Научная статья на тему 'Система профессиональной ориентации старших школьников и студентов в контексте регионального социально-экономического развития: анализ результатов исследования'

Система профессиональной ориентации старших школьников и студентов в контексте регионального социально-экономического развития: анализ результатов исследования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
495
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ШКОЛЬНИКИ / СТУДЕНТЫ / СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / REGIONAL SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / VOCATIONAL GUIDANCE / SCHOOL CHILDREN / STUDENTS / THE SYSTEM OF VOCATIONAL GUIDANCE / VOCATIONAL SELFDETERMINATION / PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бажин Константин Сергеевич, Симонова Галина Ивановна, Ходырева Елена Анатольевна

В статье представлены результаты исследования представлений молодых ученых о развитии системы профессиональной ориентации старших школьников и студентов для обеспечения регионального социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of senior pupils and students vocational guidance in the context of regional socio-economic development: analysis of survey results

This article presents study results of young scientists representations on the development of vocational guidance of senior pupils and students to ensure regional socio-economic development.

Текст научной работы на тему «Система профессиональной ориентации старших школьников и студентов в контексте регионального социально-экономического развития: анализ результатов исследования»

рис - доктор технических наук, профессор, длительное время, вплоть до своей кончины, поддерживал отношения с КГПИ им. В. И. Ленина, где его отец в свое время фактически был основателем кафедры педагогики. А. К. Волнин пережил своего гениального ученика и даже выступал на похоронах Макаренко. Один из бывших колонистов в своих воспоминаниях упомянул «старичка, который очень хвалил покойного за то, что тот хорошо и чисто, без помарок, писал сочинения».

2. Младший брат А. С. Макаренко В. С. Макаренко вспоминал:«Он (Антон. - В. П.) влюблялся каждые 6 месяцев и не как-нибудь платонически, а обязательно требуя взаимности»; его увлечения в 19031918 гг. - 9 человек... Влюбленным суждено было жить все время в разлуке. Сначала Елизавета Федоровна была на курсах в Киеве, потом получила место учительницы, но в Полтаве, Антон оставался в Крюкове. Не знаю, получал ли он от нее много писем, но он ей писал каждый день - на самой лучшей веленевой бумаге - и отсылал в самых дорогих конвертах «люкс». Иногда он просил меня отнести письмо на станцию и бросить в ящик почтового вагона. На конверте адресу предшествовали две буквы: «Я. С.». Я ломал голову, что это могло значить, но не смел у него спросить об этом прямо. Гораздо позже, в 1915 г., в Полтаве, он объяснил мне, что это были начальные буквы двух слов «Ясному солнышку». Макаренко В. С. Воспоминания об А. С. Макаренко // Советская педагогика. 1991. № 6-7. С. 30.

3. Макаренко А. С. Школа жизни, труда, воспитания: учеб. книга по истории, теории и практике воспитания. Ч. 1. 1921-1928 гг. / сост. и коммент. А. А. Фролов, Е. Ю. Илалтдинова. Н. Новгород, 2007. С. 80.

4. Там же. С. 82-83.

5. Там же. С. 104-105.

6. Макаренко А. С. Собр. соч.: в 8 т. / сост. А. А. Фролов, Л. Ю. Гордин, М. Д. Виноградова. Т. 1. М., 1983. С. 320.

7. Макаренко А. С. Школа жизни, труда, воспитания. С. 231.

8. Крупская Н. К. Выступление на VIII съезде ВЛКСМ // Крупская Н. К. Собр. соч.: в XI т. / под ред. И. А. Каирова. Т. 5. М., 1959. С. 269-270.

9. Луначарский А. В. Воспитание нового человека // Луначарский А. В. О воспитании и образовании / под ред. А. М. Арсеньева. М., 1976. С. 271.

10. «Ты научила меня плакать.» (Ты научила меня плакать. переписка А. С. Макаренко с женой (19271939): в 2 т. / сост. Г. Хиллиг, С. С. Невская. М., 1994. Т. 1. С. 82.

