Научная статья на тему 'Опыт применения международных стандартов финансовой отчетности в государствах - участниках СНГ'

Опыт применения международных стандартов финансовой отчетности в государствах - участниках СНГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
576
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Информация подготовлена Координационным советом по бухгалтерскому учету при Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств и опубликована на официальном сайте Минфина России http://www. minfin. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт применения международных стандартов финансовой отчетности в государствах - участниках СНГ»

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ГОСУДАРСТВАХ - УЧАСТНИКАХ СНГ*

Введение

В соответствии с Положением о Координационном совете по бухгалтерскому учету при Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств (далее — Координационный совет), утвержденным решением Экономического совета Содружества Независимых Государств от 25.05.2000, Координационный совет создан в целях осуществления координации действий государств — участников СНГ по вопросам бухгалтерского учета, выработки исходных требований к регламенту организации и ведению бухгалтерского учета, составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, организации аудиторской деятельности, а также сближения и гармонизации национальных систем учета и аудита с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) и международными стандартами аудита (МСА).

Исходя из этого Координационной совет систематически анализирует опыт применения МСФО в государствах — участниках СНГ и вырабатывает соответствующие рекомендации.

На пятом заседании Координационного совета (02.12.2008) подтверждена необходимость:

— дальнейшего постоянного взаимодействия уполномоченных органов государств — участников СНГ, регулирующих вопросы бухгалтерского учета, для обеспечения последовательного применения и обеспечения соблюдения МСФО и МСА, в частности для обмена информацией о практическом опыте регулирования бухгалтерского учета и аудита, а также о возникающих при этом вопросах и возможностях их решения;

— обсуждения в рамках Координационного совета вопросов координации действий упол-

* Информация подготовлена Координационным советом по бухгалтерскому учету при Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств и опубликована на официальном сайте Минфина России — http://www. ттйп. т.

номоченных органов государств — участников СНГ, регулирующих вопросы бухгалтерского учета, при осуществлении взаимодействия указанных органов с Правлением Комитета по МСФО в рамках Меморандума о понимании роли органов, устанавливающих стандарты бухгалтерского учета;

— обеспечения раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций полной и качественной информации о финансовом положении, финансовом результате деятельности и движении денежных средств, а также введения более жестких требований в отношении раскрытия информации о сложных финансовых инструментах.

На шестом заседании Координационного совета (17.09.2009) решено продолжить обмен опытом развития национальных систем бухгалтерского учета и аудиторской деятельности, в том числе опытом применения МСФО и МСА хозяйствующими субъектами. Поддержаны меры, предпринимаемые Правлением Комитета по МСФО в ответ на решения «группы двадцати». Вместе с тем, по оценке Координационного совета, система МСФО требует дальнейшего совершенствования, в первую очередь упрощения подходов к формированию и раскрытию информации о финансовых инструментах.

Координационный совет отметил, что кризисные явления в экономике в 2008—2009 гг. привлекли внимание к ряду вопросов развития бухгалтерской и аудиторской профессии, которые требуют неотложных действий. Такие действия должны включать совершенствование стандартов бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторской деятельности, укрепление связей Правления Комитета по МСФО с национальными регуляторами бухгалтерского учета и надзорными органами, усиление общественного контроля за аудиторской профессией.

В соответствии с решением, принятым на пятом заседании Координационного совета, в 2009 г. была проведена работа по обобщению опыта применения МСФО в государствах — участниках СНГ и подготовлена первая информация об опыте применения МСФО в государствах—участниках СНГ. Результаты этой работы рассмотрены на шестом заседании Координационного совета. Признано целесообразным продолжить данную работу

Настоящая информация об опыте применения МСФО в государствах — участниках СНГ подготовлена на основе информации о ходе совершенствования национальных систем регулирования бухгалтерского учета и отчетности, а также внедрения МСФО в государствах — участниках СНГ по состоянию на 01.01.2010, представленной членами Координационного совета и размещенной на официальном сайте Исполнительного комитета СНГ в Интернете.

МСФО — основа реформирования национальных систем бухгалтерского учета и отчетности

В последнее десятилетие в области бухгалтерского учета и отчетности в государствах — участниках СНГ произошли значительные изменения. Главное направление этих изменений — обеспечение формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов, полезной заинтересованным пользователям.

