Научная статья на тему 'Система регулирования аудиторской деятельности за рубежом'

Система регулирования аудиторской деятельности за рубежом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2086
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Городилов М. А.

Рассматриваются понятие и содержание системы регулирования аудиторской деятельности за рубежом на современном этапе. На основе этого даются рекомендации по дальнейшему развитию отношений в указанной сфере в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система регулирования аудиторской деятельности за рубежом»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2009 ЭКОНОМИКА Вып. 2(2)

РАЗДЕЛ V. АУДИТ

УДК 657(1-87)

СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА РУБЕЖОМ

М.А. Городилов, к. экон. наук, доц. кафедры учета, аудита и экономического анализа

ГОУВПО «Пермский государственный университет», 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15 Электронный адрес: goюdilov59@yandex. т

Рассматриваются понятие и содержание системы регулирования аудиторской деятельности за рубежом на современном этапе. На основе этого даются рекомендации по дальнейшему развитию отношений в указанной сфере в нашей стране.

Ключевые слова: аудит; система регулирования аудиторской деятельности.

Анализ основных законодательных

актов, регулирующих аудиторскую

деятельность в ряде стран - республик бывшего СССР, позволил выявить следующие тенденции.

! В России позже, чем в других странах, был принят специальный законодательный акт, регулирующий

аудиторскую деятельность.

Принятие законодательных актов, регулирующих аудиторскую деятельность в странах бывшего СССР, осуществлялась следующим образом:

- Республика Узбекистан - 1992;

- Республика Казахстан - 1993;

- Украина - 1993;

- Республика Беларусь - 1994;

- Республика Азербайджан - 1994;

- Кыркызская Республика - 1998;

- Российская Федерация - 2001.

Так, если в Республике Узбекистан

закон об аудиторской деятельности был принят еще в 1992 г., в Республике Казахстан - впервые в 1993 г. (в 1998 г. - уже новый), то в России первый законодательный акт в рассматриваемой сфере вступил в действие в 2001 г. (до указанного времени в нашей стране субъекты аудиторского рынка руководствовались в своей деятельности лишь Указом Президента РФ [16]). С одной стороны, законодательный «вакуум» в российской системе регулирования аудиторской деятельности на протяжении 90-х гг. замедлял развитие последней (особенно в аспекте взаимоотношений субъектов аудиторского рынка). С другой - Россия смогла учесть практический опыт коллег при

разработке и принятии в 2001 г. закона об аудиторской деятельности, на что указывает, к примеру, схожесть положений российского [14] и белорусского [10] актов.

Наиболее «зрелой» в рассматриваемом аспекте можно считать Республику

Азербайджан, в которой помимо акта, непосредственно регулирующего аудит, с 2007 г. действует еще два закона:

- О внутреннем аудите, который

регламентирует вопросы организации указанной формы контроля, прав и обязанностей,

ответственности внутренних аудиторов, государственного регулирования,

саморегулирования и координирования внутренней аудиторской деятельности.

- Об обязательном страховании

гражданской ответственности аудиторов, который определяет его особенности (перечень страховых случаев, создающих гражданскую ответственность аудитора либо освобождающих от нее; права и обязанности страховщиков и страхователей; содержание страхового договора и свидетельства; методика определения страховой суммы; страхового взноса и страховых выплат; порядок возмещения ущерба; основания для отказа в осуществлении страхового платежа; льготы страхователям и

др.)[4].

ІІ. С 2009 г. Россия одна из первых среди стран бывшего СССР кардинально изменила порядок регулирования в рассматриваемой сфере, передав часть функций саморегулируемым организациям.

Сравнительный анализ

законодательства об аудиторской деятельности

© Городилов М.А., 2009

(см. табл. 1) выявил значительную степень государственного участия в этом процессе во многих странах бывшего СССР. Так, функции по лицензированию аудиторской деятельности в большинстве стран по-прежнему

осуществляются государственными органами (Казахстан, Беларусь, Узбекистан и др.).

