диалоговый режим оищення, исключив назидание, монолог, поучительство.
Институту общественных наук предстоит большая работа по подготовке научных кадров обществоведов и повышению квалификации профессорско-преподавательского состава, сотрудников, дальнейшему развитию научно-исследовательской работы преподавателей и студентов. Ученый совет ИОН ориентирует обществоведов па систематическое глубокое осмысление наследия Маркса, Энгельса, Ленина, других выдающихся мыслителей, интеллект которых питает современный общественный прогресс. Это поможет не потеряться в потоке противоречивой информации, сохранить и развивать методологическую дисциплину мысли, ибо сегодня часто, чтобы сделать новый шаг вперед, приходится углубляться в фундаментальные основы знаний об обществе, овладевать интеллектуальной си-
лой марксизма-ленинизма в полном ее объеме. Занятия этой наукой вырабатывают в исследователе критичность, объективность, политическую волю, честность и добросовестность. А преданность науке, верность научной истине обеспечивают единство и преемственность обществоведческих поколений, делают их деятельность подвижнической, создают такой нравственный настрой, который даст ускорение педагогическому и научному поиску.
В духовной атмосфере новаторства, коллективного творчества, увлеченности работой, заинтересованности в ее результатах видится перспективность политико-воспитательного воздействия на студенчество. Институт общественных наук делает первые шаги в перестройке преподавания общественных наук, ему предстоит плодотворно служить развитию образования и культуры.
СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Профессор В. П. СЕЛЯЕВ
Научно-технический прогресс и перевод народного хозяйства страны на интенсивный путь развития выдвигают серьезные требования к специалистам, руководителям производства. Для вывода экономики на новый уровень развития нужны специалисты, хорошо знающие современную технологию, методы управления социальными и экономическими процессами. В то же время для ускорения развития экономики необходимо предвидеть характер технологий будущего и уже с учетом - этого готовить кадры.
Мы имеем много примеров в различных отраслях народного хозяйства, когда новые технологии, хорошо отработанные в экспериментально-производственных условиях, оказались неэффективными только потому, что их внедрением занимались неподготовленные люди. В этих условиях повышение уровня квалификация, перепод-
готовка специалистов и руководящих кадров приобретают особое значение.
Решение этих задач призвана обеспечить система повышения квалификации и переподготовки кадров, основными целями которой являются постоянное приведение уровня квалификации работников в соответствие с изменяющимися производственными и социальными условиями, формирование у них высокого профессирнализма, современного экономического мышления, .умения работать в условиях активного внедрения научно-технического прогресса, полного хозрасчета и самофинансирования, развития демократии и самоуправления.
В настоящее время повышением квалификации в регионах занимаются многие учреждения: общество «Знание», Союз научных и инженерных обществ, учебные заведения, средства массовой информации, промышленные
т
предприятия и строительные организация, кооперативы и т. д.
Благодаря усилиям партийных и советских органов сложились определенные структуры (элементы) системы непрерывного образования и повышения квалификации руководящих работников и специалистов, включающие следующие виды обучения:
— систематическое самообразование работников по индивидуальным планам, утвержденным руководителями предприятий;
— обучение в производственно-экономических семинарах, школах передового опыта, университетах технико-экономических знаний;
— краткосрочное обучение руководителей и специалистов по месту работы или в учебных заведениях системы повышения ' квалификации с целью внедрения научно-технических достижений, новых технологий, решения экономических или управленческих задач;
— длительное обучение периодичностью не реже одного раза в пять лет с целью углубленного изучения и практического освоения новейших достижений в науке и практике;
— стажировка на передовых предприятиях, в ведущих научных организациях и учебных заведениях, в том числе и за рубежом, с целью освоения современных технологий, лучшего опыта, приобретения практических навыков организации и управления производством в новых условиях хозяйствования;
— обучение в целевой аспирантуре и докторантуре с целью решения научных проблем, крупных хозяйственных задач, повышения научно-педагогиче-ского уровня;
— переподготовка на спецфаках с целью получения новой специальности.