Бухгалтерская отчетность стала более информативной. Хозяйствующие субъекты используют в бухгалтерском учете и отчетности способы оценки активов и обязательств, ориентированные на условия рыночной экономики. В целях бухгалтерского учета применяется множество новых технологий. Крупнейшие хозяйствующие субъекты (нефтяной, газовой, электроэнергетической, металлургической, автомобилестроительной, химической промышленности, банковского сектора) подготавливают консолидированную финансовую отчетность. Получил развитие рынок аудиторских услуг. Возрос престиж бухгалтерской профессии, появилась аудиторская профессия. Создан ряд профессиональных общественных объединений, отдельные из которых стали членами Международной федерации бухгалтеров.

Общей чертой реформирования национальных систем бухгалтерского учета и отчетности в

государствах — участниках СНГ стало принятие в качестве основного инструмента МСФО. Такое концептуальное единство подхода к реформе обусловлено следующими основными причинами.

Во-первых, переход от централизованной экономики к рыночным отношениям, произошедший в государствах — участниках СНГ, сместил акценты в характере использования бухгалтерской информации с контроля за наличием и движением имущества к демонстрации реального финансового положения и финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов.

Во-вторых, в настоящее время МСФО, разрабатываемые последние 40 лет независимым международным негосударственным институтом, представляют собой универсальную и наиболее качественную систему требований к бухгалтерской информации, позволяющих принимать на ее основе экономические решения.

В-третьих, стремление государств — участников СНГ к стимулированию инвестиций в национальную экономику, к активизации национальных рынков капитала реализуется помимо прочего через создание благоприятной информационной среды для инвесторов путем использования МСФО, играющих в современном мире роль международного языка бизнеса.

В-четвертых, международная популярность МСФО в последние годы резко возросла, стандарты приняты в качестве регулирующих актов в более чем 100 государствах. В связи с этим применение МСФО рассматривается в качестве элемента интеграции отдельных государств в мировую экономику.

Организация применения МСФО

Во всех государствах — участниках СНГ имеются национальные планы (программы) перехода к применению МСФО. Полномочия по реализации этих планов (программ) возлагаются, как правило, на министерство финансов либо министерство финансов совместно с центральным банком, органом, регулирующим финансовые рынки, другими органами (табл. 1).

В то же время заметную роль в реализации этих планов (программ) играют негосударственные организации, в том числе саморегулируемые организации бухгалтеров и аудиторов.

Национальные планы (программы) перехода к применению МСФО, как правило, охватывают следующие основные вопросы:

Таблица 1

Организация внедрения МСФО

Государства — участники СНГ Наличие плана или программы внедрения МСФО Органы, уполномоченные исполнять план или программу Период внедрения МСФО

Азербайджан 1 + Минфин 2008—2009 гг.

Армения + Минфин 2010—2011 гг.

Беларусь + Минфин, Минэкономики, Минналоги, Нацстаткомитет, Ми-нобр, Минтруда, Минархитектуры и строительства, Нацбанк 2010 г.

Казахстан + Минфин, Нацбанк, Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, государственные органы, имеющие подведомственные государственные предприятия и акционерные общества (товарищества с ограниченной ответственностью), права владения и пользования контрольными пакетами акций (долями участия) которых принадлежит государству, акимы областей и городов Астаны и Алматы, АО «Фонд национального благосостояния «Самрук- азына», Ми-нобрнауки, МИД С 2003 г.

Кыргызстан + Минфин, Госфиннадзор С 2003 г.

Молдова + Минфин, Нацбанк, Национальная комиссия по финансовому рынку и ценных бумаг, Информационная служба финансовых отчетов при Национальном бюро статистики, Министерство просвещения и молодежи, вузы С 2011 г.

Россия + Минфин, Центробанк 2010—2015 гг.

Таджикистан + Правительственная Комиссия по внедрению МСФО, Минфин, Министерство экономики и торговли, финансовый отдел Исполнительного аппарата Президента Республики Таджикистан, Государственный Комитет статистики, Агентство по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией, Общественный Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов 2006—2010 гг.

Узбекистан 2 + Минфин, Государственный комитет по статистики, Центробанк, Минюст, Профессиональное объединение бухгалтеров и аудиторов В долгосрочной перспективе — поэтапно

1 Для организаций общественного сектора.

