УДК 378:001.891
В. В. Левченко
СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ПРАВОМ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА
Инновационный путь развития российской экономики, отвечающий общемировым тенденциям, требует подготовки нового поколения высококвалифицированных специалистов, готовых к осуществлению инновационной деятельности в условиях рыночной экономики. Вхождение в Болонский процесс требует пересмотра устоявшейся системы образования и внедрения новых положений, принятых в декларациях. Высшая школа является базой для реализации задач подготовки кадров как наиболее прогрессивной и конкурентоспособной в условиях рыночной экономики.
Интеграционные процессы, происходящие во всех сферах жизнедеятельности человека, являются предпосылкой к рассмотрению новых подходов в системе образования. Существует некоторый положительный опыт использования феномена интеграции в образовании. В этой связи актуальность приобретают такие направления, как фундаментализация профессионального образования через усиление интегративных процессов, ориентация на многокультурное и иноязычное образование в педагогическом вузе.
Современные требования, предъявляемые обществом к личности учителя, являются предпосылкой к обновлению содержания образования, обеспечивающего интеллектуальное развитие и установку на самообразование студента - будущего учителя. Эти явления в системе профессионального образования выступают в единстве. Условия жизнедеятельности общества, подвижность профессий и специализаций, диктуемые рыночной экономикой, свидетельствуют о том, что образовательный процесс в высшей школе необходимо направлять на создание среды, в которой студент приобретает знания, умения и опыт познавательно-творческой самостоятельности. В итоге формируется психологическая готовность к интеллектуально-творческой и самообразовательной деятельности [4].
По мнению специалистов Министерства образования и науки, одной из важнейших задач нового этапа развития образования является создание предпосылок для ликвидации возникшего разобщения естественнонаучной и гуманитарной культуры, их взаимообогащения, взаимопроникновения. Полноценное высшее образование должно удовлетворять некоторым общим требованиям, независимо от профиля подготовки специалистов: давать целостное представление о современной естественнонаучной картине мира; способствовать творческому развитию и верному выбору индивидуальной программы жизни [3].
Поиск новых форм вузовского обучения, определение объема и содержания учебного материала, представленного огромным количеством узкопредметных лекционных курсов и учебников, неразрывно связано с решением проблемы превращения этого содержания в действенный компонент их профессионализации, с попытками преодоления функционального разрыва между знаниями, которые осваивают студенты, и умениями пользоваться ими при решении профессиональных задач. Интеграция в учебном процессе объединяет цели, задачи, содержание и методы обучения, обеспечивает целостность процесса и результатов подготовки специалистов [1].
Анализ существующих программ подготовки учителей начальной школы (государственный стандарт высшего образования) позволяет выделить ряд факторов, обусловливающих тенденцию организации учебною процесса с использованием межпредметных курсов:
1) построение программ из циклов предметов, представляющих целостную систему знания (I цикл -ГСЭ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины);
2) направленность содержания профессиональной подготовки на формирование творческого учителя, так как сам процесс творчества носит интегративный характер;
3) трудности, которые могут испытывать вьтускники в процессе обучения младших школьников (альтернативные программы и учебники, новые требования и т. д.).
Относительно третьего фактора наши исследования показали, что 74,3% студентов не видят связи между учебными предметами и профессиональными задачами.
Таким образом, в процессе подготовки будущего учителя целесообразно ориентироваться на следующие установки: формирование личностных качеств и способности выполнять виды деятельности, диктуемые социальным заказом; определение предполагаемых конечных результатов профессиональной подготовки; выбор оптимального сочетания методов, приемов, форм и средств обучения с учетом специфики подготовки учителя начальных классов; использование интеграции в процессе профессионализации студентов как механизма активизации субъектов учебного процесса.
Сегодня существует социальный заказ на подготовку учителя, способного обучать младшего школьника, как традиционным предметам программы начальной школы, так и иностранному языку который имеет свои специфические особенности: учитель иностранного языка работает в учебной ситуации, где объект изучения (иностранный язык) является одновременно и средством общения, а ученик является равноправным речевым партнером; передаваемая ученикам информация о социокультурной сфере иностранного языка требует владения знанием культуры данной страны [5].
