УДК 378.046+78
Шишлянникова Нина Петровна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры музыки и музыкального образования Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, [email protected], Абакан
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТА-МУЗЫКАНТА К РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ИСКУССТВА В ШКОЛЕ
Shishlyannikova Nina Petrovna
Doctor of pedagogical sciences, professor of Katanov State University of Khakassia, [email protected], Abakan
TRAINING THE STUDENT-MUSICIAN FOR REALIZATION OF INTEGRATED APPROACH TO ARTS TEACHING AT SCHOOL
Приступая к изучению курсов «Теория музыкального образования», «Методика музыкального образования», будущие педагоги-музыканты знакомятся с концепцией воспитания музыкальной культуры школьников, разработанной в 80-х годах прошлого столетия Д. Б. Кабалевским, как фундаментальной теорией, на основе которой современными авторами создаются программы и учебно-методические комплексы по музыке для учащихся. В концепции Д. Б. Кабалевского предвосхищен ряд качественно новых процессов в педагогике и образовании, свидетелями которых мы являемся сегодня. Направленность занятий музыкой на воспитание духовной культуры школьников, признание приоритета общечеловеческих ценностей, освоение музыки как живого образного искусства, «рожденного жизнью и неразрывно с нею связанного», вместо усвоения узко-предметных знаний, умений, навыков, - это далеко неполный перечень нововведений автора концепции.
В педагогику школьного образования впервые были привлечены различные виды искусства в условия урока музыки, а в 4 классе музыка во взаимодействии с литературой и изобразительным искусством явилась предметом специального рассмотрения на протяжении целого учебного года. Автором подчеркивалась необходимость и важность выявления глубоких внутренних связей музыки с другими видами искусства [1, с. 89-117]. Концепция Д. Б. Кабалевского существенно расширила развивающие возможности урока музыки и во многом позволила преодолеть в практике междисциплинарную разобщенность в преподавании предметов художественно-эстетического цикла.
Сегодня образование поставлено перед необходимостью формирования человека мобильного, способного к интеграции знаний, что поможет ему в дальнейшем осваивать смежные профессии, ориентироваться на рынке
труда и при необходимости - быстро переквалифицироваться. В этой связи идеи Д. Б. Кабалевского продолжают оставаться актуальными в современных условиях, в русле задач модернизации образования, развития художественной культуры как неотъемлемой составляющей гуманистической культуры личности. И в этом ничем незаменима интегрирующая, развивающая и воспитательная роль искусства, особенно на начальном этапе школьного образования.
Многолетний опыт работы автора в сфере музыкального образования (от учителя музыки до ученого, преподавателя вуза, осуществляющего подготовку студентов данного профиля), позволил разработать и апробировать в экспериментальном порядке модель преподавания предметов искусства в начальной школе на интегративной основе. Это обусловлено двумя причинами. Стремлением насытить жизнь школы искусством при недостаточном количестве учебного времени, отведенного на уроки музыки и изобразительного искусства. Необходимостью развития художественного мышления детей, обеспечивающего, как сказано в работах известного ученого в области художественного образования Б. П. Юсова, свободный перевод языка одного искусства на язык другого и переход от одного вида художественной деятельности к другому [3].
Данную модель отличают следующие особенности. В учебном плане начальной школы по-прежнему сохраняются отдельные уроки музыки, литературы, изобразительного искусства, но занятия ведутся на единых методологических принципах, на основе интегрированного взаимодействия учебного материала различных видов искусства в учебном процессе. Отобранный по-лихудожественный материал из программ по музыке, литературе, изобразительному искусству структурируется в модули по образно-тематическому признаку и осваивается за счет часов, отведенных на внеклассное чтение.
Межпредметный тематический модуль (МТМ) - это самостоятельная структурная дидактическая единица с более высоким уровнем сложности, со своими особыми функциями, которые принципиально не могут быть осуществлены на уровне преподавания отдельно музыки, отдельно литературы, отдельно изобразительного искусства. МТБ не только не противоречат предметной системе обучения, наоборот, сохраняют и используют ее в качестве своего функционального основания. Модули, концентрируя в себе объединяющую тему и идею (замысел), надстраиваются над отдельными предметами и направляют художественно-педагогический процесс на уроках искусства в единое русло. Завершается изучение каждого модуля обобщающим интегрированным уроком - художественным событием. Структура взаимодействия предметов в модуле наглядно показана на рис. 1.
