Научная статья на тему 'Система ресурсосберегающей сертификации в недропользовании'

Система ресурсосберегающей сертификации в недропользовании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болтыров В. Б.

Рассматриваются основные направления хозяйственной деятельности предприятий минерально-сырьевого комплекса по созданию и внедрению Системы качества. Охарактеризованы задачи Системы ресурсосберегающей сертификации объектов недропользования в Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система ресурсосберегающей сертификации в недропользовании»

ПДК). При проведении исследований 1993 г. вода имела сульфатный кальциевый состав с минерализацией 0,75 г/л. Появление сульфатов свидегельствуст о влиянии вод аллювиального водоносного горизонта, имеющих сульфатный состав, на формирование состава подземных вод опок. Происходит перетекание аллювиальных вод по межпластовому и затрубному пространству скважин, а также смешение воды в скважинах, вскрывающих и эксплуатирующих оба горизонта. С аллювиальными водами в опоки привносятся аммоний, железо, хром, марганец, фтор, нефтепродукты.

В настоящее время влияние отстойника-шламонакопителя на загрязнение нижезалегающего нижнеэоценового водоносного горизонта исключается, так как горизонт является напорным и пьезометрический уровень подземных вод опок на 0,6 м выше уровня аллювиального водоносного горизонта. При введении в эксплуатацию Южно-Сосьвинского участка Сосьзинского месторождения подземных вод может произойти сработка запасов и снижение уровня подземных вод опокового горизонта. В этом случае будет происходить перетекание загрязненных аглювиальных подземных вод через разделяющий слой в опоковый горизонт.

Исследуемый район расположен в зоне формирования ресурсов подземных вод пижпсэоцснового водоносного горизонта, являющегося источником питьевого водоснабжения. Зафязнение опокового водоносного горизонта может привести к ухудшению качества подземных вод Южно-Сосьвинского водозабора, расположенного на правобережье р. Каквы. Для предотвращения дальнейшего загрязнения опокового водоносного горизонта необходимо ликвидировать все скважины, конструкции которых способствуют перетеканию в него загрязненных поверхностных вод и вод аллювиального водоносного горизо»л а.

Многолетнее функционирование металлургического завода привело к формированию техногенно измененных условий окружающей среды. Проведение геоэкологических исследований отдельных производственных структур, какими являются рассматриваемые объекты, невозможно в отрыве от остального производства. В связи с этим приходится рассматривать геоэкологические условия этих объектов с учетом воздействия всего промышленного узла, поэтому некоторые отдельные факторы воздействия невозможно вычленить из всего комплекса влияния на природные геосистемы.

Полученные данные могут быть использованы при анализе экологической ситуации других производств черной металлургии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гидрогеология СССР. Т. XIV, Урал / Под ред. В.Ф. Прейса. М.: Недра, 1972. С. 197-223.

2. Королев В.А. Мониторинг геологической среды. М.: Изд-во МГУ, 1995. 272 с.

3. Критерии оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия. М.: Минприроды РФ, 1992.

УДК 006.322 (47 + 57)

В.Б. Болты ров

СИСТЕМА РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩЕЙ СЕРТИФИКАЦИИ В НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ

Мы каждый день выступаем в роли потребителей той или иной продукции или услуг. Прежде всего, это продовольственные товары, и нам совершенно небезразлично, какого они качества, какие у них органолептические свойства, каковы они с точки зрения экологичности и безопасности для здоровья. А для беспокойства есть серьезные основания, так как но данным Госстандарта, номенклатура потенциально опасной продукции составляет 9 % . Безусловно, ситуация требует принятия соответствующих защитных мер, и такие меры в нашей стране приняты в виде обязательной сертификации, которая подтверждает соответствие качества продукции или услуги обязательным требованиям государственных стандартов. Обязательная сертификация организуется и проводится на основании и в соответствии с законами Российской Федерации: "О защите прав потребителей", "О сертификации продукции и услуг", "О стандартизации", "Об обеспечении единства измерений", принятых в 1992-1995 годах.

Сегодня на защите здоровья и безопасности россиян стоят несколько десятков систем обязательной сертификации, наиболее крупной из которых является Система ГОСТ Р, организованная и возглавляемая Госстандартом Российской Федерации. Вес составе действует около 900 органов по сертификации и более 2000 испытательных лабораторий. Ежегодно в Системе ГОСТ Р выдается около 500 тысяч сертификатов соответствия на продукции и услуги.

В Системе ГОСТ Р может проводиться и добровольная сертификация, которая, в отличие от обязательной сертификации, проводится по инициативе юридических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации. В настоящее время в России действует более 80 систем добровольной сертификации, одной из которых является Система добровольной сертификации объектов ресурсопользования в Российской Федерации.

