Научная статья на тему 'Инвестиции в человеческий капитал'

Инвестиции в человеческий капитал Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
455
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Остропальченко М.И., Леонидова А.И.

Обоснованность инвестиций в человеческий капитал в условиях кризиса, их классификация и роль в деятельности фирмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиции в человеческий капитал»

Секция «Актуальные проблемы экономической теории и регионалистика »

высить гибкость и оперативность процессов разработки новых продуктов, а в итоге - лидерство в дифференциации продуктов, роста в привлекательных рыночных сегментах за счет фокусирования на определенной целевой аудитории (стратегия «лидерство в дифференциации», стратегия «фокусирование»). Использование электронных технологий в таких сферах как: материально-техническое обеспе-

чение, производство, сбыт и сервисное обслуживание позволяет добиться предприятию экономии на операционных издержках. В этом случае, обоснованным является выбор стратегии лидерства в снижении издержек (стратегия «лидерство в снижении издержек»).

© Орлова К. В. Цветцых А. В., 2010

УДК 330.322

М. И. Остропальченко Научный руководитель - А. И. Леонидова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

Обоснованность инвестиций в человеческий капитал в условиях кризиса, их классификация и роль в деятельности фирмы.

Человеческий капитал является одним из составляющих механизма деятельности любого предприятия или организации. Необходимость контроля за человеческими ресурсами во многом обуславливает успех работы в целом. Но помимо этого нужно следить за осведомленностью людей в профессиональной сфере, их физическим и эмоциональным состоянием. Именно поэтому инвестиции в человеческий капитал играют большую роль и требуют пристального внимания со стороны руководителя. Это было доказано ещё во времена хоторнских экспериментов Элтона Мэйо (1927-1932).

Человеческий капитал - совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Впервые термин использовал Теодор Шульц, а его последователь - Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению. Работа актуальна, так как в ней собраны и кратко описаны не только необходимые данные для ознакомления с проблемой инвестиций в человеческий капитал, но и присутствует взгляд на эту проблему в условиях финансового кризиса.

Как отмечают теоретики человеческого капитала, расходы, увеличивающие производительные качества и характеристики индивида, «можно рассматривать как инвестиции, ибо текущие издержки осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем». По мнению Г. Беккера, Л. Туроу, Т. Шульца, к инвестициям, развивающим созидательные способности индивидов относятся формальное и неформальное образование, подготовка на производстве, медицинские услуги и исследования в области здравоохранения, расходы на оптимизацию миграции, поиск информации о состоянии экономики.

Оригинальный подход к изучению этой проблемы разработал Дж. Кэндрик. Все виды инвестиций

он классифицировал следующим образом: вещественные, воплощенные в людях; вещественные, не воплощенные в людях; невещественные, воплощенные в людях; невещественные, не воплощенные в людях. Вещественный капитал имеет материальную, вещную форму, невещественный капитал не имеет собственной материальной формы, он воплощается в вещественном капитале, повышая его качество и продуктивность. Обе части совокупного капитала распределяются в свою очередь на капитал не воплощенный в людях и «человеческий капитал. Вещественный капитал, не воплощенный в людях, охватывает факторы производства, которые включаются в понятие «богатство»: здания, сооружения, земля и прочие естественные ресурсы, машины, оборудование длительного пользования, товарно-материальные запасы. Вещественный капитал воплощенный в людях, является одним из главных признаков расширительной концепции Дж. Кендрика. К этому капиталу он относит затраты на формирование человеческого капитала, т. е. издержки воспитания детей до 14 лет, без учета затрат на их образование. К невещественному человеческому капиталу Дж. Кенд-рик относит накопленные затраты на общее образование и специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение и затраты на перемещение рабочей силы, а к невещественному капиталу не воплощенному в людях - расходы, необходимые для накопления используемых в производстве знаний и практического опыта, включая знания, воплощенные в новых или улучшенных потребительских товарах, средствах производства, производительных процессах и системах.

В условиях кризиса успех, зависит от уравновешивания трех видов проблем:

1. Insiders and Outsiders/Инсайдеры и аутсайдеры. Сокращение штатов представляет собой самый быстрый и самый верный путь к снижению финансовых расходов.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

2. Substance and Process/Сущность и Процесс. В условиях кризиса у организаций зачастую нет большего выбора, кроме как оказывать давление на существующий коллективный трудовой договор.

