УДК378.2
СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ И ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ САМОРАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Т.А. Вековцева
Аннотация. В статье представлена система принципов и закономерностей саморазвития преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности, которая образует теоретическую основу данного процесса. Принципы и закономерности определены на основе методологических подходов и направлены на исследование всех структурных элементов саморазвития преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности. Система принципов представлена тремя подсистемами: общеидеологические, общепедагогические и специфические, построенные на основе выделенных методологических подходов.
Ключевые слова: преподаватель вуза, саморазвитие, культурно-досуговая деятельность, методологические основания, принципы, закономерности.
SYSTEM OF PRINCIPLES AND OBJECTIVE LAWS OF SELF-DEVELOPMENT OF UNIVERSITY LECTURER IN CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES
T. Vekovtseva
Abstract. The article presents the principles and the laws of self-development of teachers of high school in the cultural and leisure activities, which forms theoretical basis of this process. The principles and laws are defined on the basis of methodological approaches and focused on the study of the structural elements of the self-development of high school teachers in the cultural and leisure activities. The system consists of three subsystems principles: ideologic, pedagogical and specific that are based on the selected methodological approaches.
Keywords: high school teacher, self-development, cultural and leisure activities, methodological bases, principles, laws.
С целью разработки праксиологической концепции саморазвития преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности необходимо определить теоретическую основу, которая может быть представлена системой принципов и закономерностей исследуемой деятельности. Проектируемая система призвана обеспечить теоретико-методологическую основу для реализации процесса саморазвития и обозначить направления и взаимосвязь теоретических положений концепции саморазвития
преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности с реальной практикой высшей школы.
Анализ позиций ученых-педагогов и ученых-философов по вопросу соотношения и содержания закономерностей и принципов показал, что отличие в данных подходах заключается в следующем: философы делают выводы от теории к практике, а педагоги - от практики к теории, но самое главное в данном случае, что ученые всегда связывают теорию с практикой [3; 7]. При таком подходе для нашего исследования основополагающей является позиция философов, согласно которой принципы призваны определять направленность
и концептуальность саморазвития
преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности, а также направлять данную деятельность на восполнение внутренних ресурсов и потенциала преподавателей.
Придерживаясь позиции М.А. Ариарского [1], в своем исследовании мы выявили три группы принципов саморазвития
преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности: общеидеологические,
общепедагогические и специфические.
В частности, группа общеидеологических принципов представлена принципом
оптимального сочетания энтропии и негэнтропии саморазвития преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности. Указанный принцип выявлен на основе системносинергетического подхода как
методологического основания нашего
исследования. Суть данного принципа состоит в том, что культурно-досуговая деятельность взрослого, самодостаточного человека обладает энтропийными характеристиками. В реальной жизни при всех энтропийных проявлениях можно обнаружить и негэнтропийные проявления как в личностном и социальном
саморазвитии, так и в культурно-досуговой деятельности преподавателей вуза.
Группа общепедагогических принципов представляет собой принципы внешнего влияния (содействия) на саморазвитие преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности. Группа специфических принципов
в нашем исследовании представлена принципами саморазвития преподавателей. С учетом методологических оснований процесса саморазвития преподавателей вуза в культурнодосуговой деятельности, общепедагогические и специфические принципы представлены в таблице 1.
Таблица 1. - Общепедагогические и специфические принципы саморазвития преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности
Методологические подходы Общепедагогические принципы Специфические принципы
Праксиологический Принцип эффективности Активности
деятельности Целеполагания
Принцип фасилитации Диалогичности Эмоциональной саморегуляции
Акмеологический Принцип развития Субъектности
Мотивационной обусловленности Интереса
Социокультурный Принцип культуротворчества Творческой самодеятельности
Принцип эффективности деятельности демонстрирует, что личностная эффективность будет проявляться в развитии способностей, личностных качеств, физических и психических сил; социальная эффективность -в развитии коммуникативных способностей, умений и навыков, в обогащении культуры общества; педагогическая эффективность - в ускорении развития личности.
