утверждения-теоремы из основного курса геометрии 7-9 классов. Редко встречаются задания, в которых нужно проанализировать геометрические суждения. В начале учебного года школьники редко приступают ко второй части ОГЭ по математике.
Далее со второго триместра по рабочей программе по алгебре для 9 класса началось изучение темы «Числовые функции». На уроках алгебры в основном проходило изучение и отработка нового материала, решение прототипов задания №11 ОГЭ по математике, а на консультациях - решение задания повышенного уровня сложности №22 ОГЭ. На уроках геометрии происходило изучение раздела «Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов», который очень важен для подготовки к ОГЭ по математике и дальнейшего математического образования, поэтому на уроках происходила максимальная концентрация на изучении текущего материала.
После тщательной отработки материала по теме «Числовые функции» в совокупности с дополнительными консультациями в январе была проведена следующая по графику диагностическая работа в формате ОГЭ по математике. Ее выполняло 45 учащихся, и были получены следующие результаты:
Номер задания в КИМ ОГЭ по математике Всего выполнило, чел Всего выполнило, %
№1 (практикоориентированная задача на сопоставление) 41 91
№6 (задание на вычисление) 43 96
№8 (алгебраические выражения и вычисления) 35 78
№13 (неравенства и системы неравенств) 31 69
№18 (фигуры на квадратной решетке) 29 64
№19 (анализ геометрических высказываний) 39 87
№20 (алгебраические выражения, уравнения, неравенства и их системы) 13 29
Выводы. Сравним полученные результаты. По процентным соотношениям видно, что растет число учеников справившихся с каждым указанным в таблице заданием. Процентный рост выполнения не велик у заданий №№13, 18, 19, 20. Возможно, это связано с тем, что с квадратные неравенства, рациональные неравенства и их системы достаточно сложная тема для восприятия учащимися, а геометрические задачи являются одним из наиболее слабых звеньев для прохождения порогового балла на отметку «3» за экзамен. Ко второй части экзамена приступает небольшое количество учащихся.
Как показывает проведенный педагогический эксперимент глубокое изучение теоретического материала и качественный подбор заданий по теме «Функции, их свойства и графики» способствуют отработке необходимых навыков и умений для решения не только задач данной темы, но и других заданий ОГЭ по математике. Авторы исследования убеждены в том, что для максимального использования потенциала данной темы в совокупности с консультациями необходимо ввести в изменяемый компонент учебного плана девятых классов элективный курс «Функции, их свойства и графики».
Литература:
1. oge.sdamgia.ru: сайт. - 2011. - URL: https://oge.sdamgia.ru/ (дата обращения: 08.04.2022).
2. Бадагина, Л.П. Основы общей психологии / Л.П. Бадагина. - Москва: ФЛИНТА, 2012. - 448 с.
3. Егорова, А.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках математики / А.А. Егорова, Е.В. Эйснер. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. — № 29 (133). - С. 1-4. - URL: https://moluch.ru/archive/133/37343/ (дата обращения: 09.04.2022).
