Научная статья на тему 'Роль прессы малых народов в формировании общественного мнения'

Роль прессы малых народов в формировании общественного мнения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
86
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MASS MEDIA / ПРЕССА / PRESS / ЯЗЫК / LANGUAGE / ПРОБЛЕМАТИКА / PROBLEMS / ИДЕОЛОГИЯ / IDEOLOGY / МОДЕЛЬ / MODEL / ИСТОРИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Магомедов Г. А., Алибекова Н. Г.

Статья посвящена описанию места роли прессы малых народов Дагестана в системе региональных СМИ. Проанализирована история зарождения и основные вехи развития табасаранской и рутульской периодической печати. Основное внимание в статье уделено жанровой палитре, проблематике выступлений этих газет, влиянию внешней среды на контент и на модели изданий в годы становления. В статье использованы методы эмпирического исследования (наблюдение, измерение), теоретического исследования (логический метод, включающий методы анализа и синтеза) и методы классификации и типологизации, подразумевающие выделение общего и особенного, что обеспечило систематизацию типов печатных изданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE PRESS OF SMALL PEOPLES IN FORMING PUBLIC OPINION

The article is dedicated to description of the role of the press of small peoples of Dagestan in the system of regional mass media. The history of origin and the main milestones of the development of Tabasaran and Rutulian periodicals are analyzed. The main attention in the research is given to the genre palette, the problems of the speeches of these newspapers, the influence of the external environment on content and on the model of publications in the years of formation. The article uses methods of empirical research (observation, measurement), theoretical research and methods of classification and typology, implying the separation of general and special, which ensure the classification of types of printed publications.

Текст научной работы на тему «Роль прессы малых народов в формировании общественного мнения»

эффективности речевого действия связана с такой шкалой измерения, на которой отсчет эффективности можно обозначить как 0, а достижение отрицательного или положительного эффекта двумя точками: влево (отрицательный эффект) или вправо (положительный эффект). Применяемая шкала не градуирует признак, она не предполагает расширенности, протяженности зон интенсивности. Сам прагматический смысл высказываний с данными акциональными глаголами речи ориентирован на общий, нечленимый преимущественно отрицательный эффект речи.

Сатуративные глаголы выражают такую оценку действия говорящим, в которой актуализируются те семы, которые проясняют, в чем же именно состояло нарушение нормативной границы. «Прозрачной» оказывается, таким образом, и мерильная деятельность субъекта, и сама шкала: от нуля речевой деятельности до преодоления нормативной границы насыщения признака. Семантика чрезмерности тесно связана и с семантикой интенсивности, и с семантикой экспрессивности, и с семантикой количественности .

Сатуративный, или чрезмерно-нормативный СГД всегда выражает речевое действие, перешедшее нормативную границу (изолгаться, растрезвонить, раззвонить, раструбить, завраться).

Чрезмерность действия относительно нормы может конкретизироваться по его дистрибутивности или (часто) фазовости. Например: разораться - инхоативно-чрезмерный (чрезмерность признака демонстрируется в «вырезанной» начальной фазе ре-

Библиографический список

чевого действия), а растрезвонить - дистрибутивно - чрезмерный, поскольку чрезмерный относительно нормы признак представлен как распределенный по нескольким субъектам. Обратим внимание на то, что здесь нарушена негласная культурная норма количества адресатов, которым может быть доступна информация, считавшаяся согласно этой норме приватной, не подлежащей разглашению.

Анализ репрезентативности выделенной в классе акцио-нальных глаголов речи и звучания группы оценочных СГД позволяет заключить, что она является очень высокой. Неполной оказалась только группа со значением эффективности результата речевого действия. Логично предположить, что отсутствие репрезентативной подгруппы или хотя бы одного-двух активных в русской коммуникации глаголов речи со значением положительного эффекта, в которых признак отличается повышенной интенсивностью, может иметь глубокие этнокультурные корни. Однако для получения полной картины реализации категорий интенсивности и оценки в разных группах глаголов необходимо глубокое и, главное, системное изучение выражения в языке явных и скрытых ценностных смыслов, проявляющих себя с особой силой в коммуникации и, как показано в статье, прямо отражающихся в единицах, описывающих речь.

Оценочные СГД в группе акциональных глаголов речи можно рассматривать как единицы, обладающие не меньшим этнокультурным потенциалом, чем слова валенки, окрошка или ушанка. И это является дополнительным аргументом в пользу их включения в практические грамматики РКИ.

