Научная статья на тему 'Построение единого рынка аудиторских услуг в ЕАЭС'

Построение единого рынка аудиторских услуг в ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
414
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
Евразийский экономический союз / правовое регулирование аудиторской деятельности / аудит / Eurasian Economic Union / legal regulation of auditing / audit

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Булгакова Л. И.

В статье рассматриваются вопросы построения единого рынка аудиторских услуг на территории ЕАЭС, анализируются подходы сближения законодательных норм и правил аудита государств-членов Евразийского союза, заложенные в проекте Соглашения об осуществлении аудиторской деятельности в государствах-членах ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Булгакова Л. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING A SINGLE MARKET OF AUDITING SERVICES IN THE EAEC

The article discusses the issues of building a unified market for audit services in the EAEU, analyzes approaches for converging legislative norms and rules for auditing the member states of the Eurasian Union, laid down in the draft Agreement on the implementation of audit activities in the EAEU member states.

Текст научной работы на тему «Построение единого рынка аудиторских услуг в ЕАЭС»

168

ECONOMICS / <<ш^шетим~лш®мак>>#щ17)),2©1]9

ECONOMICS

УДК: 346.7

Булгакова Л.И.

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института государства и права РАН

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10405

ПОСТРОЕНИЕ ЕДИНОГО РЫНКА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ В ЕАЭС

Bulgakova L.I.

PhD in Law,

Senior Researcher, Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences

BUILDING A SINGLE MARKET OF AUDITING SERVICES IN THE EAEC

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы построения единого рынка аудиторских услуг на территории ЕАЭС, анализируются подходы сближения законодательных норм и правил аудита государств-членов Евразийского союза, заложенные в проекте Соглашения об осуществлении аудиторской деятельности в государствах-членах ЕАЭС.

Abstract

The article discusses the issues of building a unified market for audit services in the EAEU, analyzes approaches for converging legislative norms and rules for auditing the member states of the Eurasian Union, laid down in the draft Agreement on the implementation of audit activities in the EAEU member states.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, правовое регулирование аудиторской деятельности, аудит

Keywords: Eurasian Economic Union, legal regulation of auditing, audit

Построение единого рынка аудиторских услуг в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) является одной из предпосылок формирования единого экономического пространства на территории государств-членов данного Союза. Такая работа, прежде всего связана, с определением единых подходов к организации и осуществлению аудиторской деятельности, гармонизацией и унификацией национальных законодательств государств-членов Союза.

Первым шагом на пути решения этих задач стал тщательный анализ существующей нормативной правовой базы в сфере аудиторской деятельности государств-членов ЕАЭС. Такой анализ проводился, в частности, Институтом государства и права Российской академии наук и показал не только сходство и единые подходы к организации и осуществлению аудиторской деятельности, но и существенные различия в ее правовом регулировании [1]. Следующим шагом в построении единого рынка аудиторских услуг явилась успешная подготовка и утверждение Комиссией ЕАЭС в январе текущего года проекта Соглашения об осуществлении аудиторской деятельности в рамках Евразийского экономического союза [2]. Данный документ основан на Договоре о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., общепризнанных принципах и нормах международного права и направлен на предоставление лицам любого государства-члена Союза права на поставку и получение аудиторских услуг без ограничений и изъятий, признание квалификационных аттестатов аудиторов государств-членов, признание аудиторских заключений, выдаваемых аудиторской организацией одного государства на территории других государств-членов.

В настоящее время во всех государствах-членах Союза (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия) приняты и действуют законы, устанавливающие основы правового регулирования аудиторской деятельности: Закон Республики Армения от 31.01.2003 г. «Об аудиторской деятельности», Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 г. № 56 «Об аудиторской деятельности», Закон Республики Казахстан от 20.11.1998 г. № 304-1 «Об аудиторской деятельности», Закон Киргизской Республики от 30.07.2002 г. № 134 «Об аудиторской деятельности», Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Данные законодательные акты демонстрируют сходство в подходах к регулированию аудиторской деятельности, что можно объяснить длительным периодом общей истории этих государств, современным состоянием экономических отношений, ориентацией на мировой положительный опыт в регулировании аудиторской деятельности. Указанная сфера деятельности регулируется также рядом иных законодательных и подзаконных актов. Существенное место в регулировании указанной сферы занимают стандарты аудиторской деятельности, устанавливающие требования к порядку проведения аудита и сопутствующих аудиту услуг. Представляется, что ключевым пунктом в вопросе построения единого рынка аудиторских услуг является договоренность государств-членов ЕАЭС об осуществлении аудиторской деятельности в соответствии с международными стандартами аудита (МСА), одобряемыми Международной федерацией бухгалтеров. Концептуальная позиция использования данных стандартов основана на том, что, во-первых, МСА представляют собой универсальную и наиболее качественную систему требований к аудиторской деятельности, во-вторых, наряду с использованием

<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#1Щ17)),2(0]9 / БСОШМГСБ

Международных стандартов финансовой отчетности они создают благоприятную информационную среду для инвесторов, что способствует стимулированию инвестиций в экономику государств-членов ЕАЭС, активизации и развитию рынка капитала, в-третьих, МСА приняты в качестве регулирующих актов во многих государствах мира, что позволяет использовать этот инструмент в интеграционной политике отдельных государств в мировую экономику.

