Прошло чуть более десяти лет. 1957—1969 гг. явились первым, самым трудным этапом в жизни Мор-
В. Н. КУКЛИН,
кандидат исторических наук
ДОРОГОЙ ЗНАНИЙ И ПРОГРЕССА
Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева готовит высококвалифицированные кадры по 34 специальностям: 11 — гуманитарным, 12 — естественным, 11 — инженерным- Сейчас в вузе 16455 студентов: 8450 — на дневном, 1095 — на вечернем, 6910 — на заочном отделениях.
В университете трудятся 1180 преподавателей, в том числе 52 доктора наук и 632 доцента, кандидата наук.
В структуре университета 17 факультетов и Рузаевский филиал, 115 кафедр, научно-исследовательский сектор, три научно-исследовательских
института. Он располагает 19 учебными корпусами, 267 учебными лабораториями, 10 лингафонными кабинетами, 152 единицами вычислительной техники. В его составе учебно-опытное хозяйство, ремонтно-стро-ительный участок, экспериментально-опытное производство, мастерские, издательство с типографией, ботанический сад, биологическая станция, астрономическая обсерватория.
Гордостью университета является научная библиотека с девятью абонементами и двенадцатью читальными залами. Книжный фонд насчитывает около 2 миллионов томов, на четверть объема он состоит из учебной и учебно-методической литературы.
В университете работает Дом культуры с 17 коллективами художественной самодеятельности, мордовским хором и симфоническим оркестром. Посетителей принимают 11 музеев.
Университет с начала своей деятельности подготовил более 65 тыс.
дипломированных специалистов самого разнообразного профиля. Агрономы и строители, светотехники и химики, механики и физики, математики и историки, медики и филологи, юристы и журналисты — все они, вооруженные самыми передовыми знаниями, пополняли ряды тружеников промышленной индустрии, аграрного сектора, образования, науки, культуры, искусства республики.
Проделанный университетом объем учебно-педагогической работы трудно поддается обычным измерениям. Если
статистически соотнести всех его вы-
*
пускников с населением республики, получится удивительная цифра — за годы существования главный вуз дал высшее образование каждому четырнадцатому местному жителю.
Мордовский университет отвечает своему названию, твердо следуя взятому со дня основания курсу на сохранение и развитие коренной национальности, попавшей в трудные для выживания условия из-за исторической разобщенности и ускоренной ассимиляции. Ежегодный набор студентов из числа мордвы всегда выдерживается на уровне пропорций, сложившихся в населении республики. Сейчас он составляет 35 процентов. Другими словами — каждый третий выпускник (около 400 человек ежегодно), приходя на работу, несет с собой помимо профессионально-практических навыков элементы культуры, языка, традиций, обычаев того народа, именем которого названа республика, сохраняя и приумножая уникальный потенциал духовно-материального бытия мордвы. В 1992 г-
в университете создана лаборатория научно-прикладных исследований возрождения и развития мордовского народа, которая координирует всю научно-исследовательскую работу в области археологии, этнографии, изучении мордовских языков, литературы, фольклора.
Долгий и трудный путь создания и модернизации собственной научно-пе-дагогической, учебно-методической и материально-технической базы имел одну цель — превратить молодое высшее учебное заведение в действительный храм знаний, который и по форме, и по содержанию отвечал бы этому высокому определению. Особенно удачными оказались последние пять лет, когда были построены, введены в эксплуатацию и переданы университету учебно-лабораторные корпуса электротехнических и сельскохозяйственных факультетов. Сегодня на одного студента дневного отделения приходится учебно-лабораторной площади 12,6 м2 и учебно-научного оборудования на 4,3 тыс. рублей. Солидная техническая оснащенность позволяет большинству выпускников естественных и инженерно-технических факультетов и части гуманитариев покидать стены вуза и вступать в профессию компьютерно грамотными. В реализации идеи непрерывной компьютеризации учебы достигнут высокий показатель — 50—60 часов машинного времени в год на одного студента. И конечно же, техническая вооруженность облегчает и оптимизирует процесс усвоения знаний, ведь здесь в тесном союзе работают мышление и память самого человека и его надежного помощника — машины современного поколения.