1. Константинова А. Ю. Современный русский язык. Морфология. Москва: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина. 2008.

2. Васильев Л.М. Семантические классы глаголов чувства, мысли и речи. Очерки по семантике русского глагола. Уфа, 1971: 213 - 266.

3. Годизова З. И. Становление семантической категории интенсивности в русском языке XI - XVII вв. Автореферат диссертации... доктора филологических наук. Махачкала, 2014.

4. Ильдико Палоши. К основным вопросам о категории способа глагольного действия в русском языке. Slovène. International Journal of Slavistic. 2014; 2: 194 - 208.

5. Шейхи Х.Г. Функционирование глаголов речи в языке СМИ. Автореферат диссертации. кандидата филологических наук. Казань, 2015.

6. Клобуков Е.В. Словарь лингвистических терминов. Назрань, 2010.

7. Петрухина Е.В. Русский глагол: категории вида и времени (в контексте современных лингвистических исследований). Москва: МАКС Пресс, 2009.

8. Рахманкулова И.-Э.С. К вопросу о теории аспектуальности. Вопросы языкознания. 2004; 1: 24.

References

1. Konstantinova A. Yu. Sovremennyjrusskijyazyk. Morfologiya. Moskva: Gos. IRYa im. A.S. Pushkina. 2008.

2. Vasil'ev L.M. Semanticheskie klassy glagolov chuvstva, mysli i rechi. Ocherkipo semantike russkogo glagola. Ufa, 1971: 213 - 266.

3. Godizova Z. I. Stanovlenie semanticheskoj kategorii intensivnosti v russkom yazyke XI - XVII vv. Avtoreferat dissertacii... doktora filologicheskih nauk. Mahachkala, 2014.

4. Il'diko Paloshi. K osnovnym voprosam o kategorii sposoba glagol'nogo dejstviya v russkom yazyke. Slovène. International Journal of Slavistic. 2014; 2: 194 - 208.

5. Shejhi H.G. Funkcionirovanie glagolov rechi v yazyke SMI. Avtoreferat dissertacii. kandidata filologicheskih nauk. Kazan', 2015.

6. Klobukov E.V. Slovar'lingvisticheskih terminov. Nazran', 2010.

7. Petruhina E.V. Russkij glagol: kategorii vida i vremeni (v kontekste sovremennyh lingvisticheskih issledovanij). Moskva: MAKS Press, 2009.

8. Rahmankulova I.-'E.S. K voprosu o teorii aspektual'nosti. Voprosyyazykoznaniya. 2004; 1: 24.

Статья поступила в редакцию 31.03.18

УДК 070

Magomedov G.A., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Department of Printed Mass Media, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Alibekova N.G., MA student, Department of Printed Mass Media, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

THE ROLE OF THE PRESS OF SMALL PEOPLES IN FORMING PUBLIC OPINION. The article is dedicated to description of the role of the press of small peoples of Dagestan in the system of regional mass media. The history of origin and the main milestones of the development of Tabasaran and Rutulian periodicals are analyzed. The main attention in the research is given to the genre palette, the problems of the speeches of these newspapers, the influence of the external environment on content and on the model of publications in the years of formation. The article uses methods of empirical research (observation, measurement), theoretical research and methods of classification and typology, implying the separation of general and special, which ensure the classification of types of printed publications.

Key words: mass media, press, language, problems, ideology, model.

Г.А. Магомедов, канд. истор. наук, доц. кафедры печатных СМИ Дагестанского государственного университета, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

Н.Г. Алибекова, магистрант 2 года обучения кафедры печатных СМИ Дагестанского государственного университета, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

РОЛЬ ПРЕССЫ МАЛЫХ НАРОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Статья посвящена описанию места роли прессы малых народов Дагестана в системе региональных СМИ. Проанализирована история зарождения и основные вехи развития табасаранской и рутульской периодической печати. Основное внимание в статье уделено жанровой палитре, проблематике выступлений этих газет, влиянию внешней среды на контент и на модели изданий в годы становления. В статье использованы методы эмпирического исследования (наблюдение, измерение), теоретического исследования (логический метод, включающий методы анализа и синтеза) и методы классификации и типо-логизации, подразумевающие выделение общего и особенного, что обеспечило систематизацию типов печатных изданий.

Ключевые слова: история, пресса, язык, проблематика, идеология, модель.