Аудиторская деятельность складывается из аудита - независимой проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности и другой информации, содержащейся в финансовых документах, и сопутствующих аудиту услуг. К последним относятся три вида услуг: обзорная проверка, согласованные процедуры, компиляция финансовой информации. Следует отметить, что во всех законах об аудиторской деятельности государств-членов Союза выделен обязательный аудит, однако, основания и порядок его проведения различны. В соответствии с указанным проектом под обязательный аудит подпадает: (а) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность кредитной организации (банка), страховой организации, общества взаимного страхования, негосударственного пенсионного фонда, организации, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам; а также такая отчетность, включаемая в проспект ценных бумаг. Для индивидуальных аудиторов установлены ограничения в проведении обязательного аудита. В то же время в национальном законодательстве государства-члена могут быть установлены случаи, при которых указанная отчетность экономического субъекта подлежит обязательному аудиту, а также право индивидуального аудитора осуществлять обязательный аудит в таких случаях.

Результаты аудиторской проверки отражаются в аудиторском заключении (отчете). Общие подходы к сущности и видам аудиторского заключения в законах об аудиторской деятельности государств-членов ЕАЭС схожи и получили свое отражение в проекте Соглашения. Данный документ составляется в соответствии со стандартами аудиторской деятельности лицами, имеющими право на осуществление аудиторской деятельности в государстве-члене, и официальным документом в других государствах-членах.

Установление в проекте Соглашения единых требований к субъектам аудиторской деятельности обусловлены необходимостью качественного выполнения аудиторских услуг, повышения профессиональной квалификации, соблюдения принципов аудита таких, как профессионализм и независимость. Аудиторскую деятельность могут осуществлять аудиторские организации, индивидуальные аудиторы, аудиторы. Вполне естественно, что лицо, претендующее на участие в аудиторской деятельности, должно иметь квалификационный аттестат (свидетельство, сертификат) аудитора, который выдается по результатам квалификационного экзамена, подтверждающего уровень его теоретических знаний в областях, предусмотренных в Соглашении. Поддержание необходимого уровня теоретических знаний, профессиональных навыков и умений аудитора будет обеспечиваться обязательным ежегодным повышением квалификации, правило о

_169_

котором установлено в проекте указанного Соглашения.

В контексте рассматриваемой темы важным вопросом выступает система регулирования аудиторской деятельности. В соответствии с подготовленным Соглашением государство-член Союза определяет орган, уполномоченный на осуществление функций по регулированию аудиторской деятельности. Такими органами могут быть государственные органы государств-членов, организации, специально созданные для этих целей. В то же время участники-государства ЕАЭС берут на себя обязательство способствовать созданию профессиональных объединений (саморегулируемых организаций) аудиторов и осуществлению ими своей деятельности. Также в проекте Соглашения предусматривается возможность предоставления органу, уполномоченному на осуществление функций по регулированию аудиторской деятельности, права делегирования своих функций профессиональным объединениям (саморегулируемым организациям) аудиторов. Последнее правило направлено на включение профессионального сообщества аудиторов в регулирующие процессы данного вида деятельности.

Важнейшим элементом обеспечения качества аудиторских услуг является действенный контроль, который включает не только проверку выполнения требований законодателя в отношении профессиональных участников, их аттестации, соблюдения ими лицензионных требований, но и обязательных правил, содержащихся в стандартах аудиторской деятельности и применяемых аудиторами в своей работе. Внутренний контроль осуществляется непосредственно аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. Особое внимание уделяется внешнему контролю качества аудиторских услуг, как своеобразной гарантии прозрачности и качества бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов, включая общественно значимые организации. В соответствии с проектом Соглашения государство-член ЕАЭС должно обеспечить осуществление внешнего контроля аудиторов, установить порядок его осуществления, а также определить орган, который его осуществляет (государственный орган, профессиональные объединения, в т.ч. саморегулируемые организации). Предмет внешнего контроля будет определен Соглашением об осуществлении аудиторской деятельности в рамках ЕАЭС.

В заключение отметить, что Соглашение об осуществлении аудиторской деятельности в рамках ЕАЭС станет основой для сближения аудиторского законодательства государств-членов Союза, направленного на установление идентичных правовых механизмов и сходного правового регулирования аудиторской деятельности.

Список литературы

1.Булгакова Л.И. Регулирование аудиторской деятельности в государствах-членах Евразийского экономического союза (сравнительно-правовой обзор) // URL:http://www.igpran.ш/artides/3935/ (дата обращения: 12.05.2019 г.).

2.Распоряжение Евразийской экономической комиссии от 29 января 2019 г. № 22 // Консультант-Плюс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.