Научная статья на тему 'Развитие стимулирования труда профессорско-преподавательского состава вузов на основе системы сбалансированных показателей'

Развитие стимулирования труда профессорско-преподавательского состава вузов на основе системы сбалансированных показателей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НОВАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА / СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА / СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / NEW LABOUR REMUNERATION SYSTEM / FACULTY INCENTIVE / BALANCED SCORE CARD / KEY PERFORMANCE INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Озерникова Татьяна Георгиевна, Гайнуллина Олеся Ильинична

Посвящена анализу возможности использования бизнес-моделей оценки и оплаты труда персонала в сфере высшего образования в условиях внедрения новой системы оплаты труда, предусматривающей введение стимулирующих выплат. Представлен один из возможных механизмов обоснования стимулирующих выплат для профессорско-преподавательского состава вуза на основе системы сбалансированных показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF UNIVERSITY FACULTY MOTIVATION BASED ON BALANCED SCORE CARD

The article analyzes possibilities of using business models of staff appraisal and labour remuneration in higher education in the context of introducing a new pay system that includes incentive payments. The authors suggest fixing incentive payments to university faculty on the basis of balanced score card.

Текст научной работы на тему «Развитие стимулирования труда профессорско-преподавательского состава вузов на основе системы сбалансированных показателей»

О

(N

УДК 331.2:378.1 ББК 65.245

Т.Г. Озерникова О.И.Гайнуллина

РАЗВИТИЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВУЗОВ НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ*

Посвящена анализу возможности использования бизнес-моделей оценки и оплаты труда персонала в сфере высшего образования в условиях внедрения новой системы оплаты труда, предусматривающей введение стимулирующих выплат. Представлен один из возможных механизмов обоснования стимулирующих выплат для профессорско-преподавательского состава вуза на основе системы сбалансированных показателей.

Ключевые слова: новая система оплаты труда, стимулирование труда преподавателей вуза, система сбалансированных показателей, ключевые показатели эффективности.

T.G. Ozernikova O.I. Gainullina

DEVELOPMENT OF UNIVERSITY FACULTY MOTIVATION BASED ON BALANCED SCORE CARD

ssi

2sl Д s =

Ин5|

Н£ї

н51

Ой"

°i<s ^ 1

5s І

^ П £

h gl S ¡ґ і

8s!

о

ЕнО а

£я§|

ИО | £И4

SfflE

К

н

н

о

н

PQ

со

Н

The article analyzes possibilities of using business models of staff appraisal and labour remuneration in higher education in the context of introducing a new pay system that includes incentive payments. The authors suggest fixing incentive payments to university faculty on the basis of balanced score card.

Keywords: new labour remuneration system, faculty incentive, balanced score card, key performance indicators.

С 1 декабря 2008 г. вузы России получили новые возможности для мотивации профессорско-преподавательского состава в связи с внедрением новой системы оплаты труда, предусматривающей введение стимулирующих выплат. В основе данных выплат должны лежать качественные и количественные показатели, при достижении которых данные выплаты производятся. Это положение, с одной стороны, открывает новые возможности для оценки результативности труда и мотивации персонала вуза, а с другой стороны, требует решения новых и сложных в методическом плане задач. Некоторые особенности труда работников образовательных учреждений (высокая сложность труда, высокая социальная ответственность, разнообразие трудовых процессов и др.) делают определение критериев результативности их труда с целью обоснования стимулирующих выплат особенно трудным.

* Работа выполнена при поддержке проекта Министерства образования и науки РФ «Развитие системы управления человеческими ресурсами региона при переходе к инновационной экономике» (РНП 2.1.3/1461), реализуемого в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 гг.)». Тема зарегистрирована во ВНТИЦентре, номер госрегистрации 01200902100.

© Т.Г. Озерникова, О.И. Гайнуллина, 2011

О

(N

SS1

2нё Яч >

MhSI

HSS

n3i

НА

ОЙ"

^ 1

5s s

^ Л £ ё§! h Е

« Р I

8s! Й§ о

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

К

н

н

о

н

PQ

со

Н

Высокая динамика изменения внешней и внутренней среды требует мобильности управления учреждениями высшего профессионального образования. Тенденциями последнего времени являются:

- повышение требований общества к качеству профессионального образования;

- акцент на формирование «инновационных вузов будущего»;

- ориентация на конкурентоспособность в системе образования не только России, но и на международном уровне;

- высокая скорость развития современных технологий обучения;

- высокая динамика изменения экономических условий деятельности вузов.

