Научная статья на тему 'Оценка деятельности государственных служащих как инструмент кадровой работы в республике Бурятия'

Оценка деятельности государственных служащих как инструмент кадровой работы в республике Бурятия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
286
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Батуев Цыденжап Бимбаевич

Современное понимание сущности государственной службы было сформулировано в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации»1, согласно которому под госслужбой понимается «профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка деятельности государственных служащих как инструмент кадровой работы в республике Бурятия»

Цыденжап БАТУЕВ

ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ КАК ИНСТРУМЕНТ КАДРОВОЙ РАБОТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

Современное понимание сущности государственной службы было сформулировано в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации»1, согласно которому под госслужбой понимается «профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов».

Характеризуя государственную службу, важно отметить, что это служба не конкретным «государственым органам» или «должностным лицам», а служба государству, государственным и общественным интересам.

Деятельность государственных служащих в Республике Бурятия осуществляется на основании Закона Республики Бурятия «О государственной службе»2.

Одним из важнейших инструментов кадровой работы является оценка деятельности государственных служащих, которая служит основой для принятия кадровых решений при отборе, продвижении, формировании резерва на замещение должностей различных уровней, при определении основных направлений переподготовки и повышения квалификации. До настоящего времени основным методом оценки деятельности государственных служащих органов государственной власти Республики Бурятия является аттестация. В юридической литературе аттестация квалифицируется как важнейший правовой регулятор государственной службы3.

Так, в 2002 году аттестацию прошли 546 человек, замещающих государственные должности государственной службы Республики Бурятия в органах исполнительной власти. Из них 528 человек (96,7%) получили оценку о соответствии замещаемой должности; 13 человек (2,4%) — о соответствии при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии; 5 человек (0,3%) — о несоответствии занимаемой должности.

Таким образом, была получена объективная, по формальным критериям, информация о профессиональном уровне государственных служащих органов исполнительной власти Республики Бурятия. Она свидетельствует о том, что, с одной стороны, основная масса аттестованных государственных служащих отвечает квалификационному требованию по уровню образования, но, с дру-БАТУЕВ гой стороны, существует определенное количество государствен-

Цыденжап Бимбаевич, ных служащих, уровень образования которых не отвечает данному

к. и. н, заместитель требованию, и,прежде всего, по специализации государственных

Председателя должностей государственной службы.

Народного Хурала (парламента)

Республики Бурятия, докторант Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН

1 Федеральный закон от 31 июля 1995 г. №119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательств РФ, 1995, №31, стр. 2990.

2 Закон Республики Бурятия «О государственной службе» от 12 апреля 1994 г. № 435-ХІІ (с изм., внесенными законами РБ от 01.02.1996 № 252-1, от 06.062002 № 1067-11, от 25.042003 № 268-Ш)

3 Колесников В.А. Аттестация государственных служащих: технология, результативность, проблемы совершенствования // Эффективные технологии в системе государственного и муниципального управления. — Майкоп; Ростов н/Д, 1999.

10’2008

ВЛАСТЬ

85

Для повышения эффективности государственной службы Республики Бурятия в интересах социально-экономического развития республики, на основе конкретизации функций органов исполнительной власти и регламентов сотрудников их аппаратов становится необходимым внедрение современных подходов к планированию, организации, финансированию и оценке деятельности государственных служащих.

Среди неотложных проблем кадровой работы в системе государственной службы Республики Бурятия является проблема замещения вакантных государственных должностей государственной службы. При замещении государственной должности наблюдаются факты назначения кандидатур, не отвечающих квалификационным требованиям к замещению должности (с отсутствием опыта работы и т. д.).

Для правового регулирования государственной службы Республики Бурятия и в целях реализации норм Закона РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» и Закона Республики Бурятия «О государственной службе» 22 мая 1996 г. был издан Указ Президента Республики Бурятия «О конкурсном замещении вакантных государственных должностей государственной службы»1. Тем не менее конкурсный отбор кадров на замещение вакантных должностей в органах государственной власти Республики Бурятия используется крайне редко.

Проблема конкурсного отбора на государственную службу Республики Бурятия тесно увязана с проблемой формирования кадрового резерва на государственную службу. Правовое регулирование по этому вопросу осуществляется соответствующими нормативными документами. Так, 15 марта 1999 г. издан Указ Президента Республики Бурятия «О кадровом резерве на государственные должности государственной службы Республики Бурятия»2.

В органах государственной власти Республики Бурятия по штатному рас-

1 Указ Президента Республики Бурятия «О конкурсном замещении вакантных государственных должностей государственной службы» от 22 мая 1996 г. № 185.

