Научная статья на тему 'Особенности становления негосударственной прессы Дагестана'

Особенности становления негосударственной прессы Дагестана Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
66
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕССА / MEDIA / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / СТАНОВЛЕНИЕ / FORMATION / ПОЛИТИКА / POLITICS / ЦЕНЗУРА / CENSORSHIP

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Магомедов Г. А.

Современная дагестанская независимая пресса представляет собой большой интерес, потому что она возникла и развивалась в весьма непростое время: развал страны, демократизация общества, наделение субъектов России суверенитетом и т.д. Статья посвящена анализу развития негосударственной печатной журналистики 1990-х годов ХХ века. Цель поставленная автором сттьиизучение становления и развития негосударственной прессы Дагестана, ее специфичность. Пресса исследуемого периода является не только активной частью в демократизации дагестанского общества, но также является и катализатором ряда политических процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF INDEPENDENT PRESS DAGESTAN

Modern Dagestan independent press is of great interest because it appeared and developed in a very difficult time: the collapse of the country, democratization of society, granting Russian sovereign entities, etc. This article analyzes the development of non-state print journalism of the 1990s of the twentieth century. The goal set by the author sttistudy of the formation and development of independent press of Dagestan, its specificity. Press the test period is not only an active part in the democratization of the Dagestan society, but is also a catalyst for a series of political processes.

Текст научной работы на тему «Особенности становления негосударственной прессы Дагестана»

DOI: 10.18454/IRJ.2016.53.060 Магомедов Г.А.

ORCID: 0000-0001-8776-801X, кандидат исторических наук, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРЕССЫ ДАГЕСТАНА

Аннотация

Современная дагестанская независимая пресса представляет собой большой интерес, потому что она возникла и развивалась в весьма непростое время: развал страны, демократизация общества, наделение субъектов России суверенитетом и т.д.

Статья посвящена анализу развития негосударственной печатной журналистики 1990-х годов ХХ века. Цель поставленная автором сттьи- изучение становления и развития негосударственной прессы Дагестана, ее специфичность.

Пресса исследуемого периода является не только активной частью в демократизации дагестанского общества, но также является и катализатором ряда политических процессов.

Ключевые слова: пресса, общество, становление, политика, цензура.

Magomedov G.A.

ORCID: 0000-0001 -8776-801X, PhD in History, Dagestan State University, Makhachkala FEATURES OF FORMATION OF INDEPENDENT PRESS DAGESTAN

Abstract

Modern Dagestan independent press is of great interest because it appeared and developed in a very difficult time: the collapse of the country, democratization of society, granting Russian sovereign entities, etc.

This article analyzes the development of non-state print journalism of the 1990s of the twentieth century. The goal set by the author stti- study of the formation and development of independent press of Dagestan, its specificity.

Press the test period is not only an active part in the democratization of the Dagestan society, but is also a catalyst for a series of political processes.

Keywords: media, society, formation, politics, censorship.

Современная дагестанская негосударственная пресса представляет собой большой интерес, потому что она возникла и развивалась в весьма непростое время: развал страны, демократизация общества, наделение субъектов России суверенитетом и т.д.

Развитие дагестанских негосударственных газет нельзя рассматривать отдельно от становления российских СМИ постсоветского периода. Для того чтобы лучше понять, по каким принципам развивалась журналистика Дагестана, следует выявить общие тенденции в развитии региональной прессы России после развала СССР.

Эти тенденции можно обозначить в нескольких общих характерных признаках.

В период после крушения Советского Союза почти все регионы России получили возможность укрепления в экономическом и политическом плане.

Если говорить об экономической составляющей, сказавшейся на прессе, нельзя не отметить тот факт, что перед читающей аудиторией встает вопрос выбора одной или двух газет в качестве источника информации. Другими словами, снижение покупательской способности читателя тоже играет роль в развитии прессы. В конкуренции за потенциального читателя газеты вынуждены прибегать к освещению злободневных, актуальных вопросов. Так как общефедеральные издания не могут охватить региональные вопросы в полном объеме, то местная пресса от этого выигрывает. Т.е. читатель делает ставку на местные газеты.