Для разработки механизма стимулирующих выплат работникам вузов зададимся следующим вопросом: допустимо ли адаптировать современные технологии (инструменты) в сфере управления человеческими ресурсами, реализуемые в сфере бизнеса, для вуза? В связи с этим представляется интересным исследовать возможность перенесения бизнес-моделей оценки и оплаты труда персонала в сферу высшего образования.

У крупного предприятия и вуза много общего: сопоставимы финансовые показатели, численность персонала, филиальная сеть и т.п. Выпускаемые вузом специалисты — очень трудоемкая « продукция », производство которой невозможно без эффективного управления учебным заведением.

Вуз, как и всякая организация, разрабатывает свою стратегию развития с учетом его миссии, ценностей, видения и конкурентных преимуществ. Поэтому сегодня любой вуз стремится сформировать такой профессорско-преподавательский состав, который способен эффективно решать стоящие перед вузом стратегические задачи и, кроме того, мотивирован на инновационную деятельность.

Сегодня в теории менеджмента используются инструменты, основанные на системном подходе, которые возникли в силу необходимости оценивать именно отдачу от управленческого потенциала организации, от той части нематериальных активов, эффективность использования и развития которых наиболее трудно оценить количественно:

- система сбалансированных показателей (BSC, ССП);

- ключевые показатели эффективности деятельности (KPI).

Сбалансированная система показателей является инструментом стратегического и оперативного управления, который позволяет связать стратегические цели компании с бизнес-процессами и повседневными действиями сотрудников на каждом уровне управления, а также осуществлять контроль за реализацией стратегии. Сегодня общепринято, что финансовых показателей недостаточно для того, чтобы определить, насколько эффективно работает организация или ее подразделения, так как они отражают эффективность работы организации в прошлом, не позволяя диагностировать и устранять возникающие проблемы «в режиме реального времени».

В рамках ССП стратегию вуза можно раскрыть в четырех перспективах в виде стратегических целей и показателей, связанных причинно-следственными отношениями: финансовый результат является достижением целей в клиентской составляющей, цели в клиентской составляющей выступают результатами факторов внутренних процессов и т.д. (рис. 1).

Достижение целей оценивается через ключевые показатели эффективности, которые позволяют количественно определить, насколько хорошо организация или индивид осуществляют операционную, тактическую или стратегическую деятельность, критически важную для сиюминутного или будущего успеха организации [2, с. 263].

Рис. 1. Архитектура ССП вуза с учетом причинно-следственных связей

«К1

2нё Яз =

Н£ї

«Зі

Ен^ І

Ой"

^ 1

І

^ Л £

« VI

8Н! й§ о

ул* ЕнО а

£м§ц

ЙО | &ЙІ

Н®Є

и

н

н

о

н

м

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со

Н

Менеджмент вуза с учетом стратегических целей определяет цели и показатели по каждой составляющей ССП. Данные показатели могут служить обоснованием стимулирующих выплат.

Остановимся на трех составляющих ССП вуза, на показатели которых профессорско-преподавательский состав может оказывать непосредственное влияние. В качестве примера приведены показатели по каждой составляющей ССП вуза (рис. 2-4).

Цели

Показатели

Рис. 2. Клиентская составляющая ССП вуза

Рис. 3. Внутренняя составляющая ССП вуза

ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

«К1

2нё ЯЧ г

€і'

«Зі

ОЙ"

^ 1

І

^ Л £ ё§!

« ^ I

8Н! й§ о

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

и

н

н

о

н

м

со

Н

Показатели на уровне вуза

Показатели на уровне факультета и кафедры

Цель — компетентный ППС вуза

Наука

Квалификация ППС

- объем НИР на одного ППС;

- количество аспирантов на 100 студентов;

- доля аспирантов, защитивших диссертацию в течение года после окончания аспирантуры;

- индекс научного цитирования;

- количество диссертационных советов;

- количество изданных ППС монографий, учебных пособий, научных статей (в том числе

в журналах, рекомендованных ВАК) и др.

