Научная статья на тему 'Система психолого-педагогического сопровождения в школе-интернате для слепых и слабовидящих как средство социализации и интеграции лиц с нарушениями зрения'

Система психолого-педагогического сопровождения в школе-интернате для слепых и слабовидящих как средство социализации и интеграции лиц с нарушениями зрения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
651
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеграция / социализация / нарушения зрения / коррекционно-воспитательная работа / социальная адаптация и реабилитация / integration / socialization / visual impairment / correctional and educational work / social adaptation and rehabilitation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трутнева Елена Ивановна, Мазепа Елена Михайловна

В статье рассматривается одна из актуальных проблем современного общества – социализация и интеграция лиц с нарушениями зрения. Раскрывается ряд основных направлений коррекционно-воспитательной работы в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей, способствующих дальнейшему, более полноценному включению данной категории лиц в окружающую действительность и активную жизнедеятельность. Рассматриваются вопросы организации процесса обучения детей, создания специальных условий получения образования и его качественного обеспечения с учетом особых образовательных потребностей специфических для каждой из групп обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трутнева Елена Ивановна, Мазепа Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT IN A BOARDING SCHOOL FOR THE BLIND AND VISUALLY IMPAIRED AS A MEANS OF SOCIALIZATION AND INTEGRATION OF PERSONS WITH VISUAL IMPAIRMENTS

The article deals with one of the urgent problems of modern society – socialization and integration of persons with visual impairments. The author reveals a number of main directions of correctional and educational work in a boarding school for blind and visually impaired children, contributing to the further, more complete inclusion of this category of persons in the surrounding reality and active life. The article deals with the organization of children's education, the creation of special conditions for education and its quality, taking into account the special educational needs specific to each group of students.

Текст научной работы на тему «Система психолого-педагогического сопровождения в школе-интернате для слепых и слабовидящих как средство социализации и интеграции лиц с нарушениями зрения»

УДК 376

СИСТЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В

ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ ДЛЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Трутнева Елена Ивановна.

г. Новосибирск, МКОУ Специальная (коррекционная) школа-интернат № 39 для детей с нарушением зрения, директор, e-mazepa@mail.ru.

Мазепа Елена Михайловна.

г. Новосибирск, МКОУ Специальная (коррекционная) школа-интернат № 39 для детей с нарушением зрения, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, e-mazepa@mail.ru.

Аннотация. В статье рассматривается одна из актуальных проблем современного общества - социализация и интеграция лиц с нарушениями зрения. Раскрывается ряд основных направлений коррекционно-воспитательной работы в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей, способствующих дальнейшему, более полноценному включению данной категории лиц в окружающую действительность и активную жизнедеятельность. Рассматриваются вопросы организации процесса обучения детей, создания специальных условий получения образования и его качественного обеспечения с учетом особых образовательных потребностей специфических для каждой из групп обучающихся.

Ключевые слова: интеграция, социализация, нарушения зрения, коррекционно-воспитательная работа, социальная адаптация и реабилитация.

THE SYSTEM OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT IN A BOARDING SCHOOL FOR THE BLIND AND VISUALLY IMPAIRED AS A MEANS OF SOCIALIZATION AND INTEGRATION OF PERSONS WITH

VISUAL IMPAIRMENTS

Trutneva Elena Ivanovna.

Novosibirsk, MKOU Special (correctional) boarding school № 39 for children with visual impairment, director, e-mazepa@mail.ru.

Mazepa Elena Mikhailovna.

Novosibirsk, MKOU Special (correctional) boarding school № 39 for children with visual impairment, deputy director for educational work, e-mazepa@mail.ru.

Abstract. The article deals with one of the urgent problems of modern society -socialization and integration of persons with visual impairments. The author reveals a number of main directions of correctional and educational work in a boarding school for blind and visually impaired children, contributing to the further, more complete inclusion of this category of persons in the surrounding reality and active life. The

article deals with the organization of children's education, the creation of special conditions for education and its quality, taking into account the special educational needs specific to each group of students.