Современная дагестанская пресса уникальна по своему языковому многообразию. Среди ведущих республиканских изданий - общественно-политические газеты на 14 языках: «Дагестанская правда», «Замана» (даргинский яз.), «Истина» (аварский яз.), «Елдаш» (кумыкский яз.), «Илчи» (лакский яз.), «Лезги газет» (лезгинский яз.), «Нур» (цахурский яз.), «Зори Табаса-рана» (табасаранский яз.), «Дербент» (азербайджанский яз.), «Ватан» (татский яз.), «Вести Агула» (агульский и русский яз.), «Голос степи» (ногайский яз.), «Рутульские новости» (рутульский и русский яз.), «Степные вести» (русский яз.), «Нийсо-Дагестан» (чеченский и русский яз.).

Учитывая многонациональный состав населения и задачу вовлечения народов страны в государственное строительство, советское правительство в начале прошлого века пришло к выводу о необходимости формирования чётко функционирующей государственной системы печати, куда как важное звено должна была войти и пресса малых народов, выходящая на родных языках [1, с. 98]. Создание такой системы диктовалось объективными условиями, в которых находились малые народы, перспективами их возрождения, задачами по коренной переделке всего социально-экономического уклада, повышения их культурного уровня. На нее возлагались исключительно важные задачи по переустройству национальных окраин.

После II Вседагестанского съезда Советов задачей дня стало создание национальной письменности и печати. В 1923 году в Маджалисе была организована газета «Голос табасаранца» на тюркском языке. Эта еженедельная газета с тиражом 120 экземпляров обслуживала Кайтаго-Табасаранский округ. Характер газеты - крестьянский. «Голос табасаранца», как и другие издания Дагестана этого времени, издавалась примитивным способом, не получала никакой финансовой помощи и держалась на энтузиазме молодых литературных сил [2].

Печатное слово в начале ХХ века способствовало совершению преобразований, которые происходили в социально-политической и культурной жизни и формированию общественного мнения. В периодике печатались материалы на злободневные и волнующие темы, ставились задачи вовлечения молодежи в комсомол, разъяснялась необходимость борьбы с духовенством, обсуждались вопросы партийного строительства [3]. Чтобы эти проблемы были понятны широкому кругу масс, дагестанские издания часто преподносили их в форме, близкой к рассказу: эмоционально, используя диалоги, яркие примеры.

Критические статьи в ряде периферийных газет напоминали памфлеты, форму басенного жанра и сыграли определенную роль в становлении табасаранской журналистики [4]. К сожалению, номера газеты «Голос табасаранца» в архивах Дагестана не сохранились, и неизвестно, до какого времени она выходила.

29 апреля 1932 года вышел в свет первый номер еженедельной районной газеты «Красный Табасаран» («Уьру Табасаран»), напечатанный латинским шрифтом [5]. Она издавалась в селе Тинит и являлась органом Табасаранского райкома партии, райсовета трудящихся и профсоюза.

Создание этой газеты было связано со становлением табасаранского письменного языка, основоположником которого является известный поэт, просветитель Темирхан Шалбузов (1895-1978 гг.) - ученик поэта, просветителя Зияутдина Курихи (1846-1932) [6].

Что касается жанровой характеристики, конечно же, здесь еще нет аналитических статей, репортажей, фельетонов и т. д. Но интересны заметки, состоящие всего из одного-двух предложений, где отмечены конкретные недостатки хозяйств. Например, «В Гуминском колхозе много забот, но колхозники плохо трудятся, в результате чего из 22 гектаров земли осталось незасеянным 3,25 гектара». Заметка имеет и свой заголовок - «Гу-минский колхоз дремлет». Наряду с критическими публикациями

в этом номере есть и положительные материалы. К примеру, «Впереди колхоз «Батрак», перевыполнивший план сева яровых на 13, 5 гектаров [7]. Это - результат высокой организованности и порядка». Есть в первом номере газеты и зарубежная хроника, здесь также опубликовано и стихотворение Темирхана Шалбузо-ва, посвященное Первомаю.

В начале газета выходила на 4 полосах формата А-4. Тираж ее составлял около 300 экземпляров. В 1932 году в «Красном Та-басаране» появляется литературная страница, которая, как пишет газета в своей передовой статье, «будет иметь большое значение для развития литературы и распространения культуры в Табасаране. Особенно значима ее роль для «новых» ростков» [8].

