Научная статья на тему 'СИСТЕМА ПРИЕМОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

СИСТЕМА ПРИЕМОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционные технологии / обучение / юридические специальности / современное образование / глобализация / distance technologies / training / legal specialties / modern education / globalization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.А. Усманова

В данной статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетенции студентов в процессе дистанционного изучения иностранных языков. Актуальной проблемой профессионального образования является система приемов дистанционной подготовки студентов юридических специальностей к использованию иностранного языка в профессиональной деятельности. В этой связи целью настоящего исследования становится рассмотрение имеющихся в настоящее время методов дистанционного обучения будущих юристов иноязычной письменной речи. Для достижения цели, обозначенной выше, следует решить ряд задач, ключевыми из которых являются следующие: выявление положительных и отрицательных сторон дистанционного обучения иноязычной письменной речи, анализ навыков студентов, необходимых им для эффективного усвоения процесса обучения иноязычной письменной речи, определение этапов обучения, на которых введение дистанционных технологий изучения иностранного языка будет максимально подходящим и результативным. Кроме вышеперечисленных, в статье были решены и другие задачи. В работе выделяются и описываются характерные особенности дистанционного обучения, обосновывается необходимость его внедрения в образовательный процесс. Была исследована роль дистанционного обучения в процессе обучения иностранному языку. Представленный материал позволяет сделать вывод, что использование удаленного обучения формирует у студентов-юристов навыки самостоятельной эффективной работы и автономии. Кроме этого, по результатам анализа стало очевидно, что данная проблема является малоизученной и требует дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF METHODS OF DISTANCE TEACHING OF WRITTEN SPEECH IN A FOREIGN LANGUAGE AS A MEANS OF DEVELOPING PROFESSIONAL COMMUNICATIVE CULTURE OF STUDENTS OF LEGAL SPECIALTIES

The article deals with a problem of formation of students’ communicative competence in the process of distance learning of foreign languages. An urgent problem of vocational education is the system of remote training methods for students of legal specialties to use a foreign language in their professional activities. In this regard, the purpose of this study is to consider currently available methods of distance teaching of future lawyers in foreign language writing. To achieve the goal outlined above, it is necessary to solve a number of tasks, the key ones of which are: identifying positive and negative aspects of distance learning of foreign language writing, analyzing skills of students necessary for them to effectively master the process of learning foreign language writing, determining stages of learning at which the introduction of distance learning technologies of a foreign language will be as appropriate and effective as possible. In addition, other tasks are solved in the article. The article highlights the characteristic features of distance learning and the need for its implementation in the educational process. The role of distance learning in the process of teaching a foreign language is investigated. The presented material allows to conclude that the use of distance teaching forms skills of effective independent work and autonomy for law students.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ПРИЕМОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

6. GOST R 7.05-2008 Bibliograficheskaya ssylka. Obschie trebovaniya i pravila sostavleniya: nacional'nyj standart Rossijskoj Federacii: utverzhden prikazom Federal'nogo agentstva po tehnicheskomu regulirovaniyu i metrologii ot 28 aprelya 2008 g. N 95-st: data vvedeniya 2009-01-01. Moskva: Standartinform, 2008. Available at: https://docs.cntd. ru/document/1200063713

7. Metodicheskie i inye dokumenty: Tekuschj, promezhutochnyj kontrol' i itogovaya attestaciya: Polozhenie o vypusknoj kvalifikacionnoj rabote ot 30.08.2018 № 01-05-07. GAGU, 2018. Available at: http://www.gasu.ru/sveden/infmat/

8. GOST R 7.0.100-2018. Bibliograficheskaya zapis'. Bibliograficheskoe opisanie: obschie trebovaniya i pravila sostavleniya: nacional'nyj standart Rossijskoj Federacii: utverzhden prikazom № 1050-st Federal'nogo agentstva po tehnicheskomu regulirovaniyu i metrologii (Rosstandartom) ot 03 dekabrya 2018 goda: data vvedeniya 2019-07-01. Moskva: Standartinform, 2018. Available at: https://allgosts.ru/01/140/gost_r_7.0.100-2018

Статья поступила в редакцию 08.10.21

УДК 372.881.1

Usmanova T.A., teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: turgunai1@mail.ru

