Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / АУДИТ / ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / АНТИКРИЗИСНЫЙ БЮДЖЕТ / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ельцин Андрей Анатольевич

Целью проведенного в статье исследования является необходимость совершенствования механизмов формирования бюджета ФСС в целях обеспечения финансовой устойчивости системы социального страхования и снижения нагрузки на бюджет Российской Федерации (далее - РФ). Для достижения данной цели автором проведены исследования механизмов обеспечения финансовой устойчивости системы социального страхования в условиях влияния мировых финансовых кризисов на экономику России. Большое внимание уделено вопросам экономической безопасности системы социального страхования РФ. Определены основные причины возникновения дефицита бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС). Предложен комплекс мер направленный на снижение уровня разбалансированности бюджета ФСС. Выявлены механизмы совершенствования работы ФСС, внедрение которых позволит повысить его финансовую устойчивость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF MECHANISMS FOR ENSURING ECONOMIC SECURITY OF THE SOCIAL INSURANCE SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The purpose in this paper, research is the need to improve mechanisms of formation of the SIF budget to ensure the financial sustainability of the social insurance system and reduce the burden on the budget of the Russian Federation (hereinafter - RF). To achieve this goal, the author conducted research on the mechanisms for ensuring the financial stability of the social insurance system in the context of the impact of global financial crises on the Russian economy. Much attention is paid to the economic security of the social insurance system of the Russian Federation. The main reasons for the budget deficit of the social insurance Fund of the Russian Federation (hereinafter referred to as the FSS) are identified. A set of measures aimed at reducing the level of imbalance in the FSS budget is proposed. Mechanisms for improving the work of the FSS, the introduction of which will increase its financial stability, are identified.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

3.3. Совершенствование механизмов обеспечения

экономической безопасности системы социального страхования Российской Федерации

©Ельцин А. А.

Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация

e-mail: aaeltsin@gmail.com

Аннотация. Целью проведенного в статье исследования является необходимость совершенствования механизмов формирования бюджета ФСС в целях обеспечения финансовой устойчивости системы социального страхования и снижения нагрузки на бюджет Российской Федерации (далее - РФ). Для достижения данной цели автором проведены исследования механизмов обеспечения финансовой устойчивости системы социального страхования в условиях влияния мировых финансовых кризисов на экономику России. Большое внимание уделено вопросам экономической безопасности системы социального страхования РФ. Определены основные причины возникновения дефицита бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС). Предложен комплекс мер направленный на снижение уровня разбалансированности бюджета ФСС. Выявлены механизмы совершенствования работы ФСС, внедрение которых позволит повысить его финансовую устойчивость.

Ключевые слова: экономическая и финансовая безопасность, финансовый контроль, аудит, Фонд социального страхования Российской Федерации, антикризисный бюджет, сбалансированность бюджета.

Для цитирования: Ельцин А. А. Совершенствование механизмов обеспечения экономической безопасности системы социального страхования Российской Федерации // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. №5. С. 105-109.

Improvement of mechanisms for ensuring economic security of the social insurance system of the Russian Federation

©A. A. Eltsin

Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation

e-mail: aaeltsin@gmail.com

Abstract. The purpose in this paper, research is the need to improve mechanisms of formation of the SIF budget to ensure the financial sustainability of the social insurance system and reduce the burden on the budget of the Russian Federation (hereinafter - RF). To achieve this goal, the author conducted research on the mechanisms for ensuring the financial stability of the social insurance system in the context of the impact of global financial crises on the Russian economy. Much attention is paid to the economic security of the social insurance system of the Russian Federation. The main reasons for the budget deficit of the social insurance Fund of the Russian Federation (hereinafter referred to as the FSS) are identified. A set of measures aimed at reducing the level of imbalance in the FSS budget is proposed. Mechanisms for improving the work of the FSS, the introduction of which will increase its financial stability, are identified. Keywords: economic and financial security, financial control, audit, social insurance Fund of the Russian Federation, anti-crisis budget, budget balance.

For citation: Eltsin A. A. Improvement of mechanisms for ensuring economic security of the social insurance system of the Russian Federation // Economic problems and legal practice. 2020. Vol. 16. №5. P. 105-109.