Язык газеты 1930-х годов сильно отличается от современного литературного языка, тогда употреблялось много диалектных слов. Это и понятно, ведь письменность только-только появилась. В эти годы на страницах «Красного Табасарана» появляются статьи, очерки, зарисовки о «новых» людях, первых стройках, а также фельетоны, критические статьи, отвечающие задачам дня. Табасаранские журналисты писали и о международной жизни.

История же рутульской печати неразрывно связана с первым печатным органом - районной газетой «Гызыл чобан», что в переводе с азербайджанского значит «Красный чабан». Со дня выхода в свет первого номера этой газеты минуло 85 лет. Ру-тульская печать является одной из малоисследованных в истории национальной печати Дагестана. В 1932 году вышел первый номер рутульской газеты «Гызыл чобан» на азербайджанском языке форматом А4 на двух полосах, а иногда она выходила и на четырёх полосах при необходимости опубликования срочной и оперативной информации государственного значения.

Нелёгкими были её первые шаги: в район до того времени никогда не завозили типографскую технику, среди местного населения очень мало было грамотных людей, не говоря уже о специалистах с творческим уклоном, не было почты как таковой. «Гызыл чобан» издавалась на азербайджанском языке в селении Рутул с 1932 по 1963-е годы периодичностью один номер в пять дней. Тираж газеты в первые годы издания составлял всего лишь 20 - 30 экземпляров и выполнял функцию наглядного информационно-агитационного материала для агитаторов и политинформаторов коммунистической идеологии - идеологии социального равенства и коллективного ведения хозяйства.

В последующие годы, по мере укрепления материально-технической базы типографии газеты, которая была размещена в административном центре рутульского района - в селении Ру-тул, её тираж намного вырос и составлял в среднем около 900 экземпляров [9, С. 57].

Газета «Гызыл чобан» выходила на азербайджанском языке, так как у рутульцев тогда ещё не было своей письменности и языком межнационального общения в районе был, как и во всём Южном Дагестане, азербайджанский. И что ещё примечательно - использовался латинский алфавит, который был введён вместо отменённого на основе арабской графики «аджам».

Название газете было выбрана не случайно: основным видом деятельности населения многонационального высокогорного рутульского района было разведение и выращивание крупного и мелкого рогатого скота, реализация и натуральный обмен продукции животноводства. Этим и объясняется её обусловленность, а слово «красный» нёс идею коммунистического идеала, символа и цвета.

Много печаталось в газете материалов о социально-экономических и культурных преобразованиях в районе. Став трибуной новой жизни, нового быта, новой культуры, газета сыграла огромную роль в формировании общественного мнения и построения новой жизни в республике. С первых же своих номеров газета «Гызыл чобан» стремилась быть коллективным пропаган-

дистом, коллективным агитатором и коллективным организатором масс в осуществлении социально-экономических и культурных преобразований в районе. Публиковала газета сообщения о первых шагах небольших тогда колхозов, преимуществах коллективного труда перед единоличным, о тех новых изменениях, которые происходили в жизни горцев и страны в целом.

С первых дней Великой Отечественной войны на страницах рутульской газеты все чаще появлялись статьи, направленные на всемерное укрепление тыла Советской Армии. Девизом, её лозунгом стал призыв: «Всё для фронта! Всё для Победы!» [10, с. 16].

Библиографический список

После известных хрущевских преобразований в СССР газета «Гызыл чобан» два года не выходила в свет, как и газеты во всех других районах республики. Лишь в мае 1965 года рутульская районная газета вновь вышла в свет под новым названием «Животновод» и уже на русском языке. Тогда она выходила 3 раза в неделю на двух полосах формата А3, её тираж составлял около 1400 экземпляров. Газета «Животновод» в 1991 году была переименована в «Рутульские новости». В мае 1996 г. газета получила республиканский статус и в настоящее время издается один раз в неделю на восьми полосах формата А4.

1. Гамалей Т.В., Магомедов Г.А. Проблемы и перспективы развития этножурналистики в Дагестане. Современные проблемы мировой журналистики. Махачкала; 2011: 137.

2. ГАРД. Ф. 826; Оп. 2; Д. 53.

3. Шевченко В.Э. Визуальный контент как тенденция современной журналистики. В.Э. Шевченко. «Медиаскоп». 2014; №4. Available at: http://www.mediascope.ru/1654

4. Шилина М.Г. Интернет-гипертекст общественных связей: характеристики, особенности, тенденции развития. Электронный научный журнал «Медиаскоп». 2016; - № 3. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki

5. ГАРД. Ф. 826. Оп. 2; Д. 55.