Одновременно с этим в некоторых государствах (Украина, Азербайджан)

лицензирование осуществляется и

негосударственными институтами -

профессиональными аудиторскими

объединениями («палатами»). Принятый в 2008 г. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» [15] с 01.01.2010 отменил

лицензирование аудиторской деятельности в

России, передав значительную часть функций по регулированию и контролю саморегулируемым организациям. В связи с этим возникает вопрос о целесообразности принятых мер.

На наш взгляд, существует объективные причины перехода на новую модель регулирования аудиторской

деятельности:

1) общегосударственная концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ, предусматривающая переход к саморегулированию предпринимательского сообщества, характерная для зрелой экономики;

2) достижение нормы

управляемости.

Остановимся на содержании второго аспекта подробнее.

Под нормой управляемости (в управлении персоналом) понимается

«максимальное число работников, подчиненных одному линейному руководителю, при условии, что суммарная трудоемкость выполняемых им функций не должна превышать установленного норматива» [21]. Указанный феномен детально описан классиками менеджмента - М. Месконом, М. Альбертом и Ф. Хедоури: «Норма управляемости, определенная ранее как количество работников, которые

непосредственно подчиняются данному руководителю, устанавливается посредством

делегирования линейных полномочий.

Технически, руководитель высшего звена организации вместо создания цепи команд может принять решение о том, чтобы каждый сотрудник отчитывался непосредственно перед ним... Несомненно, поскольку высшее руководство, в конечном итоге, отвечает за успешное выполнение всех задач независимо от того, сколько имеется нижестоящих руководителей, у него существует сильный стимул сохранить возможно больший контроль. Однако на практике неумение удержать норму

управляемости на достаточно малом уровне делает координацию почти невозможной» [6].

Считаем, что данная закономерность справедлива и для модели аудиторского рынка -чем больше на нем игроков в лице аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, тем сложнее управлять ими (особенно в части контроля) для поддержания стабильности рынка. В связи с этим передача контрольных функций нескольким регуляторам в лице профессиональных аудиторских объединений представляется вполне обоснованной и закономерной, поскольку российский рынок аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов достиг своей «критической массы», и дальнейший рост игроков привел бы к неуправляемому «хаосу».

Так, к примеру, в Кыргызстане осуществляют деятельность всего лишь 48 аудиторских организаций [3]. В Республике Казахстан число участников аудиторского рынка также невелико - 500 аудиторов и 141 аудиторская организация [5]. В связи с этим функции по лицензированию, а также контролю соблюдения лицензионных условий

справедливо принадлежат государственному органу (в Кыргызстане - Госкомиссии по стандартам финансовой отчетности и аудиту, в Казахстане - уполномоченному органу, осуществляющему государственное

регулирование аудиторской деятельности).

Для сравнения: в России по

состоянию на 01.03.2009 количество лицензиатов в области аудиторской деятельности составило 7 тыс., в т.ч. 6,3 тыс. -аудиторских организаций и 0,7 тыс. -индивидуальных аудиторов [22]. В связи с этим можно полагать, что российский рынок аудиторских услуг достиг своей «нормы управляемости» - 7 тыс. участников. (Вполне вероятно, что порог управляемости мог быть достигнут и ранее - еще в 2005 г., когда обсуждались поправки в Закон об аудиторской деятельности, предусматривающие переход на саморегулирование, или даже еще раньше, когда государство принципиально решило передать контрольные функции профессиональным объединениям во многих отраслях -строительстве, деятельности арбитражных управляющих, оценочной деятельности и др.)

