Порошина Н. М. учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ16 г. Армавир Костенко А.А., к.псх.н.,доцент кафедры ФКиБЖ ФГБОУВО «Армавирский государственный педагогический университет»
СИСТЕМА РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ
Ключевые слова: слабоуспевающие учащиеся, ОГЭ, диагностика уровня знаний и навыков, социальная поддержка, инклюзивное образование.
Аннотация:в статье мы отмечаем, что одной из ключевых составляющих успешной подготовки к ОГЭ является создание положительной учебной среды. Создание места, где учащиеся чувствуют себя комфортно и уверенно, способствует их мотивации и заинтересованности в учёбе. Учителя и родители должны работать вместе, чтобы развивать у ребёнка уверенность в своих силах, поощрять его достижения и поддерживать в трудные моменты. Психологическое благополучие ученика играет не менее важную роль в его учебных успехах, чем академические знания.
Poroshina N. M.
Russian language and literature teacher Municipal budgetary educational institution secondary
school No. 16, Armavir.
Kostenko A. A.
Ph.D. in psychology, associate professor of the Department of Physical Culture and Life Safety Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Armavir State Pedagogical University"
SYSTEM OF WORK WITH LOW-ACHIEVING STUDENTS IN PREPARATION FOR THE OGE
Keywords: low-achieving students, OGE, diagnostics of the level of knowledge and skills, social support, inclusive education.
Abstract: in the article we note that one of the key components of successful preparation for the OGE is the creation of a positive learning environment. Creating a place where students feel comfortable and confident contributes to their motivation and interest in learning. Teachers and parents should work together to develop self-confidence in their children, encourage their achievements and support
them in difficult times. A student's psychological well-being plays no less an important role in his or her academic success than academic knowledge.
Система работы со слабоуспевающими учащимися при подготовке к ОГЭ основывается на комплексном подходе, который включает диагностику, индивидуализацию учебного процесса, мотивационную и психологическую поддержку. Главной целью является создание условий для раскрытия потенциала каждого ученика и уверенного прохождения итоговой аттестации.
Первым шагом является диагностика уровня знаний и навыков учащихся. На этом этапе учитель проводит тестирование, анализирует результаты предыдущих контрольных работ и экзаменов, беседует с учениками для выявления пробелов в знаниях и понимания причин неуспеха. Важным аспектом является сотрудничество с родителями, которые могут предоставить дополнительную информацию о ученике и его учебных привычках.
На основе результатов диагностики составляется индивидуальный план работы для каждого ученика. В этом плане учитываются особенности и потребности учащегося, разрабатываются конкретные цели и задачи, определяется подходящий метод обучения. Занятия могут проходить в виде индивидуальных консультаций, небольших групповых сессий или дополнительных занятий после уроков.
Методы работы со слабоуспевающими учащимися включают использование интерактивных и мультимедийных технологий, которые делают процесс обучения более увлекательным и доступным. Важно уделять внимание практической направленности занятий, использовать разнообразные формы и методы проверки знаний, такие как тесты, задания с открытыми ответами, проектные работы.
Мотивационная поддержка играет ключевую роль в системе работы и включает поощрение успехов, работу над повышением самооценки и уверенности в своих силах. Психологическая поддержка необходима для снятия стресса и тревожности, связанных с предстоящими экзаменами. Учитель может проводить тренинги по развитию навыков саморегуляции и управлению временем, приглашать психологов для индивидуальных консультаций.
Эффективная система работы с слабоуспевающими учащимися предполагает постоянный мониторинг и коррекцию учебного плана. Регулярные оценочные мероприятия помогают отслеживать прогресс и вносить своевременные изменения в стратегию обучения.
Также важно отметить роль рефлексии в учебном процессе. Ученики должны иметь возможность осмыслить свои успехи и неудачи, чтобы лучше понимать, над чем следует работать далее. Учитель может организовать специальные сессии рефлексии, где учащиеся обсуждают свои достижения и проблемы, делятся своими мыслями и чувствами. Это помогает не только
выявить слабые места, но и сформировать позитивный настрой на дальнейшее обучение.
Необходимо также учитывать фактор времени. Подготовка к ОГЭ — это продолжительный процесс, требующий планирования и распределения учебной нагрузки. Важно обеспечить баланс между интенсивными подготовительными занятиями и периодами отдыха, чтобы избежать перегрузки и выгорания учащихся. Грамотно составленный график занятий и регулярные перерывы способствуют более эффективному усвоению материала и поддержанию высокой мотивации на протяжении всего учебного года.