Язык, будь то родной или иностранный, служит средством общения, позволяющим осуществлять взаимодействие людей между собой, воздейство-
вать друг на друга в естественных условиях социальной жизни. Культура общения - это сложное, многогранное и многоплановое образование формируется в процессе воспитания и продолжается непрерывно в течение жизни и деятельности человека. Иностранный язык высггупает как инструмент общения в диалоге культур современного мира. Английский язык, как язык международного общения, предполагает овладение учащимися иноязычной коммуникативной компетенцией, В развитии и воспитании способности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с ее помощью, ведущая роль, на наш взгляд, должна отводиться сегодня формированию и развитию языковой, речевой и социокультурной компетенций, так как для формирования у школьников необходимых умений и навыков в том или ином виде речевой деятельности, а также языковой компетенции, необходима активная устная практика. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысль, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции - формулирование этих мыслей; восприятие языка как средства межкультурного взаимодействия, познание на практике особенностей функционирования языка в новой для них культуре.
Спецификой иностранного языка как учебного предмета является его ярко выраженный межпредметный характер, особенно сейчас, когда ставятся задачи изучения языков и культур на всех ступенях и при всех вариантах обучения.
Значит, будущему учителю начальных классов необходимо знать теорию языка, практически владеть им; иметь социокультурные и психологические знания об особенностях познавательного процесса при овладении иностранным языком, участвовать в межкультурной коммуникации.
Освоение профессии учителя осуществляется в особой учебной деятельности студентов, которая сохраняет принципиальное родство с учебной деятельностью школьников [2]. Вместе с тем ей присущи специфические черты, определяемые ее функциональным назначением, способами и средствами осуществления, мерой освоения. В отличие от первой учебная деятельность студентов направлена как на усвоение систем знаний, отражающих определенную теоретически освоенную сферу объективной реальности — физическую или социальную, так и на формирование соответствующих способов действий. Учебная деятельность студентов по способам и средствам осуществления приближается к научно-исследовательской: профессиональные знания осваиваются в процессе постановки и решения задач, родственных исследовательским.
Целесообразность применения общей теории систем и системного анализа в педагогике обосновывается методологическими исследованиями (И. В. Блауберг, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, В. А. Сластенин и др.).
Принцип системности предполаг ает доминирование целостного знания над элементами, его составляющими (М. С. Каган, В. Н. Садовский и др.), и выделение основных компонентов изучаемого процесса профессиональной подготовки, рассмотрение их с позиции системообразующих связей, иерархических отношений, структурных характеристик. Системно-структурный подход получил широкое распространение во всех областях науки и освещался в работах Л. И. Анцыферовой, В. П. Беспалько, В. Л. Васильева,
Н. В. Кузьминой, В. Д. Шадрикова и др. Каждый исследователь вкладывает свое содержание в понятие «система», выделяя различные характеристики и делая акцент на одном или ряде определенных признаков. Наиболее полно отражающим понятие «система» является, на наш взгляд, определение В. Н. Садовского, который под системой понимает «упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство» [9].
Основными признаками системы являются: наличие целостной структуры, обеспечивающей системе новые интегративные качества; четко фиксированное положение элементов по отношению друг' к другу и целому; существование цели или функциональной направленности; иерархическая структура.
И. В. Прапгишвили [7] считает, что системный подход представляет собой совокупность методов и средств, позволяющих исследовать свойства, структуру и функции объектов, явлений или процессов, представив их в качестве систем со всеми сложными межэлементными взаимосвязями, взаимовлиянием элементов на систему и на окружающую среду, а также влиянием самой системы на её структурные элементы. По мнению И. В. Пран-гишвили и В. И. Садовского существуют четыре основных признака, которыми должен обладать объект, явление или отдельные грани (срезы), чтобы их можно было считать системой. К ним относят: признак целостности и членимости объекта; признак устойчивых связей между элементами системы; признак наличия интегративного (системного) свойства; признак организации развивающихся систем. При классификации систем И. В. Пран-гишвили предлагает использовать субстанциональный признак, по которому выделяют четыре класса систем: искусственные, естественные, идеальные (концептуальные) и виртуальные системы.