Система сертификации объектов ресурсопользования (сокращенно - Система ресурсосберегающей сертификации, или СРС) введена в действие Приказом Министерства природных ресурсов (МПР) РФ от 28.12.2000 г. Хе 609 (с дополнениями от 12.05.2001). В приказе отмечается, что данная Система создана "в целях организации работ в области сертификации объектов ресурсопользования Российской Федерации на соотвегствис требованиям международных стандартов серии ИСО 9000 и ИСО 14000, государственных стандартов России серии ГОСТ 40000. ГОСТ Р ИСО 9000, ГОСТ Р ИСО 14000, обеспечения обоснованного лицензирования ресурсопользования и эффективного государственного контроля за работой организаций, осуществляющих изучение, использование и охрану природных ресурсов Российской Федерации, повышения эффективности управления использованием природных ресурсов".

Указанная система сертификации является добровольной, но наличие системы качества и системы управления окружающей средой, а также соответствующего сертификата Госстандарта России значительно повысит рейтинг и конкурентоспособность предприятия или организации, обеспечит приоритет в решении вопросов лицензирования, кредитования, инвестиций, внешних связей, а также в получении государственных заказов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.02.98 г. № 113. Прежде всего, это связано с тем, что внедрение вышеуказанных стандартов позволяет резко повысить уровень управления недропользованием. Поэтому одной из основных причин введения Системы качества в недропользование является несовершенство самой системы управления недропользованием как на уровне аппарата управления (Министерства природных ресурсов России, департаментов и комитетов природных ресурсов федеральных округов и субъектов Российской Федерации), так и на уровне объектов управления (геологических предприятий как хозяйствующих субъектов), а также несовершенством принципов и методов управления недропользованием.

Несовершенство управлением привело к развитию кризисных явлений в использовании природных ресурсов, серьезно затрагивающих вопросы минерально-сырьевой безопасности в России [1]. Как отмечается в [3], "решение задач устойчивого развития не терпит отлагательств, так как практически все ключевые параметры, характеризующие безопасность человека и страны, находятся в России в закритической области. Все это делает необходимым принятие мер к резкому повышению управляемостью ресурсопользования с учетом общенародной собственности на природные ресурсы, но кардинальных изменений в формах собственности ресурсопользователей".

Концептуальную основу принятой МПР России Системы ресурсосберегающей сертификации составляют фундаментальные принципы Международной системы Всеобщего управления качеством (ТОМ), международных и государственных стандартов серий ГОСТ Р ИСО 9000 "Система качества и управление качеством" и ГОСТ Р ИСО 14000 "Система экологического управления":

- принцип системного подхода;

- принцип упреждения последствий вредных воздействий;

- принцип жизненного цикла;

принцип совмещения экономических и экологических интересов в сфере ресурсопользования;

- принцип приоритетности проблем качества.

Таким образом, повышение управляемостью недропользования напрямую связано с эффективностью управления качеством геологоразведочных и горных работ на уровне объектов управления. Система качества - это совокупность организационных структу р, методик, регламентов, отраслевых стандартов, технологических процессов и используемых ресурсов, во взаимодействии и взаимосвязи обеспечивающих надлежащее качество как самих геологических и горных предприятий, так и проводимых ими геологоразведочных и горных работ.

В соответствии с Международным стандартом ИСО 8402-82, качество - это совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Очевидно, что отвечать требованиям качества может только такой товар (продукция или услуга), который уже в момент разработки ориентирован на конкретных потребителей. Например, конечная продукция ГСР-200 - комплект карт геологического содержания - должен быть ориентирован не только дтя прогноза и поисков месторождений полезных ископаемых, но и предназначен для использования строительными, сельскохозяйственными и другими организациями при решении разнообразных народнохозяйственных задач. И эта многоцелевая ориентация на конкретных потребителей должна быть заложена еще на стадии разработки геологического задания по ГСР-200 и на стадии проектирования геологосъемочных работ, т. с. на всех этапах гак называемой "петли качества", которые начинаются с маркетинга и заканчиваются маркетингом [2].

Воздействие предприятия на различные этапы "петли качества" обеспечивается в самой Системе качества предприятия и выражается в виде четырех основных направлений хозяйственной деятельности: планирование качества; обеспечение качества; управление качеством; улучшение качес( ва.

Планирование качества - это вид деятельности по установлению целей и требований в области качества, определяющей необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения поставленных целей.

Обеспечение качества - это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для исполнения каждого этапа "петли качества" таким образом, чтобы продукция удовлетворяла требованиям по качеству.

Управление качеством - это управление технологическими процессами, выявление различного рода несоответствий в продукции, производстве и в самой Системе качества и устранение не только выявленных несоответствий, но и причин их возникновения.