11. Макаренко А. С. Школа жизни, труда, воспитания. С. 32.

12. Горький А. М. По Союзу Советов // Горький А. М. Собр. соч.: в 8 т. М., 1988. Т. 3. С. 357.

13. Там же. С. 358.

14. Макаренко А. С. Школа жизни, труда, воспитания. С. 237.

15. Фотоаппараты ФЭД за короткое время стали престижной вещью. Ими награждали особо отличившихся людей нашей страны. Известно, что И. В. Сталин наградил этим фотоаппаратом Л. О. Утесова за блистательное исполнение главной роли в фильме «Веселые ребята». (Правда, режиссер фильма Григорий Александров был удостоен звания народный артист СССР, а его жена Любовь Орлова, исполнительница главной женской роли, получила орден.)

16. «Ты научила меня плакать.» Т. 1. С. 114.

17. Макаренко А. С. Школа жизни, труда, воспитания. С. 65-71.

18. Макаренко А. С. Школа жизни, труда, воспитания. Ч. 5. 1936-1937 гг. / сост. и коммент. А. А. Фролов, Е. Ю. Илалтдинова. Н. Новгород, 2011. С. 65.

19. Там же. С. 75.

20. На разных берегах... Судьба братьев Макаренко / сост. Г. Хиллиг. М., 1997.

УДК 37.048.45

К. С. Бажин, Г. И. Симонова, Е. А. Ходырева

СИСТЕМА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

В статье представлены результаты исследования представлений молодых ученых о развитии системы профессиональной ориентации старших школьников и студентов для обеспечения регионального социально-экономического развития.

This article presents study results of young scientists representations on the development of vocational guidance of senior pupils and students to ensure regional socio-economic development.

Ключевые слова: региональное социально-экономическое развитие, профессиональная ориентация, школьники, студенты, система профессиональной ориентации, профессиональное самоопределение, психолого-педагогическое обеспечение.

Keywords: regional socio-economic development, vocational guidance, school children, students, the system of vocational guidance, vocational selfdetermination, psychological and educational support.

Новые общественно-экономические условия развития Российской Федерации обусловили важность формирования мощного научного, кадрового потенциала страны. Данные подходы актуализированы в региональных программах стратегического развития. Так, «Стратегия социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года» (принята постановлением Правительства Кировской области от 06.12.2009 № 33/432, утверждена Постановлением Законодательного Собрания Кировской области № 44/4 от 28.01.2010 г.) в качестве стратегической цели определяет повышение качества жизни населения до уровня лидеров Приволжского федерального округа посредством развития приоритетных отраслей экономики и модер-

© Бажин К. С., Симонова Г. И., Ходырева Е. А., 2013

низации социальной сферы. Основой стратегии Кировской области является инновационный сценарий развития. При этом особо отмечается, что для развития инновационной экономики региона необходим соответствующий человеческий ресурс - специалисты, осознанно выбравшие профессию с учетом реальных потребностей общества, готовые работать в отраслях, соответствующих приоритетным направлениям развития региона и обеспечивающих реализацию базовых инвестиционных проектов.

Решение данных задач, к сожалению, не может обеспечить традиционная система профессиональной ориентации, которая рассматривается в нашем исследовании как комплекс мероприятий различных государственных и общественных организаций, направленных на формирование у молодежи устойчивых потребностей к тем или иным профессиям или их группе и желания трудиться по ним. В данном контексте основная цель профориентации заключается в решении задач, связанных с рациональным использованием кадров.

С целью определения уровня овладения молодыми учеными, аспирантами, студентами, а также учеными и преподавателями со стажем и опытом работы достижениями современной пси-холого-педагогической науки в сфере развития системы профессиональной ориентации молодежи коллективом специалистов кафедры педагогики ВятГГУ в сентябре 2012 г. было проведено специальное исследование в форме онлайн анкетирования. Были опрошены 85 человек в возрасте до 35 лет (85% от общего количества участников данной возрастной группы - студенты, аспиранты, молодые ученые), а также 31 респондент в возрасте от 35 лет и старше (72,1% от общего количества участников данной возрастной группы - ученые, преподаватели).

