УДК 37
Педагогические науки
Кремнева В. Н., канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой физической культуры, Петрозаводский государственный университет, Россия, г. Петрозаводск Неповинных Л. А., старший преподаватель КФК, Петрозаводский
Государственный Университет, Россия, г. Петрозаводск Солодовник Е. М.старший преподаватель КФК, Петрозаводский Государственный Университет, Россия, г. Петрозаводск e - mail: [email protected]
ИЗУЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» МЕТОДОМ
АНКЕТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ
Аннотация: В работе представлены результаты исследования мнения студентов относительно перехода к дистанционному обучению по дисциплине «Физическая культура и спорт». Приводятся данные о наиболее эффективных (с точки зрения студентов) вариантов заданий, применимых в дистанционном формате, а так же выделены наиболее существенные проблемы, с которыми студенты Вуза столкнулись в период дистанционной работы.
В работе предпринята попытка выявить отношение студентов к дистанционному обучению по дисциплине «Физическая культура и спорт» с разных позиций: общее отношение студентов к данному виду обучения; наиболее приемлемые для студентов варианты дистанционного обучения; особенности распределения времени на выполнение заданий по физической культуре; трудности, возникающие при данном варианте проведения занятий; удобство использования различных платформ.
Полученные результаты интерпретированы, подвергнуты количественному и качественному анализу, и изложены в данной статье.Анализ
полученной в ходе исследования информации ивыявленные возможные пути повышения эффективности дистанционной работы студентов будутспособствовать улучшению качества профессиональной подготовки специалистов на вузовском этапе обучения.
Ключевые слова: Дистанционное обучение, студенты, физическая культура, проблемы, анкетирование, ПетрГУ.
Annotation: The paper presents the results of a study of students' opinions regarding the transition to distance learning in the discipline "Physical Culture and Sports". The data on the most effective (from the students' point of view) options for assignments applicable in the remote format are presented, as well as the most significant problems that university students encountered during the distance work are highlighted.
An attempt is made to identify the attitude of students to distance learning in the discipline "Physical Culture and Sports" from different perspectives: the general attitude of students to this type of training; the most suitable distance learning options for students; features of the distribution of time for tasks in physical education; difficulties encountered with this option for conducting classes; ease of use of various platforms.
The results are interpreted, subjected to quantitative and qualitative analysis, and are presented in this article. The analysis of the information obtained during the study and the identified possible ways to increase the effectiveness of distance work of students will contribute to improving the quality of professional training at the university stage of training.
Key words: Distance learning, students, physical education, problems, questioning, PetrSU.
С точки зрения последних событий, происходящих в мире и в России, во всех областях жизни возникла необходимость поиска вариантов дистанционного выполнения работы в условиях изоляции; в том числе и сфере
образования. Занятия физической культурой в данный период имеют достаточно высокое значение, однако, их проведение дистанционно может существенно осложняться, в связи с необходимостью выполнения заданий только дома (при запрете выхода на улицу), а также отсутствием необходимого спортивного инвентаря. В связи с этим, поиск методов и приемов организации занятий физической культурой в данных условиях, является достаточно актуальной проблемой.
Исходя из того, что дисциплина «Физическая культура и спорт» -практическая, и действуя в рамках реализации требований ФГОС, система дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт» включает разнообразные варианты заданий, которые в комплексе позволяют поддерживать должный уровень физического, функционального состояния студента, имеют оздоровительную направленность, позволяют добиться осознанного отношения к самостоятельным занятиям физической культурой на основе тщательного самоанализа [1].
Для оценки качества выполняемой педагогом деятельности немаловажное значение имеет получение обратной связи от субъектов образовательного процесса - студентов. Особенно, такая обратная связь актуальна, когда апробируются новые подходы, новые методики, приемы обучения, что и произошло во время перехода на дистанционный формат работы вузами Российской Федерации.
Система дистанционного обучения, реализуемая кафедрой физической культуры показала свою эффективность тем, что привела к успешной аттестации по дисциплине «Физическая культура» (73% были успешно аттестованы в первый день зачетной недели, 16% - находятся в зоне благополучия,так как имеют возможность получить зачет до экзаменационной сессии). Но насколько предложенные варианты заданиий оказались принятыми студентами, с какими трудностями столкнулись обучающиеся - ответы на данные вопросы и пытались найти педагоги кафедры, проводя анкетирование студентов [2].
В анкетировании приняло участие 930 студента 11 образовательных институтов ПетрГУ.
1. Напишите Ваши пожелания и предложения по улучшению дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт».
В ответе на вопрос 1 анкеты об отношении в целом к переходу на дистанционное обучение (результаты представлены на диаграмме 1) более половины студентов дали положительные ответы (31 % дали ответ «положительно», 29 % «скорее положительно»). Но, в то же время, для трети студентов дистанционный формат оказался крайне неудобным (13% дали ответ «отрицательно» и 21 % «скорее отрицательно»).
Диаграмма 1. Как вы относитесь к организации дистанционного обучения по дисциплине
«Физическая культура и спорт»?
4,40%
■ Положительно. Формат, выбранный преподователем удобен.
■ Скорее положительно, чем отрицательно. Формат удобен, но ещё стоит корректирвоать работу.
