Управление в современных системах №3(7) 2015
ISSN 2311-1313 95
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
УДК 378. 2
ПРИНЦИПЫ САМОРАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В КУЛЬТУРНОДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Т.А. Вековцева, Южно-Уральский государственный университет, e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье представлена система принципов саморазвития преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности. Принципы определены на основе соответствующих методологических подходов. Система принципов представлена тремя подсистемами: общеидеологические, общепедагогические и специфические. Проектируемая система призвана обеспечить теоретико-методологическую основу для реализации процесса саморазвития и обозначить направления и взаимосвязь теоретических положений концепции саморазвития преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности с реальной практикой высшей школы.
Ключевые слова: саморазвитие, культурно-досуговая деятельность,
методологические основания, принципы, закономерности, преподаватель вуза.
Процесс саморазвития преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности анализируется и выдвигается многими учеными сегодня на передний план. Для реализации процесса саморазвития необходимо обеспечить теоретико-методологическую основу и обозначить направления и взаимосвязь теоретических положений концепции саморазвития преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности с реальной практикой высшей школы. Проведенный анализ позиций ученых показал, что принципы призваны определять направленность и концептуальность саморазвития преподавателей вуза в культурно -досуговой деятельности, а также направлять данную деятельность на восполнение внутренних ресурсов и потенциала преподавателей1.
Придерживаясь позиции М.А. Ариарского2, в своем исследовании мы выявили три группы принципов саморазвития преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности: общеидеологические, общепедагогические и специфические.
В частности, группа общеидеологических принципов представлена принципом оптимального сочетания энтропии и негэнтропии саморазвития преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности. Указанный принцип выявлен на основе системносинергетического подхода как методологического основания нашего исследования. Суть данного принципа состоит в том, что культурно-досуговая деятельность взрослого, самодостаточного человека обладает энтропийными характеристиками. В реальной жизни при всех энтропийных проявлениях можно обнаружить и негэнтропийные проявления как в личностном и социальном саморазвитии, так и в культурно-досуговой деятельности преподавателей вуза.
Группа общепедагогических принципов представляет собой принципы внешнего влияния (содействия) на саморазвитие преподавателей вуза в культурно-досуговой
96 Управление в современных системах №3(7) 2015
ISSN 2311-1313
деятельности. Группа специфических принципов в нашем исследовании представлена принципами саморазвития преподавателей. С учетом методологических оснований процесса саморазвития преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности, общепедагогические и специфические принципы представлены в таблице.
Общепедагогические и специфические принципы саморазвития преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности
Методологические подходы Общепедагогические принципы Специфические принципы
Праксеологический Принцип эффективности деятельности Принцип фасилитации Активности Целеполагания Диалогичности Эмоциональной саморегуляции
Акмеологический Принцип развития Мотивационной обусловленности Субъектности Интереса
Социокультурный Принцип культуротворчества Творческой самодеятельности
Принцип эффективности деятельности демонстрирует, что личностная эффективность будет проявляться в развитии способностей, личностных качеств, физических и психических сил; социальная эффективность - в развитии коммуникативных способностей, умений и навыков, в обогащении культуры общества; педагогическая эффективность - в ускорении развития личности.
Принципы активности и целеполагания органично входят в принцип эффективности. В деятельности преподавателя возможно выявить постановку целей двух уровней: цели ректората (деканата, кафедры), общества, государства и личные цели. Достижение целей всегда сопровождается активностью субъекта деятельности.
Принцип фасилитации3 основан на том, что фасилитация особый вид общения, рождающий позитивные мотивы, помогающие осуществлять деятельность творчески, ориентируясь на идеал и имеющиеся возможности. Фасилитация саморазвития преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности включает аспекты помощи, совета, рекомендаций по совершенствованию эмоциональной саморегуляции.
В общепедагогический принцип фасилитации включены специфические принципы диалогичности и эмоциональной саморегуляции.