Содержание анкеты, критерии и показатели оценки были разработаны предварительно. Участникам опроса было предложено 23 вопроса закрытого характера с выбором ответов. Им необходимо было выбрать один или несколько подходящих ответов. В качестве критериев рассматривались осведомленность участников мероприятия о базовых теоретико-методологических подходах к развитию системы профессиональной ориентации; информированность о сущности и особенностях профессионального самоопределения; сформированность представлений о психо-лого-педагогическом обеспечении системы профессиональной ориентации старших школьников и студентов; наличие системы знаний об инновационном опыте профессиональной ориентации молодежи, обеспечивающем региональное социально-экономическое развитие. Организаторами исследования была разработана программа анкетирования, созданная с использованием паке-

та SPSS 18.0., с помощью которой для качественной и количественной обработки и интерпретации данных создавались кросс-таблицы, таблицы частотного распределения признаков, осуществлялись обоснование и расчет выборочной совокупности.

Результаты анкетирования выявили следующее.

Осведомленность участников

о базовых теоретико-методологических подходах к развитию системы профессиональной ориентации

По мнению респондентов, среди основных теоретико-методологических подходов к развитию системы профессиональной ориентации старших школьников и студентов, наиболее значимым в современных условиях является компетент-ностный, ориентированный на формирование у субъектов профориентации совокупности компетенций в сфере профессионального самоопределения. Так считают 58% опрошенных молодых ученых и 90% респондентов старше 35 лет. Не отрицают участники опроса обоих возрастов (35% молодых исследователей и 39% ученых старше 35 лет) и важность традиционного, знаниево-ори-ентированного, подхода, обеспечивающего профессиональное просвещение и пропаганду профессий, наиболее востребованных современным рынком труда. Наименее востребованным, по мнению опрошенных, являются акмеологический и аксиологический подходы. На значимость первого указывают всего 6% молодых исследователей и 10% их старших коллег, на важность второго - 9% и 35% респондентов соответственно. Это говорит о том, что потенциал данных подходов, ориентированных на выявление объективных и субъективных факторов, в том числе и ценностно-мотивационных, которые позволяют человеку как можно более плодотворно проявить себя в жизни и профессиональной деятельности, реализуется в практике профессиональной ориентации не в полной мере.

Характеризуя систему профессиональной ориентации, респонденты, прежде всего, рассматривают ее как комплекс мероприятий различных государственных и общественных организаций, направленных на формирование у молодежи устойчивых потребностей к освоению тех или иных профессий или их группе и желания трудиться по ним (45% молодых ученых и 100% исследователей старше 35 лет). Следует также отметить, что среди ученых до 35 лет достаточно высока доля (40%) считающих, что в основе системы профессиональной ориентации - помощь в выборе, подборе или перемене профессии с учетом индивидуальных потребностей. Среди ученых старше 35 лет подобные ответы дали лишь 19%.

Кроме того, достаточно непопулярным среди респондентов обеих возрастных групп является отраслевой подход к рассмотрению системы профессиональной ориентации, заключающийся в обеспечении функционирования образовательных учреждений региона по вопросам профессионального самоопределения молодежи (14 и 16%), а также разветвленной сети центров занятости, осуществляющих бесплатные консультационные услуги относительно выбора профессии (12 и 13% соответственно).

Оценивая факторы, обеспечивающие преемственность профессиональной ориентации в системе школа-вуз, респонденты отмечают, прежде всего, важность реализации общеобразовательными учреждениями и учреждениями профессионального образования совместных проектов профориентационной направленности. На данное обстоятельство указывают 36% молодых ученых и 81% респондентов старше 35 лет. Значимым, по мнению молодых исследователей, является также помощь в изучении школьниками и студентами своих личностных особенностей при выборе профессии и места работы (44% опрошенных). Среди их старших коллег наиболее распространено мнение о важности презентации профессиональных образовательных программ, наиболее востребованных школьниками и их родителями. Солидарны респонденты обеих возрастных групп в необходимости широкого информирования молодежи о потребностях регионального рынка труда (29 и 35% соответственно).

