Научная статья на тему 'Система сбалансированных показателей как элемент конкурентной стратегии вуза'

Система сбалансированных показателей как элемент конкурентной стратегии вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1749
442
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система менеджмента качества / система сбалансированных показателей / бизнес-процессы / эффективность управленческой деятельности / quality management system / balanced scorecard / business processes / management efficiency

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оболяева Наталия Михайловна

В статье рассматриваются особенности применения системы сбалансированных показателей в управлении вузом. Раскрыта взаимосвязь ключевых процессов в вузе с нефинансовыми показателями, представлена классификация ключевых показателей эффективности деятельности вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оболяева Наталия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article discusses the features of the application balanced scorecards for university management. Showing the relationship of key processes in the university with non-financial indicators, the article contains a classification of key performance indicators of university.

Текст научной работы на тему «Система сбалансированных показателей как элемент конкурентной стратегии вуза»

СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАК ЭЛЕМЕНТ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ВУЗА

Оболяева Наталия Михайловна

Московский государственный институт электроники и математики

(технический университет)

РОССИЯ

УДК: 378.1

Аннотация. В статье рассматриваются особенности применения системы сбалансированных показателей в управлении вузом. Раскрыта взаимосвязь ключевых процессов в вузе с нефинансовыми показателями, представлена классификация ключевых показателей эффективности деятельности вуза.

Ключевые слова: система менеджмента качества; система

сбалансированных показателей; бизнес-процессы; эффективность

управленческой деятельности.

Abstract. In article discusses the features of the application balanced scorecards for university management. Showing the relationship of key processes in the university with non-financial indicators, the article contains a classification of key performance indicators of university.

Keywords: quality management system; balanced scorecard; business

processes; management efficiency.

В соответствии с Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:

- обеспечение инновационного характера базового образования;

- модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;

- создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

- формирования механизма оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.

Приоритетными направлениями в сфере образования являются приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда и повышения доступности качественных образовательных услуг [1]. Изменения в российской системе образования, возникновение конкуренции и рыночных отношений в этой среде, заставили многие вузы вступить в борьбу за соответствие мировым стандартам

1

в отрасли. В условиях динамично развивающейся экономики все большее значение приобретают информационные технологии и интеллектуальный капитал, инновационные процессы в образовании. Повышение качества образовательных услуг выходит на первый план конкурентной стратегии вузов.

В связи с этим актуальным становится совершенствование процессов управления в вузе, реализация новых принципов руководства, основанных на современных научных методах управления, активное развитие в вузе системы менеджмента качества (СМК). Еще несколько лет назад вопрос о создании системы менеджмента качества вуза и ее сертификации не стоял так остро при стратегическом планировании развития вуза.

Сегодня использование международных стандартов при управлении качеством высшего профессионального образования в условиях его модернизации стало объективной необходимостью. Более того, без соблюдения требований международных стандартов серии МС ИСО 9001:2008 в отношении управления образовательным учреждением невозможно удержать и развить лидирующие позиции вуза в масштабах страны и невозможно обеспечить интеграцию учебного заведения в мировое научно-образовательное пространство.

Требования, предъявляемые к СМК, изложены в Стандартах ИСО 9000, основную идею которых составляет принцип непрерывного управления качеством (Total Quality Management, TQM). Главная идея TQM состоит в том, что любая организация должна работать не только над качеством продукции и услуг, но и над качеством работы в целом. TQM определяется как «сосредоточенный на качестве, сфокусированный на заказчике,

основывающийся на фактах управляемый командный процесс», т.е. определяется переход от классического управления по решению возникающих проблем к стратегическому управлению по улучшению процесса, исключающего проблемы. Качество образовательных услуг может определяться такими категориями, как степень удовлетворенности

потребителей этих услуг, соответствие подготовки специалистов современным потребностям рынка труда, степень продвижения отечественного образования за рубежом.

В условиях рыночной конкуренции намного большее значение имеет долгосрочное развитие, основными факторами которого являются грамотное стратегическое управление вузом, эффективность происходящих бизнеспроцессов, капитал, воплощенный в знаниях и квалификации профессорскопреподавательского состава, способность удерживать и привлекать новую аудиторию, инновационное развитие и организационные улучшения, инвестиции в информационные технологии.