Однако это многообразие видов обучения до сих пор не приведено в единую строгую систему. Поэтому часты случаи, когда обучение в школах передового опыта, университетах технико-экономических знаний, производственно-экономических семинарах проходят одни и те же люди, а занятия проводятся одними^ и теми же специалистами и учеными. Эффективность такого повы-
шения квалификации, как правило,, низка, пользы для народного хозяйства оно почти никакой не приносит. Очевидно, пора четко определить, кто каким видом обучения должен заниматься. Например, если два первых вйДа обучения можно, да и целесообразно-проводить через систему общества «Знание», Союз научных и инженерных обществ, Дома техники и другие общественные организации, то остальные будут эффективны лишь при наличии специальных факультетов, институтов, центров повышения квалификации и переподготовки кадров.
С целью координации деятельности республиканских советских, хозяйственных и профсоюзных органов, средств массовой информации, общественных организаций и предприятий* оказания им необходимой помощи * работе по обучению трудящихся совместным постановлением Совета Министров Мордовской АССР и президиума областного . совета профсоюзов № 215 от 19.08.89 создан Мордовский республиканский координационный совет по непрерывному обучению трудящихся. Его рабочим органом является региональный межотраслевой центр' повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства при Мордовском университете (РМЦПК),'созданный в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министпов СССР № 166 от 06.02.88 «О перестройке системы повышения квалификации и переподготовки
руководящих работников и специалистов народного хозяйства» совместным приказом-постановлением Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР и Совета Министров Мордовской АССР от 01.12.88. Основными задачами РМЦПК являются: изучение и удовлетворение потребностей предприятий, организаций и учреждений региона в повышении квалификации и переподготовке кадров по направлениям научно-технического прогресса; обобщение и распространение передового опыта организации учебно-методической работы, новых форм и методов обучения; обес-
печение непрерывного повышения квалификации и своевременной переподготовки руководящих работников и специалистов народного хозяйства региона в области профессиональной, экономической и управленческой деятельности.
РМЦПК выполняет поставленные перед ним задачи путем проведения методических семинаров и конференций; оказания помощи по внедрению современных методов обучения; направления специалистов на стажировки и ФПК; организации учебного процесса с привлечением высококвалифицированных преподавателей, ведущих ученых, партийных, советских и хозяйственных работников, специалистов-практиков, новаторов производства.
Модель РМЦПК при Мордовском
университете, вероятно, отличается от других. Это объясняется тем, что аналогов лодобного центра не было и, кроме того, к моменту его создания в уни-веситете уже сложились некоторые структуры повышения квалификации. Вместе с тем руководство вуза при формировании структуры центра посчитало целесообразным объединить в единое целое все формы послевузовского обучения.
В настоящее время в состав РМЦПК
входят пять факультетов: факультет повышения квалификации преподавателей вузов; факультет повышения квалификации организаторов народного образования; факультет повышения квалификации руководящих кадров колхозов и совхозов и специалистов сельского хозяйства; факультет повышения квалификации работников и специалистов промышленности и строительства; факультет довузовской подготовки и профориентаци-онной работы. Кроме того, в состав РМЦПК входят: аспирантура, докторантура, сектор повышения квалификации и стажировок преподавателей университета, сектор загранкомандировок.
Опыт работы ФПК показал, что для лучшей организации учебного процесса факультеты в своем составе должны иметь 2 — 3 кафедры с гибкой штат-
ной структурой, то есть должны быть 3 — 4 постоянных преподавателя (ядро кафедры), а на остальные должности следует привлекать ученых, специалистов народного хозяйства, новаторов производства с оплатой 0,5, 0,25 ставки или почасовой нагрузки. Кафедры должны иметь лаборатории, оснащенные современным оборудованием.