3. Opportunistic and Strategic/ Оппортунистический и Стратегический. В условиях кризиса менеджмент человеческих ресурсов больше склонен ориентироваться на короткий срок из-за оппортунистических соображений.

Сокращение бюджета на обучение персонала лишает возможности модернизации и инвестиций в знания; программы, позволяющие уйти по собственному желанию, побуждают уволиться самых талантливых, самых способных продать свои компетенции. Управление конкурентоспособностью персонала на основе творческого изучения опыта различных организаций представляет HR-бенчмаркинг [1; 2]. Бенчмаркинг (англ. - benchmarking) - это сравнение ваших показателей и вашей ситуации со среднестатистическими показателями, трендами и лучшими практиками, которые есть у других организаций. В бенчмаркинге выделяют стандарты для

сопоставлений, по отношению к которым можно что-то измерить или оценить. Цель бенчмаркинга -оценить себя по определенным критериям и определить, в какой области вы сильны, а в какой нет и, в особенности, на что вам нужно обратить внимание, чтобы улучшить вашу работу.

Проведенный анализ литературных источников позволяет, утверждать, что возникновение теории человеческого капитала является ответом на изменения макроэкономических тенденций, таких как технический прогресс, отраслевая перестройка, усиление конкуренции. Управление людьми становиться фактором, определяющим успех или неудачу предприятия.

Библиографические ссылки

1. Харрингтон Х Дж., Харрингтон Дж. С. Бенчмаркинг в лучшем виде: 20 шагов к успеху. М., 2004.

2. Конкина О. HR-бенчмаркинг как инструмент оценки эффективности деятельности HR-служб // Корпоративная культура. 2008. 1 сент.

© Остропальченко М. И., Леонидова А. И., 2010

УДК 65.011.8

Л. К. Рахматуллина Научный руководитель - А. В. Цветцых Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СФЕРЫ МАРКЕТИНГА ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК

Предложен состав системы сбалансированных показателей сферы маркетинга, являющейся важной составной частью сбалансированной системы показателей инновационного развития предприятий ОПК.

Реализация видения предприятий ОПК требует его трансформации в определенный набор взаимосвязанных задач и оценочных критериев, позволяющих обеспечить реалистичность стратегических целей, управляемость процесса их достижения. Для решения данной проблемы необходимо создание механизма, интерпретирующего видение и стратегию через определенную систему сбалансированных показателей (далее - ССП).

Необходимость создания ССП определяется теми функциями, которые она выполняет в процессе формирования и реализации инновационных бизнес-стратегий предприятий ОПК. Основные функции ССП и их содержание представлены в табл. 1.

Особая значимость инновационного фактора в развитии предприятий ОПК, требует привязки структуры и состава показателей стратегического планирования к основным стадиям инновационного процесса. Кроме того, специфика инновационного развития предприятий ОПК: необратимость изменений, охват ими всех сфер деятельности, высокий уровень риска и неопределенности качественных изменений, вызванные осуществлением инноваций, требует обеспечения высокой релевантности входящей информации и гибкости организационных

структур. В этой связи в процессе планирования и контроля стратегического развития помимо показателей традиционных сфер планирования (в частности таких, как сфера финансирования, сфера маркетинга) становится необходимым использовать также показатели, характеризующие эффективность сферы управления организационными изменениями и информационными процессами предприятий.

Важной составной частью такой ССП является система показателей эффективности процессов сферы маркетинга. В условиях обострения конкуренции на мировых рынках вооружений и военной техники (ВиВТ), ускорения морального износа существующих и появление принципиально новых видов ВиВТ, сокращения финансовых возможностей государства по финансированию НИОКР прибыльность бизнеса предприятий ОПК возможно сохранить (увеличить) только на основе повышения степени удовлетворенности потребителей и оптимальности структуры потребительского портфеля. Поэтому, в состав показателей эффективности сферы маркетинга должны входить показатели, характеризующие уровень удовлетворенности потребителей набором свойств используемой продукции, качеством послепродажного обслуживания и оптимальность потребительского портфеля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.