Key words: integration, socialization, visual impairment, correctional and educational work, social adaptation and rehabilitation.

В настоящее время одной из приоритетных задач политики социальной защиты является комплексная реабилитация инвалидов, включающая медицинскую, образовательную, профессиональную и социально-адаптивную помощь.

Современными тифлоисследованиями (А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева, В.З. Денискина) доказано, что нарушения зрения (слепота или слабовидение), связанные с невозможностью или ограничениями получения зрительных стимулов, неизбежно приводят не только к зрительной депривации, но и депривации эмоциональной (аффективной) и социальной.

Л.С. Выготский считал, что задачей воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание условий компенсации его недостатка с учетом не только биологических, но и социальных факторов.

Прежние традиционные педагогические установки и подходы к обучению и воспитанию слепых и слабовидящих детей успешно решали вопросы формирования знаний, умений и навыков, связанных с получением цензового образования. В современных условиях возрастает значение педагогической целесообразности в организации образа и порядка жизни детей с нарушениями зрения, обеспечивающих школьникам возможность реализации жизненных планов во взрослой самостоятельной жизни, т. е. формирования социально зрелой личности.

Вступая в самостоятельную жизнь, инвалиды по зрению сталкиваются с проблемами жилья, поиска работы, организации быта, питания, обеспечения себя прожиточным минимумом, организацией свободного времени, получения медицинской помощи, создания и сохранения собственной семьи и многими другими проблемами, к которым они не всегда готовы [6].

В 2018-19 учебном году в школе-интернате № 39 обучается 189 учащихся. В интернате круглосуточно проживает 77 обучающихся из Новосибирской области и отдаленных районов города Новосибирска, из них 14 проживают с начала и до конца учебного года, включая выходные дни и каникулы.

Весь процесс обучения и воспитания детей с нарушениями зрения в школе-интернате направлен на то, чтобы обеспечить их социальную адаптацию в обществе.

Медицинское обслуживание обучающихся школы-интерната осуществляется штатным медицинским персоналом в состав которого входят: 6 медицинских сестер, врач педиатр, врач офтальмолог. Медсестры осуществляют круглосуточное дежурство в школе-интернате, контроль за питанием, проводят профилактические осмотры, профилактические прививки и лечение обучающихся, согласно назначению врачей.

Медицинский блок состоит из: кабинета офтальмолога, кабинета педиатра, процедурного кабинета, изолятора и кабинета плеоптики, которые оснащены современным специализированным оборудованием, в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.

Медицинские работники постоянно проводят гигиенические, санитарно-просветительские мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний, культуре здорового питания, разрабатывают комплекс упражнений для глаз и проводят индивидуальные консультации для обучающихся, родителей, учителей и воспитателей.

Социализация ребенка с нарушением зрения - конечная цель школы-интерната для слепых и слабовидящих, поэтому значимое место на стыке составных компонентов образовательного и воспитательного процессов занимает социально-реабилитационная работа, в основе которой лежит компенсация первичного и коррекция вторичных отклонений. Основными значимыми для современного общества и реализуемыми на протяжении школьного обучения целями являются:

• становление и разностороннее развитие личности будущего выпускника; его социально-трудовая адаптация и реабилитация;

• компенсация дефекта;

• усвоение в доступной для него форме социального опыта.

Коррекционно-воспитательная деятельность в школе-интернате - это

составная часть единого образовательного процесса, которая обладает определенной структурой и направлениями воздействия, реализующихся в следующих структурных компонентах:

• стабилизация гармоничных отношений с окружающим миром и их дальнейшее обогащение с помощью психокоррекционных средств, методов и приемов работы;

• воздействие на ребенка внешними (средовыми, социальными) факторами для корректировки отношения к социальной среде и социуму в частности;

• социально-бытовая ориентация и профессионально-трудовая подготовка в процессе коррекционно-развивающих занятий;

• духовное и личностное развитие за счет компенсации пробелов и недостатков в знаниях норм и правил, усиление деятельности в области больших возможностей и достижений ребенка с помощью дополнительного образования.