6. ГАРД. Ф. 826. Оп. 2; Д. 14.

7. ГАРД. Ф. 826. Оп. 2; Д. 33.

8. ГАРД. Ф. 826. Оп. 2; Д. 34.

9. Алиханова А.А. Печать Дагестана. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2009.

10. Ахмедов Д.Н. Подвиг прессы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2009.

References

1. Gamalej T.V., Magomedov G.A. Problemy i perspektivy razvitiya 'etnozhurnalistiki v Dagestane. Sovremennye problemy mirovoj zhurnalistiki. Mahachkala; 2011: 137.

2. GARD. F. 826; Op. 2; D. 53.

3. Shevchenko V.'E. Vizual'nyj kontent kak tendenciya sovremennoj zhurnalistiki. V.'E. Shevchenko. «Mediaskop». 2014; №4. Available at: http://www.mediascope.ru/1654

4. Shilina M.G. Internet-gipertekst obschestvennyh svyazej: harakteristiki, osobennosti, tendencii razvitiya. 'Elektronnyj nauchnyj zhurnal «Mediaskop». 2016; - № 3. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki

5. GARD. F. 826. Op. 2; D. 55.

6. GARD. F. 826. Op. 2; D. 14.

7. GARD. F. 826. Op. 2; D. 33.

8. GARD. F. 826. Op. 2; D. 34.

9. Alihanova A.A. PechatDagestana. Mahachkala: Dagknigoizdat, 2009.

10. Ahmedov D.N. Podvigpressy. Mahachkala: Dagknigoizdat, 2009.

Статья отправлена в редакцию 26.03.18

УДК 821.512.141.09

Mambetova V.M., postgraduate, Bashkir State University (Ufa, Russia), E-mail: [email protected]

MYTHICAL MOTIFS AND IMAGES OF THE BASHKIR EPIC POEM IN THE GENEALOGY AND CHRONICLES OF THE XVI-XVIII CENTURIES. The article describes reflection of the mythical traditions of the Bashkir epic poems in the genealogy and chronicles of the XVI-XVIII centuries. Bashkir genealogy and chronicles are of great value and are historical and literary monuments. The authors, using in their work mythical motifs, plots, images of epics, raised the ideological, artistic, aesthetic level of written monuments. This phenomenon can be considered as the influence of mythical traditions on written literature. Such traditional mythical images as cultural hero, winged horse, damask sword, bow, snakes, dragons, mythical motifs for the creation of the earth, eternal struggle of good and evil, the immortality of nature and man, the cult of great-grandfathers are presented in the Bashkir genealogy, "Tarihname-i Bulgar" by T. Yalsigul.

Key words: mythical motifs and images, mythical world outlook, genealogy, chronicles, epic poem, written literature, dragon.

В.М. Мамбетова, аспирант Башкирского государственного университета, г. Уфа, E-mail: [email protected]

МИФИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И ОБРАЗЫ БАШКИРСКИХ ЭПОСОВ В ШЕЖЕРЕ И ТАВАРИХ XVI-XVIII ВВ.

В статье рассматривается отражение мифических традиций башкирских эпических поэм в шежере и таварих XVI-XVIII вв. Башкирские шежере и таварих имеют большую ценность и являются историко-литературными памятниками. Авторы, используя в своем творчестве мифические мотивы, сюжеты, образы эпосов, повышали идейно-художественный, эстетический уровень письменных памятников. Данное явление можно рассматривать как влияние мифических традиций на письменную литературу. Такие традиционные мифические образы, как культурный герой, крылатый тулпар, булатный меч, лук, змеи, драконы (аждаЬш), мифические мотивы сотворения земли, вечной борьбы добра и зла, бессмертия природы и человека, культа прадедов и др. нашли достойное звучание в башкирских шежере, «Тарихнаме-и булгар» Т. Ялсыгула.

Ключевые слова: мифические мотивы и образы, мифическое мировоззрение, шежере, таварих, эпос, письменная литература, дракон-аждаха.

Башкирской письменной литературе ХУ1-ХУШ вв. присущи традиции и мотивы мифических памятников. Связь авторов с мифическими эпическими традициями происходит через архети-пические и символические категории, посредством обращения к

известным им мифическим образам, сюжетам и мотивам. Мифические мотивы, претерпев некоторые изменения в шежере и таварих, сохранили свою смысловую сущность: мотив бессмертия природы и человека, борьба против злых сил и притеснителей,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.