Научная статья на тему 'Восстановление исторического образования в Томском педагогическом институте (1986-1991 годы)'

Восстановление исторического образования в Томском педагогическом институте (1986-1991 годы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Restoration of the Historical Education in Tomsk State Pedagogical Institute (1986-1991)

The article presents some results of the research, particularly when and why the training of history teachers was stopped in Tomsk State Pedagogical Institute, when and why the historical education was restored in Tomsk State Pedagogical institute. The author focuses on the process of student competitive selection for a newly opened history department, the description of the chairs teaching staff, the organization of the teaching process and scientific work. The narrative stops on the date when the History department was reorganized to the History Faculty.

Текст научной работы на тему «Восстановление исторического образования в Томском педагогическом институте (1986-1991 годы)»

К 100-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ТОМСКОГО

» Я ШЩ А pfc ШШШ! I'll Б

I if V) 1о 1-/{ I кI—IHf II Г ]

sJXjj f^rxr \J I DLnrivl \J

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Л.И. Боженко

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ТОМСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ (1986—1991 ГОДЫ)

Томский государственный педагогический университет

Поскольку в данной статье речь пойдет о том, когда и как в Томском педагогическом институте произошло знаменательное событие - было восстановлено историческое образование, подготовка учите-лей-историков, то надо сказать о том, когда она была прервана. И сказать об этом конкретнее, так как существуют. по крайней мере известные автору данной статьи, две точки зрения. Так, в книге «Томский государственный педагогический университет» (Томск, 1995. С. 22) утверждается, что «в 1953 году... исторический факультет (на самом деле историческое отделение. - Л.Б.).,. был передан в состав Томского государственного университета», а в воспоминаниях выпускника пединститута 1953 г. Л .Д. Ефа-нова утверждается, что «выпуск 1953 г. оказался последним для историков пединститута».

Как будет показано ниже, историческое образование в Томском педагогическом институте прервалось в 1955 г., точнее-после окончания 1954/55 уч. г. Что представляло в это время историческое отделение историко-филологического факультета пединститута?

В 1955 г. в составе Педагогического института было 5 факультетов, в том числе историко-филоло-гический, деканом которого много лет, с марта 1942 г., был историк, доцент, кандидат исторических наук Георгий Васильевич Трухин. На факультете к этому времени было два отделения - историческое и русского языка и литературы. На историческом отделении обучалось значительное по тем временам число студентов - 130 на очном и 283 на заочном отделениях или всего 413 студентов-историков. В 1955 г, историческое отделение сделало последний выпуск -37 студентов очного обучения и 12 заочного, т.е. 49 студентов-историков [1]. На единственной в то время кафедре исторического отделения ИФФ - кафедре истории (заведующий Г.В. Трухин) работали

7 штатных сотрудников, б из которых имели ученые степени и ученые звания. На историческом отделении проводилась, без преувеличения, большая учебно-методическая, научно-исследовательская и политико-воспитательная работа. Историки активно готовились к новому набору 1955 г.. который обещал быть «урожайным» - в этом году был, как и всегда в предыдущие годы, большой конкурс - на 50 мест было подано 180 заявлений [2].

И вот в это время появляется приказ № 175 по ТГПИ от 26 сентября 1955 г., в котором без объяснения причин было сказано, что «наосновании при-ка:» Министерства просвещения РСФСР № 644 от 17 сентября с.г.» надо «освободить доцента Трухи-на Г.В. от занимаемой должности декана историко-филологического факультета с 27 сентября 1955 г: в связи с передачей исторического отделения пединститута в Томский государственный университет» [3]. Вскоре, 12 октября 1955 г., был подписан новый приказ но ТГПИ № 186, в котором директор института, «во исполнение приказа по Министерству высшего образования СССР и Министерству просвещения РСФСР № 963 от 27 сентября 1955 г. об объединении с 1 октября 1955 г. исторического отделения Томского педагогического института с историческим факультетом Томского университета», приказал перевести с 1 октября 1995 г. студентов исторического отделения пединститута в Томский университет в следующем составе: 130 студентов I и IV курсов стационарного обучения и 274 студента I-V курсов и 9 студентов, допущенных к государственным экзаменам по заочному отделению, т.е. всего 413 студентов-историков. По этому же приказу освобождались от работы в пединституте преподаватели кафедры истории историко-филологического факультета Г.В. Трухин, С.С. Григорцевич, B.C. Флеров, Г.И. Пелих (Выдевко), P.M. Меч ни ко-

Л. И. Боженко. Восстановление исторического образования в Томском педагогическом...