Принципы диалогичности демонстрирует, что именно в процессе диалога выясняется отношение преподавателей к определенной деятельности; выявляется личностная позиция; создается атмосфера доброжелательности, открытости и взаимопонимания.
Принцип эмоциональной саморегуляции основан на «регулировании или контроле человеком собственных эмоциональных состояний с помощью своих усилий»4. Очевидно, что саморегуляция своих эмоциональных состояний должна осуществляться человеком с позиции перевода эмоций в конструктивное русло. Результатом такого перевода является такое качество личности как стрессоустойчивость, которое является одним из основных в профессиональной деятельности преподавателей.
Принцип развития5 основан на двух подходах: первый - психологический, который ориентируется на то, что есть в человеке и что нужно развить в нем; второй -
Управление в современных системах №3(7) 2015
ISSN 2311-1313 97
педагогический, который ориентируется на то, что и как необходимо сформировать в личности в соответствии с требованиями социума. Кроме того, развитие происходит и закрепляется в соответствующих действиях, поступке.
Принцип мотивационной обусловленности саморазвития преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности основан на том, что мотивы саморазвития человека связаны с потребностями в самореализации, в раскрытии своих способностей и компетенций6. Кроме того, эмоции представляют собой итоговую фазу мотивации, её результат7. Одной из функций культурно-досуговой деятельности является пробуждение позитивных эмоций.
Принцип субъектности предполагает рассматривать субъекта как активного, действующего человека, который конструирует собственное бытие через познание и деятельность8. Целесообразно объединить два принцип: развития и субъектности в один -принцип развития субъектности. Данный принцип способствует развитию позитивного отношения к культурно-досуговой деятельности, стимулированию рефлексивных процессов, самоорагнизации культурно-досуговой деятельности.
Принцип интереса9 единодушно признан учеными одним из важнейших принципов культурно-досуговой деятельности. В нашем исследовании данный принцип рассматривается как часть мотивационной обусловленности исследуемого процесса.
Принцип культуротворчества отражает активную деятельность человека в культуре. Данный принцип тесно связан с принципом восхождения к культуре10, согласно которому в человеке возникает потребность в духовном росте и прогрессивном развитии. В нашем исследовании этот принцип обусловливает духовное развитие преподавателей и отражает их миссию - являться «духовным центром, проводником культурных завоеваний»11.
Принцип творческой самодеятельности направлен на развитие у преподавателей креативности, инициативности, самостоятельности. Именно самодеятельное творчество способствует становлению человека как субъекта своей жизнедеятельности, как творца истории и культуры.
Общеидеологическим и общепедагогическим принципам соответствуют три группы закономерностей: внешние закономерности обусловленности, внутренние атрибутивные закономерности и внутренние закономерности эффективности.
Закономерности принципа оптимального сочетания энтропии и негэнтропии:
1) внешние закономерности обусловленности - энтропийное равновесие, которое проявляется в том, что для каждого человека степень его свободы и внешней организованность при осуществлении культурно-досуговой деятельности будет разная.
2) внутренние атрибутивные закономерности проявляются в том, что прогрессивное развитие обусловливает увеличение негэнтропии, что способствует сокращению энтропии. Неопределенность системы уменьшает введение негэнтропийных процессов. Развитие останавливается, когда система допускает слишком много энтропии.
3) внутренние закономерности эффективности связаны с тем, что культурнодосуговая деятельность является сдерживающим фактором проявления энтропии в
98 Управление в современных системах №3(7) 2015
ISSN 2311-1313
развитии человека. .большее постижение культуры предполагает больше правил поведения в обществе, что является определенным сдерживающим фактором в проявлениях деструктивных аспектов поведения.
Принцип развития субъектности обусловливает три закономерности:
1) Внутренние закономерности эффективности проявляются в том, что внутренние ресурсы требуют постоянного обновления и развития. Внутренние ресурсы представляют собой запас автономии (субъектности). Все живое постоянно изменяется, кроме того, изменяется окружение человека, поэтому, если человек не развивается, то он деградирует.