Таблица 1

Сравнительный анализ основных законодательных актов, регулирующих аудиторскую деятельность в некоторых странах бывшего СССР_______________________________________

Признак сравнения Российская Федерация Республика Казахстан Республика Беларусь Республика Узбекистан Украина Кыргызская Республика Республика Азербайджан

1. Время принятия закона, регулирующего АД 2008 г. [15] (первый закон - 2001 г.) 1998 г. [11] (первый закон -1993 г.) 1994 г. [10] 1992 г. [12] 1993 г. [13] 2002 г. [9] (первый закон - 1998 г.) 1994 г. [8]

2. Виды аудита, предусмотренные законом Обязательный Обязательный, инициативный Обязательный, инициативный, внутренний Обязательный, инициативный Обязательный, а также по инициативе «хозяйничающих» субъектов (инициативный) Обязательный, инициативный Обязательный, добровольный (инициативный)

3. Понятие «конфликт интересов» Определено Определено Отсутствует Отсутствует Отсутствует Отсутствует Отсутствует

4. Признание актов международного права в сфере регулирования АД Не предусмотрено Есть («если международным договором, ратифицированным РК, установлены иные правила... то применяются правила международного договора») Есть («РБ признает приоритет общепризнанных принципов международного права.») Есть («если международным договором РУ установлены иные правила. то применяются правила международного договора») Есть («если международным договором, в котором принимает участие Украина, установлены др. правила. то применяются правила международного договора») Не предусмотрено Есть («отношения, связанные с аудиторской службой, регулируются. также . международными договорами и соглашениями»)

Продолжение табл. 1

Признак сравнения Российская Федерация Республика Казахстан Республика Беларусь Республика Узбекистан Украина Кыргызская Республика Республика Азербайджан

5. Применение международных стандартов аудита (МСА) Не предусмотрено Предусмотрено («Аудит осуществляется в соответствии с . МСА») Предусмотрено («АД осуществляется. в соответствии с международными и республиканскими стандартами АД») Не предусмотрено Не предусмотрено Предусмотрено для банков и др. финансовокредитных учреждений Не предусмотрено

6. Влияние государства Умеренное (с 2009 г. уменьшается в связи с передачей ряда функций саморегулируемым организациям) Сильное Сильное Сильное Умеренное Сильное Умеренное

7. Лицензирование АД Отменяется с 01.01.2010 в связи с передачей контрольных функций саморегулируемым организациям Осуществляется уполномоченным органом, осуществляющим государственное регулирование в области АД Осуществляется Кабинетом министров РБ Осуществляется уполномоченным государственным органом Осуществляется Аудиторской палатой Украины (в составе 20 лиц -представителей государственных, профессиональных и общественных органов) Осуществляется в соответствии с постановлением Госкомиссии КР по стандартам финансовой отчетности и аудиту Осуществляется Аудиторской палатой АР - органом, независимым от законодательной и исполнительной власти

8. Страхование профессиональной ответственности аудиторских организаций, аудиторов Отменено в связи с формированием компенсационных фондов саморегулируемых организаций Обязательно Не предусмотрено Обязательно Не предусмотрено Обязательно Не предусмотрено

Окончание табл. 1

Признак сравнения Российская Федерация Республика Казахстан Республика Беларусь Республика Узбекистан Украина Кыргызская Республика Республика Азербайджан

9. Существенные условия договора об АД, определенные законом Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения; срок оказания услуг Предмет договора; срок, размер и условия оплаты; права, обязанности и ответственность сторон; конфиденциальность полученной информации; членство в профессиональной организации Предмет договора; срок выполнения услуг; стоимость оказываемых услуг; права и обязанности сторон; ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств; иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение Предмет, срок выполнения услуг Предмет, срок проверки, объем аудиторских услуг; размер и условия оплаты; ответственность сторон; также должен составляться акт приемки-передачи «аудиторского вывода» (т.е. аудиторского заключения) Порядок, размер и форма оплаты за проведение аудита и оказание сопутствующих ему услуг Предмет и сроки проверки; объем консультационных услуг; размер и порядок оплаты, а также ответственность сторон; также должен составляться акт приема-сдачи аудиторского заключения