Отвечая на вопрос о том, какие традиции системы профессиональной ориентации школьников и студентов актуальны в современных условиях, участники анкетирования - молодые ученые расходятся во мнениях. Так, 39% опрошенных определяют приоритетность учебно-производственных комбинатов, осуществлявших трудовое обучение и профориентацию, 32% - трудовых объединений школьников (ученические производственные бригады, сводные комсомольские молодежные отряды животноводов). 19 и 21% соответственно отмечают значимость межведомственных советов по профориентации при органах власти и студенческих строительных отрядов. Среди участников старше 35 лет значения показателей по всем вариантам ответа выше, ведь многие из них непосредственно были включены в подобные виды деятельности. Наиболее востребованными в современных условиях, по их мнению, являются учебно-производственные комбинаты (52%) и студенческие строительные отряды (39%).

Информированность о сущности и особенностях профессионального самоопределения

Вопросы профессионального самоопределения стали центральными в проведенном исследовании, так как оно является содержательной осно-

вой профессиональной ориентации. Участники исследования показали как общий уровень информированности в вопросах профессионального самоопределения, так и высказали оценочные суждения, касающиеся вопросов профессионального выбора молодежи в современных условиях.

Участники анкетирования рассматривают профессиональное самоопределение, прежде всего, как процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. На данное понимание указывают 59% молодых ученых и 100% ученых старше 35 лет. Для молодых исследователей также значимым является сам процесс выбора субъектом будущей профессии (35%) и наличие права подрастающего поколения на сознательный выбор профессии (12%).

Результаты анкетирования показывают, что респонденты связывают процесс профессионального самоопределения старших школьников и студентов с влиянием следующих факторов: с престижностью и доходностью выбираемой профессии (65% молодых исследователей и 71% ученых старше 35лет); с потребностью личности в профессиональной самореализации (35 и 71% ученых разных возрастных групп); а также с рекомендациями родителей (22 и 42% участников опроса в зависимости от возраста) и с влиянием средств массовой информации (18 и 19% опрошенных соответственно).

В качестве внешних причин затруднений старшеклассников и студентов в выборе профессии респонденты обеих возрастных групп достаточно единодушно указывают на изменчивость мира профессий, появление новых сфер профессиональной деятельности (39% молодых ученых 68% участников старше 35 лет); труднодоступность привлекательной профессии (требуемые специальности отсутствуют в вузах региона, качество подготовки в школе не соответствует уровню требований вуза и т. д.) (39%). Респонденты старшей возрастной группы рассматривают в качестве таковых отсутствие консультационной, методической, психологической и других видов поддержки со стороны педагогов, сотрудников служб, занимающихся профессиональной ориентацией (32% респондентов) и слабую информированность об учебных заведениях, где можно получить интересующую профессию (23%).

Среди внутренних причин затруднений старших школьников и студентов при выборе профессии респондентами обеих возрастных групп выделяются три основных: неготовность принять самостоятельное решение, на что указывают 51% молодых исследователей и 71% ученых старше 35 лет; неумение оценить свои возможности

(45 и 42% соответственно); а также недостаток жизненного опыта (34 и 35% участников опроса в зависимости от возраста). Особо выделим позицию исследователей старшего возраста, которые в качестве значимых внутренних причин указывают отсутствие серьезного отношения к вопросам профессионального выбора у молодежи (58% респондентов).

По мнению респондентов, основными мотивами выбора профессии современными молодыми людьми являются, прежде всего, прагматические -высокая зарплата (65% молодых исследователей и 84% ученых старше 35 лет) и престижность (45 и 65% соответственно). Также значительное количество респондентов берут во внимание интерес к профессиональной деятельности, с чем согласны 28% молодых ученых и 39% их коллег старше 35 лет. Незначительное количество опрошенных обеих возрастных групп обращают внимание на рекомендации друзей и знакомых как существенный стимул в профессиональном самоопределении (14 и 13% соответственно).