Особое внимание следует уделять социальной поддержке. Важно создать благоприятную атмосферу в классе, где ученики чувствуют поддержку не только со стороны учителя, но и своих сверстников. Групповые взаимодействия, совместные проекты и мероприятия способствуют развитию навыков сотрудничества и социальной коммуникации. Позитивный коллективный дух помогает справиться со стрессом и тревожностью, снижает риск изоляции и повышает уверенность в своих силах.
Комплексный подход также включает сотрудничество с различными специалистами, такими как логопеды, дефектологи и педагоги-психологи. Эти специалисты могут предоставить дополнительную помощь и рекомендации по работе с учащимися, которые испытывают трудности в обучении. Например, логопед может помочь улучшить речевые навыки, что существенно влияет на понимание и выполнение экзаменационных заданий. Дефектолог, в свою очередь, работает над коррекцией и развитием когнитивных процессов, необходимых для успешного освоения учебного материала.
Эффективная методика работы требует постоянного обучения и повышения квалификации педагогов. Учителя должны быть в курсе современных образовательных технологий и методик работы с слабоуспевающими учениками. Это включает участие в профессиональных семинарах, тренингах и обмене опытом с коллегами. Педагоги, обладающие актуальными знаниями и навыками, способны более эффективно адаптировать свои стратегии обучения под нужды каждого ученика, что значительно повышает шансы на успех в подготовке к ОГЭ.
Не менее важно учитывать социальный аспект обучения. Иногда низкая успеваемость может быть связана с проблемами в семье или социальном окружении учащегося. В таких случаях может потребоваться вовлечение социальных служб и проведение работы с семьёй. Учитель должен быть не только наставником, но и чутким к проблемам своих учеников, способным направить их в нужное русло и оказать необходимую поддержку.
В завершение, комплексный подход неизменно требует тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса: учителей, учеников, родителей и специалистов. Только в таком случае возможна максимальная эффективность работы и достижение главной цели —
успешного прохождения учениками итоговой аттестации и повышение их общей учебной мотивации и уверенности в себе. Систематическая и целенаправленная работа по всем приведённым направлениям создаёт оптимальные условия для раскрытия потенциала каждого ученика, обеспечивая их успех и дальнейшее образование. Для достижения наилучших результатов важно также разработать индивидуальные образовательные маршруты для каждого ученика. Этот подход позволяет учитывать уникальные особенности и потребности каждого ребёнка, предоставляя ему персонализированную поддержку. Индивидуальный маршрут может включать дополнительные занятия по сложным предметам, специализированные упражнения для развития определённых навыков и регулярное обсуждение прогресса с педагогическими специалистами. Такой подход помогает предотвратить накопление пробелов в знаниях и поддерживает учащегося на протяжении всего учебного процесса.
Одной из ключевых составляющих успешной подготовки к ОГЭ является создание положительной учебной среды. Создание места, где учащиеся чувствуют себя комфортно и уверенно, способствует их мотивации и заинтересованности в учёбе. Учителя и родители должны работать вместе, чтобы развивать у ребёнка уверенность в своих силах, поощрять его достижения и поддерживать в трудные моменты. Психологическое благополучие ученика играет не менее важную роль в его учебных успехах, чем академические знания.
Коме того, важно своевременно отслеживать результаты обучения и корректировать стратегию в случае необходимости. Регулярное проведение диагностических тестов и мониторинг прогресса позволяют выявлять слабые стороны в подготовке и своевременно вносить изменения. Такая гибкость в подходе к обучению делает процесс более адаптивным и эффективным, что особенно важно при подготовке к важным экзаменам, таким как ОГЭ.
Стремясь к максимальной эффективности процесса обучения, необходимо также уделять внимание использованию современных технологий и образовательных ресурсов. Интерактивные платформы, онлайн-курсы и различные образовательные приложения становятся незаменимыми инструментами в арсенале современного педагога. Они позволяют разнообразить учебный материал, сделать его более доступным и интересным для учеников. Внедрение цифровых технологий способствует развитию самостоятельности у школьников, позволяет им управлять своим временем и прогрессом, а также получать доступ к качественным образовательным ресурсам вне зависимости от местоположения.
Одним из методов повышения вовлечённости учащихся в учебный процесс является проектная деятельность. Работа над проектами по интересующим темам стимулирует критическое мышление, развивает навыки работы в команде и творческий подход к решению задач. Учащиеся учатся ставить цели, планировать свои действия и представлять результаты своих трудов. Такой опыт не только обогащает академические знания, но и готовит
детей к реальным жизненным ситуациям, где мягкие навыки играют важную роль.