10. Иные особенности Аудитор может быть участником только одной аудиторской организации; обязательный аудит предусмотрен для недропользователей, юридических лиц, заключивших контракт на осуществление инвестиций, предусматривающий инвестиционные преференции Данный закон наиболее близок по содержанию первому российскому закону об АД [7]; Минфин РБ представляет интересы РБ в международных организациях по вопросам АД Аудиторская организация имеет право в т.ч. проводить предварительное ознакомление с учредительными документами и документами бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта для принятия решения о проведении аудиторской проверки; предусмотрен штраф для хозяйствующего субъекта за уклонение его от проведения обязательной аудиторской проверки «Поднятие вопроса о признании неплатежеспособным» является основанием для обязательной аудиторской проверки Приведено понятие существен- ности

Условные обозначения: АД - аудиторская деятельность; РК - Республика Казахстан; РБ - Республика Беларусь; РУ - Республика Узбекистан; КР -

Кыргызская Республика; РА - Республика Азербайджан.

Опираясь на положения российского закона «Об аудиторской деятельности» [15], можно рассчитать предельную величину регуляторов в лице саморегулируемых организаций аудиторов. Так, согласно ст. 17 указанного закона некоммерческая организация включается в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов при условии объединения в ее составе не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций. При этом согласно ст. 18 того же закона аудиторская организация, аудитор могут являться членами только одной саморегулируемой организации. Исходя из этого максимально возможное на сегодняшний день число саморегулируемых организаций равно 13 (и 6,3 тыс. : 0,5 тыс. + 0,7 тыс. : 0,7 тыс.). Фактически на сегодняшний день действует 5 профессиональных аудиторских объединений, претендующих на получение статуса саморегулируемых организаций аудиторов в соответствии с требованиями нового закона: Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБР), Аудиторская палата России (АПР), Московская аудиторская палата (МоАП), Российская коллегия аудиторов (РКА), Институт профессиональных аудиторов России (ИПАР).

Государством с целью сохранения управляемости на российском рынке аудиторских услуг, обеспечения действенного контроля его участников контрольные функции обоснованно переданы «посредникам» в лице саморегулируемых организаций аудиторов.

III. Законодательство об аудиторской деятельности стран - республик бывшего СССР в отличие от законодательства России содержит классификацию видов аудиторских услуг.

Так, во всех проанализированных законодательных актах аудит классифицируется в зависимости от его характера (обязательный, инициативный), а в Республике Беларусь, кроме того, упоминается еще и внутренний аудит (см. табл. 1). На наш взгляд, регламентация лишь обязательного аудита в российском законе недостаточна, так как при таком варианте иные виды аудиторских услуг «выпадают» из правового поля.

Исходя из вышеизложенного, в российский закон «Об аудиторской деятельности» предлагается включить классификации аудиторских услуг (внешний -внутренний; обязательный - инициативный), предлагаемые многими научными школами (см., к примеру, [1; 2] и др.).

IV. Законодательством большинства

стран предусмотрен приоритет

международных договоров над национальными актами в области аудиторской деятельности.

Действительно, пять из восьми стран закрепили в законах об аудиторской деятельности положения о преимущественном статусе международных договоров. (В первую очередь, это необходимо для того, чтобы применение международных стандартов аудита было легитимным). Применение самих международных стандартов закреплено в

казахском и белорусском законах, а в

Кыргызстане они хотя напрямую и не предусмотрены законом, но используются с 2002 г.[3].

Автором поддерживается тезис о

важности прямого действия международных стандартов аудита, а также необходимости создания условий, необходимых для этого (их применение должно быть предусмотрено международным договором, заключенным от

имени России уполномоченным органом; сам договор должен быть ратифицирован в форме федерального закона, а также официально переведен на государственный язык). Опыт стран - республик бывшего СССР еще раз это подтверждает.

В связи с этим считаем обоснованным включение в текст отечественного закона положения о приоритете международных договоров над иными нормативно-правовыми актами в рассматриваемой сфере.