ВВЕДЕНИЕ

События последних лет заставляют нас все чаще обращать внимание на постоянно возникающие внешние вызовы стабильности и устойчивости национальной экономики, связанные с наступлением возможных мировых кризисов: экономических, финансовых, политических, геополитических. Их возникновение крайне сложно предсказать, так как причины их провоцирующие весьма разнообразны (ипотечный кризис, санкции, пандемия и др.).

Многогранность возникающих кризисов несет угрозу не только развивающимся странам, но и странам с высоким уровнем экономики и развития производства.

Негативно воздействуя на экономику России, последствия кризиса замедляют социально-экономическое развитие страны и несут угрозу её экономической безопасности.

Очевидно, что в условиях кризиса, страна обязана расходовать дополнительные государственные средства для обеспечения выполнения принятых на себя обязательств, в том числе по предоставлению в полном объеме социальных гарантий.

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ / FINANCE, CASH AND CREDIT

08.00.10

Воздействие внешних условий и факторов, подрывающих стабильность и устойчивость национальной экономики, наносит вред системе защиты жизненных интересов граждан России. В целях обеспечения роста уровня благосостояния всех членов общества, его отдельных социальных групп, РФ необходимо разрабатывать новые механизмы экономической безопасности в условиях постоянного возникающих внешних рисков и угроз.

Одним из таких механизмов, способным гарантировать выполнение всех принятых на себя государственных социальных гарантий, а также обеспечить устойчивость формирования доходной части бюджетов государственных внебюджетных фондов в кризисных условиях, может стать разработка и внедрение системы формирования антикризисного бюджета. Данная система должна включать в себя инструменты антикризисного управления доходами, расходами и дефицитом бюджета. При появлении макроэкономических предпосылок, характеризующих начало финансового кризиса (падение ВВП, волатиль-ность национальной валюты, рост инфляции, рост безработицы и др.)1, государственные внебюджетные фонды и их территориальные отделения, расположенные во всех субъектах страны должны перейти на стимулирующую антикризисную модель управления, мобилизуя все имеющиеся ресурсы и накопленные резервы.

Внедрение указанной модели направлено на минимизацию внешней угрозы экономической безопасности и финансовой устойчивости системы социального страхования.

ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, НЕГАТИВНО ВЛИЯЮЩИХ НА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ

Закрепив за собой статус социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека2, РФ должна предоставлять её гражданам социальную поддержку вне зависимости от воздействия внешних и внутренних дестабилизирующих экономических факторов.

Одной из форм поддержки малозащищённых граждан выступает система социального страхования, а именно: ПФР, ФФОМС и ФСС.

В указанной системе ключевое место элемента реализации социальных гарантий занимает ФСС, так как охватывает максимальное число населения страны, оказывая широкий спектр государственных услуг3.

Рассмотрим более подробно внешние факторы, негативно влияющие на предоставление государственных социальных гарантий и разбалансирование финансовой системы ФСС.

Анализ протекания мирового финансового кризиса ликвидности 2008 года показал, что одними из основных негативных последствий для российской экономики стали банкротства

1 Механизм формирования антикризисного бюджета Российской Федерации / Под. ред. Проф. В.А. Слепова. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. - 160 с.

2 Конституция РФ: [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система. - Режим доступа: http: www.consultant.ru / (дата обращения: 18.10.2015).

3 Ельцин, А. А. Совершенствование механизма управления финансами Фонда социального страхования Российской Федерации путем создания и внедрения компонентной системы оценки внутреннего контроля / А. А. Ельцин // Экономическая система современного общества : экономика и управление // Сб. материалов I Междун. научно-практической конференции. Новосибирск : - 2017. - С.122-127.

банков и предприятий, существенный рост безработицы среди экономически активного населения, а также снижение заработной платы, премий и бонусов работников коммерческой и бюджетной сферы. Наиболее остро последствия кризиса отражаются на жизни рядовых гражданах. К примеру, рост уровня безработицы в 2009 году составил 1 587 тыс. человек (или 30 % к показателю 2008 года)4.

В свою очередь число организаций (юридических лиц) в период с 2008 года по 2012 год снизилось на 4,7 % и составило 89 868 единиц5.

Несомненно, увеличение числа безработных напрямую влияет на формируемый фонд оплаты труда, а, следовательно, на объем отчислений в государственные внебюджетные фонды и финансовую сбалансированность системы социального страхования.

Справочно: отношение численности безработных к численности рабочей силы в 2017 году по данным Росстата составляло 4,0 %.

