3. Sorokopud, Yu.V. Podgotovka prepodavateleyj vihssheyj shkolih v processe realizacii FGOS VPO novogo pokoleniya // Vestnik Universiteta (GUU). - 2012. - № 6.
4. Mamaev, I.I. Informacionno-obuchayuthaya sreda vuza kak sredstvo povihsheniya ehffektivnosti obrazovateljnogo processa / I.I. Mamaev, V.P. Shibaev // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 2(39).
5. Lipatnikova, I.G. Sozdanie individualjnoyj obrazovateljnoyj traektorii kak odin iz sposobov obucheniya studentov priyomam prinyatiya resheniyj // Fundamentaljnihe issledovaniya. - 2009. - № 5.
Статья поступила в редакцию 03.07.13
УДК 378 Shibayev V.P., Shibayev L.M. SYSTEM of WORK ON INCREASE of PROGRESS of STUDENTS. In Article the main directions, methods and forms of work on increase of progress of students are considered.
Key words: students, progress, pedagogical diagnostics; prevention of elimination of students.
В.П. Шибаев, канд. пед. наук, доц., Ставропольский гос. аграрный университет, г. Ставрополь;
Л.М. Шибаева, канд. пед. наук, доц., Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ
В статье рассмотрены основные направления, методы и формы работы по повышению успеваемости студентов.
Ключевые слова: студенты, успеваемость, педагогическая диагностика; профилактика отсева студентов.
Проблема повышения успеваемости студентов стоит очень остро перед вузами. Большое внимание этой проблеме уделяется в ведущих вузах Ставрополья - Ставропольском государственном аграрном университете и недавно образованном Северо-Кавказском федеральном университете. Эта работа начинается, прежде всего, со студентами первого курса и продолжается на протяжении всего обучения студента.
Организатором работы по повышению успеваемости студентов академической группы является куратор, который осуществляет взаимодействие между студентами и преподавателями. При этом каждый преподаватель в той или иной степени также вовлекается в эту работу.
На I курсе силами куратора группы и всех преподавателей стоит задача построить учебный и воспитательный процесс, ориентируясь разные индивидуальные качества студентов, на разные возможности. Для изучения индивидуальных качеств студентов необходимо провести первичную педагогическую диагностику. С этой целью в начале учебного года среди студентов целесообразно провести тестирование, анкетирование, с помощью которых можно получить информацию об особенностях направленности, мотивах деятельности студентов, а также выделить категории лиц, которым учиться не интересно и которым учиться очень хочется, хотя и трудно.
При этом учёные [1] рекомендуют, на основе знания и учета индивидуальных личностных особенностей студентов, куратору выбирать и осуществлять требуемые психолого-педагогичес-кие воздействия в каждом конкретном случае:
1. Беседы, направленные на снятие у части студентов состояний тревожности, неуверенности. В ходе изучения студентов выясняется, что некоторые из них начинают переживать ситуацию провала экзамена еще задолго до сессии. Особенно это важно с учётом того, что такие состояния чаще возникают у ответственных, добросовестных студентов. Тревожные мысли о возможном провале возникают у них в самых различных ситуациях. Такие состояния отвлекают от учебы, мешают собраться, сосредоточиться, лишают студентов уверенности в себе, в своих возможностях. В этой связи необходимо заранее обозначить эту группу студентов и беседы с ними рекомендуется проводить задолго до сессии.
2. Беседы, направленные на преодоление излишней уверенности в себе (понижение уровня самооценки). В среде средних и даже слабых студентов есть категория лиц, явно переоценивающих свои возможности. У них нет ни выраженных сильных сторон, ни выраженного интереса к учебе. В процессе общения с ними куратору необходимо попытаться сформировать у них необходимую мотивацию перед предстоящей сессией, критичность по отношению к собственным возможностям.
3. Поощрение, подбадривание в ситуации экзаменов студентов с высокой неуверенностью в себе, снятие перед экзаме-
ном состояния страха, который снижает их возможности, сковывает память, мышление; перед экзаменами таких студентов надо поощрить, вселить уверенность в своих силах.