Выделяя объективные причины затруднений, возникающих у старшеклассников и студентов при выборе профессии, участники анкетирования называют отсутствие осознанности в выборе профессии молодым человеком (36% молодых исследователей и 65% ученых старше 35лет); предубеждения, которые сложились в обществе в отношении престижности и непрестижности тех или иных профессий (36 и 61% опрошенных соответственно); увлечение только внешней стороной профессии, отсутствие всесторонних и системных знаний о требованиях, которые предъявляются к будущему специалисту (26 и 39% ученых разных возрастных групп); а также ориентация не на выбор профессии, а на престижность учебного заведения (14 и 35% участников опроса в зависимости от возраста).

Оценивая роль и ответственность субъектов профориентации за выбор профессии, молодые исследователи следующим образом определили рейтинговые позиции субъектов профессионального самоопределения: сам человек (86%); родители (14%); педагоги (9%); учреждения, осуществляющие профориентационную работу (7%). У ученых старшего возраста рейтинговые позиции представлены следующим образом: сам человек (100%); родители (16%); учреждения, осуществляющие профориентационную работу (6%); педагоги (0%). Таким образом, собственное волеизъявление молодого человека является приоритетным для опрошенных участников конференции. Ответственность за профессиональное самоопределение, по мнению участников, не должна перекладываться на других. При этом заметим, что оценивая роль субъектов профессионального самоопределения в их собственном профес-

сиональном выборе, респонденты молодого возраста отмечают значимость влияния родителей (45%); средств массовой информации (26%); специалистов служб, занимающихся профориентацией (22%); друзей (15%). Респонденты более старшего возраста выделяют важную роль в этом процессе родителей (35%); друзей (13%); специалистов служб, занимающихся профориентацией (10%), полностью отрицая значение средств массовой информации.

Сформированность представлений

о психолого-педагогическом обеспечении

системы профессиональной ориентации

старших школьников и студентов

Раскрывая содержание психолого-педагогичес-кого обеспечения системы профессиональной ориентации старших школьников и студентов, респонденты обеих возрастных групп отмечают, что оно, в первую очередь, связано с воспитанием ответственности за свой профессиональный выбор. Такой позиции придерживаются 40% исследователей в возрасте до 35 лет, 39% респондентов старше 35 лет. Также указывается на значимость ознакомления со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии. На данное обстоятельство указывают 29 и 32% опрошенных из разных возрастных групп. На формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий указывают 16 и 29% анкетируемых соответственно. Отметим также, что результаты анкетирования свидетельствуют о наличии у значительного количества участников исследования старше 35 лет системных представлений о содержании психолого-педагогического обеспечения профессиональной ориентации. 52% респондентов данной возрастной группы считают ее взаимодействием, включающим ряд последовательных этапов деятельности специалистов по профессиональному информированию, профессиональному консультированию, профессиональной диагностике, профессиональному отбору молодежи.

Выделяя наиболее перспективные формы и методы профессиональной ориентации старших школьников и студентов, участники анкетирования акцентируют внимание на диагностике профессиональных предпочтений и разработке индивидуальных рекомендаций по выбору профессии (35% молодых исследователей и 81% ученых старше 35 лет); предпрофильной и профильной подготовке в общеобразовательных школах (35% исследователей в возрасте до 35 лет, 71% респондентов старше 35 лет). Также интересными и востребованными формами профориентации они считают изучение истории трудовых династий и пропаганду профессий, актуальных на региональном рын-

ке труда (27 и 45% по возрастным категориям) и специальные меры материального стимулирования студентов, получающих образование по востребованным профессиям (31 и 19% соответственно). Таким образом, для молодых участников анкетирования меры материального стимулирования выбора профессии имеют заметно более существенное значение.