Отмечалось крайне неравномерное распределение данного показателя по субъектам РФ. Фиксировалось отклонение от среднего показателя в отдельных субъектах РФ более, чем в 6 раз (Таблица 1)6.

Таблица 1

Статистическая информация, характеризующая уровень занятости населения в различных субъектах РФ / Statistical information describing the level of employment in various régions of the Russian Fédération

Субъекты РФ Уровень безработных, %

Ингушетия 27,0

s Тыва 18,3

X s Чеченская 14,0

ю > Карачаево-Черкесская 13,5

и Дагестан 12,0

Алтай 12,0

Северная Осетия-Алания 11,8

Забайкальский край 10,7

Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики за 2017 год.

Очевидно, что меры по снижению численности безработных в отдельных регионах России недостаточно эффективны.

Также отметается, что минимальный уровень занятости населения складывается в основном в республиках Северного Кавказа.

На борьбу с безработицей в России предусмотрены Государственной программой «Содействие занятости населения» (далее - ГП) следующие объемы финансирования (Таблица 2)7:

4 Федеральная служба государственной статистики. Центральная база статистических данных [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/rab_sila18.pdf. (дата обращения: 02.06.2020)

5 Федеральная служба государственной статистики. Центральная база статистических данных [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/kol_yurr.htm. (дата обращения: 02.06.2020)

6 Федеральная служба государственной статистики. Центральная база статистических данных [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gks.ru/storage/mediabank/situaz.pdf. (дата обращения: 02.06.2020)

7 Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 298 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» [Электронный ресурс] / Электронная база нормативных документов «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: www.consultant.ru. (дата обращения: 01.10.2020)

Таблица 2

Информация о выделенных бюджетных ассигнованиях на реализацию ГП / Information on the allocated budget allocations for the Implementation of the governmental program

Год Бюджетные ассигнования, млрд. рублей

2013 71,6

2014 75,8

2015 75,9

2016 75,7

2017 66,6

2018 68,9

2019 71,2

2020 73,4

Источник: составлено автором по данным постановления Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 298.

Анализ данных представленных в таблице 2 свидетельствуют, что на снижение уровня безработицы в стране за 8 лет практически израсходовано 579,0 млрд. рублей, при этом указанных ресурсов либо явно недостаточно, либо требует совершенствования порядок распределения выделенных ассигнований, а также повышения уровня контроля за их освоением.

Последствия кризиса 2020 года, вызванного наступившей пандемией вируса Covid-19 только еще предстоит оценить, но уже сейчас понятно, что нас также ожидают банкротство предприятий и небывалый ранее рост безработицы.

По мнению Минэкономразвития России, безработица в России в 2020 году станет максимальной с 2011 года и вырастет до 5,7%8.

Следует отметить, что влияние на финансовую устойчивость системы социального страхования оказывает также недобросовестная уплата предпринимателями страховых заносов в полном объеме и перевод работников на «серые схемы» выплаты заработных плат («в конвертах»). Ответственность предпринимателей за указанные действия предусмотрена статьей 122 Налогового кодекса РФ, статьей 11.15 КоАП, статьей 198 и 199 Уголовного кодекса РФ и имеет как финансовые последствия, так и возможные ограничения свободы, если будет доказан факт неуплаты взносов в крупном и особо крупном размере.

По данным Росстат объем серых зарплат в России в 2018 году составил 13 трлн. рублей, что составило 12,6% ВВП за указанный год. В 2014 году этот показатель был на уровне 13,4% ВВП, в 2015-м — 13,5%, в 2016-м — 13%, а в 2017-м — 12,9%.9

Из представленной информации следует, что ежегодный показатель скрытых доходов хоть и снижается по отношению к ВВП, его величина по-прежнему сопоставима с расходной частью федерального бюджета. К примеру, объем расходов федерального бюджета в 2018 году составил 16,7 трлн. рублей.

ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА ФСС

Рассмотрим более подробно влияние фактора банкротства предприятий и роста безработицы на формирование доходной части бюджета ФСС для выполнения в полном объеме принятых на себя государством социальных гарантий.

Доходная и расходная части бюджета ФСС формируются из уплаченных работодателями страховых взносов и делятся на доходы и расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - ОСС ВНиМ), а также по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее -ОСС НСиПЗ). Следовательно, добросовестное исполнение предпринимателями обязательств по уплате страховых взносов напрямую влияет на сбалансированность системы социального страхования.