THE SYSTEM OF METHODS OF DISTANCE TEACHING OF WRITTEN SPEECH IN A FOREIGN LANGUAGE AS A MEANS OF DEVELOPING PROFESSIONAL COMMUNICATIVE CULTURE OF STUDENTS OF LEGAL SPECIALTIES. The article deals with a problem of formation of students' communicative competence in the process of distance learning of foreign languages. An urgent problem of vocational education is the system of remote training methods for students of legal specialties to use a foreign language in their professional activities. In this regard, the purpose of this study is to consider currently available methods of distance teaching of future lawyers in foreign language writing. To achieve the goal outlined above, it is necessary to solve a number of tasks, the key ones of which are: identifying positive and negative aspects of distance learning of foreign language writing, analyzing skills of students necessary for them to effectively master the process of learning foreign language writing, determining stages of learning at which the introduction of distance learning technologies of a foreign language will be as appropriate and effective as possible. In addition, other tasks are solved in the article. The article highlights the characteristic features of distance learning and the need for its implementation in the educational process. The role of distance learning in the process of teaching a foreign language is investigated. The presented material allows to conclude that the use of distance teaching forms skills of effective independent work and autonomy for law students.

Key words: distance technologies, training, legal specialties, modern education, globalization.

Т.А. Усманова, преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ,

г. Москва, E-mail: turgunai1@mail.ru

СИСТЕМА ПРИЕМОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В данной статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетенции студентов в процессе дистанционного изучения иностранных языков. Актуальной проблемой профессионального образования является система приемов дистанционной подготовки студентов юридических специальностей к использованию иностранного языка в профессиональной деятельности. В этой связи целью настоящего исследования становится рассмотрение имеющихся в настоящее время методов дистанционного обучения будущих юристов иноязычной письменной речи. Для достижения цели, обозначенной выше, следует решить ряд задач, ключевыми из которых являются следующие: выявление положительных и отрицательных сторон дистанционного обучения иноязычной письменной речи, анализ навыков студентов, необходимых им для эффективного усвоения процесса обучения иноязычной письменной речи, определение этапов обучения, на которых введение дистанционных технологий изучения иностранного языка будет максимально подходящим и результативным. Кроме вышеперечисленных, в статье были решены и другие задачи. В работе выделяются и описываются характерные особенности дистанционного обучения, обосновывается необходимость его внедрения в образовательный процесс. Была исследована роль дистанционного обучения в процессе обучения иностранному языку. Представленный материал позволяет сделать вывод, что использование удаленного обучения формирует у студентов-юристов навыки самостоятельной эффективной работы и автономии. Кроме этого, по результатам анализа стало очевидно, что данная проблема является малоизученной и требует дальнейших исследований.

Ключевые слова: дистанционные технологии, обучение, юридические специальности, современное образование, глобализация.

Сегодня профессиональная деятельность современного специалиста немыслима вне обучения общению. В настоящее время большое количество специалистов могут получить возможность взаимодействия и сотрудничества с иными странами. Последнее выражается в участии в профессиональных группах, стажировке в образовательных учреждениях Европы и Америки, а также обучающих мастер-классах. Описанные выше обстоятельства связаны с процессом глобализации. В контексте новых требований к качеству образования, расширения международных связей во всех социальных и экономических сферах, а также необходимости повышения мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава чрезвычайно важной стала задача подготовки студентов по иностранным языкам.

Глобализация и миграция рабочей силы сделали ее еще более важной для решения текущих повседневных проблем, большинство из которых возникает из-за неадекватных коммуникационных стратегий, имеющих решающее значение для развития межкультурного диалога.

Актуальной проблемой современного профессионального образования выступает процесс подготовки будущих специалистов к активному применению иностранного языка в профессиональной и коммуникативной сферах. Современные требования к владению иностранным языком в вузе включают наличие иноязычной коммуникативной компетенции будущих специалистов. У студентов должно быть желание постоянно получать знания, умение осваивать смежные специальности, а также приобретать новые профессиональные знания на протяжении всей жизни. Иностранный язык играет в этом большую роль. В связи с этим в современных условиях основной задачей студентов юридических образовательных учреждений является активное использование дистанционных методов изучения иноязычной письменной речи.