2 Информация за 2009 г.

— составление финансовой отчетности по МСФО национальными хозяйствующими субъектами;

— введение МСФО в национальные правовые системы;

— создание системы контроля (надзора) качества финансовой отчетности по МСФО;

— обучение и подготовка специалистов по МСФО.

Составление финансовой отчетности

по МСФО

С установлением рыночных отношений в государствах — участниках СНГ национальные

хозяйствующие субъекты столкнулись с необходимостью привлечения капитала через рыночные механизмы. Для решения этой задачи хозяйствующие субъекты начали составлять и представлять финансовую отчетность по МСФО в добровольном порядке. Это обеспечивало условия для привлечения ими инвестиций не только на национальных, но и на международных рынках капитала. В последние годы число хозяйствующих субъектов, составляющих отчетность по МСФО, во всех государствах — участниках СНГ неуклонно возрастало.

Наряду с отчетностью по МСФО ту же функцию выполняет отчетность, составленная по

национальным стандартам США (US GAAP), которые в определенной степени могут рассматриваться в качестве международных стандартов. Однако за последние четыре года в связи с появлением возможности использования на биржах США финансовой отчетности по МСФО число хозяйствующих субъектов государств — участников СНГ, составляющих отчетность по МСФО, стало увеличиваться, в том числе за счет тех субъектов, которые ранее готовили отчетность по US GAAP.

Стимулирующую роль в данном процессе играют обобщение и распространение опыта применения МСФО, которые осуществляются в основном негосударственными организациями, хотя и не без участия правительственных структур. Участие государственных органов обычно заключается в подготовке и широком распространении, в том числе с помощью Интернета, полезных материалов, имеющих методический характер (табл. 2).

Таблица 2

Обобщение и распространение опыта применения МСФО

Государства — участники СНГ Система обобщения и распространения опыта применения МСФО

Азербайджан Обобщение и распространение опыта применения МСФО осуществляется путем: — публикации соответствующих материалов в средствах массовой информации, в частности в научно-практическом журнале Минфина «Финансы и учет», а также размещения информации на официальном сайте Минфина; — издания Центробанком и Минфином соответствующих методических рекомендаций; — проведения Минфином международных конференций и семинаров по вопросам перехода на МСФО

Армения Обобщение и распространение опыта применения МСФО осуществляется путем публикации соответствующих материалов в издании «Официальная ведомость», а также размещения информации в Интернете

Беларусь Обобщение и распространение опыта применения МСФО осуществляется путем публикации соответствующих материалов в средствах массовой информации, в частности в научно-практическом журнале Минфина «Финансы, учет, аудит», а также путем размещения информации в Интернете

Казахстан Обобщение и распространение опыта применения МСФО осуществляется Минфином, Нацбан-ком, аккредитованными профессиональными организациями бухгалтеров, профессиональными аудиторскими организациями путем издания методических рекомендаций, учебных пособий и проведения обучающих семинаров и тренингов

Кыргызстан Обобщение и распространение опыта применения МСФО осуществляется путем издания Нацбан-ком, Минфином, Госфиннадзором соответствующих методических рекомендаций, размещения информации в Интернете, проведения обучающих мероприятий

Молдова Нет данных

Россия Обобщение и распространение опыта применения МСФО осуществляется негосударственными организациями, в частности саморегулируемыми организациями аудиторов, профессиональными объединениями бухгалтеров (издание специальной литературы, публикация материалов в средствах массовой информации, размещение информации в Интернете, проведение обучающих мероприятий)

Таджикистан Общественный институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов проводит курсы повышения квалификации специалистов бухгалтерского учета и аудиторской деятельности в соответствии с МСФО. Методологический совет по бухгалтерскому учету и аудиту при правительственной комиссии по внедрению МСФО разрабатывает, одобряет методические рекомендации по бухгалтерскому учету по применению МСФО

Узбекистан 1 Обобщение и распространение опыта применения МСФО осуществляется профессиональными объединениями бухгалтеров и аудиторов при проведении курсов по финансовому учету и отчетности, основанных на МСФО; Минфином совместно с профессиональными объединениями бухгалтеров и аудиторов при организации международных конференций и семинаров по вопросам перехода на МСФО, а также при проведении круглых столов, краткосрочных курсов и тренингов по бухгалтерскому учету в соответствии с МСФО

1 Информация за 2009 г.