Говоря о политической составляющей в развитии региональной прессы, отметим тот факт, что политическая область 1990-ых годов в Дагестане характеризовалась появлением национальных движений. Не могло это не сказаться на прессе тоже. То есть активность региональной политической номенклатуры, а также бизнес-элит, которые активно использовали СМИ в качестве площадки достижения своих целей, приводит к тому, что местная пресса укрепляется.

Развитию региональной прессы в 1990-ых годах способствует и то, что вместе с сильным государством - СССР -разрушились и идеалы этой централизованной страны, и общая, объединяющей регионы, идеология.

В исследуемый период особое место в Дагестане занимают так называемые национальные движения. Они то и пытались в Дагестане создать не общереспубликанскую идеологию, а идеологию той или иной национальности, определяющей ее развитие. Донесение до населения постулатов то или иной национальной идеологии активно продвигалась через прессу.

Географическое расположение регионов играет важную роль в развитии прессы. По ее мнению, чем дальше регион расположен от Москвы, тем больше региональная пресса имеет читательскую аудиторию, а также потенциал для появления новых изданий. Так, дагестанские газеты начала 1990-ых годов ориентировались на общие принципы российской печати, и стали видеть себя как пресловутую «четвертую власть», как самостоятельный гражданский институт.

Именно в период после развала СССР в Дагестане появляются первые независимые газеты и печатные издания общественных движений, которые активно включаются в процесс демократизации общества.

Именно в этот период дагестанская независимая пресса непосредственно влияла на политические и общественные процессы, а сотрудники этих изданий ощущали свою ответственность перед аудиторией и обществом.

Дагестанская пресса, призванная обеспечить информационные потребности местной аудитории, является неотъемлемой частью российской периодической печати. Поэтому она формировалась и развивалась в новых условиях в том же направлении, что и последняя [1].

Среди дагестанских изданий, появившихся на волне происходящих изменений, выделяются такие независимые газеты как «Другое небо», «Трибуна», «Маджлис», «Кунак», «Дагестан», «Садвал», «Тенглик», «Джамаат» и др.

Вообще, все издания этого периода можно разделить на общественно-политические частные газеты («Другое небо», «Трибуна», «Голос правды», «Дагестан» и др.), на издания национальных движений («Садвал», «Тенглик», «Кази-Кумух», «Джамаат» и др.), а также издания общественно-политических групп, объединений («Кунак», «Вольный горец» и др.).

В дагестанской прессе этого периода выделяется ещё одна группа изданий - это газеты общественно-политических групп, движений, объединений. Их главное отличие от общественно-политических частных изданий заключается в том, что в качестве учредителя здесь выступила не одна конкретная личность, а некие союзы, объединения, не носящие в то же время национального оттенка.

Издания этого периода не просто отражали все значительные события общественной и политической жизни республики, но и предлагали свои варианты решения проблем. Именно в это время пресса проявила себя как реальная «четвертая власть». Она не просто предлагала свои рекомендации, но, зачастую, провоцировала события, активно влияя на органы государственной власти и их решения.

Газеты политических партий, обществ, объединений, народных движений, частные общественно-политические издания занимали свою нишу, как в структуре дагестанской прессы, так и в обществе, поднимая на своих страницах проблемы, волновавшие людей в переломные девяностые годы, отражая все значительные события общественной и политической жизни республики, играя активную роль во всех происходящих событиях. Стараясь быть подлинно независимой, пресса этого периода составляла серьезную конкуренцию государственным изданиям, так как удовлетворяла потребности определенной части дагестанских читателей в общественно-политической информации разного характера и уровня, которую им не давала официальная пресса.

Перестройка общественной жизни, изменение существовавшего строя, переход от планового хозяйствования к рыночным формам резко изменили течение информационных процессов в республике. За 10 лет после принятия закона РФ «О средствах массовой информации», отменившего цензуру и упростившего процедуру регистрации, количество СМИ в республике увеличилось почти в 2,5 разам [2].

