активизации деятельности созданного в университете Института общественных маук, кафедр этики/психологии, эстетики, теории и истории культуры, истории и теории религии и атеизма.
Важную роль в деле подготовки высококвалифицированных специалистов выполняют филиалы профилирующих яафедр: светотехнического факультета—на Çn 0« Лись м а » и НПО «Неон», образующих ед ин ы й у чеб но - научно -производственный комплекс «Свет» ; факультета электронной техники — на ПО «Орбита» и «Электровыпря-.митель»; строительного факультета — на ТСО Мордовстрой, в институтеМор-довгражданпроект; факультета механизации и электрификации сельского хозяйства — на НПО «Нива», в объединениях «Коммунэнерго» и Мордов-автотранс; Рузаевского филиала — на завюдах «Лал» и «Химмаш».
Факультеты и кафедры отрабатывает новый механизм взаимоотношений с отраслями народного хозяйства .региона и базовыми предприятиями. Основополагающими принципами этих взаимоотношений являются частичная компенсация предприятием стоимости подготовки специалиста' тг заключение трехстороннего договора студент — университет — предприятие ~на целевую индивидуальную подготовку. Средства, полученные университетом от предприятий за подготовку специалистов, транслируются в определенном процентном отношении на факультеты
и кафедры и используются ими для укрепления их материально-технической базы. Таким образом, понятия «хозрасчет» и «самофинансирование» реально входят в нашу деятельность*.
У истоков создания и совершенствования инженерного образования в университетет стояли доценты: В. И.-Мака-ров и Д. С. Пилипко — на факультете механизации сельского хозяйства!, В. А. Карташов и С. О. Левков — на строительном, Е. В. Русаков и В. С. Бог-рый — на факультете электронной техники, Ф. С. Казанцев — на светотехническом факультете: Они передали э&га* фету достойным продолжателям лучших традиций,г воспитанникам универ-сйтета профессорам В. П. Селяеву, Г1. П. Лезину, Ю. А. Вантюсову, Б. М. Люпаеву.
Самоотверженно трудятся, отдавая много сил и энергии обучению и воспитанию нового поколения^инженеров,декан факультета электронной"1 техники доцент С. А. Нестерову декан факультета'механизации и' электрификации сельского хозяйства доцент В. В. Кона-ков, декан строительного факультета доцент Л. Н. Невёселый, декан светотехнического факультета ' ' 4 доцент Л. В. Абрамова, директор -Рузаевского филиала доцент А. М. Коленченко.
Темпы и реальные успехи перестройки инженерного 'образования ^значительной степени зависят' от присущих коллективу' преподавателей11 г ушше^си-тета активности и йнициативноста.
ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК НОВОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТА
Кандидат Философских наук А. И: МАРТЫНОВ
19 сентября 1987 года бюро Мордовского обкома КПСС, Совет Министров МАССР и коллегия Минвуза РСФСР в совместном :постановлеййй утвердили
основные направления развития Мор-дойского гбеудар^твейного университета1 имени Н. П. Огарева на периода до 2000 года, 6 которых четко определены
пути перестройки идеологической', воспитательной работы многотысячного коллектива.
Реализуя основные направления развития университета, ректорат и партком повышают требовательность к работе кафедр общественных наук, гуманитарных факультетов как научно-ме-тодических центров использования, развития и пропаганды лучших образцов духовных ценностей мировой и отечественной культуры, на примере которых прежде всего должно строиться воспитание молодежи.
В последние годы центром творчества студенческой молодежи стал университетский Дом культуры. Продолжает совершенствоваться работа музеев, развиваются их материальная база и научно-просветительская работа. Все это создало предпосылки для объединения всех подразделений, призванных повышать роль университета как центра духовной культуры республики, в единую систему — Институт общественных наук. Организационное оформление этого нового структурного подразделения, не имеющего аналогов в высшей школе Российской Федерации, было завершено принятием решения ученого совета университета от 26 сентября 1989 года.
Институт общественных наук объединяет в единый комплекс кафедры общественных наук с их кабинетами и лабораториями, проблемную лабораторию регионологии, лабораторию социологических исследований, центр по интернациональному воспитанию, факультет общественных профессий, Дом культуры и музейный комплекс университета.
Главные задачи Института — управление деятельностью по гуманитарной подготовке и коммунистическому воспитанию студентов, совершенствование работы с кадрами, обобщение и распространение передового опыта. Эти задачи Институт общественных наук реализует, нацеливая профессорско-преподавательский коллектив, сотрудников на качественное повышение уровня учебной, научно-методической работы, научно-исследовательской и
идейно-воспитательной деятельности' обществоведов.
