Научная статья на тему 'Система СМИ Дагестана в период постсоветской трансформации'

Система СМИ Дагестана в период постсоветской трансформации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
129
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕССА / PRESS / ПОЛИТИКА / POLITICS / ЦЕНЗУРА / CENSORSHIP / ЛИТЕРАТУРА / LITERATURE / НЕЗАВИСИМОСТЬ / INDEPENDENCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Магомедов Г.А.

Статья посвящена проблемам развития рынка прессы Республики Дагестан в начале XX столетия. Показана роль государства и других политических сил региона в развитии прессы. В статье перечислены новые издания, учрежденные государством и исследуемый период, место учредителя в их развитии, трудности в содержании изданий. Автор отмечает место негосударственных СМИ в медиасистеме республики Дагестан. В тексте говорится о роли республиканских газет в становлении гражданского общества, об особенностях взаимодействия частных СМИ и использовании их в политической борьбе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DAGESTAN MEDIA SYSTEM IN THE POST-SOVIET TRANSFORMATION PERIOD

The article is devoted to the problems of the press market development in the Republic of Dagestan at the beginning of the XX century. The role of the state and other political authorities of the region in the development of press is indicated. The article lists new publications established by the state within period under study, the establisher's place in their development is specified, as well as challenges related to the content of publications. The author notes the place of non-state media in the media system of the Republic of Dagestan. The text also refers to the role of republican newspapers in the formation of civil society, the peculiarities of interaction between private media and their use in the political struggle.

Текст научной работы на тему «Система СМИ Дагестана в период постсоветской трансформации»

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.57.048 Магомедов Г.А.

ORCID: 0000-0001-8776-801X, кандидат исторических наук, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала СИСТЕМА СМИ ДАГЕСТАНА В ПЕРИОД ПОСТСОВЕТСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Аннотация

Статья посвящена проблемам развития рынка прессы Республики Дагестан в начале XX столетия. Показана роль государства и других политических сил региона в развитии прессы. В статье перечислены новые издания, учрежденные государством и исследуемый период, место учредителя в их развитии, трудности в содержании изданий. Автор отмечает место негосударственных СМИ в медиасистеме республики Дагестан. В тексте говорится о роли республиканских газет в становлении гражданского общества, об особенностях взаимодействия частных СМИ и использовании их в политической борьбе.

Ключевые слова: пресса, политика, цензура, литература, независимость.

Magomedov G.A.

ORCID: 0000-0001 -8776-801X, candidate of historical sciences, Dagestan State University, Makhachkala DAGESTAN MEDIA SYSTEM IN THE POST-SOVIET TRANSFORMATION PERIOD

Abstract

The article is devoted to the problems of the press market development in the Republic of Dagestan at the beginning of the XX century. The role of the state and other political authorities of the region in the development of press is indicated. The article lists new publications established by the state within period under study, the establisher's place in their development is specified, as well as challenges related to the content of publications. The author notes the place of non-state media in the media system of the Republic of Dagestan. The text also refers to the role of republican newspapers in the formation of civil society, the peculiarities of interaction between private media and their use in the political struggle.

Key words: press, politics, censorship, literature, independence.

Пресса Республики Дагестан на рубеже ХХ и XXI вв. включает в себя издания, различные по политической ориентации, формам, тиражам, но интересы, преследуемые изданиями, не так уж и отличаются - занять наиболее выгодное место в новое, постсоветское время.

Газеты, учрежденные государством, политическими организациями и частные политические СМИ занимают определенную нишу, как в структуре дагестанской прессы, так и в регионе, поднимая на своих страницах проблемы, волнующие современное общество на рубеже тысячелетий. Газеты отражают все значимые события политической, экономической, социальной жизни республики и играя при этом большую и ответственную роль во всех происходящих в этот период в республике событиях. Стараясь быть свободной и подлинно независимой, негосударственная пресса начинает составлять определенную конкуренцию государственным изданиям. При этом частная пресса удовлетворяет потребности определенной части дагестанских читателей в общественно-политической разнонаправленной информации, которой они не находят на страницах официальных государственных медиа.

Как отмечает Курбанов Г. М., «Изменение общественного строя, переход от планирования экономики к рынку резко изменили информационную систему Республики Дагестан. За десять лет после принятия Федерального закона «О СМИ», который отменил цензуру и упростил процедуру регистрации, количество СМИ в республике увеличилось почти в 2,5 раза». [1, C. 20]

В исследуемый период негосударственная пресса Дагестана, в основном, представлена еженедельными изданиями «Новое дело», «МК в Дагестане», «Трибуна», «Дагестан», «Маджлис», «АиФ в Дагестане», «КП в Дагестане», «Молодежь Дагестана», «Исламские новости», «Черновик», «Свободная Республика», и др.

По целевому назначению большинство регистрируемых новых газет являются общественно-политическими. В печатных СМИ Дагестана сформировался новый для региона тип газет - информационно - коммерческие. [2, C. 137] К этому типу можно отнести такие газеты, как «Новое дело», «Дагестан», «Маджлис», «Новый день», «Трибуна» и т. д. В связи с проблемами с доставкой, подписка на эти издания на низком уровне, Но розничная продажа газет растет. Востребованность этих газет объясняется их открытостью, либеральностью, мобильностью и оперативностью. В газетах появляются новые рубрики: хроника недели, криминал, молодежные полосы, общество, начинает развиваться жанр журналистских расследований. В газетах встречаются большие блоки информации коммерческого характера и рекламы. Эти периодические издания вместо объемных аналитических статей начали публиковать небольшие по объему информационные сообщения. Хотя, аналитика с полос полностью и не исчезла.