V. Законодательство многих стран не ограничивает перечень существенных условий договора об оказании аудиторских услуг положениями о порядке выплаты и размере денежного вознаграждения, а также сроке оказания услуг.

В качестве существенных упоминаются и иные условия: предмет договора, права, обязанности и ответственность сторон, конфиденциальность полученной информации, членство в профессиональной организации (Казахстан); ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (Беларусь). Важно отметить, что законами двух стран (Украина, Азербайджан) предусмотрена даже специальная процедура приемки-передачи аудиторского заключения путем обязательного составления акта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По нашему мнению, учет опыта перечисленных государств в анализируемом аспекте полезен и для России и может предотвратить многие споры между хозяйствующими субъектами по поводу неясности положений договора либо

неподтвержденности факта приемки-передачи аудиторского заключения.

VI. Представляют интерес и иные «национальные» особенности аудиторской деятельности в странах - республиках бывшего СССР (см. табл. 2). Отдельные аспекты регулирования аудиторской деятельности в них предлагается использовать и в России:

1. Ограничить участие

физического лица - аудитора одной аудиторской организацией;

2. Обязательный ежегодный аудит

определить для пользователей недр1, а также юридических лиц, заключающих контракты на осуществление инвестиций,

предусматривающих различные льготы.

Таблица 2

Отдельные особенности регулирования аудиторской деятельности _____________в странах - республиках бывшего СССР_________________________________

Особенности Страна Рекомендации по применению в России Обоснование

1. Участие физического лица - аудитора ограничено одной аудиторской организацией Казахстан Предлагается использовать Внедрение указанной меры поможет исключить случаи «формального» трудоустройства аудиторов по совместительству в разных аудиторских организациях для обеспечения минимального численного состава последних

2. В качестве общественно значимых организаций, для которых обязательный ежегодный аудит предусмотрен законом, определены пользователи недр, а также юридические лица, заключившие контракт на осуществление инвестиций, предусматривающий инвестиционные преференции Казахстан Предлагается использовать Повышение «прозрачности» актуально для общественно значимых организаций, которые получают льготы от государства (в любой форме, включая доступ к полезным ископаемым)

3. Финансовая несостоятельность хозяйствующего субъекта является основанием для назначения обязательной аудиторской проверки Украина Можно использовать Как правило, на любой стадии банкротства возникает потребность не в обязательном, а в инициативном аудите для оценки действительного финансового состояния должника, реальной оценки его имущества и обязательств, выяснения причин неплатежеспособности. В то же время Конституционный суд РФ высказал мнение о публичноправовом статусе арбитражных управляющих, что доказывает необходимость обязательного аудита

4. Представление интересов в международных организациях по вопросам аудиторской деятельности делегировано госоргану -Министерству финансов Беларусь Можно использовать Внедрение указанной меры необходимо в случае признания в России международных стандартов аудита в качестве нормативно -правовых актов и заключения соответствующих международных договоров

1 Понятие «пользователи недр» определено статьей 9 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 г. № 2395-1//Российская газета. 1995. 15 марта. (С изменениями и дополнениями.)

Продолжение табл. 2

Особенности Страна Рекомендации по применению в России Обоснование

5. Аудиторские организации имеют право на проведение предварительного ознакомления с учредительными документами и документами бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта для принятия решения о заключении договора Узбекистан Можно использовать Учитывая возросшие требования к аудиторским организациям и аудиторам по соблюдению этических требований, «преддоговорная квалификация» поможет избежать случаев заключения договоров с неблагонадежными контрагентами

6. За уклонение хозяйствующего субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки предусмотрен штраф Узбекистан Предлагается использовать В России такая ответственность носит формальный характер

7. Регламентирован важнейший принцип работы аудитора - существенность Кыргызстан Можно использовать Закрепление не только в стандартах, но и в законе об аудиторской деятельности указанного положения поможет более четко обозначить «границу ответственности» аудиторов