ва и А.И. Попова «в порядке перевода в Томский университет». Пединститут передавал на баланс университета учебники, учебные пособия и учебное оборудование кабинета истории, учебники, находившиеся в библиотеке, а также всю учебную документацию - учебные планы, программы, учебные карточки студентов, экзаменационные ведомости [4].

Вся большая и кропотливая работа по переводу студентов и преподавателей и передаче материальных ценностей и личных дел была закончена, как и предписывалось, к 20 октября 1955 г. Исполнявший обязанности ректора Томского университета профессор В.А. Пегеяь и директор Томского пединститута доцент И.С. Карпенко сообщили в Министерство просвещения РСФСР и Министерство высшего образования СССР о том, что «при объединении исторического отделения Томского педагогического института с историческим отделением Томского государственного университета Томскому университету передано: 130 студентов дневного отделения специальности «история», 8 единиц профессорско-преподавательского состава (включая 2 вакантные ставки) и 1 единица учебно-вспомогательного персонала -лаборанта» [5].

Естественно возникает вопрос - что стало причиной. по которой историческое отделение историко-филологического факультета Педагогического института было закрыто? Свидетель и очевидец тех событий. выпускник исторического отделения ИФФ пединститута Л.Д. Ефанов, предполагает; что «кому-то показалось, что в школах области слишком много историков». В середине 50-х гг. действительно имел место некоторый избыток преподавателей истории в школах, особенно городских, однако это был настолько кратковременный период, что и говорить об этом не стоило. Возможно, были и другие причины, по которым в середине 50-х гг. в Педагогическом институте прекратили подготовку учителей истории, например необходимость укрепления отдельных вузов и факультетов или желание избежать параллелизма в подготовке педагогических кадров, в частности историков. Но так или иначе, это, далеко не бесспорное решение о передаче исторического отделения историко-филологического факультета Томского педагогического института в Томский университет, стало началом длительного перерыва в подготовке историков в стенах старейшего педагогического вуза Западной Сибири.

Возродилось историческое образование в Педагогическом институте только в середине 80-х гг.

Это было примечательное время, когда в стране начался новый процесс, который был назван перестройкой, когда начался крутой поворот советской политики, совершенный в 1985 г. Была поставлена большого программного значения задача ускорения экономического и социального развития страны, выдвинувшая целый комплекс проблем и в области об-

разования, и как главную - дальнейшее совершенствование системы высшего образования. Перед высшей школой была поставлена задача подготовки высококвалифицированных, компетентных кадров. Причем особо было указано на то, что научно-педагогические коллективы вузов должны проявлять заботу о подготовке высококвалифицированных учителей для общеобразовательной и профессиональной школы, т.е. о подготовке тех кадров, которым поручалось решать весьма важную задачу создания предпосылок для развития и духовной жизни, и материального производства.

Конкретные задачи, которые были связаны с ходом этой перестройки и средней и высшей школы, с проблемами коренного повышения качества подготовки специалистов и их рационального использования, нашли свое выражение в принятом в 1988 г, постановлении «О ходе перестройки средней и высшей школы и задачах партии по ее осуществлению» [6]. Учитель, преподаватель учебного заведения был назван решающей фигурой перестройки всей системы образования, от знаний, педагогического мастерства, идейной убежденности которого во многом зависел успех намеченных преобразований.