4. Информирование контингента первокурсников о возможностях информационно - обучающей среды вуза [2; 3].
5. Работа с пассивными студентами с целью преодоления их собственного стереотипа поведения. Такие студенты (не обязательно с низкими способностями, нередко просто запустившие учебу, неуверенные в себе) не решаются обратиться за помощью к преподавателям или товарищам по группе и поэтому накапливают непонятый материал. Проявить активность им мешают боязнь показать свою несообразительность, чувство неловкости. Таким студентам самим не избавиться от привычки к пассивному поведению. Оно укоренилось, стало стереотипом. Им необходима помощь куратора.
6. Информирование студентов младших курсов о том, что в их среде, возможно, есть лица, которые на начальных этапах обучения могут учиться удовлетворительно или даже плохо, но у которых, тем не менее, имеются специальные способности, проявляющиеся на старших курсах. Эти студенты могут отличаться пассивностью, отсутствием интереса к неспециальным предметам, но могут обладать ярко выраженными специальными способностями. В процессе работы с такими студентами куратору необходимо:
• помочь проявиться их сильным сторонам (можно, в частности, давать конкретные поручения, при выполнении которых проявились бы соответствующие способности студентов и на этой основе изменилось бы отношение к ним внутри группы, повысился их статус среди сокурсников);
• провести серию бесед с целью убеждения этих студентов в необходимости более заинтересованно относиться к приобретению знаний на младших курсах (с точки зрения требований будущей специальности);
• осуществлять систематический контроль за распределением этими студентами своего свободного времени.
7. Информирование студентов о целесообразности их объединения в микрогруппы для самостоятельной работы над учебным материалом (объединение должно осуществляться на базе взаимного тяготения студентов друг к другу). Такое мышление в микрогруппах активизирует мышление, пробуждает интерес студентов к изучаемому предмету и улучшает его усвоение.
8. Информирование студентов о рациональных приемах организации учебной деятельности.
9. Осуществление организующей функции по сплочению коллектива курируемой студенческой группы, изучение структуры межличностных отношений и психологического климата в студенческой группе.
10. Обеспечить тесное взаимодействие с теми преподавателями, которые ведут лекционные и практические занятия
в курируемой группе, с целью снизить такие недостатки учебного процесса, как излишне быстрый темп изложения учебного материала на некоторых лекциях, недостаточная его конкретность, малое число примеров и т.д.
В связи с этим преподавателям могут быть даны советы снизить темп изложения нового материала, осуществлять поиск более эффективных форм чтения лекций, конкретизировать материал, увеличить число примеров и т.д. Практическая работа по изучению студентов и управлению ими должна осуществляться совместно с преподавателем, который ведет практические занятия по предмету, дающему на I курсе наибольший отсев.
Индивидуальный подход является высокодейственным средством повышения успеваемости и предупреждения отсева студентов. Для повышения успеваемости и предотвращения отсева необходимы не только методы изучения личности, но и методы стимулирования мыслительной активности студентов, способствующие лучшему усвоению учебной информации. Без интеллектуальной активности невозможно полноценное усвоение материала, да и способности слабых и средних студентов часто не, развиты оттого, что их не побуждают к энергичной интеллектуальной деятельности.
Для стимулирования интеллектуальной активности может применяться целенаправленно организованное общение, ставящее студента в такую активную позицию. Важное значение для повышения активности имеет моральное и материальное поощрение. Студенты, окончившие семестр на «отлично» и имеющие на протяжении семестра достижения в виде участия и побед во Всероссийских конкурсах, большого количества публикаций, прежде всего, в журналах ВАК, международных журналах и конференциях, на конкурсной основе получают дополнительные стипендии, размер которых является серьёзным материальным стимулированием для дальнейшей деятельности.
