Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СВОБОДЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НОРМ ЗАКОНОВ О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗАХ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА С УЧЕТОМ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРУДОВЫХ СТАНДАРТОВ'

ПРОБЛЕМЫ СВОБОДЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НОРМ ЗАКОНОВ О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗАХ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА С УЧЕТОМ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРУДОВЫХ СТАНДАРТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
265
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / СВОБОДА ОБЪЕДИНЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРУДОВЫЕ СТАНДАРТЫ / НОРМЫ ЗАКОНА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / УСТАВ ПРОФСОЮЗОВ / НЕЗАВИСИМЫЕ ПРОФСОЮЗЫ / МОНОПОЛИИ / ФЕДЕРАЦИЯ / КОНФЕДЕРАЦИЯ / EURASIAN ECONOMIC UNION / FREEDOM OF ASSOCIATION / INTERNATIONAL LABOR STANDARDS / PROVISIONS OF THE LAW / TRADE UNIONS / PUBLIC ASSOCIATIONS / CHARTER OF TRADE UNIONS / INDEPENDENT TRADE UNIONS / MONOPOLIES / FEDERATION / CONFEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Раманкулов К. С.

В статье в контексте проблем свободы объединения в сравнительно-правовом аспекте исследуются нормы законов о профессиональных союзах государств Евразийского экономического союза с учетом международных стандартов труда. В этом плане проблемами обеспечения независимости деятельности профсоюзов в ряде стран Евразийского экономического союза становятся профсоюзные монополии (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан). В статье сделан вывод о существенном несоответствии, в частности, ст. 11-15 Закона Республики Казахстан от 27.06.2014 № 211-V «О профессиональных союзах» и ст. 7-12 нового Закона (проекта) Кыргызской Республики «О профессиональных союзах» принципам ст. 2 и 11 Конвенции МОТ № 87. В статье исследуются тенденции, связанные с расширением некоторых прав профсоюзов с точки зрения их соотношения с общегражданскими правами и свободами и международными стандартами труда. На этом основании делается вывод о том, что в международных правовых актах профсоюзные права рассматриваются как комплексный правовой институт, содержащий нормы, относящиеся к гражданским и политическим правам, к экономическим, социальным и культурным правам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Раманкулов К. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF FREEDOM OF ASSOCIATION: A COMPARATIVE LEGAL STUDY OF PROVISIONS OF LAWS ON TRADE UNIONS OF THE STATES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION, TAKING INTO ACCOUNT INTERNATIONAL LABOR STANDARDS

The paper investigates the norms of laws on trade unions of the states of the Eurasian Economic Union, with respect to international labor standards, in the context of the problems of freedom of association in a comparative legal aspect. In this regard, trade union monopolies (Belarus, Kazakhstan, Kyrgyzstan) are challenging the provision of the independence of trade unions in a number of countries of the Eurasian Economic Union. The paper concludes that there is a significant inconsistency, in particular, Art. 11-15 of the Law of the Republic of Kazakhstan No. 211-V "On Trade Unions" and Art. 7-12 of a new Law (draft) of the Kyrgyz Republic "On Trade Unions" to the principles of Art. 2 and 11 of the ILO Convention No. 87. The paper examines the trends associated with the expansion of some trade union rights in terms of their relationship with civil rights and freedoms and international labor standards. On this basis, it is concluded that in international legal acts, trade union rights are considered as a complex legal institution containing norms related to civil and political rights, to economic, social and cultural rights.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СВОБОДЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НОРМ ЗАКОНОВ О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗАХ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА С УЧЕТОМ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРУДОВЫХ СТАНДАРТОВ»

ИНТЕГРАЦИОННОЕ ПРАВО

DOI: 10.17803/1994-1471.2021.123.2.165-174

К. С. Раманкулов*

Проблемы свободы объединения: сравнительно-правовое исследование норм законов о профессиональных союзах государств Евразийского экономического союза с учетом международных трудовых стандартов1

Аннотация. В статье в контексте проблем свободы объединения в сравнительно-правовом аспекте исследуются нормы законов о профессиональных союзах государств Евразийского экономического союза с учетом международных стандартов труда. В этом плане проблемами обеспечения независимости деятельности профсоюзов в ряде стран Евразийского экономического союза становятся профсоюзные монополии (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан). В статье сделан вывод о существенном несоответствии, в частности, ст. 11-15 Закона Республики Казахстан от 27.06.2014 № 211-V «О профессиональных союзах» и ст. 7-12 нового Закона (проекта) Кыргызской Республики «О профессиональных союзах» принципам ст. 2 и 11 Конвенции МОТ № 87. В статье исследуются тенденции, связанные с расширением некоторых прав профсоюзов с точки зрения их соотношения с общегражданскими правами и свободами и международными стандартами труда. На этом основании делается вывод о том, что в международных правовых актах профсоюзные права рассматриваются как комплексный правовой институт, содержащий нормы, относящиеся к гражданским и политическим правам, к экономическим, социальным и культурным правам.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз; свобода объединения; международные трудовые стандарты; нормы закона; профессиональные союзы; общественные объединения; устав профсоюзов; независимые профсоюзы; монополии; федерация; конфедерация.