Педагогика
УДК 372.8
кандидат физико-математических наук, доцент Бельских Юлия Анатольевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); магистрант Морозова Александра Васильевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)
ВВЕДЕНИЕ В 9 КЛАССЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ФУНКЦИИ, ИХ СВОЙСТВА И ГРАФИКИ»
Аннотация. Некоторые ученые-педагоги в настоящее время говорят о том, что понятие «функция» должно стать стержнем в современном школьном математическом образовании. Мотивацией к этому выступает высокое практическое значение функции как в самом обучении математике, так и в реальной жизни. Действительно, функции тесно связаны с вычислениями, формулами, уравнениями, а изучению функциональных зависимостей в учебниках предшествуют жизненные примеры. Также функции связывают алгебру средней школы с математическим анализом высшего образования (образования в вузе). Поэтому функциональная линия стала одной из основных линий во многих школьных учебниках. Кроме того, два задания в контрольно-измерительных материалах основного государственного экзамена по математике, проводимого в 9 классах, относятся именно к этой линии изучения математики. Однако следует учитывать, что спектр математических тем, изучаемых в основном общем образовании, огромен. При профильном обучении математике происходит незначительное увеличение часов преподавания математики, но вместе с тем и расширяется список вопросов для изучения. Поэтому для углубленного изучения темы «Числовые функции», по мнению авторов статьи, необходимо введение элективного курса «Функции, их свойства и графики». Это поспособствует углублению изучения математики на профильном уровне, развитию многих видов мышления школьников и подготовке учащихся к сдаче ОГЭ по математике. В данной статье исследуется повышение эффективности сдачи основного государственного экзамена по математике при усиленном повторении на уроках алгебры темы «Числовые функции» и проведении консультаций для подготовки к ОГЭ по теме «Функции, их свойства и графики». Это в свою очередь подтверждает приведенные размышления и показывает
необходимость введения в вариативную часть Основной образовательной программы основного общего образования муниципальных общеобразовательных учреждений элективного курса «Функции, их свойства и графики». Стоит учитывать, что занятия элективного курса не должны стать обычными «скучными» уроками. Разнообразить деятельность на уроке или занятии помогут различные современные подходы и технологии обучения. Поэтому в статье даны методические рекомендации для проведения занятий элективного курса.
Ключевые слова: математика, элективный курс, функциональная линия, ОГЭ, метод проектов, технология развития критического мышления.
Annotation. Some teachers-scientists currently say that the concept of "function" should become the core in modern school mathematical education. The motivation for this is the high practical value of the function both in teaching mathematics itself and in real life. Indeed, functions are closely related to calculations, formulas, equations, and the study of functional dependencies in textbooks is preceded by life examples. The functions also connect high school algebra with the mathematical analysis of higher education (university education). Therefore, the functional line has become one of the main lines in many school textbooks. In addition, two tasks in the control and measuring materials of the main state exam in mathematics, conducted in the 9th grades, relate specifically to this line of study of mathematics. However, it should be clear that the range of mathematical topics studied in basic general education is huge. With specialized teaching of mathematics, there is a slight increase in the hours of teaching mathematics, but at the same time the list of questions to study is expanding. Therefore, for an in-depth study of the topic "Numerical functions", according to the authors of the article, it is necessary to introduce an elective course "Functions, their properties and graphs". This will contribute to the deepening of the study of mathematics at the profile level, the development of many types of thinking of schoolchildren and the preparation of students for passing the OGE in mathematics. This article examines the increase in the efficiency of passing the basic state exam in mathematics with reinforced repetition of the topic "Numerical functions" in algebra lessons and consultations to prepare for the OGE on the topic "Functions, their properties and graphs". This, in turn, confirms the above reflections and shows the need to introduce an elective course "Functions, their properties and schedules" into the variable part of the Basic Educational Program of the basic general education of municipal general education institutions. It should be borne in mind that elective classes should not become ordinary "boring" lessons. Various modern approaches and learning technologies will help to diversify the activities in the lesson or lesson. Therefore, the article provides methodological recommendations for conducting elective course classes.
Key words: mathematics, elective course, functional line, OGE, project method, technology of critical thinking development.
Введение. Функциональная линия школьного курса математики развивает все виды мышления школьников (графическое, аналитическое, алгоритмическое, творческое и др.) [1, С. 14]. Многие ученые и педагоги считают, что тема «Числовые функции» способствует усиленному формированию функционального мышления, так как прикладное значение функций, их свойств и графиков очень велико. Это реализуется за счет того, что при изучении любого вида функции ученики знают, где он используется в реальной жизни (например, линейная функция - математическая модель равномерного движения) [3, С. 386].
Изложение основного материала статьи. Пропедевтика изучения темы «Числовые функции» начинается задолго до начала введения понятия функции [3, С. 385]. Еще в начальной школе дети изучают изменение одной величины в зависимости от другой (например, изменение суммы при изменении одного или двух слагаемых). В 5 и 6 классах встречаются задачи на вычисление значения переменной y при заданном значении переменной x, результат вычислений требуется занести в таблицу.
