электронной техники управляемых математических моделей сложных биологических процессов. Такие автоматизированные комплексы крайне необходимы для исследователей на современном этапе развития биологии.
Университет является основным источником формирования и пополнения корпуса учительских кадров Мордовской АССР. Подготовка учителей в естественном блоке ведется на 5 факультетах: математическом, физическом, химическом, биологическом, географическом. Педагогические отделения созданы п6 8 специальностям.
Большую помощь в усилении практической подготовки студентов оказывают созданные в средних школах опорные пункты кафедр, которые позволяют более полно использовать возможности высококвалифицированных учителей. Они читают спецкурсы, проводят практические занятия по методике преподавания, организуют педагогическую практику. Студенты педагогических специальностей постоянно поддерживают связь со школой: проводят внеклассные мероприятия, профориен-тационную работу, руководят кружками, работают с трудными подростками и т. д. Сейчас заканчиваются подготовительные работы по переводу в раз-
ряд гимназии при университете Саранской средней школы № 39. На базе математического факультета работает класс юных программистов для учащихся 9—10-х классов школ г. Саранска, Занятия со школьниками проводят студенты -ста р ше ку р с н и ки.
В целях координации деятельности звеньев, ориентированных на подготовку высококвалифицированных кадров для школ, в университете разработана программа «Учитель», в которой раскрываются концепция, основные этапы и формы подготовки. Программа одобрена участниками Всесоюзного научно-методического совещания «Повышение качества подготовки преподавателей в государственных университетах в свете реформы общеобразовательной и профессиональной школы и основных направлений перестройки 'высшего и среднего специального образования в стране», состоявшегося на базе Мор-догского университета в октябре 1987 года.
Из сказанного следует, что научно-педагогические коллективы естественных факультетов университета твердо встали на путь интеграции образования с производством и наукой. Но впереди их ждет упорная и кропотливая работа в этом направлении.
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — НА УРОВЕНЬ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИИ
Доцент А. И. ЛЕЩАНКИН
Масштабы подготовки инженерных кадров в университете определились исходя из темпов, особенностей и перспектив развития основных отраслей народного хозяйства республики. Подготовка инженеров осуществляется на четырех факультетах и в Рузаевском филиале по 10 специальностями 16специализациям. На 25 кафедрах этого блока факультетов обучением и воспитанием занято 200 штатных преподавателей, в том числе 4 профессора, док-
тора наук и 123 доцента, кандидата наук. В настоящее время по дневной, вечерней и заочной формам обучается около 5,5 тысячи студентов, в том числе более 2 тысяч на станционаре.
Становление инженерного образования началось в шестидесятые годы. За этот период подготовлено около 18,5 тысячи специалистов, что позволило 85% инженерного корпуса республики укомплектовать выпускниками университета.
Материально-техническая база факультетов, организационная структура кафедр и других подразделений, кадровый состав преподавателей, всесторонние связи с отраслями позволяют гибко реагировать иа запросы, предприятий-заказчиков, вводить дефицитные специализации, переходить и,а программно-целевую подготовку специалистов.
На факультетах и кафедрах сформирована система подготоэкц инженеров через интеграцию обучения, воспитания, научной и производственной деятельности. Осуществлен переход на новые учебные планы, существенно пересмотрена их структура, сокращена аудиторная нагрузка при увеличении объема индивидуальной и самостоятельной подготовки. Все кафедры разработали по каждой дисциплине рабочие программы, которые учитывают современные тенденции в организации учебного процесса, достижения науки, техники и передового опыта. Совершенствуются формы организации непрерывной практической подготовки с получением рабочих профессий по профилю соответствующей специальности.
Технология подготовки инженеров, отвечающих требованиям сегодняшнего и завтрашнего дня, предусматривает сквозную пдеологическо-мировоззрен-ческую и непрерывную экономическую подготовку. Приоритетным направлением в учебном процессе является непрерывность общения со средствами вычислительной техники.
Коллективы кафедр совершенствуют содержание образования и повышают качество преподавания путем интенсификации учебного процесса, создания условий для активизации познавательной деятельности студентов, развития их творческих и деловых качеств,' эффективного использования научного и интеллектуального потенциала, осознания каждым студентом своей личной ответственности за качество учебы.
Подготовка специалистов, ориентированных иа перспективный уровень развития науки и техники, на перспективные потребности отраслей народного хозяйства республики, основана на
максимальном использовании знаиий,
* ► *
умении и навыков, полученных студентами на производстве, обучении на примерах решения- реальных-производственных задач во всех видах академиче-
*
ской деятельности, в том числе в курсовом и дипломном проектировании.