Улучшение качества - это постоянная управленческая деятельность, направленная на повышение технического уровня продукции, совершенствование элементов производства и самой Системы качества предприятия,

В соответствии с принятой МПР России концепцией Системы сертификации объектов рссурсопользования Система качества предприятий минерально-сырьевого комплекса (МСК) должна строиться с учетом предусмотренной международными стандартами совместимости административного управления с управлениями системами качества и экологического менеджмента, так как ими решаются одни и тс же общие задачи по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Одной из задач СРС является усиление роли нормативно-правовых и нормативно-технических методов регламентации хозяйственной деятельности предприятий МСК. В соответствии с требованиями международных стандартов Система качества предприятия предполагает наличие четырех уровней нормативной базы:

Первый уровень - это политика предприятия к области качества, в которой определяются основные направления, цели, задачи и обязательства предприятия по обеспечению качества.

Второй уровень - это руководство по качеству, в котором излагается механизм достижения целей, определенных политикой.

Третий уровень нормативной базы - это стандарты предприятия, регламентирующие взаимодействие подразделений предприятия и должностных лиц по выполнению требований всех элементов Системы качества.

Чегвертый уровень документов составляют должностные и технологические инструкции, технологические карты, технические условия, распоряжения и указания, ГОСТы, регламенты и другие документы.

Ближайшими задачами СРС является организация систематических работ по оценке объектов ресурсо- и недропользования на соответствие требованиям действующих нормативных документов, гармонизированных с требованиями международных стандартов серий ГОС Т Р ИСО 9000 и ГОСТ Р ИСО 14000, и совершенствованием методов управления ресурсо- и недропользованием, которые позволили бы:

- преодолеть недостатки отраслевых и корпоративных подходов с переходом к единым организационным, информационным, инженерным и научным подходам к использованию природных ресурсов страны;

- избежать при своей реализации больших экономических затрат;

- реализовать принцип упреждения экстремальных событий:

- успешно адаптировать положительный отечественный и зарубежный опыт в области рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды .

Как сказано в Материалах к совещанию о выполнении Приказа МПР России от 28.12.2000 г. №609: "СРС может быть эффективно "встроена" в механизм ряда государственных методов управления ресурсопользованием (лицензирования, госконтроля, экологической экспертизы, страхования, рисками чрезвычайных ситуаций), административного убавления территориями (например, деятельности КНР) и бизнес-процессов. Управление природными ресурсами методами стандартизации, метрологии и сертификации через СРС может эффективно использоваться и как элемент системы административного управления предприятием. На всех уровнях управлении средства СРС могут быть использованы для внутреннего и внешнего аудита, повышения конкурентоспособности на рынке, разработки программ развития...

Государственная система управления природными ресурсами России должна считать себя ответственной за сбережение уникального природн о ресурсного потенциала, включающего в себя крупнейшие и мире территории с ненарушенными или мало нарушенными естественными экосистемами. Такие территории занимают до 60 % площади Российского государства, образуя крупнейший центр стабилизации планетарной природной среды площадью свыше 10 млн км2 и обеспечивая важную роль России в мировом биосферном процессе, в сбережении мировою природн о ресурсного потенциала для будущих поколений. Это позволяет претендовать нашему государству на особое место среди индустриально развитых стран и ожидать, что мировым сообществом будут учтены ее специфические интересы. Все это позволяет рассчитывать на международное признание СРС, которое будет способствовать реализации геополитических интересов России в следующих направлениях:

- сохранение минералогического разнообразия;

- создание специальных природоохранных зон:

- расширение взаимодействия по созданию совместных предприятий для освоения и сбережения недр, континентального шельфа, исключительной экономической зоны, использования и сбережения ресурсов Мирового океана;

- развитие информационных систем ресурсопользования, расширение информационного обмена со странами СНГ, ближнего и дальнего зарубежья, странами, имеющими с Российской Федерацией сопредельные границы: Китаем, Монголией, Финляндией, Норвегией и Польшей;

- формирование общей стратегии использования приролно ресурсною ио1енциала cipan СНГ, составляющего 10 % мирового промышленного потенциала и 25 % запасов основных природных ресурсов;

- освоение трансграничных месторождений полезных ископаемых и подземных вод с Украиной, Казахстаном, Эстонией, Азербайджаном;

развитие в странах Азии и Африки минерально-сырьевой базы на основе гармонизированной нормативной базы ресурсопользования;

обеспечение технологического единства научно-технических разработок и производственных процессов, осуществляемых в области ресурсопользования.

В настоящее время нет сведений об организации международных систем сертификации, подобных СРС, в сфере рационального использования и сбережения природных ресурсов. Имеются только многочисленные компании, выполняющие работы, родственные функциям СРС. Это дает еще одно основание считать, что СРС может занять одно из ведущих мест в международной природоохранной практике [3].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кривцов И.А. Беневольский В.И., Минаков В.М. Национальная минерально-сырьевая безопасность. М.: ЦНИГРИ, 2000. 150 с.

2. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. 2-е изд. М.: Юнита-Дана, 2000. 711с.

3. Материалы к совещанию - семинару о выполнении приказа МПР России от 28.12.2000 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.