2) Внешние закономерности обусловленности демонстрируют то, что источники саморазвития находятся во внешней среде (социуме, окружающем мире). Данная закономерность связана с отношением человека к окружающему миру: враждебное, агрессивное отношение - истощает внутренние ресурсы, забирая энергию и силы, и наоборот, позитивное отношение к окружающему миру придает внутренним ресурсам силу и энергию.
3) Внутренние атрибутивные закономерности показывают, что внутренние и внешние ресурсы развития взаимообусловлены: утрата внешних ведет к утрате внутренних, а обогащение внешних ресурсов ведет к постепенному усилению внутренних.
Принцип эффективности деятельности позволяет зафиксировать следующие закономерности:
1) Внутренние атрибутивные закономерности, т.е. отношение преподавателей к саморазвитию в культурно-досуговой деятельности детерминировано социальными ожиданиями. В таком случае, можно утверждать, что социальные ожидания являются фактором успешного саморазвития в культурно-досуговой деятельности преподавателей вуза.
2) Внутренние закономерности эффективности демонстрируют, что эффективность личностного и социального саморазвития преподавателей прямопропорционально количеству освоенных и выполняемых видов культурно-досуговой деятельности. Кроме того, согласно теории деятельности, человек развивается только в деятельности, следовательно, чем больше видов культурно-досуговой деятельности выполняет человек, тем эффективнее его личностное и социальное развитие.
3) Внешние закономерности обусловленности отражают преобладание коллективных активных форм в культурно-досуговой деятельности, которые предопределяет успешность развития личностных качеств преподавателей. Иными словами, если творческая деятельность преподавателей осуществляется в коллективе, во взаимодействии, в общении, то происходит ресоциализация личности в данном коллективе, что и предполагает развитие личностных качеств.
Принцип фасилитации определяет следующие закономерности:
1) Внешние закономерности обусловленности раскрываются через продуктивность фаситалиционного консультирования, зависящего от взаимной активности партнеров общения12. Ученые определяют фасилитационное консультирование
Управление в современных системах №3(7) 2015
ISSN 2311-1313 99
как субъект-субъектное взаимодействие, обеспечивающее совместный личностный рост, как консультанта, так и консультируемого.
2) Внутренние атрибутивные закономерности представлены системой исходных представлений (информационный ресурс) о возможностях саморазвития в культурнодосуговой деятельности, которая может трансформироваться у преподавателей вуза с помощью внешнего влияния. Наша позиция заключается в том, что такое влияние должно осуществляться в мягких формах, таких как: личный пример, приглашение к участию, обращение за помощью в организации чего-либо.
3) Внутренние закономерности эффективности отражены через групповое выполнение культурно-досуговой деятельности, что повышает эффективность её когнитивных, социализирующих, гедонистических и коммуникативных функций. Данная закономерность представлена такими эффектами как: социальной фасилитации (актвизация культурно-досуговую деятельность); групповой идентичности (принадлежность к определенной группе); синергии (совместная деятельность и групповая эффективность); подражания (механизм групповой интеграции).
Принцип мотивационной обусловленности позволил выделить следующие закономерности:
1) Внутренние закономерности эффективности предполагают усиление внешних стимулов привлечения к культурно-досуговой деятельности, что не всегда увеличивает силу мотивов преподавателей. Данная закономерность установлена эмпирическим путем.
2) Внешние закономерности обусловленности направлены на стимулирование появления положительных эмоций, которое усиливает внутренние мотивы выполнения деятельности преподавателями. Позитивные эмоции у человека вызывают различные меры поощрения: похвала, публичное признание заслуг, одобрение и т.п., при этом недопустимы методы наказания преподавателей.