В 7 классе учащиеся узнают о функциях, в основном, из задач, в которых рассматриваются зависимости одной величины от другой (например, зависимость расстояния от скорости, стоимости от цены, температуры воздуха на улице в зависимости от времени суток и др.), подробно рассматриваются линейные функции и некоторые их свойства на интуитивном уровне [2, С. 385]. В некоторых учебниках в 7 классе школьники узнают о квадратичных функциях. Курс
к
алгебры 8 класса посвящен изучению многих видов функций: У = "I" ^ X. У = ^^. а также
подробному изучению и доказательству их свойств. Таким образом, к началу 9 класса учащиеся обладают обширными знаниями о функциях, которые систематизируются и обобщаются в 9 классе. Здесь ученики формулируют понятие функции, изучают степенные функции с целым положительным и отрицательным показателями.
Девятый класс для школьников России знаменуется окончанием основного общего образования и сдачей основного государственного экзамена, в том числе и по математике. В экзамене по математике для учащихся предлагаются 2 задания, связанных с функциями. Одно задание находится в первой части работы и требуется только указать ответ, второе - во второй части, требующее полного развернутого и обоснованного решения. Кроме того, второе задание - это задание с параметром. Оно является заданием повышенного уровня сложности, но функциональная линия широко представлена в учебниках математики, а значит, оно должно являться одним из наиболее часто успешно решаемых заданий ОГЭ второй части.
Также девятиклассникам предстоит выбор дальнейшей образовательной траектории: стать студентом учреждения среднего профессионального образования или продолжить образование в школе (получить среднее общее образование). Для реализации любого из этих двух вариантов необходимо успешно сдать ОГЭ по математике. В любом случае важно понимать, что не только в 10-11 классе продолжится изучение алгебры и функциональной линии, но и в математических дисциплинах в СПО. В 10-11 классах изучаются тригонометрические, показательные и логарифмические функции, а также производные и интегралы. Таким образом, дальнейшее успешное обучение математике во многом зависит от прочности и глубины знаний по теме «Функции, их свойства и графики».
Кроме того работа с функциями, со способами ее задания позволит учащимся разностороннее развивать свое мышление и продолжать формировать навыки и умения, необходимые для решения других заданий экзамена по математике [1, C. 14].
В связи с вышеизложенным, введение элективного курса по математике «Функции, их свойства и графики» в 9 классе актуально и необходимо.
Создание программы по элективному курсу и введение его в практику школы или нескольких школ является достаточно трудоемким процессом. Поэтому авторами статьи было решено провести эксперимент на нескольких занятиях по теме «Функции, их свойства и графики» в рамках консультаций для подготовки к сдаче Основного государственного экзамена по математике и на уроках алгебры в 9 «А» (класс гуманитарного профиля) и 9 «В» (класс биолого-химического профиля) классах МОУ лицей Орехово-Зуевского городского округа.
Со второго триместра по рабочей программе по алгебре для 9 класса началось изучение темы «Числовые функции». Предварительно был проведен первый этап эксперимента. Учащимися была выполнена работа по данной теме в форме входного контроля, который включал следующие задания (прототипы заданий №11 и №22 ОГЭ по математике):
1. Выбор верного утверждения из списка для предложенного графика функции.
2. Нахождение коэффициента к уравнения по графику гиперболы.
3. Установление соответствия между формулой, задающей функцию, и графиком, на котором изображена функция (все функции различны).
4. Установление соответствия между формулой, задающей функцию, и графиком, на котором изображена функция (линейная функция).
5. Задание повышенной сложности, включающее построение графика и параметр.
Каждое задание 1-4 оценивается в 1 балл, 5 задание - 2 балла (в соответствии с баллами ОГЭ по математике).
Данную работу выполняли 46 человек. Были получены следующие результаты:
0 баллов - 3 человека - 6,5% учащихся;
1 балл - 8 человек - 17,4% учащихся;
2 балла - 5 человек - 10,9% учащихся;
3 балла - 17 человек - 37% учащихся;
4 балла - 11 человек - 23,9% учащихся;
5 баллов - 2 человека - 4,3% учащихся;
6 баллов - 0 человек - 0% учащихся.
