Научная статья на тему 'Система ресурсосберегающей сертификации: цели и задачи'

Система ресурсосберегающей сертификации: цели и задачи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система ресурсосберегающей сертификации: цели и задачи»

Таким образом, техногенное загрязнение геологической среды г. Салехарда опасными компонентами в основном приурочено к автомагистралям, транспортным узлам, свалкам промышленных и бытовых отходов, а гакже к промышленным объектам.

Антропогенное влияние на активизацию экзогенных геологических процессов заключается в изменении теплового баланса грунте в (под трассами дорог и взлетно-посадочной полосой), изменении стока поверхностных вод, что ведет к активизации оврах ообразования, ускорению эрозионных процессов, образованию осыпей. Наблюдается деформация старой железнодорожной ветки, обусловленная образованием наледей, пучин.

Нужно отметить, что загрязнение геологической среды и интенсивное развитие экзогенных процессов характерно для городской территории, с удалением от г. Салехарда негативное воздействие достаточно быстро сходит на нет. Из этого можно сделать вывод, что. несмотря на интенсивное негативное воздействие на данную территорию, загрязнение не удаляется от своего источника, как бы создавая «закрытую территорию». На нераспросгранение загрязняющих веществ, возможно, влияет то, что территория находится в специфических условиях (наличие мерзлоты, непродолжительное освоение территории, мощная водная артерия).

СИСТЕМА РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩЕЙ СЕРТИФИКАЦИИ: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

БОЛТБ1РОВ В. Б.. БИРЮЧЕВ П. С.

Уральская государственная горно-геологическая академия

Современна* минерально-сырьевая база (МСБ) России как основа ее хозяйственного развития создавалась в течение мног их десятилетий трудами советских, а после распада СССР российских геологов. В настоящее время Государственный фонд недр России насчитывает свыше 40 тыс. месторождений 75 видов полезных ископаемых. Потенциальная стоимость оцененных запасов полезных ископаемых России составляет 28,8 трлн долларов, причем примерно две трети стоимости полезных ископаемых приходится на топливно-энергетическое сырье (газ, нефть, уголь), около 15 % - на нерудное сырье, 13 % - на черные и цветные металлы, I % - драгоценные металлы и алмазы.

Сегодня Россия, одна из самых крупных и индустриально развитых республик бывшего Советского Союза, остается одной из ведущих сырьевых стран и располагает самой крупной горнодобывающей промышленностью в мире.

И все же, занимая лидирующее положение в мире по запасам и добыче высоколиквидных полезных ископаемых (нефть, газ, алмазы, золото, платиноиды, никель, кобальт и др.), МСБ России в настоящее время испытывает дефицит по ряду стратегических металлов (марганец, хром, алюминий). Обострилась диспропорция между географо-экономическим размещением сырьевой базы, инфраструктуры, производительных сил и производствеш»ых мощностей. Эксплуатируемые месторождения ряда полезных ископаемых оказались отрезанными от завершающих стадий технологических циклов.

В силу крайне незначительных инвестиций в разведку и разработку- месторождений полезных ископаемых, составляющих всего около 2,5-3,0 млрд долларов в год при суммарной инвестиционной емкости 1еологоразведочноЙ и горнодобывающей отраслей не менее 100 млрд долларов в год, добыча минерального сырья в России сократилась в среднем на 25 %, в то вргмя как мировое производство увеличилось примерно на 12 %. При этом увеличиваются и себестоимость добычи, и себестоимость прироста запасов.

Как считают специалисты МНР России, для реализации потенциальной инвестиционной емкости горнодобывающей и геологоразведочной отраслей необходимы реконструкция. I ел ни чес кое и технологическое перевооружение действующих добывающих мощностей, а также ввод в эксплуатацию новых участков недр для замены выбывающих объектов с позиции расширенного воспроизводства. Но и то и другое требует крупных финансовых затрат, чего страна на данном этапе позволить себе не может.

И все же МГ1Р России активно ищет пути преодоления кризисных явлений в изучении, использовании и воспроизводстве минерально-сырьевой базы страны. В первую очеэедь обращается

на совершенствование методов управления ресурс о- и недропользованием, которые по-бы: достаточно быстро преодолеть недостатки отраслевых и корпоративных подходов с к единым организационным, информационным, инженерным и научным подходам к жю минерально-сырьевого потенциала страны; избежать при своей реализации боль-жческих затрат, реализовать принцип упреждения неблагоприятных событий; успешно положительный отечественный и зарубежный опыт в области рационального ис-1я природных ресурсов. Как видно из приказа министра природных ресурсов Российской Федерации от 28.12.2000 г.

