Научная статья на тему 'СИСТЕМА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ КАК ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ'

СИСТЕМА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ КАК ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
504
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
государство / государственный аппарат / государственная власть / разделение властей / законодательная власть / исполнительная власть / судебная власть / контроль / надзор. / state / state apparatus / state power / separation of powers / legislative branch / executive branch / judicial branch / control / supervision

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Эренс Ю.В.

В Российской Федерации на протяжении многих лет действует система разделения властей. Реализация данной системы власти обеспечивает безопасность государства, поскольку помогает равномерно рассредоточивать власть, а также управлять законодательными, исполнительными, судебными и иными процессами на федеральном, региональном и местном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF SEPARATION OF AUTHORITIES AS A BASIS OF PUBLIC ADMINISTRATION

A system of separation of powers has been operating in the Russian Federation for many years. The implementation of this system of power ensures the security of the state, as it helps to evenly disperse power, as well as manage legislative, executive, judicial and other processes at the federal, regional and local levels.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ КАК ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №12/2020

СИСТЕМА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ КАК ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

THE SYSTEM OF SEPARATION OF AUTHORITIES AS A BASIS OF

PUBLIC ADMINISTRATION

УДК 35.354

Эренс Ю.В., магистрант 2 курса, программа «Безопасность государственного управления и противодействие коррупции», ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ, г. Москва

Erens Yu.V. erens2014@yandex.ru

Аннотация

В Российской Федерации на протяжении многих лет действует система разделения властей. Реализация данной системы власти обеспечивает безопасность государства, поскольку помогает равномерно рассредоточивать власть, а также управлять законодательными, исполнительными, судебными и иными процессами на федеральном, региональном и местном уровнях.

Annotation

A system of separation of powers has been operating in the Russian Federation for many years. The implementation of this system of power ensures the security of the state, as it helps to evenly disperse power, as well as manage legislative, executive, judicial and other processes at the federal, regional and local levels.

Ключевые слова: государство, государственный аппарат, государственная власть, разделение властей, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, контроль, надзор.

Keywords: state, state apparatus, state power, separation of powers, legislative branch, executive branch, judicial branch, control, supervision.

На принципы формирования государственного аппарата и его структуру оказывают существенное влияние разные факторы экономического, культурного, исторического, политического и другого характера. На определённом этапе развития общества изменяться структура и характер государственного аппарата. В правовом демократическом обществе сущность государства и его органы выражаются посредством обеспечения свобод и прав личности, а, следовательно, безопасность граждан и общества в целом.

Главное место в системе органов государственной власти отведено главе государства. Президент является Главой государства Российской Федерации. Институт президентства утверждён практически во всех государствах, в которых существуют демократические формы правления. Правовой статус Президента Российской Федерации и его полномочия установлены Конституцией Российской Федерации. Являясь главой государства, Президент - гарант Конституции РФ, а также прав и свобод граждан. В установленном Конституцией РФ порядке принимаются меры, направленные на охрану суверенитета государства, его независимости и целостности, обеспечивающие взаимодействие и согласованное функционирование органов государственной власти. Президент устанавливает главные направления внешней и внутренней политики государства и в качестве главы государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и на международной арене.

Полномочия Президента четко определены Конституцией РФ. Распоряжения и Указы Президента не могут противоречить Конституции и законам Российской Федерации.

Парламент и представительные органы субъектов Российской Федерации относятся к законодательным органам государственной власти. Парламент является Федеральным Собранием Российской Федерации. Федеральное Собрание - это Парламент РФ, являющийся как

законодательным, так и представительным органом Российской Федерации. Представительный характер Федерального Собрания определяет то, что в правовых отношениях он представляет в первую очередь народ Российской Федерации, являющийся его легитимным представителем, согласно Конституции РФ.

Основной функцией Федерального Собрания является принятие нормативных и правовых актов, обладающих высшей юридической силой.

Федеральное Собрание - Парламент Российской Федерации - состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, порядок формирования которых устанавливается федеральными законами.

В Совет Федерации входит по два представителя из каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти. В Государственную Думу входит 450 депутатов, избираемые по смешанной системе - мажоритарно-пропорциональной. 1

Деятельность органов законодательной власти направлена на принятие законов и формирование остальных государственных органов. Функции Парламента также контролируют исполнительную власть с помощью установленных форм и способов, которые определены Конституцией Российской Федерации, а также соответствующими федеральными законами.

