Научная статья на тему 'Высшее образование национальных автономий Поволжья в 90-е годы на материалах Республики Мордовии'

Высшее образование национальных автономий Поволжья в 90-е годы на материалах Республики Мордовии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Высшее образование национальных автономий Поволжья в 90-е годы на материалах Республики Мордовии»

КОРНИЛОВА И.М.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НАЦИОНАЛЬНЫХ АВТОНОМИЯХ ПОВОЛЖЬЯ В 90-Е ГОДЫ (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИИ)

В середине 1980-х годов СССР вступил в полосу социально-экономических преобразований, известных как «перестройка». В марте 1987 года выходит постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Основные направления перестройки высшего и среднего образования», которое рассматривало реформу системы высшего образования в качестве одного из приоритетов внутренней социальной политики. Однако в конце этого десятилетия страна оказалась в глубоком социально-экономическом кризисе, поэтому данное постановление не оказало реального воздействия на территориальную организацию высшего образования. В этот период новые вузы открывались преимущественно в российских регионах. В 1987 году в Свердловске открывается институт инженеров железнодорожного транспорта, в Петропавловске-Камчатском на базе филиала Дальневосточного технического института рыбной промышленности создается самостоятельный вуз - Высшее мореходное училище. В 1989 году в Биробиджане открывается первый в Еврейской автономной области самостоятельный вуз -педагогический институт, в 1991 году в Черкесске - Карачаево-Черкесский технологический институт.

Советский период в развитии системы высшего образования продолжался 74 года. За это время в РСФСР была создана одна из наиболее развитых в мире систем высшего образования. Как по абсолютным, так и по относительным показателям развития своей системы высшего образования: числу студентов, числу студентов на 10000 жителей, количеству высших учебных заведений, разнообразию профилей обучения - в начале 90-х годов XX века Россия относилась к мировым лидерам. В стране имелись вузы, получившие мировое признание и высокий авторитет. В рейтинге университетов Европы в десятку лучших входили Московский (2-е место) и Ленинградский.

Все более заметную роль в учебном процессе играли производственная и лабораторная базы крупных промышленных предприятий г. Саранска, с которыми кафедры университета устано-вили тесные деловые контакты.

В октябре 1980 года в Саранске на базе университета прошла первая конференция по научно-технической программе «Человек и свет». В ней приняли участие 42 организации министерств высшего и среднего специального образования РСФСР и УССР, Академий наук СССР и УССР, Академии медицинских наук СССР, министерства электротехнической промышленности и ряда других министерств и ведомств. Главным итогом конференции явилось одобрение идеи формирования на базе Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, ВНИИС им. А.Н. Лодыгина и СПО «Светотехника» научно-техниче-ской программы «Человек и свет» (1).

Накануне нового 1982 года университетский коллектив получил от строителей замечательный подарок: Государственной комиссией был принят один из крупнейших строительных объектов - административно-библиотечный корпус. Вообще 1982 год выдался особенно памятным в истории Мордовского госуниверситета. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 января 1982 года вуз был награжден орденом Дружбы народов за успехи в области подготовки квалифицированных специалистов и развитии научных исследований (1, с. 54.).

В 1981-1982 учебном году в университете была организована проблемная научно-исследовательская лаборатория комплексного социального и экономического развития Нечерноземной зоны РСФСР; существовавшая типография получила статус межвузовской; открылось экспериментально-опытное производство. В эти же 1980-е годы продолжала совершенствоваться структура вуза, открывались новые специальности.

В октябре 1987 года Мордовский университет отмечал свой 30-летний юбилей. За это время он подготовил более 50 тысяч специалистов для различных отраслей народного хозяйства. На 17 факультетах вуза и в его Рузаевском филиале по 26 специальностям обучалось свыше 16 тысяч студентов. Учебный процесс на 106 кафедрах осуществляли более 900 преподавателей, почти 70 % которых имели ученые степени и звания (1, с. 56.).

В конце 1988 года университет широко отмечал 175-летие со дня рождения Н.П. Огарева. В программу торжеств входили: посещение родового поместья Огаревых в с. Старое Акшино, торжественное собрание в новом Доме культуры университета, открывшемся в июле того же года, научная конференция, на которой с докладами о многогранной деятельности Н.П. Огарева выступили ученые из разных городов страны.

Осенью 1989 года в соответствии с решением Госкомиздата РСФСР Минвуз России издал приказ об организации в Мордов-ском университете научно-публицистического журнала «Вестник Мордовского университета» с периодичностью 4 выпуска в год (1, с. 57.).