В этой связи целью настоящего исследования является анализ и рассмотрение современных приемов дистанционного обучения иноязычной письменной речи студентов юридических образовательных учреждений. Для достижения обозначенной цели предлагается решить ряд следующих обязательных задач:

1. Рассмотреть условия освоения иностранной письменной речи студентами-юристами.

2. Проанализировать положительные характеристики дистанционного обучения письменной иноязычной речи.

3. Определить задачи, которые находят свое решение в процессе применения дистанционных технологий.

4. Перечислить и проанализировать современные приемы дистанционного обучения иноязычной письменной речи.

5. Рассмотреть навыки, которыми должен обладать студент юридического учебного заведения для изучения иностранного языка дистанционно.

6. Выявить, на каком этапе обучения следует применять дистанционные технологии.

Научная новизна настоящего исследования заключается в рассмотрении актуального на сегодняшний день состояния применения дистанционных технологий для обучения иноязычной письменной речи. Кроме этого, новизна и значимость работы заключаются в предложении по результатам рассмотрения обозначенной темы решения имеющихся проблем.

Теоретическая значимость настоящей работы состоит в выводах, которые были сделаны в результате анализа приемов дистанционного обучения студентов юридических специальностей иноязычной письменной речи.

Осуществляя анализ отечественных стандартов в области образования, можно заключить, что одной из основных целей современного юридического

образования является получение высокого уровня профессионализма, который заключается, в том числе, и в знании иностранного языка. Описанная выше подготовка должна стать помощником в овладении иноязычной компетенцией в любом виде речевой деятельности человека. В настоящем исследовании особый интерес представляет письмо.

Неотъемлемым условием освоения иностранного языка студентами является обеспечение необходимых объемов аудиторной и внеаудиторной работы [1]. Зачастую, имея насыщенную образовательную программу, на изучение иностранных языков выделяется немного аудиторных часов. Последний факт компенсируется самостоятельной работой студентов-юристов.

Исходя из вышеобозначенного, следует, что достигнуть высокого уровня владения иностранным языком студенту в силу ограниченности аудиторных часов поможет качественная самостоятельная работа.

В связи с этим возникает, с одной стороны, необходимость исследования методологических основ самостоятельного освоения иностранной письменной речи. С другой стороны, стремительно растущий процесс глобализации и развитие новых технологий повлияли на изменение процесса обучения. На данном этапе существуют новые уникальные возможности для использования внеаудиторного времени с целью наиболее эффективного освоения иностранного языка. В результате процессов, описанных ранее, распространенным методом изучения письменной иностранной речи стали дистанционные технологии.

В научных кругах не утихают споры о применении современных технологий в процессе обучения студентов. Некоторые отмечают положительные стороны удаленного обучения иностранной письменной речи:

1) личностный и ориентированный подход к процессу обучения;

2) автономность студента;

3) дифференциация и обучение в сотрудничестве [2].

Большим преимуществом обладает подход, основанный на личности студента юридической специальности. Рассматриваемый метод позволяет ориентировать и направлять учебный процесс в зависимости от личностных характеристик конкретного студента. В основе обозначенного подхода лежит дифференциация учебного процесса, заключающаяся в обеспечении студента различными учебными материалами и пособиями.

Наряду с признаками дистанционного обучения, перечисленными выше, следует отметить, что его использование направлено на автономию будущего юриста, а также на его ответственность и инициативу.

В процессе дистанционного изучения иностранной письменной речи следует выделить несколько задач, которые решаются в процессе обучения:

1) совершенствование умений письма;

2) формирование мотивационной деятельности;

3) развитие навыков письма;

4) формирование желания использования иностранного языка в повседневной жизни.

Помимо эффективности и удобства использования дистанционных технологий существуют некоторые проблемы в их применении. Представляется необходимым рассмотреть некоторые из них.

Одним из отрицательных признаков дистанционных технологий выступает отбор подходящей для целей образования информации. Для осуществления выбора обучающего материала необходимо опираться на следующие критерии: сложность, источник информации; актуальность, объективность.

Отметим, что следует рассмотреть не только сами приемы дистанционного обучения иноязычной письменной речи, но и потенциал тех инструментов, которые будут применяться. С этой целью представляется необходимым рассмотреть эффективность нового поколения Веб 2.0.