Результаты анкетирования позволили выявить уровень информированности респондентов о содержании и методах основных компонентов профессиональной ориентации - профессиональной диагностике, профессиональном консультировании, профессиональном информировании, профессиональном отборе. По мнению респондентов, наиболее эффективными методами профессиональной диагностики являются анализ собственных достижений в той или иной сфере (42 и 58% по возрастным категориям); тестирование (32% молодых исследователей и 61% ученых старше 35 лет); индивидуальная беседа с психологом (35% исследователей в возрасте до 35 лет, 52% респондентов старше 35 лет); также 25 и 58% респондентов соответственно указывают профессиональные пробы как метод диагностики. Характеризуя методы профессионального консультирования, респонденты отмечают приоритетность индивидуальных бесед с психологом (44% молодых исследователей и 84% ученых старше 35 лет) и анализа субъектом собственных достижений в той или иной сфере деятельности (31% исследователей в возрасте до 35 лет, 45% респондентов старше 35 лет). К сожалению, лишь незначительное количество респондентов указывают на важность применения в консультировании проективных методов (14 и 19% соответственно). Также мы можем констатировать недостаточный уровень информированности молодых участников анкетирования о методах профессионального информирования. На необходимость использования словесных методов - лекции, беседы, рассказа, объяснения - указали лишь 35% исследователей в возрасте до 35 лет. Среди ученых старше 35 лет таковых оказалось 87%. Описывая эффективные методы профессионального отбора, респонденты обеих возрастных групп указывают на собеседование (65% молодых исследователей и 71% ученых старше 35 лет). Анализу документов кандидата приоритетное внимание уделяют участники анкетирования старше 35 лет (55%). К тестированию и проективным методам как способам профессионального отбора планируют обратиться 14-16% респондентов до 35 лет и 32-52% их старших коллег. Таким образом, мы можем констатировать недостаточный уровень информированности участников конференции (особенно молодежи в возрасте до 35 лет) о содержании и методах основных компонентов профессиональной ориентации.

Наличие системы знаний об инновационном опыте профессиональной ориентации молодежи, обеспечивающем региональное социально-экономическое развитие

Исследуя информированность молодых ученых об инновационном опыте профессиональной ориентации, обеспечивающем региональное социально-экономическое развитие организаторы сделали вывод о недостаточном уровне сформи-рованности системы знаний в данной сфере у участников исследования.

Как показал опрос, в последнее время в системе профессиональной ориентации молодежи произошли существенные изменения. По мнению респондентов, они, прежде всего, касаются введения предпрофильной подготовки и профильного обучения в общеобразовательных школах. На данное обстоятельство указывают 54% молодых ученых и 77% участников анкетирования старше 35 лет. Кроме того, существенным обстоятельством, по мнению опрошенных обеих возрастных групп, является изменение самой методологии профориентации, связанной с обеспечением становления субъектной позиции старшеклассника и студента в выборе профессии и места работы (25 и 45% соответственно). Инновационные направления деятельности по организации профильных смен в загородных лагерях, новации в деятельности центров занятости населения пока рассматриваются респондентами обеих групп как менее значимые и не оказывающие существенного влияния на качество системы.

Результаты анкетирования показывают, что изменения в системе профессиональной ориентации старших школьников и студентов определяют, прежде всего, такие особенности регионального социально-экономического развития, как развитие предпринимательства (39% респондентов в возрасте до 35 лет, 45% опрошенных в возрасте после 35 лет), а также увеличение доли сферы услуг в структуре экономики (32% молодых ученых и 52% исследователей в возрасте старше 35 лет). Достаточное количество респондентов также связывают модернизацию системы профессиональной ориентации с формированием на территории региона инновационных кластеров (28 и 23% опрошенных). Таким образом, в первую очередь, изменения в системе профессиональной ориентации определяет развитие инновационных сегментов экономики. Это положение подтверждает и определение участниками конференции наиболее эффективных для обеспечения регионального социально-экономического развития вариантов инновационного опыта профессиональной ориентации молодежи, в качестве которых респонденты определили материальное стимулирование студентов, которые после окон-

чания вуза останутся работать в регионе (66% молодых ученых и 81% исследователей старше 35 лет). Также указывается значимость проведения ярмарок вакансий по различным сферам экономики (27 и 58% соответственно). Недостаточно востребованы, особенно среди молодых респондентов, объявление 2012 года в Кировской области «Годом человека труда» (19%), а также ежегодная Неделя образования (проект Вятской торгово-промышленной палаты и департамента образования Кировской области) (9%).