Весомую роль в решении названных проблем должны были играть педагогические учебные заведения, прежде всего педагогические институты, в том числе и Томский пединститут. Он был призван не только подготовить новые кадры учителей истории, которых в это время в школах Томска и области остро не хватало, но и подготовить учителей по новым направлениям, которые находятся на стыке специальностей. Исторический факультет Томского университета, имея несколько иные задачи, не мог обеспечить кадрами учителей школы области, особенно сельские, поэтому с целью скорейшего и достаточного обеспечения сельских школ учителями истории, их лучшей методической подготовки и было решено начать на факультете иностранных языков пединститута подготовку студентов по специальности «история и иностранный язык». Решение это было связано также и с тем особым вниманием, которое было проявлено в середине 80-х гг. к проблеме так называемых малокомплектных школ. С учетом всех этих обстоятельств весной 1986 г. был подписан приказ по Томскому педагогическому институту за № 39/4 от 18 апреля 1986 г, «О порядке приема в институт в 1986 г.», которым объявлялся конкурсный отбор на несколько групп специальностей, в том числе на дневное отделение по новой специальности «история и иностранный язык» [7].

В июле ректоратом пединститута был утвержден список слушателей, зачисленных на летние подготовительные курсы, желавших поступить в пединститут по специальности «история и иностранный язык». После того как были проведены вступительные экзамены и принято решение приемной комис-

сией, произошло зачисление на первый курс факультета иностранных языков. По специальности «история и английский язык» вне конкурса, по направлению ОНО Томской области зачислили 14 абитуриентов, по общему конкурсу, имеющих стаж два года и более, - 2 и не имевших двухлетнего стажа - 9, всего 25 абитуриентов. По специальности «история и немецкий язык»: вне конкурса, по направлению ОНО - 14 абитуриентов, по общему конкурсу, имевших стаж два года и более, - 2, не имевших двухлетнего стажа - 9, всего тоже 25 абитуриентов. Для ведения педагогической работы по новой специальности были приняты на должности преподавателей Владимир Петрович Бойко, Сергей Иванович Толстое, Юрий Николаевич Шевченко и Валентина Алексеевна Соловьева. Вся организационная и учебно-методическая работа по новой специальности была поручена общеинститутской кафедре истории КПСС [8].

Через два года после восстановления в институте подготовки учителей-историков, в 1988/89 уч. г., когда 100 студентов-историков I и II курсов перешли на III курс, в соответствии с приказом Министерства просвещения РСФСР и решением совета пединститута на факультете иностранных языков с 15 июня 1988 г. была открыта кафедра истории СССР. Заведующим кафедрой с 25 августа 1988 г. стал избранный по конкурсу на эту должность Леонид Иванович Боженко. До этого он работал в Томском государственном университете, где прошел путь от студента до профессора, доктора исторических наук, заслуженного работника культуры РСФСР.

В состав новой кафедры вначале вошли кандидаты исторических наук, старшие преподаватели Владимир Петрович Бойко, Галина Гавриловна Супры-гина, Татьяна Анатольевна Чухно и ассистент Сергей Иванович Толстов. Кроме того, на преподавательскую работу на условиях почасовой оплаты на кафедру были приглашены из университета кандидаты исторических наук Виктор Моисеевич Мучник и Ирина Юрьевна Николаева, преподаватель подготовительного отделения Александр Владимирович Криворотое и научные сотрудники Валентина Алексеевна Соловьева и Фридрих Иосифович Мец [9]. В последующие три года в состав штатных сотрудников кафедры истории СССР, кроме названных преподавателей, были приняты кандидаты исторических наук Юлия Моисеевна Мучник, Александр Васильевич Гезь, Александр Васильевич Золотых и ассистент Ольга Васильевна Зарубина. Почасовиками, кроме названных, работали преподаватели и сотрудники из университета - ТА. Бяликова, А.И. Савкин, А.Г. Тимошенко, А.П. Котляров, а также О.В. Шуш-панова и Е.Е. Ситникова. Уместно особо подчеркнуть, что все без исключения сотрудники кафедры, как штатные, так и совместители, имели базовое университетское историческое образование, и эта общ-

ность их «происхождения» позволяла коллективу кафедры выработать единый взгляд на проблемы вузовского исторического образования. К этому можно добавить и то, что и научная квалификация преподавателей, имевших ученые степени и ученые звания, точно соответствовали преподаваемым ими дисциплинам.

