020. - № 2. - С. 81-86.

[14] Скрипникова, М. И. Профсоюз и работодатель / М. И. Скрипникова, Ю. И. Смирнов, Е. В. Александрова. - DOI 10.21686/2413-2829-2018-1-204-209. - Текст : непосредственный // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. - 2018. - № 1 (97). - С. 204-209.

[15] Орешников, И. М. О социально-экономическом назначении профсоюзов и усиления их функции социальной защиты работников / И. М. Орешников, М. М. Сунарчина. -Текст : непосредственный // Социально-политические науки. - 2014. - № 1. - C. 37-39.

[16] Уханова, Ю. В. Профсоюзные организации как субъект гражданского участия (опыт Вологодской области) / Ю. В. Уханова. - DOI 10.31857/S013216250008324-9. - Текст : непосредственный // Социологические исследования. - 2020. - № 1. - С. 54-64.

References

[1] Kyazimov, K. G. (2008). Sotsial'noe partnerstvo: prakticheskoe posobie po sozdaniyu korporativnogo resursa znaniy yuridicheskogo litsa. Mos^w, ENAS Publ., 192 p. (In Russian).

[2] Fomichev, I. Yu., Tsyganenko, N. D., & Pavlova, I. V. (2021). Trade unions: modern features of their activities. Proceedings of Higher Educational Institutions. Sociology. Economy. Politics, (4), pp. 101-113. (In Russian). DOI: 10.31660/1993-1824-2021-4101-113

[3] Avdeev, M. I. (2019). The urgency of the problem of labor productivity management at the present stage. The Eurasian Scientific Journal, 11(3). (In Russian). Available at: https://esj .today/44ECVN319.html

[4] Sobolev, E. N. (2014). Social partnership in Russia: efficiency and prospects. Russia and the contemporary world, (1(82)), рр. 6-20. (In Russian).

[5] Barabanov, A. A. (2013). Profsoyuzy Rossii v usloviyakh sovremennoy politicheskoy sistemy. Avtoref. diss. ... kand. sotsiol. nauk. St. Petersburg, 24 р. (In Russian).

[6] Krest'yaninov, A. I. (2004). Rol' profsoyuzov v regulirovanii obshchestvennykh otnosheniy v usloviyakh sotsial'noy napryazhennosti. Avtoref. diss. ... dokt. sotsiol. nauk. Moscow, 50 р. (In Russian).

[7] Bashmakov, V. I. (2001). Profsoyuzy kak institut regulyatsii sotsial'no-trudovykh otnosheniy. Diss. ... dokt. sotsiol. nauk. Moscow, 382 p. (In Russian).

[8] Sunarchina, M. M. (2016). Sovremennye profsoyuzy v sisteme sotsial'noy zashchity rabotnikov (na primere Respubliki Bashkortostan). Avtoref. diss. ... dokt. sotsiol. nauk. St. Petersburg, 42 p. (In Russian).

[9] Sik, O. Ekonomika. Zajmy. Politika (1962). (In Czech).

[10] Petrov, A. V., & Sunarchina, M. M. (2015). Sotsial'noe partnerstvo kak faktor razvitiya sovremennoy kul'tury truda: regional'nyy aspekt. Society. Environment. Development, (1(34)), pp. 72-76. (In Russian).

[11] Novyy tekst Konstitutsii RF s popravkami 2020. (In Russian). Available at: http://duma.gov.ru/news/48964

[12] Programma "Profsoyuzy" radio Sputnik: pochemu Vserossiyskiy Elektroprofsoyuz i ob''edinenie rabotodateley ne smogli zaklyuchit' otraslevoe tarifnoe soglashenie? (2022). (In Russian). Available at: https://www.elprof.ru/about/info/news/5222/

[13] Tsyganenko, N. D., & Fomichev, I. Yu. (2020). Significance of trade unions in the formation of the sustainable situation of civil society in social space. Sociology, (2), pp. 81-86. (In Russian).

[14] Skripnikova, M. I., Smirnov, Y. I., & Aleksandrova, E. V. (2018). The union and employer. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics, (1(97)), pp. 204-209. (In Russian). DOI: 10.21686/2413-2829-2018-1-204-209

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[15] Oreshnikov, I. M., & Sunarchina, M. M. (2014). About social and economic appointment of labor unions and strengthenings of their function of social protection of workers. Sociopolitical Sciences, (1), pp. 37-39. (In Russian).

[16] Ukhanova, Yu. V. (2020). Labour union organizations as a subject of civic participation: Vologda oblast case study. Sotsiologicheskie issledovaniya, (1), pp. 54-64.(In Russian). DOI: 10.31857/S013216250008324-9

Статья поступила в редакцию 16.05.2022; одобрена после рецензирования 24.05.2022; принята к публикации 30.05.2022.

The article was submitted 16.05.2022; approved after reviewing 24.05.2022; accepted for publication 30.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.