- степень остепененности;

- доля докторов наук, профессоров;

- доля ППС, прошедших повышение квалификации в течение пяти лет;

- участие и результативность участия в конференциях, симпозиумах, семинарах;

- проведение конференций на базе вуза;

- получение ППС вуза почетных званий, наград и др.

- объем НИР на одного ППС;

- доля аспирантов, защитивших диссертацию в течение года после окончания аспирантуры;

- индекс научного цитирования;

- количество изданных ППС монографий, учебных пособий, научных статей (в том числе в журналах, рекомендованных ВАК) и др.

Показатели на уровне преподавателя

- участие в НИР, проектах и грантах;

- количество аспирантов;

- защиты аспирантов;

- индекс научного цитирования;

- участие в работе диссертационных советов;

- оппонирование диссертаций;

- количество изданных монографий, учебных пособий, научных статей (в том числе в журналах, рекомендованных ВАК) и др.

- степень остепененности;

- доля докторов наук, профессоров;

- доля ППС, прошедших повышение квалификации в течение пяти лет;

- участие и результативность участия в конференциях, симпозиумах, семинарах;

- проведение конференций на базе кафедры (факультета);

- получение ППС кафедры, факультета почетных званий, наград и др.

- ученая степень;

- звание;

- участие в конференциях, симпозиумах, семинарах;

- членство в научных сообществах;

- получение почетных званий, наград и др.

Рис. 4. Составляющая обучения и роста ССП вуза

Ключевые показатели составляющих должны быть индивидуальными и в то же время работать на достижение командного результата (кафедры). Некоторые показатели целесообразно связать с аккредитацией вуза [1].

В настоящее время система управления высшим образованием на государственном уровне строится на условиях делегирования полномочий и ответственности за обеспечение требуемого качества образования на уровень вузов. Такой подход заставляет каждый вуз самостоятельно определять систему ценностей для потребителей своих услуг, формировать их перечень, границы, условия и порядок предоставления. Система оказания услуг учреждениями высшей профессиональной школы становится ориентированной на клиента. В этом случае ССП может помочь вузу создать устойчивое, уникальное предложение потребитель-

О

(N

скои ценности, выделяющее компанию среди конкурентов и лежащее в основе стратегии.

Система вознаграждения преподавателей вуза, связанная с ССП, может быть признана гибкой и динамичной, поскольку дает менеджменту вуза возможность оперативно вносить коррективы при изменении целей без трансформации механизма премирования, что особенно важно в ситуации нестабильности внешней среды.

Механизм стимулирующих выплат, связанный через ССП со стратегией вуза, нацелит каждого его работника на достижение результата и сделает сопричастным инновационной деятельности.

Список использованной литературы

1. Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений: приказ Федер. службы по надзору в сфере образования и науки от 30 сент. 2005 г. № 1938.

2. Эккерсон У.У. Панели индикаторов как инструмент управления: ключевые показатели эффективности, мониторинг деятельности, оценка результатов / У.У. Эккерсон. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 396 с.

SS1

2sê

Kg г

MhSI

н3і

Ой"

^ s

Ps І

^ Л £

« ¡Ґ I

8s! ИН 25 о

СнО!

£м§||

МО | ЙЙ-І See « H

H

о

H

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PQ

СО

H

Referenses

1. Ob utverzhdenii pokazatelei deyatel’nosti i kriteriev gosudarstvennoi akkreditatsii vysshikh uchebnykh zavedenii: prikaz Feder. sluzhby po nadzoru v sfere obrazovaniya i nauki ot 30 Sept. 2005 g. № 1938.

2. Ekkerson U.U. Paneli indikatorov kak instrument upravleniya: klyuchevye pokazateli effektivnosti, monitoring deyatel’nosti, otsenka rezul’tatov / U.U. Ekkerson. — M.: Al’pina Biznes Buks, 2007. — 396 s.

Информация об авторах

Озерникова Татьяна Георгиевна — доктор экономических наук, профессор, проректор по учебной работе, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: ozernikova@isea.ru.

Гайнуллина Олеся Ильинична — аспирант, кафедра экономики труда и управления персоналом, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: o-d@live.ru.

Authors

Ozernikova Tatyana Georgievna — Doctor of Economics, Professor, Vice-Rector for Academic Affairs, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: ozernikova@isea.ru.

Gainullina Olesia Ilyinichna — post-graduate student, Chair of Labour Economy and Personnel Management, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: o-d@live.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.