ности студентов в процессе индивидуальной и групповой работы; формирование современной информационной культуры, позволяющей работать в компьютерной и телекоммуникационной среде.
Эффективное функционирование ИОС зависит от реализации следующих условий:
• от уровня развития информационно - телекоммуникационной инфраструктуры образования и взаимодействия данной инфраструктуры с обучаемыми;
• учета индивидуальных особенностей обучаемых;
• от контроля мотивационного фона и его развития;
• от языкового сотворчества всех участников учебного процесса.
Информационно-обучающая среда способствует комплексному формированию общекультурных и профессиональных компетенций будущих специалистов.
Огромные образовательные возможности Информационнообучающей среды эффективно используются в Ставропольском государственном аграрном университете. Это позволяет повысить эффективность образовательного процесса и качество предоставляемых услуг [2; 3].
Ставропольский государственный аграрный университет является одним из лучших инновационных вузов страны и занимает первую строчку в рейтинге Министерства образования и науки РФ среди сельскохозяйственных высших учебных заведений. Победы в самых престижных международных и всероссийских конкурсах, партнерство с ведущими зарубежными вузами и научными фондами, членство в крупнейших образовательных и научных ассоциациях мирового уровня подтверждают, что деятельность Ставропольского ГАУ отвечает высоким европейским стандартам образования. Эти успехи были бы невозможны без колоссальной работы, проделанной руководством вуза, его основными структурами и профессорско-преподавательским составом по созданию и постоянному наращиванию потенциала вузовской информационно-обучающей среды.
Библиографический список
В университете созданы уникальные учебно-производственные центры, в которых обучение максимально приближено к практической деятельности. При этом в центрах создана информационно-обучающая среда, позволяющая осуществлять подготовку с учётом новейших достижений как непосредственно в конкретной области знаний, так и в области информационных технологий.
К примеру, будущие ветеринары обучаются на базе Регионального центра ветеринарной медицины, оснащенного самым современным уникальным оборудованием и в настоящее время не имеющего аналогов в Северо-Кавказском федеральном округе.
Студенты факультета технологического менеджмента приобретают необходимые навыки в новейших мини-цехах по производству молочной, мясной и хлебопекарной продукции, оснащённых новейшим оборудованием.
Студенты экономических специальностей знакомятся с премудростями своей профессии на базе аккредитованного центра профессиональных финансово-аналитических программ «Project Expert» и «Audit Expert», авторизованного центра сертификации фирмы «1С», мирового лидера в области компьютерного обеспечения фирмы «Microsoft» (единственного на Северном Кавказе), учебно-практических центров «Биржа», «Страховой магазин», «Мини-банк» и других. Здесь им доступны многие технологии будущего - например, прогрессивная система 5NT (она позволяет полностью автоматизировать документооборот), применяемая в ведущих кредитных учреждениях мира, в том числе таких крупных российских банках, как Газпромбанк, Импэкс-банк и Внешторгбанк.
Таким образом, использование в вузе возможностей информационно-обучающей среды и реализация комплексных мероприятий по её совершенствованию, позволяет повышать эффективность образовательного процесса вуза и качество профессиональной подготовки современных специалистов.
1. Дворецкая, А.В. Основные типы компьютерных средств обучения // Школьные технологии. - 2004. - № 3.
2. Мамаев, И.И. Генезис системы контроля качества профессионального образования в мировой и отечественной образовательной практике / И.И. Мамаев, В.П. Шибаев // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 6(37).
3. Мамаев, И.И. Современные подходы реализации контроля качества высшего профессионального образования / И.И. Мамаев,
В.П. Шибаев // Вестник университета (ГУУ). - М., 2012. - № 18.
Bibliography
1. Dvoreckaya, A.V. Osnovnihe tipih kompjyuternihkh sredstv obucheniya // Shkoljnihe tekhnologii. - 2004. - № 3.
2. Mamaev, I.I. Genezis sistemih kontrolya kachestva professionaljnogo obrazovaniya v mirovoyj i otechestvennoyj obrazovateljnoyj praktike /
I.I. Mamaev, V.P. Shibaev // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2012. - № 6(37).
3. Mamaev, I.I. Sovremennihe podkhodih realizacii kontrolya kachestva vihsshego professionaljnogo obrazovaniya / I.I. Mamaev, V.P. Shibaev // Vestnik universiteta (GUU). - M., 2012. - № 18.
Статья поступила в редакцию 14.02.13
УДК 37.013
Petrova N.F. MEDICAL TECHNOLOGY IMPLEMENTATION IN BOARDING SCHOOLS. Article consecrated experience of medical technologies in schools are boarding schools.
Key words: health; medical technology; schools are boarding schools.
Н.Ф. Петрова, д-р пед. наук, проф. каф. «Клиническая психология» Гуманитарного института, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ
В статье освящён опыт реализации здоровьесберегающих технологий в условиях школ-интернатов. Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающие технологии, школы-интернаты.
Известно, что здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Вопросы охраны жизни и здоровья учащихся крайне актуальны. Уровень здоровья подрастающего поколения необходимо рассматривать как один из главных показателей развития общества. Вопросы здоровья детей должны быть в центре внимания не только органов здравоохранения и образо-
вания, но и общества в целом. Ухудшение состояния здоровья детей, все большее увеличение учебной нагрузки, неблагоприятные социальные и экологические условия, рост социально зависимых показателей неблагополучия свидетельствуют о необходимости применения доступных основной массе учащихся урочных и внеурочных форм оздоровительной деятельности [1].
