Научная статья на тему 'Оценка целесообразности и эффективности аудиторских проверок'

Оценка целесообразности и эффективности аудиторских проверок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
589
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА / САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТОРОВ / АУДИТОРСКИЙ КОНТРОЛЬ / АУДИТОРСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дементьев Д. В.

В статье анализируются современные аудиторские процедуры. Особое внимание уделяется оценке прозрачности и эффективности аудита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка целесообразности и эффективности аудиторских проверок»

АУДИТ

ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ АУДИТОРСКИХ ПРОВЕРОК

Д. В. ДЕМЕНТЬЕВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и налоговой политики Новосибирский государственный технический университет

В соответствии с российским законодательством аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей аудиторских процедур под бухгалтерской отчетностью лица понимается отчетность, предусмотренная российским законодательством, а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами.

Аудиторская проверка может быть для хозяйствующих субъектов обязательной или инициативной. Обязательный аудит ежегодно должны осуществлять следующие организации:

— открытые акционерные общества;

— кредитные и страховые организации;

— бюро кредитных историй;

— общества взаимного страхования;

— товарные и фондовые биржи;

— инвестиционные фонды;

— государственные внебюджетные фонды;

— фонды, средства которых образованы из добровольных отчислений юридических и физических лиц;

— организации, выручка которых за предшествовавший отчетному год превышает 50 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 млн руб.

Финансовые показатели могут быть снижены для муниципальных унитарных предприятий законами субъектов РФ. Следует обратить внимание,

что финансовые показатели соответствуют году, который предшествует отчетному, т. е. аудиторская организация утверждается для проверки бухгалтерской отчетности за 2009 г. на основании финансовых показателей 2008 г.

Кроме того, «персональное» проведение обязательного аудита для некоторых организаций регулируется отдельными федеральными законами (по состоянию на 01.01.2010 их насчитывается более тридцати).

Все остальные экономические субъекты могут провести инициативный аудит. Решение о его проведении принимает собственник или уполномоченный исполнительный орган. В этом случае аудируемые лица могут также получить аудиторское заключение — официальный документ, содержащий мнение аудиторской организации о достоверности отчетности. Однако часто при добровольном аудите клиентов аудиторской фирмы интересует лишь отчет о выполненной работе, в котором содержатся рекомендации по устранению выявленных ошибок или нарушений законодательства.

Ключевым является вопрос о необходимости аудита бухгалтерской отчетности: чем он полезен экономическому субъекту?

Во-первых, собственники бизнеса должны быть информированы о процедурах и результатах аудиторских услуг. В связи с этим аудиторы раскрывают своим клиентам основные положения ряда стандартов по аудиторской деятельности. Например, в письме к руководителю организации

аудиторская фирма отражает существенные моменты таких стандартов, как:

— стандарт № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой отчетности»;

— стандарт № 12 «Согласование условий проведения аудита»;

— стандарт № 19 «Особенности первой проверки аудируемого лица»;

— стандарт № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях».

Аудиторская проверка включает следующие этапы:

1) подготовка к проверке — происходит согласование существенных условий проведения аудита: цена услуг, сроки проведения, объем проверки, механизм доступа к первичным документам и регистрам учета клиента;

2) планирование аудита — важно проконтролировать, применяло ли аудируемое лицо при составлении отчетности допущение непрерывности деятельности. Информация может быть получена из учетной политики организации;

3) аудиторская проверка хозяйственных операций — аудитор получает доказательства: сначала определяется цель анализа, затем проверяются факты хозяйственной деятельности и далее собранная аналитическая информация оценивается;

4) подготовка аудиторского заключения, содержание которого определено законодательно. Кроме заключения клиент получает отчет или письменную информацию по результатам проверки: сведения об ошибках в учете. В соответствии со стандартом № 22 руководство экономического субъекта может выбирать форму передачи информации: письменный отчет или устные сообщения. Как правило, этот момент указан в договоре на аудиторскую проверку.

Перечень сопутствующих аудиту услуг также определен федеральными стандартами аудиторской деятельности. В постановлении Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (ред. от 30.11.2008) отражены три вида таких услуг.

