Научная статья на тему 'СИСТЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СИСТЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
733
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / КАДРЫ / КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ / СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Николаева Мария Ивановна

Государственная гражданская служба требует постоянного повышения эффективности и качества государственного управления, так как должна обеспечивать высокий уровень государственного управления в стране. Для полного достижения данной задачи необходимо постоянно повышать качество управления государственными гражданскими служащими, применяя новейшие и актуальные технологии в кадровой работе. В Российской Федерации существует ряд нормативных актов и усовершенствованных методов работы со служащими. Данная научная статья посвящена изучению системы государственной службы и работы с кадровыми ресурсами в Российской Федерации особенно важно с учетом современных требований к повышению эффективности и качества государственного управления.The public civil service requires constant improvement in the efficiency and quality of public administration, as it must ensure a high level of public administration in the country. To fully achieve this task, it is necessary to constantly improve the quality of management of civil servants, using the latest and most relevant technologies in personnel work. In the Russian Federation, there are a number of regulations and improved methods of working with employees. This scientific article is devoted to the study of the public service system and work with human resources in the Russian Federation, it is especially important, taking into account modern requirements for improving the efficiency and quality of public administration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 34

Юридические науки

Николаева Мария Ивановна, студент, РАНХиГС, ИГСУ, факультет ГМУ, программа «Система государственного и

муниципального управления»

СИСТЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ службы в российской федерации

Аннотация: Государственная гражданская служба требует постоянного повышения эффективности и качества государственного управления, так как должна обеспечивать высокий уровень государственного управления в стране. Для полного достижения данной задачи необходимо постоянно повышать качество управления государственными гражданскими служащими, применяя новейшие и актуальные технологии в кадровой работе. В Российской Федерации существует ряд нормативных актов и усовершенствованных методов работы со служащими. Данная научная статья посвящена изучению системы государственной службы и работы с кадровыми ресурсами в Российской Федерации особенно важно с учетом современных требований к повышению эффективности и качества государственного управления.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, кадры, кадровые ресурсы, система государственной службы, государственное управление, государственный служащий.

Annotation: The public civil service requires constant improvement in the efficiency and quality of public administration, as it must ensure a high level of public administration in the country. To fully achieve this task, it is necessary to constantly improve the quality of management of civil servants, using the latest and most relevant technologies in personnel work. In the Russian Federation, there are a number of regulations and improved methods of working with employees. This

scientific article is devoted to the study of the public service system and work with human resources in the Russian Federation, it is especially important, taking into account modern requirements for improving the efficiency and quality of public administration.

Keywords: public civil service, personnel, human resources, public service system, public administration, civil servant.

Создание и функционирование госслужбы происходит от сути деятельности государства и зависит от его параметров и особенностей, содержащихся в Конституции Российской Федерации. Российское государство-это единое целое, несущее единство и целостность государственной службы для обеспечения полного выполнения своих функций [14].

Государство делает это с помощью работы госслужащих. Работа правительства очень важна для государства и всего общества.

Перед служащими стоят цели, исходящие из принципов и стремлений государственной службы [14]:

- Введение новшеств в сфере экономического, социального и политического формирования государства;

- Выбор сотрудников для руководства реализацией стратегических направлений развития государства;

- Создание существующего аппарата государственного управления;

- Обеспечить порядок работы на основе конституционных прав;

- Решение проблем, связанных с наиболее важными проблемами страны;

- Реализация защиты прав человека, а также интересов и свобод;

- Обеспечение окружающей среды для личного формирования.

В нашем государстве некоторое время работает закон от 27 мая 2003 года №58-ФЗ «О системе государственной службы РФ» [1].

В соответствии с требованиями действующего законодательства был утвержден Федеральный закон №79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе РФ» [2], который описывает должностные обязанности, их

статус, последовательность прохождения службы.

В Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 31.07.2020 «О государственной гражданской службе РФ» в статье 5 говорится, что положения, регулирующие отношения с государственной службой, применяются на местном уровне [2]:

1) Конституции РФ;

2) Федерального закона «О системе государственной службы РФ»;

3) Федерального закона;

4) других федеральных законов, управляющих особенностями прохождения гражданской службы;

5) указов Президента РФ;

6) постановлениях Правительства РФ;

7) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;

8) Конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов регионов РФ;

9) нормативных правовых актаов государственных органов.

2. Если международные договоры Российской Федерации содержат иные положения, содержвщиеся уже в законодательстве этого государства, применяются положения иностранного права.

Законодательный орган счел необходимым реформировать государственный аппарат за счет улучшения государственной службы за счет исключения правоохранительной службы, и появились другие виды государственной службы (ФЗ-58).

Рассматривая подробно нюансы государственной граждансокой службы в соответствии с Федеральным Законом от 27.07.2004 №79 ФЗ [2], выделим основные моменты:

- навыки, которые в себе несут полцчение высшего образования (Согласно статье 4 Федерального закона № 79 госслужащий должен иметь профессиональные навыки и быть компетентным в сфере деятельности). Лицо,

которое занимает должность на госслужбе должно соответствовать профессиональным нармативам, включающие в себя образовательную и квалификационную подготовку, а также стаж работы в дщанной области деятельности;

- государственная гражданская служба ведется на основании замещения определенных должностей в государственных органах власти;

- характер деятельности основывается на количестве обязанностей, которые возлагаются на госслужащего. Если более подробно, то госслужащий должен обеспечивать выполнение компетенций госорганов РФ, органов власти регионов РФ, лиц, которые замещают определенные должности на федеральном и региональном уровне [15].

Если рассуждать о правовм статусе госслужащих, то необходимо более подробно рассмотреть последовательность вступления на государственную службу, отказа, а также прекращения полномочий на государственной службе.

Помимо этого существуют ограничительные меры и запреты на то время, пока госслужащий ведет деятельность на должностях государственной службы. Сюда относится:

- неразглашение данных, которые может получить госслужащий во время несенеия службы;

- запрещено использовать в личных целях государственное имущество, а также материальные и технические средства;

- запрещено покупать ценные бумаги, от которых госслужащий может получать доход.

При напрушении данных мер гослужашему может быть предъявлена дисциплинарная ответственность (выговор, предупреждение, увольнение с должности), а также может быть как уголовная, так и административная, гражданская ответственность.

В целом госслужба имеет установленную нормативную и правовую базу, которая регламентирует последовательность правовых связей деятельности в области государственной службы.

Нормативная и правовая база государственной службы обладает высоким числом нормативных и законодательных актов, которые регулируют правоотношения деятельности в деталях.

Таким образом, государственная гражданская служба и другие виды госслужбы взаимосвязаны между собой, так как обладают высокой функциональностью для государства и социальной сферы.

Основным можно считать Федеральный закон № 79-ФЗ, который регулирует почти весь комплекс задач, связанный с государственной службой.

Многие части Федерального закона № 79-ФЗ находят своё формирование и описывают конкретные в многочисленных указах Президента по вопросам граждаской службы:

- Указ Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» [4];

- Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы» [7];

- Указ Президента РФ от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» [5];

- Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ» [6];

- Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 557 «После утверждения списка государственных обязанностей он будет окончательно доработан, и государственные должностные лица предоставят подробную информацию о своих финансах, активах и обязательствах, а также о финансах, супружеских парах, активах и обязательствах маленьких детей» [8];

- Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ» [3] и т.д.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 15.11.2012 № 26-П указал следующее: «Приняв закон для широкой общественности Российской Федерации и ее дочерних компаний, Национальное Собрание Российской

Федерации учредит правление, которое не находится в руках Российской Федерации. От Российской Федерации по вопросам коммуникационного права, при котором российские власти полностью контролируют государство» [9].