Из полученных результатов можно сделать вывод, что 44 из 46 девятиклассников (95,7% учащихся) испытывали трудность в решении прототипов задания №11 ОГЭ первой части, и никто из учащихся не смог полностью и обоснованно решить задание №22 второй части.
Второй этап эксперимента заключался в проведении занятий по данной теме на уроках и в рамках консультаций для подготовки учащихся к Основному государственному экзамену по математике.
В основном на уроках изучался и отрабатывался новый материал по теме «Числовые функции», который является частью подготовки к ОГЭ. Актуализация знаний и повторение ранее изученного материала в начале урока осуществлялись с помощью задания №11 ОГЭ и его прототипов. На несколько консультаций были вынесены задания №22 второй части.
Чтобы разнообразить деятельность учащихся на уроках алгебры и на консультациях, необходимо использовать различные формы и методы работы на уроке, а также различные педагогические технологии. Именно они делают уроки или этапы уроков наиболее продуктивными. Приведем краткое описание нескольких использованных технологий и их применение на уроках или на отдельных этапах урока.
Например, для актуализации знаний и активизации умственной деятельности в начале урока проводилось следующее соревнование между рядами. Учителем подготавливались 4 карточки с 4 заданиями №11 ОГЭ по математике для 4 рядов. Здесь следует учитывать то, что в каждом ряду должно сидеть примерно одинаковое количество детей. Все карточки были одинаковые. Каждый ряд одновременно, начиная с последней парты, решал эти задания: одно задание для каждой парты. Выиграл тот ряд, который правильно выполнил задания первым. Поощрением победителей было прибавление балла к ответу на уроке или освобождение от выполнения подобных заданий на закрепление в домашней работе. В данной вариации над одним заданием учащиеся должны работать в паре за партой, в другой вариации количество заданий должно быть увеличено вдвое, то есть имеет место индивидуальная работа над заданием каждого учащегося.
Также на уроках алгебры использована физкультминутка с заданием №11 ОГЭ по математике. На доске был построен график функции. Учитель называл утверждение для этого графика, учащимся требовалось хлопнуть в ладоши, если оно верно, или топать ногами, если неверно. Таким образом, учащиеся разминались от постоянной монотонной работы и повторяли необходимый материал.
Кроме игровых заданий было выполнено упражнение на составление и разработку своего собственного задания в формате 11 задания ОГЭ по математике. Учащиеся составляли задание в тетради, затем менялись тетрадями с соседом по парте и выполняли задание одноклассника. Многие ребята получили отметки за это упражнение (в отметке учитывалось корректное составление своего задания и верное выполнение упражнения, составленного одноклассником, участие в обсуждении составленных задач).
Также на уроках по теме «Числовые функции» многие ребята выполняли индивидуальное задание на карточках по заданию №11 ОГЭ по математике.
На консультациях для подготовки к ОГЭ по математике во время изучения этой темы проводились занятия по решению задания №22. Но чтобы начинать решать такие задачи, необходимо хорошо помнить и владеть свойствами уже изученных функций. Поэтому первая консультация для подготовки к ОГЭ во время изучения темы «Числовые функции» была посвящена повторению и систематизации уже известных знаний о функциях. Эта консультация была организована с помощью проектной технологии, которая включала в себя следующие этапы: подготовительный этап, планирование работы, исследование, обобщение результатов, публичная защита проектов и подведение итогов [2, С. 5].
На подготовительном этапе для учащихся было сформулировано задание: систематизировать знания по теме «Числовые функции», которые уже есть у ребят, в конце урока представить получившийся проект для всего класса. Это может быть таблица, интеллект-карта, презентация на компьютере или что-то другое.