По мнению респондентов, в качестве базовых направлений государственного стимулирования профессионального выбора молодых людей в современных условиях можно рассматривать, в первую очередь, увеличение количества бюджетных мест по «не престижным», но дефицитным на рынке труда специальностям. Такого мнения придерживаются 36% молодых исследователей и 65% ученых старше 35 лет. Кроме того, необходимо осуществление материальной поддержки и создание условий для успешной адаптации выпускников на региональном рынке труда. Так считают 36% молодых респондентов и 61% ученых старше 35 лет. На важность регулирования спроса и предложения на трудовые ресурсы средствами сокращения контрольных цифр приема по невостребованным в регионах направлениям подготовки обращают внимание соответственно 14 и 35% опрошенных. Еще 26% ученых молодого возраста и 39% считают значимым усиление требований к образовательным учреждениям в части обеспечения качества подготовки специалистов, востребованных на рынке труда.

По мнению респондентов, существенными условиями успешного профессионального самоопределения и профессиональной самореализации молодежи на современном рынке труда являются осознанный выбор профессии с учетом реальных потребностей общества (34% респондентов в возрасте до 35 лет, 74% опрошенных в возрасте после 35 лет); готовность работать в отраслях, соответствующих приоритетным направлениям развития региона и обеспечивающих реализацию базовых инвестиционных проектов (31% исследователей в возрасте до 35 лет, 48% ученых старше 35 лет); личная заинтересованность человека и потребность в построении профессиональной карьеры (20 и 45% соответственно); коммуникабельность и креативность молодого человека, на что указывают 19% молодых участников и более 68% их более опытных коллег.

Таким образом, анализ результатов анкетирования свидетельствует, что необходимо способствовать в содержательном и организационном аспектах определению актуальных проблем и тенденций в развитии системы профессиональной ориентации; освоению молодыми исследова-

телями и преподавателями лучших научных и методических достижений в сфере психолого-пе-дагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения, обеспечивающего удовлетворение личностных потребностей и создающего условия для интенсификации регионального социально-экономического развития; совершенствованию качества подготовки специалистов, повышению интереса студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых к научной деятельности, расширению связей между субъектами научной и образовательной деятельности, интеграции науки и образования.

Внедрение результатов исследования предполагается осуществить при организации образовательного процесса по программам подготовки бакалавров, магистров, а также по программам послевузовского образования.

В качестве основных направлений внедрения и использования полученных результатов можно выделить следующие:

в образовательной деятельности: включение в содержание учебных дисциплин различных направлений подготовки данных, обсуждаемых в ходе конференции; внедрение интерактивных методов и форм, использованных при проведении конференции в лекционные, семинарские и практические занятия с бакалаврами, магистрантами, аспирантами;

использование эффективных технологий профессиональной ориентации старших школьников и студентов, обеспечивающих процесс их профессионального самоопределения;

в воспитательной деятельности: внедрение содержания, интерактивных методов и форм, использованных при проведении конференции в систему работы магистратуры, аспирантуры для содействия личностному и профессиональному саморазвитию обучающихся;

в научно-исследовательской деятельности: расширение проблемного поля исследований за счет проведения студентами, аспирантами, молодыми учеными, научными коллективами междисциплинарных, комплексных исследований по проблемам модернизации системы профессиональной ориентации;

повышение эффективности форм профессиональной ориентации молодежи;

организация системного партнерства с работодателями в целях формирования кадрового потенциала инновационного развития региона.