Для реализации задачи социальной адаптации в школе создана система психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Цель коррекционно-развивающей работы: создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии учащихся, их социальная адаптация.

В 2018 году коррекционно-развивающие занятия посещали 171 учащийся, из них:

• тотально слепые - 27 учащихся;

• практически слепые - 4 учащихся;

• обучаются по системе Брайль - 42 учащихся;

• с комплексными нарушениями - 31 человек (ДЦП - 1, нарушения слуха - 3, нарушения интеллекта - 5, ЗПР - 12).

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы являются:

- психологическое;

- логопедическое;

- охрана и развитие зрения и зрительного восприятия;

- развитие осязания и мелкой моторики;

- развитие мимики и пантомимики;

- социально-бытовая ориентировка;

- адаптивная физкультура;

- пространственная ориентировка;

- ритмика.

Учебный план школы включает в себя целый перечень предметов различной направленности, обеспечивающих развитие каждому ребёнку.

Формирование социально-бытовой компетентности учащихся осуществляется на занятиях по социально-бытовой ориентировке (СБО). При этом время, отведенное для занятий по социально-бытовой ориентировке, позволяет в основном лишь ознакомить детей с базовыми сведениями социально-бытового характера. Закрепление же полученных практических навыков предполагает участие воспитателей, родителей, ближайшего социума, взаимодействие с учреждениями и предприятиями.

Для того чтобы дети с нарушениями зрения могли социализироваться в общество нормально видящих детей, они должен овладеть теми же навыками социально-бытовой ориентировки, что и дети с нормальным зрением: уметь ориентироваться в окружающей действительности, быть самостоятельными в самообслуживании, быстро и точно выполнять трудовые действия, стремиться к выполнению трудовых обязанностей, включаться в реальные связи со взрослыми и сверстниками, проявлять интерес к трудовой деятельности взрослых, иметь отчётливые представления о многообразии профессий, в повседневном поведении проявлять трудолюбие, бережное отношение к результатам труда, добросовестность, честность, т.е. должны иметь такой уровень социальной компетентности, который позволил бы им применять в новых создавшихся условиях сформированные навыки социально-бытовой ориентировки.

Одним из разделов курса СБО является раздел «Коммуникативная деятельность», в котором дети знакомятся с основными принципами, способами обращения с людьми (речевые и неречевые средства общения), культурой общения, традициями, существующими в среде своих сверстников и взрослых, способами общения, их переносом в различные виды учебной и внеучебной деятельности.

Трудовое обучение, как учебный предмет, содержит большие возможности для коррекции познавательной деятельности и двигательной сферы учащихся с нарушением зрения. Зачастую этот предмет, его важность в развитии ребенка недооценивается, а дефектологи считают его одним из самых основных и

продуктивных в коррекционной работе. Неоспорим тот факт, что моторное развитие ведет за собой умственное.

Кроме того трудовая деятельность является мощным корректором эмоционально-волевых и личностных качеств воспитанников.

Развитие моторики и формирование правильных движений - это важнейшие компоненты физического созревания любого ребенка. Дети с нарушениями зрения часто не могут выполнять движения, лежащие в основе передвижения (сохранение равновесия, перешагивание, хождение по ступенькам разной высоты и ширины).

При этом зачастую слова, обозначающие движения не несут ребенку никакой информации. Предусматривается специальное формирование двигательных умений (идти шагом, бегать, прыгать, прыгать на одной ноге, подпрыгивать, перепрыгивать, переворачиваться, принимать различные положения тела и др.).

В связи с этим, встает необходимость в выделении такого направления коррекционной работы в школе-интернате, как физическое воспитание, которое направлено на всестороннее мышечно-двигательное развитие детей. Однако в силу особенностей психологического и физического развития данной группы детей оно имеет свою специфику. Физическое воспитание осуществляется одновременно с решением коррекционных задач по преодолению вторичных дефектов, вызванных нарушением зрительного анализатора. Нарушение зрения приводит к аритмичности двигательных актов, нарушению координации, развитию диспластики движений, при этом укороченный шаг при ходьбе приводит к нарушению равновесия и уплощению стопы. Все эти нарушения также сопровождаются трудностями зрительно-пространственной ориентировки

[3].