Обучение студентов исторического отделения, образованного на факультете иностранных языков, начало осуществляться на основе «Учебного плана» по специальности 2108 «история» с дополнительной специальностью «иностранный язык», принятого 20 мая 1985 г. и утвержденного Министерством высшею и среднего специального образования СССР. Учебный план предусматривал подготовку квалифицированных специалистов, учителей истории, обществоведения и иностранного языка.

Поскольку объем журнальной статьи строго ограничен, не будем вдаваться в подробный анализ учебного плана, отметив только самое главное. Прежде всего то. что круг дисциплин по истории, по которым обучали студентов, стал по сравнению с предыдущими учебными планами более значительным. По разделу отечественной истории это были курсы лекций и семинарские занятия для студентов I—III курсов по истории СССР с древнейших времен и до настоящего времени, курсы лекций по историографии истории СССР, археологии СССР и вспомогательным историческим дисциплинам с выделением особо дисциплины «историческое краеведение». Достаточно полно в учебном плане была представлена всеобщая история - история древнего мира, история средних веков, новая и новейшая история стран Европы и Америки, новая и новейшая история стран Азии и Африки, историография новой и новейшей истории. Кроме того, на старших курсах студентам предлагалось несколько исторических дисциплин по их выбору (спецкурсов), а также курс лекций и семинарские занятия по методике преподавания истории. В соответствии с учебным планом проводились занятия по дисциплинам дополнительной специальности «иностранный язык» (которыми были английский и немецкий), причем проводились они профессионалами - преподавателями кафедр факультета иностранных языков: теоретической грамматике, лексикологии,теоретической фонетике, истории литературы страны изучаемого языка (Англии и Германии) и страноведению. За время обучения на историческом отделении ФИЯ студенты-историки с I по V курс должны были пройти несколько практик - учебную, педагогическую, музейную и археологическую. Завершая обучение, студенты-историки сдавали в Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) государственные экзамены по научному коммунизму, истории СССР, иностранному языку и педагогике с методикой преподавания истории. По решению совета факультета отдельным студен-

Л.И Боженко. Восстановление исторического образования в Томском педагогическом.

там, проявившим способности к научно-исследовательской работе, разрешалось защищать дипломную работ)'.

Учебный план специальности «история и иностранный язык» отличало то, что в нем более широко и разнообразно был представлен цикл общественных наук, включавший общевузовские дисциплины, -историю КПСС, марксистско-ленинскую философию, политическую экономию, основы научного коммунизма, основы марксистско-ленинской этики и эстетики, логику. Вызвано это было тем, что в рассматриваемый период партия и правительство в своих решениях обратили самое серьезное внимание на необходимость повышения успеваемости студентов по общественным наукам, более глубокого, творческого изучения трудов классиков марксизма-ленинизма - К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, важнейших документов Коммунистической партии, международного коммунистического движения. В этом тогда виделась одна из самых ответственных задач, которые должны были стоять перед руководством и общественными организациями факультетов, перед общевузовскими кафедрами, проводившими занятия по предметам цикла общественных наук.

Особое место среди общественных наук, преподаваемых студентам исторического факультета, отводилось истории КПСС. Значимость изучения ими истории партии заключалась в том, что оно помогало раскрывать характер марксизма-ленинизма в самой тесной связи с деятельностью трудящихся, советского народа, возглавляемого Коммунистической партией. В целом же преподавание цикла социально-экономических дисциплин было нацелено на то, чтобы научить студентов-историков пользоваться марксистско-ленинским методом познания и преобразования действительности, привить им умение применять его в своей практической деятельности. Учебный план специальности «история и иностранный язык» предполагал также проведение со студентами-историками занятий по таким полезным для будущего учителя предметам, как советское право, вычислительная техника и технические средства обучения, возрастная физиология и школьная гигиена, психология и педагогика. Однако при всей значимости и чужности всех названных общевузовских дисциплин для подготовки специалиста-историка они занимали, т наш взгляд, непропорционально большое место в /чебном процессе.

