Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
2. Substance and Process/Сущность и Процесс. В условиях кризиса у организаций зачастую нет большего выбора, кроме как оказывать давление на существующий коллективный трудовой договор.
3. Opportunistic and Strategic/ Оппортунистический и Стратегический. В условиях кризиса менеджмент человеческих ресурсов больше склонен ориентироваться на короткий срок из-за оппортунистических соображений.
Сокращение бюджета на обучение персонала лишает возможности модернизации и инвестиций в знания; программы, позволяющие уйти по собственному желанию, побуждают уволиться самых талантливых, самых способных продать свои компетенции. Управление конкурентоспособностью персонала на основе творческого изучения опыта различных организаций представляет HR-бенчмаркинг [1; 2]. Бенчмаркинг (англ. - benchmarking) - это сравнение ваших показателей и вашей ситуации со среднестатистическими показателями, трендами и лучшими практиками, которые есть у других организаций. В бенчмаркинге выделяют стандарты для
сопоставлений, по отношению к которым можно что-то измерить или оценить. Цель бенчмаркинга -оценить себя по определенным критериям и определить, в какой области вы сильны, а в какой нет и, в особенности, на что вам нужно обратить внимание, чтобы улучшить вашу работу.
Проведенный анализ литературных источников позволяет, утверждать, что возникновение теории человеческого капитала является ответом на изменения макроэкономических тенденций, таких как технический прогресс, отраслевая перестройка, усиление конкуренции. Управление людьми становиться фактором, определяющим успех или неудачу предприятия.
Библиографические ссылки
1. Харрингтон Х Дж., Харрингтон Дж. С. Бенчмаркинг в лучшем виде: 20 шагов к успеху. М., 2004.
2. Конкина О. HR-бенчмаркинг как инструмент оценки эффективности деятельности HR-служб // Корпоративная культура. 2008. 1 сент.
© Остропальченко М. И., Леонидова А. И., 2010
УДК 65.011.8
Л. К. Рахматуллина Научный руководитель - А. В. Цветцых Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СФЕРЫ МАРКЕТИНГА ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК
Предложен состав системы сбалансированных показателей сферы маркетинга, являющейся важной составной частью сбалансированной системы показателей инновационного развития предприятий ОПК.
Реализация видения предприятий ОПК требует его трансформации в определенный набор взаимосвязанных задач и оценочных критериев, позволяющих обеспечить реалистичность стратегических целей, управляемость процесса их достижения. Для решения данной проблемы необходимо создание механизма, интерпретирующего видение и стратегию через определенную систему сбалансированных показателей (далее - ССП).
Необходимость создания ССП определяется теми функциями, которые она выполняет в процессе формирования и реализации инновационных бизнес-стратегий предприятий ОПК. Основные функции ССП и их содержание представлены в табл. 1.
Особая значимость инновационного фактора в развитии предприятий ОПК, требует привязки структуры и состава показателей стратегического планирования к основным стадиям инновационного процесса. Кроме того, специфика инновационного развития предприятий ОПК: необратимость изменений, охват ими всех сфер деятельности, высокий уровень риска и неопределенности качественных изменений, вызванные осуществлением инноваций, требует обеспечения высокой релевантности входящей информации и гибкости организационных
структур. В этой связи в процессе планирования и контроля стратегического развития помимо показателей традиционных сфер планирования (в частности таких, как сфера финансирования, сфера маркетинга) становится необходимым использовать также показатели, характеризующие эффективность сферы управления организационными изменениями и информационными процессами предприятий.
Важной составной частью такой ССП является система показателей эффективности процессов сферы маркетинга. В условиях обострения конкуренции на мировых рынках вооружений и военной техники (ВиВТ), ускорения морального износа существующих и появление принципиально новых видов ВиВТ, сокращения финансовых возможностей государства по финансированию НИОКР прибыльность бизнеса предприятий ОПК возможно сохранить (увеличить) только на основе повышения степени удовлетворенности потребителей и оптимальности структуры потребительского портфеля. Поэтому, в состав показателей эффективности сферы маркетинга должны входить показатели, характеризующие уровень удовлетворенности потребителей набором свойств используемой продукции, качеством послепродажного обслуживания и оптимальность потребительского портфеля.
Секция «Актуальные проблемы экономической теории и регионалистика »
Таблица 1
Основные функции сбалансированной системы показателей
Функции ССП Содержание функции
Изложение содержания стратегии Представление критических показателей результатов и факторов их достижения (критических параметров достижения стратегических целей)
Информирование и обучение персонала Информирование персонала о ключевых результатов и критериях их оценки Информирование персонала о наиболее важных факторах успеха Информирование персонала о способах и средствах достижения ключевых результатов развития
Увязывание и сбалансирование инициатив Способствование формированию атмосферы единомыслия сотрудников Обеспечение взаимосвязи между индивидуальными инициативами, инициатвами бизнес-единиц и корпорации для достижения общих целей
Таблица 2
Показатели эффективности сферы маркетинга
Стратегические цели Показатели результатов Факторы (опережающие показатели)
Повышение степени удовлетворенности потребителей Оптимальность портфеля рыночных сегментов Повышение эффективности потребителя Сохранение (расширение) доли на приоритетных рыночных сегментах Уровень риска коммерциализации продукции (технологии) Эксплуатационные затраты и прибыльность потребителя Тактико-технические характеристики продукции (образцов ВиВТ) Сроки обновления и доля новых видов продукции (образцов ВиВТ) Количество претензий к качеству продукции и обслуживания Количество заявок на новые виды технологий (продукции)
Взаимосвязь показателей эффективности сферы маркетинга показана на рисунке.
Оптимальность портфеля рыночных сегментов Повышение степени удовлетворенности потребителей Повышение эффективности технического обслуживания и ремонта Стратегические цели
1
Уровень риска коммерциализации продукции — — Повышение эффективности потребителя Показатели результатов (отсроченные индикаторы)
Сохранение (расширение) доли на приоритетных рыночных сегментах
Количество заявок на новые виды технологий (продуктов) Эксплуатационные затраты и прибыльность потребителя Факторы достижения результатов (опережающие индикаторы)
Количество претензий к качеству продукции и обслуживания Тактико-технические характеристики ВиВТ
Сроки обновления и доля новых видов ВиВТ
Система показателей эффективности сферы маркетинга предприятий ОПК
Учитывая двойной характер назначения продукции (технологий) предприятий ОПК необходимо, чтобы показатели данной сферы содержали специфические факторы ценности предложения, получаемого потребителем целевого сегмента. Сюда могут входить такие факторы, как уровень эксплуатацион-
ных затрат, прибыльность потребителя, тактико-технические характеристики продуктов (образцов ВиВТ). Состав показателей сферы маркетинга представлен в табл. 2.
© Рахматуллина Л. К., Цветцых А. В., 2010