На основе анализа сущности понятия «педагогическая система» (А. С. Батышев, В. С. Беспалько, В. И. Загвязинский. В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина и др.) выявлено, что она представляет собой целостное единство факторов, способствующих достижению поставленных целей обучения, воспитания и разви тия человека.
Система профессионально-педагогической подготовки учителя начальных классов с правом преподавания иностранного языка на основе интегрированного подхода представляет собой разновидность педагогической системы, так как обладает всеми присущими такой системе признаками: слу-
жит основой теоретического осмысления и построения профессиональной деятельности будущего учителя начальных классов с правом преподавания иностранного языка, видов деятельности по организации интегрированного обучения; включает совокупность взаимосвязанных средств, необходимых для формирования профессионально значимых умений; способствует достижению поставленных целей.
Источником развития системы выступают противоречия, существующие между ее элементами или характеристиками элементов. В системе профессиональной подготовки студентов - будущих учителей начальных классов с правом преподавания иностранного языка обозначен ряд противоречий, которые обусловлены: нестабильностью социально-общественного развития и востребованностью специалистов, решающих задачи подготовки всесторонне развитой личности, обладающей видением единой картины мира и владеющей иностранным языком, участвующей в межкулыурной коммуникации; отсутствием методической системы подготовки специалистов для обучения младших школьников иностранному языку, недостаточным количеством вузов выпускающих и массовым введением изучения иностранного языка в начальной школе. Государственный стандарт и учебные планы не в полной мере учитывают специфику профессиональной деятельности, что можно компенсировать внесением изменений в систему формирования умений организации интегрированного обучения в начальной школе.
Для разработки такой системы необходимо решить ряд сложных практических проблем: создать новую организационную структуру- интегрированный подход; разработать содержание профессионально-педагогической подготовки; определить критерии оценки уровня профессионально-педагогической подготовки через оценку сформированное™ умений у студентов — будущих учителей начальных классов с правом преподавания иностранного языка. При создании системы нами учитывались все ее признаки.
Анализ универсальных признаков, характерных для систем независимо от их природы, позволил конкретизировать их применительно к системе профессионально-педагогической подготовки учителей начальных классов с правом преподавания иностранного языка на основе интегрированного подхода. Использование общенаучной теории систем для создания конкретной частной методики позволило придать этой методике научный и достоверный характер, что доказывается ее эффективностью.
Любая система характеризуется наличием совокупности (множества) элементов, составляющих систему. В структуре системы профессионально-педагогической подготовки учителей начальных классов с правом преподавания иностранного языка на основе интегрированного подхода одним из элементов выступает взаимосвязь специальных курсов, доминирующим среди которых является спецкурс «Межпредметная интеграция в начальной школе». Все элементы системы отличаются наличием общих признаков; сохранением самостоятельности за каждой минимальной единицей системы и
выполнением его конкретной функции. Важными характеристиками системы являются: ее целостность и законченность, которые обеспечиваются наличием системообразующих связей и отношений между элементами. Целенаправленность системы выражается в направленности функционирования ее элементов на получение определенных результатов, на осуществление общей цели - формирование готовности учителя начальных классов к интегрированному обучению. Каждый элемент, входящий в систему, решает очередную задачу, однако только решение всего комплекса задач, осуществляемое с помощью всей совокупности проектов, обеспечивает реализацию общей цели.
Целесообразность системы выражается во включении в нее только тех элементов, которые в наибольшей степени отвечают прогнозируемому результату. Интегрированный подход к профессионально-педагогической подготовке проявляется через интегративность элементов системы, их организованность, объединение в общее целое, что, в свою очередь, обеспечивает их упорядоченность и приводит к появлению новых свойств у элементов системы (рис. 1).
