Научная статья на тему '«Профессия госслужащий» как историографическая проблема'

«Профессия госслужащий» как историографическая проблема Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
272
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ИСТОРИОГРАФИЯ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / SERVICE TO THE STATE / HISTORIOGRAPHY / CADRE POLICY / THE CIVIL SERVICE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Батуев Цыденжап Бимбаевич

В статье представлены основные наработки отечественной историографии государственной службы. Среди них методологические основы организации государственной службы, проблемы теории, приоритеты, кадры и государственная служба субъектов Российской Федерации.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the basic operating times of the domestic historiography of civil service are represented. Among them the methodological bases of organization of civil service, problems of theory, priorities, personnel and civil service of the subjects of the Russian Federation should be mentioned.

Текст научной работы на тему ««Профессия госслужащий» как историографическая проблема»

Цыденжап БАТУЕВ

« ПРОФЕССИЯ - ГОССЛУЖАЩИЙ» КАК ИСТОРИОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье представлены основные наработки отечественной историографии государственной службы. Среди них методологические основы организации государственной службы, проблемы теории, приоритеты, кадры и государственная служба субъектов Российской Федерации.

In the article the basic operating times of the domestic historiography of civil service are represented. Among them the methodological bases of organization of civil service, problems of theory, priorities, personnel and civil service of the subjects of the Russian Federation should be mentioned.

Ключевые слова:

государственная служба, историография, кадровая политика, гражданская служба; service to the state, historiography, cadre policy, the civil service/

БАТУЕВ Цыденжап Бимбаевич — к.и.н., докторант Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН

kuraslv@yandex.ru

Многие теоретические положения о государственной службе нашли свое концентрированное выражение в Концепции системы государственной службы Российской Федерации, в нормах федеральных законов «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в указах Президента Российской Федерации, прежде всего о реестре должностей федеральной гражданской службы, о кадровом резерве на государственной гражданской службе, региональном законодательстве. К настоящему времени зафиксированы сотни публикаций о государственной службе. Этот факт, во-первых, является свидетельством того, что интерес к проблеме не снижается, а во-вторых, что реальная действительность прекрасно иллюстрирует тот факт, что в строительстве новой государственности России есть еще масса нерешенных проблем, а также проблем, решение которых могло бы происходить более быстрыми темпами. В этой связи, с одной стороны, назрела необходимость общетеоретического и методологического осмысления современного состояния отечественной историографии поставленной проблемы, с другой — необходимость постановки на ближайшую перспективу научно-исследовательских задач по дальнейшему изучению этой темы.

Для того чтобы выявить отдельные тенденции в развитии историографии, важно наметить критерии отбора литературы, так как анализа заслуживают лишь те труды, благодаря которым происходит несомненное приращение знаний. При этом речь идет не столько о фактографическом обобщении, сколько о новизне и раскрытии темы. В то же время в рамках статьи не представляется возможным подробно проанализировать источниковую базу, приемы и методики исследования. Поэтому речь пойдет лишь о постановочных проблемах и итоговых наработках современной российской историографии.

В современной историографии формируется устойчивый интерес к практической деятельности государственного служащего, практической законотворческой деятельности депутатов как способу реализации соответствующих моделей модернизации России. Поэтому следует выделить наиболее значимые направления проблемы, которые являются социально значимыми. Прежде всего, это методологические основы организации государственной службы, проблемы теории, приоритеты, кадры и государственная служба субъектов Российской Федерации.