8. Невозможность осуществления аудитором самостоятельной деятельности без трудового или гражданско-правового договора, заключенного с аудиторской организацией Узбекистан Не рекомендуется использовать Аргумент «за» - неспособность индивидуальных аудиторов нести адекватную материальную ответственность. Практика показывает, что даже существующие аудиторские фирмы не всегда готовы возместить убытки, включая упущенную выгоду, причиненные хозяйствующему субъекту или заказчику аудиторской проверки в результате некачественного или ненадлежащего проведения аудиторской проверки, не говоря уже об индивидуальных аудиторах [23]. В то же время формирование компенсационных фондов саморегулируемых организаций и (или) страхование ответственности обеспечат интересы потерпевших, а исключение индивидуальных аудиторов уменьшит конкуренцию на рынке

Окончание табл. 2

Особенности Страна Рекомендации по применению в России Обоснование

9. Периодичность проведения проверок контролирующими органами хозяйствующих субъектов (субъектов предпринимательства), имеющих соответствующие ежегодные аудиторские заключения, ограничена двумя годами [7] Узбекистан Вопрос требует проработки Этой мерой создается дополнительный стимул для развития аудиторского рынка. Но ограничение излишнего вмешательства в предпринимательскую деятельность со стороны любых контролирующих организаций, включая аудиторские, возможно только в случае надлежащего внешнего контроля качества со стороны регуляторов (государства или саморегулируемых организаций). В ином случае возможен уход хозяйствующих субъектов от ответственности за правонарушения

10. В тарифах на обязательный аудит размер прибыли не должен превышать 30 % от себестоимости. Величина тарифов аудиторской организации должна быть подтверждена расшифровками статей затрат. Ответственность за их достоверность несут руководитель и главный бухгалтер [17] Беларусь Не рекомендуется использовать Вмешательство государства в вопросы ценообразования аудиторских услуг излишне, так как этот вопрос решается сторонами при заключении договора. Кроме этого, в акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью согласование цены договора на аудиторские услуги находится в компетенции вышестоящего органа управления

3. Учитывая публично-правовой статус деятельности арбитражных управляющих, подтвержденный Конституционным судом РФ [19; 20], возбуждение производства по делу о банкротстве считать основанием для назначения обязательной аудиторской проверки.

4. Определить федеральный орган

исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование аудиторской

деятельности в лице Министерства финансов РФ, уполномоченным представлять интересы в

международных организациях по вопросам аудиторской деятельности.

5. Предусмотреть в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» право аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов на стадии разработки общего плана и программы аудита проводить предварительное ознакомление с учредительными документами, а также документами бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта для принятия решения о заключении договора об оказании аудиторских и сопутствующих аудиту услуг. На сегодняшний день данный вопрос в общих словах изложен в п. 24 Федерального правила (стандарта)

аудиторской деятельности № 34 «Контроль

качества услуг в аудиторских организациях». Указанной нормой предусмотрено следующее: «При решении вопроса о принятии на обслуживание нового клиента или продолжении сотрудничества с уже существующим клиентом аудиторская организация должна получить информацию, которую считает необходимой в данных обстоятельствах». Считаем, что данное положение, заимствованное из международных стандартов аудита, недостаточно для получения всей необходимой информации на стадии «преддоговорной квалификации». В

существующем законе «Об аудиторской деятельности» соответствующая обязанность закреплена только за аудируемыми лицами, фактически уже заключившими договор оказания аудиторских услуг [15, ст. 14]. В связи с этим возросший объем требований к аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам определяет целесообразность более четкого закрепления соответствующего положения в законодательном акте.

6. Ввести положение об ответственности хозяйствующих субъектов за уклонение от обязательной ежегодной аудиторской проверки.

7. С целью обозначения более четкой «границы ответственности» аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов за результаты работы определить в Федеральном

законе «Об аудиторской деятельности» понятие

2

существенности .