Для цитирования: Романкулов К. С. Проблемы свободы объединения: сравнительно-правовое исследование норм законов о профессиональных союзах государств Евразийского экономического союза с учетом международных трудовых стандартов // Актуальные проблемы российского права. — 2021. — Т. 16. — № 2. — С. 165-174. — DOI: 10.17803/1994-1471.2021.123.2.165-174.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-18-00517.

© Раманкулов К. С., 2021

* Раманкулов Кубанычбек Советович, кандидат юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского, трудового и экологического права юридического факультета Кыргызского национального университета имени Ж. Баласагына

Асанбай мкр., 36-18, г. Бишкек, Кыргызская Республика, 720060 ramaks65knu@mail.ru

The Problem of Freedom of Association: A Comparative Legal Study of Provisions of Laws on Trade Unions of the States of the Eurasian Economic Union, Taking into Account

International Labor Standards2

Kubanychbek S. Ramankulov, Cand. Sci. (Law), Professor, Head of the Department of Civil, Labor and Environmental Law, Law Faculty, Kyrgyz National University named after J. Balasagyn Asanbay mkr., 36-18, Bishkek, Kyrgyzskaya Respublika, 720060 ramaks65knu@mail.ru

Abstract. The paper investigates the norms of laws on trade unions of the states of the Eurasian Economic Union, with respect to international labor standards, in the context of the problems of freedom of association in a comparative legal aspect. In this regard, trade union monopolies (Belarus, Kazakhstan, Kyrgyzstan) are challenging the provision of the independence of trade unions in a number of countries of the Eurasian Economic Union. The paper concludes that there is a significant inconsistency, in particular, Art. 11-15 of the Law of the Republic of Kazakhstan No. 211-V "On Trade Unions" and Art. 7-12 of a new Law (draft) of the Kyrgyz Republic "On Trade Unions" to the principles of Art. 2 and 11 of the ILO Convention No. 87. The paper examines the trends associated with the expansion of some trade union rights in terms of their relationship with civil rights and freedoms and international labor standards. On this basis, it is concluded that in international legal acts, trade union rights are considered as a complex legal institution containing norms related to civil and political rights, to economic, social and cultural rights.

Keywords: Eurasian Economic Union; freedom of association; international labor standards; provisions of the law; trade unions; public associations; charter of trade unions; independent trade unions; monopolies; federation; confederation.

Cite as: Ramankulov KS. Problemy svobody obedineniya: sravnitelno-pravovoe issledovanie norm zakonov o professionalnykh soyuzakh gosudarstv Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza s uchetom mezhdunarodnykh trudovykh standartov [The Problem of Freedom of Association: A Comparative Legal Study of Provisions of Laws on Trade Unions of the States of the Eurasian Economic Union, Taking into Account International Labor Standards]. Aktualnye problemy rossiyskogo prava. 2021;16(2):165-174. DOI: 10.17803/1994-1471.2021.123.2.165-174. (In Russ., abstract in Eng.).

Законы о профессиональных союзах3 (далее — законы о профсоюзах) всех государств — членов Евразийского экономического союза предусматривают нормы о независимости профсоюзов в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений. При этом законодательство этих стран не предусматривает каких-либо других норм, направ-

ленных на реальное обеспечение независимости профсоюзов, особенно если имеют место случаи вмешательства органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности.

Н. Л. Лютов и Е. С. Герасимова справедливо замечают, что отсутствие внятных ответов на данные вопросы во многом объясняется исто-

The reported study was funded by RFBR according to the research project № 19-18-00517. Закон Республики Беларусь от 22.04.1992 № 1605-XII «О профессиональных союзах» // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: http://pravo.by/document/?guid=3961&p0=V19201605 ; Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148 ; Закон Кыргызской Республики от 16.10.1998 № 130 «О профессиональных союзах» // URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/137?cl=ru-ru ; Закон Республики Казахстан

2

3

рическими истоками советского профсоюзного движения, которое «выполняло принципиально иные функции, чем профсоюзы капиталистических стран, будучи скорее посредником между государством и работниками, чем их независимыми представителями»4. Современная практика применения норм законов о профсоюзах государств — членов Евразийского экономического союза демонстрирует необходимость принятия правовых норм, восполняющих эти пробелы5. Кроме того, отсутствие правовых средств, направленных на обеспечение реальной независимости в деятельности профсоюзов, свидетельствует о существенном несоответствии законов государств — членов Евразийского экономического союза положениям ст. 3 Конвенции МОТ № 87 о свободе объединений и защите права объединяться в профсоюзы 1948 г.6 Следует отметить, что Комитет по свободе объединения (КСО) в своих докладах также подчеркивает, что право трудящихся создавать по своему выбору организации и вступать в такие организации не может считаться существующим, если оно не установлено и не соблюдается в полной мере в законодательстве и на практике7.