Стоит осуществить анализ следующих нижеперечисленных приемов удаленного обучения:

1) сервисы для общения: например, социальные сети, в которых осуществляется обмен информацией;

2) сервисы для совместной работы: например, работа в текстовом редакторе, в котором происходит деятельность над проектом;

3) сервисы генерации: например, виртуальный мир, в котором создается новая информация и передается другим субъектам;

4) документирующие сервисы: осуществление демонстрации результатов своей работы, например, блог;

5) интерактивные сервисы: осуществление обмена имеющимися материалами или ресурсами, например, виртуальное сообщество.

Отметим, что роль письменной речи в профессиональной сфере общения заметно увеличилась. Данное обстоятельство подтверждается стремительно растущим процессом глобализации и использованием новейших технологий, которые полностью изменили взаимодействие между различными субъектами. Осуществляя сравнительный анализ, отметим, что текст обладает такими параметрами, как развернутость, насыщенность и осмысленность, в отличие от устной речи.

Для настоящего исследования важно заметить, что одним из преимущественных инструментов в работе юриста выступает письменная речь. Последнее обстоятельство связано с особенностью рассматриваемой профессиональной деятельности: необходимо регулярно закреплять правовые отношения, возникающие между сторонами [3].

В этой связи в рабочей программе учебных дисциплин по иностранному языку фиксируются основные умения, которыми должны овладеть студенты. В сфере иноязычного письма студент должен иметь следующие навыки:

1) создавать тексты различного характера в рамках заданной темы;

2) фиксировать основную мысль устного рассказа в рамках заданной

темы;

3) записывать достаточно объемные тексты, имеющие отношение к профессиональной деятельности;

4) уметь синтезировать и обобщать информацию, которая была получена с помощью различных источников;

5) исследовать сложные, с точки зрения профессиональной деятельности, темы и выделять наиболее существенную информацию.

Для достижения высокой эффективности развития письменных навыков у студентов необходимо полагаться не только на умения, описанные выше. Необходимо учитывать ряд следующих особенностей:

1) первая особенность заключена в работе над языковыми навыками, представляющими собой знание приемов лексики и грамматики;

2) вторая особенность состоит в работе над речью.

Кроме уже упомянутых особенностей следует обратить особое внимание на информационные умения деятельности в юридической сфере. Обозначенные навыки синтезируют применение устной и письменной речи и выражаются в следующих основных действиях: использование словаря, ориентация в тексте (например, выделение логических частей или ключевых моментов), применение формул речи, текстовых образцов, использование соответствующей терминологии.

В сфере преподавания иностранного языка в юридическом учебном заведении существует несколько исследований, которые посвящены дистанционным приемам обучения [4]. К настоящему времени накоплен материал, касающийся проблем, имеющихся в применении рассматриваемой формы обучения.

Однако анализ научных исследований, речь о которых шла выше, свидетельствует о том, что вопросы применения дистанционных технологий рассмотрены только относительно высшего учебного заведения, имеющего лингвистическую направленность.

Несмотря на вышеобозначенные обстоятельства, практической деятельностью было подтверждено, что обучение иностранному языку на профессиональном уровне, берущее свое начало на первом курсе образовательного учреждения, обладает высокой степенью эффективности не только в течение обучения в высшем учебном заведении, но и после его окончания [5].

Делая промежуточный вывод, отметим, что технологии удаленного обучения следует внедрять на первоначальных этапах образования студентов юридической направленности, так как они способствуют формированию необходимых навыков, которые нужны для самостоятельного освоения учебного материала. Например, студенты юридических факультетов должны находить шаблоны правовых документов в сети Интернет. Данный факт направлен на дистанционное освоение письменной речи студентом.

Обучить студента изучать иностранный язык дистанционно следует на первых курсах. Именно таким образом становится возможным получить умение и навыки, которые необходимы будущему специалисту для освоения иностранной письменной речи.

При детальном исследовании вопросов обучения студентов-юристов иностранной письменной речи выяснилось, что самым эффективным способом организации образовательного процесса является комплексный подход: совмещение дистанционной и традиционной форм обучения.

Анализ научной литературы, касающейся изучаемого вопроса, позволяет сделать вывод, что большим спросом пользуется деятельность веб-блогов [6]. Под последним следует понимать один из способов коммуникации в социальных сетях, который является предпосылкой для возникновения автономности студента. Веб-блог выражается в виде личной страницы, в которой студент выступает ее автором, создает собственный контент, делится им с другими пользователями и общается с ними.