Организация учебного процесса на факультетах РМЦПК имеет ряд специфических особенностей. К их числу можно отнести: высокий общеобразовательный и профессиональный уровень слушателей; малый срок обучения (до 2 месяцев по дневной форме); неоднородность слушателей по служебному положению, профессиональной ориентации, возрасту, опыту и образованию; большой число предельно сжатых по форме, но весьма емких по содержанию новой информации курсов. Все это заставляет отказываться от традиционных для вуза способов трансляции знаний и шире применять активные методы обучения, в том числе деловые игры, инсценировки, анализ конкретных ситуаций, решение производственных задач. Весьма эффективны выездные занятия на передовых предприятиях, в колхозах и совхозах, тематические дискуссии.
Ежегодно на факультетах РМЦПК повышают квалификацию около 2000 работников народного хозяйства МАССР. Все чаще приходят заявки от специалистов из доугих регионов Советского Союза, что может косвенно оценивать качество обучения.
Перед РМЦПК поставлены серьезные цели, которые необходимо реализовать в ближайшее время. Прежде всего, следует поднять качество подготовки на основе применения интенсивных технологий обучения. Успешное решение этой задачи невозможно без мощной, современной материальной базы. Для ее создания ведется проектирование учебно-лабораторного корпуса РМЦПК общей площадью 8000 м\
строительство которого начнется в 1991 году. Начато формирование лабораторной базы. Организованы образцовые лаборатории электротехниче-
ских измерений, радиоизмерений, угловых и линейных измерений, теплотехнических измерений, которые приняты Госстандартом СССР. Надеемся, что с помощью заинтересованных Организаций и предприятий будут созданы лаборатории механических, климатических, вибрационных испытаний,1 оптических и лазерных измерений, теплора-диотехники, силовых полупроводников и измерительной техники, робототехники, ГАП. Так как специалисту не обой-
тись без знаний компьютерной техники, центру необходимо вести повышение квалификации и переподготовку кадров по компьютеризации и применению современной вычислительной техники в промышленности, агропромпроизвод-стве и строительстве. Для этого предстоит создать специальную лабораторию современной вычислительной техники. Только решив эти задачи, можно будет на высоком уровне вести повышение квалификации специалистов.
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
СВОЕ ЛИЦО В НАУКЕ
Профессор Ю. А. ВАНТЮСОВ, кандидат философских наук
Г. В. ГРИШАКОВ
Мордовский университет является одним из крупных научных центров Нечерноземной зоны России. Его назначение — обеспечить единство фундаментальных исследований, прикладных разработок, наукоемкого произ--водства и подготовки высококвалифицированных специалистов. Как же реализуется в условиях перестройки его научный потенциал?
Университет руководит реализацией сформированных по его инициативе комплексных научно-технических программ «Агрокомплекс», «Человек и свет», НПП «Регионология», на его базе функционируют головные совет« по проблемам агропромышленного комплекса и регионологии.
Научным сектором вуза к настоящему времени выполняются исследования на сумму 3,5 млн. руб. с ежегодным внедрением 40 тем.
Спектр фундаментальной проблема* тики весьма широк. Назовем только некоторые из них: методология и методика управления комплексным развитием регионов; оптимизация комп-
лексного воздействия оптического излучения на человека; синтез и изучение новых органических и неорганических соединений; строение и проницаемость биологических, мембран,, закономерности обмена вещест?; теория обыкновенных дифференциальны^ уравнений и т. д.
Глубокие исследования ведутся в области физики твердого тела, астрономии, магнитных пленок,, механики, электроники, строения и свойств катализаторов,' физики светотехнических
материалов, физиологии растений и животных, долговечности и надежности композиционных материалов и конструкций.
Гуманитарный цикл включает исследования по проблемам истории литературных и языковых процессов финно-угорских народов, рабочего класса и крестьянства Поволжья. Так, филологи университета совместно с учеными страны и Европы проводят исследования с целью подготовки фундаментального труда «Лингвистический лас Европы». Традиционной для вуза