Научная статья на тему 'СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД, ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД, ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2301
522
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственный бюджет / социальная политика государства / социальная сфера / социальная защита / категории населения / бюджетные расходы.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дюдюн Татьяна Юрьевна, Варлыгина Евгения Андреевна

представленная статья посвящена вопросам социального обеспечения в Российской Федерации, проблемам финансового обеспечения сферы социальной защиты населения в рамках государственной социальной политики на современном этапе и направлениям их решения. Также в данной статье акцентируется внимание на показателях системы финансового обеспечения социальной защиты населения России с учетом различных источников финансирования и отражены вопросы обеспечения финансовой поддержки и социальных услуг для населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД, ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД, ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Дюдюн Т.Ю.1, Варлыгина Е.А.2

1Дюдюн Татьяна Юрьевна - кандидат экономических наук, доцент, 2Варлыгина Евгения Андреевна - магистрант, кафедра «Экономики и государственного и муниципального управления», Московский финансово-юридический университет МФЮА, г. Москва

Аннотация: представленная статья посвящена вопросам социального обеспечения в Российской Федерации, проблемам финансового обеспечения сферы социальной защиты населения в рамках государственной социальной политики на современном этапе и направлениям их решения. Также в данной статье акцентируется внимание на показателях системы финансового обеспечения социальной защиты населения России с учетом различных источников финансирования и отражены вопросы обеспечения финансовой поддержки и социальных услуг для населения.

Ключевые слова: государственный бюджет, социальная политика государства, социальная сфера, социальная защита, категории населения, бюджетные расходы.

В настоящее время государственная власть, как один из видов власти в обществе акцентирует внимание вопросам социального обеспечения, как на уровне муниципального, регионального образования. 22 ноября 2023 года Президент РФ В.В. Путин подписал Указ, согласно которому 2024 год объявлен Годом семьи. Решение объявить 2024 год в России Годом семьи опирается на мнение и желание большинства россиян, в основе семьи и рождения ребенка лежат любовь и доверие. Президент России В. В. Путин на онлайн-встрече с представителями социальных организаций поставил задачу сделать систему социальной защиты в страны более современной и адресной. Он указал, что необходимо так выстроить все процедуры, нормативную базу, чтобы максимально учесть интересы, нужды, запросы людей, которые больше всего нуждаются в помощи, внимании и заботе. В России есть очень ценный ресурс, - это лучшие решения и практики, которые на деле доказали свою пользу, их применяют в регионах, муниципалитетах, в работе некоммерческого сектора.

Российская Федерация являлся первым в мире государством, которое выстроило уникальную систему социального обеспечения граждан, причем следует отметить, что термин «социальная защита» применяется в России с начала 90-х гг. для определения совокупности социально-экономических отношений, которые непосредственно связаны с выплатами пенсий, пособий, осуществлением социального обслуживания населения страны.

Многообразие и сложность современных социальных проблем диктуют сущностную потребность в теоретико-методологическом обосновании стратегии социальной работы в обществе, поскольку оно остро нуждается в конкретных эффективных технологиях деятельности социальных учреждений и социальных служб различной ведомственной подчиненности и форм собственности. Действующая в настоящее время социальная работа в России, то есть специфический вид профессиональной деятельности, выполняющая функцию помощи либо поддержки человека в трудной жизненной ситуации, не сориентирована на развитие, дальнейшее восстановление его социальности как способности к самостоятельному, свободному взаимодействию с окружающим миром. Это в свою очередь порождает иждивенчество и неэффективное использование выделяемых ресурсов: материальных, финансовых и кадровых [4].

Система социальной защиты в России является очень сложной, и сложность определяется: составляющими системы, уровнями власти, компетенциями уполномоченных органов. Уровнями данной системы являются - федеральный, региональный и местный

11

(муниципальный). К реализации социальной защиты также привлекаются и негосударственные учреждения [1]. Множество субъектов, участвующих (а также которые могут привлекаться к участию) в реализации социальной защиты, разветвленность и громоздкость системы не могут обеспечить в полной мере прозрачности ее финансового обеспечения на всех уровнях. Таким образом, вопрос адекватности контроля и надежности учета финансовых ресурсов, распределяемых на всех уровнях данной системы - открыт.

Для выявления основных направлений совершенствования системы социальной защиты населения, на взгляд авторов, целесообразно проанализировать формирование и функционирование системы социальной защиты населения в Российской Федерации. Отметим, что социальная защита представляет собой систему, соблюдающую права человека, предоставляющую защиту его социальных потребностей. В то же время, социальное обеспечение - это материальное обеспечение выделенной категории граждан, в случае возникновения социально значимых событий. Кратко можно сказать, что социальная защита - это защита прав человека, а соцобеспечение является материальной помощью от государства.

Социальная защита населения нашей страны - это одно из наиболее значимых направлений социальной политики государства, обусловлено установлением и поддержанием общественно необходимого материального и социального положения нуждающихся членов общества Российской Федерации [2]. Социальная защита населения -это совокупность принципов и методов, мероприятий и учреждений, предоставляющих благоприятные условия жизни, удовлетворяющие потребности граждан, а также их материальное и социальное положение.