Прежде всего — обзорная проверка, которая включает в себя запросы и аналитические процедуры, направленные на общую проверку надежности предпосылок составления финансовой отчетности, за которые отвечает сторона, составляющая отчетность, и предназначенные для использования предполагаемыми пользователями. При этом оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, тестирование бухгалтерских записей и ответов на запросы посредством сбора подтверждающих доказательств, получаемых в ходе аудиторских процедур (инспектирование, наблюдение, подтверждение и подсчет), обычно не предусматриваются.

Вторым видом услуг считается согласованная процедура, т. е. выполнение запросов и их анализ; пересчет, сравнение и другие действия по проверке точности записей; наблюдение; инспектирование; получение подтверждений.

Третий вид — это компиляция финансовой информации, включающая сбор, классификацию и обобщение финансовой информации, возможную ее трансформацию, т. е. преобразование форм отчетности, подготовленных в соответствии с требованиями законодательства РФ, в иные формы финансовой отчетности.

При подготовке и подписании договора на оказание аудиторских услуг руководители организаций должны обращать внимание на следующие моменты.

Во-первых, аудиторская организация должна быть членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов, так как с 01.01.2010 лицензирование аудиторской деятельности отменено. Контактную информацию о таких организациях можно найти на официальном сайте Министерства финансов РФ (табл. 1).

Во-вторых, в целях обеспечения имущественной ответственности аудиторских фирм перед потребителями аудиторских услуг некоммерческие партнерства вправе применять следующие способы:

Таблица 1

Саморегулируемые организации аудиторов в Российской Федерации (по состоянию на 15.01.2010)

№ п/п Наименование Количество членов Адрес в сети Интернет

Организации Аудиторы

1 Аудиторская палата России 1099 5 495 www. aprussia. ru

2 Институт профессиональных аудиторов 229 1 984 www. e-ipar. ru

3 Московская аудиторская палата 844 4 108 www. m-auditchamber. ru

4 Гильдия аудиторов региональных институтов профессиональных бухгалтеров 598 2 643 www. gipbr. ru

5 Российская коллегия аудиторов 699 3 234 www. rkanp. ru

6 Аудиторская ассоциация «Содружество» 330 1430 www. auditor-sro. org

— создание системы личного или коллективного страхования;

— формирование компенсационного фонда.

Компенсационный фонд первоначально

формируется исключительно в денежной форме. Размещение средств фонда в целях сохранения и прироста денежных средств и инвестирование таких средств осуществляются через управляющие компании. Федеральными законами могут устанавливаться иные требования к порядку формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации — его минимальному размеру, размещению денежных средств фонда и страхованию ответственности членов организации.

Также необходимо учитывать фактор независимости аудиторских организаций и аудиторов. В Федеральномй законе «Об аудиторской деятельности» (ст. 8) определены случаи, когда аудиторская проверка не может быть проведена. По существу это касается руководителей и должностных лиц аудиторских организаций и экономических субъектов, их близких родственных связей, услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности. Следовательно, необходимо правильно выбрать аудиторскую организацию.

Информация об аудиторских фирмах — членах саморегулируемых организаций размещена на сайте Министерства финансов РФ (табл. 2).

Таблица 2

Аудиторские организации в Сибирском федеральном округе (по состоянию на 01.01.2010)

№ п/п Регион Количество

1 Новосибирская область 57

2 Республика Алтай 1

3 Республика Бурятия 7

4 Республика Хакасия 7

5 Алтайский край 17

6 Забайкальский край 5

7 Красноярский край 41

8 Иркутская область 28

9 Кемеровская область 41

10 Омская область 52

11 Томская область 13

При заключении договора определяются стоимость аудиторских услуг, сроки оплаты — в зависимости от объема и сложности аудиторских процедур без учета каких-либо пожеланий аудируемого лица по подготовке выводов в аудиторском заключении.

Планирование аудиторской проверки, подбор специалистов, расчет уровня существенности финансовых операций клиента, подготовка про-

граммы аудиторской проверки осуществляет аудиторская фирма с учетом отраслевой особенности проверяемой организации.

Аудитор самостоятельно оценивает существенность показателей исходя из своего профессионального уровня и опыта работы.

В зависимости от рассматриваемого аспекта финансовой отчетности возможны различные уровни существенности и их взаимосвязь с аудиторским риском. Информация считается существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе бухгалтерской отчетности.