3) Внутренние атрибутивные закономерности отражают отношение к культурнодосуговой деятельности как средству саморазвития, которое зависит от мировоззрения и жизненной философии преподавателей. При таком подходе активизация культурнодосуговой деятельности преподавателей вуза должно быть тесно взаимосвязано с мировоззрением преподавателей.
Принцип культуротворчества реализуется через следующие закономерности:
1) Внешние закономерности обусловленности реализуются в культуротворческой среде вуза, которая задает вектор саморазвития преподавателей. Обобщая идеи ученых, мы рассматриваем культуротворческую среду как среду предопределяющую развитие и саморазвитие преподавателей.
2) Внутренние закономерности эффективности отражают полисистемность культурно-досуговой деятельности и обусловливают возможность моделирования индивидуальных траекторий саморазвития преподавателей. Во взаимодействии может выстраиваться индивидуальная траектория саморазвития преподавателей с учетом интересов всех сторон взаимодействия.
100 Управление в современных системах №3(7) 2015
ISSN 2311-1313
3) Внутренние атрибутивные закономерности показывают, что культурно-досуговая деятельность обеспечивает восстановление и пополнение личностных ресурсов преподавателей. К личностным ресурсам относятся физические, духовные, интеллектуальные и социальные ресурсы преподавателей. Все перечисленные ресурсы могут пополняться в процессе культурно-досуговой деятельности.
Таким образом, нами представлена система принципов и закономерностей саморазвития преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности.
В заключении отметить, что методологические подходы и, соответствующие им принципы и закономерности направлены на исследование всех структурных элементов саморазвития преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности: мотивация,
ценностные ориентации, рефлексия, способности к саморазвитию, знание себя, технологий и методов саморазвития, волевые качества личности.
Примечания 1 11
1 Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. М.: Академия. 2008. 127 с.; Подповетная Ю.В. Концепция развития научно-методической культуры преподавателя вуза: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. Челябинск. 2012. 400 с.
2 Ариарский М.А. Культура досуга как предмет педагогики и прикладной культурологии // Педагогические и
рекреационные технологии в современной индустрии досуга. Киев. 2004. URL:
http://tourlib.net/statti_tourism/ariarskrj.htm (дата обращения: 10.10.2015).
3 Данилюк А.Я. Принцип культурогенеза в образовании // Педагогика. 2008. № 10. С. 7-10.
4 Изард К.Э. Психология эмоций (The Psychology of Emotions). СПб.: Питер. 2009. 464 с.
5 Философская Энциклопедия в 5-ти т. М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф.В. Константинова. 19601970.
6 Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия. 1999. 478 с.
7 Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер. 2003. 512 с.
8 Там же.
9 Ариарский М.А. Культура досуга как предмет педагогики и прикладной культурологии // Педагогические и
рекреационные технологии в современной индустрии досуга. Киев. 2004. URL:
http://tourlib.net/statti_tourism/ariarskij.htm (дата обращения: 10.10.2015).
10 Творчество Жизни. Могилев: УПКП «МОУТ». 2010. 159 с.
11 Рубинштейн М.М. Проблема учителя. Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2004. 324 с.
12 Зеер Э.Ф. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста. Екатеринбург. 1999. 130 с.
PRINCIPLES OF SELF-DEVELOPMENT UNIVERSITY LECTURER THE CULTURAL
AND LEISURE ACTIVITIES
T.A. Vekovtseva, South Ural State University
Abstract
The article presents the principles of self-development of high school teachers in the cultural and leisure activities. The principles are defined on the basis of appropriate methodological approaches. The system consists of three subsystems principles: obscheideologicheskie, obshchepedagogichesky and specific. The designed system is designed to provide theoretical and methodological basis for the implementation of the process of self-development and to identify trends and theoretical relationship of the concept of self-development of high school teachers in the cultural and leisure activities with the actual practice of higher education.
Key words: self-development, cultural and leisure activities, methodological bases, principles, laws, high school teacher.