Рис. 1. Проектирование педагогической системы на основе интеграции
Иерархическая структура системы обусловлена ее многоуровневостью. Эффективность системы в большей мере зависит от степени ее согласованности со средой, под которой понимается совокупность объектов, влияющих на систему, и объектов, меняющихся в результате «поведения» системы: эффект обучения достигается, если педагогические условия благоприятны для функционирования системы. Под педагогическими условиями будем понимать иноязычную среду, которая интегрирует специфическое содержание, формы и методы в целостный учебный процесс, в условиях которого преподаватели и студенты активно взаимодействую!'.
Таким образом, проблема поиска активных форм и методов обучения будущего специалиста становится актуальной. Решение профессиональных задач, имеющих комплексный характер, требует от педагога умения ин тегрировать знания и умения, полученные им при изучении различных наук. Проблема межпредметной интеграции в процессе профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов связана, в первую очередь, с поиском и разработкой технологии объединения знаний по отдельным дисциплинам в целое вузовское учебное знание, которое должно отразиться в практической деятельности. Основу данной технологии должен представлять механизм переноса дефиниций знания в новую ситуацию межпредметного обобщения: знания, адаптированные к учебному процессу, представляются в свойственной им логике науки, с дополнением в виде межпредметных структур, необходимых для полного понимания и усвоения представленной информации. Для реализации такой технологии требуется специальная организация учебного процесса: специальные учебные курсы, определенные стандартом; спецкурсы, тематика которых выражает концептуальные основы жизнедеятельности вуза и конкретного факультета; факультативы; педагогическая практика (рис. 2, 3).
Рис. 2. Технология подготовки учителя начальных классов с правом преподавания иностранного языка на основе интегрированного подхода
Согласно логике нашего исследования, иностранный язык требует их интеграции на основе доминирующего спецкурса. Связи между учебными предметами осуществляются за счет дополнительных спецкурсов. Курс «Основы педагогического мастерства» направляется на творческое развитие будущего учителя, на овладение основами успешной деятельности с осознанием значимости педагогической профессии в обществе, ее многофункциональности и творческого характера.
Курс «Психология обучения языку» строится на основных показателях психических процессов в детстве. Речевая деятельность, как сензитивная для первого года обучения ребенка в школе, требует учета психических особенностей младшего школьника и специфики речевого развития. Внимание студентов акцентируется на внутренних механизмах овладения речью.
Курс «Психолого-педагогические особенности детского многоязычия» ориентирует студентов на рассмотрение разных точек зрения по проблеме целесообразности раннего обучения детей иностранным языкам, осмысления условий рационального погружения учеников в многоязычие.
На наш взгляд, в блок методические дисциплины необходимо ввести предмет «Основы межкультурной коммуникации», основными целями которого являются: систематическое изложение основных проблем и тем межкультурной коммуникации, овладение основными понятиями и терминологией: развитие культурной восприимчивости, способности к правильной интерпретации конкретных проявлений коммуникативного поведения в различных культурах; формирование практических навыков и умений в общении с представителями других культур.
В отечественной науке и системе образования инициаторами изучения межкультурной коммуникации стали преподаватели иностранных языков, которые первыми осознали, что для эффективного общения с представителями других культур недостаточно одного владения иностранным языком.