2 Указ Президента Республики Бурятия «О кадровом резерве на государственные должности государственной службы Республики Бурятия» от 15 марта 1999 г. № 77.

писанию численность государственных служащих 1167 человек. Общая численность кандидатов в резерв составляет 93 человека. Утвержденный резерв кадров включает кандидатов на возможное замещение высших и главных должностей государственной службы в органах исполнительной власти Республики Бурятия. Назначение на них осуществляет Президент Республики Бурятия или Правительство Республики Бурятия.

Несмотря на солидную нормативную базу государственной службы, работа с резервом кадров руководителей органов исполнительной власти Республики Бурятия еще не стала актуальной, системно организованной. При этом острой проблемой остается незначительный оперативный резерв на руководящие должности государственной службы.

Проблема резерва кадров на государственную должность государственной службы может решаться на основе добровольного волеизъявления граждан, решениями конкурсных комиссий. Резерв должен формироваться из числа наиболее компетентных и профессионально подготовленных государственных служащих, а также лиц, не состоящих на государственной службе, потенциал которых может быть использован более эффективно. В этом направлении предстоит решать следующие задачи:

— совершенствование нормативной и методической базы;

— выявление количественной и качественной потребности в оперативном и стратегическом резерве кадров на государственную службу;

— выявление через конкурсный отбор специалистов и руководителей, имеющих соответствующий потенциал для зачисления в резерв, в т. ч. на руководящие должности;

— разработка и реализация плана подготовки резерва кадров на государственную службу Республики Бурятия.

Аттестация и проводимая работа по оптимизации структуры органов исполнительной власти Республики Бурятия выявили ряд недостатков, связанных с регламентацией труда государственных служащих. Эти недостатки связаны с содержанием функций органов исполнительной власти и, как следствие, с содержанием должностных инструкций государственных служащих Республики

Бурятия, положений о структурных подразделениях. Так, содержание деятельности государственных служащих на одной и той же должности имеет значительные отличия как по сложности работы, так и по уровню загрузки. В ходе оптимизации управления в системе исполнительной власти Республики Бурятия предстоит уточнение должностных обязанностей государственных служащих с уточнением и конкретизацией в них ответственности за возложенные функции. В них, в зависимости от характера полномочий, необходимо выделить основные виды государственно-служебных действий, направленных на выполнение пороговых значений индикаторов оценки социально-экономического развития Республики Бурятия. Должностные инструкции должны стать базовым, регулирующим документом для оценки результативности деятельности государственного служащего.

В целом состояние государственной службы Республики Бурятия соответствует ситуации в государственной службе Российской Федерации. Наряду с позитивными тенденциями в ее развитии существуют проблемы, препятствующие ее эффективному функционированию, одной из которых являются противоречия и проблемы в законодательстве о государственной службе и недостаточно полное регулирование государственнослужебных отношений государственной службы Республики Бурятия.

Необходимость законодательного регулирования вопросов государственной службы предусматривается Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Бурятия. Однако целостная и комплексная система правового обеспечения государственной службы как на федеральном, так и на региональном уровне в Российской Федерации отсутствует.

В соответствии с федеральной программой «Реформирование государственной службы Российской Федерации

(2003—2005 гг.)» необходимо приведение законодательства Республики Бурятия в соответсвие с федеральным в целях законодательного закрепления единых правовых основ государственной службы.

Принятие новых законодательных и нормативных правовых актов должно обеспечить единые подходы к правовому регулированию и организации государственной службы, совершенствованию системы оплаты труда государственных служащих, открытости государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, внедрению современных методов прогнозирования, финансирования, оценки, стимулирования, материально-технического обеспечения государственной службы, управлению государственной службой.

Кроме того, требуется проведение экспертизы существующей законодательной и нормативно-правовой базы государственной службы, приведение ее в соответствие со сложившимися общественными отношениями и новыми экономическими условиями.

Одним из главных направлений обеспечения реализации программы реформирования государственной службы Республики Бурятия должно стать усиление контроля и повышение персональной ответственности государственных служащих. Таким образом, государственная служба Республики Бурятия выходит сегодня на новый качественный уровень. Ее реорганизация в соответствии с концепцией Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» должна придать дополнительную устойчивость данному социально-правовому институту, обеспечить четкое правовое регулирование государственной службы в субъекте Федерации, обеспечить приток свежих сил в органы государственной власти в Республике Бурятия и, как следствие, придать дополнительный импульс процессу социально-экономического и политического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.