Веб-блоги обладают большими возможностями, которые способствуют освоению иноязычной письменной речи. Кратко перечислим основные из них:

1) осуществление познавательной деятельности;

2) развитие умения письменно излагать свои мысли на иностранном языке;

3) возможность попробовать себя в качестве автора;

4) развитие автономии в учебном процессе;

5) формирование умения аргументировать свои мысли;

6) оттачивание навыков формального стиля речи;

7) осуществление возможности быстрого поиска информации благодаря тегам;

8) развитие у студента творческого подхода.

Из вышеобозначенного следует, что современные возможности сети Интернет позволяют спланировать и организовать учебный процесс, используя различные формы общения: групповое, индивидуальное. Веб-сервисы удобны в использовании: они являются не только хранилищем информации, но и платформой для объединения в группы и создания масштабных проектов.

Осуществляя подведение итогов настоящего исследования, стоит отметить, что рассматриваемый вопрос дистанционного обучения иноязычной пись-

менной речи по-прежнему остается открытым для дальнейших исследований. Однако следует указать и положительную тенденцию: довольно широкий спектр вопросов уже решен и детально изучен. Важно уделить внимание не только теоретической, но и практической составляющей исследуемой проблемы. Подчеркнем, что приемы удаленного обучения иностранному языку нуждаются в дальнейшей разработке и анализе.

Для осуществления будущих исследований одной из мотивационных целей будет являться разработка образовательной программы для студентов на дистанционном уровне на основе уже имеющихся дисциплин по иностранному языку для студентов-юристов.

Для того чтобы указанная цель была достигнута, следует решить ряд задач. К последним стоит отнести следующие:

1) уточнить содержание профессионального обучения иностранной письменной речи для студентов юридических специальностей;

2) выявить все возможности дистанционных технологий, применяемых для обучения иноязычной письменной речи;

3) обозначить и исследовать самостоятельные навыки обучения студентов, которые необходимы им для освоения иноязычной письменной речи дистанционным способом.

Итогом решения обозначенных выше задач должна стать разработка методики профессионального обучения студентов-юристов иноязычной письменной речи посредством использования дистанционных технологий. В процессе осуществления указанной разработки следует обратить особое внимание на прикладную составляющую исследуемого вопроса. Под последним имеется в виду работа над содержанием дистанционного курса

Библиографический список

обучения, а также внедрение новых образовательных методов, которые в дальнейшем создадут соответствующую разновидность удаленного образования.

Таким образом, применение дистанционного обучения должно содержать ряд необходимых элементов, наличие которых обусловлено специфической направленностью осуществляемой деятельности. Перечислим упомянутые структурные элементы:

1) систематическое общение преподавателя со студентами;

2) общение студентов друг с другом посредством применения различных дистанционных технологий;

3) эффективная самостоятельная работа будущих специалистов;

4) групповая работа студентов-юристов;

5) регулярное проведение тестовых работ.

Следует обратить особое внимание на ресурсную составляющую удаленного образовательного процесса. К данному элементу относятся справочная информация, различные гиперссылки, а также инструкция с описанием применяемых дистанционных приемов.

Таким образом, текущее состояние информационной образовательной среды открывает большие возможности для создания эффективной учебной деятельности студентов юридических факультетов дистанционным способом. В настоящее время в обществе наличествует большой спрос на высококвалифицированных молодых специалистов. В этой связи обучение иностранным языкам повысит квалификацию будущих профессионалов. В условиях стремительной глобализации общества будущим юристам особенно важно изучить иноязычную письменную речь.

1. Герасименко Т.Л., Ермолаева М.Е. Социально-эмоциональные аспекты регуляции эффективности обучения профессионально-ориентированному иностранному языку студентов неязыковых специальностей. Проблемы современного педагогического образования. 2021; № 71-3.

2. Шепелева Л.А., Марюхина В.В. Дистанционные образовательные технологии в высшем образовании. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 4 (89).

