УДК 37
Педагогические науки
Кремнева В.Н.,канд.пед.наук, доцент КФКПетрГУ Неповинных Л.А., старший препод. КФК ПетрГУ Россия, г. Петрозаводск
СИСТЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО
ОБУЧЕНИЯ
Аннотация:В статье представлен опыт реализации дистанционного обучения кафедры физической культуры Петрозаводского Государственного Университета (ПетрГУ с учетом особенностейучебного процесса по дисциплине «Физическая культура и спорт» Так, дистанционное образование вышеперечисленных наук реализуется, в основном, через традиционные ресурсы, средствамивидео-лекцийи видео-семинаров с последующим выполнением контрольных заданий, что является нецелесообразным для дисциплины «Физическая культура и спорт». Вариант решения данной проблемы преподавателями кафедры физической культурыПетрГУ апробированчерез системувариативных заданий, возможных в условиях дистанционного обучения и с учетом специфики дисциплины «Физическая культура и спорт».
Ключевые слова: дистанционное обучение, физическая культура, практические задания, кафедра физической культуры.
Abstract: The article presents the experience of the implementation of distance learning of the Department of Physical Culture of Petrozavodsky State University (PeterSU, taking into account the peculiarities of the educational process on the discipline "Physical Culture and Sport" So, distance education of the above sciences is implemented mainly through traditional resources, video lectures and video
seminars, followed by control tasks, which is impractical for the discipline "Physical Culture and Sport." possible in the context of distance learning and taking into account the specifics of the discipline "Physical Culture and Sport."
Keywords: distance learning, physical culture, practical tasks, department of physical culture.
14 марта 2020 года в Российской Федерации опубликован Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»,на основании которого все вузы страны (и Петрозаводский Государственный Университет (ПетрГУ), в том числе) перешел на дистанционную форму обучения.
Отвечая на поставленные современной действительностью вызовы, кафедрой физической культуры ИФКСиТПетрГУв краткие сроки была разработана системареализациидисциплины «Физическая культура и спорт», апробирована в дистанционном взаимодействии с обучающимися университета в течение первого месяца обучения в дистанционном формате [1].
Исходя из того, что дисциплина «Физическая культура и спорт» -практическая, и действуя в рамках реализации требований ФГОС, система дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт» включает разнообразные варианты заданий, которые в комплексе позволяют поддерживать должный уровень физического, функционального состояния студента, имеют оздоровительную направленность, позволяют добиться осознанного отношения к самостоятельным занятиям физической культурой на основе тщательного самоанализа[1; 2].
1. В таблице 1 ив таблице 2 представлены данные о количестве студентов, приступивших /не приступивших к дистанционному обучению за первые 2 недели и обучения и последующие две недели дистанционного обучения.В сравнении видно, что за последующие две недели обучения число студентов, приступивших к дистанционному обучению возросло, наивысшие показателипо включенности в дистанционный процесс показывают первокурсники.
Таблица 1. Количество студентов, приступивших к дистанционному обучению за первые 2
недели дистанционного обучения
Курс/ кол-во Кол-во студентов, Кол-во студентов, не
студентов включившихся в приступивших к
дистанционное дистанционному
обучение/в % обучению / в %
1 курс/149 59/46% 80/54%
2 курс/124 45/36% 79/64%
3 курс/115 37/32% 73/63%
Диаграмма 1. Количествостудентов, приступивших к дистанционному обучению за первые 2
ИМИТ Диаграмма 1
Не перешли на
дистанционно е обучение (61%) 61%
■ Перешли на дистанционное обучение (39%)
■ Не перешли на дистанционное обучение (61%)
недели.
Таблица 2. Количество студентов, приступивших к дистанционному обучению за последующие 2 недели дистанционного обучения
Курс/кол-во Кол-во студентов, Кол-во студентов, не
студентов включившихся в приступивших к
дистанционное дистанционному
обучение/в % обучению / в%
1 курс/149 109/73% 43/27%
2 курс/125 57/45% 63/54%
3 курс/115 53/46% 62/53%
Диаграмма 2. Количествостудентов, приступивших к дистанционному обучению за
последующие две недели
ИМИТ/389
Диаграмма 2
219/56%
173/44%
Не перешли на дистанционное обучение Перешли на дистанционное обучение
Т.е. больше половины студентов ИМИТ ПетрГУза прошедшее время внедрены в систему дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт» и, как видно, из таблицы 2большеевовлечение в дистанционное обучение среди первых, вторых, третьих курсов произошло за последние две недели.