Все годы своего существования университет отдавал приоритет качеству знаний специалистов. И определял в этой области резервы внутренние и внешние. Что касается первых, то они целиком зависят от университета: его технической и методической оснащенности, уровня квалификации преподавательского корпуса. А вот чтобы задействовать внешние резервы, уни-
верситет взял на себя формирование контингента абитуриентов. Он активно пошел навстречу средней и профессиональной школе, преследуя цель повысить интеллектуальный рейтинг поступающих в вуз. Ученые и преподаватели приняли самое непосредственное участие в организации и развитии нетипичных средних и средних специальных учебных заведений — гимназий, лицеев, академических классов, колледжей; находили одаренных ребят, определяли их природные наклонности и под них индивидуализировали, насколько это было возможно, учебный процесс.
Другой эффективный рычаг — организация курсов подготовки к .поступлению в вузы для рабочей и сельской молодежи. Идея эта родилась в стенах университета, и весь его коллектив причастен к ее реализации. Причем преподаватели обучали будущих абитуриентов с выездом на места — на базе школ, училищ, техникумов в Ко-вылкине, Ардатове, Краснослободске, Атяшеве, Зубовой Поляне, Больших Березниках. За три последних года учебно-консультативную помощь на курсах получили 7,5 тыс. абитуриентов, половина из них стала впоследствии студентами. Заблаговременная работа на свой же собственный экзаменационный конкурс позволила университету заметно повысить интеллектуальные возможности формируемого студенческого контингента и ставить перед ним в ходе учебного процесса более сложные задачи.
Спектр профессий, которые дает университет, необычайно широк. Из-них самые массовые — преподаватель, врач, экономист, инженер, аграрник. Для студента планы предполагают недельную нагрузку в 30 — 35 академических часов, индивидуальную и самостоятельную работу, продолжительную по срокам практическую подготовку и два вида итоговой аттестации — госэкзамен по специальности и защиту дипломной работы. Этот учеб-но-методический конвейер гарантирует всем, кто через него проходит, оптимум профессиональных — теорети-
ческих и практических — знаний, пригодных для трудовой деятельности. Но апробированная схема обучения будущих специалистов не является догмой. Она дополняется индивидуальными формами подготовки, которые учитывают интересы и склонности особо одаренных студентов. Прирост новых знаний требует адекватной модернизации форм учебного процесса. Последний все шире и смелее вбирает нестандартные приемы и способы, ситуационные и ролевые игры, метод «малых групп», программированный контроль, рейтинговую систему оценки знаний студентов. Практическая сторона учебы в университете необычайно широка и разнообразна. Как минимум четырежды за время пребывания на дневном отделении студент проходит учеб-но-производственную, педагогическую и преддипломную практику.
Венчает учебный процесс в университете итоговая аттестация. Сдача госэкзамена, написание и защита дипломных работ — это прежде всего проверка мышления студента, его теоретических и эмпирических знаний. Поскольку тематика работ — явление подвижное, динамичное, кафедры университета ежегодно пересматривают ее с целью обновления с учетом изменившихся потребностей в политической, экономической, социальной и духовной сферах общественного бытия. Другой критерий — непосредственная связь с госбюджетными и хоздоговорными исследованиями, заявками предприятий, с решением конкретных прикладных задач по месту будущей работы дипломников. Большинство дипломных работ (проектов) рекомендуется полностью или частично к изданию, внедрению, участию в конкурсах. В 1990 г. каждая седьмая, в 1991 — каждая девятая дипломная работа рекомендована к внедрению. Каждая третья из этих работ уже приносит прибыль трудовым коллективам.
Есть у университета и другое призвание — быть храмом науки, работать на интеллект республики. Мордовский университет, замышлявшийся как периферийный (в хорошем смысле) вуз,
жестко завязанный на потребности динамично развивающегося региона, со временем перерос эти рамки. И прежде всего — в научной сфере. На его примере можно констатировать, что стойкие прежде понятия «столичная» и «провинциальная» наука стали условной вещью. Грани между ними по масштабам проблем, уровню разработки и ее результативности во многом нивелируются.