Анализ общих доходов и расходов бюджета ФСС за период с 2013 по 2020 годы (Таблица 3) показал неравномерное и неритмичное изменение доходной части его бюджета. Так, в 2015 году общий дефицит бюджета ФСС составил более 70 млрд. рублей, практически втрое превысив профицит предыдущего 2014 года.

Таблица 3

Информация о соотношении объема доходов и расходов бюджета ФСС за период с 2013 по 2020 годы / Information on the ratio of revenues and expenditures of the social insurance Fund of the Russian Federation budget for the period from 2013 to 2020 млрд. руб.

Год Доходы Расходы Отклонение

абсолютное относительное, %

2013 603,5 566,2 37,3 106,58

2014 569,8 546,2 23,6 104,33

2015 541,3 612,1 -70,9 88,42

2016 616,4 664,9 - 48,5 92,71

2017 691,8 670,8 21,0 103,13

2018 735,2 702,2 33,0 104,70

2019 753,0 741,0 11,9 101,61

2020 811,6 788,1 23,5 102,98

Источник: составлено автором по данным федеральных законов об исполнении бюджета РФ за период с 2013 по 2020 годы.

При общем профиците бюджета ФСС, являющимся резервом фонда и гарантом обеспечения его стабильности и сбалансированности, результат соотношения доходной и расходной частей по ОСС ВНиМ ежегодно (за редким исключением), является величиной отрицательной.

Анализ динамики сбалансированности бюджета ФСС по ОСС ВНиМ (Таблица 4) указывает на возможное влияние внутренних проблем страны, вызванных внешними экономическими, политическими и геополитическими факторами (введение экономических санкций, падение цен на энергоносители, отток иностранного инвестиционного капитала) на наличие дефицита в бюджете ФСС.

8 Информационное агентство ТАСС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/

8535503 (дата обращения: 02.06.2020)

9 Российская общественно-политическая и деловая ежедневная газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iz.ru/907100/vitalii-volovatov-inna-grigoreva/tenevoi-vektor-obem-serykh-zarplat-v-rossii-prevysil-13-trln (дата

обращения: 03.06.2020)

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ / FINANCE, CASH AND CREDIT

08.00.10

Таблица 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные по сбалансированности бюджета ФСС по ОСС ВНиМ / Data on the balance of the budget of the social insurance Fund of the Russian Federation for mandatory social insurance in case of temporary disability and maternity

Источник: составлено автором по данным федеральных законов об исполнении бюджета РФ за период с 2013 по 2020 годы.

Анализ представленной в таблице информации наглядно показывает зависимость возникновения/повышение показателя, характеризующего дефицит бюджета ФСС по разделу ОСС ВНиМ. Так, при введении международных санкций в отношении России, существенно вырос дефицит бюджета ФСС на величину, превышающую 90 млрд. рублей. Безусловно, образовавшаяся финансовая нагрузка легла на федеральный бюджет.

Еще одной причиной снижения финансовой устойчивости системы социального страхования, помимо влияния «серых» заработных плат, является недостаточная работа по взысканию задолженности (в том числе просроченной задолженности) со страхователей/предпринимателей по уплате страховых вносов в ФСС.

Информация о задолженности организаций по страховым взносам за период с 2010 по 2015 года, перечисляемых в ФСС, представлена в таблице 5.

Таблица 5

Суммы недополученных бюджетом ФСС денежных средств10 Amounts of funds not received by the budget of the social insurance Fund of

Указом Президента от 15.01.2016 № 13 «О дополнительных мерах по укреплению платёжной дисциплины при осуществлении расчётов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации

10 Ельцин А. А. Администрирование Фондом социального страхования (ФСС РФ) поступлений от страхователей средств страховых взносов / А. А. Ельцин // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 8 (ч. 2) - С.1053-1059.

и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования»11 администрирование уплаты взносов в ПФР, ФСС и ФОМС с 2017 года передано в ФНС12. Полномочия по администрированию взносов по ОСС НСиПЗ остались у ФСС. По данным финансовой отчетности ФСС на 01.01.2018 числилась просроченная задолженность организаций по уплате страховых взносов в размере 11 597 786,83 тыс. рублей13, что, в целом, сопоставимо с значением дефицита его бюджета.

Следовательно, усиление контрольной функции за полнотой и своевременностью уплаты сумм страховых взносов в бюджет ФСС будет способствовать повышению уровня его доходной части.