Практически все аспекты функционирования государственной

12-Vlast.indd 39

17.12.2009 13:49:00

службы поднимаются в учебниках1 и монографических изданиях как на федеральном2, так и на региональном3 уровнях. Однако в наибольшей мере указанные направления раскрываются на страницах научно-политического журнала «Государственная служба». Прежде всего, это публикации профессора А. Турчинова по проблемам теории и методологии государственного управления и государственной службы4. Исследователь заостряет внимание на том, что существующая методология государственного управления и государственной службы — это методология разных наук, каждая из которых дает свой срез объекта и предмета изучения. Но суть проблемы заключается в том, что «государственное управление и встроенный в него механизм — государственная служба как единое целое, как система оказались разорванными на части и представлены этими профессиональными кластерами»5. И это в то самое время, когда государственная служба создается в интересах всего общества и цель ее в том, чтобы обслуживать не интересы политических руководителей, а интересы государства, призванного служить обществу. Не случайно одним из важных направлений историографии проблемы «профессия — госслужащий» стало встраивание ее в гражданское общество и преодоление конфликта интересов в системе государственной гражданской службы6. Дело в том, что в российском обществоведении известный приоритет общественных интересов,

1 Государственная служба : учебник. — М.; Ростов н/Д, 2004.

2 Кадровое обеспечение государственной службы. — Ростов н/Д, 1994; Государственный служащий современной России. — Ростов н/Д, 1997; Современная государственная кадровая и эффективность управления. — Ростов н/Д, 1998.

3 Игнатов В.Г. Становление государственного управления и местного самоуправления. — Ростов н/Д, 2001; он же. Государственная служба субъектов Российской Федерации: опыт сравнительно правового анализа. — Ростов н/Д, 2000; Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления (системный подход). — Ростов н/Д, 2001.

4 Турчинов А. Проблемы теории и методологии государственного управления и государственной службы // Государственная служба, 2008, № 5, с. 29-36.

5 Там же, с. 29.

6 Давидович В.Е. Социальная справедливость: идеал и принцип деятельности. — М., 1989;

Магомедов К. Конфликт интересов в системе государственной гражданской службы: соци-

ологический аспект исследования проблемы //

Государственная служба, 2006, № 6, с. 36—43.

как правило, толковался односторонне как подчинение личных интересов групповым и общественным. Это приводило к тому, что приоритетными становились интересы государства. Это вело к нарушению равенства в отношениях между социальными субъектами, наносило ощутимый ущерб подлинным интересам и общества, и государства, и отдельной личности. Не случайно Г. Асцатуров считает, что «имеет смысл говорить об организационной модели государственной службы исключительно в координатах демократической социальнополитической системы, которая предусматривает обеспечение государственного управления надежными механизмами постоянной обратной связи с обществом, ориентированными на общественные запросы, а не на “самообслуживание”»7. Поэтому сегодня «конфликт интересов в системе государственной гражданской службы по своей природе и содержанию представляет собой в большей степени моральную коллизию государственных интересов в пределах компетенции должности государственной гражданской службы и личностных интересов лица, замещающего эту должность»8. Именно поэтому представляется важной выработка идеологии госслужбы. Современная историография понимает под идеологией коллективное сознание, ориентиры взаимоотношений между служащими. Она вырабатывает образцы поведения по отношению к объектам организационного интереса и своими идеями, ценностями, нормами и системой контроля организации фактически формирует базу ценностных ориентаций своего пер-сонала9. Н. Астахова справедливо считает, что в идеологии государственной службы находит выражение общественно значимая проблема социальных потребностей, побудивших создать государственную службу Это — «удовлетворение социальных потребностей населения в соответствии с задачами социального государства».

Наличие методологических основ орга-

7 Асцатуров Г. Государственная служба и гражданское общество: конфронтация или партнерство? // Государственная служба, 2007, № 5, с. 42—50.

8 Магомедов К. Указ. соч., с. 40.

9 Российское государство и государственная служба на современном этапе : сб. научных докладов, вып. 1. — М., 1999; Карпичев В.С., Колесников Ю.В. Организационная культура государственной службы. — М., 2001; Корпоративная культура. — М., 2003.

12-У1а$иМё 40

17.12.2009 13:49:00

низации госслужбы, разработка основ теории и практики, а также идеологии госслужбы выводят историографию проблемы на изучение проблем взаимосвязи реформы госслужбы и судебной реформы1, социального обеспечения государственных служащих2, формирования позитивного имиджа государственной служ-бы3, выявления показателей результативности госслужбы4 и, наконец, ее научного обеспечения5.

