Научная статья на тему 'Система профессиональнопедагогической подготовки курсантов военных вузов'

Система профессиональнопедагогической подготовки курсантов военных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КУРСАНТЫ ВОЕННЫХ ВУЗОВ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL TRAINING / CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / MILITARY AND PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коровин Роман Владимирович

В статье рассматривается необходимость коренной трансформации высшей военной школы, в связи с чем предлагается разработать систему профессионально-педагогической подготовки курсантов военных вузов. Определяются причины, по которым обусловлена необходимость разработки такой системы. Предлагается подготовка специалистов в области управления воинскими подразделениями по новым специальностям — военно-административным или военно-управленческим. Рассматриваются знания, умения и навыки, которыми должны обладать будущие офицеры-управленцы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коровин Роман Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL TRAINING OF CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The paper considers a necessity for the fundamental transformation of the higher military school for which reason working out a system of professional and pedagogical training of cadets of military higher education institutions is proposed. The reasons for a necessity of working out such system are specified. We propose a training of specialists in the field of the management of military small units in new specialities — such as military administration and military management. The paper considers the knowledge, skills and abilities which future officers-managers must possess.

Текст научной работы на тему «Система профессиональнопедагогической подготовки курсантов военных вузов»

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Коровин Роман Владимирович

преподаватель 6 факультета авиационного (дальней и военно-транспортной авиации) (город Балашов) Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (филиал, город Краснодар), г. Балашов

E-mail: korovinrv@mail. ru

THE SYSTEM OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL TRAINING OF

CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Korovin Roman Vladimirovich

A teacher of the 6th faculty of the Aviation (long-range and military transport aviation) (the town of Balashov)Military Educational and Scientific Centre of the Air Force (Air Force Academy named after professor N. Ye. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin (branch, the city of Krasnodar), Balashov

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается необходимость коренной трансформации высшей военной школы, в связи с чем предлагается разработать систему профессионально-педагогической подготовки курсантов военных вузов. Определяются причины, по которым обусловлена необходимость разработки такой системы. Предлагается подготовка специалистов в области управления воинскими подразделениями по новым специальностям — военноадминистративным или военно-управленческим. Рассматриваются знания, умения и навыки, которыми должны обладать будущие офицеры -управленцы.

ABSTRACT

The paper considers a necessity for the fundamental transformation of the higher military school for which reason working out a system of professional and pedagogical training of cadets of military higher education institutions is proposed. The reasons for a necessity of working out such system are specified. We propose a training of specialists in the field of the management of military small units in new specialities — such as military administration and military management. The paper considers the knowledge, skills and abilities which future officers-managers must possess.

Ключевые слова: профессионально -педагогическая подготовка; курсанты военных вузов; военно-профессиональное образование.

Keywords: professional and pedagogical training; cadets of military higher education institutions; military and professional training.

Наиболее общие задачи трансформации высшей военной школы в связи с её реформированием были поставлены в Концепции развития системы военного образования Вооруженных Сил Российской Федерации, которая была введена приказом министра обороны № 191 от 13 апреля 1993 года.

Конечно, современная высшая военная школа имеет достаточно высокий потенциал, но для того, чтобы в профессиональном военном образовании произошёл переход в принципиально иное качество, отвечающее всем современным требованиям, необходимо на выходе военно-образовательной системы иметь офицерские кадры, обладающие высочайшей профессиональной квалификацией, знаниями, умениями и навыками нестандартного мышления, имеющие не только прочную теоретическую подготовку, но и практические навыки работы с современной боевой техникой и её эксплуатацией, владеющие управленческой и инновационно-профессиональной культурой.

Исследования, проведенные учеными в конце 90-х годов ХХ века и в начале XXI века показали, что у нас в стране в настоящее время в войсках имеется определенный дефицит квалифицированных военных кадров. Около 75 % командиров частей в опросах военных экспертов отмечали нехватку управленческих и воспитательных кадров высокой квалификации. Новые вызовы времени требуют новой концепции военного образования будущих офицеров, в связи с чем необходимо исследовать и решать научные и практические задачи по разработке педагогической системы подготовки офицерских кадров для управления воинскими подразделениями в мирное время в военных вузах.

Потребность в разработке педагогической системы подготовки будущих

офицеров к управлению воинскими подразделениями в мирное время детерминирована следующими причинами:

• управление воинскими подразделениями в настоящее время не в полной мере отвечает задачам современного общества, стоящими перед российской армией;

• уровень сформированности управленческо-педагогической культуры, профессиональной компетентности и готовности к обучению основных субъектов педагогического процесса (педагога и обучающегося, в данном случае, курсанта) является недостаточным для соответствия требованиям настоящего времени;

• профессионально -педагогическая система подготовки офицерских кадров к управлению воинскими подразделениями не является оптимальной для достижения поставленных перед руководствами военных вузов инновационных задач.