Цель современного учебного заведения - подготовка учащихся к жизни. Каждый обучающийся должен получить за вре-
мя учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Достижение названной цели может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающией педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья учащихся и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с медицинскими работниками, с коллегами - планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса. Особенно это важно для учащихся, воспитывающихся в школах-интернатах, так как для них школа и педагоги - единственная возможность получить необходимые для дальнейшей жизни знания.
Как показали результаты медицинского мониторинга состояния здоровья, среди детей-сирот практически отсутствуют здоровые дети. Многие имеют предрасположенность к различным болезням. Среди них большой процент детей с дефицитным развитием отдельных психических функций. При этом более половины воспитанников интернатных учреждений страдают серьезными заболеваниями соматической и психической сфер организма: хроническими заболеваниями дыхательных, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочеполовой систем. Почти все дети с признаками невротизации, многие больны неврозом [2]. В этой связи в условиях школ-интернатов особенно актуальна реализация здоровьесберегающих образовательных технологий.
К здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности, сочетании различных форм предоставления информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе («педагогика успеха»), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.
Одно из важнейших направлений деятельности образовательных учреждений интернатного типа - это обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий внутришкольной среды. Гигиенические требования к состоянию внутришкольной среды определены в регулярно обновляемых санитарных нормах и правилах. Соблюдение данных норм является обязательным вне зависимости от используемых здоровьесберегающих технологий и должно иметь приоритетное значение.
Как отмечает В.А. Лапшина [3], особое внимание следует обратить на воздушно-тепловой режим школьных помещений и
Библиографический список
их освещенность, которые оказывают существенное влияние на состояние здоровья школьников. В качестве дополнительного оборудования, которое позволяет оптимизировать воздушнотепловую и световую среду, можно использовать различные виды ионизаторов, увлажнителей, очистителей воздуха и воды, ультрафиолетовые лампы, установки с кислородным коктейлем и минеральной водой.
Важным условием создания полноценного здоровьесохраняющего пространства в школе является оздоровительная инфраструктура, в которую входят:
• медицинский кабинет;
• кабинет психолога;
• кабинет релаксации;
• спортивный зал;
• школьный стадион;
• зимний сад (по возможности).
Оздоровительную работу необходимо строить по следующим направлениям:
1. Здоровьесберегающие технологии, создающие безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном учреждении, решающие задачи рациональной организации образовательного процесса, соответствия учебной и физической нагрузок возрастным возможностям ребенка (диспансеризация учащихся, профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, мероприятия в период повышенной заболеваемости ОРВИ и т.д.).
2. Оздоровительные технологии, направленные на решение задач укрепления физического здоровья учащихся (физическая подготовка, физиотерапия, ароматерапия, закаливание, гимнастика, массаж).
3. Технологии обучения здоровью, гигиеническое обучение и образование, включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла (обучение гигиеническим навыкам, профилактика травматизма, профилактика злоупотребления наркотическими и психоактивными веществами).
4. Воспитание культуры здоровья через факультативные занятия по развитию личности учащегося, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы (воспитание личностных качеств, способствующих сохранению и укрепления здоровья, формирование мотивации на ведение здорового образа жизни, воспитание ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи).
В заключение можно сделать вывод, что работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся можно только тогда считать полноценной и эффективной, когда в полной мере, профессионально и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.
1. Крынин, В.И. Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе [Э/р]. - Р/д: http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/«zdorovesberegayushchie-tekhnologii
2. Нуреев, Р.Р. Здоровьесберегающие технологии в условиях школы-интерната // Перспектива - VIII: материалы Интернет-конф. - Красноярск, 2012.
3. Лапшина, В.А. Здоровьесберегающие технологии в процессе воспитания младших школьников. - Магнитогорск, 2006.
Bibliography
1. Krihnin, V.I. Zdorovjesberegayuthie tekhnologii v uchebno-vospitateljnom processe [Eh/r]. - R/d: http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/ library/«zdorovesberegayushchie-tekhnologii
2. Nureev, R.R. Zdorovjesberegayuthie tekhnologii v usloviyakh shkolih-internata // Perspektiva - VIII: materialih Internet-konf. - Krasnoyarsk, 2012.
3. Lapshina, V.A. Zdorovjesberegayuthie tekhnologii v processe vospitaniya mladshikh shkoljnikov. - Magnitogorsk, 2006.
Статья поступила в редакцию 14.02.13
УДК 377.8
Salavatova A.S. MODELING READINESS BACHELOR PEDAGOGY STUDENTS TO WORK IN COMPREHENSIVE SCHOOLS WITH SIGNIFICANT ETHNOCULTURAL FOCUS. The author of the article dwells upon ethnocultural component of school education; challenges of building students' professional skills required for careers in ethnoculturally-oriented comprehensive schools. In this connection the author gives consideration to modeling students' professional readiness to perform professional activities in the above described settings.
Key words: ethnocultural component of education, ethnoculture, professional activities, training of students, student of a Bachelor in Pedagogy degree program.
А.М. Салаватова, ассистент каф. общей и социальной педагогики Нижневартовского гос. гуманитарного университета, г. Нижневартовск, E-mail: [email protected]