Практика общения с иностранцами доказала, что даже глубокие знания иностранного языка не исключают непонимания и конфликтов с носителями этого языка. Поэтому преподавание иностранных языков дополняется предметом «Страноведение», который знакомит студентов с историей, обычаями, традициями, социальной организацией страны изучаемого языка. Однако, как показала практика, только аудиторного (теоретического) знакомства с соответствующей культурой оказывается недостаточно для бесконфликтного общения с ее представителями. Сегодня стало очевидным, что успешные и эффективные контакты с представителями других культур невозможны без практических навыков в межкультурном общении. В учебные планы включается дисциплина - «Межкультурная коммуникация», введение которой обусловлено, прежде всего, необходимостью подготовить студентов к эффективным межкультурным контактам на уровне повседневного межличностного общения. Для этого недостаточно лишь знаний о природе межкультурного непонимания, необходимо формирование практичес-
Интеграционные процессы в обществе, науке, образовании
Социальный заказ - подготовка специалиста интегративного профиля
Цель - формирование профессионально-педагог ической готовности будущих учителей к организации интегрированного обучения
Когнитивный Технологический Рефлексивный
компонент компонент компонент
Знание особенностей Проектировочные
педагогической умения
деятельности. Рефлексивные
Знание по отдельным Адаптационные умения
учебным умения
дисциплинам. - мотивационные
Знание дисциплин Организационные - гностические
блока иностранного умения - исследовательские
языка.
Знание способов Коммуникативные
организации учебного умения
процесса на основе
межпредметной
интеграции.
Знание современных
педагогических
технологий.
Мировоззренческая Методологич еская Методическая
готовность Г отовность готовность
Интегрированное обучение
Целостная картина мира
Рис. 3. Система профессионально-педагогической подготовки студентов на основе интегрированного подхода
ких навыков и умений, которые позволили бы свободно понимать представителей других культур.
Доминирующий в совокупном содержании курс «Межпредметная интеграция в учебном процессе» отражает модель деятельности учителя начальных классов по организации интегрированного обучения.
С целью формирования готовности студентов использовать комплексные знания из различных дисциплин в начальной школе нами был разработан специальный курс «Межпредметная интеграция в учебном процессе».
Дидактические материалы к курсу отбирались на основе проблемности: требовалась постановка студента в ситуацию поиска решений проблемы, проверки эффективности способов разрешения ситуаций, анализа результатов и их обобщения. Спецкурс интегрировал нескольких циклов.
Теоретический цикл решал следующие задачи:
- осмысление и усвоение студентами важнейших дидактических положений;
- актуализация опорных психологических знаний для организации обучения младших школьников иностранному языку на коммуникативной основе;
- освоение технологии интеграции предметного знания;
- синтезирование знаний, полученных студентами в курсах философии, педагогики, психологии, анатомии и физиологии ребенка, дидактики с теорией и практикой преподавания различных дисциплин и иностранного языка на основе межпредметной интеграции;
- обеспечение мобильности и оперативности полученных знаний.
Методический цикл направлялся на освоение технологии интегрированного обучения в начальной школе: на семинарских и практических занятиях студенты рассматривали, анализировали имеющиеся в практике обучения младших школьников интег рированные курсы, содержание интегрированных уроков, проектировали подобные на основе положения о единстве культуры и языка. Содержание иноязычного образования на основе культурологического подхода представляет собой интеграцию знаний о стране изучаемого языка в сравнении с родной культурой. Интегрированные курсы, составленные для начальной школы, обсуждались на практических занятиях. Разнообразные подходы к построению учебного процесса по английскому языку в начальной школе убеждали студентов в интегративной способности иностранного языка. Обучение может строиться с учетом взаимодействия содержания предмета «Иностранный язык» с содержанием предметов начальной школы, которое моделировалось как по линии усвоения знаний (обогащение информацией о культуре страны изучаемого языка с учетом возможностей и интересов детей), так и особенностей содержания предметов, изучаемых в начальной школе («Музыка», «Природоведение», «Трудовое обучение», «Чтение», «Изобразительное искусство», «Физическая культура» и др.) (рис. 4).
I способ. Обогащение информацией о культуре страны изучаемого языка
и из СкГ Страноведческие знания
Е з О. Я
Английский —► н Й к 5 з и ► Лингвострановедческие знания
язык с; ^ л * « “
1 1 а
5- д о * Знания тематики устно-речевого
и " общения
II способ. Интеграция по особенностям содержания учебных предметов
Рис. 4. Обучение английскому языку в начальной школе
Результат данного цикла представлялся «методическими копилками», которые содержали готовые смоделированные на основе межпредметной интеграции учебные ситуации на иностранном языке по определенным темам.
