УДК 341.9 А. А. Степанюк,
канд. юрид. наук, доцент Национальный университет "Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого", г. Харьков
СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ
Статья посвящена исследованию системы принципов правовой политики в международном частном праве, выяснению сущности и значения каждого из них, расстановки среди других элементов системы.
Ключевые слова: правовая политика, принципы правовой политики в международном частном праве, система принципов правовой политики в международном частном праве.
В процессе разработки полноценной теории правовой политики в международном частном праве возникает одна из наиболее весомых научных проблем - построение системы принципов, призванных стать для нее ориентиром, указателем в правовом регулировании частномеждународных отношений, эволюционным направлением институтов и норм международного частного права. В настоящее время сама теория правовой политики международного частного права в Украине находится на этапе становления, чем и предопределяется необходимость доказывания ее значимости, весомости для правового регламентирования, для дальнейшего формирования механизма упорядочения частных отношений, связанных с иностранным правопорядоком. Система принципов правовой политики международного частного права является той первоосновой, на которой должны базироваться и правовая политика в международном частном праве, и правовое регулирование международных частных отношений - его основная часть, и иные виды деятельности, охватываемые понятием «правовая политика».
Все это предопределяет насущную необходимость соответствующей научной обработки системы принципов правовой политики в международном частном праве, тем более, что в современной правовой науке этому вопросу внимания почти не уделяется. Не будет преувеличением замечание, что в Украине единственной научной работой, в которой рассматривалась система принципов правовой политики в международном частном праве является монография автора этой публикации - А. А. Степанюк "Правова политика у мiжнародному приватному правГ' [7, с. 144]. Других научных исследований указанной системы принципов в Украине не существует, что отрицательно сказывается на правотворчестве и правоприменении, поскольку качество норм и институтов, общий механизм упорядочения международных частных отношений напрямую зависит от правового регулирования - ядра правовой политики в международном частном праве.
Существуют серьезные исследования, посвященные общим принципам права, некоторые ученые обращались и к проблеме принципов международного частного права (Л. П. Ануфриева, Т. Н. Нешатаева, А. А. Степанюк) и анализа некоторых из них (В. М. Корецкий, А. А. Степанюк); Отдельные научные работники изучали принципы правовой политики (Е. В. Куманин, А. В. Малько, Н. И. Матузов, В. А. Рудковский, К. В. Шундиков). Тем не менее системе принципов правовой политики именно в международном частном праве внимания почти не уделялось.
Ситуация общей, можно сказать, «заброшенности» международного частного права как науки и учебной дисциплины сказывается на теоретическом уровне исследования концептуальных основ правовой политики международного частного права, на
усовершенствовании правового регулирования, на подготовке высококвалифицированных специалистов. Вот почему целью этой статьи является определение элементов системы принципов правовой политики в международном частном праве, изучение их системной сущности и структуры, что послужит первым основоположным шагом для дальнейшей теоретической обработки указанной проблемы и для улучшения основ правового регулирования частно-международных отношений.
Система принципов правовой политики международного частного права состоит прежде всего из общих принципов, присущих всем разновидностям последней, которые на ее уникальной почве в международном частном праве получают свою долю особенностей и становятся определяющими для этого вида политико-правовой деятельности. Рассмотрим все существующие принципы в правовой политике международного частного права более детально.
Принцип справедливости - имеет первоочередное значение, призван упорядочивать конфликты разных правопорядков, непосредственно касающихся прав и интересов частных лиц - участников частномеждународных общественных отношений. Этот принцип привлекается для нравственно-юридического соответствия создаваемых и используемых правовых установок международного частного права. Он воплощается во всей совокупности этой нормативной системы, в ее отдельных институтах, нормах, принципах, внутренней и внешней структуре, определяет их содержание и сущность. Принцип справедливости объединяет моральные, правовые, политические атрибуты международного частного права, предопределяет требования к содержанию правотворчества, правореализации, организационной деятельности, а также то, что они должны осуществляться ради справедливой цели, в справедливой форме, справедливыми средствами, для достижения справедливых результатов. Как отмечает А. А. Мережко, справедливость - это движущая сила права, критерий его жизнедеятельности, «метаправо», с которым мы ежечасно сверяем и корректируем эмпирическое (позитивное) право [5, с. 153].