Органы исполнительной власти в Российской Федерации осуществляются Правительством Российской Федерации. В свою очередь, Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, его заместителей, а также федеральных министров. Федеральные министерства, службы, агентства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации также относятся к органам исполнительной власти.

1 Бачило, И. Л. О разделении, разграничении, единстве государственной власти Российской Федерации / И. Л. Бачило // Государство и право. - 2019. - № 4.

Формирование деятельности органов исполнительной власти и его порядок определён Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации, уставами субъектов РФ, а также законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации1 Президент Российской Федерации имеет право назначать Председателя (при согласии Государственной Думы) и членов Правительства, может принимать решения об отставке, утверждать структуру федеральных органов исполнительной власти.

Следовательно, Правительство Российской Федерации исполняет и осуществляет федеральные законы.

В процессе реализации своих конституционных полномочий, Правительство РФ выдает постановления и распоряжения, обеспечивает их выполнение.

Установление правосудия в Российской Федерации осуществляется органом судебной власти - судом в установленном законом процессуальном порядке, а именно судебная власть осуществляется при помощи конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства. В Российской Федерации судебная система определяется Конституцией РФ, а также федеральными конституционными законами. Суды субъектов Федерации и Федеральные суды относятся к органам судебной власти Российской Федерации.2

Соответственно конституционным принципам раздела властей, исполнительная власть - это самостоятельная и независимая ветвь государственной власти. Главным её назначением является организация практического выполнения Конституции и законов Российской Федерации в результате осуществления управленческой деятельности, которая направлена на удовлетворение общественных интересов, нужд и запросов населения1.

2 Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ. М.: Зерцало-М, 2019.

Для более правильного представления контрольно-надзорных функций органов исполнительной власти, рассмотрим определения как таковых контроля и надзора.

Государственный контроль является способом обеспечения безопасности, на основании которого уполномоченные государственные органы, при использовании определённых приёмов и способов, выявляют, не допущены ли нарушения законности и целесообразности подконтрольными органами в процессе их деятельности. Контрольные и подконтрольные органы соподчинены.

Надзор является способом обеспечения законности, в надзоре заключено постоянное системное наблюдение специальных государственных органов за процессом деятельности государственных органов, а также должностных лиц для выявления нарушений законности.

Надзор основывается на тех же принципах, что и контроль, следовательно имеет схожие функции. Отличие проявляется лишь в том, что выявляет у поднадзорных лишь нарушение законности и при этом не имеет в компетенции выявление целесообразности. Надзорные и поднадзорные органы не могут находиться в отношении подчиненности. Надзор классифицируется в качестве прокурорского и административного. 3

Принимая во внимание Указ Президента от 12.05.2008 г. "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти". Соответственно данному указу, Министерства РФ и федеральные службы РФ осуществляют переформирование и меняются в плане компетенции и численности штата. Данный Указ Президента предусматривает наложение на министерства новых функций, устанавливает права министерства, в частности: выдавать руководителям федеральных агентств и федеральных служб, подведомственных соответствующим федеральным министерствам, обязательные указания для их исполнения; право приостановления, при

3 Бачило, И. Л. О разделении, разграничении, единстве государственной власти Российской Федерации / И. Л. Бачило // Государство и право. - 2019. - № 4.

необходимости, решения федеральных служб и федеральных агентств или же отменять данные решения, в случае, если другой порядок их отмены не предусмотрен федеральным законом.

Указ Президента РФ прямым образом доказывает то, что государство досконально занимается тем, чтобы федеральные министерства и федеральные службы хорошо функционировали и профессионально выполняли возложенные полномочия.

Если основываться на Федеральный Закон РФ от 26 декабря 2008 г. №294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)", регулирующий отношения в сфере организации и выполнения государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при выполнении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, можно выяснить, что именно должно входить в полномочия по контролю и надзору. Ст.4 п.2 устанавливает их полномочия:

1) процесс разработки и реализации единой государственной политики в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе осуществления федерального государственного контроля (надзора) в определённых сферах деятельности;

2) организация и выполнение федерального государственного контроля (надзора) в определённых сферах деятельности;

3) принятие регламентов по проведению проверок при выполнении федерального государственного контроля (надзора);

4) процесс организации и проведения мониторинга эффективности федерального государственного контроля (надзора) в определённых областях деятельности, методика и показатели проведения которого утверждены Правительством РФ;

5) выполнение других полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Закон также регламентирует функции органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, которые осуществляют муниципальный контроль. Эти функции детально описаны в ст. 5 и 6. Кроме того, закон поднимает немаловажную сторону взаимодействия органов государственного контроля (надзора) с органами муниципального контроля в организации и проведении проверок (ст.7).