3. Думина Е.В. Интернет-дискурс как средство формирования умений иноязычной письменной речи у студентов нелингвистических специальностей (на примере деловой e-mail переписки юристов). Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2019; № 4 (833).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Елькина И.Ю. К вопросу о повышении учебной мотивации студентов дистанционного обучения. Образовательные ресурсы и технологии. 2020; № 1 (30).

5. Антонова Н.А., Хайруллина М.З. Специфика преподавания английского языка студентам юридического факультета как способа их профессиональной подготовки. E-scio. 2021; № 2 (53).

6. Итинсон К.С. Web 1.0, web 2.0, web 3.0: этапы развития веб-технологий и их влияние на образование. Карельский научный журнал. 2020; № 1 (30).

References

1. Gerasimenko T.L., Ermolaeva M.E. Social'no-'emocional'nye aspekty regulyacii 'effektivnosti obucheniya professional'no-orientirovannomu inostrannomu yazyku studentov neyazykovyh special'nostej. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021; № 71-3.

2. Shepeleva L.A., Maryuhina V.V. Distancionnye obrazovatel'nye tehnologii v vysshem obrazovanii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 4 (89).

3. Dumina E.V. Internet-diskurs kak sredstvo formirovaniya umenij inoyazychnoj pis'mennoj rechi u studentov nelingvisticheskih special'nostej (na primere delovoj e-mail perepiski yuristov). Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. 2019; № 4 (833).

4. El'kina I.Yu. K voprosu o povyshenii uchebnoj motivacii studentov distancionnogo obucheniya. Obrazovatel'nyeresursy itehnologii. 2020; № 1 (30).

5. Antonova N.A., Hajrullina M.Z. Specifika prepodavaniya anglijskogo yazyka studentam yuridicheskogo fakul'teta kak sposoba ih professional'noj podgotovki. E-scio. 2021; № 2 (53).

6. Itinson K.S. Web 1.0, web 2.0, web 3.0: 'etapy razvitiya veb-tehnologij i ih vliyanie na obrazovanie. Karel'skij nauchnyj zhurnal. 2020; № 1 (30).

Статья поступила в редакцию 19.10.21

УДК 37.013

Chekaleva E.A., teacher (Mathematics and Computer Science), Municipal budgetary educational institution "Khotkovo Secondary School No. 5"

(Khotkovo, Russia), E-mail: fenja.87@mail.ru

SELF-ORGANIZATION OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF A SYNERGETIC APPROACH. The study of personal self-organization has long gone beyond the limits of pedagogy and psychology. A detailed consideration of this process requires the interaction of a large number of sciences: biology, medicine, pedagogy, psychology, physics, mathematics, sociology, etc., which directly indicates the need to study the self-organization of the individual using synergetics. The article reveals a problem of studying the process of self-organization of the individual on the basis of a synergetic approach. To solve this problem, the author studied and summarized materials in this direction from the point of view of a systematic approach using methods of analysis and synthesis, induction and deduction, etc. As a result, the definition of self-organization of the individual is highlighted, and the stages of the self-organization process are formulated. Their presentation and generalization are a scientific novelty and will be useful in the activities of educators, teachers, undergraduates and postgraduates of pedagogical areas of study.

Key words: synergetics, synergetic approach, personality, self-organization.

Е.А. Чекалееа, учитель математики и информатики, МБОУ «Хотьковская средняя общеобразовательная школа № 5», г. Хотьково,

E-mail: fenja.87@mail.ru

САМООРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Изучение вопроса самоорганизации личности давно вышло за пределы педагогики и психологии. Для детального рассмотрения данного процесса требуется взаимодействие большого количества наук: биологии, медицины, педагогики, психологии, физики, математики, философии, социологии и т.д., что непосредственно указывает на необходимость изучения самоорганизации личности в контексте синергетического подхода. В статье рассмотрены сущность понятия «синергетика», основные характеристики сложных систем, выявлены особенности процесса самоорганизации с точки зрения синергетики. С синергетической точки зрения человек определяется как постоянно развивающаяся открытая система. Процесс самоорганизации личности обучающихся направлен на то, чтобы индивид развивал в себе именно те внутренние качества, которые позволят ему максимально эффективно входить в систему социальных взаимоотношений и выстраивать гармоничные связи не только с окружающей средой, но и с самим собой.

Ключевые слова: синергетика, сложная система, структура, личность, самоорганизация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.