Принципом справедливости должны быть проникнуты все виды и этапы правовой политики в международном частном праве, ее внутренние и внешние моменты. Этим принципом обусловлены и другие принципы этой деятельности. Например, внутренним основанием применения зарубежного права называют «требование справедливости, которую каждое государство должно исполнять в силу лежащей на нем обязанности отправлять правосудие» [8, с. 18, 19].
Принцип прав и свобод человека состоит в том, что правовая политика в международном частном праве должна быть нацелена на создание и реализацию возможностей воплощения прав и свобод человека. По мнению М. М. Богуславського, «в соответствия с этим принципом каждое государство обязано обеспечить всем лицам, проживающим на его территории, в том числе иностранцам, основные права и свободы» [ 1, с. 93]. Практически это означает, что во всех видах деятельности, охватываемых этой правовой политикой должны существовать гарантии для реализации прав и свобод. В частности, в правотворчестве это проявляется в невозможности создания норм, ущемляющих права и свободы, ухудшающих положение отдельных социальных групп, в том числе, иностранцев. В правоприменении - это предоставление всем субъектам возможностей отстаивать свои права и законные интересы.
В целом же для субъектов правовой политики в международном частном праве этот принцип является конкретной основой их деятельности, обязанностью по соблюдению прав и свобод каждого субъекта частномеждународных отношений. Статья 2 Всеобщей декларации прав человека провозглашает, что правовая политика в международном частном праве должна учитывать, что права и свободы индивидуума не зависят от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного или иного положения. Не должны проводиться различия и на основании политического, правового или международного
статуса страны, гражданином которой является человек, либо территории, на которой он находиться.
Принцип равенства может касаться равенства субъектов частномеждународных отношений и равенства правопорядков. В первом случае этот принцип должен сказываться на одинаковых требованиях национального правопорядка как к собственным, так и к иностранным субъектам, как к мужчинам, так и к женщинам. На основании ст. 7 Всеобщей декларации прав человека все люди равны перед законом и все имеют право на одинаковую защиту перед законом. В ст. 21 Конституции Украины говорится, что все люди свободны и равны в своем достоинстве и правах.
Равенство правопорядков для правовой политики в международном частном праве -это прежде всего потребность привлечения к правовому регулированию указанных национальными коллизионными нормами норм зарубежного права безотносительно к политическим, экономическим или иным соображениям, беспристрастно и беспрекословно.
Принцип учета международных стандартов состоит в том, что существует необходимость их воплощения и соблюдения во всех видах этой деятельности. Это касается прежде всего международных стандартов прав человека, а также международного общения, договорной практики, выполнения обязательств и т. п.
Принцип гуманизма призван нацеливать правовую политику на индивидуальное благо, человечность, личность, общечеловеческие приоритеты, на человеколюбие и уважение к человеку. Поэтому ее цели, задачи и средства должны быть подчинены рассматриваемому принципу. Всеобщая декларация прав человека в ст. 6 указывает, что каждый имеет право на признание его правосубъектности. Соответственно, и ст. 3 Конституции Украины провозглашает, что человек, его жизнь, здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей ценностью. А статьи 16 - 18 Закона Украины "О международном частном праве" посвящены коллизионным нормам о правовом статусе физических лиц. В других коллизионных нормах этого правового акта также ощущается нацеленность на воплощение этого принципа. Приведенные нормативные примеры указывают на то, что интересы международного общения заключаются в том, чтобы каждое государство уважало человека независимо от его государственной принадлежности и проведения правовой политики, основанной на общечеловеческом измерении, ценностях и приоритетах, а не только на основаниях собственной выгоды, пользы для своей страны, общества, для прав и свобод собственных граждан. Уже прошли те времена, когда политика и право исходили из единых принципов, преследовали одну цель - благо своего народа [6, с. 37].
Принцип легитимности означает признание правовой политики отдельными лицами, социальными группами и обществом. Она должна быть выражением их идеалов, потребностей, намерений, интересов, целей и задач по упорядочению частно-международных общественных отношений. Политика в международном частном праве должна быть одобрена и признана правильной, правомерной, а потому разработка ее содержания и реализация ее положений должны отвечать внутренним стандартам, отражать социальные запросы и служить инструментом согласования противоречий и конфликтов в рассматриваемой сфере.