Принципы активности и целеполагания органично входят в принцип эффективности. В деятельности преподавателя возможно выявить постановку целей двух уровней: цели ректората (деканата, кафедры), общества, государства и личные цели. Достижение целей всегда сопровождается активностью субъекта деятельности.
Принцип фасилитации [2] основан на том, что фасилитация - особый вид общения, рождающий позитивные мотивы, помогающие осуществлять деятельность творчески, ориентируясь на идеал и имеющиеся возможности. Фасилитация саморазвития преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности включает аспекты помощи, совета, рекомендаций по совершенствованию эмоциональной саморегуляции.
В общепедагогический принцип фасилитации включены специфические принципы диалогичности и эмоциональной саморегуляции.
Принципы диалогичности демонстрирует, что именно в процессе диалога выясняется отношение преподавателей к определенной деятельности; выявляется личностная позиция;
создается атмосфера доброжелательности, открытости и взаимопонимания.
Принцип эмоциональной саморегуляции основан на «регулировании или контроле человеком собственных эмоциональных состояний с помощью своих усилий» [5, с. 156]. Очевидно, что саморегуляция своих эмоциональных состояний должна
осуществляться человеком с позиции перевода эмоций в конструктивное русло. Результатом такого перевода является такое качество личности как стрессоустойчивость, которое является одним из основных в профессиональной деятельности
преподавателей.
Принцип развития [11] основан на двух подходах: первый - психологический, который ориентируется на то, что есть в человеке и что нужно развить в нем; второй - педагогический, который ориентируется на то, что и как необходимо сформировать в личности в соответствии с требованиями социума. Кроме того, развитие происходит и закрепляется в соответствующих действиях, поступке.
Принцип мотивационной обусловленности саморазвития преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности основан на том, что мотивы саморазвития человека связаны с потребностями в самореализации, в раскрытии своих способностей и компетенций [6]. Кроме того, эмоции представляют собой итоговую фазу мотивации, её результат [8]. Одной из функций культурно-досуговой деятельности является пробуждение позитивных эмоций.
Принцип субъектности предполагает рассматривать субъекта как активного, действующего человека, который
конструирует собственное бытие через познание и деятельность [8]. Целесообразно объединить два принципа«развития» и «субъектности» в один - принцип развития субъектности. Данный принцип способствует развитию позитивного отношения к культурно-досуговой деятельности,
стимулированию рефлексивных процессов, самоорганизации культурно-досуговой
деятельности.
Принцип интереса единодушно признан учеными одним из важнейших принципов культурно-досуговой деятельности [1]. В нашем исследовании данный принцип рассматривается как часть мотивационной обусловленности исследуемого процесса.
Принцип культуротворчества отражает активную деятельность человека в культуре. Данный принцип тесно связан с принципом восхождения к культуре [10, с. 141], согласно которому в человеке возникает потребность в духовном росте и прогрессивном развитии. В нашем исследовании этот принцип обусловливает духовное развитие
преподавателей и отражает их миссию -являться «духовным центром, проводником культурных завоеваний» [9, с. 92].
Принцип творческой самодеятельности направлен на развитие у преподавателей креативности, инициативности,
самостоятельности. Именно самодеятельное творчество способствует становлению человека как субъекта своей
жизнедеятельности, как творца истории и культуры.
Общеидеологическим и
общепедагогическим принципам
соответствуют три группы закономерностей: внешние закономерности обусловленности, внутренние атрибутивные закономерности и внутренние закономерности эффективности.
Закономерности принципа оптимального сочетания энтропии и негэнтропии:
1) внешние закономерности
обусловленности - энтропийное равновесие, которое проявляется в том, что для каждого человека степень его свободы и внешней организованности при осуществлении культурно-досуговой деятельности будет разная.