В Ставропольском государственном аграрном университете и Северо-Кавказский федеральном университете постоянно
Библиографический список
происходит награждение лучших студентов по итогам смотров-конкурсов и т.д. По окончанию семестров проводятся традиционные встречи с проректорами по научной и воспитательной работе, на которые приглашаются студенты, показавшие лучшие результаты по успеваемости и участию в общественной, научной и спортивной деятельности.
Определённая роль в повышении академической успеваемости и учебной дисциплины студентов отводится работе с родителями, которую совместно проводят факультеты и кураторы. Причем эта работа не ограничивается информированием родителей об успеваемости и посещаемости их детей, она касается оказания помощи и в других проблемах воспитания. Большое внимание в решении проблемы повышения успеваемости и учебной дисциплины студентов отводится работе кураторов с группой и индивидуально с отдельным студентом. Факультетами в целях повышения успеваемости и учебной дисциплины студентов используются различные формы воспитательного воздействия, направленные на информирование, стимулирование и контроль. Студентов 1 курса знакомят с Уставом вуза, его структурой, правилами внутреннего распорядка, знакомят с правами и обязанностями, особенностями обучения и т.д.
Значимым направлением работы в вузе со студентами является также формирование профессиональной направленности. В вузах постоянно проводятся мероприятия, направленные на повышение интереса к профессии: встречи с выпускниками, занимающими руководящие должности, работодателями, проводятся презентации кафедр, различных социальных программ и т.п.).
Таким образом, организация работы по повышению успеваемости студентов является комплексной и требует с одной стороны системного подхода, а с другой, индивидуального подхода с продуманным комплексом мероприятий по активизации и поощрению студентов.
1. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособ. / под. ред. М.В. Булановой-Топорковой. - Ростов н/Д., 2002.
2. Мамаев, И.И. Современные подходы реализации контроля качества высшего профессионального образования / И.И. Мамаев, В.П. Шибаев // Вестник университета (ГУУ). - М., 2012.
3. Мамаев, И.И. Информационно-обучающая среда вуза как средство повышения эффективности образовательного процесса / И.И. Мамаев, В.П. Шибаев // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 2(39).
Bibliography
1. Pedagogika i psikhologiya vihssheyj shkolih: ucheb. posob. / pod. red. M.V. Bulanovoyj-Toporkovoyj. - Rostov n/D., 2002.
2. Mamaev, I.I. Sovremennihe podkhodih realizacii kontrolya kachestva vihsshego professionaljnogo obrazovaniya / I.I. Mamaev, V.P. Shibaev // Vestnik universiteta (GUU). - M., 2012.
3. Mamaev, I.I. Informacionno-obuchayuthaya sreda vuza kak sredstvo povihsheniya ehffektivnosti obrazovateljnogo processa / I.I. Mamaev, V.P. Shibaev // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 2(39).
Статья поступила в редакцию 03.07.13
УДК 159.9
Isaev V.P. PSYCHOLOGICAL FEATURES FUTURE PROFESSIONAL PROFILE OF SPECIALISTS SOCIONOMIC.
The article is devoted to the specific professional future professionals socionomic specialties. Particular attention is paid to the professional competence of a doctor and a practical psychologist, without which the author's view, can not be a future professional roles.
Key words: socionomic profession, professional competence, student.
В.П. Исаев, аспирант каф. педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский гос. архитектурностроительный университет», г. Нижний Новгород, E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Статья посвящена исследованию специфики профессиональной будущих специалистов социономического профиля. Особое внимание уделяется профессиональной компетенции врачей и практических психологов, без которой, на взгляд автора, не может быть профессионального будущего.
Ключевые слова: социономические профессии, профессиональная компетентность студент.
Будущий психолог, согласно классификации Е.А. Климова, людьми, постоянное общение и взаимодействие в ходе профес-относится к профессии типа «человек-человек», то есть социо- сиональной деятельности. Профессия данного типа связана номической профессии и предполагает постоянную работу с с психологической поддержкой, помощью и сопровождением.