«О введении в действие Системы сертификации объектов ресурсопользования в Россий-С<дерации», в наибольшей степени вышеуказанный условиям совершенствования методов <я в сфере рссурсо- и недропользования отвечает использование средств сертификации, «х усилить роль нормативно-правовых и нормативно-технических методов регламентацией деятельности.

Отдельного рассмотрения заслуживает международный аспект рассматриваемых проблем. В активной глобализации экономических отношений отставание в правовом и техническом 1нни ставит страну в крайне невыгодное положение перед зарубежными партнерами. В время использование сертификации для развития единых регламентирующих пространств за рубежом с большим размахом. При этом нараду с развитием конкуренции в хозяйст-практику внедряются принципы, позволяющие успешно сочетать экономические и эколо-ингересы общества на пути к устойчивому развитию. Анализ отечественного и зарубеж-ольгга показывает, что внедрение этих принципов в российскую хозяйственную практику по-• бы в значительной мере предотвратмть:

• неоправданный с позиций достигнутого уровня развития науки и техники перерасход и неге использование природных ресурсов;

• упущение возможностей позитивного использования сопряженных ресурсов;

• необоснованное снижение качества или уничтожение других ресурсов, включая ресурсы )щсй среды, как приемника выбросов, сбросов, отходов и энергетических стоков;

• массовое нарушение требований правовых и нормативно-технических актов.

Ставка в этих принципах делается на обеспечение интенсивного ресурсосберегающего типа экономического развития путем внедрения передовых управленческих стандартов, опоры на сис--теы качества и охраны окружающей среды. Полно эти ориентиры нашли отражение в методоло-Международной системы всеобщего управления качеством (ТОМ) и межлунаролных станлар--св серий ГОСТ Р ИСО 9000 «Системы качества и управление качеством» и ГОСТ Р ИСО 14000 «Системы экологического управления». Наиболее фундауентальные из этих принципов - принцип аагтемного подхода, принцип упреждения последствий вэедных воздействий, принцип жизненно-г? цикла продукции, принцип совмещения экономических и экологических интересов в сфере ре-гурсопользования, принцип приоритетности проблем качества - легли в основу Системы ресур-дхберегающей сертификации (СРС). Основополагающим объектом сертификации Системы является качество ресурсопользования, а под системой качества понимается совокупность организационных структур, методик, регламентов, процессов, технологических схем, ресурсов, необходимых хтя управления качеством объектов, рационального использования и сбережения природных ресурсов.

Система сертификации объектов ресурсопользования в Российской Федерации разработана • соответствии с Конституцией РФ. законами РФ «О недрах», «Об охране окружающей среды», «О защите прав потребителей», «О техническом регулировании», «Об обеспечении единства измерений», другими нормативными документами, регламентирующими деятельность по использованию, воспроизводству, сбережению и охране природных ресурсов.

Основные цели Системы:

• обеспечение рационального использования и сбережения природных ресурсов;

• создание условий для рационального использования, воспроизводства и сбережения природных ресурсов и снижение экологического риска ресурсопользования;

• повышение эффективности всех сфер управления природными ресурсами, в том числе государственного контроля, лицензирования, экологической экспертизы и страхования;

• внедрение прогрессивных методов ресурсопользования;

• оказание помощи в выполнении международных обязательств Российской Федерации в области рационального использования, воспроизводства, сбережения и охраны природных ресурсов, интеграции экономики России в мировой рынок;

55

• содействие заинтересованным юридическим и физическим лицам в компетентном выборе средств и методов изучения, использования, воспроизводства и сбережения природных ресурсов.

В основу Системы положены следующие основные принципы:

• добровольность;

• бездискриминационный доступ к участию в процессах сертификации;

• объективность оценок работ, выполняемых при сертификации и сертификационных испытаниях, и воспроизводимость их результатов;

• конфиденциальность;

• информативность;

• достоверность представленных ззлвителем доказательств соответствия объектов в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов требованиям нормативных и руководящих документов.