Основные элементы социальной защиты: социальное страхование, социальное обеспечение, социальные гарантии, социальная поддержка [3]. На этом основании, в состав системы социальной защиты населения включаются следующие подсистемы (рис. 1):

Г

1) субъекты социальной защиты - граждане и члены их семей, на которых непосредственно распространяется социальная защита; а также лица, оказывающие социальные услуги (социальные работники);

4) программы социальной защиты населения, в т.ч. программы адресной социальной помощи, представляющие собой систему мероприятии организационного, экономического, социально-психологического и иного характера с указанием сроков реализации и ответственность исполнителей.

\

2) формы и виды социальной защиты граждан. т.е. три основные формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальная помощь. Основные виды соцзащиты: пенсии; пособия; бесплатное медобслуживание; санаторно-курортное

лечение; соцпомощь семьям с детьми и т.д.

3) механизмы социальной зашиты населения, в т.ч.:

-сеть организаций соцзащиты и соцобслуживания, реализующих формы и виды соцзащиты населения;

-органы управления социальной защиты населения;

-органы финансирования соцзащиты и прежде всего государственные внебюджетные и добровольные фонды соцстрахования;

Состав системы социальной защиты населения

Рис. 1. Состав системы социальной защиты населения.

В России за социальную защиту отвечает Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России), которое занимается выработкой политики в отношении страховой медицины, и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России), занимается выработкой государственной политики и регулированием в сферах демографии, охраны труда, занятости и безработицы, уровня жизни и доходов населения, пенсионного обеспечения, социального страхования (кроме обязательного медицинского) и социальной защиты.

Таким образом, система социальных учреждений по социальной защите и оказанию услуг населению представляет собой целую отрасль в структуре российского государства, сформировавшуюся за годы реформ.

На этом основании, можно говорить, что социальная защита представляет собой соответствующую политику нашего государства по обеспечению прав и гарантий в области уровня жизни, удовлетворения потребностей человека: права на минимально достаточные средства жизнеобеспечения, на труд и отдых, защиту от безработицы, охрану здоровья и жилища, на социальное обеспечение по старости, болезни и в случае потери кормильца, для воспитания детей и др. Данная система, призванная обеспечивать определенный уровень доступа к жизненно необходимым благам и определенный уровень благосостояния граждан, которые в силу обстоятельств (старость, состояние здоровья, потеря кормильца или работы и иные законные основания) не могут быть экономически активными и обеспечивать себя доходами путем участия в достойно оплачиваемом труде.

Анализ показателей системы финансового обеспечения социальной защиты населения РФ за 2019-2022 годы можно увидеть в табл. 1.

Таблица 1. Анализ показателей системы финансового обеспечения социальной защиты населения РФ

за 2019-2022 гг. [5].

Наименование показателя Исследуемый период в млн. рублей Абс. откл. Темп прироста

2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 20222019 гг. 2022 г. к 2019 г.

ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Поступление средств 770619 903412 1428454 1029580 258961 133,6

Расходование средств 738104 1038772 1316872 1149445 411341 155,7

Дефицит/ профицит бюджета 32515 -135360 111582 -119865 -152380 -368,6

ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Поступление средств 8780997 10303338 9794298 12477818 3696821 142,1

Расходование средств 8627132 9727696 10125053 11374298 2747166 131,8

Дефицит/ профицит бюджета 153865 575642 -330755 1103520 949655 717,2

ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Поступление средств 2123988 2392693 2631385 2919414 795426 137,4

Расходование средств 2186738 2360463 2569534 2797059 610321 127,9

Дефицит/ профицит бюджета -62750 32230 61851 122355 185105 -195,0

Необходимо отметить, что система социальной защиты населения осуществляется за счет федерального, местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.

Выполненный анализ показал, что больше всего средств аккумулирует ПФР РФ, причем доходы данного фонда сформированы из источников, обусловленных: страховыми взносами работодателей, граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и иных граждан; ассигнований из госбюджета; добровольных взносов. Эти средства инвестируются, а доход увеличивает размер накопительной пенсии.

Доходы бюджета ПФР РФ в 2022 году превысили запланированные показатели, и составили 12,5 трлн. рублей. А расходы составили 11,4 трлн. рублей, что также превышает показатели 2021 г. Динамика изменения показателей системы финансового обеспечения социальной защиты населения РФ наглядно представлена на рис. 2.

Дефицит/ профицит бюджета ФФОМС *

Расходование средств ФФОМС Ж '£>9

Поступление средств в ФФОМС иШшя

Дефицит/ профицит бюджета ПФР РФ (£0

Расходование средств ПФР РФ Шттт ввййа\у шш« тштш, 1 ■Ш

Поступление средств в ПФР РФ

Дефицит/ профицит бюджета ФСС РФ 13

Расходование средств ФСС РФ

Поступление средств в ФСС РФ

-10000000 0 1000000020000000300000004000000050000000 млн. руб. □ 2019 г. П2020 г. И 2021 г. И 2022 г.

Рис. 2. Динамика изменения показателей системы финансового обеспечения социальной защиты

населения РФ за 2019-2022 гг.