Отсутствие четко сформулированных стратегических целей приводит к тому, что руководство вуза не имеет каких-либо ориентиров для определения показателей оценки эффективности деятельности института. С другой стороны, в силу того, что вуз - система слишком инерционная, для большинства вузов характерна ситуация, когда выбранная стратегия практически не влияет на деятельность разных структурных подразделений, а каждодневные операции зачастую не связаны с долгосрочными планами. В результате образуется

2

разрыв между текущими (оперативными) результатами и конечными (стратегическими) целями вуза. Следовательно, нужны инструменты, позволяющие связать стратегические планы с оперативными действиями, осуществляемые рядовыми сотрудниками. Для этой цели целесообразно использовать, методику Balanced Scorecard (BSC) или Систему

Сбалансированных Показателей (ССП), хорошо зарекомендовавшую себя в бизнесе.

Наряду с традиционными системами, ССП также включает в себя финансовые показатели как один из важнейших критериев оценки результатов деятельности, но подчеркивает важность показателей нефинансового характера, оценивающих удовлетворенность потребителей, эффективность внутренних бизнес-процессов, потенциал сотрудников в целях обеспечения стратегических целей организации. При помощи ССП выявляются показатели, текущие значения которых не соответствуют целям организации, выявляются связи и зависимости этих показателей от других показателей из каждой группы. На основании этой информации задаются целевые значения показателей, и принимается решение о мерах, которые необходимо предпринять для их улучшения. Для образовательных учреждений целевые показатели должны определяться, исходя из ключевой задачи - повышения качества образовательных услуг.

Система Сбалансированных Показателей - это система стратегического управления и оценки ее эффективности, которая [2]:

- переводит миссию и стратегию организации в набор взаимосвязанных показателей для различных уровней управления;

- формализует общую стратегию и доводит ее до каждого сотрудника;

- обеспечивает мониторинг и обратную связь с целью отслеживания и генерации организационных инициатив внутри структурных подразделений.

ССП - это тщательно подобранный набор показателей на основе стратегии организации. ССП принято рассматривать в трех аспектах:

1. Как оценочную систему для оценки результатов деятельности организации.

2. Как систему стратегического управления для реализации стратегии.

3. Как инструмент распространения информации.

ССП как оценочная система - дает возможность организации превратить свое видение будущего и стратегию в действие, поясняя стратегию посредством выбранных целей и показателей. Вместо ориентации только на механизмы финансового контроля, ССП использует три другие составляющих: клиентскую составляющую, составляющую внутренних процессов, составляющую обучения и развития.

ССП как система стратегического управления - создается на основе общего понимания и перевода стратегии организации в цели, показатели, нормы, инициативы по каждой из четырех составляющих. Для успешной реализации стратегия должна быть понята и принята к исполнению на всех уровнях компании. Каскадирование ССП означает ознакомление с ней всех работников организации и предоставление им возможности

3

продемонстрировать, какой вклад их повседневная деятельность вносит в реализацию стратегии. Разработка ССП предоставляет возможность объединить процессы составления бюджета и стратегического планирования, а использование ССП дает необходимые элементы для того, чтобы перейти от поиска путей исправления недостатков к новой модели, в которой результаты ССП становятся исходной точкой анализа, обсуждения, изучения стратегии.

ССП как инструмент распространения информации позволяет информировать весь персонал организации о результатах ССП, извлечь уроки из результатов, обсудить будущие изменения. При внедрении ССП работники больше узнают о стратегии организации и смогут оценить свою роль в процессе движения к конечной цели [3].

Применение методики системы сбалансированных показателей позволяет увязать стратегические цели организации с конкретными исполнителями на различных уровнях управления, а также определить зависимость между отдельными ее составляющими.

Согласно ССП, деятельность организации следует рассматривать одновременно с четырех направлений: финансовые цели, цели заказчиков, внутренние цели и инновации и обучение.