Сертификация включает комплексную оценку соответствия объектов недропользования требованиям законов РФ, стандартов и других нормативных документов в области рационального использования и сбережения природных ресурсов и выдачу на этой основе сертификата соответствия и разрешение на применение Знака соответствия Системы. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.02.98 г. № 113 обладатель сертификата соответствия и права пользования Знаком соответствия государственным стандартам получает возможность первоочередного получения государственных заказов. Кроме того, наличие сертификата намного укрепляет позиции на рынке страховых услуг, поручительств, банковских кредитов, инвестиций и т. д. Сертификат и Знак соответствия указывают также на признание эффективности недропользования со стороны МПР России, что может иметь решающее значение в развитии внутренних и внешних экономических связей.

Сертификация проводится по инициативе юридических и физических лиц, деятельность которых связана с изучением, использованием, воспроизводством и сбережением природных ресурсов на платной основе.

К объектам сертификации Системы относятся:

• системы качества рссурсо- и недропользования;

• технологические процессы или их отдельные стадии, аппаратурное оформление, расходные средства, функционально предназначенные для изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов;

• горные производства и системы качества, узлы и блоки горных систем, в том числе систем разведки, добычи, хранения, транспортирования и первичной переработки природных ресурсов и отходов;

• отходы производств, связанных с изучением, использованием, воспроизводством и сбережением природных ресурсов;

• проекты и программы внедрения технологий изучения, использования, воспроизводства и сбережения ресурсов;

• средства и системы испытаний, измерений, контроля, мониторинга, анализа и прогноза показателей, получаемых при разведке (изучении), использовании, воспроизводстве и сбережении природных и переработанных ресурсов и отходов, других объектов, подлежащих сертификации в Системе;

• системы качества в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.

Перечисленные выше базовые принципы СРС, создающие ее концептуальные основы, позволяют создать стройную систему государственного управления природными ресурсами России, сравнимую с системами управления международного класса.

Задачи Системы ресурсосберегающей сертификации объектов недропользовании в Российской Фелераиии

[Эшш хозяйственною [ —|рш и пых ресурсов Задачи рационального использования ресурсов недр у охрана окружающей среды

рациональное использование охрана недр и окружающей среды

ЙЬалошчсскос ч чешк недр Повышение качества поисково-съемочных работ и разведки месторождений полезных ископаемых; повышение изученности вещественного состава и технологических свойств руд для более полного и комплексного использования минерального сырья, создание без- и малоотходных технологий. Недросбсрсжснис при ведении геологических. геофизических, буровых и горнопроходческих работ, предотвращение загрязнения водоносных горизонтов.

№1ича полезных ' апмаемых Выбор ресурсосберегающих систем разработки, снижение потерь сырья в недрах и разубожнвання руд, »бсспсчсннв максимально экономически целесообразной полноты отработки месторэждений. Селективная выемка и складирование попутно добываемого сырья, рекультивация нарушенных земель, очистка и нейтрализация шахтных и других сточных вод; прочие ресурсосберегающие технологии.

«■керального сырья погашение, мстал- Наиболее полное извлечение полезных ископаемых компонентов из сырья, использование отходов горного производства. обогащения и металлургической переработки ресурсов недр. Применение ресурсосберегающих систем хранения отходов; создание очистных сооружений; переработка отходов в материалы, пригодные для усвоения природой или для хозяйственного использования.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

ШЕМЕТА. В.

Уральская государственная горно-гслогичсская академия

Стандартизация - это деятельность, направленная на разработку и установление требований, яерм. правил и характеристик как обязательных, так и рекомендуемых, обеспечивающих право гхтребнтеля на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право ¡а безопасность и комфортность труда.

Цели стандартизации: достижение оптимальной степени упорядочения той или иной области по средствам широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач.

Основные результаты стандартизации - это повышение степени соответствия продукта, процессов их функциональному назначению, устранение технических барьеров в международном товарообмене, содействие научно-техническому прогрессу и сотрудничество в различных областях.

Стандарт - это нормативный документ, разработанный на основе консенсуса, утвержденный признанным органом, направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.

Стандартизация наряду с метрологией и сертификацией является инструментом обеспечения качества продукции, работ и услуг.

Проблема качества актуальна для всех стран независимо от уровня развития их рыночной экономики.

История развития методов управления качеством уходит в глубину веков. Ещй в XVIII в. до н. э. вавилонский царь Хаммурапи в своде законов заложил основы ответственности за качество проду кции. Так. согласно кодексу строителя, если в результате некачественной работы построенный дом обваливался, то в случае гибели хозяина дома должен быть >бит строитель, смерть сына хозяина влечет смерть сына строителя, все имущественные потери возмещает строитель. Эти су-

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.