Принцип демократизма должен сказываться на возможности и необходимости создания правовой политики и ее реализации при участии общественности, широких слоев населения, заинтересованных субъектов. Этот принцип предусматривает важность обсуждения законопроектов, внесения предложений об улучшении правового урегулирования частномеждународных общественных отношений во всех видах деятельности правовой политики в международном частном праве. Кроме того, последняя должна проводиться для всех лиц, вовлеченных в частномеждународные отношения, а потому нельзя допускать ее внедрения для удовлетворения узких групповых интересов.
Принцип законности - это неукоснительное исполнение законов и соответствующих им других правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами. Деятельность и компетенция всех субъектов формирования и реализации правовой политики в международном частном праве определяется законами, и только они служат нормативной основой ее проведения, соблюдения и следования ей. Этот принцип означает нормативную урегулированость, слаженность, упорядоченность деятельности, а отступление от него на основании политических, экономических, идеологических или иных факторов не должно иметь места.
Проведение правовой политики на основании принципа законности базируется на требованиях ст. 92 Конституции Украины, указывающей, какие вопросы определяются исключительно законами. Среди них есть и попадающие в сферу международного частного права: права и свободы человека и гражданина, их гарантии, правосубъектность граждан, иностранцев, лиц без гражданства, основы регулирования работы и занятости, брака, семьи, воспитания, правовой режим собственности, правовые основы предпринимательства, внешних сношений и внешнеэкономической деятельности и т. п. Как отмечает Е. П. Евграфова, общепризнанным в теории права является мнение ученых, в соответствии с которым нормативно-правовые акты именно в форме закона должны регулировать стабильные, сформированные, типичные, а не случайные общественные отношения, которые имеют значительное влияние на развитие экономики, социальной сферы, окружающей среды, политической системы, международных отношений Украины с другими государствами и международными организациями [4, с. 31].
Нарушение принципа законности может привести к ухудшению прав и свобод участников частномеждународных отношений, их правового статуса, несовершенному регулированию в сфере международного частного права.
Принцип целеустремленности состоит в четком определении цели правовой политики в международном частном праве, в проведении и исследовании ее во всех видах и формах, всеми субъектами ее образования и реализации. Этот принцип означает также детализацию цели в задачах и подчиненность им всей деятельности.
Принцип целесообразности указывает на соответствие применяемых средств целям, задачам, принципам и иным элементам правовой политики, а также ее условиям, характеристике частномеждународных общественных отношений, внешней среде, политической, экономической, международной обстановке и пр. Как отмечал А. Г. Гойхбарг, «в каждом государстве в отношении норм частного международного права придерживались начал целесообразности. И только исходя из начала целесообразности можно в этой области, как и во всякой другой отрасли права, дать тот или иной практический ответ на возникающие здесь вопросы» [3, с. 7].
Принцип соединения управления и самоорганизации в рассматриваемой политике означает, что эта деятельность направлена на частную сферу, где реализуются индивидуальная свобода, самостоятельность, активность, удовлетворение собственных интересов и пр. Поэтому правовая политика в международном частном праве должна исходить из необходимости объединения регулирования и саморегулирующихся начал. Иными словами, помимо императивных предписаний необходим допуск диспозитивных элементов, альтернативных норм, стимулирующих возможности участников частно-международных отношений выбирать выгодный правопорядок, и т. п.
Принципу научности придается в особо важное значение. Вследствие того, что эта сфера социального знания относительно молода и что большинство ее положений только начинают осмысливаться и разрабатываться ученными, многие предписания имеют спорный характер, не воспринимаются однозначно, получая свою долю критики, основная масса проблем этого знания только ожидает внимания научных работников. Тем не менее юридическая наука и ее рекомендации предназначены служить существенным подспорьем в эволюции правовой политики в целом и правовой политики в международном частном праве, в частности.