Вместе с учителем ребята составили план работы и то, каким должно быть обобщение результатов: вспомнить, какие функции уже изучены, их графики, какими свойствами они обладают, возможно, какие задачи с помощью функций можно решить, где они используются, систематизировать весь материал, который вспомнили, выбрать формат представления информации. Также учителю нужно обозначить, какими источниками информации могут пользоваться школьники (учебники из библиотеки, компьютер или ноутбук, Интернет).
Далее происходила защита проектов и обсуждение, подведение итогов и рефлексия.
Работа была организована в максимально комфортных условиях. Некоторые учащиеся предпочли работать индивидуально, некоторые - в группах. Учителем было установлено одно правило: если ученики работают в группе, то каждый ученик должен указать свой вклад в проект.
Учащиеся достойно справились с заданием, задавали вопросы друг другу, выступали с дополнениями и идеями дальнейшего развития проектов. Учитель подтвердил, что эти проекты могут дополняться впоследствии новыми функциями и что может получиться отличный опорный конспект для написания не только ОГЭ, но и ЕГЭ по математике.
На занятии по непосредственному решению задач №22 ОГЭ по математике использовалась технология развития критического мышления. Именно эту технологию можно эффективно применять на первом уроке начала разбора таких заданий. Рассмотрим каждый этап этой технологии для решения поставленной задачи.
Первый этап технологии развития критического мышления - вызов, мотивация, актуализация [4, С. 77]. Здесь можно предложить учащимся 9 класса следующие задания:
1. Найдите область определения функций:
2Х + 3
а) У = -2* + 3 ■ = х_4 :в)у = Х2-Х + 6
2. Постройте графики функций:
3
а) У = ВХ- 1^)у^ = Х2-Х + 6:в)У ~ 2 ■
г) О 3) (ас + 2 ) (первая часть задания №22 ОГЭ по математике).
Учащиеся активизируют умственную деятельность, задания №1 и 2 (а,б,в) актуализируют необходимые знания для решения задания №2 (г), а мотивацией для поиска решения №2 (г) служит указание, что задание взято из базы заданий ОГЭ по математике [5, С. 113].
Второй этап технологии развития критического мышления - реализация, понимание полученных знаний, развитие навыков применения полученных знаний [4, С. 77].
Учителем была подготовлена карточка (раздаточный материал), на которой было разобрано похожее задание. Просмотрев и проанализировав задание и ход решения, ученики могут составить алгоритм решения задания. Следует отметить, что задания на построение похожих графиков функций есть в учебниках алгебры. Если кто-то из учащихся знает, как выполнить это задание, то этот ученик может выступить в роли объясняющего задание [5, С. 114].
Третий этап технологии развития критического мышления - рефлексия и самооценка [4, С. 77]. На этом этапе учащиеся должны оценить свои возможности в решении подобных задач, свое отношение к полученным знаниям и «встроить» их в систему ранее изученного материала.
После разбора построения подобных графиков функций следует дополнить задание. Обычно в задании №22 ОГЭ требуется не только построить график, но и поработать с каким-то неизвестным параметром.
На других консультациях были использованы информационно-коммуникационные технологии, технология сотрудничества и технология проблемного обучения.
После проведения подобных уроков алгебры и консультаций для подготовки к ОГЭ по математике была проведена диагностическая работа в формате ОГЭ, связанная с повторением ранее изученного материала. Для анализа эффективности была выделена часть заданий, которые были похожи на задания входного контроля. После проверки этой части работы были получены следующие результаты (участвовало 43 человека):
0 баллов - 1 человек - 2,3% учащихся;
1 балл - 7 человек - 16,3% учащихся;
2 балла - 3 человека - 6,9% учащихся;
3 балла - 19 человек - 44,2% учащихся;
4 балла - 5 человек - 11,6% учащихся;
5 баллов - 6 человек - 14% учащихся;
6 баллов - 2 человека - 4,7% учащихся;
Выводы. Сравним эти результаты с предыдущими. Видно, что в целом наметилась положительная динамика в сторону увеличения количества набранных баллов одним учеником. Только 4 балла набрало небольшое количество человек. Возможно, это связано с тем, что учащиеся выполняли данную работу в декабре, в период административных контрольных работ за первое полугодие, значит, могли сказаться повышенная усталость и утомленность, а значит, имела место невнимательность.