С 1989/90 уч. г. кафедра истории СССР стала ра-зотать по обновленному учебному плану. Действу-ощий учебный план по предложению заведующего сафедрой был уточнен, дополнен и утвержден уче-шми советами факультета и института. Изучение ¡стории СССР было продлено до IV курса включительно с целью приблизить его к государственному кзамену по специальности. С этой же целью курс (сториографии отечественной истории был увели-

чен по объему и перенесен с IV на V курс. В программу учебных занятий были включены курсы «История отечественной и мировой культуры» и «Археология» и исключены, как ненужные, курс «Методика преподавания обществоведения» и курс «Политическая история XX века», который в значительной степени дублировал отечественную и всемирную историю нового и особенно новейшего времени. Был также несколько сокращен объем недельной нагрузки по некоторым другим дисциплинам кафедр общественных наук в пользу основной специальности - отечественной и всеобщей истории. При внесении изменений и дополнений в учебный план не нарушалась преемственность и перспективность в подготовке специалистов-историков. Новый план давал более широкие возможности для реализации главной цели и задач обучения по более полному удовлетворению потребностей студентов в получении современного качественного образования.

Узкб во второй учебный год, 1989/90, преподавательская деятельность кафедры истории СССР расширилась, распространившись на новое подразделение пединститута - биолого-химический факультет, где было принято решение провести на географическом отделении дополнительный набор группы студентов (25 человек) для обучения их по новой специальности - «география» со специализацией «история» с последующим присвоением выпускникам квалификации «учитель географии и истории». Учебный план по этой специальности в разделе дисциплин специализации включал все общие курсы по отечественной истории: историю СССР с древнейших времен и до настоящего времени (с I по IV курс), историю древнего мира (I курс), историю средних веков (II курс), новую и новейшую историю стран Европы и Америки и стран Азии и Африки (III и IV курсы). Кроме этих общих курсов но истории, со студентами IV курса проводились занятия по методике преподавания истории, а на выпускном курсе - по историографии отечественной истории. Предусматривались также прохождение педпрактики и сдача в Государственной экзаменационной комиссии государственного экзамена по отечественной истории.

Чтобы проводить лекционные и семинарские занятия по истории, кафедре были выделены необходимые аудитории, хотя часть их не была рассчитана на курсовые занятия с полными академическими студенческими группами. За кафедрой закрепили кабинет отечественной и всеобщей истории, который имел небольшой книжно-журнальный фонд, совершенно недостаточный для подготовки к семинарам и экзаменам и подготовки контрольных и курсовых работ. Кафедра, ее сотрудники, число которых медленно, но увеличивалось, ютились в маленькой комнате, что вызывало большие трудности в общении

заведующего и преподавателей со студентами, в работе с аспирантами, в проведении консультаций и собеседований. Оставляло желать лучшего материально-техническое обеспечение кафедры.

Однако, что касается учебного процесса, то в целом он был обеспечен с точки зрения методической. По всем без исключения дисциплинам учебного плана сотрудники кафедры самостоятельно разработали новые учебные программы, учебно-методические у казания и рекомендации по проведению семинарских занятий с учетом нового актуального исторического материала. Рабочие программы составлялись с таким расчетом, чтобы они удовлетворяли тем требованиям, которые предъявляются к полноте и системности преподаваемых дисциплин, и были адаптированы к условиям и особенностям педагогического вуза. Программы по отечественной и всеобщей истории от I до IV курса согласовали и «состыковали» таким образом, что никакого дублирования курсов не было.

С целями и задачами учебной и методической подготовки кадров учителей истории в рассматриваемый период были согласованы организация и проведение различных практик - трех непрерывных, одной воспитательной и двух учебных. В течение ! 988-1991 гг. были проведены: на НИ курсах- концентрированные непрерывные недельные педпрактики. на IV курсе - трехнедельная и на V курсе -двухмесячная учебные педагогические практики в школе по истории и иностранному языку. Кроме того, для студентов I курса проводились археологическая, архивная и краеведческая практики, а на Ш и IV курсах - инструктивный пионерский лагерь.