Введение МСФО в национальные

правовые системы

Внедрение МСФО не может ограничиться одним лишь добровольным применением этих стандартов. Инвесторы и другие пользователи финансовой отчетности нуждаются в правовой защите своих интересов получения достоверной финансовой информации, для чего необходима нормативная обязательность ее предоставления.

Общими для государств — участников СНГ стали два основных способа введения требований МСФО в национальные правовые системы:

— принятие МСФО в качестве основы для разработки национальных стандартов;

— непосредственное применение МСФО в отношении определенных типов организаций.

Оба способа реализуются параллельно во взаимосвязи друг с другом. Национальная специфика бухгалтерских реформ в отдельных государствах — участниках СНГ выражается в глубине

проработки национальных стандартов, в выборе правовых механизмов непосредственного применения МСФО и в соотношении сфер применения национальных стандартов и МСФО.

В ряде государств — участников СНГ установлены законодательные требования применения МСФО, тем самым МСФО, по существу, придан статус национальных стандартов. В других государствах — участниках СНГ применение МСФО требуется подзаконными нормативными актами в отношении отдельных типов организаций (табл. 3). При этом круг хозяйствующих субъектов, обязанных составлять отчетность по МСФО, варьирует в разных государствах — участниках СНГ (табл. 4).

Контроль (надзор) за качеством

отчетности по МСФО

Сложность развития системы контроля (надзора) за качеством финансовой отчетности

Таблица 3

Национальные стандарты бухгалтерского учета и МСФО

Национальные стандарты разра- МСФО признаются МСФО применяется непосредс-

Государства — участники СНГ ботаны на основе МСФО в качестве национальных твенно

Индивидуаль- Консолидированная отчетность Индивидуаль- Консолидированная отчетность Индивидуаль- Консолидированная отчетность

ная отчетность ная отчетность ная отчетность

Азербайджан + + + + + +

Армения + + + + — —

Беларусь + + — — + +

Казахстан + + + + — —

Кыргызстан — — — — + +

Молдова + + — — — —

Россия + — — + — —

Таджикистан + + — — — —

Узбекистан1 + + — — + +

1 Информация за 2009 г.

Организации, обязанные составлять отчетность по МСФО

Категория организаций Вид отчетности Азербайджан Армения Беларусь Казахстан Кыргызстан Молдова Россия Таджикистан Узбекистан 1

Организации, долевые ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг Индивидуальная + С 2008 г. + С 2005 г.2 + С 2003 г. + С 2011 года3 + С 2006 г.

Консолидированная + С 2008 г. + + С 2005 г.2 + С 2003 г. + С 2011 г.з + С 2013 г. + С 2006 г.

Таблица 4

Окончание табл 4

Категория организаций Вид отчетности Азербайджан Армения Беларусь Казахстан Кыргызстан Молдова Россия Таджикистан Узбекистан 1

Организации, долговые ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг Индивидуальная + С 2008 г. + С 2005 г. + С 2003 г. + С 2006 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Консолидирован-ная + С 2008 г. + С 2005 г. + С 2003 г. + С 2015 г. + С 2006 г.

Кредитные организации Индивидуальная + + С 2010 г. + С 2008 г. + С 2003 г. + С 2005 г. — + С 2004 г. + С 1999 г. + С 2000 г.

Консолидирован-ная + + С 2010 г. + С 2008 г. + С 2003 г. + С 2005 г. + С 2004 г. + С 1999 г. + С 2000 г.4

Страховые организации Индивидуальная + + С 2010 г. — + С 2003 г. + С 2005 г. + С 2011 г. — + С 2006 г. —

Консолидирован-ная + + С 2010 г. + С 2003 г. + С 2005 г. + С 2011 г. + С 2013 г. + С 2006 г.

Негосударственные пенсионные фонды Индивидуальная + — — + С 2003 г. + С 2005 г. + С 2011 г. — — —

Консолидирован-ная + + С 2003 г. + С 2005 г. + С 2011 г.