В первой половине 1990-ых годов одним из главных факторов дагестанской общественно-политической жизни стал исламский. В то период ислам начинают рассматривать как интегрирующая сила. Духовное управление мусульман Дагестана активно использовала прессу для продвижения своей идеологии. Хотя первая религиозная газета «Исламские новости» и была учреждена частным лицом Максудом Гаджиевым, позже Духовное управление мусульман издает свою официальную газета «Ас-Салам». На сегодняшний день это издание является самым тиражным изданием мусульманским изданием в России, а также самой тиражной газетой в Дагестане. Совокупный разовый тираж этой газеты на русском и дагестанских языках составляет 70000 экземпляров. Для сравнения, главная государственная газета «Дагестанская правда» имеет тираж около 4000 экземпляров. Характерной чертой «Ас -Салама» является, что она впервые в Дагестане использует религиозную проповедь в публицистике. Главной темой «Ас-Салама», выходящего сегодня на девяти дагестанских языках, на протяжении длительного времени являлось развенчание идеологии ваххабизма [3].

Востребованность этих газет объясняется их открытостью, либеральностью, мобильностью и оперативностью. В их тематике, кроме достаточно большого блока коммерческой информации и рекламы, есть такие рубрики как политика, криминал, общество, а иногда журналистские расследования.

Пример некоторых дагестанских газет («Ас-Салам», «Новое дело») показывает, что финансовая составляющая этих изданий напрямую зависело от контента.

Газета «Новое дело» стала выходить в свет с августа 1991 года. Целевой аудиторией издания было бизнес-сообщество. Газета публиковала тексты документов, связанные с предпринимательской деятельностью. Эти нормативы и акты были очень востребованы у бизнесменов, ведь интернета практически не было. Поэтому материалы, выходящие в «Новом деле» были ценной информацией для бизнесменов.

В последующем издание вынуждено было переориентироваться на широкую аудиторию. Газета становилась популярной среди всех слоев населения. В газете можно было встретить рубрики, ориентированные, например, на молодежь, на детей, на религиозного читателя. Спустя короткое время, газета полностью изменилась и приобрела большую аудиторию.

Главную роль в создании негосударственной прессы сыграл учредитель, в качестве которого выступили как частные лица, так и политические партии, общественные организации, народные движения и общества, а многообразие и специфика дагестанских изданий связаны со сложностью и уникальностью региона, а также характером событий, происходивших в это время в мире, и потребностью аудитории в многообразной, разносторонней информации об окружающей действительности.

Список литературы / References

1. Мамаева М. Типология современной дагестанской печати. - Махачкала: Издательство ДГУ, 1998. - 52 с.

2. Курбанов Г. Средства массовой информации и свобода слова в Дагестане. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 2003. - 74 с.

3. Арефьева Л.В., Магомедов Г.А. Проблема разжигания национальной и религиозной нетерпимости в современных СМИ. // Российский следователь, -2012. -№19. - С.27-29

Список литературы на английском языке / References in English

1. Mamaeva M. Tipologija sovremennoj dagestanskoj pechati [Typology of modern Dagestan printing] M. Mamaeva. -Makhachkala: Izdatel'stvo DGU 1998. -52p. [in Russian]

2. Kurbanov G. Sredstva massovoj informacii i svoboda slova v Dagestane. [Media and freedom of speech in Dagestan] Kurbanov.G - Makhachkala. Dagknigoizdat, 2003. - 74 p. [in Russian]

3. Arefeva L.V., Magomedov G.A. Problema razzhiganija nacional'noj i religioznoj neterpimosti v sovremennyh SMI [The problem of incitement to national and religious intolerance in the modern media] Arefeva L.V., Magomedov G.A. // Rossijskij sledovatel [Russian investigator] . - 2012, №19. - P.27-29 [in Russian]

DOI: 10.18454/IRJ.2016.53.087 Мамонова Ю.В.

ORCID: 0000-0001-5614-3930, Кандидат филологических наук, ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет» Работа подготовлена при поддержке РГНФ, грант № 15-04-00455.

РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В ИНТЕРВЬЮ (НА МАТЕРИАЛЕ ИНТЕРВЬЮ С М. АРГЕРИХ)

Аннотация

В работе, которая выполнена в русле прагмалингвистики, анализируется мотивационный уровень языковой личности, и основной фокус внимания направлен на исследование стратегии самопрезентации в ходе коммуникативного взаимодействия. На материале интервью с Мартой Аргерих выявлены коммуникативные тактики, которые реализуют стратегию самопрезентации в ее музыкальном дискурсе, а именно тактика отождествления с классической музыкой, тактика сомнения и тактика восхваления классической музыки и музыкантов.