С 1 сентября 1990 года университет начал осуществлять целевую подготовку специалистов по всем формам обучения на основе трехсторонних договоров: студент - предприятие (учреждение, организация) — университет, в которых четко определялись обязательства каждой из сторон, предусматривались особые условия, по которым вуз гарантировал заказчику индивидуальную подготовку специалиста с включением в учебный план согласованных курсов и практикумов по новейшим отраслям знаний и технологий (1, с. 59.).

В 1990-1991 учебном году получили развитие международные связи университета. Так, на факультете электронной техники был создан филиал совместного советско-финского предприятия «ЭВМ-Фредрикссон», разрабатывающий электронные системы управления технологическими процессами. 1 августа 1991 года был подписан протокол намерений о сотрудничестве между Агропромышленным институтом Мордовского госуниверситета им. Н.П. Огарева, созданным на базе факультетов сельскохозяйственного профиля в начале 1991 года, и Аграрным институтом г. Чапинго (Мексика) (1, с. 61-62.).

Слияние Саранского филиала издательства Саратовского университета, редакционно-издательского отдела и межвузовской типографии оказалось весьма плодотворным, на их базе открылось издательство Мордовского университета.

В том же учебном году в Мордовском университете насчиты-валось 937 штатных единиц профессорско-преподавательского состава, из них 49 профессоров, докторов наук, 624 доцента, кандидата наук. Численность учебно-вспомогательного персонала превысила 800 человек; студентов обучалось более 16 ООО. Постановлением Государственного комитета по делам науки и высшей школы от 12 июля 1991 года были созданы: НИИ комплексного социального и экономического развития ре-гионов Нечерноземной зоны РСФСР (НИИ «Регионология»); НИИ обмена веществ и энергии в природе (НИИ «Агрокомплекс»); НИИ изучения воздействия оптического излучения на организм человека (НИИ «Человек и свет»), В селе Старое Акшино была открыта астрономическая обсерватория (1, с. 64-65.).

1991-1992 годы оказались переломными как для страны в целом, так и для Мордовского университета, в частности. С началом нового учебного года в вузе была проведена существенная структурная перестройка, профессорско-преподавательский состав активно работал над созданием новых учебных пособий, перерабатывались учебные планы и программы.

В 1992 году в университете активно укреплялась материальная база. Была приобретена современная вычислительная техника, продолжалось строительство общежитий в Агропроминституте и студенческом городке. В сложной социально-политической ситуации руководство вуза напряженно работало по сплочению коллектива, решало назревшие социальные проблемы.

Современный облик Мордовского университета слагают 17 факультетов - гуманитарные, естественные, инженерно-технические. В его структуру входят Агропромышленный институт и Рузаевский филиал, общеуниверситетские кафедры. Набирают силу научно-исследовательские институты. Большой вес имеет Региональный межотраслевой центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства. Богатым информационным банком является научная библиотека.

Агропромышленный институт был создан в начале 1991 года на правах филиала Мордовского университета. В его состав вошли факультеты: сельскохозяйственный, экономики сельского хозяйства, механизации и электрификации сельского хозяйства, повышения квалификации руководящих кадров агропромышленного комплекса, а также Научно-исследовательский институт «Агрокомплекс» и учебно-опытное хозяйство (1, с. 70.).

Целевой задачей Агропроминститута является развитие интеграционных связей образования, науки и производства, повышение качества подготовки специалистов для отраслей агропромышленного комплекса.

На дневном и заочном отделениях института обучаются около 4000 студентов, ежегодно здесь повышают квалификацию 250 работников сельского хозяйства. Институт использует схему двухступенчатой подготовки специалистов, для чего создана сеть базовых колледжей (техникумов).

В институте работают 159 штатных преподавателей и 25 совместителей, из них 109 человек имеют ученые степени и звания, в том числе 12 докторов наук, профессоров. Функционируют четыре специализированных совета по защите диссертаций (1, с. 71.).

Материально-техническая база Агропромышленного инсти-тута включает в себя 2 учебных корпуса, 3 студенческих общежития, столовую с двумя залами на 400 посадочных мест, парк учебных машин, вычислительный центр и классы, оснащенные компьютерами и пакетами прикладных программ, позволяющими автоматизировать обработку информации для всех категорий специалистов, занятых в АПК (1, с. 72.).

В институте создана развитая инфраструктура обслуживающих хозяйственных подразделений общественных организаций, помогающих автономно организовать учебный и научный процесс.

Рузаевский филиал университета был создан в 1964 году. Он разме-щался в одноэтажном деревянном здании, в котором проводились занятия с небольшой группой студентов вечернего отделения. В 1976 году был введен в эксплуатацию новый учебный корпус, и началась подготовка студентов по дневной форме обучения по специальности «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты». В настоящее время здесь готовят кадры по двум специальностям: «Технология машиностроения» и «Металлорежущие станки и инструменты» (1, с. 73.).