2) внутренние атрибутивные
закономерности проявляются в том, что прогрессивное развитие обусловливает увеличение негэнтропии, что способствует
сокращению энтропии. Неопределенность системы уменьшает введение негэнтропийных процессов. Развитие останавливается, когда система допускает слишком много энтропии.
3) внутренние закономерности
эффективности связаны с тем, что культурнодосуговая деятельность является
сдерживающим фактором проявления энтропии в развитии человека. Большее постижение культуры предполагает больше правил поведения в обществе, что является определенным сдерживающим фактором в проявлениях деструктивных аспектов поведения.
Принцип развития субъектности обусловливает три закономерности:
1) Внутренние закономерности
эффективности проявляются в том, что внутренние ресурсы требуют постоянного обновления и развития. Внутренние ресурсы представляют собой запас автономии (субъектности). Все живое постоянно изменяется, кроме того, изменяется окружение человека, поэтому, если человек не развивается, то он деградирует.
2) Внешние закономерности
обусловленности демонстрируют то, что источники саморазвития находятся во внешней среде (социуме, окружающем мире). Данная закономерность связана с отношением человека к окружающему миру: враждебное, агрессивное отношение - истощает
внутренние ресурсы, забирая энергию и силы, и наоборот, позитивное отношение к окружающему миру придает внутренним ресурсам силу и энергию.
3) Внутренние атрибутивные
закономерности показывают, что внутренние и внешние ресурсы развития
взаимообусловлены: утрата внешних ведет к утрате внутренних, а обогащение внешних ресурсов ведет к постепенному усилению внутренних.
Принцип эффективности деятельности позволяет зафиксировать следующие закономерности:
1) Внутренние атрибутивные
закономерности, т.е. отношение
преподавателей к саморазвитию в культурнодосуговой деятельности детерминировано социальными ожиданиями. В таком случае можно утверждать, что социальные ожидания являются фактором успешного саморазвития в культурно-досуговой деятельности
преподавателей вуза.
2) Внутренние закономерности
эффективности демонстрируют, что
эффективность личностного и социального саморазвития преподавателей прямо пропорционально количеству освоенных и выполняемых видов культурно-досуговой деятельности. Кроме того, согласно теории деятельности человек развивается только в деятельности, следовательно, чем больше видов культурно-досуговой деятельности выполняет человек, тем эффективнее его личностное и социальное развитие.
3) Внешние закономерности
обусловленности отражают преобладание коллективных активных форм в культурнодосуговой деятельности, которые
предопределяет успешность развития личностных качеств преподавателей. Иными словами, если творческая деятельность преподавателей осуществляется в коллективе, во взаимодействии, в общении, то происходит ресоциализация личности в данном коллективе, что и предполагает развитие личностных качеств.
Принцип фасилитации определяет следующие закономерности:
1) Внешние закономерности
обусловленности раскрываются через продуктивность фаситалиционного
консультирования, зависящего от взаимной активности партнеров общения [4]. Ученые определяют фасилитационное
консультирование как субъект-субъектное взаимодействие, обеспечивающее совместный личностный рост как консультанта, так и консультируемого.
2) Внутренние атрибутивные
закономерности представлены системой исходных представлений (информационный ресурс) о возможностях саморазвития в культурно-досуговой деятельности, которая может трансформироваться у
преподавателей вуза с помощью внешнего влияния. Наша позиция заключается в том, что такое влияние должно осуществляться в мягких формах, таких как: личный пример, приглашение к участию, обращение за помощью в организации чего-либо.
3) Внутренние закономерности
эффективности отражены через групповое
выполнение
деятельности,
эффективность
социализирующих,
коммуникативных
закономерность
культурно-досуговой что повышает
её когнитивных,
гедонистических и функций. Данная представлена такими
эффектами, как: социальная фасилитация
(активизация культурно-досуговой
деятельности); групповая идентичность
(принадлежность к определенной группе); синергия (совместная деятельность и групповая эффективность); подражание (механизм групповой интеграции).
