ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №1 / 2020
УДК35:083
А-С.Р. Ховалыг
студент 2 курса СИУ РАНХиГС г. Новосибирск, РФ E-mail: [email protected] Научный руководитель: А.В. Сигарев канд. юр. наук, зав. кафедрой конституционного и муниципального права СИУ РАНХиГС г. Новосибирск, РФ [email protected]
ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ КАК ЧАСТЬ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ДОЛЖНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
Аннотация
В статье рассматриваются основные этические нормы поведения государственного служащего, которые отражены в Конституции РФ и Федеральном законе №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»
Ключевые слова:
этика, моральные нормы, госслужащий, квалификация, критерии.
Abstract
The article deals with the basic ethical standards of behavior of a civil servant, which are reflected in the Constitution of the Russian Federation and Federal law No. 58-FZ "on the system of public service of the Russian Federation».
Keywords:
ethics, moral norms, civil servant, qualification, criteria.
Государственные служащие в силу своей профессиональной деятельности находятся под пристальным вниманием ученых, общества и простого народа.
Происходящие в стране различные реформы требуют к профессиональным качествам гражданского служащего самые высокие требования. Данное обстоятельство оправдано тем, что от их деятельности и компетентности во многом определяется стратегическое развитие нашего государства. Поэтому совершенствование требований к личности гражданского служащего является одной из задач реформирования государственной службы.
К государственному служащему предъявляется множество разных требований - начиная от этических и заканчивая профессиональными.
Этические критерии и нормы государственного служащего выражаются в единой форме к моральным требованиям и к его нравственной сущности, которые отражаются в его деятельности, характере его взаимоотношений с гражданами.
По нашему мнению, самое важнейшее моральное основание деятельности госслужащего выражается в критерии законности, в понимании им верховенства Конституции РФ и федеральных законов над всеми другими нормативными актами. Соблюдение данного критерия в жизни, руководство им в ежедневной практической работе является определяющим фактором социальной и духовной базы поведения госслужащего. Нормативное закрепление данного критерия находит отражение в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, в котором написано: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».
Закрепление указанного критерия в Федеральном законе «Об основах государственной службы в Российской Федерации» подчеркивает его значимость и приоритетность для служения государству в современной России.
Следующий выявленный нами моральный критерий гуманизма закреплен в статье 5 Федерального закона «Об основах государственной службы в Российской Федерации»: «обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина». Данный критерий требует от чиновника уважения, веры в человека, признания его суверенитета и достоинства личности.
Важную роль в функционировании государственной службы играет моральный критерий, под которым понимается, согласно статье 5 ФЗ «Об основах государственной службы в Российской Федерации»: «приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие». Данный критерий определяет степень и уровень профессиональной подготовленности работников к определенному виду деятельности на государственной службе. Прямая должностная обязанность и требование к личности государственного служащего - «обязанность нести ответственность за добросовестное и профессиональное исполнение возложенных на него обязанностей перед гражданами».
Следующий выявленный нами критерий нашел прямое правовое закрепление в ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в форме норм-запретов и в ст. 11 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»: «быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций».
Критерий беспристрастности и независимости призван обеспечить служение интересам государства и общества при реализации определенной задачи.
Критерий ответственности отражен в главе 2 «Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих» (далее - «Типовой кодекс этики»). Он призван подчеркнуть, что любая административная власть отвечает за негативные последствия своих поступков. Госслужащие должны обладать гражданской совестью, профессиональной честностью, обостренным чувством долга, честью и достоинством, проявляющимися в единстве слова и дела.
Нормальная работа государственного служащего невозможна, если в основе ее не лежит критерий справедливости, воплощенный в статье 11 Типового кодекса этики: «соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения». Данное качество реализуется в защите прав граждан и законном использовании властных полномочий.
Критерий целесообразности действий отражен в статье 11 Типового кодекса этики уточнено: «воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным (муниципальным) служащим должностных обязанностей». Он предполагает, что если чиновник не знает, как ему следует действовать в какой-то нестандартной, новой для него ситуации, то следует руководствоваться этим критерием.
Критерий эстетической привлекательности поведения закреплен в статье 11 Типового кодекса этики: «проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами». Госслужащий должен уважительно относиться к людям.
Критерий толерантности провозглашает уважение народных обычаев и традиций всех народов.
Таким образом, можно сделать вывод, что критерии законности, справедливости, гуманизма, неподкупности и ответственности составляют основу моральной оценки деятельности госслужащего. Но, несмотря на столь высокие требования к личности государственного служащего, на практике далеко не все чиновники соблюдают данные требования.
Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации. - М.: Норма, 1993.
2. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. - протокол № 21).
3. Федеральный закон № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (принят Государственной Думой 25 апреля 2003, одобрен Советом Федерации 14 мая 2003) // Рос. газ. - 2003. - 16 мая.
© Ховалыг А-С.Р., 2020