Принцип гласности указывает на насущную потребность открытого доступа к информации, на возможности ознакомления с работой субъектов формирования и реализации этой правовой политики. Исследуемый принцип воплощается в открытых заседаниях сессий Верховной Рады Украины, работе Кабинета Министров Украины, других исполнительных органов, в судебных заседаниях, доступности нормативных актов внутреннего и международного уровней, судебных решений, которые должны публиковаться в юридических изданиях, размещаться в сети Интернет; на обсуждении законопроектов, возможностях высказываться об улучшении правовой регламентации частномеждународных общественных отношений, на освещении в средствах массовой информации судебных дел, в том числе при участия государства, и т. д.
Принцип экономичности выражается в необходимости привлечения в эту политику адекватных целям и задачам кадровых, правовых, материальных, финансовых и иных ресурсов. Их объем и качественные показатели являются факторами, оказывающими непосредственное влияние на достижение запланированного результата, а потому выбор и применение ресурсов для проведения в жизнь рассматриваемой политики должны быть не только экономными, но и оправданными, соответствующими, обоснованными.
Принцип реализма требует, чтобы правовая политика в международном частном праве максимально полно и ясно воспринимала особенности частно-международных общественных отношений и факторы внешней среды для адекватной постановки целей и задач, для выбора конкретных средств их достижения. Восприятие названных отношений и влияния на них через идеологизированные, заангажированные, корпоративные, узко групповые очки недопустимо, ибо это может деформировать объективность рассматриваемой политики к этим отношениям и возможностям их урегулирования, ухудшить их правовую регламентацию.
Принцип стабильности сказывается на потребности постоянной, устойчивой, неизменной деятельности, подчеркивает целесообразную и рациональную организацию правовой политики в международном частном праве. Для стабильности она должна быть четко установленной, закрепленной, открытой, социально обусловленной. Постоянные изменения политико-правового курса, в том числе и относительно международного частного права, отрицательно влияют на развитие законодательства, определенности его правоприменения, на хаотичные и беспорядочные организационные мероприятия, что не может не сказываться на надлежащем урегулировани частномеждународных общественных отношений.
Принцип планомерности призван обеспечить необходимость проведения рассматриваемой политики на основании долгосрочных и многолетних планов, программ, концепций развития и реформирования юридической жизни общества и его частной сферы. Правовая политика в международном частном праве должна иметь и краткосрочные планы намеченной работы относительно последовательного проведения правовых и организационных мероприятий с указанием их целей, задач, принципов, сроков выполнения, намеченного результата и т. п.
Принцип эволюционности - это поступательность развития, изменения, реформирования, усовершенствования упорядоченности частно-международных общественных отношений, отказ от резких и скачкообразных переходов от одного типа правовой политики к другому, революционных изменений, коренных переворотов и пр. Поэтому правовая политика в международном частном праве должна проводиться беспрерывно, избегать крутых виражей, взлетов и падений, что обеспечит действие иных принципов правовой политики в этой сфере, в частности, стабильности, планомерности, и отразиться на ее постоянстве, определенности правового регулирования и правоприменении в частномеждународных отношениях.
Принцип комплексности правовой политики в международном частном выражается в нацеленности на совокупность форм, видов деятельности, внутреннюю и внешнюю структуру, на институты и нормы, общую и особенную части международного частного
права. Правовая политика в международном частном праве не может базироваться на развитии лишь одного или нескольких факторов. Она должна охватывать всю совокупность элементов, процессов, явлений, касающихся сферы международного частного права, причем как правовых, так и организационных.
Принцип профессионализма характерен тем, что субъекты формирования этой правовой политики и ее осуществления должны иметь хотя бы высшее юридическое образование. Целесообразно было бы для реализации этого принципа привлекать специалистов в сфере международного частного права (как теоретической, так и практической направленности), чьи теоретические и практические знания и навыки, полученные в результате специальной подготовки и опыта работы, могли бы способствовать осуществлению правовой политики в международном частном праве.
Далее рассмотрим специальные правовые и организационные принципы правовой политики в международном частном праве.
Принцип признания благоприобретенных прав означает, что исследуемой правовой политике надлежит ориентироваться на толерантное отношение, признание и поддержку прав, законно приобретенных под действием зарубежного правопорядка, содействовать их защите и создавать условия для их реализации.