Помимо прототипов заданий №11 и №22 ОГЭ по математике, в работе содержались другие задания. Процент выполнения этих заданий также возрос после проведения уроков алгебры и консультаций для подготовки к ОГЭ по теме «Числовые функции».
Исследование показало, что регулярные занятия в подобном формате, которые проще всего выразить в форме элективного курса «Функции, их свойства и графики» на этапе подготовки к ОГЭ по математике приведут к положительным результатам: учащиеся развивают свои когнитивные способности и функциональное мышление, а значит, лучше усваивают учебную информацию, повышается вероятность успешно сдать экзамен ОГЭ по математике.
Литература:
1. Бельских, Ю.А. Место темы «Функции, их свойства и графики» на этапе подготовки к ОГЭ / Ю.А. Бельских, А.В. Морозова // Современные проблемы математики, физики и физико-математического образования. - 2020. - №10. -С. 13-14.
2. Золотая, И.Г. Применение метода проекта в рамках личностно ориентированного обучения / И.Г. Золотая // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - С. 1-5 - URL: https://cyberieninka.m/artide/n/primenenie-metoda-proekta-v-ramkah-lichnostno-orientirovannogo-obucheniya/viewer (дата обращения: 10.03.2022).
3. Иванова, О.А. Изучение функциональной линии в курсе алгебры средней школы на основе метаметодического подхода (на примере функции вида y=kx) / О.А. Иванова // Молодой ученый. - 2013. - № 7 (54). - С. 384-387. - URL: https://moluch.ru/archive/54/7354/ (дата обращения: 02.03.2022).
4. Кулешова, М.С. Приемы развития критического мышления школьников при углубленном обучении математике / М.С. Кулешова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2020. - № 3 (11) - С. 76-80. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priemy-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-shkolnikov-pri-uglublennom-obuchenii-matematike/viewer (дата обращения: 15.03.2022).
5. Морозова, А.В. Использование технологии развития критического мышления на занятиях элективного курса «Функции, их свойства и графики» на этапе подготовки к ОГЭ / А.В. Морозова, Ю.А. Бельских // Инновационное развитие социально-экономических систем: условия, результаты и возможности. - 2021. - №9. - С. 112-114.
Педагогика
УДК 378.14
кандидат педагогических наук, доцент Беляева Татьяна Константиновна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Сурнина Виктория Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Никитина Ольга Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ «ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА»
Аннотация. В статье рассматривается терминологический аспект понятия «информационная образовательная среда», которое появилось сравнительно недавно в отечественной научно-исследовательской литературе. Однако, уже существует много его интерпретаций. Авторы анализируют различные подходы к этому понятию отечественных и зарубежных авторов. Анализ понятий и определений ИОС, позволил сделать вывод, что информационная образовательная среда - это открытая многокомпонентная система, связывающая всех субъектов педагогического процесса, обеспечивающая эффективную реализацию педагогических задач, ориентированная на повышение качества образовательных результатов, используя современные образовательные технологии.
Ключевые слова: информационная образовательная среда, обучение, МООК, онлайн-обучение.
Annotation. The article deals with the terminological aspect of the concept of "information educational environment", which appeared relatively recently in the domestic research literature. However, there are already many interpretations of it. The authors analyze various approaches to this concept by domestic and foreign authors. The analysis of the concepts and definitions of IOS allowed us to conclude that the information educational environment is an open multicomponent system connecting all subjects of the pedagogical process, ensuring the effective implementation of pedagogical tasks, focused on improving the quality of educational results using modern educational technologies.
Key words: information educational environment, training, MOOC, online training.