Ключевые слова: дискурс, стратегия самопрезентации, коммуникативные тактики, языковая личность.

Mamonova Y.V.

ORCID: 0000-0001-5614-3930, PhD in Phylology, Chelyabinsk State University The research is supported by the grant of the Russian Foundation for Humanities 15-04-00455 REALIZATION OF STRATEGY OF SELF-PRESENTATION IN INTERVIEWS

Abstract

The research is done from the pragmalinguistic perspective. The motivational level of the linguistic personality is analyzed. The main focus is given to the study of the strategy of self-presentation. Using the interviews with Martha Argerich, a prominent pianist, communicative tactics which help realize the strategy of self-presentation in the music discourse, are identified. These tactics include a tactics of identification with the world of music, a tactics of dubiety, a tactics of glorification.

Keywords: discourse, strategy of self-presentation, communicative tactics, linguistic personality.

Когнитивно-дискурсивные исследования в современной лингвистике в значительной степени направлены на изучение языковых явлений, которые раскрывают картину мира как отдельного человека, так и различных групп. Исследования, проводимые в рамках изучения языковой личности, выделяют различные элементы в ее структуре. Следуя концепции Ю.Н. Караулова [1], в модели языковой личности мы выделяем три уровня - вербально-семантический, лингво-когнитивный, мотивационный. Что касается Мотивационный уровень представляется наиболее абстрактным и многогранным, единицами его являются коммуникативно-деятельностные потребности человека. Потребности человека вообще оказываются неисчислимыми, но несомненно, что потребность в речевом общении является одной из ведущей в деятельности человека. В процессе коммуникативного взаимодействия реализуется лингвокреативная деятельность человека.

Одним из основных намерений человека в ходе коммуникативного взаимодействия является желание произвести впечатление на собеседников. В интервью, как одном из видов коммуникации, интервьюируемый участвует в информационном обмене с интервьюером, но, в действительности, информация предоставляется третьему участнику - аудитории. Каковы бы ни были цели интервьюируемого, в интервью как и в любом виде речевой коммуникации он реализует стратегию самопрезентации. Как указывает О.С. Иссерс, стратегия самопрезентации реализуется практически в любом речевом действии [2, 73].

Под стратегией в данной работе понимается совокупность речевых действий, направленных на решение общей коммуникативной задачи говорящего, а речевой тактикой считается одно или несколько действий, способствующих реализации стратегии [2, 109]. По мнению О.Н. Быковой, «самопрезентация - это эмоциональная самоподача оратора, косвенная демонстрация психических качеств его личности для формирования определенного впечатления о нем самом и о его целях» [3, 50]. На наш взгляд, именно эта стратегия является ведущей в анализируемом материале.

Для анализа нами были взяты интервью, данные одной из наиболее известных пианисток, Мартой Аргерих. Выбор интервью с данной пианисткой для анализа обусловлен, прежде всего, нашим интересом к музыкальному дискурсу в целом. Под «музыкальным дискурсом» мы понимаем «любое вербальное событие, инициатором которого выступает музыкант-профессионал: композитор, режиссер, исполнитель» [4, 35]. Кроме этого, интерес представляет и гендерный аспект исследования. В музыкальном дискурсе доминируют мужчины, и среди известных пианистов достаточно редко встречаются женщины. Марта Аргерих является одной из немногих женщин-пианисток, которые завоевали мировое имя. В одном из интервью она замечает, что женщины-пианистки оказываются незаслуженно забыты, когда речь заходит о великих музыкантах 20 века. Поэтому, на наш взгляд, важно изучить средства, используемые М. Аргерих в ходе интервьюирования, которые, возможно, выделяют ее среди профессионалов. В качестве цели интервью, которые дает пианистка, мы выделяем пропаганду классической музыки и музыкантов.

Одним из наиболее важных вопросов, интересующих журналистов, читателей и слушателей, является вопрос об источнике вдохновения, которое движет музыкантом во время исполнения. Для Марты Аргерих таким вдохновением

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.