Имеются проблемы в правовом обеспечении независимости профсоюзов и в Законе Республики Армения № ЗР-135. Данный Закон определяет основные организационные формы профсоюзов Армении (ст. 2). В то же время, в отличие от большинства аналогичных законов стран Евразийского экономического союза, Закон Республики Армения № ЗР-135 не закрепляет организационно-правовых основ таких понятий, как локальный профсоюз, первичная профсоюзная организация. Кроме того, он не предусматривает правовых норм для функционирования независимых профсоюзов. При этом нормы указанного Закона допускают (ст. 2), что членами профсоюзов могут быть работники, заключившие трудовой договор с разными работодателями, но только в организациях, функционирующих в определенной сфере профессиональной деятельности либо в смежных сферах. По мнению ряда специалистов в Армении8, в законодательстве необходимы изменения и дополнения для закрепления в нем правовых норм, дающих возможность лицам, работающим в разных секторах экономики, создавать и вступать в независимые профсоюзы. Надо

от 27.06.2014 № 211-V «О профессиональных союзах» // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2014. № 11. Ст. 66 ; Закон Республики Армения от 31.12.2000 № 3P-135 «О профессиональных союзах» // URL: http://www.parliament.am/legislation.php?sel=show&ID=1504&lang=rus (дата обращения: 23.03.2020). Лютов Н. Л., Герасимова Е. С. Международные трудовые стандарты и российское трудовое законодательство : монография. М. : Центр социально-трудовых прав, 2015. С. 27.

В частности, указанные проблемы, вызванные попытками принятия нового закона о профсоюзах в Кыргызстане в своей основе связаны с отсутствием необходимых правовых механизмов, обеспечивающих реальную независимость деятельности профсоюзов (см.: Федерация профсоюзов выйдет на митинг против поправок в закон о профессиональных союзах // URL: https://rus.azattyk.Org/a/30199023.htm ; Закон о профсоюзах. Депутаты не учли мнения общественности и правительства // URL: https://24.kg/ obschestvo/129431_zakon_oprofsoyuzah_deputatyi_neuchli_mneniya_obschestvennosti_ipravitelstva/ ; Членские организации Глобального союза Industri ALL в Кыргызстане требуют отозвать проект закона Кыргызской Республики «О профессиональных союзах», который существенно ограничивает права профсоюзов // URL: http://www.industriall-union.org/ru/profsoyuzy-kyrgyzstana-boryutsya-protiv-antiprofsoyuznogo-zakona (дата обращения: 23.03.2020)).

URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_norm/—normes/documents/normativeinstrument/ wcms_c087_ru.htm (дата обращения: 23.03.2020).

Свобода объединения : сборник решений, принятых Комитетом по свободе объединения Административного совета МОТ, и выработанных им принципов. 4-е изд. (пересмотр.). Женева : Международное бюро труда, 1997. П. 271. С. 59.

См.: Правительство Армении одобрило законопроект о внесении изменений в закон «О профсоюзах» // URL: https://news.am/rus/news/463604.html (дата обращения: 23.03.2020).

4

5

6

7

8

отметить, что подобные инициативы нередко встречают скептическое отношение со стороны действующих профсоюзных организаций в Армении9 и в других странах Евразийского экономического союза.

Значительной проблемой в правовом обеспечении независимости деятельности профсоюзов в ряде стран Евразийского экономического союза становятся профсоюзные монополии. В решениях КСО, связанных с данным вопросом, в частности, отмечалось, что в то время как трудящиеся могут выиграть, избегая «множественности профсоюзных организаций, объединение профсоюзного движения, навязываемое посредством вмешательства государства через законодательные каналы, противоречит принципам статей 2 и 11 Конвенции № 87»10. Там же приведено замечание Комитета экспертов МОТ по применению конвенций и рекомендаций (СЕАСК), в котором подчеркивается, что с позиции обеспечения гарантий свободы объединения и защиты права на организацию существует принципиальная разница между ситуацией, когда профсоюзная монополия устанавливается или поддерживается законодательством, и фактической ситуацией в некоторых странах, где профсоюзные организации объединяются добровольно в единую федерацию или конфедерацию, что не является ни прямым, ни косвенным следствием законодательных положе-

ний, применимых к профсоюзам и к созданию профсоюзных организаций. Иными словами, случаи, когда группы организаций трудящихся решают добровольно объединиться, что в итоге приводит к образованию монополии, не могут рассматриваться как нарушение принципа свободы объединения только при условии, если данная монопольная структура не устанавливается законодательством и образование новых организаций вне этой структуры остается юридически возможным.