Наибольшая большая часть расходов, составляющая 84%, или 9,6 трлн. рублей направлена на пенсионное обеспечение граждан.

На выполнение обязательств по социальному обеспечению в 2022 г. направлены 618 млрд. рублей, из них 452 млрд. - на денежные выплаты ветеранам и инвалидам.

В 2022 г. ПФР РФ дважды проиндексировал все виды пенсий: на 8,6% и дополнительно на 10%. Всего на увеличение пенсий было направлено более 950 млрд. рублей. Расходы на господдержку семей с детьми в бюджете ПФР в 2022 году превысили 1 трлн. рублей. На выплату материнского капитала были направлены 382 млрд. рублей.

Бюджет Фонда социального страхования за 2022 год исполнен по доходам в сумме 1 трлн. рублей. Расходы фонда составили 1,1 трлн рублей. Наибольший объем средств, а это 821 млрд. рублей, направлен на выплаты по обязательному социальному страхованию по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Общий объем поступлений страховых взносов на ОМС работающего населения за 2022 г. составил 1599,4 млрд. руб., или 97,9% от плана (1634,0 млрд. руб.), в т.ч.: страховые взносы работодателей - 1566,7 млрд. руб.; страховые взносы в фиксированном размере -32,7 млрд. руб.

Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод, что дефицит бюджета ФСС РФ в 2022 г. покрывается профицитом, сформировавшимся фондами ПФР РФ и ФФОМС.

С 1 января 2023 г. стал функционировать Социальный фонд России (СФР, утвержден Федеральным законом от 14.07.2022 г. № 236-ФЗ), образованный в результате слияния Пенсионного фонда (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС) и осуществляющий их основные функции, в т.ч.: пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обеспечения, предоставления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан.

В представленном финансировании социальной защиты авторы выделили вопросы обеспечения финансовой поддержки и социальных услуг для населения, поскольку данная область, направлена на улучшение жизни людей и обеспечение социальной справедливости.

Финансирование социальной защиты - это процесс обеспечения финансовых ресурсов для реализации программ и мероприятий, направленных на обеспечение социальной защиты населения. Оно осуществляется с целью обеспечения социальной справедливости, поддержки и защиты наиболее уязвимых групп населения, а также создания условий для достойной жизни всех граждан.

Финансирование социальной защиты включает в себя сбор и распределение финансовых ресурсов, а также контроль и оценку эффективности их использования. Оно осуществляется как на уровне государства, так и на местном уровне, включая различные организации и институты, такие как социальные фонды, страховые компании, благотворительные организации и другие.

Таким образом, авторы делают вывод, что финансирование социальной защиты носит многоканальный и многоуровневый характер.

Преодолеть сегодняшние сложнейшие демографические вызовы, с которыми столкнулось население России, невозможно только с помощью социальных выплат, пособий, льгот, отдельных программ. Да, конечно, цифры бюджетных демографических расходов крайне значимы, но это далеко не все, гораздо важнее жизненные ориентиры человек.

С целью совершенствования законодательства о мерах социальной поддержки и внедрения реестрового принципа их ведения в России начинает функционировать с 01.01.2024 года Единая цифровая платформа в социальной сфере, где будут аккумулированы все сведения о пенсиях, льготах и льготниках. Новая информационная система заработает на базе действующих в социальной сфере информационных систем и ресурсов, в первую очередь - Единой государственной информсистемы соцобеспечения (ЕГИССО), это подсистема Единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере. Оператором назначен Социальный фонд России (СФР). Информацию можно будет увидеть на портале Госуслуг.

Таким образом, на сегодняшний день, минуя двадцатилетний период формирования новой системы социальной защиты в России и принимая во внимание все изменения, представляется возможным говорить о достигнутых успехах, поскольку социальное обеспечение является важной составляющей государственной политики России, направленной на обеспечение населения основными материальными и социальными гарантиями. В текущем 2024 году Россия продолжит развивать систему социального обеспечения, гражданам будет предоставлен широкий спектр льгот и пособий, в том числе в электронном виде, включая пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, социальные выплаты и другие виды поддержки, поскольку сущность социальной защиты населения заключается в принятии системы мер по укреплению статуса экономически и социально слабых граждан, ориентированных на соблюдение принципа равноправия. Важнейшим приоритетом системы социальной защиты является поддержка в первую очередь нетрудоспособных граждан.

Список литературы

1. Анбрехт Т.А. Социальная защита отдельных категорий граждан: учебное пособие / Т.А. Анбрехт. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2022. - 202 с.

2. Воронцова М.В. Социальная защита и социальное обслуживание населения: учебник / М.В. Воронцова, В.Е. Макаров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2023. - 332 с.

3. Наместникова И.В. Методы исследования в социальной работе: учебник / И.В. Наместникова. - М.: Юрайт, 2022. - 430 с.

4. Холостова Е.И. Технология социальной работы: учебник / Е.И. Холостова, Л.И. Кононова. - 6-е изд., стер. - М.: Дашков и К, 2023. - 478 с.

5. Финансы России. 2022: Стат.сб./ Росстат. - М.: 2022. - 392 с. Режим доступа: https:// rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Finans_2022.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.