Этот материал студенты представляли на экзамене, который проходил по завершении второго цикла спецкурса «Межпредметная интеграция в учебном процессе» и проводился в форме деловой игры, где преподаватель исполнял роль организатора конференции, конгресса или круглого стола - менеджера, а студенты — роль учителей или работников сферы образования.
Практический цикл спецкурса ставил целью вовлечение студентов в активную практическую деятельность. Апробация смоделированных учебных ситуаций на основе межпредметной интеграции проходила на педагогической практике в начальной школе. Успех каждого занятия во многом зависел от целевой установки, в соответствии с которой отбирались предметы для интеграции. Обязательным условием в прохождении спецкурса было рефлексирование его освоения. Способность к рефлексии является высшей формой самоконтроля и требует специального целенаправленного формирования.
Рефлексивную деятельность будущего учителя начальных классов можно условно разделить на несколько частей: самонаблюдение - наблюдение студента за своими профессиональными поступками, поведением, педагогической деятельностью (проведение пробных уроков, участие в деловых
играх и презентации смоделированных ситуаций); самоконтроль - способность студента установить отклонения в своей педагогической деятельности и вносить в нее коррективы; самоотчет - мысленный отчет перед самим собой о процессе и результатах собственной деятельности, поступках и проявляющихся в них профессионально-значимых качествах личности; самооценка - результат постоянного сопоставления того, что студент наблюдает в себе, с тем, что видят в нем другие.
Самоанализ предполагает соотнесение любых явлений педагогической деятельности с собственными действиями. Систематический анализ собственной деятельности является одним из условий повышения результативности педагогической деятельности. Студенты анализируют качество проведенных уроков, сопоставляют результаты своего самоанализа с анализом наблюдателей и выявляют недостатки и трудности в работе. Завершается изучение спецкурса «Межпредметная интеграция в учебном процессе» общим заседанием, на котором: обсуждается проделанная работа; выявляется уровень знаний и умений, полученных студентами; анализируется эффективность использования межпредметной интеграции в процессе обучения младших школьников иностранному языку; дается оценка подготовленности студентов к занятиям с точки зрения организованности, активности, глубины ответов, зрелости суждений, качества подготовки и представления своих проектов.
Таким образом, включение спецкурса «Межпредметная интеграция в учебном процессе» в программу подготовки учителей начальных классов с правом преподавания иностранного языка показал, что систематическое введение межпредметных связей в учебный процесс, сосредоточение на них внимания студентов и привлечение к самостоятельному их проектированию, установление связей между знаниями, приобретенными при изучении различных дисциплин, является обязательным условием глубокого овладения теоретической основой педагогической деятельности.
С целью выработки стратегии профессионализации студентов требуется дополнительная экспериментальная работа по ознакомлению преподавателей с концепцией подготовки учителя начальных классов с правом преподавания иностранного языка на основе межпредметной интеграции. В ходе исследования разработан план проведения методических семинаров для преподавателей факультета начального образования.
Методические семинары для преподавателей факультета начального образования:
1. Концептуальные основы профессионально-педагогической подготовки учителя начальных классов с правом преподавания иностранного языка.
2. Концептуальные основы интегрированного обучения.
3. Психолого-педагогические особенности студенческого возраста: интеллектуальная сфера; мотивационная сфера; волевая сфера.
4. Основные формы и методы организации учебного процесса на основе межпредметной интеграции.
5. Методологическая культура учителя начальных классов.
6. Профессионально-педагогическая культура учителя начальных классов.
7. Руководство по формированию у студентов готовности к организации интегрированного обучения.
8. Формы и методы преподавания специальных дисциплин языкового цикла на факультете начального образования.
9. Внеаудиторная деятельность на факультете начального образования но развитию профессионально значимых качеств личности будущею учителя начальных классов с правом преподавания иностранного языка.