Примечательной оказалась ситуация с попытками разрешения данной проблемы в законодательстве Беларуси11. Формирование профсоюзной монополии в Республике Беларусь, как отмечают белорусские ученые-юристы, было обусловлено как «пережитками прошлого, так и особым политическим статусом белорусских профсоюзов»12. Напомним также, что в связи с принятием Декрета Президента Республики Беларусь от 26.01.1999 № 213 были установлены формальные требования по созданию и деятельности профсоюзных организаций в Республике Беларусь. В итоге образовалась зависимость профсоюзных комитетов в организациях от отраслевых, отраслевых — от республиканских, республиканских профсоюзов — от Федерации профсоюзов Беларуси. Законодательством была установлена такая монопольная структура, когда «создание новых профсоюзов,

См.: Работник не раб: армянские депутаты предлагают создать альтернативные профсоюзы // URL: https:// ru.armeniasputnik.am/economy/20190225/17476810/rabotnik-ne-rab-armyanskie-deputaty-predlagayut-sozdat-alternativnye-profsoyuzy.html (дата обращения: 23.03.2020). Свобода объединения : сборник решений... П. 287. С. 61-62.

Напомним, что еще в 2003 г. независимые профсоюзы обратились в Административный совет МОТ с жалобой на нарушение их прав. В итоге Беларусь неоднократно вносили в спецпараграф МОТ. По этой причине в июне 2007 г. страну исключили из Генеральной системы преференций ЕС, позволяющей экспортировать товары в страны ЕС по сниженному таможенному тарифу (см.: Семенович В. Декрет поспел ко времени: Международная конференция труда МОТ проходит в Женеве с 1 по 13 июня // URL: http:// www.gomel-agency.org/?q=node/1680 (дата обращения: 23.03.2020)).

Волк Е. А., Костевич К. С., Попок Е. М., Томашевский К. Л. Идея свободы в трудовом праве : монография. Минск : Амалфея, 2015. С. 166.

Декрет Президента Республики Беларусь от 26.01.1999 № 2 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений» // URL: https://www.ngo.by/legal-regulations/dekret-prezidenta-respubliki-belarus-ot-26011999-no-2 (дата обращения: 23.03.2020).

9

10

11

12

13

не входящих в Федерацию профсоюзов Беларуси, фактически невозможно»14. Декрет Президента от 02.06.2015 № 415 способствовал улучшению условий по преодолению профсоюзного монополизма в республике, хотя и не разрешил проблему до конца.

Во многом ситуация в Беларуси с профсоюзной монополией является сходной с проблемой в Казахстане. При этом, в отличие от Закона Республики Беларусь от 22.04.1992 № 1605-Х11 «О профессиональных союзах», Закон Республики Казахстан от 27.06.2014 № 211-У «О профессиональных союзах» прямо определяет всю профсоюзную структуру, начиная от ее верхнего уровня (республиканского объединения профсоюзов) и заканчивая ее низовым звеном — первичной организацией профсоюза (гл. 3, ст. 11-15). Е. Н. Нургалиева отмечала, что данный Закон будет способствовать «монополизации системы профсоюзов и служить интересам лишь одной структуры — прогосударственной Федерации профсоюзов Казахстана»16.

Следует отметить, что аналогичная проблема возникает и в Кыргызстане, поскольку проект закона «О профессиональных союзах КР»17 (уже прошедший вторые чтения в Жогорку Кенеше (Верховном Совете) Кыргызской Республики) во многом совпадает с казахстанским Законом

«О профессиональных союзах» ввиду того, что по утверждениям разработчиков в процессе подготовки этого проекта закона за основу был взят указанный казахстанский закон. Этот проект закона также детально определяет всю структурную организацию профессиональных союзов в Кыргызстане (ст. 7-12). Кроме того, проект закрепляет положение о том, что уставы локальных и первичных профсоюзных организаций, входящих в состав отраслевых и территориальных объединений профсоюзов, не должны противоречить уставам соответствующих объединений. Уставы членских организаций Федерации профсоюзов Кыргызской Республики не должны противоречить уставу Федерации профсоюзов Кыргызской Республики (ст. 15).