Федеральный Закон определяет, какой вид действий можно осуществлять при выполнении контроля и надзора, кроме того, он регламентирует и каким способом должны осуществляться эти действия1.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993г.

2. Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001 с изменениями в редакции от 21.12.2009 г.

3. Федеральный конституционный закон РФ «О правительстве РФ» с изменениями и дополнениями от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ

4. Федеральный закон РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ

5. Федеральный закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4.05. 2011 г. № 99-ФЗ

6. Указ Президента от 12.05.2008 г. "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" № 724 от 12.05.2008 г.

7. Указ Президента РФ от 9.03.2004 г. "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" № 314 ( с изменениями и дополнениями)

8. Абдулаев М.И. Теория государства и права 2-е изд., дополн. - М.: Финансовый контроль, 2017. — 410 с.

9. Атаманчук Г.В. Государственное управление. М.; 2018.

10. Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ. М.: Зерцало-М, 2019.

11. Бачило, И. Л. О разделении, разграничении, единстве государственной власти Российской Федерации / И. Л. Бачило // Государство и право. -2019. - № 4.

12. Бахрах Д.Н., Административное право России. Учебник для ВУЗов М.: Издательство НОРМА, 2019 г.

13. Бессарабов В.Г. Прокурорский контроль 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2018.

14. Боголюбов, Л.Н. Человек и общество: учеб. пособие общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лезебникова; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лезебниковой. - М.: Просвещение, 2018. - 400 с.

15. Боголюбов, С.А. Экологическое право: учебник для высших учебных заведений. / С.А. Боголюбов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2017. - 448 с.

Literature

1. The Constitution of the Russian Federation. Adopted in a popular referendum on December 12, 1993.

2. The Code of Administrative Offenses of the Russian Federation of 12/30/2001 as amended on 12/21/2009

3. Federal Constitutional Law of the Russian Federation "On the Government of the Russian Federation" with amendments and additions dated 17.12.1997, No. 2-FKZ

4. Federal Law of the Russian Federation "On the Protection of the Rights of Legal Entities and Individual Entrepreneurs in the Exercise of State Control (Supervision) and Municipal Control" dated December 26, 2008 No. 294-FZ

5. Federal Law of the Russian Federation "On licensing certain types of activities" dated 4.05. 2011 No. 99-FZ

6. Presidential decree of 12.05.2008 "Issues of the system and structure of federal executive bodies" No. 724 of 12.05.2008

7. Decree of the President of the Russian Federation of March 9, 2004 "On the system and structure of federal executive bodies" No. 314 (with amendments and additions)

8. Abdulaev M.I. Theory of State and Law, 2nd ed., Supplemented. - M .: Financial control, 2017 .-- 410 p.

9. Atamanchuk G.V. Public administration. M .; 2018.

10. Alekhin A.P., Karmolitskiy A.A., Kozlov Yu.M. Administrative law of the Russian Federation. M .: Zertsalo-M, 2019.

11. Bachilo, I. L. About the division, delimitation, unity of the state power of the Russian Federation / I. L. Bachilo // State and law. - 2019. - No. 4.

12. Bakhrakh DN, Administrative law of Russia. Textbook for universities M .: Publishing house NORMA, 2019

13. Bessarabov V.G. Prosecutor's control 6th ed., Rev. and add. - M .: Higher education, 2018.

14. Bogolyubov, L.N. Man and Society: Textbook. general education allowance. institutions / L.N. Bogolyubov, L.F. Ivanova, A. Yu. Lezebnikov; ed. L.N. Bogolyubova, A. Yu. Lezebnikova. - M .: Education, 2018 .-- 400 p.

15. Bogolyubov, S.A. Environmental law: a textbook for higher educational institutions. / S.A. Bogolyubov. - M .: Publishing group NORMA-INFRA, 2017 .-- 448 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.