Определенное «пространсво» для регулирования правоотношений в области гражданской службы остается на региональном уровне можно увидеть на примере регионального Закона Новосибирской области от 01.02.2005 № 265-ФЗ «О государственной гражданской службе Новосибирской области» [10]. Здесь закон реламентирует:

- последовательность для присвоения или сохранения классного чина должностного лица госслужбы Новосибирской области;

- нормативные требования, связанные с квалификацией и стажем должностного лица;

- порядок оплаты труда госслужащего и формирования фонда для оплаты труда;

- компетенция органов власти Новосибирской области в сфере госслужбы;

- условия выхода на пенсию за выслугу лет госслужащего Новосибирской области за счет средств регионального бюджета;

- последовательность создания реестра должностных лиц госслужбы Новосибирской области.

Следует также учитывать, что некоторые аспекты государственной службы регулируются трудовым законодательством. Ряд нормативных актов, относящихся к компетенции государственных служащих, относятся к финансовому законодательству: это законодательство, регулирующее должностные оклады, надбавки к окладам, компенсации, налоговые льготы и общее финансирование государственных служащих в целом. Некоторые законодательные акты регулируют пенсионное обеспечение (пенсии государственных служащих), уголовное право (уголовная ответственность государственных служащих в целях привлечения к уголовной ответственности регулируется законами Российской Федерации), Гражданское право

(ответственность государственных служащих в случае причинения вреда по их вине) [12].

Административное право регулирует взаимодействие в целях создания и развития государственной службы. Эти положения предусматривают отношения, которые могут возникнуть при создании и функционировании государственных учреждений в сфере управления. В результате этого может быть получено более детальное понимание стратегии государственной службы как важного института.

Формирование законодательной базы Государственной службы позволило создать новые отрасли деятельности и укрепить законодательство. Здесь можно отметить, что связь между спорными, трудовыми и административными правоотношениями и совокупностью норм в официальных правоотношениях очень важна.

При этом самоцелью не может быть признано только укрепление государственной гражданской службы в стране. Так как именноо организация гослужбы должна способствовать созданию сильного государства, которое будет гарантировать стабильное развитие, сохранение, стабильность и целостность государственной власти в регионах. О если посмотреть с иной стороны можно сделать вывод, что именно стабильное развитие, сохранение, стабильность и целостность государственной власти в регионах способствует единству и общности государственной службы в нашей стране, то есть это две взаимосвязанные сферы, неотделимые дна от другой [14].

Ведь ведущая роль в обеспечении стабильного развития, сохранение, стабильности и целостности государственной власти в регионах именно и принадлежит признанным целям и социальным ценностям, которые определены ее оперативными и структурными принципами. Его цель и назначение состоит в том чтобы мобилизовать, а также организовать и провести контрольные мероприятия за деятельностью государственных гражданских служащих.

Поскольку потенциал государственной службы все еще ограничен по

сравнению с иными органами государственного управления и конкретными функциями, цели, задачи и ценностные ориентиры госслужбы должны становиться национальными стратегиями и вершинами. Базисные функции прямой государственной службы - охрана порядка, Конституции, независимости Российской Федерации, федеративного устройства, прав и свобод граждан страны, практическое применение законов конституционных единиц Российской Федерации [13].

На первый взгляд в Конституции Российской Федерации отстутствуют конкретные положения, которые касаются непосредственно деятельности государственных служащих, но при этом логически имеется несколько основополагающих положений, так в чстности в части 2 статьи 4 Конституции РФ имеется норма о том, что Конституция и федеральные законы Российской Федерации имют верховенство над другими нормативными актами и повсеместно в стране, при этом в части 3 статьи 5 конституции содержится орма, предусматривающая комбинацию системы госвласти, также предполагает распределение навыков и операций между органами внутри Российской Федерации и органами самой Российской Федерации. В конституции имеется статья 18, провозглашающая важность норм и свобод человека и гражданина, при этом на основании статьи 2 Конституции государство обязано уважать права и свободы граждан, а также признавать и защищать их. Если обратиться к тексту статьи 10 Конституции, то видим, что все органы власти делятся на 3 ветви - судебную, законодательную и исполнительную власть. Также в Конституции имеются иные статьи, косвенно регламентирующие функционирование органов государственной власти и деятельности служащих, в частности это положения: пункт 2 статьи 24, пункт 3 статьи 41, пункт 2 статьи 46 и другие статьи [16].