Необходимо отметить, что вопрос о праве профсоюзов самостоятельно определять свою структуру рассматривался в 2013 г. Конституционным Судом РФ18. Поводом к рассмотрению дела стали жалобы Общероссийского профессионального союза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства и Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации. В 2010 г. профсоюзы внесли в уставы ряд изменений, сохранив в них возможность

14 Волк Е. А., Костевич К. С., Попок Е. М., Томашевский К. Л. Указ. соч. С. 166.

15 Декрет Президента Республики Беларусь от 02.06.2015 № 4 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь» // Сайт Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. URL: http://www.sovrep.gov.by/ru/zakony-ru/getTheme/15/ (дата обращения: 23.03.2020).

16 Нургалиева Е. Н. Профессиональные союзы в новом правовом поле Казахстана // Право и национальные интересы в современной геополитике : доклады исполнительного комитета к Девятой сессии Евро-пейско-Азиатского правового конгресса. Екатеринбург : Изд. дом Уральск. гос. юрид. ун-та, 2015. С. 74. См. также: Глазкова Т. Модернизация профсоюзов: тенденции и практика // URL: https://ropkct.kz/ analitik/80-analitika-glazkova.html (дата обращения: 23.03.2020).

17 На общественное обсуждение с 12 апреля 2019 г. выносится проект Закона КР «О профессиональных союзах КР» // Официальный сайт Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. URL: http://www.kenesh.kg/ ru/article/show/5204/na-obshtestvennoe-obsuzhdenie-s-12-aprelya-2019-goda-vinositsya-proekt-zakona-kr-o-professionalynih-soyuzah-kr (дата обращения: 23.03.2020).

18 Постановление Конституционного Суда РФ от 24.10.2013 № 22-П «По делу о проверке конституционности абзацев первого — восьмого статьи 3 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" в связи с жалобами Общероссийского профессионального союза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства и Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153597 / (дата обращения: 23.03.2020).

создания межрегиональных, территориальных (муниципальных, межмуниципальных и городских), объединенных, отраслевых, районных и других профсоюзных организаций и структурных подразделений — цеховой профсоюзной организации и профсоюзной группы19.

Рассмотрение судами данного вопроса привело к выводу о том, что установленный законом перечень профсоюзных организаций и их структурных подразделений является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит и потому данные положения уставов противоречат федеральному законодательству. Следовательно, в процессе правоприменения оспоренной норме был придан смысл, который ограничивал право профсоюзов самостоятельно решать вопросы своей внутренней структуры, тем самым допускалось не согласующееся с конституционно значимыми целями вмешательство государства в деятельность профсоюзов и нарушение конституционного права граждан на объединение.

Конституционный Суд РФ20 указал, что оспариваемые положения ст. 3 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» не соответствуют Конституции РФ, нарушают конституционное право на объединение в той мере, в какой по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, они рассматриваются как устанавливающие исчерпывающий перечень видов профсоюзных организаций и их структурных подразделений и тем самым не позволяющие профсоюзам самостоятельно — в своих уставах, положениях, принимаемых на съездах, конференциях, собраниях, — определять свою организационную структуру.

С точки зрения международных стандартов труда данный вопрос четко регламентирует статья 3 Конвенции МОТ № 87, устанавливающая, что организации работников и работодателей имеют право вырабатывать свои уставы и административные регламенты, свободно выбирать своих представителей, организовывать свой аппарат и свою деятельность и формулировать свою программу действий. Государственные власти должны воздерживаются от всякого вмешательства, способного ограничить это право или воспрепятствовать его законному осуществлению.

Немало разъяснений, посвященных профсоюзной монополии, дает КСО. В частности, в Докладе 270 (дело № 1500, п. 324) КСО указывает, что единство в профсоюзном движении не должно навязываться государством через законодательство, так как это будет противоречить принципам свободы объединения21. Не менее однозначное заключение сделано и в Докладе 286 (дело № 1652, п. 717). В нем установлено, что подчинение первичных организаций и выработка профсоюзных уставов национальным съездом представителей профсоюзов являются серьезным препятствием для осуществления профсоюзами их права вырабатывать собственные уставы, организовывать свою деятельность и составлять свои программы22.

Следует отметить, что вопрос о соответствии законодательства и правоприменительной практики в Казахстане нормам Конвенции № 87 был рассмотрен на заседании Комитетом по применению норм МОТ23, которое состоялось 18 июня 2019 г. в Женеве. В заключении Комитета сделан ряд серьезных и жестких рекомендаций в адрес правительства Республики Казахстан.

19 По обращению Министерства юстиции РФ прокуратура провела проверку уставов профсоюзов и оспорила в суде законность (наряду с новыми положениями) положений об их организационной структуре, полагая, что создание в профсоюзах подразделений, не предусмотренных Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», недопустимо.