Исследуя этот тип изданий, Курбанов Г. М. подразделяет их на две группы. «Первая - рассчитана на бизнес-аудиторию и обслуживает ее. К ней можно отнести газеты: «Новое дело», «Маджлис» и «Молодежь Дагестана». Вторая выступает как товар и получает прибыль от рекламы и реализации информационного продукта. Этот тип размещает в газете легкую, так называемую «желтую» информацию. К этой группе можно отнести газеты: «Новый день», «Из рук в руки»» и др. [3, C. 25]

Несмотря на довольно высокие количественные показатели, качество дагестанских изданий исследуемого периода оставляет желать лучшего. Также следует отметить, что в начале XXI века резко снижаются тиражи ряда государственных периодических изданий. И, тем не менее, это не является показанием уменьшения интереса дагестанской аудитории к СМИ в тот период. В целом, это говорит о значимости прессы исследуемого периода для местного читателя. Основная же причина сокращения тиража негосударственных СМИ исследуемого периода заключается в плохой экономической политике газет, их финансовых проблемах.

Понимая, что СМИ развиваются очень быстрыми темпами, и это мощная сила воздействия на сознание масс, средство оперативного донесения информации, самое эффективное средство воздействия на общество, республиканская власть не только создает новые традиционные СМИ («Илчи»- республиканская газета на лакском языке, Республиканский государственный вещательный канал «Дагестан», РИА «Дагестан», но и начинает регистрацию доменов и запускает первые дагестанские сетевые СМИ (zamana.ru, vm.ru, dagpravda.ru).

Несмотря на то, что большинство СМИ находится под контролем государства, поскольку финансируются из государственной казны. Тем не менее, фактически все СМИ на языках народов Дагестана контролировали созданные на тот момент общественные объединения -национальные фронты и национальные движения республики.

Таким образом, основным учредителем и, соответственно, владельцем СМИ было государство и разные ведомства, содержащие эти издания. Поэтому только государство и было главным игроком на рынке медиа, которая ежегодно тратила на их выпуск огромные финансы. И все же сказывалось отсутствие государственной идеологии, борьба за власть на всех уровнях, конфликты между этническими национальными фронтами, движениями и группировками. Это все и делало государственный контроль над прессой понятием относительным. Так от имени государства политику, например, городской или районной газеты мог определять непосредственно глава муниципалитета или руководитель национального движения. А таковыми обладали почти все крупные народности Дагестана.

Впрочем, в Дагестане такое использование СМИ не выражалось непосредственным приобретением их заинтересованной стороной. Влияние оказывалось на людей, которые формировали информационную политику издания. Политические или этнические группировки считали такие методы более эффективными в силу минимальных затрат большего эффекта. СМИ как бы находились на балансе государства, но проводили политику в интересах тех или иных политических, этнических или финансовых сил. Позже, когда появились первые по-настоящему состоятельные бизнесмены, стало модным обзаводиться собственной газетой или телекомпанией. В 2005-07 гг. число СМИ достигло до пятисот. Для трехмиллионной республики это довольно мощный рынок медиа.

Наличие огромного числа независимых от власти СМИ на региональном и местном уровнях, казалось бы, усиливает зарождающуюся демократию. Появление разнообразных типов изданий и публикуемый в них контент обуславливают свободу самих СМИ. Свободный доступ читателей к разноплановым и разнонаправленным изданиям и является одним из условий становления и развития гражданского общества в Дагестане. Казалось бы, освещение в прессе многообразия интересов и мнений разных политических сил должно способствовать смягчению власти и самих СМИ к поднимаемым проблемам, формированию толерантности в обществе, большей готовности к компромиссам, но дагестанская пресса порой ведет непримиримую информационную войну между собой и с властью, зачастую способствуя нагнетанию ситуации вокруг того или иного конфликта. Это обусловлено не тем, что индекс свободы слова в Дагестане зашкаливает, а тем, что многие политические, этнические или бизнес элиты ведут между собой бескомпромиссную борьбу. К сожалению, одним из итогов этой борьбы является убийство в Дагестане восемнадцати журналистов местных СМИ.

Список литературы / References

1. Курбанов Г. Средства массовой информации и свобода слова в Дагестане. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 2003. -74 с.

2. Гамалей Т.В., Магомедов Г.А. Проблемы и перспективы развития этножурналистики в Дагестане./ Сборник «Современные проблемы мировой журналистики». -2011. - С.137

3. Курбанов Г. Средства массовой информации и свобода слова в Дагестане. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 2003. -74 с.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Kurbanov G. Sredstva massovoj informacii i svoboda slova v Dagestane. [Media and freedom of speech in Dagestan] Kurbanov.G - Makhachkala. Dagknigoizdat, 2003. - 74 p. [in Russian]

2. Gamaley T.B., Magomedov G.A. Problemy i perspektivy razvitija jetnozhurnalistiki v Dagestane.[ Problems and prospects of etnozhurnalistiki in Dagestan] Gamaley T.B., Magomedov G.A. Sbornik «Sovremennye problemy mirovoj zhurnalistiki» [Current problems in the world ofjournalism]. 2011. - P. 137. [in Russian]

3. Kurbanov G. Sredstva massovoj informacii i svoboda slova v Dagestane. [Media and freedom of speech in Dagestan] Kurbanov.G - Makhachkala. Dagknigoizdat, 2003. - 74 p. [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.