Согласно законодательству, отчисление в социальные фонды производится с начисленного работодателем фонда заработной платы. Следовательно, для повышения показателя доходов бюджета ФСС требуется на постоянной основе получать достоверные данные о количестве работающих по найму граждан, как в организациях, так и у физических лиц.

Одним из направлений повышения эффективности контроля страхователей (юридических и физических лиц, зарегистрированных в ФСС) в системе социального страхования, является создание межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти для учета работников коммерческих и иных структур.

Помимо ФСС, в состав органов межведомственного взаимодействия могли бы войти:

- Пенсионный фонд России, который аккумулирует данные об уплате пенсионных взносов работодателями за работающих у них граждан;

- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, где учитываются не только взносы застрахованных лиц в систему медицинского страхования, но и принадлежность граждан к тому, или иному работодателю;

- Федеральная налоговая служба, которая обладает обширными данными о финансовом состоянии всех организаций и индивидуальных предпринимателей;

- органы надзора за соблюдением законодательства РФ.

Установление межведомственных связей между государственными органами позволит объединить их информационные системы и базы данных, для оперативного контроля деятельности предпринимателей и объема работающих у них по найму граждан.

ВЫВОДЫ

Принято считать, что в условиях недостаточности ликвидности, возникающих при воздействии на экономику финансовых и иных видов кризисов, требуется повышать эффективность управления государственными финансами через усиление государственного финансового контроля.

11 Президент Российской Федерации [Электронный ресурс] / официальный сайт Президента РФ. - Режим доступа: http://kremlin.ru. (дата обращения: 20.03.2017)

12 О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ [Электронный ресурс] / Электронная база нормативных документов «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: www.consultant.ru. (дата обращения: 20.03.2017)

13 Федеральное казначейство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/byudzhety-gosudarstvennykh-vnebyudzhetnykh-fondov/. (дата обращения: 04.06.2020)

Год Сальдо баланса, млрд. руб. Влияние внешних экономических факторов

Дефицит Профицит

2008 33,3 мировой финансовый кризис ликвидности

2009 16,6

2010 34,2

2011 42,3

2012 86,9

2013 17,6

2014 5,7 кризис, связанный с введением международных санкций

2015 91,1

2016 55,5

2017 3,1

2018 1,9

2019 10,5

2020 14,4 глобальный кризис, вызванный пандемией Covid-19

the Russian Federation

Год Задолженность по ОСС НСиПЗ, млрд. руб. Задолженность по ОСС ВНиВМ, млрд. руб. Общая задолженность млрд. руб.

2010 9,6 5,2 14,8

2011 10,4 7,8 18,2

2012 11,4 10,8 22,2

2013 12,4 13,0 25,4

2014 13,1 15,3 28,4

2015 14,3 16,2 30,5

Исходя их изложенного выше, для недопущения критического уровня разбалансированности бюджета ФСС в первую очередь необходимо:

- разработать механизм формирования антикризисного бюджета ФСС, учитывающий компенсацию возможного появления выпадающих доходов, приводящих к разбалансированности системы социального страхования;

- усилить контрольные и надзорные функции в отношении страхователей всеми субъектами контроля и аудита для взыскания задолженности перед ФСС, а также для снижения доли «серых» заработных плат в экономике страны;

- перейти на систему адресного стимулирования сокращения уровня безработицы в субъектах РФ с показателями занятости ниже среднего уровня по стране.

Предложенный в статье комплекс реагирующих мер, направленных на поддержание экономической безопасности и устойчивого развития системы социального страхования, не потребует дополнительного расходования средств федерального бюджета. Указанные меры предусматривают лишь перераспределение имеющихся резервов федерального бюджета и бюджета ФСС, а также повышение эффективности и оптимизации работы контрольных и надзорных органов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предоставление государством социальных гарантий является одной из форм реализации конституционных прав граждан. Кроме того, стабильность функционирования системы социального страхования существенно влияет и на обеспечение экономической безопасности государства.

Следовательно, необходимо постоянно проводить исследования работы ФСС в целях поиска новых направлений повышения эффективности его работы.

Актуальность исследования подтверждается также необходимостью применения актуальных и эффективных решений обеспечения финансовой устойчивости и сбалансированности системы социального страхования в условиях негативного воздействия внешних экономических факторов.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 87,13%.