На основе отобранного музыкального, литературного, изобразительного материала в начальной школе выделено и апробировано в практике шесть межпредметных тематических модулей.
Рисунок 1 - Структура взаимодействия предметов искусства в модуле
Модуль «Образы пространства и времени в жизни природы и человека» объединяет произведения, раскрывающие своеобразие времен года в различных видах искусства разных стран и народов, раскрывает влияние природно-культурного ландшафта на мировосприятие того или иного народа. Это самый большой модуль, произведения которого изучаются в течение всего учебного года.
Произведения модуля «Наполним музыкой сердца» способствуют постижению музыкального звучания мира через умение вслушиваться в музыку литературных текстов и произведений изобразительного искусства, а также через собственное музыкальное, изобразительное и литературное творчество детей. В него входят литературные тексты, на страницах которых музыка является действующим лицом. Произведения живописи подбираются в соответствии с характером и настроением музыки и главной идеей литературного текста.
Модуль «Сказка в музыке и музыка сказки» расширяет возможности постижения музыкального начала в литературе через сказочные сюжеты, положенные на музыку. В центре внимания становятся сказки, былины, легенды, на сюжет которых написаны оперы и балеты. Подбираются иллюстрации художников к ним, а также самостоятельные живописные произведения, созвучные музыке и сказке. Практикуются задания на иллюстрирование музыкальных сказок с акцентом на выражение соответствующего характера и настроения в музыке.
В модуле «Загляните в мамины глаза» сосредоточены произведения искусства на тему материнства (слушаем голоса матерей мира в различных видах искусства разных стран и народов). Это стихи и проза, картины старых мастеров и современных художников, звучание церковных песнопений о Матери Марии, разучивание песен о маме, подготовка выставки портретов мам и бабушек, написанных на уроках изобразительного искусства.
Модуль «Наши истоки» вбирает в себя произведения устного, музыкального и декоративно-прикладного народного творчества, способствующие постижению звучания жизни в русской фольклорной традиции. Фольклор изучается как синкретическое искусство, в единстве обряда, пения,
движения, слова, костюма, пейзажа. Дети слушают композиторские произведения, в которых главной темой звучат мелодии народных песен. Разыгрывается вертеп (кукольное представление в канун Рождества Христова).
В модуль «Земля моя Хакасия» входят образцы народного творчества и авторские произведения различных видов искусства коренного народа - хакасов, а также других народов, населяющих Хакасию, в богатстве их этнокультурных традиций. Освоение учебного материала данного модуля строится на сопоставлении с русской фольклорной традицией, что позволяет учащимся «услышать» специфику звучания родной Земли и голос ее коренного народа. Содержание модулей более подробно изложено в монографии автора данной статьи [2].
Внутреннее системное единство модулей обеспечивается направленностью познания окружающего мира школьниками через постижение музыкального звучания жизни. Тема модуля определяет подбор литературных произведений, музыкального репертуара для слушания и исполнения, произведений живописи и творческие задания для живописного воплощения в детских работах.
Материал нарабатывается на отдельных уроках музыки, литературы, изобразительного искусства, а затем вновь концентрируется на новом, более высоком уровне сложности и вмещается в обобщающий интегрированный урок (художественное событие), сценарий которого составляется совместными усилиями трех учителей (музыки, начальных классов, изобразительного искусства). Органическое слияние работы над текстом с музыкальным и живописным творчеством детей происходит благодаря художественнопедагогической идее как центральной мысли, скрепляющей все уроки и каждый конкретный урок в единое целое.
Содержательное наполнение модулей составляет учебный материал - литературные тексты, в которых действующим лицом является музыка, присутствует описание картин природы, пейзажей художников, театральных спектаклей и т. п. Эти тексты отобраны из книг для чтения и художественной дополнительной литературы для учащихся начальной школы. К ним подобраны созвучный музыкальный репертуар, зрительные ряды из живописных полотен и разработаны творческие задания для детей, направленные на целостное художественно-образное освоение ими учебного материала. Продуманы формы интегрированной творческой деятельности учащихся, а также формы и способы взаимодействия учителя музыки с учителем начальных классов и изобразительного искусства.