В этой связи одним из важнейших и наиболее перспективных историографических направлений проблемы «профессия — госслужащий» является проблема законодательства о государственной службе субъектов Российской Федерации, которая специально поднимается в статье А. Гусева6.

На основе анализа имеющихся у субъектов Российской Федерации правотворческих полномочий и с учетом законодательной практики можно рассмотреть историографическую составляющую некоторых вопросов регионального законодательства о гражданской службе на примере Республики Бурятия7.

Базовый закон Республики Бурятия «О государственной службе» основан на ряде принципов, главенствующие среди которых:

— верховенство Конституции России, федеральных конституционных законов, федеральных законов, Конституции

1 Брычева Л., Пчелинцев С. Взаимосвязь реформы государственной службы и судебной реформы: новые подходы // Государственная служба, 2007, № 3, с. 49-56.

2 Романов Е. Социальное обеспечение федеральных государственных гражданских служащих // Государственная служба, 2006, № 4, с. 11-20.

3 Магомедов К. Проблемы формирования позитивного имиджа государственной службы // Государственная служба, 2007, № 5, с. 35-41.

4 Клищ Н. Показатели результативности на государственной службе // Государственная служба, 2007, № 3, с. 67-74.

5 Барциц И. О перспективах научных исследований государственной службы Российской Федерации // Государственная служба, 2007, № 3, с. 57-66.

6 Гусев А. Проблемы законодательства о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации // Государственная служба, 2006, № 6, с. 28-35.

7 Батуев Ц.Б. Некоторые вопросы правового

регулирования государственной службы Республики Бурятия // Бурятские национальные демократы и общественно-политическая мысль

монгольских народов в ХХ в. - Улан-Удэ, 2008,

с. 216-223.

Республики Бурятия над иными правовыми актами;

— приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия;

— разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и Республикой Бурятия;

— разделение законодательной, исполнительной и судебной власти;

— равный доступ граждан к государственной службе и др.8

Закон предусматривает конкурсное замещение вакантной государственной должности государственной службы, что играет существенную роль в правовом регулировании государственной службы на всех уровнях. По содержанию закона можно выделить следующие основополагающие моменты:

— организация системы должностей и классных чинов;

— финансирование гражданской службы и оплата труда госслужащих;

— государственные гарантии, представляемые гражданским служащим;

— формирование кадрового состава гражданской службы;

— управление гражданской службой, обеспечение ее развития и контроля за соблюдением законодательства о гражданской службе.

Что касается региональной историографии, то она, прежде всего, подчеркивает значение для правового регулирования вопросов государственной службы в Бурятии республиканской программы «Реформирование государственной службы Республики Бурятия (2003—2005 годы)»9, разработанной в целях повышения эффективности государственной службы в республике, оптимизации затрат на государственных служащих и развития ресурсного обеспечения госслужбы республики в соответствии с федеральной программой «Реформирование государственной службы Российской Федерации

8 Закон Республики Бурятия «О государственной службе» от 12 апреля 1994 г. № 435-ХІІ (с изм. внесен. законами Республики Бурятии от 01.02.1996 № 252-1, от 06.06.2002 № 1067-11, от 25.04.2003 № 268-Ш).

9 Указ Президента Республики Бурятия от 25 июня 2003 г. № 284 «Об утверждении республиканской программы “Реформирование государственной службы Республики Бурятия (2003-2005 годы)”».

(2003—2005 годы)10». Таким образом, отечественная историография как на общероссийском, так и на региональном уров-

10 Указ Президента Российской Федерации от 19 12-Ш5Цп44о#5ря 2002 г. № 1336 «О Федеральной программе “Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)”» // Российская газета, 2002, 23 ноября.

не позволяет сделать вывод о необходимости специальной федеральной целевой программы содействия реформированию государственной службы Российской Федерации и ее субъектов, в частности Республики Бурятия. 17 12 20(

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.