Не менее значимой составляющей качественного образования является постоянное повышение квалификации педагогов. Учителя должны быть в курсе новейших методик преподавания, современных исследований в области педагогики и психологии, а также обладать навыками работы с новыми технологиями. Регулярное участие в семинарах, педагогических конференциях и курсах повышения квалификации помогает педагогам совершенствовать свои профессиональные компетенции, что, в свою очередь, позитивно сказывается на результатах учеников.
В конечном итоге, успех в образовательном процессе достигается через гармоничное сочетание индивидуального подхода, положительной атмосферы, современного инструментария и постоянного развития педагогического состава. Каждый ученик заслуживает внимания и поддержки, а задача педагогов и родителей - создать условия, в которых дети смогут раскрыть свои таланты и достигнуть высоких результатов. Этот путь требует усилий, терпения и понимания, что образование - это не просто передача знаний, а формирование личности и подготовка к успешной и самостоятельной жизни.
Безусловно, важным аспектом эффективного обучения является создание благоприятной психологической атмосферы в учебной среде. Каждый ученик должен чувствовать себя уверенно и комфортно, чтобы иметь возможность раскрыть свой потенциал. Поддерживающая и доброжелательная среда способствует снижению уровня стресса, увеличению мотивации и готовности к активному участию в образовательном процессе. Поэтому педагогу важно знать основы педагогической психологии, уметь справляться с конфликтами и проявлять эмпатию. Взаимное уважение между учениками и педагогами создает основу для открытого общения, обмена идеями и совместного поиска решений.
Инклюзивное образование также играет важную роль в современном учебном процессе. Разнородный состав классов, включающий детей с различными особенностями развития, позволяет формировать у учащихся такие качества, как толерантность, уважение к различиям и способность работать в разнообразной команде. Инклюзия требует адаптации учебных материалов и методов преподавания, чтобы каждый ученик, независимо от своих возможностей, мог полностью участвовать в учебном процессе. Такая практика способствует развитию индивидуального подхода и повышения квалификации педагогов, что, в конечном счете, улучшает качество образования для всех учеников.
Особое внимание следует уделять созданию школьных программ, нацеленных на формирование гибких навыков или soft skills. На современном рынке труда важными становятся не только знание и умение применять конкретные предметные навыки, но и способность к адаптации, коммуникации, критическому мышлению и креативности. Проведение
различных тренингов, деловых игр и мастер-классов позволяет ученикам развить эти качества и быть готовыми к успешной профессиональной деятельности и личной жизни. Введение элементов предпринимательского образования также может способствовать формированию у молодежи инициативности и ответственности за свои действия.
Необходимо подчеркнуть, что эффективное взаимодействие между школой и семьей играет ключевую роль в образовательном процессе. Родители должны быть вовлечены в обучение своих детей, принимать активное участие в школьных мероприятиях и поддерживать тесный контакт с педагогами. Совместные усилия педагогов и родителей в создании благоприятных условий для обучения способствуют более полному и гармоничному развитию личности каждого ученика. Только в атмосфере доверия, поддержки и взаимодействия возможно достижение высоких результатов в образовательном процессе и формирование успешных, уверенных в себе и ответственных граждан.
Комплексный подход к обучению требует значительных усилий и координации со стороны всех участников образовательного процесса. Только совместными усилиями можно обеспечить максимально благоприятные условия для успешного обучения каждого ученика. Важно помнить, что каждый ребёнок уникален, и именно через индивидуальный и внимательный подход можно раскрыть его потенциал и помочь достичь поставленных образовательных целей.
В заключение, система работы со слабоуспевающими учащимися при подготовке к ОГЭ должна быть адаптивной и гибкой. Учителя, психологи и родители должны работать в тесном взаимодействии, чтобы создать оптимальные условия для каждого ученика. Комплексный подход к обучению и поддержке позволяет не только улучшить академические результаты, но и способствует личностному росту учеников, их уверенности в себе и готовности к новым вызовам.
Использованные источники:
1. Андреев, А.А. Дифференцированный подход в обучении математике учащихся с низкой успеваемостью.-Москва: Педагогическое сообщество, 2020 г
2. Петрова, Т.И. Психолого-педагогические технологии поддержки слабоуспевающих учащихся". - Санкт-Петербург: Наука и Образование, 2018г.
3. Семенов, В.В. Практическое руководство по подготовке к ОГЭ: рекомендации для учителей и родителей. -Новосибирск: Образовательные технологии . 2019г.
4. Иванова, Е.В. Использование информационных технологий в работе с учащимися с низкой учебной мотивацией.-Казань: Высшая школа., 2017г.
5. Кузнецова, Н.С. Организация внеурочной деятельности для совершенствования знаний слабоуспевающих учащихся. -Екатеринбург: Педагогика и инновации. ,2021г