20 Постановление Конституционного Суда РФ от 24.10.2013 № 22-П. П. 4.2.

21 Свобода объединения : сборник решений... П. 289. С. 62.

22 Свобода объединения : сборник решений... П. 349. С. 76.

23 Казахстан был внесен в специальный параграф отчета Комитета по применению норм 108-й Международной конференции труда, проходившей 9-21 июня 2019 г. в Женеве. Такое решение принято Международной организацией труда (МОТ) в связи с отсутствием прогресса в стране в реализации трудовых прав и

В частности, о необходимости в соответствии с Конвенцией № 87 изменить положения Закона Республики Казахстан «О профессиональных союзах», предусматривающие чрезмерные ограничения для структур профсоюзов, которые, в свою очередь, ограничивают право работников свободно создавать профессиональные союзы и вступать в них. К сожалению, в Кыргызстане рассмотрение проекта закона «О профессиональных союзах» было продолжено24, несмотря на многочисленные протестные акции профсоюзов республики, выступления специалистов и экспертов в области трудового права, а также поступление в адрес руководства страны ряда обращений международных профсоюзных организаций и МОТ.

Важной новеллой законов о профсоюзах Беларуси и Казахстана, которые отличают эти законы от других аналогичных законов стран Евразийского экономического союза, стали нормы, закрепляющие право профсоюзов по просьбе своих членов и других граждан обращаться в суд с исковым заявлением в защиту их трудовых и социально-экономических прав и интересов. Так, подпункт 8 ст. 17 Закона Республики Казахстан № 211-У закрепляет обязанность профсоюзов представлять интересы работников, не являющихся членами профсоюза, на тех же условиях, как и для членов профсоюза. Аналогичной является норма, предусмотренная частью 3 ст. 19 Закона Республики Беларусь № 1605-Х11. Таким образом, нормы данных зако-

нов расширили полномочия профессиональных союзов, обязывающие их представлять интересы не только членов профсоюза, но также и иных работников, не являющихся членами профсоюза, но уполномочивающих профсоюзы на представительство своих интересов письменными заявлениями.

Рассматривая данную новеллу Закона Республики Казахстан № 211-У, М. А. Драчук и М. И. Кирюшенков полагают, что в дальнейшем данная норма может способствовать оттоку членов профсоюза в Казахстане, что существенно подрывает авторитет профсоюза и сокращает число желающих вступать в профсоюз, так как работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право безвозмездно делегировать представление их интересов профсоюзным органам25. В целом в контексте развития современных профсоюзов некоторые авторы отмечают «явный отход от профсоюзных задач в сторону общегражданской правозащитной деятельности»26, которая характерна для большинства стран Евразийского экономического союза.

Указанные тенденции по расширению прав профсоюзов вызывают вопросы об их соотношении с общегражданскими правами и свободами и международными стандартами труда.

Как известно, с позиции международных стандартов труда профессиональные союзы особо выделены из всей совокупности организаций гражданского общества. В преамбуле Устава МОТ27 отмечено, что эти организации

прав профсоюзов (см.: МОТ раскритиковала Казахстан // URL: https://wfin.kz/novosti/obschestvo-i-politika/ item/29073-mot-raskritikovala-kazakhstan.html (дата обращения: 23.03.2020)).

24 Парламент принял скандальный законопроект «О профсоюзах» во втором чтении // URL: https://24.kg/ vlast/131257_parlament_prinyal_skandalnyiy_zakonoproekt_oprofsoyuzah_vovtorom_chtenii/ ; Профсоюзы против вмешательства отдельных парламентариев в деятельность профсоюзов! Возражение Федерации профсоюзов Кыргызстана к проекту Закона КР «О профессиональных союзах», размещенному на официальном сайте Жогорку Кенеша КР на общественное обсуждение // URL: http://www.fpk.kg/index. php?start=25 (дата обращения: 23.03.2020).

25 Драчук М. А., Кирющенков М. И. Статус профессиональных союзов в современных правовых системах России и Республики Казахстан // Вестник Омского университета. Серия : Право. 2018. № 1. С. 122.

26 Козина И. Постсоветские профсоюзы // Отечественные записки. 2007. № 4 (36).

27 Устав Международной организации труда и тексты отдельных актов. Женева : Международное бюро труда, 2012. С. 5. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/0ed_norm/0relconf/documents/ genericdocument/wcms_405835.pdf (дата обращения: 23.03.2020).

создаются, в частности, с целью улучшения условий труда и для содействия свободе объединения.