Профессионально-педагогическая подготовка на основе интегрированного подхода с доминирующим спецкурсом «Межпредметная интеграция в учебном процессе» в учебный план факультета начального образования требует использования активных форм и методов обучения студентов, поэтому на семинарах проводилась практическая работа по проектированию спецкурсов, включение в содержание основных учебных предметов информации об интегративных возможностях конкретного курса с иностранным языком, а также проведение консультаций преподавателей иностранного языка о возможностях межкультурной коммуникации в развитии личности.
Таким образом, интегрированный подход к профессионалъно-педагоги-ческой подготовке студентов в вузе и ее методологическая позиция, суть которой выражается интеграционными процессами в образовании в нескольких направлениях: во-первых, подготовка специалистов интегрированной профессии, готовых к организации интегрированного обучения в начальной школе; во-вторых, разработкой и внедрением интегрированных программ с учетом особенностей интеграции в педагогической науке; в-третьих, проектированием интегрированных уроков, погружением в мир закономерностей развития природы и человека, способствуют формированию целостной картины мира.
Библиографический список
1. Гусинский, Э. Н. Повышение квалификации как взаимодействие гуманитарных систем [Текст] / Э. Н. Гусинский // Психолого-педагогические проблемы повышения квалификации работников образования: межвузовский сб. науч. трудов. - Вып. 2. - М: РИПКРО, 1993. - С. 12.
2. Имемадзе, Н. В. К психологии раннего двуязычия [Текст] / Н. В. Име-мадзе // Вопросы психологии. - 1960. ~ № 6.
3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] // Бюллетень МО РФ. - 2002. - № 2. - С. 3-31.
4. Кротова, Н. В. Новые образовательные технологии в формировании интеллектуального человеческого капитала культуры [Текст] / Н. В. Кротова. - М.: Московский государственный университет культуры и искусств, 2000. - 171 с.
5. Левченко, В. В. Интеграция в учебном процессе [Текст] / В. В. Левченко. — Самара: Изд-во СГТГУ, 2002. - 103 с.
6. Левченко, В. В. Интегрированный подход к подготовке специалистов: психо-лого-педагогический аспект [Текст] / В. В. Левченко. - Самара: Изд-во СИУ, 2005.- 162 с.
7. Прангишвили, И. В. Системный подход и общесистемные закономерности [Текст] /Н. В. Имемадзе. - М.: Синтеї; 2000. - 528 с.
8. Программно-методические материалы [Текст] // Иностранный язык для общеобразовательных заведений. Начальная школа. — 2-е изд. - М.: Дрофа, 1999. -100 с.
9. Садовский, В. Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ [Текст] / В. Н. Садовский. - М.: Наука, 1994.-350 с.
10. Федорец, Г. Ф. Межпредметные связи [Текст] / Г. Ф. Федорец . - Л., 1983.-88 с.
УДК 37.0 + 371
Н. Г. Шило КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
В настоящее время в теории и практике профессионально-педагогического обучения математике эффективное решение актуальной проблемы формирования системности в предстоящей деятельности учителя математики и готовности её осуществлять в процессе обучения приобретает особую ключевую значимость. Практическая востребованность системности в деятельности учителя обусловлена тем, что она ориентирует учителя на осуществление целостно скоординированных и структурно взаимосвязанных действий в своей преподавательской и учебно-методической работе, посредством выработанных у него системных знаний и навыков; обеспечивает учителя методологическим аппаратом, включающего системно-структурные средства, системные знания и системно-стратегические методы действий в условиях процесса обучения математике; формирует особое ценностное качество личности учителя, выражающееся в потребности к творчеству и проявляющееся в стремлении конструировать, проектировать и моделировать образовательные технологии.
Для системности в действиях учителя (а также ученика) характерны активность внутренняя и внешняя; интенция и антиципация; интегративность и целостность; детерминированность; вариативность и алгоритмичность; высокая степень организованности, упорядоченности, последовательности выполнения действий и т. д.