Профессионально -педагогическая система подготовки будущих офицеров структурно состоит из подсистем, которые объединены общим замыслом, целостной концепцией работы системы для оптимального выполнения государственного заказа на подготовку военных кадров для России.

Система подготовки офицерских кадров, как отмечает Н.В. Зеленская, нуждается в серьёзных мерах по её усовершенствованию, что детерминировано следующими условиями и факторами:

1. система подготовки будущих офицеров должна быть интегрирована в многоуровневую структуру образования России, что предполагает среди ряда мер и реализацию положений Болонского процесса в российской системе образования, в том числе в системе военного образования;

2. сокращением перечня специальностей и специализаций подготавливаемых в военных вузах офицеров, обусловленным процессом реформ в самой системе подготовки будущих офицеров, который связан с оптимизацией организационно -штатной структуры военно -учебных заведений;

3. наличием пробелов и несовершенства в самой системе подготовки

офицеров, в силу чего она не может удовлетворить потребности ВС России в офицерских кадрах по численности и специальностям подготовки;

4. зависимостью качества подготовки офицерских кадров от

эффективности управления всеми звеньями этой подготовки [1, с. 19].

Из общей теории систем известно, что эволюция системы может происходить на основании структурного состава системы и её функциональных свойств. При оптимальном развитии системы последняя сохраняет прежние свойства, которые требуются ей для полноценного функционирования, а также приобретает новые, которые необходимы системе для её развития.

Для обеспечения эффективной профессиональной подготовки и грамотного использования войск в мирное время, как и в боевых условиях, надо иметь ряд новых видов военных специальностей, в том числе таких, как военно-административные или военно -управленческие, которые необходимы для успешного функционирования образовательных, научно -исследовательских и других подобных организаций.

Военно-профессиональное образование будущих офицеров военно -управленческих специальностей надо производить по качественно иным военно-профессиональным образовательным программам на базе высшего военно-специального образования в военных высших учебных заведениях.

Курсанты военных вузов командного (управленческого) профиля по окончании военного вуза должны иметь следующие знания, навыки и умения:

• знать и уметь использовать в практической деятельности требования уставов, наставлений, приказов и других руководящих документов по организации боевой и повседневной деятельности войск;

• знать и уметь оценивать силы возможного противника;

• иметь навыки проведения оперативно -тактических расчетов, используя при этом современные методы, технические средства и информационные технологии;

• уметь в ограниченное время быстро принимать эффективные решения с

целью выполнения поставленных задач и ставить четкие задачи своим

подчиненным;

• иметь навыки грамотной разработки и оформления документов согласно своим профессиональным обязанностям;

• знать основы, механизмы и методы оперативно -тактического мышления: видеть в целом оперативно -тактическую задачу, уметь оценивать её элементы и находить оптимальные способы её решения;

• владеть способами нахождения нетривиальных способов решения профессиональных задач;

• владеть методами анализа передового опыта и внедрять его в своей профессиональной работе;

• иметь навыки формирования и развития личностных и профессиональных качеств подчиненных.

Военно-профессиональное образование включает в себя учебную, методическую, научную и воспитательную работу.

1. Учебная работа включает в себя подготовку, организацию и проведение всех видов учебных занятий, текущий контроль успеваемости курсантов военных вузов, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую аттестацию выпускников.

2. Одной из важных составляющих военно-профессионального образования военных вузов является методическая работа, представляющая собой совокупность мер, которые проводятся профессорско-преподавательским составом с целью усовершенствования методики преподавания, повышения качества проведения всех видов учебных занятий и профессионального уровня обучающихся, а также разработки и внедрения новых методов и средств обучения будущих офицеров в военном вузе.

3. Одним из основных видов военно -профессионального образования является научная работа. Она является также и профессиональной обязанностью преподавателей высших военных учебных заведений. Научная работа ведется с целью повышения научного уровня учебного процесса и развития научных исследований по специфическим проблемам

профессиональной деятельности военных специалистов.

4. Воспитательная работа в высших учебных заведениях военного профиля представляется нам организованным, целенаправленным и систематическим процессом взаимодействия и воздействия профессорско -преподавательского состава, должностных лиц на чувства, волю и сознание курсантов с целью сформирования у них высоких профессиональных и моральных качеств в соответствии с требованиями, предъявляемыми к профессиональной деятельности военных специалистов.

Главной целью воспитания будущих офицеров является становление у них качеств патриота, военного профессионала, специалиста и нравственной личности, что ориентирует всех субъектов воспитания военного вуза на системный и комплексный подходы к воспитанию курсантов.

Список литературы:

1. Зеленская Н.В. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров: автореф. Дис. д-ра пед. наук: 13.00.08. СПб, 2009. — 47 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.