Принцип признания зарубежных законов является определяющим ориентиром, поскольку при указании коллизионных норм национального правопорядка с целью урегулирования частно-международных отношений должны быть привлечены нормы зарубежного законодательства. Подобное признание - необходимая предпосылка осуществления благоприобретенных прав и иных принципов этой группы.
Принцип соединения отечественных и зарубежных законов представляет собой идейную предпосылку правотворчества и правореализации. Только на этой основе может быть осуществлена правовая регламентация частно-международных общественных отношений, для которых нет возможности установления исключительно материального регулирования.
Принцип опосредованности частно-международных отношений означает, что правовая политика должна быть нацелена на использование правотворчества, правореализации, организационной деятельности, что в комплексе поможет достичь необходимой степени урегулирования частномеждународных общественных отношений.
Принцип сотрудничества правовой политике в международном частном праве отражается на том, что все субъекты формирования и реализации должны действовать согласованно, сообща, принимать участие в ее осуществлении совместно, объединенные единой целью, задачами, принципами, методами деятельности.
Принцип защиты национального правопорядока - это ориентация на охрану отечественных ценностей, основ правопорядка, собственных граждан, их правового статуса, национальных интересов при построении и действии нормативного материала, организационной деятельности на внутреннем и международном уровнях. Средств для этого достаточно: оговорка о публичном порядке, сверхимперативные нормы, материальное регулирование, отстаивание и проведение своей позиции в договорных отношениях с иностранными государствами, установление соответствующих коллизионных норм и т. д.
Принцип международного взаимодействия указывает на то, что она должна учитывать позиции других государств, заключенные международные договоры, принимать во внимание существование других правопорядков, их равенство. Поэтому, как верно указывал М. Вольф, международное частное право «должно быть построено в духе международного общения» [2, с. 31].
Представляется, что определение принципов и их примерный перечень могут стать основой Концепции правовой политики в международном частном праве.
Список литературы: 1. Богуславский М. М. Новый закон в правовом положении иностранцев в СССР / М. М. Богуславский // Сов. ежегодн. междунар. права 1982. - М.: Наука, 1983. - С. 71-94. 2. ВольфМ. Международное частное право: моногр. / М. Вольф. -М.: Гос. изд-во иностр. лит., 1948. - 704 с. 3. Гойхбарг А. Г. Международное право: моногр. / А. Г. Гойхбарг. - М.: Изд-во НКЮ РСФСР, 1928. - 186 с. 4. Евграфова Е. П. Формирование системы национального законодательства (некоторые вопросы теории и практики): дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. / Евграфова Елизавета Павловна. - Харьков, 2005. - 197 с.
5. Мережко А. А. Введение в философию международного права. Гносеология международного права: моногр. / А. А. Мережко. - К.: Юстиниан, 2002. - 192 с.
6. Степанов И. М. Конституционная политика: моногр. / И. М. Степанов. - М.: Наука, 1984. - 176 с. 7. Степанюк А. А. Правовая политика в международном частном праве: моногр. / А. А. Степанюк. - Харьков: Права человека, 2006. - 144 с. 8. Яблочков Т. М. Курс международного гражданского процессуального права / Т. М. Яблочков. - Ярославль: Тип. Губерн. Правления, 1909. - 212 с.
СИСТЕМА ПРИНЦИП1В ПРАВОВО1 ПОЛ1ТИКИ В М1ЖНАРОДНОМУ
ПРИВАТНОМУ ПРАВ1 Степанюк А. А.
Стаття присвячена дослщженню системи принцитв правово'1 пол^ики в мiжнародному приватному прав^ з'ясуванню ix сутност i значення, а також мюця серед шших елемешив дано'1' системи.
Ключовг слова: правова пол^ика, принципи правово'1' пол^ики в мiжнародному приватному прав^ система принцитв правово'1' пол^ики в мiжнародному приватному правь
SYSTEM OF PRINCIPLES OF LAW POLICY IN THE PRIVATE INTRNATIONAL LAW Stepanyuk A. A.
The article is devoted to the investigation of system of the principles of law policy in the private international law, ascertaining their essence, meaning and place among the other elements of this system
Key words: law policy, principles of law policy in the private international law, system of principles of law policy in the private international law.
Поступила в редакцию 19.02.2013 г.