Для оценки деятельности вуза эти четыре направления можно сформулировать следующим образом (рис.1):

- финансовые показатели,

- потребности заказчиков (внешняя среда),

- внутренние процессы (инфраструктура),

- потенциал (факторы роста).

Рисунок 1. Направления оценки деятельности вуза.

После того, как система стратегических целей и показателей для организации создана в целом, разрабатывается система целей и показателей для каждого бизнес-процесса. При достижении определенных значений показателей, изменяется общий баланс целевых значений, после чего меняются сами показатели. Таким образом, достигается эффект постоянного усовершенствования и управления качеством.

4

Целевые значения задаются на основе статистики поведения объектов, влияющих на показатели. Поэтому для реализации стратегии ССП организация должна иметь эффективную систему сбора и обработки информации.

В настоящее время большинство вузов для оценки результатов своей деятельности опираются только на финансовые показатели, и чаще всего в качестве таких показателей выступает превышение доходов над расходами, средняя заработная плата профессорско-преподавательского состава,

инвестиции в развитие вуза. Система формирования отчетности ориентирована на учредителя и регулирующие государственные органы. Однако для принятия оптимальных решений руководство вуза должно наряду с внешней финансовой отчетностью получать внутреннюю управленческую информацию, позволяющую отслеживать динамику показателей, характеризующих внутренние бизнес-процессы, персонал, потребности заказчиков и

современного рынка образовательных услуг.

Вторая проблема состоит в том, что нефинансовые показатели деятельности вуза разрозненны и составляются различными структурными подразделениями, лишены общей системной логики.

Для решения задач стратегического управления вузом необходима система показателей, базирующихся как на финансовой, так и на нефинансовой информации, которая оперативно учитывает изменения во внешней среде и позволяет эффективно реализовывать стратегию.

Применение системы сбалансированных показателей в вузе как инструмента процессного управления позволяет согласовывать оперативную деятельность с поставленными целями и проводить постоянный мониторинг степени достижения этих целей. Так, состояние нематериальных активов формулирует цели и показатели, связанные с интеллектуальным, информационным и организационным капиталом организации, с обучением и ростом персонала. Обладание специальными организационными компетенциями, связанными с разработкой новых программ обучения, новых методов преподавания, дает вузу конкурентное преимущество перед другими участниками рынка образовательных услуг, поскольку данные компетенции демонстрируют умение руководства вуза гибко реагировать на запросы ранка образовательных услуг [4].

Основной целью разработки показателей потребностей заказчиков для вуза является выявление приоритетных направлений деятельности по работе с заказчиками образовательных услуг и создание показателей, которые будут отражать степень достижения поставленных целей, касающихся

взаимодействия учреждения профессионального образования с его заказчиками. Наиболее важным элементом является выделение сторон, заинтересованных в его деятельности (внутренних и внешних клиентов процесса), к которым относятся профессорско-преподавательский состав, администрация учреждения, потребители образовательных услуг, студенты и аспиранты, работодатели, спонсоры, учредители, органы управления образованием, общество в целом.

Финансовая эффективность вуза связана с достижением следующих стратегических целей: превышение доходов над расходами, рост объема

5

финансирования, оптимизация издержек, оптимизация размера и структуры средств, целевое использование средств.

Основной составляющей применения процессного подхода при разработке стратегии организации является развитие внутренних процессов системы сбалансированных показателей организации. Внутренняя составляющая ССП определяет эффективность ключевых бизнес-процессов организации и позволяет сбалансировать стратегические цели вуза. Все бизнес-процессы в вузе можно разделить на три основные группы:

1. Основные бизнес-процессы - определяют основную деятельность учреждения, направлены на получение конечного результата, повышение качества предоставляемых услуг.

2. Вспомогательные бизнес-процессы - обеспечивают инфраструктуру ВУЗа, без них невозможно осуществить основные бизнес-процессы.

3. Управляющие бизнес-процессы - обеспечивают выполнение других бизнес-процессов, связывают все процессы в единую систему управления.