Кафедра истории СССР большое значение придавала организации самостоятельной работы студентов, хотя с методической точки зрения эта часть учебного процесса, имевшая до середины 50-х гг. богатые традиции, являлась недостаточно отработанной, методически обеспеченной. На первых порах деятельности кафедры истории СССР не были даже определены все возможные формы контроля за самостоятельной работой студентов - графики, отчеты и т.д. Если говорить об индивидуальной работе со студентами, то она преподавателями кафедры проводилась регулярно, 2 ч в неделю, согласно составленному на кафедре графику. Отведенное для индивидуальной работы время использовалось главным образом для работы со слабо успевающими студентами, а также с работавшими по индивидуальному плану (свободному расписанию).

Что касается уровня знаний и умений студентов по историческим дисциплинам кафедры, то он выявлялся в различных формах. С первых дней жизни кафедры были разработаны и стали активно применяться контрольные задания по всем дисциплинам, сложность которых соответствовала рабочим программам. Каждый учебный год проводились конт-

рольные срезы знаний студентов по специальности «история» в объеме средней школы. С целью контроля за самостоятельной работой студентов по всем общим курсам и историографии проводились письменные контрольные работы или рефераты, которые помогали выявить степень усвоения студентами дискуссионных и теоретических проблем курса и понятийного аппарата, умение излагать материал. Контрольные работы оценивались или дифференцировались оценкой или зачетом. Показателем уровня знаний и умений студентов являлись курсовые работы, выполняемые студентами под научным руководством опытного преподавателя. Уровень знаний студентов по истории, и отечественной и всеобщей, выявлялся также в ходе коллоквиумов и индивидуальных собеседований. Однако основной формой проверки знаний были по-прежнему курсовые и государственные экзамены.

В июне 1991 г. были проведены первые для историков пединститута после восстановления исторического образования государственные экзамены и сделан первый после большого перерыва выпуск историков, которые сдавали экзамен по специальности - «история СССР». Председателем Государственной экзаменационной комиссии был утвержден С.Ф, Фоминых - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой современной отечественной истории Томского университета. Итоги госэкзамена и общий отчет председателя ГЗК были обсуждены на заседании кафедры. В отчете председателя отмечено, что госэкзамен по истории СССР сдан в целом успешно: качественный показатель составил 70 %, а абсолютный - 100 %. 24 студента-историка получили дипломы о высшем историческом образовании, одна из выпускниц, Ольга Межнова, получила диплом с отличием. Вместе с тем в отчете председателя ГЭК отмечены и недостатки целого ряда ответов, главными из которых были слабое знание конкретно-исторических фактов или знание их, но неумение их объяснять и делать выводы.

Студенты-историки имели право подготовить и защитить на заседании ГЭК выпускную диплшную работу при условии замены дипломной работой одного госэкзамена по той дисциплине, по которой написана дипломная работа. Это право предоставлялось студентам, которые, по заключению совета факультета, проявили способности к научно-исследовательской работе. Однако до 1994 г. дипломные работы по кафедре не выполнялись, и причины тому разные. Прежде всего, учебный план не давал студенту возможности подготовить дипломную работу, которая бы соответствовала высоким требованиям, предъявляемым к ней как к научно-исследовательс-кой работе. Всего только двух курсовых работ, предусмотренных учебным планом, было явно недостаточно. К тому же выпускник не получал сцециаль-

JIM. Найбороденко. Дом. Песляка - первый временный учебный корпус Томского учительского.

ного времени для работы над дипломным сочинением, а для дипломной по истории - это обязательное условие.

Таким образом, первые пять лет осуществления подготовки учителей-историков и первый их выпуск

после восстановления исторического образования свидетельствовали о том, что историческое образование в Томском государственном педагогическом университете не только оправдалось, но и имело хорошую перспективу своего дальнейшего развития.