Филиал имеет развитую ифраструктуру: учебные корпуса, учебно-производственные мастерские, спортивно-бытовой блок и общежитие построены в едином комплексе и образуют небольшой студенческий городок.

Учебный процесс организуют пять кафедр: общенаучных дисциплин, общетехнических дисциплин, гуманитарных дисциплин, технологии машиностроения, металлорежущих станков и инструментов. Создано 25 лабораторий, функционируют 10 кабинетов, имеются своя библиотека и вычислительный центр (1, с. 74.).

Профессорско-преподавательский коллектив объединяет 51 человек, среди которых 19 кандидатов наук, доцентов. Контингент студентов дневной формы обучения составляет около 400 человек. Вечернее отделение было закрыто в 1990 году как полностью выполнившее свое предназначение (1, с. 75.).

В филиале получили развитие многие направле-ния научных исследований. Отдельные научно-технические разработки внедрены в производство: прибор для измерения толщины никелевого покрытия на стальной проволоке, пакет прикладных программ для расчета механических передач при проектировании оборудования электровакуумного производства, система автоматизированного построения разверток для элементов химической аппаратуры, установки для деления пластин магнитопровода пускорегулирующих аппаратов и смотки отходов ленты трансформаторной стали из-под пресса, а также зачистки печатных плат от оксидной пленки и т. д. (1, с. 76.).

Ученые поддерживают тесные связи с другими вузами и научными учреждениями страны, регулярно обмениваются методическими пособиями, участвуют в конференциях, публикуют статьи в межвузовских сборниках трудов.

Региональный межотраслевой центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства при Мордовском университете (РМЦПК) был создан в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 166 от 6 февраля 1988 года «О перестройке системы повы-шения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов народного хозяйства» совместным приказом-постановлением Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР и Совета Министров Мордовской АССР. Основными задачами РМЦПК являются: изучение и удовлетворение потребностей предприятий, организаций и учреждений региона в повышении квалификации и пе-реподготовке кадров по направлениям научно-технического прогресса, обобщение и распространение передового опыта организации учебно-методической работы, новых форм и методов обучения; обеспечение непрерывного повышения квалификации и своевременной переподготовки руководящих работников и специалистов народного хозяйства региона в области профессиональной, экономической и управленческой деятельности (1, с. 77-78.).

В состав РМЦПК входят четыре факультета: повышения квалификации преподавателей вузов; подготовки, переподготовки и повышения квалификации организаторов народного образования; повышения квалификации руководящих кадров колхозов и совхозов и специалистов сельского хозяйства; повышения квалификации руководящих работников и специалистов промышленности и строительства; а также отделение «Стандартизация и метрология». Кроме того, в состав РМЦПК входят: аспирантура, докторантура, сектор повышения квалификации и стажировок препо-давателей университета, сектор загранкомандировок (1, с. 79.).

Научная библиотека Мордовского университета берет свое начало еще с 1932 года. Поначалу в ней насчитывалось немногим более двух тысяч томов, составлявших фонд библиотек классической гимназии и учительской семинарии (1, с. 80.).

Ныне университетская библиотека, с 1991 года носящая имя выдающегося ученого М.М. Бахтина, является самым крупным книжным хранилищем в республике. В 1983 году она переехала в новое здание и получила возможность создать гибкую отраслевую структуру - систему абонементов и читальных залов, соответствующую масштабам университета. В среднем студенты и преподаватели ежегодно получают 1,2 миллиона книг из хранилищ библиотеки, в том числе через филиалы на медицинском и биологическом факультетах, в Агропромышленном институте и в Рузаевском филиале. Помимо сотен библиотекарей, читателей обслуживают специалисты в области микро- и ксерокопирования, инженеры электронной техники, работающие в области автоматизации информационного поиска, служба научно-технической информации, фотографы (1, с. 81.).

Гордость библиотеки - фонд редких книг. Он невелик, но обладает такими раритетами, как коронационный альбом императрицы Елизаветы Петровны, «Арифметика» Леонтия Магницкого, «Грамматика» Мелентия Смотрицкого, книги Петровской эпохи, журналы конца XIII в., прижизненные издания A.C. Пушкина, М.В. Ломоносова, А. Кантемира, Н.М. Карамзина. Есть и книги, изданные в Европе в XVI-XVII вв. (1, с. 82.).

1. ГАРФ. -Ф. 9606, оп. 1, д. 7729, л. 51-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.