Изложенные выше рекомендации направлены на совершенствование действующей в России системы нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности.

Библиографический список

1. Аудит/под ред. М.В. Мельник. М.: Экономистъ, 2005. 282 с.

2. Аудит/под ред. В.И. Подольского. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Аудит, 2008. 744 с.

3. Бизнес в Кыргызской Республике: юридические аспекты. Информационно-справочное издание. Бишкек: Юридическая фирма «Каликова & Ассошиэйтс», 2008. 111 с.

4. Битулева А.А. Тенденции и опыт развития рынка аудита стран СНГ и Балтии//МСФО и МСА в кредитной организации. 2007. № 4.

5. Извекова А.А. Аудиторская система Казахстана // МСФО и МСА в кредитной организации. 2007. № 4.

6. Мескон М. Основы менеджмента/М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури. М.: Дело, 1992.

7. Норкобилов Х. Приглашаем к разговору. Не конкуренты, а партнеры // Правда Востока. 2005. 15 ноября.

8. Об аудиторской службе: Закон

Азербайджанской Республики от 16.09.1994 г. № 882//Ведомости Верховного Совета

Азербайджанской Республики. 1995. № 7. Ст. 114.

9. Об аудиторской деятельности: Закон Кыргызской Республики от 30.07.2002 г. № 134//www.benchbook.el.kg. (С изменениями и дополнениями.)

10. Об аудиторской деятельности: Закон Республики Беларусь от 08.11.1994 г. № 3373-XП//www.pravoby.info. (С изм. и доп.)

2Отметим, что в предыдущем законе «Об аудиторской деятельности» была закреплена обязательность федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности не только для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, но и для аудируемых лиц [7, ст. 9]. Новый закон существенно видоизменил указанную норму, установив, что федеральные стандарты обязательны лишь для «аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников» [8, ст. 7]. Поэтому можно полагать, что понятие существенности в аудите, предусмотренное федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 4, с 01.01.2009 г. стало не актуально для аудируемых лиц, что и определило необходимость введения соответствующего положения в закон.

11. Об аудиторской деятельности: Закон Республики Казахстан от 20.11.1998 г. № 304-I//www.asiko.kz. (С изменениями и дополнениями.)

12. Об аудиторской деятельности: Закон Республики Узбекистан от 09.12.1992 г. № 734-XП//www.Ыr.uz. (С изм. и доп.)

13. Об аудиторской деятельности: Закон Украины от 22.04.1993 г. № 3125-XП//www.mv-audit.com.ua. (С изм. и доп.)

14. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ//Российская газета. 2001. 9 авг. (С изм. и доп.)

15. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ // Рос. газ. 2008. 31 дек.

16. Об аудиторской деятельности в РФ: Указ Президента РФ от 22.12.93 г. № 2263//Российская газета. 1993. 29 дек.3

17. Об утверждении Инструкции о порядке формирования тарифов на аудиторские услуги: постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 30.04.2002 г. № 94//pravo2002.by.ru. (С изм. и доп.)

18. О недрах: Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (с изм. и доп.)//Рос. газ. 1995. 15 марта.

19. По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой гражданина А.Г. Меженцева: постановление Конституционного Суда РФ от 19.12.2005 г. № 12-П// Рос. газ. 2005. 28 дек.

20. По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2,

12, 17, 24 и 34 Основ законодательства РФ о нотариате: постановление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. № 15-П// Рос. газ. 1998. 28 мая.

21. Словарь по экономике и финансам. URL: http://www.slovari.yandex.ru.

22. Справка о количестве лицензий на право осуществления аудиторской деятельности и квалификационных аттестатов аудитора, выданных Министерством финансов Российской Федерации в 2009 году// www1.minfin.ru

23. Тулаходжаева М.М. Организация

аудиторской деятельности в

Узбекистане // www.gaap.ru.

3

Утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 13.12.2001 № 1459.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.