За прошедшие годы университет превратился в один из крупных научных центров Нечерноземной зоны Российской Федерации. Доверие большой науки к региональному вузу, освоившему передовую научную технологию, подтверждается фактами далеко не местного значения. Университет руководит реализацией межвузовских научно-технических программ «Агро-комплекс», «Человек и свет», научно-практической программы «Регионоло-гия», на его базе функционируют головные советы по проблемам агропромышленного комплекса и регионо-логии.
f
В реализации научного потенциала университета четко проглядывает триединство фундаментальных исследований, прикладных разработок и наукоемкого производства. Политехническая структура вуза формирует, естественно, и характер исследований. Он, как сказал бы много лет отдавший университету великий филолог М. Бахтин, необычайно полифоничен — ученые вуза разрабатывают 40 комплексных целевых программ- «Человек и окружающая среда», «Магнитные жидкости», «Физика высоких энергий», «Радиационная биология», «Катализаторы и малотоннажные материалы», «Биосистемы», «Надежность конструкций», «Системы автоматизированного проектирования», «Здоровье», «Реактив», «Народы России: возрождение и развйтие», «Высшая школа России», «Экология и охрана природы Российской Федерации», «Информатизация России», «Университеты России» и т. д. Их содержание гармонично синтезирует проблемы определяющих направлений общественного развития.
» ." > 1 с
Фундаментальные исследования/ ведутся параллельно, с прикладными. Причем действует полный цикл научно-производственной деятельности, состоящий из четырех этапов: исследование — разработка —внедрение — серия, ставший возможным после того, как в вузе заработали экспериментально-опытное производство и конструкторско-технологический отдел. Новый импульс научно-производ-
г
ственный конвейер университета получит с пуском экспериментального завода, который позволит заметно увеличить выпуск малых серий приборов, установок и машин для хозяйственного
комплекса.
)
Рожденная в стенах вуза наукоемкая продукция имеет потребителей во всех регионах страны. Серьезную конкуренцию выдерживают прецизионные источники питания, автоматизирован-
< п Г4 !
ные классификаторы параметров силовых полупроводниковых изделий, электротехническая аппаратура с испарительным охлаждением, квалиметры резисторов, различные типы электронной пускорегулирующей аппаратуры для люминесцентных ламп. Целый сериал полезных разработок получил от ученых университета аграрный сектор республики. Многие виды новой техники рекомендуются для коммерческой реализации за рубежом. Во Всероссийском выставочном центре за последние пять лет университет продемонстрировал 49 экспонатов и получил 16 медалей.
Духовность как социальный феномен/ ее особый в России генезис, специфический статус, своеобразное воплощение в модели общественного устройства интегрировались в исследованиях ученых-гуманитариев. Философы, историки, юристы, социологи нацелены на изучение динамикй социальной структуры общества, развития межнациональных отношений, становления правового государства. Российская интеллигенция в лице своей передовой части — ученых сталкивается с жесткой необходимостью заняться поиском ответа на вопрос, как трансплантировать без зловещих социаль-
ных катаклизмов русскую идею национально-государственного развития в * общее русло мировой цивилизации. Основное оружие ученого-гуманитария — слово, идея, гипотеза, теория, позволяющие «вычислить» истину и обосновать подходы к ней. Но все чаще духовные исследования в университете заканчиваются выходом в жизнь, что является самой авторитетной аргументацией правильности выбранного пути. В частности, у ученых-экономистов давно назрела идея перестройки
л
системы управления и создания нового хозяйственного механизма в промышленном и аграрном секторах. Результатом их исследований стали оригинальные методики перехода производственных подразделений на хозяйственный расчет и арендные отношения.
Творческое содружество ученых Мордовского университета с коллегами из отечественных и зарубежных вузов нашло предметное выражение в 90 заключенных договорах о научно-техническом сотрудничестве. На базе университета часто проводятся, научные конференции, подтверждая его высокое интеллектуальное реноме в стране и особенно в Нечерноземье. К тому же мордовская наука часто получает заграничную визу: наши ученые активна участвуют в международных симпозиумах.