Результаты научно-исследовательской деятельности студентов, аспирантов, молодых ученых, научных коллективов, в состав которых вошли и ученые, и студенты, свидетельствуют о наличии интереса к разработке проблемы модернизации системы профессиональной ориентации старших школьников и студентов и могут стать

основой для дальнейших научных исследований. Представленный материал способствует междисциплинарной интеграции исследователей по проблемам профессионального самоопределения молодежи в условиях регионального социально-экономического развития, способствует совершенствованию качества подготовки специалистов, повышению интереса студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых к научной деятельности, стимулирует расширение связей между субъектами научной и образовательной деятельности представителей различных регионов РФ в целях модернизации системы профессиональной ориентации молодежи как одного из важнейших факторов формирования кадрового потенциала инновационного развития региона.

УДК 316.47

Е. Ю. Клепцова

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Гуманизация образования возможна при наличии определенных факторов. Можно выделить следующие факторы: принятие субъектами образовательного процесса гуманистических ценностей; признание субъектности всех участников образовательной деятельности; возможность предоставления субъектной свободы в выборе образовательной траектории; приоритет личностно-ориентированного взаимодействия в организации образовательной среды; обеспечение безопасности образовательной среды; признание личностного многообразия и разнообразных культурных форм жизнедеятельности; формирование толерантности и гуманного отношения между ее субъектами.

The factors of humanization f education of subjects of educational activity were examined in the article. The humanization of education is possible in the presence of certain factors. Te following factors can be found: the acception of humanistic values by the subjects of educational process, th acception of the fact that al the participants of educational activity are its subjects, the opportunity of providing the subjective freedom in choosing the educational frajectory, the priority of personal-directed interaction in organization of educational sphere, the providing of educational sphere’s safety, the acception of personal variety and different cultural forms of vital activity, relations of its subjects.

Ключевые слова: гуманизация образования, факторы гуманизации образования.

Keywords: humanization of education, factors humanization of education.

Под гуманизацией образования нами понимается многоплановый социально-психологический процесс утверждения гуманистических ценнос-

© Клепцова E. Ю., 2013

тей, стимулов, мотивов поведения, очеловечивание целостной картины мира у ребенка и взрослого, развитие гуманистического мышления и мировоззрения через вариативность и дифферен-цированность обучения, многообразие программ и учебников при личностной центрации на обучаемом, обеспечивающих личностный смысл образования и личностный смысл изучаемых предметов. Гуманизации образования способствуют определенные факторы. Факторы - это основные причины, носящие характер движущих сил, главные детерминанты прогрессивного развития личности [1].

Среди основополагающих факторов гуманизации образования на современном этапе развития отечественного образования можно выделить следующие: принятие субъектами образовательного процесса гуманистических ценностей; признание субъектности всех участников образовательной деятельности; возможность предоставления субъектной свободы в выборе образовательной траектории; приоритет личностно-ориентированного взаимодействия в организации образовательной среды; обеспечение безопасности образовательной среды; признание личностного многообразия и разнообразных культурных форм жизнедеятельности; формирование толерантности и гуманного отношения между ее субъектами. Проанализируем коротко данные факторы.

Последние десятилетия ставят необходимость выделения нового типа ценностей - ценностей гуманизма. Под ценностью нами понимается «нечто, имеющее для человека большую значимость», отвечающее его актуальным потребностям, идеалам, личностным смыслам [2]. Известно, что ценности являются субъективно-объективными, так как существование ценности обусловлено существованием оценки того, кто оценивает. Утверждение ценностей гуманизации образовательной деятельности является ведущим фактором и затрагивает принципиальные основы отношений между мирами взрослости (в том числе педагогических и управленческих кадров образовательного учреждения) и детства. Как полагает А. Б. Орлов, старые и новые принципы отношений противопоставляются друг другу [3]. Субординация, монологизм, произвол, контроль, взросление, интуиция, деформация являются принципами ассимилятивной парадигмы, при которой мир взрослых формирует и деформирует мир детей по своему образу и подобию. Данная парадигма базируется на концепциях бихевио-рального контроля (Р. Скиннер) или интериори-зации предметных действий (П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев).

Принципы аккомодативной парадигмы, подразумевающей гармоничное и совместное развитие миров взрослости и детства, следующие: ра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.