Биржи (товарные, фондовые) Индивидуальная + С 2008 г. — — + С 2003 г. + С 2005 г. — — + С 1999 г. —

Консолидирован-ная + С 2008 г. + С 2003 г. + С 2005 г. + С 1999 г.

Инвестиционные фонды Индивидуальная + С 2008 г. + С 2010 г. — + С 2003 г. + С 2005 г. + С 2011 г. — — —

Консолидирован-ная + С 2008 г. + С 2010 г. + С 2003 г. + С 2005 г. + С 2011 г.

Государственные предприятия Индивидуальная + С 2008 г. — — + С 2006 г. + + С 2011 г. — + С 2004 г. —

Консолидирован-ная + С 2008 г. + С 2006 г. + + С 2011 г. + С 2004 г.

Иные категории организаций Индивидуальная — + С 2011 г. — + С 2006 г. — — — — —

Консолидирован-ная + С 2011 г. + С 2006 г.

1 Информация за 2009 г.

2 Акционерные общества.

3 Коммерческие общества, акции которых котируются на фондовой бирже Республики Молдова.

4 Банки.

по МСФО в государствах — участниках СНГ заключается в том, что мировая практика пока не выработала общепринятых подходов в этом вопросе. Контроль за качеством отчетности

тесно связан с установлением ответственности за отчетность. Мировой опыт использования отчетности по МСФО основан главным образом не на административной, а на гражданс-

Таблица 5

Контроль за качеством бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО

Государства — участники СНГ Обязательный аудит бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО Надзор (контроль) уполномоченных органов за бухгалтерской отчетностью, составляемой по МСФО Ответственность хозяйствующих субъектов за качество бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО

Азербайджан Минфин и Центробанк — за применением МСФО организациями общественного сектора Кодекс об административных правонарушениях

Армения + Минфин, Налоговая служба, Центробанк — за отчетностью финансово-кредитных организаций Кодекс об административных правонарушениях

Беларусь Нацбанк — за отчетностью банков и небанковских финансово-кредитных организаций

Казахстан + Нацбанк — за отчетностью организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, и специальных финансовых компаний. Комитет финансового контроля Минфина в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности Кодекс об административных правонарушениях

Кыргызстан + Минфин — за применением МСФО бюджетными организациями, Госфиннад-зор — за всеми иными субъектами

Молдова + С 2011 г. Информационная служба финансовых отчетов при Национальном бюро статистики —

Россия + Банк России — за отчетностью кредитных организаций, ФСФР России — за представлением и публикацией отчетности иными организациями

Таджикистан + — —

Узбекистан 1 — — —

1 Информация за 2009 г.

ко-правовой ответственности — организация, представившая отчетность, и проверивший ее аудитор обязаны возместить ущерб пользователям такой отчетности, который тот понес из-за ее недостоверности.

В связи с этим основой становления национальных систем контроля (надзора) за качеством финансовой отчетности по МСФО являются в первую очередь институты, представляющие интересы пользователей этой отчетности, прежде всего инвесторов.

Контроль (надзор) за качеством финансовой отчетности по МСФО со стороны государственных органов в государствах — частниках СНГ реализуется в основном в рамках действующих систем контроля (надзора) за деятельностью хозяйствующих субъектов (табл. 5). Предпосылок к тому, чтобы эти элементы выросли в целостную систему государственного регулирования контро-

ля (надзора) за качеством финансовой отчетности по МСФО, пока не наблюдается.

Подготовка специалистов по МСФО

Немаловажную роль во внедрении МСФО играет наличие квалифицированных специалистов в этой области. На первых этапах обучение МСФО в государствах — участниках СНГ велось в форме краткосрочных курсов повышения квалификации, как правило, вне систем высшего или среднего специального образования. В настоящее время в государствах — участниках СНГ наряду с курсами повышения квалификации появились национальные программы обучения МСФО, которые включены в систему высшего образования.

В большинстве государств — участников СНГ наряду с обучением МСФО специалистов, занятых подготовкой, аудитом и использованием

финансовой отчетности по МСФО, проводится обучение преподавателей вузов, а также государственных служащих.

Соответствующие разделы по МСФО включены в программы аттестации специалистов, в том числе обязательной аттестации аудиторов (в тех странах, где установлена обязательность аттестации) и бухгалтеров (табл. 6).