Вечерняя и заочная формы обучения на инженерных факультетах, ставшие важной составной частью единой системы непрерывного образования, главным каналом получения высшего инженерного образования работающей молодежью, охватывают контингент студентов в 3,5 тысячи человек.
Студенты, обучающиеся без отрыва от производства, существенно различающиеся по возрасту, семейному положению, профессиональной довузовской подготовке и многому другому, ставят перед преподавательским составом непростые проблемы по обеспечению раци-оналыюй технологии обучения. И что-
бы обеспечить выпуск специалистов широкого профиля, обладающих необходимой творческой инициативой, са-
, , /Ж - Т- ^ « , Г ' - - - ,
мостоятельностью в принятии решений, эрудицией и культурой, деканаты и кафедры совершенствуют, систему организации учебного процесса и контроля знаний, сснащают лабораторный практикум соврем е нн ым учебной аучным оборудованием, постоянно обновляют методическое обеспечение, предусматривают эффективное использование всех форм и методов НИРС, создают условия для привлечения к педагогической деятельности ведущих специалистов с производства.
Понимая значимость влияния науч-но-технического прогресса на жизненный уровень народа, неблагополучное состояние экологии в регионе, возрастающую ответственность за принятие
конкретных технических решении, коллектив преподавателей и ' студентов прцшел к пониманию необходимости гуманитаризации инженерного образования, которая реализуется через изучение системы гуманитарных курсов и через расширение ее аспектов в преподавании естественнонаучных, обще-технических и специальных дисциплин. Успех может быть'обеспечен за счет
* ч
активизации деятельности созданного в университете Института общественных .наук; кафедр этики/психологии, эстетики, теории и истории культуры, истории и теории религии и атеизма.
Важную роль в деле подготовки высококвалифицированных специалистов выполняют филиалы профилирующих .кафедр: светотехнического факультета—на Çn 0« Лись м а » и НПО «Неон», образующих ед ин ы й у чеб но - научно -производственный комплекс «Свет» ; факультета электронной техники — на ПО «Орбита» и «Электровыпря-.митель»; строительного факультета — на ТСО Мордовстрой, в институтеМор-довгражданпроект; факультета механизации и электрификации сельского хозяйства — на НПО «Нива», в объединениях «Коммунэнерго» и Мордов-автртранс; Рузаевского филиала — на завюдах «Лал» и «Химмаш».
Факультеты и кафедры отрабатывает новый механизм взаимоотношений с отраслями народного хозяйства .региона и базовыми предприятиями. Основополагающими принципами этих взаимоотношений являтотся частичная компенсация предприятием стоимости подготовки специалиста' тг заключение трехстороннего договора студент — университет — предприятие ~на целевую индивидуальную подготовку. Средства, полученные университетом от предприятий за подготовку специалистов, транслируются в определенном лроцентном отношении на факультеты
и кафедры и используются ими для укрепления их материально-технической базы. Таким образом, понятия «хозрасчет» и «самофинансирование» реально входят в нашу деятельность.'
У истоков создания и совершенствования инженерного образования в университетет стояли доцецты: В. И.-Мака-ров и Д. С. Пилипко — на факультете механизации сельского хозяйства!, В. А. Карташов и С. О. Левков — на строительном, Е. В. Русаков и В. С. Бог-рый — на факультете электронной техники, Ф. С. Казанцев — на светотехническом факультете: Они передали э^га* фету достойным продолжателям лучших традиций,г воспитанникам универ-сйтета профессорам В. П. Селяеву, Г1. П. Лезину, Ю. А. Вантюсову, Б. М. Люпаеву.
Самоотверженно трудятся, отдавая много сил и энергии обучению и воспитанию нового поколения^инженеров,декан факультета электронной"1 техники доцент С. А. Нестерову декан факультета'механизации и' электрификации сельского хозяйства доцент В. В. Кона-ков, декан строительного факультета доцент Л. Н. Невёселый, декан светотехнического факультета ' ' 4 доцент Л. В. Абрамова, директор -Рузаевского филиала доцент А. М. Коленченко.
Темпы и реальные успехи перестройки инженерного 'образования ^значительной степени зависят' от присущих коллективу' преподавателей11 г университета активности и йнициативноста.
ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК НОВОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТА
Кандидат Философских наук А. И: МАРТЫНОВ
19 сентября 1987 года бюро Мордовского обкома КПСС, Совет Министров МАССР и коллегия Минвуза РСФСР в совместном :постановлеййй утвердили
основные направления развития Мор-дойского гоеударс!твейного университета1 имени Н. П. Огарева на периода до 2000 года, 6 которых четко определены