Каждая их этих групп содержит в себе ряд видов деятельности вуза. Так, к основным процессам относятся:

- организационно-методическая подготовка учебного процесса,

- ведение образовательной деятельности,

- научно-исследовательская и инновационная деятельность.

В свою очередь, организационно-методическая подготовка учебного процесса состоит из нескольких обязательных видов деятельности вуза -составление учебных планов, получение (продление) аккредитации и лицензирование направлений и специальностей, подбор штата преподавателей, составление расписания учебных занятий. Дальнейшая детализация бизнеспроцессов позволит выявить те процессы, которые ранее не относились к ключевым, и привязать каждый вид деятельности к конкретному структурному подразделению вуза и определить показатели эффективности этой деятельности. В этом состоит одно из преимуществ системы сбалансированных показателей как технологии стратегического управления и инструмента для проведения анализа эффективности управленческой деятельности.

Эффективность образовательной деятельности связана с достижением следующих взаимосвязанных стратегических целей:

- повышение качества образовательных услуг,

- совершенствование образовательного процесса,

- повышение академической успеваемости учащихся.

Для оценки степени достижения стратегических целей в разрезе каждого бизнес-процесса можно выделить показатели процессов. Каждая из стратегических целей соотнесена с одним или несколькими показателями.

В контексте совершенствования образовательного процесса вуза задаются частные цели и задачи, направленные на развитие образовательных программ, оптимизацию образовательного процесса и т.д. Частными целями в области совершенствования образовательного процесса выступают следующие задачи: непрерывное обновление и совершенствование образовательного процесса; увеличение инновационных методик в образовательном процессе; оптимизация

6

предоставления образовательных услуг, гарантирующая высокий уровень данных услуг в перспективе.

К вспомогательным процессам относятся процессы по обеспечению инфраструктуры вуза, эксплуатационно-хозяйственная деятельность,

обеспечение работоспособности приборов и оборудования, обеспечение безопасности студентов и сотрудников вуза. Для этой группы процессов характерны абсолютно другие показатели. Это может быть показатель оснащенности вуза компьютерным оборудованием в расчете на одного учащегося или показатель расхода электроэнергии на единицу площади, показатель использования энергосберегающих технологий, показатель обеспеченности учебными площадями, объектами социальной направленности и т.д.

Управляющие бизнес-процессы - процессы управления персоналом, эксплуатационно-хозяйственной системой ВУЗа, информационной средой ВУЗа, финансово-экономической деятельностью. Показатели этой группы процессов непосредственно привязаны к основным показателям эффективности работы вуза. Текучесть кадров, количество докторов наук и кандидатов наук в общей численности профессорско-преподавательского состава (ППС), средний возраст ППС - это показатели, характеризующие кадровую политику вуза. Объемы и структура доходов вуза, эффективность расходов, объемы бюджетного финансирования, объем затрат на подготовку одного специалиста -ряд показателей финансово-экономической деятельности. Показатели

внедрения новых информационных технологий, развития информационнокоммуникационной инфраструктуры вуза непосредственно связаны с основной стратегической целью - повышением качества образовательных услуг.

Для оценки степени достижения стратегических целей в области образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности, учебно-методической и социальной деятельности вуза, а также при управлении внутренними процессами вуза целесообразно применять следующие ключевые показатели:

Стратегические цели Стратегические задачи Показатели эффективности

Образовательная деятельность

Повышение качества образовательных услуг Повышение конкурентоспособн ости вуза Место вуза в ежегодном рейтинге учебных заведений

Уровень информационного представительства вуза (СМИ, Интернет, научные издания)

Уровень спроса на специалистов-выпускников вуза

Процент выпускников, трудоустроенных по специальности

Количество образовательных программ, реализуемых совместно с зарубежными вузами

7

Совершенствование

образовательного

процесса

Количество образовательных программ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

аккредитованных

Количество новых направлений (специальностей) подготовки_________

Количество внедрения

инновационных методик за период

Показатель внедрения современных образовательных технологий

(количество дистанционных курсов) Уровень мобильности студентов и преподавателей____________________