Таким образом, нарушение зрительного восприятия оказывает большое влияние на характер процесса обучения физическим упражнениям, организуемый на основе развития компенсаторных процессов слепых и слабовидящих детей.

Развитие двигательных навыков в процессе занятий оказывает комплексное воздействие на ребенка: - совершенствуются координационные способности; -развивается умение ориентироваться в открытом и закрытом пространстве; -развиваются скоростные и силовые способности и др. Физическое воспитание слепых и слабовидящих детей основано на работе по развитию ориентации и умения передвигаться в разных пространствах. Положение тела в пространстве отражает статические ощущения, которые способствуют уравновешиванию положения тела в пространстве, принятию позы при выполнении рабочих операций во время слухового и зрительного пространственных различений.

Огромным коррекционным потенциалом обладает предмет музыка и пение. Коррекция изначально заложена в его содержании.

Кроме когнитивных целей школьный предмет «Музыка и пение» нацелен на общее развитие обучающихся, а в отношении детей с ОВЗ - на коррекцию эмоциональной сферы.

Такой предмет как изобразительная деятельность обеспечивает широкие возможности для исправления недостатков развития обучающихся. Соблюдение

учащимися определенной последовательности в выполнении рисунка вырабатывает умение планировать свою работу, развивает правильное восприятие формы, величины, цвета предметов, их положение в пространстве, умение находить существенные признаки, устанавливать сходство и различие.

Непосредственный процесс рисования способствует исправлению недостатков двигательной сферы - общей и мелкой моторики. Как любая самостоятельная деятельность формирует личностные качества.

Определяя роль коррекционно-воспитательной работы как средства преодоления недостатков развития и лучшей социализации лиц с нарушениями зрения, главным образом следует выделить потенциальные возможности различных видов деятельности, в процессе которых формируются способы зрительной ориентации в пределах возможностей неполноценного зрения и полисенсорные возможности сохранных анализаторов.

В связи с этим, следует выделить важность условий для развития и коррекции нарушенной сенсорной функции и активизации сохранных сенсорных функций в процессе активной, разнообразной и целесообразной деятельности ребенка. Основное условие при организации коррекционно-воспитательных занятий в школе-интернате для слепых и слабовидящих - это комплексный подход, который предусматривает не только развитие зрительных возможностей и формирование представлений, но и обеспечивает развитие и активное включение в процессе познания сохранных анализаторов и речи как эффективных средств компенсации зрительной недостаточности.

Библиографический список:

1. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.

2. Королева Ю.А. Детерминанты и механизмы развития социально-психологической компетентности в условиях дизонтогенеза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 6. -С. 146-151.

3. Меерзон Т.И. Роль и место физической культуры в медицинской коррекции здоровья детей с ОВЗ // Современное образовательное пространство: риски и безопасность: материалы Международной научно-практической конференции. -Оренбург: Изд-во Экспресс-печать, 2014. - С. 205-208.

4. Мелешкина М.С. Коррекционно-воспитательная работа в школе-интернате для слепых и слабовидящих как средство социализации и интеграции лиц с нарушениями зрения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. - Т. 20. - С. 49-56. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56325.htm.

5. Павлова О.С. Интеграция незрячего ребенка в общество как фактор, определяющий успешность ориентировки в пространстве // Евразийское образовательное пространство: приоритеты, проблемы и решения: сборник статей к Международной научно-практической конференции (15-16 октября 2015г.). -Оренбург, 2015. - С. 325-327.

6. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения // Под ред. Л.И. Плаксиной - М.: ИКПРАО, 1995. - 88 с.

7. Тупоногов Б.К. Организация коррекционно-педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих детей. Методическое пособие для педагогов и руководителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений. -М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. - 224 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234881.

8. Фоминых Е.С. Современные технологии психологической коррекции и реабилитации лиц с нарушением зрения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 9 (сентябрь). - С. 11-15. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15301.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.