На рисунке 1 представим конституционные основы, которые содержатся в положениях, определяемых федеральными правовыми нормами «О системе государственной службы РФ» и «О государственной гражданской службе РФ».

Конституционные основы построения государств

► прежде всего, демократия, федерализм, суверенитет Российской Федерации, ее целостность и единство, верховенство Конституции Российской Федерации, федерального закона, в той же вертикали и горизонтали власти) последовательно реализуются на практике с целью обеспечения внутренней согласованности и стабильности Государственной службы и правовых и организационных принципов ее функционирования

Конституционная система государственной службы

верховенство Конституции Российской Федерации, федерального закона, единство системы государственной власти, Разделение обязанностей между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, суверенитет Российской Федерации

Принципы системы прав человека на государственной службе

► приоритетность, уважение и защита прав человека,гражданских прав и свобод,равный доступ граждан к государственным услугам и профессиональной подготовке в соответствии с их способностями

Принципы административной системы государственных служащих

► правовые обязанности государственных служащих, решения высших государственных органов в пределах их полномочий;единство основных требований к государственным служащим, профессионализм и компетентность государственных служащих и др.)

Рисунок 1 - Конституционные основы, содержащиеся в положениях, определяемых

федеральными правовыми нормами

Закон Российской Федерации «О государственной гражданской службе РФ» вступил в силу от 27.07.2004, он устанавливает организационные, правовые, а также экономические основы осуществления государственной гражданской службы [2].

В результате постоянной оценки государственной гражданской службы на уровне профсоюзов произошел ряд изменений, следующие ключевые данные:

- все полномочия по размещению конкурса, приеду и увольнению государственных служащих осуществляются работодатеме, который является руководителем органа государственной влати и занимает государственную должность, может быть представителем субъекта Российской Федерации или просто Российской Федерацией;

- Созданы четыре категории должностей государственной службы: руководители, помощники (консультанты), эксперты и вспомогательные эксперты" вместо двух ранее существовавших категорий государственных служащих («В» и «С»);

- Большое внимание уделяется служебным контрактам,которые стали правовой формой договора о поступлении на государственную службу и заменили ранее существовавшие трудовые договоры для государственных служащих;

- В целях повышения ответственности и результативности госслужащих при реализации ими обязанностей существуют официальные положения, направленные на определение квалификационных запросов, а также перечень проблем, по которым служащие не могут принимать независимые решения, а также перечень оказания государственных услуг населению и обществам [14].

- Определено, что служащий долженпроходить обучение и получать аттестат каждые 3 года.

- Назначать курсы на основании результатов квалификационного экзамена, а не достижения квалифицированных результатов в группе государственных служащих.

- Государственные служащие могут заниматься иной отраслью деятельности, кроме коммерческой и корпоративной деятельности, при обстоятельстве извещения работодателя, если это не формирует конфликта интересов.

- Обеспечение законодательных актов по блокированию возможных разногласий между государственными и персональными интересами на госслужбе, в том числе формирование соответствующих комиссий с участием автономных специалистов;

- Ограничения во время перевода и после завершения государственной службы. После сложения полномочий с государственной службы должностному лицу запрещается занимать должность в организации в течение двух лет, если он связан с административными функциями этих организаций на государственной службе [11];

- В целях привлечения квалифицированных кадров на государственную службу введен новый порядок оплаты труда с учетом эффективности работы государственных учреждений и материального и

морального стимулирования за безупречную и эффективную службу.