2. Исходя из балльного регламента оценивания достижений студентов по дисциплине, установленного кафедрой, в течении каждой недели студент должен набирать 4 балла (соответсвенно, в течение первых четырех недель обучения по разработанной намисистеме реализации дисциплины «Физическая культура и спорт»студенты ПетрГУдолжны были набрать более 8 баллов). Детальная информация по количеству студентов 1,2,3 курсов, набравших0 баллов, набравших менее 3 баллов,набравших 3-5 баллов,а так же студентов,
набравших 6-8 баллов за первые две недели представлена в таблице З.Для сравнения в таблице 4 представлена информация за последующие 2 недели
Таблица 3. Количество студентов 1,2,3 курсов, набравших менее 0 баллов, набравших менее 3 баллов, набравших 3-5 баллов, а так же студентов, набравших 6-8 баллов первые две
недели
Курс/кол-во студентов Кол-во студентов, набравших 6- 3 баллов£^и в % Кол-во студентов, набравших 3- 5 баллов/в % Кол-во студентов, набравших менее 3 баллов/в % Кол-во студентов,, набравших 0 баллов/в %
1 курс/ 149 60/40% 5/3% 4/3% 30/54%
2 курс/124 34/27% 6/5% 5/4% 79/64%
3 курс/115 29/25% 3% 5/4% 78/63%
Таблица 4. Количество студентов 1,2,3 курсов, набравших менее 0 баллов, набравших менее 3 баллов, набравших 3-5 баллов, набравших 6-8 баллов, а также студентов, набравших
больше 8 баллов последующие две недели
Курс/ кол-во Кол-во Кол-во Кол-во Кол-во Кол-во
студентов студентов; студентов; студентов; студентов; студентов,
набравших 6- 8 набравших 3- 5 набравших набравших 0 набравших
баллов/и в % баллов/в % менее 3 баллов / в % больше 8
баллов/в % баллов/в %
1 курс/ 149 31/21% 56/33% 20/13% 43/27% 2/1%
2 курс/125 6/5% 40/32% 9/7% 68/54% 3/2%
3 курс/115 10/9% 22/19% 13/15% 62/53% 3/3%
Диаграмма 3, 4, 5. Количество студентов 1,2,3 курсов, набравших менее 0 баллов, набравших менее 3 баллов, набравших 3-5 баллов, набравших 6-8 баллов, а также студентов, набравших
больше 8 баллов
1 курс/ 149 Диаграмма 3
2/1%
■ Кол-во студентов, найрлвш и*
б- В Й-1ЛППЙ
■ Кол-во студентов, набрлоши*
3- £ баллов
КПП ВП С туд* иТПй, П,1Й[ЬЛАиг их
«и« 3 бЭЯЛМ
■ Кол во студентов,набравши*
10/1$% 56/37«
■ Кол-во студентов, наБрзэшия
больше И БАЛЛОВ
2 курс/ 125 Диаграмма 4
3'2%Л 6/5%
V ■ Кол-во студен "о в, набэавиик 6- 3
А Г 40/3 2 % баллов
Кол-во студен "о в, набэавиик 3- 5
68/54К баллов Кол-во студен "о в, набэавиих менее 3
9/7% баллов
3 курс/115 ^аграмма 5
э/гк
10/3% ■ ко л. &о студе иное, н.Ш^.шиик 6- 3 баллов
22/19% ■ Кол-во студен юв, набреши* ■ Нол-ио С1уДСНРй6, ■\ienf4» 3 [нллпв
■ Нол в Г" студентов, найрпвшык ОбаллФЬ ■ Кол-во студентов, нэбрдешнх белый» £ 6.1 плов
В таблице 5отражено выполнение студентами тех или иных заданий в течение первых двух недель дистанционного обучения. В таблице 6 -выполнение заданий студентами последующие 2 недели.
Таблица 5. Выполнение заданий студентами в течение первых двух недель дистанционного
обучения
Курс/ КОЛ-ВО Кол-во студентов, Кол-во студентов, Кол-во студентов, Кол-во студентов,
студентов занимающихся по выполнивших выполнивших работающих с
СТРАВЕ/ в% методическую работу / в % проект «Индивидуальная программа»/ в % ЭУМКД / в %
1 курс/ 149 23/19% 40/27%
2 курс/124 12/10% 33/27% 2/2%
3 курс/115 8/ 7% 29/25%
Диаграмма 6. Выбор студентов из разработанных вариантов заданий
Выбор студентов из разработанных вариантов заданий
Диаграмма 6
■ Кол-во студентов, занимающихся по СТРАВЕ/ и в %
■ Кол-во студентов, выполнивших методическую работу / в %
■ Кол-во студентов, выполнивших проект «Индивидуальная программа»/ в %
Таблица 6. Выбор студентов из разработанных вариантов заданий
Курс/ кол-во студент ов Метод. раб Кол-во / в % проект «Индивид, программа» Кол-во / в% Практические задания (по 2 балла) Кол-во / в %/ Практические задания «Вызов» (по 1 баллу) Кол-во / в%/ Практические задания «Недельный рывок» Кол-во / в %/ задания Moodle Кол-во/ в% Другое (видеолекции) Кол-во/ в %
1 курс/ 149 3/2% 2/1% 17/11% 1/0,6 63/42% 56/38%
2 курс/12 5 4/3% 6/5% 45/36% 2/2% 7/6%
3 курс/11 5 6/5% 5/4% 42/37% 2/2%
Как видно, из разработанных кафедрой вариантов заданий, предложенных студентам, большее количество студентов за первые две недели дистанционного обучения выбирали в основномвыполнение методико-практических работ по изучению своего физического и функционального состояния, а также практические занятия с помощью приложения Strava. Так как в режиме самоизоляции все прогулки с по были не рекомендованы,
видно,что последующие две недели студенты больше выбирали задания mood^ другие альтернативные варианты работы.
Сравнительный анализ полученных данных на протяжении первого месяца дистанционного обучения в сложившихся обстоятельствах показал,чтовнедрение лучших форм, средств, вариантов организации занятийдает нам возможность следить за динамикой включения студентов в дистанционное обучение, наблюдать за выбором более интересных форм занятий учащихся,делать выводы.
Библиографический список:
1 .Организация самостоятельнойработыстудентапофизическому
воспитанию//Кремнева В.Н., Кариаули А.С./В сборнике: Непрерывное образование: опыт ПетрГУ Исследования преподавателей и студентов. Электронный сборник научных статей. Научный редактор Т.А. Бабакова. Петрозаводск, 2016. С. 80-85.
2.Векторы использования социальных сетей и мобильных приложений в дисциплине «Физическая культура».//Кариаули А.С./Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2019. № 1. С. 51-54.
3.Колосов Г.Н.,Кремнева В.Н., Чуринов А.А. Аналитический обзор физического развития студентов в Петрозаводском Государственном Университете // Глобальный научный потенциал. - Санкт Петербург, 2018. -№10(91). - С.18-23.