При университете создан Региональный межотраслевой центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства. В его состав* входят 4 факультета: ФПК преподавателей вузов, ФПК организаторов народного образования, ФПК руководителей и специалистов промышленности и строительства, ФПК руководящих кадров колхо-хозов и совхозов и специалистов сельского хозяйства, а также отделение «Стандартизация и метрология». За пять лет работы РМЦПК повысили квалификацию около 5 тыс. руководителей и специалистов народного хозяйства из разных регионов Российской Федерации.
Рубеж веков стал переломным для страны. Многое изменилось — в обра^
зе жизни, социально-экономическом укладе, психологии людей. Не явилась исключением и высшая школа. Долгие годы университет был научно-педагогической «деталью» административно-командной системы со всеми вытекающими отсюда последствиями. Три с половиной десятилетия он исправно выполнял госзаказ на профессиональные знания, носителями которых являлись,. подготовленные им специалисты. В каком качестве и количестве — тоже решали наверху, оставалось лишь исполнять разнарядку. Кадры, финансы, разработки, эксперименты — все, чем :жил вуз, направлялось из центра.
Теперь нормированная жизнь высшей школы осталась в прошлом. Плановое ее начало сменилось рыночным. Главный заказчик — государство, оно же — основной плательщик предоставило вузам автономию. И вписаться высшей школе в новое социально-экономическое бытие непросто. Чтобы выжить, вузу надо искать надежных заказчиков на специалистов высшей квалификации и зарабатывать средства на существование. Первый шаг к рынку сделан — начала функционировать контрактно-договорная система обучения студентов. Хорошее образование стоит дорого. Эту истину мы только сейчас познаем. Хорошая наука стоит «ще дороже. Рынок научных ¡идей — второй источник интенсивного саморазвития университета. Подходы к нему уже сделаны. В структуре вуза действуют 15 малых научно-внедренческих предприятий, 5 научно-производственных кооперативов, филиал совместного советско-финского предприятия «ЭВМ-Фредрикссон». Их разработки приносят немалый доход и пополняют бюджет вуза.
Итак, Мордовский университет за сравнительно небольшой период своей жизнедеятельности накопил немалый позитивный капитал. Однако было бы наивно утверждать о беспроблемности нашей многообразной университетской жизни. Известно, что высшее образование, как, впрочем, и информационно-воспитательная деятельность вооб-
ще, не может быть свободным от своего времени. Оно отразило в себе все особенности тоталитаризма, явившись детищем и одновременно условием воспроизводства административно-командной системы в нашей стране. Основанная на муштре, зубрежке и воспроизводстве информации по принципу «выучил — ответил», эта система могла быть оправдана в годы ликбеза, масштабного развития среднего специального и высшего образования, когда широкие слои населения шли от незнания к знанию. Но на современном этапе такой подход стал анахронизмом, элементом механизма торможения. Между тем и сегодня многие преподаватели преподносят (и это не вина их, а бе-
4
да) достижения науки не как живое движение человеческого разума, а как готовую продукцию, статичную информационную совокупность, которую необходимо лишь зазубрить.
Современная модель высшей школы, тем более университета, предполагает, чтобы учебный процесс подчинялся не столько задаче информационного насыщения, сколько формированию творческого мышления (естественно, на базе накопленного эмпирического материала), развитию интеллектуального потенциала. Такой качественно новый подход требует от нас радикальной реконструкции всех звеньев учебного процесса.
Немало проблем ставят перед нами складывающаяся рыночная экономика, взятый курс на переоценку общечеловеческих ценностей, преодоление политического догматизма, идеологического начетничества и т. д. Словом, отдавая должное пройденному пути, мы осознаем наличие множества трудных задач, для решения которых потребуется максимум усилий всех учебно-научных и хозяйственных подразделений коллектива университета.
В. А. БАЛАШОВ, доктор исторических наук, проректор по учебной работе, П. Н. КИРИЧЕК, кандидат исторических наук