Научно-исследовательская и инновационная деятельность

Повышение роли вуза в инновационном развитии государства

Повышение

инвестиционной

привлекательности

вуза

Количество грантов на научные разработки от реального сектора экономики

Количество созданных научнообразовательных центров (НОЦ)_____

Объем финансирования НИР на 1 ППС за последние 3 года

Среднегодовой объем

финансирования научных

исследований за 3 года

Количество созданных при инновационных предприятий

вузе

Количество патентов, полученных вузом за последние 3 года_________

Количество внедренных разработок

Развитие научной Количество «научных школ» в

базы вуза образовательном учреждении________

Процент аспирантов, защитивших диссертацию в течение года после

окончания_________________________

Среднегодовое число защит диссертаций (на 100 человек ППС) Число отраслей науки по

специальностям аспирантуры________

Число отраслей науки, в рамках

которых выполняются НИР___________

Процент контингента аспирантов от

числа обучающихся в вузе__________

Доля ППС с учеными степенями и

учеными званиями__________________

Процент контингента докторантов от

числа обучающихся в вузе__________

Количество изданных за последние 5

8

лет учебников и учебных пособий с грифами

Количество изданных за последние 5 лет монографий

Индекс цитируемости научных публикаций ведущих ученых и преподавателей вуза

Количество проведенных за год научных конференций и семинаров

Социальное развитие вуза

Создание социально ориентированно го образовательног о учреждения Повышение социальной удовлетворенности преподавателей и студентов Общая площадь зданий и сооружений, используемых для организации учебного процесса на единицу приведенного контингента

Площадь оздоровительных комплексов, спортивных залов, баз отдыха в расчете на одного обучающегося

Число обучающихся, обеспеченных общежитиями (из числа нуждающихся в общежитии)

Количество мест в студенческих столовых в расчете на одного учащегося

Коэффициент книгообеспеченности учебной литературой по направлениям подготовки

Количество мест в читальных залах библиотек в расчете на одного учащегося

Внутренние процессы

Соответствие организационно й системы вуза требованиям современного менеджмента качества Развитие информационной инфраструктуры вуза Показатель использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе вуза

Уровень автоматизации управленческих процессов в вузе, использование информационноаналитических систем (ИАС)

Развитие системы оценки качества образования Наличие организационной инфраструктуры менеджмента качества (утвержденная политика вуза в области качества, службы управления качеством, нормативная база для обеспечения качества,

9

регламенты аудита качества)

Факторы роста (потенциал)

Соответствие государственной политике в сфере высшего образования, тенденциям развития образования и взаимодействия с бизнесом. Расширение перечня образовательных услуг, предоставляемых вузом Процент штатных преподавателей, повышающих квалификацию в течение последних 3-х лет от общего количества преподавателей

Динамика кадрового обновления ППС

Количество программ дополнительного профессионального образования

Создание механизмов обратной связи между производителями и потребителями образовательных услуг Уровень взаимодействия с отраслевыми предприятиями, бизнессообществом

Процент преподавателей, привлеченных из реального сектора экономики

Оценка и мониторинг качества образования - одна из актуальных проблем современного образования. Мониторинг качества образования требует постоянного измерения эффективности обучения, оценки деятельности на всех уровнях, анализа учебного, учебно-методического и научного обеспечения учебного процесса, оценки качества преподавания и т.д., что позволяет определить, насколько деятельность вуза соответствует государственным образовательным стандартам и реальным требованиям времени.

Представленная методика совершенствования процессов управления вузом на основе использования Системы сбалансированных показателей позволяет установить взаимосвязь и минимизировать разрывы между текущими (операционными) результатами и конечными (стратегическими) целями вуза, а также проводить регулярный мониторинг и анализ степени достижения целей.

Список литературы

[1] Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 20112015 годы // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011г. № 163-р.

[2] Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию // Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. - 320 с.

[3] Голубева Т.Г. Сбалансированная система показателей. - М.: Европейский центр по качеству, 2006. - 48 с.

[4] Щербак А.В. Проблемы применения процессного подхода при разработке стратегии управления учреждением профессионального образования // Проблемы экономики. - 2007. - №4(17).

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.