Система дистанционного обучения, разработанная кафедрой физической культуры ПетрГУвключала разнообразные варианты заданий: практические, методико-практические, проектные, индивидуальные и командные (со всеми вариантами заданий студентам можно было ознакомиться на сайте ПетрГУ).
Диаграмма 2. Какие варинты дистанционного обучения по дисциплине "Физическая культура и спорт" Вы считаете наиболее приемлемыми?
■ Практические тренировки в видеоотчётом.
■ Практические тренировки в онлайн-режиме.
■ Слушать лекции в режиме онлайн.
■ Проводить тренировку с помощтю приложения "Strava".
■ Выполнять методико-практические работы.
■ Учавствовать в программе "Недельный рывок".
Следующий блок вопросов анкеты касался временных особенностей дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт». Так в ответе на вопрос «Изменился ли объем заданий по дисциплине» большая часть студентов отметила, что объем заданий увеличился (только 29% дали ответ -«объем заданий не изменился»). Но при этом только 15% студентов демонстрируют высокий уровень самоорганизации, выделяя ежедневно время для выполнения заданий (варианты ответа на данный вопрос представлены на диаграмме 3).
Диаграмма 3. Распределение времени для выполнения самостоятельных работ Как вы распределяете время для выполнения самостоятельной работы по дисциплине
«Физическая культура и спорт»?
■ 1 раз в неделю выполняю все требования преподавателя.
■ Каждый день выделяю время для выполнения задания.
■ Выполняю задания 2 раза в неделю.
■ Делаю задания когда удобно, нет чётко времени.
53,40% 485 ст.
10% 91 ст.
49,70% 451 ст.
13,40% 122 ст.
55,50% 504 ст.
37,80% 343 ст.
Особенно важным, для внесения корректив в дальнейший процесс обучения было выявление трудностей, с которыми обучающиеся столкнулись в ходе усвоения содержания дисциплины в дистанционном формате и, наоборот, наиболее удобных платформ. Ответы студентов отражены на диаграммах 4 и 5.
Диаграмма 4. С какими трудностями Вы столкнулись в процессе дистанционного обучения
по дисциплине "Физическая культура и спорт»?
19% ,176 ст
33,20% 310 ст.
27,80% 261 ст.
4,10% 2,80% 38 ст. 26 ст.
8,20% 76 ст.
| Нехватка времени на выполнение заданий.
I Обьём заданий увеличился
Преподаватель дисциплины не
хочет прислушиваться к
мнению студентов Отстутствие обратной связи с
преподавателем. I Технические неполадки.
Диаграмма 5. Какие платформы для проведения онлайн-занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт» Вы считаете более удобными?
19,40%
126 ст.
5,90% 54 ст..
4,30% 40 ст.
I Zoom.
TrueConf.
54,80% 508 ст.
Таким образом, результаты анкетирования показывают, что положительно относятся к организации дистанционного обучения 31,5% опрошенных, предпочитая интересные, посильные для них задания, такие как проводитьсамостоятельную тренировку с помощью мобильного приложения « Strava», выполнять практические занятия в онлайн режиме и с использованием удобных и применимых для обучения платформах. Лишь 13% опрошенных относятся к организации дистанционного обучения отрицательно, формат работы не устраивает.
Корректная организация самостоятельной дистанционной работы студента преподавателями влияет на продуктивность выполнения заданий, на мотивацию обучающихся. Кафедрой физической культуры была разработана система дистанционного обучения, предложены разнообразные варианты заданий, которые в комплексе позволяют поддерживать должный уровень физического, функционального состояния студента.Но, как видно (диаграмма 4), многие студенты столкнулись с трудностями в процессе выполнения предложенных преподавателями заданий,что требует внесения изменений в образовательный процесс в дальнейшем. Так, 33,2% опрошенных столкнулись с техническими неполадками, у 27,8% обучающихся не хватало времени на выполнение практических заданий по физической культуре, поскольку они испытывали колоссальную нагрузку при выполнении заданий по другим предметам, 8% посчитали, что объем заданий увеличился, и только 19% студентов не испытали трудностей.Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что большинство студентов были не готовы к резкому переходу отпрактических (традиционных) занятий физической культурек дистанционному формату обучения и испытывали неудобства.
Но, тем не менее, проведенное анкетированиепоказало, что в целом, студенты приняли те варианты заданий, которые позволили им реализовывать содержание дисциплиныв дистанционном формате. Наиболее предпочитаемыми среди студентов оказались самостоятельные тренировки с
использованием мобильных приложений (которые и до дистанционного обучения успешно использовались кафедрой).
В целом, можно констатировать, что система, разработанная и реализованная кафедрой, оказалась успешной, варианты заданий могут быть рекомендованы к использованию.
Библиографический список:
1. Дистанционное обучение по дисциплине «Физическая культура и спорт» // Сайт Петрозаводского Государственного университета // [Электронный ресурс] // URL: https://petrsu.ru/structure/466/kafedrafizitcheskojk (дата обращения: 28.03.2020).
2. Кремнева В.Н. Система реализации дисциплины «Физическая культура и спорт» в условиях дистанционного обучения [Текст] / В.Н. Кремнева, Л.А. Неповинных // E-Scio [Электронный ресурс]: Электронное периодическое издание E-Scio. - Саранск, 2020. - №5. - С.51-56.