Следуйте рекомендациям программы предварительной проверки. Внедряйте отечественные и зарубежные программы в современную российскую аудиторию с необходимой программной финансовой и технической поддержкой, государственная служба и ее институциональная реформа создаются поэтапно и тесно связаны с административной, военной и судебной реформой.

Таким образом, законодательство регионов РФ о государственной службе не предусматривает полного регулирования данного института, а лишь затрагивает некоторые (и не основные) вопросы, связанные с организацией госслужбы. Законодательный статус служащих и последовательность осуществления ими своего долга на практике не затрагиваются соответствующим законом. Из этого можно сделать заключение, что государственная гражданская служба РФ обладает многими уникальными характеристиками, смысл которых отражается в цели деятельности в сфере профессиональных услуг. В целях защиты суверенитета государства Вооруженные Силы страны играют жизненно важную роль в обеспечении безопасности Российской Федерации. Государственные услуги одинаково полезны для развития и процветания страны. Другие виды государственных услуг защищают нормы и интересы граждан государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список:

1. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016 N 143-Ф3) // СЗ РФ от 2 июня 2003 г. N 22 ст. 2063.

2. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 08.12.2020 N 395-ФЗ) // СЗ РФ 2 августа 2004 г. N 31 ст. 3215.

3. Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 112 (ред. от 10.09.2017) "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской

службы Российской Федерации" // СЗ РФ, 07.02.2005, N 6, ст. 439.

4. Указ Президента РФ от 25.07.2006 N 763 (ред. от 30.07.2020) "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" // СЗ РФ, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3459.

5. Указ Президента РФ от 01.07.2010 N 821 (ред. от 19.09.2017)"О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" (вместе с "Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов") // СЗ РФ, 05.07.2010, N 27, ст. 3446.

6. Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 110 (ред. от 07.03.2020) "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации" // СЗ РФ от 7 февраля 2005 г. N 6 ст. 437.

7. Указ Президента РФ от 31.12.2005 N 1574 (ред. от 30.07.2020) "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" // СЗ РФ, 02.01.2006, N 1, ст. 118.

8. Указ Президента РФ от 18.05.2009 N 557 (ред. от 31.12.2019) "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" // СЗ РФ, от 25 мая 2009 г. N 21 ст. 2542.

9. Постановление Конституционного Суда РФ от 15.11.2012 N 26-П "По делу о проверке конституционности положения части 2 статьи 10 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с запросом Законодательного Собрания Камчатского края"//Вестник Конституционного Суда Российской Федерации", 2012 г., N 4.

10. Закон Новосибирской области от 01.02.2005 N 265-ОЗ "О государственной гражданской службе Новосибирской области" (принят

Постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 27.01.2005 N 265-ОСД) // Сборник нормативных правовых актов Новосибирского областного Совета депутатов", N 2(19), март, 2005, с. 11.

11. Гусев А.В. Российская государственная гражданская служба: проблемы правового регулирования / А.В. Гусев. - Екатеринбург : УрГЮА., -2019. - 82 с.

12. Иванов В.П. Реформирование государственной гражданской службы: вопросы и перспективы / В.П. Иванов. - М.: Журнал российского права, 2019. - № 5. - с.14-19.

13. Казаченкова О.В. Конфликт интересов на государственной гражданской службе // О.В. Казаченкгова. - М.: Журнал российского права,

2018. - N 3. - с.19-23.

14. Киселев С. Г. Государственная гражданская служба / С.Г. Киселев. - М.: Проспект, 2018. - 305 с.\

15. Старилов Ю. Н. Государственная служба в Российской Федерации: направления реформирования и концепция программы специального учебного курса / Ю.Н. Старилов. - М.: Государство и право, 1995. - № 1. - с. 37-55.

16. Шмалий О.В. Принципы государственной гражданской службы как административно-правового института / О.В. Шмалий. - М.: Бизнес в законе,

2019. - № 4. - с. 80-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.