Проблемы применения МСФО

В процессе внедрения и применения МСФО государства — участники СНГ столкнулись с рядом общих проблем (табл. 7), среди которых институциональные, организационно-правовые, финансовые, кадровые и методические пробле-

Обучение МСФО и

мы. Решение этих проблем позволяет реализовать в полной мере преимущества применения МСФО.

Институциональные проблемы Институциональные проблемы применения МСФО заключаются в отсутствии или недостаточной развитости в государствах — участниках СНГ той институциональной среды, наличие которой предполагает эффективное применение МСФО. Исторически бухгалтерский учет и отчетность в государствах — участниках СНГ были ориентированы на интересы единственного собственника — государства. Эта ориентация прослеживается в подходах к отражению отде-

Таблица 6

тестация специалистов

Азербай- Армения Беларусь Казахс- Кыргыз- Молдова Россия Таджи- Узбекис-

джан тан стан кистан тан 1

Имеются специальные про- + _ 2 + + + + + + +

граммы обучения МСФО

в системе высшего образо-

вания

Имеются специальные про- + _ 2 + + — + + + +

граммы обучения МСФО

бухгалтеров

Обучение МСФО ауди- — — + + — — + + +

торов проводится в ходе

подготовки к квалифика-

ционному экзамену

Имеются специальные — — — + — + + + +

программы обучения

МСФО аудиторов в системе

непрерывного повышения

квалификации

Проводится обучение + — 1 — + — + + + +

МСФО преподавателей

высших учебных заведений

Проводится обучение — — + + — + + — —

МСФО должностных лиц

государственных органов

Проводится национальная — — — + — — + — +

аттестация специалистов по С 2012 г.

вопросам МСФО

Признается аттестация — — + + 3 — — — — + 3

специалистов по вопросам

МСФО, проводимая меж-

дународными организаци-

ями или организациями

других стран

1 Информация за 2009 г.

2 После перевода МСФО на армянский язык.

3 При аттестации аудиторов.

Таблица 7

Проблемы внедрения МСФО

Основные проблемы внедрения МСФО Государства — участники СНГ

Уровень знаний и навыков применения МСФО, недостаток квалифицированных специалистов в области МСФО Азербайджан Армения Беларусь Кыргызстан Молдова Россия Таджикистан Узбекистан 1

Высокие затраты, связанные с переходом на МСФО (инвестиции в реформирование национальной системы бухгалтерского учета, затраты организаций на составление отчетности по МСФО путем трансформации бухгалтерской отчетности, составленной по национальным правилам, необходимость изменения информационных систем организаций) Кыргызстан Молдова Таджикистан Узбекистан 1

Отсутствие официального статуса финансовой отчетности, составляемой по МСФО Узбекистан 1

Национальные и исторические традиции регулирования бухгалтерского учета и отчетности Таджикистан

Отсутствие или недостаточность методических материалов по переходу к применению и применению МСФО, в том числе на национальном языке, а также с учетом отраслевых особенностей Азербайджан Армения Кыргызстан Молдова Таджикистан

Последовательность и корректность применения МСФО, формализм при применении МСФО Кыргызстан Россия Узбекистан 1

Сложность применения МСФО субъектами малого и среднего предпринимательства Армения Беларусь Кыргызстан Россия

Сложность определения справедливой стоимости финансовых активов и финансовых обязательств Азербайджан Беларусь Казахстан Таджикистан

Отсутствие официального перевода МСФО на национальный язык Кыргыстан Узбекистан 1

Отсутствие официального перевода последней версии МСФО на русский язык Казахстан

Недостаточный контроль за качеством отчетности, составляемой по МСФО Кыргызстан Таджикистан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Недостаточное участие профессиональных общественных организаций бухгалтеров и аудиторов, а также другой заинтересованной общественности, включая пользователей финансовой отчетности, в регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности, в развитии бухгалтерской профессии Беларусь Кыргызстан Узбекистан1

1 Информация за 2009 г.

льных хозяйственных операций, формированию отчетной информации в целом, организации внутреннего и внешнего контроля за качеством отчетности. В большинстве случаев отсутствует опыт использования бухгалтерской информации для принятия экономических решений. В связи с этим ощущается недостаток того широкого круга пользователей отчетности, на который ориентированы МСФО. Немаловажным является отно-

сительно низкий уровень развития фондового рынка в государствах — участниках СНГ.