Литература

1. Государственный архив Томской области (ГАЮ). Ф.Р-566. Оп. 1. Д. 225. Л. 6-7: Д. 97. Л. 65; Архив ТГПУ (АТГПУ). Ф. 566. Оп. 1а. Д, 32. Л. 25-29, 40-41: Оп. 2. Д. 323. Л. 52-55, 84.

2. ГАЮ. Ф.Р-566, Оп. 1. Д. 228, Л. 44.

3. АТГПУ. Ф. 566. Оп, 2. Д. 323. Л. 33.

4. Там же, Л. 51-56; ГАТО. Ф.Р-566. Оп, 1, Д, 97. Л, 64-68,

5. ГАТО, Ф.Р-566. Оп, 1. Д, 97. Л. 64 (Справка на контингент и фонд заработной платы профессорско-преподавательского состава исторического отделения ИФФ ТГПИ, передаваемого Томскому государственному университету с 1 октября 1955 г.),

6. Правда, 1988, 20 февр.

7. АТГПУ. Ф, 566. Приказы ректора. 1986 г, Л. 67.

8. Там же, Л. 41-42, 232, 239, 242-243,

9. Там же. Приказы ректора, 1988 г. Л. 157, 159, 161, 222, 233, 244.

Л.М. Найбороденко

ДОМ ПЕСЛЯКА - ПЕРВЫЙ ВРЕМЕННЫЙ УЧЕБНЫЙ КОРПУС

ТОМСКОГО УЧИТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА

(1902-1904 ГОДЫ)

Томский государственный педагогический университет

Вопрос о здании, где сто лет назад 26 сентября 1902 г. при большом стечении почтенной педагогической публики торжественно открылся Томский учительский институт (ТУИ), в исторической литературе мало освещен. Интересен же он с многих точек зрения: почему избрали именно этот дом для ТУИ, кто был его настоящим хозяином, является ли дом по улице Никитина, 15 действительно домом, где открылся ТУИ, какова его архитектурная ценность, что представляет он собой сейчас и др. Главное же в том, что с этим домом связана частица истории Томского учительского института - предшественника современного Томского педагогического университета.

Первое упоминание в литературе о здании, где первоначально располагался ТУИ, принадлежит сибирскому историку образования, многие годы трудившемуся в Томском пединституте, профессору Ф.Ф. Ша~ махову. В статье, посвященной истории учительских институтов Западной Сибири, он пишет о «взятом в аренду для учебных занятий двухэтажном доме по Никитинской улице» [1]. Как видим, адрес был указан не полный, была названа только улица. Полный адрес удалось обнаружить в документе, судя по всему. неизвестном Ф.Ф. Шамахову, в стенографическом описании празднования открытия Томского учительского института. Этот документ был издан в Томске в типографии ПИ. Макушина в 1902 г., причем

Макушин не был первым в публикации, он перепечатал ценный исторический материал 9-го номера Циркуляров по Западно-Сибирскому учебному округу. Почти сто лет тоненькая книжица Макушинсюго издания переходила из библиотеки в библиотеку, пока не оказалась в редком фонде Томской областной библиотеки им. A.C. Пушкина. Именно в ней удалось обнаружить уточненный адрес, пусть временного, но первого учебного корпуса Томского учительского института, причем с указанием владельца здания. Обратимся к источнику: «Торжество началось в 1 час дня 26 сентября 1902 года. К тому времени в помещение института (по Никитинской улице в доме Песляка № 15), изящно украшенное флагами и зеленью, прибыли приглашенные гости во главе с г. попечителем Западно-Сибирского учебного округа тайным советником М.И. Лаврентьевым...» [2, с. 1].

Прошло время, прежде чем этот дом был обнаружен, надежды на это было мало, ведь истекло почти сто лет. Однако, к счастью, дом по указанному адресу сохранился. Это был старинной постройки из толстых бревен с многочисленными окнами, с подвальным каменным этажом, с красивым крыльцом под железной крышей двухэтажный особняк. Теперь дом жилой, в нем несколько квартир. Беседа с хозяйкой одной из них показала, что дому действительно свыше ста лет, жильцы обращались за

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.