Слушая музыку или читая литературный текст, школьники учатся визуализировать художественные образы, ощущать аромат, насыщенность света-тени, колорит пространства, его объём, временные, температурные и другие характеристики. Перед детьми ставится задача соотносить и осознавать взаимосвязь этих характеристик в создании художественных образов. В процессе освоения учебного материала уроков искусства в представлениях учащихся возникает цельная, художественно-образная картина живого мира.
Совместные усилия трех учителей направлены на создание интегрального образовательного пространства, художественно-эстетической среды, способной формировать у школьников высокий художественный вкус, развивать гибкость их творческого художественно-образного мышления и потребность общения с искусством.
Содержание межпредметных тематических модулей отличается универсальностью и внутренней подвижностью, открыто для замены одних произведений другими, т.к. не привязано к определенной системе обучения. Наша модель была апробирована в системе развивающего обучения Л. В. Занкова, в образовательной системе «Школа 2100».
Достоинством разработанного интегрированного подхода в преподавании предметов искусства в начальной школе является интенсификация учебного времени за счет объединения усилий учителей в направлении общей темы и актуализации синтезирующих возможностей каждого из искусств. Это позволяет концентрировать внимание учащихся на единых корнях различных видов искусства и легко переходить от одного вида художественной деятельности к другому.
Интегрированный подход, стирая границы между родственными предметами, требует расширения функциональных возможностей учителя. Педагог должен быть полифункциональным. Будучи музыкантом, профессионально разбираться в особенностях других искусств и способах организации работы с художественными текстами, стихами, картинами художников и т.д. На расширение функциональных возможностей бакалавра по направлению «педагогическое образование» направлены стандарты третьего поколения в его вариативной части.
В Хакасском государственном университете теорию и практику внедрения интегрированного подхода в преподавание искусства в школе осваивают студенты - будущие учителя музыки в курсах «Теория и методика музыкального образования», «Музыкально-педагогические практикумы». Затем полученные знания и умения апробируются в ходе педагогической практики. На стадии завершения профессиональной подготовки студенты изучают спецкурс «Интегрированный подход к преподаванию музыки», где системно и более подробно излагается теория и практика реализации данного подхода.
Темы спецкурса:
1. Понятие художественной картины мира: мировоззренческий аспект.
2. Теоретические основы реализации интегрированного подхода в современном художественном образовании.
3. Психологические основы технологий интегрированного преподавания.
4. Специфика различных видов искусства в художественном освоении мира: литература как искусство слова.
5. Язык изобразительного искусства: средства выразительности живописи в художественном отображении мира.
6. Язык музыки как синтезирующий стержень взаимодействия искусств. Резонансно-ассоциативный метод.
7. Театр как синтез искусств: организация и содержание музыкальнотеатральной деятельности младших школьников.
8. Технология блочно-модульного структурирования учебного материала различных искусств.
9. Технология организации взаимодействия различных искусств на уроках музыки в начальной школе.
10. Технология создания интегрированных уроков искусства. Анализ интегрированного урока.
Ежегодно студентами специальности «Музыкальное образование» выполняются дипломные работы, где выпускники раскрывают отдельные аспекты этой проблемы или посвящают ей всю работу. К примеру, в 2010 году защищена дипломная работа на тему «Интеграция искусств на уроках музыки как основа полихудожественного развития школьников».
Изучение спецкурса способствует формированию более универсального специалиста, способного к интеграции знаний школьников в целостную художественно-образную картину мира, в которой искусство является базовым, культурообразующим слоем.
Библиографический список
1. Кабалевский, Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы [Текст] / Д. Б. Кабалевский // Программа по музыке. 1-8 классы. 3-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - С. 5-18.
2. Шишлянникова, Н. П. Взаимодействие искусств и их интеграция в обучение грамоте младших школьников [Текст] / Н. П. Шишлянникова. - Абакан: Изд-во ГОУ ВПО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова», 2011. - 127 с.
3. Юсов, Б. П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство» [Текст] / Б. П. Юсов // Избранные труды по истории, теории и психологии художественного образования и полихудожественного воспитания детей - М.: Компания Спутник +, 2004. - С. 47-50.