В то же время традиционно в государствах — участниках СНГ достаточно жесткие требования предъявляются к бухгалтерской информации со стороны государственных органов (прежде всего налоговых), и эти требования не совпадают с требованиями МСФО. Участие профессиональных общественных организаций бухгалтеров

и аудиторов, а также другой заинтересованной общественности, включая пользователей финансовой отчетности, в регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности, развитии бухгалтерской профессии также недостаточно.

Для достижения прогресса при переходе на МСФО требуется, чтобы приверженность такому переходу выражалась на высшем политическом и государственном уровнях. Ключевым фактором успешной реформы является ее поддержка ведущими государственными деятелями.

В то же время успешный переход на МСФО невозможен без соответствующего спроса со стороны составителей отчетов, инвесторов и аналитиков. Правительственные органы нуждаются в постоянном активном сотрудничестве и поддержке составителей отчетов, профессиональных организаций, инвесторов и других пользователей бухгалтерской отчетности.

Организационно-правовые проблемы

Организационно-правовые проблемы применения МСФО заключаются в отсутствии их

официального статуса. Комитет по МСФО выпускает стандарты на английском языке, а Фонд Комитета обладает авторским правом на тексты МСФО. Для внедрения МСФО в правовое поле государств — участников СНГ необходимо не только осуществить перевод стандартов на национальный язык, но и обеспечить беспрепятственный доступ любого заинтересованного лица к этим текстам. До настоящего времени государства — участники СНГ решали эти проблемы в индивидуальном порядке (табл. 8), поэтому нельзя сказать, что кому-то удалось выработать приемлемую эффективную схему взаимодействия с Фондом МСФО в этих вопросах. В качестве значительного позитивного шага в этом направлении следует отметить размещение в начале 2010 г. Фондом Комитета по МСФО на своем интернет-сайте перевода МСФО на русский язык.

Финансовые проблемы

Финансовые проблемы применения МСФО заключаются в необходимости осуществления больших затрат хозяйствующими субъектами на перестройку своих систем бухгалтерского учета,

Таблица 8

Перевод МСФО на государственный язык (языки)

Государства — участники СНГ Наличие перевода МСФО Органы, ответственные за подготовку перевода МСФО Статус перевода МСФО (официальный, неофициальный) Процедура придания официального статуса переводу МСФО

Азербайджан Перевод на азербайджанский язык Минфин Официальный Размещение на официальном сайте Минфина

Армения Перевод на армянский язык Минфин Официальный Утверждение постановлением Правительства Республики Армения

Беларусь Перевод на русский язык Комитет по МСФО Неофициальный —

Казахстан Перевод на казахский язык Минфин Официальный Публикация в официальном издании — в журнале «Бюллетень нормативных правовых актов»

Кыргызстан Перевод на русский язык Минфин, Госфиннадзор Официальный Принятие Госфиннадзором, размещение на его официальном сайте, а также в информационном центре «Токтом»

Молдова Перевод на молдавский язык Комитет по МСФО Официальный —

Россия Перевод на русский язык Комитет по МСФО Неофициальный —

Таджикистан Перевод на русский язык Комитет по МСФО Официальный Одобряется Методологическим советом при правительственной комиссии по внедрению МСФО

Узбекистан 1 — — — —

1 Информация за 2009 г.

переподготовку управленческих кадров, наем дорогостоящих специалистов, разработку или приобретение нового программного обеспечения, изменение управленческих процессов и т. д.

Затраты хозяйствующих субъектов возрастают, когда подготовка финансовой отчетности по МСФО осуществляется путем трансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной по национальным правилам. Однако трансформация, как правило, является основным способом составления отчетности по МСФО хозяйствующими субъектами государств — участников СНГ. Проблемой является также необходимость инвестировать крупные суммы в реформу бухгалтерского учета со стороны государства.