Рецензент: доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры организации финансово-экономического, материально-технического и медицинского обеспечения ФГКОУ ВО «Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации» Ю.Г.Наумов

Список литературы:

1. Механизм формирования антикризисного бюджета Российской Федерации / Под. ред. Проф. В.А. Слепова. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. - 160 с.

2. Ельцин, А. А. Администрирование Фондом социального страхования (ФСС РФ) поступлений от страхователей средств страховых взносов / А. А. Ельцин // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 8 (ч. 2) -С.1053-1059.

3. Ельцин, А. А. Совершенствование механизма управления финансами Фонда социального страхования Российской Федерации путем создания и внедрения компонентной системы оценки внутреннего контроля / А. А. Ельцин // Экономическая система современного общества : экономика и управление // Сб. материалов I Междун. научно-практической конференции. Новосибирск : - 2017. - С.122-127.

4. Ельцин, А. А. Анализ влияния мировых финансовых кризисов на экономическую безопасность и финансовую устойчивость системы социального страхования российской федерации / А. А. Ельцин // Экономическая безопасность в теории и на практике: вопросы совершенствования. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2020. С. 29-37.

5. Ельцин, А. А. Создание системы государственно-общественного партнерства как механизма совершенствования финансового контроля в Российской Федерации: материалы Международной научно-практической конференции / Ельцин А. А. // Актуальные вопросы экономических наук. - 2017. - С.175-182.

6. Тришкина, Е.А. Особенности расследования фиктивных налоговых платежей / Е.А. Тришкина // Таврический научный обозреватель, 2015. - № 2 (октябрь). - С. 132-137.

6. Дрошнев, В. В. Трансформация финансовой деятельности Фонда социального страхования / В. В. Дрошнев // Финансы : теоретический и научно-практический журнал. - 2014. - № 7. - С. 52-57.

7. Мстиславский, В. А., Ведомственный контроль: состояние и перспективы / В. А. Мстиславский // Финансы. 2005. - № 3. - С. 46-48.

Статья поступила в редакцию 05.09.2020, принята к публикации 25.09.2020

The article was received on 05.09.2020, accepted for publication 25.09.2020

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Ельцин Андрей Анатольевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры организации финансово-экономического, материально-технического и медицинского обеспечения Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Москва, Российская Федерация, e-mail: aaeltsin@gmail.com

Reference list:

1. Mechanism for forming the anti-crisis budget of the Russian Federation / Ed. Prof. V. A. Slepova, Moscow: OLMA Media Group, 2015, 160 p.

2. Eltsin, A. A. administration by the social insurance Fund (FSS of the Russian Federation) of receipts from insurers of insurance contributions / A. A. Yeltsin // Economics and entrepreneurship. - 2015. - no. 8 (part 2) - P. 1053-1059.

3. Eltsin, A. A. improving the financial Management mechanism of the social insurance Fund of the Russian Federation by creating and implementing a component system for evaluating internal control / A. A. Yeltsin // The economic system of modern society : Economics and management // Collection of materials I Mezhdunarod. scientific and practical conferences. Novosibirsk : - 2017. - P. 122-127.

4. Eltsin, A. A. analysis of the impact of global financial crises on economic security and financial stability of the social insurance system of the Russian Federation / A. A. Yeltsin // Economic security in theory and practice: issues of improvement. Collection of articles of the International scientific and practical conference. 2020. Pp. 29-37.

5. Eltsin, A. A. creating a system of public-public partnership as a mechanism for improving financial control in the Russian Federation: materials of the International scientific and practical conference / Yeltsin, A. A. // actual issues of economic Sciences.-2017. - P. 175-182.

6. Trishkina, E. A. features of investigation of fictitious tax payments / E. A. Trishkina // Tavrichesky scientific observer, 2015, no. 2 (October), pp. 132137.

6. Droshnev, V. V. transformation of financial activity Of the social insurance Fund / V. V. Droshnev // Finance : theoretical and scientific-practical journal. - 2014. - no. 7. - Pp. 52-57.

7. Mstislavsky, V. A., Departmental control: state and prospects / V. A. Mstislavsky // Finance. 2005. - No. 3. - Pp. 46-48.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Andrey A. Eltsin, Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor of the Department of organization of financial, economic, material, technical and medical support of the Federal State Educational Institution of Higher Education «Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation», Moscow, Russian Federation, e-mail: aaeltsin@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.