Оценка существенности, относящаяся к отдельным счетам бухгалтерского учета и группам однотипных операций, помогает аудитору решить следующие вопросы: какие показатели бухгалтерской отчетности необходимо проверять, в каких случаях нужна сплошная или выборочная проверка и др. Это позволяет выбрать аудиторские процедуры, которые в совокупности уменьшат аудиторский риск до приемлемо низкого уровня, а также определить методы проверки (анализ, сравнение и др.).

На заключительном этапе аудитор готовит для клиента аудиторское заключение, структура которого определена в федеральном стандарте № 6 и которое применяется с учетом положения Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (ст. 6, часть 2).

Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России [10] обращает внимание на то, что на этапе заключения договора оказания аудиторских услуг, а также при получении от аудиторской фирмы аудиторского заключения рекомендуется учесть, что аудитор, который должен подписывать аудиторское заключение, соблюдаеттребование Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в отношении ежегодного повышения квалификации. Подтверждением соблюдения аудитором квалификационных требований является отметка на оборотной стороне бланка квалификационного аттестата аудитора.

Отсутствие на оборотной стороне бланка квалификационного аттестата аудитора, выданного до 2006г., указанной отметки означает, что квалификационный аттестат такого аудитора подлежит аннулированию.

Клиенты аудиторских фирм должны иметь четкое понимание того, что профессионализм аудитора отличается от профессионализма сотрудников организации: руководителей, бухгалтеров, финансистов, юристов, технологов. Этот фактор

со своей стороны должна учитывать и аудиторская организация при формировании групп аудиторов-ревизоров, которые будут работать при проверке у клиентов.

По мнению автора, уровень квалификации аудитора зависит от его знаний и умения применять их. Например, аудитор должен уметь:

— рассматривать финансовые проблемы с нескольких точек зрения;

— делать выводы на основе противоречивой информации;

— выбирать для анализа существенную, объективную информацию;

— прогнозировать события с учетом их вероятности.

Аудитор должен обладать способностью анализировать и применять законы и другие нормативные акты в процессе проверки хозяйственных операций, прогнозировать последствия принятых руководителем организации решений, т. е. творчески подходит к своей деятельности.

Пользователи финансовой отчетности как внешние, так и внутренние должны быть заинтересованы в достоверной оценке состояния бухгалтерской отчетности, что очень важно для принятия правильных управленческих решений.

Важнейшее условие для формирования объективных выводов — это качество исходной информации, т. е. правильность оформления первичных учетных документов и достоверное отражение операций на счетах бухгалтерского учета.

Итак, собственники и руководители фирм в результате проведения проверки получают представление о реальном состоянии финансовой отчетности. На основе результатов проверки представляется возможным делать выводы о профессионализме, компетенции исполнителей, обоснованности их численности, атакже о состоянии внутреннего контроля, его соответствии масштабам деятельности.

Руководителям организаций важно знать, какие последствия могут иметь место, если не проводить обязательный аудит? С точки зрения административного права возможны следующие штрафные санкции:

а) для открытых акционерных обществ:

— на должностных лиц может быть наложен штраф от двадцати до тридцати тысяч рублей или дисквалификация на срок до одного года;

— на юридических лиц может быть наложен штраф от пятисот до семисот тысяч рублей (п. 2 ст. 15.23.1), так как акционеры при рассмотрении и ут-

верждении отчетности обязательно должны требовать наличие аудиторского заключения, утверждать аудитора на следующий финансовый год;

б) для обществ с ограниченной ответственностью:

— должностные лица могут быть оштрафованы на сумму от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;

— юридические лица могут быть оштрафованы на сумму от пятисот до семисот тысяч рублей.

Итак, аудиторская проверка финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности и организационно-правовых форм — это, с одной стороны, законодательная необходимость, с другой — реальный способ повысить эффективность управленческих решений, т. е. повысить эффективность бизнеса, рационально осуществлять уставную деятельность.

Список литературы

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ.

2. Информационное сообщение Минфина России «Для пользователей аудиторских услуг в связи с вступлением в силу Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЭ «Об аудиторской деятельности»: www. minfin. ru.

3. Информация об аудиторских фирмах — членах саморегулируемых организаций: официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. Режим доступа: www. minfin. ru.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЭ.

6. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ.

7. О саморегулируемых организациях: Федеральный закон от01.12.2007 № 315-ФЭ.

8. Об оценочной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЭ.

9. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от26.10.2002 № 127-ФЗ.

10. О сельскохозяйственной кооперации: Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЭ.

11. Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности: постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.