Кадровые проблемы

Кадровые проблемы применения МСФО заключаются в недостаточном уровне знаний и навыков в области МСФО у бухгалтерских специалистов. Даже те хозяйствующие субъекты, которые в финансовом отношении могут позволить себе обучение сотрудников или наем квалифицированных специалистов по МСФО, как правило, ограничиваются очень узким кругом людей. Отдел по МСФО даже у крупных хозяйствующих субъектов часто состоит из трех — четырех человек, а иногда — и из одного человека. Они заняты исключительно составлением финансовой отчетности по МСФО на основе данных бухгалтерского учета, который ведется по другим правилам специалистами, не имеющими необходимого глубокого представления об МСФО. Оторванность процессов ведения учета и составления финансовой отчетности негативно сказывается на ее качестве. Кадровые проблемы усугубляются отсутствием или недостаточным количеством и качеством методических материалов по переходу к применению и применению МСФО, в том числе на национальных языках государств — участников СНГ.

Не менее острой является проблема квалификации специалистов, являющихся «потребителями» отчетности, составленной по МСФО, — высшего руководства хозяйствующих субъектов, менеджеров среднего уровня, государственных служащих, финансовых аналитиков.

Методические проблемы

Методические проблемы применения МСФО заключаются в трудностях реализации требований МСФО. Если МСФО и могут претендовать на звание лучших бухгалтерских стандартов, то вряд ли они могут претендовать на звание «идеальных» стандартов. В их требованиях остается довольно большое количество изъянов, пробелов и даже противоречий. Кроме того, по уровню своих требований МСФО в основном ориентированы на крупный бизнес, в то время как в настоящее время проблемы внедрения МСФО в государствах — участниках СНГ уже перешли на уровень среднего и даже малого бизнеса. Международный стандарт для малого и среднего бизнеса, выпущенный в 2009 г., оказался недостаточно «упрощенным» по сравнению с полным комплектом МСФО. Помимо собственно содержания самих требований проблемы практического применения МСФО возникают в связи с широким использованием в стандартах так называемой справедливой стоимости, когда вариации возможной оценки по своему воздействию на показатели отчетности превышают величину различий между правилами МСФО и национальных стандартов. Получается, что отчетность хозяйствующего субъекта зависит не столько от применяемых стандартов, сколько от применяемых оценок.

Решению методических проблем в большой степени способствует активное сотрудничество государств — участников СНГ с международными организациями в области бухгалтерского учета и отчетности (табл. 9).

Таблица 9

Сотрудничество с международными организациями в области бухгалтерского учета и отчетности

Международная организация Форма сотрудничества Государства — участники СНГ

Координационный совет по бухгалтерскому учету при Исполнительном комитете СНГ Наличие представителя в соответствующих органах, участие в заседаниях Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Узбекистан 1

Окончание табл. 9

Международная организация Форма сотрудничества Государства — участники СНГ

Комитет по МСФО Наличие представителя в соответствующих органах Россия

Направление замечаний и предложений по проектам стандартов и иных документов Россия

Направление запросов для разъяснения стандартов, постановка вопросов, требующих разрешения Молдова, Таджикистан

Проведение пробного применения стандартов национальными хозяйствующими субъектами Таджикистан

Совместное проведение конференций, семинаров, симпозиумов, конгрессов Россия, Таджикистан, Узбекистан 1

Иные формы Казахстан

Международная федерация бухгалтеров Наличие представителя в соответствующих органах Казахстан

Направление замечаний и предложений по проектам стандартов и иных документов Россия

Направление запросов для разъяснения стандартов, постановка вопросов, требующих разрешения Таджикистан

Проведение пробного применения стандартов национальными хозяйствующими субъектами Таджикистан

Совместное проведение конференций, семинаров, симпозиумов, конгрессов Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Узбекистан 1

Предоставление персонала Казахстан, Россия

Иные формы Казахстан

Межправительственная рабочая группа по стандартам учета и отчетности ЮНКТАД Наличие представителя в соответствующих органах, участие в заседаниях Казахстан, Россия, Таджикистан

Другие международные организации Участие в заседаниях Россия

Совместное проведение конференций, семинаров, симпозиумов, конгрессов Беларусь, Россия

Иные формы Россия

1 Информация за 2009 г.

Общность описанных проблем внедрения и применения МСФО требует координации усилий государств — участников СНГ по выработке эффективных путей их решения.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЕТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБЛЕЙ!

При неоднократном размещении (или сразу в нескольких журналах Издательства) предусмотрены скидки

(495) 721-85-75, 8-926-523-79-52 popova@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.