Введение В современном мире переход к смешанной форме обучения, с использованием информационной образовательной среды неизбежен. 2020- 2021 годы стали годами глобальных изменений в разных сферах жизни людей, как в России, так и в других странах мира. Вектор развития в образовательной деятельности начал смещаться с привычного всем формата очного обучения в сторону дистанционного образования. Для учителя первоочередной целью является тщательный подбор результативной формы обучения. Взамен традиционным встречам, в режиме реального времени, приходят онлайн-уроки из которых состоят онлайн-платформы, общение с помощью чатов или электронной почты. Но в большом потоке информации зачастую сложно найти необходимые материалы. В условиях кризиса переход обучения в образовательных организациях стал больше технологическим, но не методологическим.
Пандемия коронавирусной инфекции навсегда изменила подход к обучению. Переход на новый формат требует больших усилий, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся и их родителей. Многие семьи и школы оказались не готовы к переходу на дистанционное обучение. Учителя испытывают огромную нагрузку, процесс обучения потерял организованность. Вследствие этого возникает большой спрос на смешанную форму обучения, когда часть знаний дети получают в традиционном формате, а еще часть с использованием информационной образовательной среды. Важно знать о всех сильных и слабых сторонах такой формы образования.
Ранее речь шла о повышении эффективности бизнес-процессов за счет развития цифровых технологий в образовании и обществе, но в условиях мировой пандемии приходится говорить о том, что мы работаем только благодаря цифровизации. Цифровые технологии способствует переходу в онлайн-среду медицины, трудовой деятельности, образования, что позволяет совершать онлайн-покупки, обмениваться информацией об исследованиях. Организации, которые ранее традиционно предоставляли услуги и продукты в режиме оффлайн, адаптировались под условия новой реальности.
По мнению М. Спиридонова, основателя и генерального директора группы компаний «Нетология-групп», развитие указанного тренда отражается и на бизнес-образовании. Управленцы и топ-менеджеры сегодня больше всего хотят научиться ведению digital-бизнеса: разработке бизнес-стратегии, построению работы в команде, менеджменту и управлению, продажам и маркетингу с упором на цифровую образовательную среду. Причем интерес наблюдается у представителей компаний из всех сегментов рынка, даже таких консервативных, как медицина и строительство. И бизнес-образование готово учитывать потребности бизнеса, подстраиваться под них и предлагать актуальные сегодня знания. Безусловно, бизнес-образование, в отличие от классического, было более подготовлено к резкому переходу в онлайн-формат, так как большинство образовательных программ на коммерческой основе строятся именно в онлайн.
Противоположную точку зрения высказывает представитель педагогического сообщества Сергей Мясоедов, директор Института бизнеса и делового администрирования, проректор РАНХиГС, говоря о том, что цифровая образовательная среда высокого качества требует дополнительных инвестиций. На старом багаже институтских знаний, не переучившихся профессоров, на старой технике, на старых линиях коммуникаций не сделать качественный продукт. Работа онлайн, постоянно требует от преподавателей обновления знаний. Говоря об учебе на протяжении всей жизни, важно отметить, что это касается не только студентов, но преподавательский состав. И необходимо изменить отношение к современным образовательным технологиям, иначе включиться в среду быстро меняющегося нового мира не возможно.
Изложение основного материала статьи. Понятие «Информационная образовательная среда» появилось сравнительно недавно в отечественной научно- исследовательской литературе. Однако, уже существует много его интерпретаций. Все они во многом пересекаются по смыслу и по формулировкам [6, С. 85-991.
Подходы к определению информационно образовательной среды рассматриваются в исследованиях А.А. Андреева, Н.Н. Куровой, В.А. Красильниковой, И.Г. Захаровой и многих других авторов.
Противоречивы определения понятий и классификации МООК. Исследованиям в этой области посвящены работы Неборского Е.В., Копытовй Н.Е., Бадарч Д., Токаревой Н.Г., Цветковой М.С., Гречушкиной Н.В., Жокиной Н.А., Курзаевой Л.В., Григорьева А.Д., Пеккер П.Л. и др. [2].
Таким образом, тема информационной образовательной среды и МООК, как яркого представителя этой среды, представлены достаточно широко. Использование качественно подготовленного контента позволяет повысить эффективность обучения, мотивацию учащихся к учебной деятельности.