Среди принципов КСО, касающихся функций организаций трудящихся и работодателей, указывается, что основной целью профсоюзного движения должно быть улучшение социального и экономического положения всех трудящихся28. Комитет неоднократно подчеркивал важность принципа, подтвержденного в 1970 г. Международной конференцией труда в ее резолюции о правах профсоюзов и об их взаимосвязи с гражданскими свободами, где признается, что «права, которыми наделены организации трудящихся и работодателей, должны основываться на уважении гражданских свобод, провозглашенных, в частности, во Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте о гражданских и политических правах, и что отсутствие этих гражданских свобод лишает всякого смысла концепцию прав профсоюзов»29. В международных правовых актах профсоюзные права рассматриваются как комплексный правовой институт, содержащий нормы, относящиеся к гражданским и политическим, экономическим, социальным и культурным правам.

Аналогичный подход в отражении связей между свободой объединения и общечеловеческими и общегражданскими правами и свободами характерен и для большинства конституций государств Евразийского экономического союза. При этом необходимо заметить, что тенденция расширения полномочий профсоюзов по представительству работников, включающая также и тех, кто не является членом профсоюза, просматривается и в области регулирования соци-

ально-партнерских соглашений, особенно на общегосударственном уровне при заключении генеральных соглашений в странах Евразийского экономического союза.

К профессиональным союзам приходит понимание того, что в случае осуществления ими представительства интересов исключительно своих членов они неизбежно преобразуются в узкокорпоративные изолированные организации среди других многочисленных общественных организаций гражданского общества. Для того чтобы укрепиться в качестве института гражданского общества, профсоюзам приходится обращать внимание на достаточно широкий круг социально-политических вопросов и действовать как бы вне своей экономической функции, выражая те или иные общегражданские интересы30. В современных условиях профсоюзы в государствах Евразийского экономического союза все чаще направляют свою деятельность в поддержку различных групп людей, не являющихся наемными работниками, например членов семей трудящихся, а также пенсионеров, учащихся и студентов, инвалидов и т.д.31

Практика профсоюзного движения в государствах Евразийского экономического союза показывает, что всё определеннее преодолеваются внутрикорпоративные рамки представительства интересов, основывающиеся только на членстве в профсоюзах, посредством деятельности, направленной на защиту интересов многих социальных групп населения указанных государств (здравоохранение, экология, участие в интеграционных объединениях и т.д.). В то же время следует отметить, что общественная деятель-

28 Свобода объединения : сборник решений... С. 11.

29 Свобода объединения : сборник решений... С. 13.

30 Раманкулов К. С. Концептуальные основы нового Закона Кыргызской Республики «О профсоюзах» // Вестник Кыргызско-Российского (Славянского) университета. 2010. № 4. С. 79-83 ; Сошникова Т. А. Пути повышения роли профессиональных союзов в современной России : монография. М. : Изд-во Моск. гума-нит. ун-та, 2014. С. 11, 14, 19 ; Аблаева Г. К. Роль профсоюзов в эпоху общественных преобразований // Наука и жизнь Казахстана. 2015. № 6. С. 143 ; Ласточкина К. А. Участие профсоюзов в правотворчестве (на примере Республики Беларусь) // Наука и жизнь Казахстана. 2015. № 6. С. 78.

31 ЕЭК и Всеобщая конфедерация профсоюзов развивают взаимодействие в сфере защиты прав и интересов трудящихся ЕАЭС // Сайт ЕЭК. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/17-04-2017-1. aspx (дата обращения: 23.03.2020).

ность профсоюзов может вступать в противоречие с их экономической32 функцией, наиболее зримо проявляясь в последнее время в связи с проблемами экологии33. Очевидно также, что

профсоюзам в государствах Евразийского экономического союза в ближайшее время необходимо будет определиться в вопросах их участия в регулировании данных проблем.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Аблаева Г. К. Роль профсоюзов в эпоху общественных преобразований // Наука и жизнь Казахстана. — 2015. — № 6. — С. 142-143.

2. Волк Е. А., Костевич К. С., Попок Е. М., Томашевский К. Л. Идея свободы в трудовом праве : монография. — Минск : Амалфея, 2015. — 208 с.

3. Глазкова Т. Модернизация профсоюзов: тенденции и практика // URL: https://ropkct.kz/analitik/ 80-analitika-glazkova.html (дата обращения: 21.02.2020).

4. Драчук М. А., Кирющенков М. И. Статус профессиональных союзов в современных правовых системах России и Республики Казахстан // Вестник Омского университета. Серия : Право. — 2018. — № 1. — С. 116-122.

5. Козина И. Постсоветские профсоюзы // Отечественные записки. — 2007. № 4 // URL: http://www. demoscope.ru/weekly/2008/0323/analit04.php (дата обращения: 21.02.2020).

6. Ласточкина К. А. Участие профсоюзов в правотворчестве (на примере Республики Беларусь) // Наука и жизнь Казахстана. — 2015. — № 6. — С. 76-79.