Принцип мотивационной обусловленности позволил выделить следующие
закономерности:
1) Внутренние закономерности
эффективности предполагают усиление внешних стимулов привлечения к культурнодосуговой деятельности, что не всегда увеличивает силу мотивов преподавателей. Данная закономерность установлена эмпирическим путем.
2) Внешние закономерности
обусловленности направлены на
стимулирование появления положительных эмоций, которое усиливает внутренние мотивы выполнения деятельности
преподавателями. Позитивные эмоции у человека вызывают различные меры поощрения: похвала, публичное признание
заслуг, одобрение и т.п., при этом недопустимы методы наказания
преподавателей.
3) Внутренние атрибутивные
закономерности отражают отношение к культурно-досуговой деятельности как
средству саморазвития, которое зависит от мировоззрения и жизненной философии преподавателей. При таком подходе активизация культурно-досуговой
деятельности преподавателей вуза должна быть тесно взаимосвязана с мировоззрением преподавателей.
Принцип культуротворчества реализуется через следующие закономерности:
1) Внешние закономерности
обусловленности реализуются в
культуротворческой среде вуза, которая задает вектор саморазвития преподавателей. Обобщая идеи ученых, мы рассматриваем культуротворческую среду как среду
предопределяющую развитие и саморазвитие преподавателей.
2) Внутренние закономерности
эффективности отражают полисистемность культурно-досуговой деятельности и обусловливают возможность моделирования индивидуальных траекторий саморазвития преподавателей. Во взаимодействии может выстраиваться индивидуальная траектория саморазвития преподавателей с учетом интересов всех сторон взаимодействия.
3) Внутренние атрибутивные
закономерности показывают, что культурнодосуговая деятельность обеспечивает
восстановление и пополнение личностных ресурсов преподавателей. К личностным ресурсам относятся физические, духовные, интеллектуальные и социальные ресурсы преподавателей. Все перечисленные ресурсы могут пополняться в процессе культурнодосуговой деятельности.
Таким образом, нами представлена система принципов и закономерностей саморазвития преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности.
В заключении отметить, что методологические подходы и
соответствующие им принципы и закономерности направлены на исследование всех структурных элементов саморазвития преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности: мотивация, ценностные
ориентации, рефлексия, способности к саморазвитию, знание себя, технологий и методов саморазвития, волевые качества личности.
Литература:
1. Ариарский М.А. Культура досуга как предмет педагогики и прикладной культурологии // Педагогические и рекреационные технологии в современной индустрии досуга. - Киев. - 2004. Режим доступа: http://tourlib.net/statti_tourism/ ariarskij.htm
2. Данилюк А.Я. Принцип культурогенеза в образовании // Педагогика. - 2008. - № 10. - С. 7-10.
3. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. - М.: Академия, 2008. - 127 с.
4. Зеер Э.Ф. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста. - Екатеринбург,1999. - 130 с.
5. Изард К.Э. Психология эмоций (The Psychology of Emotions). - СПб.: Пигер^_2009. - 464с.
6. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.
7. Подповетная Ю.В. Концепция развития научно-методической культуры преподавателя вуза: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. - Челябинск. - 2012. -400 с.
8. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.
9. Рубинштейн М.М. Проблема учителя // Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2004. - 324 с.
10. Творчество Жизни. - Могилев: УПКП «МОУТ». - 2010. - 159 с.
11. Философская Энциклопедия в 5-ти т. - М.: Советская энциклопедия // Под редакцией Ф.В. Константинова. - 1960-1970.
Сведения об авторе:
Вековцева Татьяна Александровна (г. Челябинск, Россия), кандидат искусствоведения, доцент, доцент кафедры «Маркетинговые коммуникации» Южно-Уральского государственного университета, e-mail:[email protected]
Data about the author:
T. Vekovtseva (Chelyabinsk, Russia), candidate of art criticism, docent, associate professor at Department of Marketing Communications, South Ural State University, e-mail:[email protected]