Постоянным рабочим органом Института является ученый совет, который утверждает рабочие программы обществоведческих дисциплин, определяет последовательность их изучения для каждой специальности с учетом непрерывности обществоведческой подготовки студентов, решает вопросы организации учебного процесса на кафедральном и межкафедральном уровнях. В его компетенции рассмотрение вопросов подготовки и издания учебников, учебных пособий и другой учебно-методической документации.
Таким образом, в ходе перестройки преподавания общественных наук в университете Институт общественных наук и его ученый совет призваны обеспечивать возрастающую интеграцию различных отраслей обществоведения, помогая им освобождаться от догматизма, неверных или устаревших понятий, начетничества, заблуждений, вооружать будущих специалистов научным инструментарием исследования реальной действительности и практической деятельности. Перестройка обществоведческой науки ставит новые проблемы, решение которых возможно только благодаря объединению усилий: ученых в системе: «обществоведческая кафедра — факультет», «обществоведческая кафедра — выпускающая кафедра». Так, например, в последнее время нарастает волна противоречивых публикаций в печати. Яркость, образность и острота умозаключений некоторых их авторов нередко уводят студента от научного понимания и.объяснения социально-политических процессов, явлений, нередко порождает нигилизм. При этом студент не видит связи своей будущей специальности, например инженерной, с необходимостью овладения диалектико-матери-алистическим методом познания. Мы должны помочь прийти к пониманию этой связи каждому из наши* питомцев. Перестройка в обществоведении требует смены приоритетов в отношениях обществоведов со студенчеством. Необходимо осваивать конструктивный
диалоговый режим общения, исключив назидание, монолог, поучительство.
Институту общественных наук предстоит большая работа по подготовке научных кадров обществоведов и повышению квалификации профессорско-преподавательского состава, сотрудников, дальнейшему развитию научно-исследовательской работы преподавателей и студентов. Ученый совет ИОН ориентирует обществоведов па систематическое глубокое осмысление наследия Маркса, Энгельса, Ленина, других выдающихся мыслителей, интеллект которых питает современный общественный прогресс. Это поможет не потеряться в потоке противоречивой информации, сохранить и развивать методологическую дисциплину мысли, ибо сегодня часто, чтобы сделать новый шаг вперед, приходится углубляться в фундаментальные основы знаний об обществе, овладевать интеллектуальной си-
лой марксизма-ленинизма в полном ее объеме. Занятия этой наукой вырабатывают в исследователе критичность, объективность, политическую волю, честность и добросовестность. А преданность науке, верность научной истине обеспечивают единство и преемственность обществоведческих поколений, делают их деятельность подвижнической, создают такой нравственный настрой, который даст ускорение педагогическому и научному поиску.
В духовной атмосфере новаторства, коллективного творчества, увлеченности работой, заинтересованности в ее результатах видится перспективность политико-воспитательного воздействия на студенчество. Институт общественных наук делает первые шаги в перестройке преподавания общественных наук, ему предстоит плодотворно служить развитию образования и культуры.
СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Профессор В. П. СЕЛЯЕВ
Научно-технический прогресс и перевод народного хозяйства страны на интенсивный путь развития выдвигают серьезные требования к специалистам, руководителям производства. Для вывода экономики на новый уровень развития нужны специалисты, хорошо знающие современную технологию, методы управления социальными и экономическими процессами. В то же время для ускорения развития экономики необходимо предвидеть характер технологий будущего и уже с учетом - этого готовить кадры.
Мы имеем много примеров в различных отраслях народного хозяйства, когда новые технологии, хорошо отработанные в экспериментально-производственных условиях, оказались неэффективными только потому, что их внедрением занимались неподготовленные люди. В этих условиях повышение уровня квалификация, перепод-
готовка специалистов и руководящих кадров приобретают особое значение.
Решение этих задач призвана обеспечить система повышения квалификации и переподготовки кадров, основными целями которой являются постоянное приведение уровня квалификации работников в соответствие с изменяющимися производственными и социальными условиями, формирование у них высокого профессирнализма, современного экономического мышления, .умения работать в условиях активного внедрения научно-технического прогресса, полного хозрасчета и самофинансирования, развития демократии и самоуправления.
В настоящее время повышением квалификации в регионах занимаются многие учреждения: общество «Знание», Союз научных и инженерных обществ, учебные заведения, средства массовой информации, промышленные
т