7. Лютов Н. Л., Герасимова Е. С. Международные трудовые стандарты и российское трудовое законодательство : монография. — М. : Центр социально-трудовых прав, 2015. — 190 с.

8. Нургалиева Е. Н. Профессиональные союзы в новом правовом поле Казахстана // Право и национальные интересы в современной геополитике : доклады исполнительного комитета к Девятой сессии Европейско-Азиатского правового конгресса. — Екатеринбург : Изд. дом Уральск. гос. юрид. ун-та, 2015. — С. 73-76.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Раманкулов К. С. Концептуальные основы нового Закона Кыргызской Республики «О профсоюзах» // Вестник Кыргызско-Российского (Славянского) университета. — 2010. — № 4. — С. 79-83.

10. Сошникова Т. А. Пути повышения роли профессиональных союзов в современной России : монография. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2014. — 168 с.

Материал поступил в редакцию 29 марта 2020 г.

32 Однако следует иметь в виду случаи, когда функция защиты профсоюзов нивелируется, сводясь к функции стабилизации экономических отношений, на что обращали внимание белорусские ученые. Так, авторы отмечали, что данное «обстоятельство является недопустимым, нарушает не только международные акты и национальное законодательство, но и исторические предпосылки создания и деятельности профсоюза» (Волк Е. А., Костевич К. С., Попок Е. М., Томашевский К. Л. Указ. соч. С. 167).

33 Например, в конце апреля в Минске прошел II Международный форум «Профсоюзы и "зеленые" рабочие места», ключевыми темами которого стали минимизация кадрового дисбаланса и справедливый переход трудящихся на рабочие места, созданные в рамках «зеленой» экономики. Суть такой экономики заключается в реализации принципов достойного труда при переходе к экологически чистому пути развития. В 2013 г. этот тезис лег в основу одной из семи Инициатив столетия, продекларированных Международной организацией труда, а впоследствии был поддержан Организацией Объединенных Наций: «зеленая» инициатива вошла в Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 г., принятую ООН (см.: Профсоюзы и «зеленые» рабочие места: на международном форуме в Минске обсудили перспективы экологизации экономики // URL: http://sn.by/post/profsoyuzy-i-zelenyy-rabochie-mesta/ (дата обращения: 23.03.2020)).

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Ablaeva G. K. Rol' profsoyuzov v epohu obshchestvennyh preobrazovanij // Nauka i zhizn' Kazahstana. — 2015. — № 6. — S. 142-143.

2. Volk E. A., Kostevich K. S., Popok E. M., Tomashevskij K. L. Ideya svobody v trudovom prave : monografiya. — Minsk : Amalfeya, 2015. — 208 s.

3. Glazkova T. Modernizaciya profsoyuzov: tendencii i praktika // URL: https://ropkct.kz/analitik/80-analitika-glazkova.html (data obrashcheniya: 21.02.2020).

4. Drachuk M. A., Kiryushchenkov M. I. Status professional'nyh soyuzov v sovremennyh pravovyh sistemah Rossii i Respubliki Kazahstan // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya : Pravo. — 2018. — № 1. — S. 116-122.

5. Kozina I. Postsovetskie profsoyuzy // Otechestvennye zapiski. — 2007. № 4 // URL: http://www.demoscope. ru/weekly/2008/0323/analit04.php (data obrashcheniya: 21.02.2020).

6. Lastochkina K. A. Uchastie profsoyuzov v pravotvorchestve (na primere Respubliki Belarus') // Nauka i zhizn' Kazahstana. — 2015. — № 6. — S. 76-79.

7. Lyutov N. L., Gerasimova E. S. Mezhdunarodnye trudovye standarty i rossijskoe trudovoe zakonodatel'stvo : monografiya. — M. : Centr social'no-trudovyh prav, 2015. — 190 s.

8. Nurgalieva E. N. Professional'nye soyuzy v novom pravovom pole Kazahstana // Pravo i nacional'nye interesy v sovremennoj geopolitike : doklady ispolnitel'nogo komiteta k Devyatoj sessii Evropejsko-Aziatskogo pravovogo kongressa. — Ekaterinburg : Izd. dom Ural'sk. gos. yurid. un-ta, 2015. — S. 73-76.

9. Ramankulov K. S. Konceptual'nye osnovy novogo Zakona Kyrgyzskoj Respubliki «O profsoyuzah» // Vestnik Kyrgyzsko-Rossijskogo (Slavyanskogo) universiteta. — 2010. — № 4. — S. 79-83.

10. Soshnikova T. A. Puti povysheniya roli professional'nyh soyuzov v sovremennoj Rossii : monografiya. — M. : Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta, 2014. — 168 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.